Контрольно-измерительные материалы предназначены для проверки результатов освоения дисциплины Обществознание (код и наименование дисциплины) основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО
23.01.07 Машинист крана (крановщик), 23.01.03 Автомеханик , 43.01.02 Парикмахер, 19.01.17 Повар, кондитер, 08.01.08 Мастер отделочных и строительных работ.
Контрольно-измерительные материалы позволяют оценивать освоение умений и усвоения знаний по дисциплине.Контрольно-измерительные материалы позволяют оценивать освоение умений и усвоения знаний по дисциплине.
КИМ.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
(на базе основного общего образования)
23.01.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК), 23.01.03 АВТОМЕХАНИК, 43.01.02
ПАРИКМАХЕР, 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР, 08.01.08 МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ И
СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
КОНТРОЛЬНОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ОУД.07 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол №
Составлены в соответствии с требованиями ФГОС по профессиям 23.01.07 Машинист
крана (крановщик) (от 2 августа 2013 г. N 847) 23.01.03 Автомеханик (от 2 августа 2013 г.
N 701), 43.01.02 Парикмахер (от 2 августа 2013 г. N 730), 19.01.17 Повар, кондитер (от 2
августа 2013 г. N 798), 08.01.08 Мастер отделочных и строительных работ (от 2 августа
2013 г. N 746).
Зам. директора по УПР ________________/Н.В.Журова
Подпись ФИО
Зам. директора по УР _________________/И.Н.Тархова
Подпись ФИО
Красноярск, 2018г. Организацияразработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Красноярский колледж отраслевых технологий и
предпринимательства»
Разработчики:
Буркаль Е.В. преподаватель КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых
технологий и предпринимательства» СОДЕРЖАНИЕ
I. Контрольноизмерительные материалы дисциплины
1.1. Контрольноизмерительные материалы дисциплины имеют следующую структуру:
титульный лист;
содержание;
паспорт КИМд;
комплект материалов для промежуточной аттестации по дисциплине;
комплект материалов для оценки освоения умений и усвоения знаний.
1.2. Макет контрольноизмерительных материалов дисциплины I. ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольноизмерительные материалы предназначены для проверки результатов
освоения дисциплины Обществознание (код и наименование дисциплины) основной
профессиональной образовательной программы по профессии СПО
23.01.07 Машинист крана (крановщик), 23.01.03 Автомеханик , 43.01.02 Парикмахер,
19.01.17 Повар, кондитер, 08.01.08 Мастер отделочных и строительных работ.
Контрольноизмерительные материалы позволяют оценивать освоение умений и
усвоения знаний по дисциплине.
1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
Умения:
основные социальные
характеризовать
объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
причинноследственные
анализировать актуальную информацию о
социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками
изученных
социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять
и
функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и
общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и
культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
раскрывать
примерах изученные
теоретические положения и понятия социально
экономических и гуманитарных наук;
на
осуществлять поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд);
контроля:
фронтальный,
Форма
индивидуальный
метод: устный опрос,
письменный опрос (тестирование),
защита электронных презентаций
Форма
индивидуальный
метод: устный опрос,
письменный опрос (тестирование),
защита эссе, рефератов
фронтальный,
контроля:
контроля:
фронтальный,
Форма
индивидуальный
метод: устный опрос, практические
задания
контроля:
(тестирование)
фронтальный,
Форма
индивидуальный
метод: устный опрос,
письменный опрос
защита рефератов, эссе
Форма
индивидуальный
метод: устный опрос,
письменный опрос (тестирование),
защита практических заданий, защита
фронтальный,
контроля: (правовых,
извлекать из неадаптированных оригинальных
текстов
научнопопулярных,
публицистических и др.) знания по заданным
темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной
жизни,
группы,
организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
включая личность,
формулировать на основе приобретенных
обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным
проблемам;
подготавливать
творческую работу по
проблематике;
устное
выступление,
социальной
применять социальноэкономические и
гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным
социальным проблемам;
Знания:
знать биосоциальную сущность человека,
основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе
общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как
сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных
отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
особенности
познания;
социальногуманитарного
контроля:
фронтальный,
презентаций
Форма
индивидуальный
метод: устный опрос,
письменный опрос (тестирование),
защита практических заданий, защита
презентаций
контроля:
контроля:
фронтальный,
фронтальный,
Форма
индивидуальный
метод: устный опрос,
письменный опрос (тестирование),
анализ поставленных задач
Форма
индивидуальный
метод: устный опрос,
письменный опрос, защита рефератов,
участие в круглых столах
Форма
индивидуальный
метод:
практического задания
Форма
индивидуальный
метод: решение практических задач
устный опрос,
фронтальный,
фронтальный,
контроля:
контроля:
защита
контроля:
контроля:
фронтальный,
фронтальный,
Форма
индивидуальный
метод: устный опрос,
письменный опрос (тестирование)
Форма
индивидуальный
метод: устный опрос,
письменный опрос (тестирование),
защита практических заданий
Форма
индивидуальный
метод: устный опрос,
письменный опрос (тестирование),
анализ правовых актов
Форма
контроля:
индивидуальный
метод: устный опрос,
письменный опрос (тестирование),
защита презентаций,
творческих
заданий.
фронтальный,
фронтальный,
контроля: 1.2 Организация промежуточного контроля по дисциплине.
Промежуточного контроль освоения дисциплины осуществляется в форме
дифференцированного зачета. Зачет проводится в виде тестирования.
I. Паспорт комплекта контрольнооценочных средств
1.1. Область применения
Комплект контрольнооценочных средств предназначен для проверки результатов
освоения учебной дисциплины (далее УД) основной профессиональной образовательной
программы (далее ОПОП) по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик), 23.01.03
Автомеханик , 43.01.02 Парикмахер, 19.01.17 Повар, кондитер, 08.01.08 Мастер
отделочных и строительных работ.
Комплект контрольнооценочных средств позволяет оценивать:
1. Формирование элементов профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций
(ОК):
в таблице указываются профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС по
профессии, а также дополнительные компетенции, введенные при разработке ОПОП ОУ)
Профессиональные и
общие компетенции
ПКn должен
ОК1. Понимать сущность
и социальную значимость
своей
будущей
профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
Показатели оценки
результата
освоил
Связь общества с
будущей
профессией
Средства проверки (№ задания,
место, условия их выполнения)
Урок, сам работа, практич, лаб.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность, исходя из
цели и способов ее
достижения,
определенных
руководителем.
ОК 3. . Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять текущий и
Точность
выполнения
предложенных
преподавателем
заданий
по
алгоритму, а также
рациональность
организации
собственной
учебной
деятельности.
Способность
рефлексии
собственной
к
1. Домашние задания по всем темам
дисциплины.
2. Контрольные работы по темам:
3.Рефераты по предложенным темам.
4. Заполнение таблиц по темам курса
5.Подготовка
электронных
презентаций
1. Выполнение домашних заданий по
всем темам дисциплины.
2.
над ошибками,
Работа итоговый
контроль,
оценку и коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность
за
результаты своей работы.
во
деятельности
время
выполнения
самостоятельных
работ и работ по
коррекции пробелов
в
изучении
отдельных тем.
информации,
ОК 4. Осуществлять
поиск
необходимой
для эффективного
выполнения
профессиональных задач.
Эффективность
решения
поставленных задач
при работе со
справочной
литературой.
ОК 5. Использовать
информационно
коммуникационные
технологии
профессиональной
деятельности.
в
Эффективность
решения
поставленных задач
при
помощи
информационно
коммуникационных
технологий
в
ОК 6. Работать
команде,
эффективно
общаться с коллегами,
руководством,
клиентами.
ОК 7. Исполнять
воинскую обязанность, в
том числе с применением
полученных
профессиональных
знаний (для юношей).
