Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Электростальский колледж»
(ГБПОУ МО «Электростальский колледж»)
|
Утверждаю зам. директора по УР ___________И.В. Краснобельмова
«____» ______ 20___ год _______ «____» ______ 20___ год _______ «____» ______ 20___ год _______
|
КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
07.02.01 АРХИТЕКТУРА
Базовая подготовка
ПОО.01 Естествознание: химия
Составил: преподаватель Тихонова Е.В.
г.о. Электросталь
2019год
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК образовательных дисциплин Протокол №_______ «___»________ 20___ год
Председатель ПЦК __________ (Е.В. Тихонова)
|
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК образовательных дисциплин Протокол №_______ «___»________ 20___ год
Председатель ПЦК __________ ( Е.В. Тихонова)
|
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК образовательных дисциплин Протокол №_______ «___»________ 20___ год
Председатель ПЦК __________ ( Е.В. Тихонова)
|
Разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 07.02.01 Архитектура, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 850, зарегистрированным Министерство юстиции РФ (рег. № 33633 от 19 августа 2014г).
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств. 2
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке. 4
3. Оценка освоения учебной дисциплины.. 6
3.1. Формы и методы оценивания. 6
3.2. Критерии оценивания устных ответов и письменных работ. 7
4. Контрольно-оценочные материалы для аттестации по учебной дисциплине. …10
5. Приложение № 1. Задания для проведения текущего контроля…………..10
6. Приложение № 2. Задания для проведения рубежного контроля…………21.
7. Приложение № 3. Задания для проведения итоговой аттестации………...23
8. Приложение № 4.Перечень рекомендуемых учебных изданий, словарей, Интернет-ресурсов для студентов……………………………………………..24
В результате освоения учебной дисциплины Химия обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС следующими умениями, знаниями, владениями которые формируют общие компетенции:
Коды компетенций |
Содержание компетенции |
Результат |
|
Общие компетенции |
|
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
знать: значение и место химии в своей будущей профессии |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
уметь: организовывать и проводить самоанализ и самооценку на основе наблюдений, проведения эксперимента, выполнения упражнений |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
уметь: создавать устные и письменные высказывания в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
уметь: применять информационные умения и навыки |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
уметь: использовать информационные технологии при поиске необходимой информации |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
|
уметь: применять навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
уметь: способствовать речевому взаимодействию и социальной адаптации членов команды |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
уметь: самостоятельно заниматься самообразованием и саморазвитием в области химии
|
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
владеть: нормами знаний в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения |
Студент должен уметь:
У1- давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность; валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
У2- называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
У3- записывать химические процессы с помощью уравнений химических реакций;
У4- объяснять сущности химических процессов; классифицировать химические реакции и процессы по различным признакам;
У5- выполнять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности;
У6- самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников, компьютерных технологий;
У7- решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
У8- объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве.
Студент должен знать:
З1-основные законы и теории химии;
З2-важнейшие вещества и материалы; характеристики их состава, строения, свойств, получение и применение важнейших металлов, неметаллов, классов углеводородов и других представителей органических соединений;
З3- химические термины и символику.
