Контрольно-измерительные материалы по астрономии
Оценка 4.9

Контрольно-измерительные материалы по астрономии

Оценка 4.9
docx
20.02.2020
Контрольно-измерительные материалы по астрономии
КИМ астрон.docx

 

Контрольная работа № 1

по теме «Практические основы астрономии»

Назначение работы: проверить соответствие знаний, умений и основных видов учебной  деятельности обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме: «Практические основы астрономии»

Распределение заданий по уровню сложности: задания относятся к базовому уровню.

Время выполнения работы:40 мин

Проверяемые результаты обучения:

Личностные: проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традициям других народов.

Метапредметные: анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста.

Предметные: формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причи-

ны введения часовых поясов; анализировать взаимосвязь точного времени и географической долготы; объяснять необходимость введения високосных

лет и нового календарного стиля

Система оценивания работы:

Следует отметить особенности подходов к оцениванию контрольных работ. Наиболее эффективно критериальное оценивание. Примерное распределе-

ние критериев оценивания приведено ниже.

Баллы Характеристика решения

5б  Верное решение. Допустимы недочеты, в целом не влияющие на решение

4б  Решение в целом верное, однако содержит существенные ошибки, не относящиеся к астрономии (например, математические)

3б  Есть понимание природы явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений (не использован закон), в результате полученная часть решения не позволяет прийти к результату

2б  Есть отдельные уравнения (законы), относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении)

1б  Решение полностью неверно или отсутствует

Общее количество задач — 10, следовательно, учащиеся могут набрать за всю работу 50 баллов.

Целесообразно использовать следующую таблицу перевода «сырых» баллов в отметку: «5» — от 38 до 50 баллов; «4» — от 28 до 37 баллов; «3» — от 20 до 27 баллов, «2» — менее 20 баллов. Принцип выставления баллов основывается на том, что отметка «3» свидетельствует о понимании направления приложения законов и закономерностей, а также изученных понятий. Более широкие границы отметки «5» позволяют стимулировать интерес к дальнейшему изучению предмета.

 

1. Козерог, Дракон, Рыбы, Лев, Змееносец, Рак. Найдите лишнее в этом списке. Обоснуйте свой ответ.

2. В одной из телепередач, посвященных жизни и творчеству А. С. Пушкина, ведущая заявила, что существует «до сих пор не разгаданная загадка, связан-

ная с жизнью поэта». Загадка состояла в следующем. А. С. Пушкин родился 26 мая (по старому стилю). Всем известно, что разница между старым и новым стилем составляет 13 дней. Однако мы празднуем день рождения Пушкина по новому стилю 6 июня, хотя разница между 26 мая и 6 июня — 11 дней. Внесите свой вклад в литературоведение — разгадайте

загадку.

3. Запишите данные предложения, заполнив пропуски в тексте. После каждого записанного предложения в скобках обоснуйте свой ответ.

1. На земном шаре день равен ночи круглый год только __________________.

2. Солнце взошло 21 марта 2011 г. (по местному времени) в Токио в ___ ч, а зашло в ___ ч. В этот же день в Новосибирске восход зафиксирован в ___ ч,

а заход — в ___ ч.

3. Восход Солнца в населенных пунктах, расположенных на экваторе, 2 августа наблюдается в ____ ч, 27 февраля — в ____ ч.

4. Июльские морозы и январские знойные дни являются обычными явлениями в средних широтах________________________.

4. Заполните пропуски в приведенном отрывке из книги Б. Ф. Билимовича «Световые явления вокруг нас»: «При наблюдении ___________, _________

______ и _______________________ в телескоп их изображение на сетчатке глаза увеличивается, и можно детально рассмотреть строение этих

тел. ______________ находятся значительно дальше, поэтому, когда мы наблюдаем их в телескоп, угол зрения тоже увеличивается, но не настолько, чтобы они стали видны в виде дисков. Они по-прежнему кажутся глазу светящимися_____________. Однако… когда мы смотрим в телескоп на ___________, в глаз попадает во столько раз больше света, во сколько раз площадь объектива ______________ площади ________________.

Поэтому телескоп увеличивает _____________

____________________________ и позволяет темсамым увидеть очень ______________________, не видимые невооруженным глазом».

5. На рисунках 1 и 2 приведены части карт звездного неба. Первая издана Московским обществом любителей астрономии в 1920 г., вторая — сотруд-

никами ГАИШ МГУ в 1998 г. Укажите не менее двух значимых различий данных карт и обоснуйте причину их возникновения, ведь на каждой из них отражена часть неба с областью созвездия Орион. На рисунке 2 можно отследить участки, для которых границы созвездий оказываются незначительно смещенными по отношению к линиям координатной

сетки вверх влево, при этом значимых причин в виде определенных небесных объектов для столь малого смещения нет. Поясните, с чем связано данное смещение границ, которые было бы рациональнее проводить по сетке постоянных небесных координат —склонений и прямых восхождений. Когда можно ожидать «совпадения» данных линий?