и
Рациональность
эффективность
поэтапного
планирования
исследовательской
деятельности,
бесконфликтность
поведения
общении в группе
Осознанность
ответственности за
судьбу
страны,
желание исполнять
воинскую
обязанность.
при
допущенными при выполнении
контрольных работ и практических
заданий
3.
самостоятельным работам
заданий по
Подготовка
со
1.Работа
словарями,
справочниками при изучении тем
курса.
2. Работа с сетью интернет при
выполнении домашних заданий.
3. Работа с сетью интернет при
выполнении
по
самостоятельной подготовке
заданий
1.
Поиск информации в сети
Интернет при подготовке рефератов
и сообщений по предложенным
темам.
2. Подготовка презентаций по темам
предложенных преподавателем
3. Работа с сетью интернет при
подготовке к контрольным работам
1. Работа в группах при выполнении
практических работ на уроке
2.Совместная работа при выполнении
творческих
для
самостоятельной подготовки.
заданий
Понятия «долг»,
«честь»,
«достоинство»,
1.
«доблесть»,
«Отечество» при изучении темы.
2. Текст присяги при изучении темы.
3. Тексты военнопатриотического
содержания. Освоение умений и освоение знаний
Показатели оценки
результата
№ задания для проверки
в
Правильность
нахождения
необходимой
информации
справочной
литературе и сети
интернет.
Аргументированность
при
оценке
материала.
Аргументированность
при
оценке
источников.
Умение
делать
выводы характеризуя
материал
1. Подготовка рефератов и сообщений по
темам (согласно перечня тем)
2. Подготовка презентаций по разделам и
темам (согласно перечня тем)
3. Подготовка к контрольным работам
4. Выполнение практических работ на уроке в
соответствии с тематическим планом.
5. Подготовка домашних заданий по всем
темам курса
6. Составление кроссвордов по предложенным
темам
1. Устные ответы при сравнительном анализе
общественных процессов, событий, явлений.
2. Выполнение практических заданий при
работе текстовыми документами
3. Составление эссе (согласно перечня).
4. Защита рефератов (согласно перечня)
Освоенные
умения,
освоенные
знания
уметь
характеризовать
основные
социальные
объекты,
выделяя
существенные
признаки,
закономерности
развития
их
анализировать
актуальную
информацию о
социальных
объектах,
выявляя
их
общие черты и
различия;
устанавливать
соответствия
между
существенными
чертами
признаками
изученных
социальных
и
явлений
обществоведческ
ими терминами и
и Правильность
прочтения
информации
изложенной в разных
знаковых системах.
Умение работать с
разными знаковыми
системами
заданий
выполнении
1.Самостоятельнеая работа с текстом на уроке
при
согласно
тематического плана
2.Самостоятельная работа с тектсом при
выполнении домашних заданий.
3.Анализ информации и выбор необходимой
информации при работе со схемами
4. Заполнение контурной карты
4. Использование атласа при работе с
контурной картой
понятиями;
и
объяснять
причинно
следственные и
функциональные
связи изученных
социальных
объектов
(включая
взаимодействия
человека
общества,
важнейших
социальных
институтов,
общества
природной
среды, общества
и
культуры,
взаимосвязи
подсистем
элементов
общества);
и
и
1.Устный ответ по темам курса
2.Подготоавка домашних заданий по темам.
3.Выполнение контрольных работ по разделам.
4. Составление кроссвордов по предложенным
темам.
5. Составление логических цепочек.
Правильность работы
с текстами учебника,
дополнительной
литературрой,
историческим
источником.
Правильность работы
с интернетом.
раскрывать на
примерах
изученные
теоретические
положения
понятия
социально
экономических и
гуманитарных
наук;
и
осуществлять
поиск
социальной
информации,
Умение работать с
информацией
имеющей причинно
следственые связи.
Умение
1.Выполнять практические задания по
составлению логических цепочек по темам.
2.Устный ответ по темам курса.
