Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)
Оценка 4.9

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
биология
11 кл
26.01.2017
Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)
Элективный курс «Биология и жизнь» предназначен для учащихся 11-х классов общеобразовательных школ. Биология одна из самых авторитетных наук. Значение науки возрастает с каждым годом, поэтому эта отрасль естествознания является одной из ведущих в XХI столетии. Достижения современной биологии неоспоримы, они используются в разных сферах хозяйственной деятельности человека.документ с текстом работы
эл.курс - 11.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каракулинская средняя общеобразовательная школ» Каракулинского района «Рассмотрено»    »                                                            «Утверждено» научно­методическим                                                     руководителем ОУ советом                                                                             Приказ  №____ Протокол №______                                                          от ____________ от ______________                                                          ________ Г.В. Мухачева.            «Согласовано    Протокол  №____               от___________  заседания школьного                                                   методического объединения                                      Программа элективного курса для учащихся 11­А класса «Биология и жизнь»                                                                                    Составитель:                                                                                             учитель биологии                                                                                        I кв. категории                                                                                         Шаклеина Л.В. 2015 год ЛИСТ   ЭКСПЕРТНОЙ   ОЦЕНКИ ПРОГРАММЫ    ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ (Ф.И.О. учителя, название элективного курса, ОУ) № Критерии  Экспертные оценки программы 1 2 3 средня я 1. Соответствие концепции  профильного и  предпрофильного обучения 2. Новизна для обучающихся 3. Мотивирующий потенциал 4. Полнота содержания 5. Связность и системность  изложенного материала 6. Инвариантность содержания 7. Методы обучения 8. Практическая  направленность Реалистичность с точки  зрения ресурсов 9. 10. Степень контролируемости 11. Формальная структура  программы Итого: 1. __________________________________________________________ 2. __________________________________________________________ 3. __________________________________________________________ (Ф.И.О. эксперта, должность, подпись, число) Рецензенты:____________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Аннотация           Элективный курс «Биология и жизнь»   предназначен для учащихся 11­х классов общеобразовательных школ. Биология одна из самых авторитетных наук. Значение науки возрастает с каждым годом, поэтому эта отрасль естествознания является одной из ведущих в  XХI  столетии. Достижения современной биологии неоспоримы,   они   используются   в   разных   сферах   хозяйственной   деятельности человека.    Биологические   знания   расширяют   наши   представления   о   живом, способствуют освоению новых методов профилактики болезней и лечения людей, разработке   действенных   мер   по   обеспечению   растущего   населения   Земли продовольствием   и   охране   природы.   Решение   этих   и   других   немаловажных проблем невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров, которая осуществляется   в   высших   учебных   заведениях.   Поэтому   к   абитуриентам, поступающим   в     вузы   биологического,   медицинского   и   сельскохозяйственного профиля,   предъявляются   высокие   требования,   которые   многим   из   них оказываются не под силу. Одной из причин этому является то, что биология в школе изучается на протяжении ряда лет – с шестого класса по одиннадцатый. Конечно уровень изложения и преподнесения биологических знаний в младших классах и в старших классах неодинаков. К тому же учащиеся изучают общую биологию,  основательно забыв ботанику, зоологию, анатомию человека. Поэтому, важно   в   данном   курсе   не   только   повторить,   углубить,   расширить   пройденный ранее   учебный   материал,   но   и   показать   единство   природы   различных биологических систем на всех уровнях их организации, подчиняющихся   общим законам