Формой аттестации по учебной дисциплине химия является зачет.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине Химия осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции |
Показатели оценки результата
|
Форма контроля и оценивания
|
Уметь: |
|
|
OК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Знает значение и место химии в своей будущей профессии |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
организовывать и проводить самоанализ и самооценку на основе наблюдений, проведения эксперимента, выполнения упражнений |
Правильно и вовремя выполненная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине. |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
создавать устные и письменные высказывания в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения |
Правильно выполненная и вовремя сданная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Умеет применять информационные умения и навыки |
Правильно выполненная и вовремя сданная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Умеет использовать информационные технологии при поиске необходимой информации
|
Правильно выполненная и вовремя сданная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине. |
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми. |
Умеет применять навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
Правильно выполненная и вовремя сданная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине. |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
Умеет способствовать речевому взаимодействию и социальной адаптации членов команды
|
Правильно выполненная и вовремя сданная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Умеет самостоятельно заниматься самообразованием и саморазвитием в области химии |
Правильно выполненная и вовремя сданная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине. |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
нормами знаний в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения |
Правильно выполненная и вовремя сданная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине. |
Уметь: |
|
|
У1 давать определение и оперировать химическими понятиями |
Практические работы. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала |
Выполнение практических работ и защита отчѐтов по практическим работам |
У2 называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре; |
Практические работы. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала |
Выполнение практических работ и защита отчѐтов по практическим работам |
У3 записывать химические процессы с помощью уравнений химических реакций |
Практические работы. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала |
Выполнение практических работ и защита отчѐтов по практическим работам |
У4 объяснять сущности химических процессов; классифицировать химические реакции и процессы по различным признакам |
Практические работы. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала |
Выполнение практических работ и защита отчѐтов по практическим работам; подготовка докладов рефератов; выполнение лабораторных опытов |
У5выполнять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности;
|
Практические работы. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала |
Выполнение практических работ и защита отчѐтов по практическим работам; выполнение лабораторных опытов |
У6 самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников, компьютерных технологий;
|
Практические работы. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала |
Выполнение практических работ и защита отчѐтов по практическим работам; подготовка докладов рефератов; проектная деятельность; |
У7решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям; |
Практические работы. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала |
Выполнение практических работ и защита отчѐтов по практическим работам |
У8 объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве.
|
Практические работы. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала |
Выполнение практических работ и защита отчѐтов по практическим работам; подготовка докладов рефератов; проектная деятельность; выполнение лабораторных опытов |
Знать: |
|
|
З1 основных законов и теорий химии; |
Лекции. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала. Подготовка к занятиям |
Практические занятия; внеаудиторная работа; самостоятельная работа студентов; Выполнение самостоятельных и контрольных работ; выполнение упражнений; Подготовка презентаций, докладов, рефератов. |
З2 важнейшие вещества и материалы; характеристики их состава, строения, свойств, получение и применение важнейших металлов, неметаллов, классов углеводородов и других представителей органических соединений; |
Лекции. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала. Подготовка к занятиям |
Практические занятия; внеаудиторная работа; самостоятельная работа студентов; Выполнение самостоятельных и контрольных работ; выполнение упражнений; Подготовка презентаций, докладов, рефератов. |
З3 химические термины и символику. |
Лекции. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала. Подготовка к занятиям |
самостоятельная работа студентов; Выполнение самостоятельных и контрольных работ; выполнение упражнений; |
3. Оценка освоения учебной дисциплины Химия:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине Химия, направленные на формирование общих компетенций.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных заданий, исследований.
3.2. Критерии оценивания устных ответов и письменных работ по химии.
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
• глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
•осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
•полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка устного ответа
Оценка «5»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
• ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка письменных работ
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Оценка «5»:
• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»:
• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием
Оценка «3»:
• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Оценка «5»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
• дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
• план решения составлен правильно;
•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка письменных самостоятельных, практических и контрольных работ
Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
При оценке выполнения письменных работ необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
4. Контрольно-оценочные материалы для аттестации по учебной дисциплине
Приложение №1
Задания для проведения текущего контроля и практических занятий
Тема: углеводороды и их природные источники
Практическое занятие № 1. Структурные формулы органических веществ, изомеры и гомологи.
1 вариант
1.К какому классу относятся следующие соединения:
А) СН3 – СН2– СН2 –С = О
│Н
Б) СН3 – СН2– СН2 –СООН
В) СН3 – СН2– СН3
Г) СН3 – О - СН3
2. Составьте структурные формулы изомеров октана. Приведите 2 примера гомологов.
3. Найдите среди предлагаемых ниже соединений гомологи и изомеры. Определите вид изомерии:
А) СН3 – СН2– С С – СН2– СН3
Б) СН2 = СН– СН = СН – СН3
В) СН3 – СН = СН - СН = СН– СН3
Г) СН2 = СН– СН3
2 вариант
1. 1) Составить формулы предельных углеводородов по называниям: 2 – этилгептан;
2) Составьте структурные формулы 2-х гомологов , 2 - х изомеров пентана, назвать их.
|
2. 1) Составить формулы предельных углеводородов по называниям: 2,5- диметилгексан;
2) Составьте структурные формулы 2-х гомологов , 2 - х изомеров гексана, назвать их.