3.Выполнение практических заданий на уроках. устанавливать
причинно
следственные связи
между явлениями и
процессами
происходящими
обществе
в
различных
представленной
в
знаковых
системах (текст,
схема, таблица,
диаграмма,
анализировать и
обобщать
неупорядоченну
ю социальную
информацию;
различать в ней
факты и мнения,
аргументы
и
выводы;
правильно
Уметь
представлять
результаты работы с
материалами,
фактами,анализироват
ь,выбирать главное
для
дальнейшей
работы.
1. Подготовка рефератов и сообщений по
темам курса.
2. Написание конспектов, лекций по темам
курса.
3. Самостоятельная работа с текстом при
выполнении самостоятельных и домашних
работ.
с
зрения
оценивать
действия
субъектов
социальной
жизни, включая
личность,
группы,
организации,
точки
социальных
норм,
экономической
рациональности
формулировать
на
приобретенных
обществоведческ
их
знаний
собственные
суждения
и
аргументы по
определенным
проблемам;
основе
подготавливать
устное выступление,
творческую
работу
социальной
проблематике;
по
в
применять
социально
экономические и
гуманитарные
знания
процессе
решения
познавательных
задач
актуальным
социальным
проблемам;
по
знать
биосоциальную
сущность
человека,
основные этапы
и
факторы
социализации
личности, место
и роль человека
в
системе
общественных
отношений;
в
как
тенденции
развития
общества
целом
сложной
динамичной
системы, а также
важнейших
социальных
институтов;
1. Устный ответ по темам курса.
2. Подготовка рефератов и сообщений по
темам курса.
3. Тесты на уроках по темам.
4. Контрольные работы по разделам.
5. Составление кроссвордов
в
связывать
Умение
факты,
процессы,явления
происходящие
истории.
устанавливать связи
между явлениями и
процессами
происходящими
обществе
в
Демонстрировать
знания дат событий
исторических эпох
1. Устный ответ по темам курса.
2. Тесты на уроках по темам. Точность трактовки
своременных версий
важнейших проблем
истории.
Правильность
воспроизведения
исторических версий.
1. Устный ответ по темам курса.
2. Письменный фронтальный опрос по темам
разделов.
3. Тесты на уроках по темам.
4. Подготовка к дисскусии по темам
необходимость
регулирования
общественных
отношений,
сущность
социальных
норм, механизмы
правового
регулирования;
особенности
социально
гуманитарного
познания;
II. КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
Представить перечень примерных теоретических вопросов, практических заданий
к экзамену/зачету по дисциплине.
Дифференцированный зачет
Вариант 1
Часть А.
A 1 Что из перечисленного иллюстрирует противоречивость общественного прогресса?
1) получение новых материалов в результате развития нанотехнологий
2) возможность быстрого тиражирования информации в результате развития
компьютерных технологий
3) повышение производительности труда в результате внедрения новой технологии
4) формирование психической зависимости человека от компьютера в результате
распространения компьютерных игр
A 2 Какой вид знания представляет собой своеобразный свод рецептов поведения,
выработанных жизнью многих поколений?
1) повседневный опыт
2) теоретические знания
3) народная мудрость
4) художественный образ
A 3. Изучение школьниками истории своей семьи (подготовка анкет, запись рассказов,
знакомство с документами, поиск фотографий, презентация собранных материалов и т.п.)
является примером деятельности
1) познавательной 2) прогностической
3) изобретательской
4) социальнопреобразовательной
A 4. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной
объективности в описании изучаемых предметов и явлений.
Б. Научное познание отличается от обыденного особым языком, используемым для
описания изучаемых предметов и явлений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A 5 . Признаком рыночной экономики, в отличие от иных экономических систем, является
1) доминирование производителя над потребителем
2) директивное планирование производства
3) ценообразование, регулируемое государством
4) ориентация выпуска продукции на потребительский спрос.