происхождения, развития, строения, жизнедеятельности. Пояснительная записка                         Элективный  курс «Биология  и  жизнь» включает  теоретическую   и практическую   части,   общим   количеством   34   часа   (1   час   в   неделю). Курс   состоит   из     разделов:   ботаника,   зоология,   анатомия   человека,   общая биология. Материал преподносится учащимся в эволюционном плане, что дает целостное представление о биологии как науке. Такой подход способствует более глубокому   пониманию   исторического   развития   органического   мира,   поскольку знание   общебиологических   закономерностей   позволяет   рассматривать особенности   строения   и   жизнедеятельности   растений,   животных   как   результат предшествующей эволюции.      Предлагаемый элективный курс расширяет и углубляет знания учащихся о строении,   жизнедеятельности   организмов   как   биологических   систем.   При использовании   репродуктивного   и   продуктивного   методов   обучения   курс позволяет   осуществлять   синтез   знаний   и   умений   учащихся,   а   также   показать картину биологических процессов их тесную взаимосвязь. Теоретическая   часть   курса,   во­первых,   раскрывает   сущность   строения      живых организмов. Во­вторых,  классификацию растительного и животного мира, место   человека   в   природе   и   эволюционном   процессе.   В­третьих,   раскрывает механизм   действия   биологических   законов.   расширяет представление   учащихся   о   единстве   происхождения   и   существования органического мира. В процессе изучения данного курса важное место занимают практические       работы,   так   как   умение   ставить   опыты,   проводить   наблюдения   обязательный компонент в формировании биологической компетентности.       Использование   разнообразных   форм   организации   учебно­воспитательного процесса ­  лекций, семинаров, практических работ, экскурсий – позволяет связать изучаемый   курс   с   жизнью,   с   практикой.   Работа   учащихся   с   информацией, подготовка рефератов, проведение конкурсов на лучший из них   способствует развитию навыков самообразования.      Кроме того, курс систематизирует и актуализирует знания учащихся, что позволяет в дальнейшем более плодотворно подготовиться к ЕГЭ и поступлению в вуз.     Цель программы:   В­четвертых,  помочь   учащимся   поднять   уровень   знаний   так,   чтобы   всё   разнообразие живой   природы   воспринималось   ими   как   единая   система   с   общими законами   происхождения,   развития,   закономерностями   строения     и жизнедеятельности. Задачи курса:  Раскрыть   сущность   строения   живых   организмов,     классификацию растительного и животного мира, место человека в природе и эволюционном процессе, механизм действия биологических законов.  Расширить   представление   учащихся   о   единстве   происхождения   и существования органического мира.  Создать   условия   для   формирования     у   учащихся   интеллектуальных   и практических умений в области исследования биологических фактов.   Развить   мировоззренческие   представления   через   изучение   конкретных   и частных явлений реального мира.  Научить   выявлять   наиболее   актуальные   проблемы   современной биологической науки.  Создать условия для развития  навыков самообразования. Ожидаемые результаты осуществления программы.  Формирование целостного представления о живом организме.  Углубление   основ биологических знаний и умений.  Улучшение навыков работы с тестами ЕГЭ.  Продолжение   работы   по   формированию   знаний   о   сохранении   здоровья человека.  Улучшение навыков самоконтроля. В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы: Знания и представления:  о многообразии организмов;  строении и функционировании организмов разных царств;  о   биологических   объектах,  процессах,  явлениях,  проявляющихся   на   всех уровнях организации жизни.  Умения:  Применять биологические  знания в практических ситуациях(практико­ ориентированное задание).  Сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.  Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.  Решать  задачи  по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.  Решать  задачи   молекулярной биологии  базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации. Формы и методы работы.                                                                                               Для  реализации поставленных задач и цели курса используются различные методы преподавания: беседа, лекция, семинар. Для получения лучших результатов,  применяются технологии  проектной деятельности и иформационно­ компьютерные.       