6. Незаходящая звезда наблюдается в верхней кульминации на высоте 50°46, в нижней кульминации — на высоте 35°54. Определите географическую

широту местности, на которой находится наблюдатель.

7. Самые слабые звезды, которые можно получить на фотографии крупнейшим в мире телескопом, относятся к 25-й звездной величине. Во сколько раз они слабее, чем звезды 1-й звездной величины?

8. В бытовой речи можно услышать: Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. Верно ли это утверждение? Используйте для ответа следующие

данные из отрывного календаря на 2015 г.: 18 марта — долгота дня 12:01; 21 марта — день весеннего равноденствия; долгота дня 12:12; 23 сентября —

день осеннего равноденствия; долгота дня 12:11; 26 сентября — долгота дня 11:59. Поясните, почему для дат весеннего и осеннего равноденствия продол-

жительность дня не подтверждает их астрономическое название.

9. 20 марта произошло солнечное затмение. В Мурманской области можно было наблюдать лишь частичное солнечное затмение. Поэтому группа ас-

трономов, среди которых были и астрономы-любители, в этот день прибыли на Северный полюс Земли, чтобы наблюдать полное солнечное затмение. На какой высоте над горизонтом оно наблюдалось?

Рис. 1. Часть звездной карты из «Звездного атласа» А. А. Михайлова, 1920 г.

Рис. 2. Часть звездной карты из «Атласа звездного неба» под ред. А. П. Гуляева, 2000 г.

10. На рисунке 3 представлен старый флаг Турецкой Республики. На нем

имеется изображение лунного серпа и звезды. Серп какого месяца изображен

на флаге — молодого или старого? Ответ поясните. Могут ли лунный серп и звезда наблюдаться на небе в том виде, в каком они показаны на флаге?

Контрольная работа № 2

по теме «Строение Солнечной системы»

Назначение работы: проверить соответствие знаний, умений и основных видов учебной  деятельности обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме: «Строение  Солнечной системы»

Распределение заданий по уровню сложности: задания относятся к базовому уровню

Время выполнения работы:40 мин

Проверяемые результаты обучения:

Личностные: выражать личностное отношение к достижениям СССР и России в области космических исследований, выражать собственную позицию относительно значимости дальнейших научных космических исследований, запуска искусственных спутников планет; доказывать собственное мнение, характеризующее экологические проблемы запуска

искусственных аппаратов на околоземную орбиту и в межпланетное пространство.

Метапредметные: анализировать возможные траектории движения космических аппаратов, доказывать собственную позицию, характеризующую перспективы межпланетных перелетов.

Предметные: характеризовать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы; описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее.

 

1. В современной художественной литературе часто используют различные научные факты, которые приводятся с ошибками и неточностями. Так, в од-

ном популярном рассказе приводятся рассуждения, согласно которым главный герой обнаружил планетную систему у звезды Проксимы Центавра. При этом он смог увидеть ее с помощью телескопа в виде тон-

кого серпа. Подтвердите или опровергните слова главного героя. Мог ли он наблюдать планету в виде серпа в другой планетной системе? Покажите геометрически, при каких условиях можно наблюдать планету в виде серпа, и назовите планеты, которые могут быть обнаружены визуально невооруженным глазом или с помощью телескопа.

2. Какова масса Юпитера, если расстояние первого спутника Ио от Юпитера составляет 422 тыс. км, время его обращения вокруг гиганта составляет

831,77 сут? При решении примите расстояние от Луны до Земли 384 тыс. км, а сидерический период Луны относительно Земли 27,32 сут.

3. День весеннего равноденствия — 21 марта, день осеннего равноденствия — 23 сентября. Чему равны временные промежутки при переходе «весна — лето — осень» и «осень — зима — весна» между этими днями? Объясните на основе известных вам законов выявленную особенность.

4. Как изменяется расстояние до Луны при ее движении по эллиптической орбите вокруг Земли, если считать, что горизонтальный параллакс Луны колеблется от 60,3(в перигее) до 54,1(в апогее)?

5. Вычислите угловой диаметр Солнца, видимый с Венеры, при расстоянии между ними 108 млн км и радиусе Солнца, равном 695,5 тыс. км.

6. В «Школьном астрономическом календаре» гелиоцентрические долготы представлены в трех таблицах: для Меркурия, Венеры, Земли — через

10 сут., для Марса, Юпитера и Сатурна — через 20 сут., для остальных планет — через нефиксированные интервалы времени. На основании каких законов и закономерностей можно объяснить необхо-

димость разделения планет на данные группы?