|
3. 1) Составить формулы предельных углеводородов по называниям: 3 – метил- 3 – этилгептан;
2) Составьте структурные формулы 2-х гомологов , 2 - х изомеров гептана, назвать их.
|
4. 1) Составить формулы предельных углеводородов по называниям: 2 - метил – 5 этилгептан;
2) Составьте структурные формулы 2-х гомологов , 2 - х изомеров октана, назвать их.
|
5. 1) Составить формулы предельных углеводородов по называниям: 2,2 – диметилбутан
2) Составьте структурные формулы 2-х гомологов , 2 - х изомеров нонана, назвать их.
|
6. 1) Составить формулы предельных углеводородов по называниям: 2 – метил-3- этилгептан
2) Составьте структурные формулы 2-х гомологов , 2 - х изомеров бутана, назвать их. |
Практическое занятие № 2 Изучение свойств углеводородов
1 вариант работы.
1 вариант: этан → этилен → ацетилен → бензол
2 вариант: бензол → циклогексан → н.-гексан → пропен
3 вариант: метан → ацетилен → этилен → этан
2 вариант работы.
1 вариант.
1. Составить структурные формулы изомеров гептадиена.
Назовите каждый изомер согласно международной номенклатуре.
Приведите два примера гомологов данных углеводородов.
2. Напишите структурные формулы следующих углеводородов:
А) 4, 4 – диметилпентин – 2;
Б)2,5,5 – триметилгекен – 3;
3. При помощи каких реакций можно осуществить следующие превращения:
С → СН4 → СН3Cl → C3Н6 →С3Н7ОН;
2 вариант:
1.Составить структурные формулы изомеров гептина. Назовите каждый изомер согласно международной номенклатуре. Приведите два примера гомологов данных углеводородов.
2.Напишите структурные формулы следующих углеводородов:
А) 2,2,6 – триметил-4-этилгептен – 3;
Б) 1,3,5 – триметилбензол;
3.При помощи каких реакций можно осуществить следующие превращения:
СН4 → СН3Cl →C2Н6 →С2Н5Cl → C3Н8;
Практическое занятие № 3 Составление и решение генетических цепочек
1 вариант
1.Пропен взаимодействует с:
a) Бромом;
b) Перманганатом калия;
c) Хлороводородом;
d) Гидроксидом натрия.
2. Этанол не взаимодействует с:
a) Na;
b) HCl;
c) О2;
d) Cu;
3.Этиловый эфир уксусной кислоты образуется при взаимодействии уксусной кислоты с:
a) Ацетальдегидом;
b) Этиленом;
c) Ацетиленом;
d) Этиловым спиртом.
4.Вещество Х в схеме реакции:
СН3СООН + СН3ОН → Х + Н2О
a) Этиловый эфир уксусной кислоты;
b) Метиловый эфир уксусной кислоты;
c) Этанол;
Диэтиловый эфир
5.Взаимодействие растворов хлорида меди(2) и гидроксида натрия относятся к реакциям:
a) Соединения;
b) Обмена;
c) Разложения;
d) Замещения;
6.
С2Н4 → С2Н6 → С2Н5Сl → С2Н4 → С2Н5ОН → С2Н5 – СОО- С2Н5 → С2Н5 – СООН
2 вариант
1.При полном сгорании пропана образуются:
a) С и Н2О;
b) СО и Н2;
c) СО2 и Н2О;
d) СО и Н2О.
2. Бутилацетат образуется при взаимодействии бутанола с:
a) Уксусным альдегидом;
b) Этиловым спиртом;
c) Уксусной кислотой;
d) Ацетиленом;
3.Сходство фенола и одноатомных спиртов проявляется во взаимодействии с:
a) NaOH (раствор);
b) НСl;
c) Na;
d) HNO3.
4.Вещество Х в схеме реакции:
СН3 ОН + С2 Н5 ОН → Х + Н2О
a) Этиловый эфир уксусной кислоты;
b) Метилэтиловый эфир;
c) Диэтиловый эфир;
d) Диметиловый эфир;
5. Метаналь (формальдегид) взаимодействует с:
a) метаном;
b) гидроксидом кальция;
c) кислородом;
d) оксидом серебра;
6. С6Н10→С6Н14 → С3Н8 → С3Н7Сl → С3Н7OH → С3Н7Br → С3Н6
Тема: Периодический закон
Практическое занятие № 1: Характеристика элементов с учётом местонахождения в периодической системе.