A 6. Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного
товара или услуги, называют
1) даровыми благами
2) факторами производства
3) спросом и предложением
4) материальными потребностями
A 7. Врачу муниципальной больницы задержали выплату заработной платы. От инфляции
1) врач выиграет
2) врач проиграет
3) государство и врач выиграют
4) государство и врач проиграют
A 8. На рисунке отражена ситуация на рынке табачных изделий: линия спроса D
переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — величина спроса товара).
Падение спроса на табачные изделия может быть вызвано прежде всего
1) ростом доходов производителей табака
2) изменением предпочтений людей
3) совершенствованием технологии производства табачных изделий
4) усилением конкуренции производителей
A 9 . Верны ли следующие суждения о потребительском кредите?
А. Снижение банками процента по потребительским кредитам способствует повышению
спроса на электронику и бытовую технику.
Б. В расширении системы потребительского кредитования, прежде всего, заинтересованы
крупные торговые сети. 1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A 10 . По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, селяне,
провинциалы, столичные жители?
1) демографическому
2) конфессиональному
3) этносоциальному
4) территориальному
A 11. Соответствие поведения установленным нормам определяется понятием
1) делинквенция
2) девиация
3) конформизм
4) социализация
A 12 . Верны ли следующие суждения о социальном положении человека в России?
А Критерием, определяющим социальное положение человека в современной России,
является размер его богатства.
Б. Критерием, определяющим социальное положение человека в современной России,
является его принадлежность к властным структурам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
A 13. Формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы характеризуют
ее
1) нормативный компонент
2) коммуникативный компонент
3) культурный компонент
4) организационный компонент
A 14 . Какой признак характерен только для мажоритарной избирательной системы?
1) выдвижение кандидатов списком от политических партий
2) голосование за кандидатов в одномандатных или многомандатных округах
3) конкурирование на выборах различных политических сил
4) проведение на телеканалах предвыборных теледебатов.
A 15. В стране Z осуществляется всесторонний постоянный контроль над частной жизнью
граждан, ведётся непримиримая борьба с инакомыслием. Какой политический режим
установился в стране Z?
1) демократический
2) тоталитарный
3) патриархальный
4) авторитарный
A 16 . Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Только правовое государство провозглашает высшей ценностью права и свободы
человека.
Б. Только в правовом государстве осуществляется правоохранительная деятельность.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A 17. Что из перечисленного относится к полномочиям Президента РФ?
1) осуществляет управление федеральной собственностью
2) определяет основные направления внутренней и внешней политики
3) разрабатывает и представляет в Государственную Думу РФ государственный бюджет
4) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и
денежной политики
A 18. Конституции РФ закреплено положение о России как о правовом государстве. Это
означает, что
1) государство обеспечивает гражданам достойный уровень жизни
2) в государстве реализуется принцип разделения и независимости властей
3) церковь отделена от государства и система образования – от церкви
4) в государстве гарантируется многообразие форм собственности
A 19. Укажите ситуацию, в которой администрация предприятия осуществила незаконное
увольнение работника.
1) Работник был уволен в связи с реорганизацией предприятия по сокращению штатов.
2) Работник был уволен в связи с истечением срока трудового договора и решением
администрации его не продлевать.
3) Работник, оформивший больничный лист и не вышедший на работу, был уволен по статье
за прогул.
4) Работник был уволен за систематическое нарушение им правил внутреннего трудового
распорядка на предприятии
A 20 . Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?
А. Гражданство РФ приобретается по праву крови: если один из родителей ребенка
гражданин РФ, он признается гражданином РФ.
Б. Гражданство РФ невозможно приобрести во взрослом возрасте, посредством принятия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
B 1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Часть B.
Социальногуманитарные науки
Название науки
Объект изучения
.............
Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания,
запоминания.
Социология Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социаль
ных институтов, социальную структуру общества.
Ответ:
B 2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию
«финансовый институт».
Государственная корпорация, пенсионный фонд, страховая компания, кредитное
учреждение, фондовая биржа, инвестиционная компания.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: B 3. Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и
конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) акцизный сбор
Б) обслуживание госдолга 1) расходные статьи
ВИДЫ СТАТЕЙ
2) доходные статьи
В) подоходный налог с граждан
Г) выплата жалования служащим
Д) процент по государственным облигациям
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
B 4. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других
видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.