В преподавании данного курса используются следующие виды деятельности  учащихся: ­ практические работы; ­ дискуссии; ­ диспуты; ­ мозговые штурмы; ­ самостоятельная работа с информацией; ­ создание мини – проектов, рефератов, их защита;  ­ творческие работы: экологические плакаты, буклеты. Критерии оценивания курса:  1. Текущий   контроль   (оценка   активности   при   обсуждении   проблемных вопросов, результатов выполнения домашнего задания); 2. Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования); 3. Итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов) Оценка   работ   проводится   по   5­ти   балльной   шкале   с   учетом   объема, качества, уровня сложности выполненных работ. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №  п./п. 1 2 3 Наименование темы Введение. Биология как наука. Царства живой  природы.    Входная диагностика.  Наука ботаника. Основные группы растений.   Анатомия и физиология растений. 4 Наука зоология. Классификация животных. 5  Анатомия и физиология животных.  6  Анатомия и физиология человека. Эволюция  человека. 7  Общая биология. Основные разделы общей  биологии. Все­ го ча­ сов. 2 4 5 4 5 5 7 В том числе Прак­ Тео­ рия  тич.   Формы  контроля 2 3 3 3 4 4 5 Сообщение.  Презентация. Составление  схем, отчет по  практической  работе Составление  схем, отчеты по практическим  работам Составление  схем, отчет по  практической  работе Составление  схем, отчет по  практической  работе Составление  схем, отчет по  практической  работе Составление  схем, отчеты по практическим  1 2 1 1 1 2 8 Обобщение 3 работам Решение  задач.Защита  рефератов.  Презентации  творческих  работ,  проектов. Итого: 34 23 8 Содержание курса Введение (2 часа). Тема 1. Биология как наука. Задачи современной биологии и её достижения. Цель занятия:  расширить знания учащихся о биологии, ее значении в жизни  человека. Определение науки. Понятие «жизнь». Задачи биологии, её новые  достижения. Тема 2. Царства живой природы. Цель занятия: углубить знания об отличительных признаках представителей  царств, их роли в жизни человека..  Общая характеристика царств живой природы: грибы, животные, растения и  бактерии. Филогенетическая связь.  Наука ботаника. Основные группы растений (4 часа). Тема 1. Ботаника, ее основные задачи.  Цель занятия: углубить знания о предмете изучения ботаники.  Ботаника, ее основные задачи. Классификация растительного мира. Таксон.  Таксономические единицы. Тема 2. Основные группы растений и их характеристика. Низшие растения. Цель занятия:  углубить знания об особенностях растений, их отличительных  признаках, их роли в жизни человека.  Отличительные признаки растений. Низшие и высшие растения.  Характеристика низших растений, их отличительные особенности. Тема 3. Высшие растения.  Цель занятия: углубить знания о высших растениях.  Жизненные формы цветковых растений: травянистые, кустарники, деревья.  Систематика.Эволюция растений. Фитоценоз и его структура. Тема 4. Практическая работа №1. Морфологические признаки растений разных  систематических групп. Цель занятия:  сформировать умение выявлять и описывать сходства и различия  растений разных систематических групп. Морфология, систематика, таксон. Сходства и различия растений разных  систематических групп. Анатомия и физиология растений (5 часов). Тема 1. Анатомия и физиология растений.  Цель занятия:  углубить знания о предмете изучения анатомии и физиологии  растений.  Определения и предмет изучения анатомии и физиологии растений.   Строение растительной клетки, её отличительные признаки. Тема 2. Строение и функции вегетативных органов растений. Цель занятия:  углубить знания о вегетативные и генеративных органах растения,  их роли в жизни человека.   Вегетативные  и генеративные органы растения.  Строение вегетативных  органов растений (корень, стебель, лист). Физиологические процессы: питание,  дыхание, фотосинтез. Тема 3. Строение и роль генеративных органов растений.  Цель занятия: углубить знания о строении и функциях генеративных органов  растений.  Строение и роль генеративных органов растений (низших и высших).  Андроцей и гинецей. Размножение низших растений. Размножение высших  растений. Циклы развития. Чередование поколений. Двойное оплодотворение.   Тема 4. Семя. Цель занятия:  углубить знания о строении семян однодольных и двудольных  растений, их роли в жизни человека.  