Дайте характеристику элемента по плану:
· положение элемента в ПСХЭ: период, группа, подгруппа;
· металл или неметалл
· заряд ядра элемента;
· строение атома: число протонов, электронов, нейтронов;
· число энергетических уровней; число электронов на уровнях;
· электронная конфигурация;
· графическая формула двух последних подуровней;
· предполагаемая валентность элемента в соединениях;
· формула высшего оксида, гидроксида, его характер;
· формула летучего водородного соединения;
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
4 вариант |
5 вариант |
6 вариант |
V +23 |
Mn +25 |
Cr + 24 |
Fe + 26 |
Cu +29 |
Zn +30 |
Ge + 32 |
Se +34 |
Br +35 |
As + 33 |
Ga +31 |
Ca +20 |
Тема химическая связь.
Практическое занятие № 2: Определение типа связи в соединениях и составление схем строения связи.
Вариант 1
Вещества с ионной связью в ряду:
а) O2 ― Cu ― HCl ― KCl; в) Na2O ― AlF3 ― NaCl ― K2S;
б) H2S ― Cl2 ― I2 ― Na2O; г) Н2О ― Н2 ― AlF3 ― MgO.
Составьте схему образования химической связи для молекулы воды Н2О. Укажите вид химической связи и валентность каждого элемента.
Вариант 2
Вещества с ковалентной полярной связью в ряду:
а) O2 ― Cu ― HCl ― KCl; в) Na2O ― AlF3 ― NaCl ― K2S;
б) H2S ― КCl ― I2 ― Na2O; г) Н2О ― NН3 ― НF― SO2.
Составьте схему образования химической связи для молекулы метана СН4. Укажите вид химической связи и валентность каждого элемента.
Вариант 3
Вещества с ковалентной полярной связью в ряду:
а) SO2 ― СН4― HCl ― NH3; в) Na2O ― AlCl3 ― KCl ― MgO;
б) H2S ― Cl2 ― I2 ― Na2O; г) О2 ― Н2 ― F2 ―.СО2;
Составьте схему образования химической связи для молекулы сероводорода H2S. Укажите вид химической связи и валентность каждого элемента;
Вариант 4
Вещества с ковалентной не полярной связью в ряду:
а) SO2 ― СН4― HCl ― NH3; в) Br2 ― Cl2― K― Mg;
б) H2S ― Cl2 ― I2 ― Na2O; г) О2 ― Н2 ― F2 ―.N2;
Составьте схему образования химической связи для молекулы оксида кальция СаО. Укажите вид химической связи и валентность каждого элемента;
Тема: Химические реакции, протекание химических реакций.
Практическое занятие № 3 Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям
1 вариант
При образовании 840 мл (н.у.) газообразного аммиака согласно термохимическому уравнению N2(г) + 3Н2(г) = 2NH3(г) + 92кДж должно выделиться теплоты
3,45кДж; 2) 92кДж; 3)345кДж; 4)1,725кДж;
В результате реакции, термохимическое уравнение которой
NH4NO2(ТВ) = N2(г) + 2H2O(ж) + 316кДж выделилось 94,8 кДж теплоты. Масса разложившейся соли равна 1) 38,4г; 2) 1,92г; 3) 19,2г; 4) 3,84г
2 вариант
В соответствии с термохимическим уравнением реакции
2Cl2O7 = 2Cl2 + 7O2 + 570кДж при разложении 36, 6г оксида хлора (VII) выделится теплота в количестве
570кДж 2) 5114кДж 3) 11400кДж 4) 57кДж
При образовании аммиака согласно термохимическому уравнению
N2(г) + 3Н2(г) = 2NH3(г) + 92кДж выделилось 23кДж теплоты. При этом объем (н.у.) вступившего в реакцию водорода составил
4,48л; 2) 5,6л; 3) 11,2л; 4) 16,8л
3 вариант
При окислении 9,6г угля до оксида углерода (II) согласно уравнению
2С(г) + О2(г) = 2СО(г) + 220кДж выделится теплота количеством
1)44кДж 2) 88кДж 3) 176кДж 4) 440кДж;
2. В результате реакции, термохимическое уравнение которой
2С2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О + 2610кДж
Выделилось 6525кДж теплоты. Объем сгоревшего ацетилена равен
11,2л 2) 22,4л 3)112л 4) 224л
Тема: Химические реакции
Практическое занятие № 4: «Составление окислительно - восстановительных реакций».