1) теоретическое обобщение фактов
2) констатация протекания отдельных событий
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности
4) стремление к достоверному, истинному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
Ответ:
B 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено
определённой буквой.
(А) В преддверии Нового года все ведущие партии страны проводят свои форумы. (Б)
Помимо перевыборов лидеров многие партии обновляют свои идеологические установки.
(В) Общность идеологической платформы выступает одним из важнейших признаков
партии. (Г) Время проведения партийных съездов нельзя признать удачным. (Д)
Предновогодние хлопоты, снижение интереса к деятельности партий могут помешать
принятию качественных документов.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его
характер.
Ответ: A
Б
В
Г
___
Д
___
___
___
___
B 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Практика это чувственнопредметная деятельность людей, их воздействие на тот или
иной _______(А) в целях его преобразования для удовлетворения исторически
сложившихся __________(Б). По отношению к познанию практика выполняет троякую
роль. Вопервых, она является________(В) познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке.
Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не даёт ему отрываться от
реальной жизни. Вовторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом
смысле она_______(Г) познания. Втретьих, практика служит_______(Д), мерилом
проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые
прошли проверку практикой, могут претендовать на______(Е) значение, на независимость
от произвола и заблуждений».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть
использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения
пропусков.
Список терминов:
1) способность
2) источник
3) объект
4) субъект
5) критерий
6) объективное
7) абсолютное
8) потребность
9) цель
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в
таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A
___
Б
___
В
___
Г
___
Д
___
Е
___
B 7. Студент работает над рефератом «Требования к работнику как участнику трудовой
деятельности».
Какие требования из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?
(Запишите цифры, под которыми эти требования указаны).
1) квалификация, соответствующая характеру труда
2) соблюдение законов о труде
3) соблюдение правил внутреннего распорядка
4) обеспечение надлежащих условий труда
5) соответствующий уровень заработной платы
6) обеспечение социальных гарантий
B 8 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий
представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Компьютерное моделирование; 2) научное наблюдение; 3) социальный эксперимент; 4)
историческая аналогия; 5) метод познания.
Часть C.
C 1. Правосознание это отношение людей к праву...
Ключевой пункт правосознания осознание людьми ценностей права и одновременно
представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует
требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам. Различаются правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое,
групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания поразному влияют но все
они влияют! на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех
правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются
законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права,
какие они выдвигают правовые требования.
Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология активная
часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую
практику и потому входящая в национальную правовую систему страны...
В связи с правосознанием и правовой идеологией кратко о правовой культуре. Правовая
культура это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние
законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов,
правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и
правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию
на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей
правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий,
высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в
правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в
практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как
высшие ценности цивилизации. Правовая культура явление более широкое и ёмкое, чем
просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре высокое
развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление
его верховенства и соответствующее этому положение дел во всём «юридическом
хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во
всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость
научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).
(С.С. Алексеев)
Что автор понимает под правовой культурой? Назовите четыре проявления правовой
воспитанности, указанных в тексте.
C 2. Правосознание это отношение людей к праву...
Ключевой пункт правосознания осознание людьми ценностей права и одновременно
представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует
требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.
Различаются правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое,
групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания поразному влияют но все
они влияют! на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех
правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются
законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права,
какие они выдвигают правовые требования.
Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология активная
часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую
практику и потому входящая в национальную правовую систему страны...
В связи с правосознанием и правовой идеологией кратко о правовой культуре. Правовая
культура это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние
законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и
правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию
на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей
правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий,
высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в
правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в
практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как
высшие ценности цивилизации. Правовая культура явление более широкое и ёмкое, чем
просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре высокое
развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление
его верховенства и соответствующее этому положение дел во всём «юридическом
хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во
всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость
научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).