Строение семени. Прорастание семян. Способы распространения семян  цветковых растений. Условия прорастания семян. Механизм распространения  семян. Тема 5. Практическая работа №2. Ткани растений. Особенности строения  растительной клетки. Цель занятия:  сформировать умение определять ткани растений. Практическая работа №3. Плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки.  Определение активности каталазы в растительных клетках. Цель занятия: сформировать умение определять активность каталазы в  растительных клетках.   Наука зоология. Классификация животных (4 часа). Тема 1. Зоология, ее значение в жизни человека. Цель занятия: углубить знания о зоологии, показать ее роль в жизни человека.  Предмет изучения зоологии. Значение знаний зоологии. Классификация  животного мира.Таксономические единицы. Эволюция. Филогенетическая связь  растений и животных.   Тема 2. Отличительные признаки животных. Цель занятия:  углубить знания об особенностях животных, их отличительных  признаках,  их роли в жизни человека.  Одноклеточные, многоклеточные (беспозвоночные, позвоночные) животные.  Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных. Эволюция. Тема 3. Эволюция животных. Место и роль животных в биогеоценозе. Цель занятия:  углубить знания о филогенезе.  Эволюция животных. Место и роль животных в биогеоценозе. Биогеоценоз.  Экологическая ниша. Роль животных в биогеоценозе. Круговорот веществ. Тема 4. Практическая работа №4. Определение систематической принадлежности животных. Цель занятия:  сформировать умение определять систематическую  принадлежность животных. Анатомия и физиология животных. (5 часов). Тема 1. Анатомия и физиология животных.  Цель занятия: углубить знания о предмете изучения анатомии и физиологии  животных. Предмет изучения анатомии и физиологии животных. Одноклеточные и  многоклеточные животные. Строение животной клетки, её отличительные  признаки. Органы, системы органов, физиологические процессы (питание и  пищеварение, дыхание, кровообращение, выделение, размножение животных).  Тема 2. Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и  беспозвоночных животных.  Цель занятия: углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности  одноклеточных и беспозвоночных животных, их роли в жизни человека. Одноклеточные животные: Саркодовые, Саркожгутиконосцы, Инфузории  Размножение одноклеточных. Конъюгация, половое и бесполое размножение.  Беспозвоночные животные. Особенности строения беспозвоночных животных.  Тема 3. Особенности строения и жизнедеятельности позвоночных животных. Цель занятия:  углубить знания о позвоночных животных, их роли в жизни человека.  Особенности строения и жизнедеятельности позвоночных животных.  Физиологические процессы. Питание, дыхание, выделение, размножение  животных. Сравнительная характеристика кровеносных и нервных систем  позвоночных животных. Тема 4. Физиологические адаптации животных. Цель занятия: углубить знания об адаптации.  Физиологические адаптации. Конвергентная эволюция.   Тема 5. Практическая работа №5. Морфологическая и анатомическая  характеристика животных (беспозвоночных или позвоночных). Цель занятия: сформировать умение описывать морфологическую и  анатомическую характеристику животных (беспозвоночных или позвоночных). Анатомия и физиология человека. Эволюция человека (5 часов). Тема 1. Анатомия человека. Цель занятия:  углубить знания об анатомии и систематике человека.  Анатомия человека.Систематическая принадлежность человека. Эволюция  человека. Органы и системы органов человека. Тема 2. Нервно – гуморальная  регуляция.  Цель занятия: углубить знания о нервно­гуморальной регуляции.  Нервно – гуморальная  регуляция. Координация и регуляция. Строение нервной  системы. ЦНС, периферическая нервная система.   Тема 3. Органы, системы органов. Цель занятия: углубить знания о особенностях строения органов и систем органов  человека. Строение опорно­двигательной, пищеварительной, кровеносной,  дыхательной, выделительной систем, кожа. Органы чувств. Физиологические процессы. Питание и пищеварение, движение крови по  Тема 4. Физиологические процессы: питание, дыхание, кровообращение,  выделение. Цель занятия:  углубить знания о физиологических процессах.   сосудам, образование первичной и вторичной мочи. Тема 5. Особенности высшей нервной деятельности. Работы Павлова, Сеченова. Практическая работа №6. Условные и безусловные рефлексы. Цель занятия: сформировать умение различать условные и безусловные рефлексы. ВНД. Рефлекс, рефлекторная дуга. Условные и безусловные рефлексы Общая биология. Основные разделы общей биологии (7 часов). Основные разделы общей биологии и их краткая характеристика.  