Вариант 1
1. Определите степень окисления серы в соединениях:
а) SO2; б) H2SO3; в) Na2SO4; г) Na2S; д) SO3.
2. Определить число принимаемых и отдаваемых электронов; окислитель, восстановитель; процессы окисления и восстановлении;
Sn0 → Sn+2; P0 → P-3; Mn+7 → Mn+2;
3 Расставьте коэффициенты в схемах приведенных реакций методом электронного
баланса. Определите тип реакции.
SO3 + H2S = SO2 + H2O
Zn + H2SO4 (конц.) →
Вариант 2
1.Определите степень окисления азота в соединениях:
а) NН3; б) N2O3; в) Na NO2; г) NО; д) HNO3.
2.Определить число принимаемых и отдаваемых электронов; окислитель, восстановитель; процессы окисления и восстановлении;
Сr0 → Cr+3; I0 → I-; S-2 → S+6;
3.Расставьте коэффициенты в схемах приведенных реакций методом электронного баланса. Определите тип реакции.
V + HNO3 = V2O5 + NO2 + H2O
Mn + HNO3(конц) →
Вариант 3
1.Определите степень окисления элементов в соединениях:
а) BF3; б) Fe2O3; в) K3PO4; г) CCl4; д) Cl2O.
2.Определить число принимаемых и отдаваемых электронов; окислитель, восстановитель; процессы окисления и восстановлении;
C0 → C-4; Mn+7 → Mn+4 P+5→P-3;
3.Расставьте коэффициенты в схемах приведенных реакций методом электронного баланса. Определите тип реакции.
HNO3 + S = H2SO4 + NO
В + HNO3 (конц) → Н3ВО3 + ….;
Вариант 4
1.Из приведенных формул веществ: ZnS, SO2, Na2SO3, H2SO4, H2SO3, выпишите те, в которых степень окисления серы равна +4;
2.Определить число принимаемых и отдаваемых электронов; окислитель, восстановитель; процессы окисления и восстановлении;
Fe0 → Fe+3; Cl+7 → Cl-; 2N+5→2N+1;
3.Расставьте коэффициенты в схемах приведенных реакций методом электронного баланса. Определите тип реакции.
HI + SO2 = I2 + S + H2O
Cu + HNO3(конц) →
Вариант 5
1.Из приведенных формул веществ: HNO2, К3N, N2O3, Na NO2, HNO3, выпишите те, в которых степень окисления азота равна +3.
2.Определить число принимаемых и отдаваемых электронов; окислитель, восстановитель; процессы окисления и восстановлении;
Fe0 → Fe+3; Cl+7 → Cl-; 2N+5→2N+1;
1. Расставьте коэффициенты в схемах приведенных реакций методом электронного баланса. Определите тип реакции.
H2S + HIO3 = S + I2 + H2O
Са + H2SO4 (конц.) →
Вариант 6
1.Из приведенных формул веществ: HNO2, К3N, N2O3, Na NO2, HNO3, выпишите те, в которых степень окисления фосфора равна +5.
2.Определить число принимаемых и отдаваемых электронов; окислитель, восстановитель; процессы окисления и восстановлении;
Сu0 → Cu+2; Nl+5 → N-3; S+6→S-2;
3.Расставьте коэффициенты в схемах приведенных реакций методом электронного
баланса. Определите тип реакции.
HBr + H2SO4 = Br2 +SO2 + H2O
Al + HNO3(p)→
Тема: Металлы и неметаллы
Практическое занятие № 5: Решение экспериментальных задач по теме металлы.