7. Синодический период планеты Солнечной системы 500 сут. Определите большую полуось ее орбиты и звездный период обращения. Рассмотрите все

возможные варианты.

8. Искусственный спутник Земли равномерно движется по круговой орбите в плоскости земного экватора в направлении вращения Земли со скоростью 6,9 км/с. Через какое время он будет проходить через зенит пункта, лежащего на земном экваторе?

9. Какие практические задачи можно решать, используя спутник, который вращается вокруг Земли на высоте 36 340 км? С какой скоростью он движет-

ся? (Указание: определите период его обращения вокруг Земли.)

10. В какой точке орбиты искусственного спутника Земли его потенциальная энергия будет наибольшей, а в какой точке наименьшей? Укажите, на что

расходуется энергия спутника при переходе его в перигей.

 

Контрольная работа № 3

по теме «Природа тел Солнечной системы»

Назначение работы: проверить соответствие знаний, умений и основных видов учебной  деятельности обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме: «Природа тел Солнечной системы»

Распределение заданий по уровню сложности: задания относятся к базовому уровню

Время выполнения работы:40 мин

Проверяемые результаты обучения:

Личностные: проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятель-

ности.

Метапредметные: анализировать и отличать наблюдаемые явления прохождения Земли сквозь метеорные потоки.

Предметные: определять понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов

1. Уран вращается вокруг своей оси, «лежа на боку». Представьте, что так же начала вращаться Земля. К каким эффектам привело бы данное изменение

(перечислите не менее двух)?

2. Заполните пропуски в тексте: «Гипотеза Оорта объясняла многие особенности _______. Источником их образования он считал возможный взрыв планетоподобного тела, орбита которого пролегала между _______ и Юпитером. Одни осколки получили при этом примерно ________ орбиты и потеряли под действием солнечных лучей имевшийся первоначально газ. Они стали _______________ и карликовыми планетами. Другие, получившие

________________ орбиты, испытав возмущения многих планет, смогли удержать лед, аммиак, метан. Из них образованы __________».

3. В таблице приведено описание одной из планет Солнечной системы. Заполните таблицу — характеристику планеты. Составьте аналогичную таблицу для планеты Солнечной системы — представителя другой группы.

Описание в литературе (Томилин А. Н. «Занимательно об астрономии»)

«… Меньше Ганимеда (спутника Юпитера) и Титана (спутника Сатурна)

Но, несмотря на небольшие размеры… обладает вполне достойной силой

притяжения, что говорит о высокой плотности. Космический зонд «Мари-

нер-10» показал крайне слабое магнитное поле. Возможно… содержит

много железа. На освещенной части поверхности температура достигает

400 градусов Цельсия. Так что лицам, собирающимся провести там отпуск,

рекомендуется захватить асбестовые лодки и жаропрочные сапоги. Вас

ждут озера из расплавленного олова. Не помешает и бронированный зон-

тик — в качестве противометеоритной защиты»

4. Используя справочные данные, определите продолжительность суток на Марсе и его радиус. Используя эти данные, вычислите линейную скорость вращательного движения точки экватора Марса.

5. Какой вид имеют кольца Сатурна для наблюдателей, находящихся на экваторе и на полюсах Сатурна?

6. Среди планет Солнечной системы Юпитер и Сатурн обладают наибольшим сжатием. Объясните причину этого явления.

7. Можно ли на Луне наблюдать метеоры? Ответ поясните.

8. Французский ученый Ж. Бабинэ образно назвал кометы «видимое ничто». Поясните, какие физические характеристики имел в виду ученый.

9. Изобразите графически вид кометы при ее приближении к Солнцу. Сколько вариантов изображений можно представить?

10. Представьте, что геоцентрическая система мира верна. Допуская, что Плутон движется во круг Земли в плоскости ее экватора на расстоянии

6109 км с периодом в 1 сутки, рассчитайте орбитальную скорость Плутона и, сравнив ее со скоростью света, сделайте заключение о возможности дви-

жения Плутона вокруг Земли.


 

Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии»

Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии»

Козерог, Дракон, Рыбы, Лев, Змееносец,

Козерог, Дракон, Рыбы, Лев, Змееносец,

Когда можно ожидать «совпадения» данных линий? 6

Когда можно ожидать «совпадения» данных линий? 6

Метапредметные : анализировать возможные траектории движения космических аппаратов, доказывать собственную позицию, характеризующую перспективы межпланетных перелетов

Метапредметные : анализировать возможные траектории движения космических аппаратов, доказывать собственную позицию, характеризующую перспективы межпланетных перелетов

Какие практические задачи можно решать, используя спутник, который вращается вокруг

Какие практические задачи можно решать, используя спутник, который вращается вокруг

Не помешает и бронированный зон- тик — в качестве противометеоритной защиты» 4

Не помешает и бронированный зон- тик — в качестве противометеоритной защиты» 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020