Тема 1. Общая  биология, ее достижения.  Цель занятия: углубить знания о разделах общей биологии.   Достижения современной биологии.Семейство биологических наук. Значение  биологии.   Тема 2. Молекулярная биология и биохимия.  Цель занятия: углубить знания о нуклеиновых кислотах, их строении, биосинтезе,  и значении.  Строение и биосинтез ДНК и РНК. Виды РНК. Функции нуклеиновых  кислот. Тема 3. Обмен веществ. Цель занятия:  углубить знания об обмене веществ. Обмен веществ. Биосинтез белка. Гликолиз. Транскрипция, трансляция,  оперон, рибосомы, кодон, антикодон. Анаэробный гликолиз, аэробный гликолиз.  Катаболизм. Тема 4. Генетика и селекция.  Достижения современной генетики и селекции. Цель занятия: углубить знания о генетике и селекции.  Генетика и селекция.  Достижения современной генетики и селекции. Генетика человека. Трансгенные организмы. Порода, сорт.   Тема 5. Экология. Экологические проблемы современности. Цель занятия: углубить знания о предмете изучения экологии. Экология. Предмет изучения экологии. Экологические проблемы  современности. Биогеоценоз, экологическая система. Законы существования  экологических систем. Биосфера и ноосфера.  Тема 6. Практическая работа №7. Решение задач по молекулярной биологии. Цель занятия: сформировать умение решать задачи по молекулярной биологии. Тема7. Практическая работа №8. Решение генетических задач. Составление  родословной.  Цель занятия: сформировать умение решать генетические задачи, составлять  родословную.  Тема 8. Современный взгляд на эволюцию органического мира. Эволюционные теории Линнея, Дарвина. Современные представления об  эволюции. Тема 9. Защита рефератов. Презентации творческих работ, проектов. Список литературы, используемой учителем. 1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В.  Методическое пособие к учебнику “Общая биология” ­ М.: МИРОС, 2000. – 93с. 2. Н.Л.Галеева.,«Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»­ методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания»,2006г. 3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек.  Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с. 4. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.:  Просвещение, 1981. – 192с. 5. Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с. 6. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос1980. 7. Б.Х.Соколовская. 120 задач по генетике(с решениями).М.: Центр РСПИ,1991.­88с. 8. С.Д.Дикарёв Генетика : Сборник задач.­М.: Издательство «Первое сентября»,2002.­112с. 9. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек.  Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с. Список литературы, рекомендованной для учащихся. 1. П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник  для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; 1 часть . –  М.; Просвещение. ­ 2006. 2. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум  для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень 3. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. Основы биологии (курс для   . самообразования). – М.; Просвещение, 1992 4. Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов ­ СПб: Тригон,  2005. ­ 128 с. М: Дрофа, 2005. ­ 240 с. 5. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. ­ М.: Рольф. 1999. – 496с. 6. Самоучитель для решения задач по генетики. 2 части. Г.И. Подгорнова. В  «Перемена"1988г. 7. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1992. Multimedia – поддержка курса «общая биология» 1. «Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология» 2. «Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология» Интернет­ресурсы 1. http://www  Мефодий»  .  km   .  ru   /  education ­ Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и  2. http://school­collection.edu.ru/catalog/search  ­ Единая коллекция цифровых  образовательных ресурсов 3. http://window.edu.ru/window/ ­ единое окно доступа к образовательным ресурсам  Интернет по биологии.  4. http://www.5ballov.ru/test ­ тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии. 5. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html ­тесты по биологии. 6. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ ­ тестирование On­line по биологии для учащихся 5­ 11классов.

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)

Рабочая программа по элективу «Биология и жизнь»(11 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2017