I вариант работы:
1 вариант
1.Осуществить следующие превращения. Реакции рассмотреть в свете теории ТЭД:
Mg→Mg Cl2 → Mg (OH)2 → MgO→ Mg
2.При помощи химических реакций доказать амфотерность гидроксида алюминия*
2 вариант
1. Осуществить следующие превращения. Реакции рассмотреть в свете теории ТЭД:
Cu →Cu SO4 → Cu (OH)2 → CuO → Cu
2.При помощи химических реакций доказать амфотерность гидроксида цинка. *
3 вариант
1. Осуществить следующие превращения. Реакции рассмотреть в свете теории ТЭД:
Fe → Fe SO4 → Fe (OH)2 → FeO → Fe
2. При помощи химических реакций доказать амфотерность гидроксида хрома*.
II вариант работы – экспериментальтный:
Цель:
1) Изучить свойства металлов и их соединений, посредством решения экспериментальных задач.
2) Оформить отчет по работе. Записать уравнения реакций, сделать вывод.
Оборудование: пробирки в штативе;
Реактивы: соли (тв.) - карбонат натрия; нитрат калия; сульфат цинка; нитрат магния; хлорида магния, хлорида натрия; растворы щелочи, соляной и серной кислот; универсальная индикаторная бумага; вода;
Опыт № 1
в 4-х пробирках находятся следующие соли в твердом виде:
а) карбонат натрия;
б) нитрат калия;
в) сульфат цинка;
г) нитрат магния;
При помощи химических реакций определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Напишите уравнения в молекулярной и ионно – молекулярной форме.
Опыт № 2
При помощи характерных реакций докажите, что в пробирке находится сульфат цинка. Напишите уравнения в молекулярной и ионно – молекулярной форме.
Опыт № 3
В трех пробирках находятся растворы хлорида натрия, карбоната натрия, и хлорида магния. С помощью универсальной индикаторной бумаги определите, в какой из пробирок находится каждая соль. Напишите уравнения в молекулярной и ионно – молекулярной форме.
Опыт № 4
Получите гидроксид хрома (3) и докажите, что он обладает амфотерными свойствами. Напишите уравнения в молекулярной и ионно – молекулярной форме.
Тема: Металлы и неметаллы
Практическое занятие № 6 «Решение экспериментальных задач по теме неметаллы
I вариант работы:
Вариант № 1
1.Составить уравнения реакций для переходов:
S → SO2→ SO3→ H2SO4→BaSO4
Рассмотреть 4 реакцию в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД)
2.Уравнять методом электронного баланса:
MnCl2 + HCl → MnCl2 + Cl2 + H2O
Вариант № 2
1.Составить уравнения реакций для переходов:
N2O5 → KNO3 → HNO3 → Cu(NO3)2→ NO2
Рассмотреть 3 реакцию в свете ТЭД
2.Уравнять методом электронного баланса:
НClO4 + SO2 + H2O → H2SO4 + HCl
Вариант № 3
1.Составить уравнения реакций для переходов:
CO → CO2 → Na2CO3 → CO2 → CaCO3
Рассмотреть 4 реакцию в свете ТЭД
2.Уравнять методом электронного баланса:
SO2 + I2 + H2O → HI + H2SO4
II часть экспериментальный:
Цель:
1) Изучить свойства неметаллов и их соединений, посредством решения экспериментальных задач.
2) Оформить отчет по работе. Записать уравнения реакций, сделать вывод.
Оборудование: пробирки в штативе;
Реактивы: соли (тв.) - хлорида натрия, бромид натрия, йодид натрия; нитрат аммония, нитрата натрия и нитрита натрия; силикат натрия, карбонат натрия, фосфат натрия; растворы щелочи, соляной кислоты; нитрат серебрауниверсальная индикаторная бумага; вода;
Опыт № 1.
В 4- х пробирках находятся следующие соли в твердом виде:
а) хлорид натрия;
б) бромид натрия
в) йодид натрия.
С помощью одного реактива определите, в какой из пробирок какая соль.
Напишите уравнения в молекулярной и ионно – молекулярной форме.
Опыт № 2
В трех пробирках находятся растворы нитрата аммония, нитрата натрия и нитрита натрия. С помощью универсальной индикаторной бумаги определите, в какой из пробирок находится каждая соль. Напишите уравнения в молекулярной и ионно – молекулярной форме.
Опыт № 3
3. Среди растворов солей: хлорид натрия, нитрат натрия, силикат натрия, карбонат натрия, фосфат натрия – с помощью качественной реакции определите силикат натрия. Докажите, что кремниевая кислота проявляет кислотные свойства. Напишите уравнения в молекулярной и ионно – молекулярной форме.
Приложение №2
Задания для проведения рубежного контроля.
Контрольная работа № 1, по общей и неорганической химии
1 вариант |
2 вариант |
|
1.Чему равна максимальная валентность элементов: |
||
Висмут №83 |
Кислород № 8 |
|
2.Сколько химических элементов находится в: |
||
Побочной подгруппе 5 группы |
Главной подгруппе 1 группы |
|
3. Сколько протонов нейтронов и электронов у элементов: |
||
Титана № 22 |
Кобальта № 27 |
|
4.Составьте электронную конфигурацию: |
||
Цинка № 30 |
Марганца № 25 |
|
5. У какого химического элемента более ярко выражены металлические свойства и почему: Ве (+4) или In(+49) |
У какого химического элемента более ярко выражены не металлические свойства и почему: Al (+13) или Сl(+17) |
|
6. Определите тип связи в молекулах, составьте схему образования связи: |
||
СН4 |
MgCl2 |
|
7. Какие из перечисленных ниже солей будут подвергаться гидролизу? Определите среду гидролиза и рН |
||
А - MnCl2; Б – К2SO4; В – NaCl; Г - NaNO2. |
А - KNO3; Б - K2CO3; В – MnSO4; Г - BaCl2. |
|
8. Напишите полные и сокращённые ионные уравнения реакций между: |
||
Fe(OH)2 + HNO3→ |
Al Cl3 + H3PO4 → |
|
9. К 50 г 9% раствора глюкозы добавили 20 г воды. Определить массовую долю полученного раствора.
|
9. Сколько нужно взять соли и воды для приготовления 200 г 15% раствора карбоната кальция |
|
10. Вычислить молярную массу серной кислоты. |
10. Вычислите относительную молекулярную массу оксида фосфора (V) |
|
Приложение №3
Задания для проведения итоговой аттестации
Контрольная работа по органической химии – 2 семестр
1 вариант |
2 вариант |
1.Определите класс органических соединений, назовите соединения: |
|
а) СН2 = СН – СН – СН3; б) СН2 = СН ─ СН = СН2 │ СН3
в) С5Н11ОН; г) С2Н2; |
а) С4 Н9 ─ ОН; б) СН2 = СН – С = СН2; │ СН3 в) СН2 – СН2 г) С3Н6; ǀ ǀ ОН ОН |
2. Составить формулы органических соединений по называниям: |
|
А) 4 - метилгексин -1; Б)1,1,2,2 – тетрабромэтан; В) 2,6 – диметил – 5 – этилгептанол-3 Г) 2- этилгексантриол-1,3,5
|
А)1,1,2,2 – тетрабромэтан; Б) 2 – бром – 3,3-диметилбутен -1 В) 3 – пропил-4-метилгексанол-3 Г) 3-метилпентандиол – 1,5
|
3. Составьте структурные формулы 2-х гомологов, 2 - х изомеров: |
|
октанола |
гептанола |
4. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. |
|
С2Н4 → С2Н6 → С2Н5Сl → С2Н4 → С2Н5ОН → С2Н5ОNa |
С6Н10→С6Н14 → С3Н8 → С3Н7Сl → С3Н7OH → С3Н7Br |
5. Решите задачу. |
|
При сгорании органического вещества массой 2,37г образовалось 3,36л оксида углерода (IV) (н.у.), 1,35г воды и азот. Относительная плотность этого вещества по воздуху равна 2,724. Выведите молекулярную массу вещества.
|
При сжигании органического вещества массой 2,2 г образовалось 4,4г оксида углерода (IV) (н.у.), 1,8г воды. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 44. Определите молекулярную массу вещества.
|
Приложение № 4
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники
1.Химия для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования- М.: Издательский центр «Академия», 2017 (496 стр)
Дополнительные источники
1. Химия: задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/Ерохин Ю.М. – М.: Издательский центр «Академия». 2014. (288 стр)
Интернет - ресурсы
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.