(С.С. Алексеев)
Что автор называет правосознанием? Что является ключевым пунктом правосознания?
Какие из упомянутых в тексте разновидностей правосознания выделяются в зависимости
от субъекта правосознания?
C3
C 3. Правосознание это отношение людей к праву...
Ключевой пункт правосознания осознание людьми ценностей права и одновременно
представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует
требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.
Различаются правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое,
групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания поразному влияют но все
они влияют! на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех
правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются
законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права,
какие они выдвигают правовые требования. Среди видов и форм правосознания выделяется
как раз правовая идеология активная часть правосознания, непосредственно влияющая на
законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую
систему страны...
В связи с правосознанием и правовой идеологией кратко о правовой культуре. Правовая
культура это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние
законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов,
правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и пра
восознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на
практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой
культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий
уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой
активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической де
ятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности
цивилизации. Правовая культура явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий
уровень правосознания; главное в правовой культуре высокое развитие всей правовой
системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и
соответствующее этому положение дел во всём «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех
подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных
учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).
(С.С. Алексеев)
Приведите три примера, иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное
поведение граждан.
C 4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о
политическом режиме.
C 5. Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.
C 6. Театральная актриса долгое время не могла найти работу специальности и вынуждена
была стать официанткой в кафе. Здесь её заметил известный режиссёр и пригласил на
главную роль в своём новом фильме, ставшем впоследствии очень популярным. О каком
социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? Какие два вида этого процесса
нашли отражение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведёнными в
условии задания фактами.
Вариант 2
Часть 1 (А)
1. Социальными нормами являются:
а) традиции,
б) документы,
в) нравы,
г) контракты,
д) законы природы.
2. Определите признак, свойственный постиндустриальному обществу.
1) появление массовой культуры;
2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;
3) основными критериями стратификации общества является профессионализм и
уровень образования;
4) структура общества является жёсткой и закрытой. 3. В отличие от природы, общество:
1) является системой;
2) находится в развитии;
3) выступает в качестве творца культуры;
4) развивается по собственным законам.
4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища
человека от несанкционированного вторжения?
1) познавательную;
2) прогностическую;
3) объяснительную;
4) социальную.
5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?
1) субъект; 3) средства;
2) объект; 4) потребности.
6. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого
мира.
Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей
человека.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:
1) уровень воспитанности;
2) вся преобразовательная деятельность человека;
3) производство материальных ценностей; 4) художественное ремесло.
8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:
а) понятий;
б) суждений;
в) представлений;
г) умозаключений.
9. Четыре фактора производства это:
а) производство, распределение, обмен, потребление;
б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;
в) труд, земля, капитал, предпринимательство;
г) труд, товары, деньги, земля.
10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,
психической и социальной. К психической составляющей относятся:
1) интересы и убеждения;
2) физиологические признаки;
3) половые особенности;
4) типы нервной системы.
11. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество представляет собой часть материального мира.
Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые и
отмирать старые элементы.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
12. Общим для науки и художественного творчества является:
1) обоснованность предположений;
2) стремление к познанию мира; 3) выражение эмоций;
4) формирование чувства прекрасного.
13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?
1) экономическую;
2) социальную;
3) политическую;
4) духовную.
14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой вид деятельности
иллюстрируется этим примером?
1) духовная;
2) экономическая;
3) политическая;
4) социальная.
15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.
Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
16. Какое суждение является верным?
А. Брокеры это лица или фирмы, специализирующиеся на посреднических
биржевых операциях.
Б. Дилеры – это государственные чиновники, контролирующие куплюпродажу
иностранной валюты.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
17. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» это
1) интуитивная догадка;
2) экспериментально подтверждённый факт;
3) художественный образ;
4) научная гипотеза.
18. Что свойственно командной экономике?
1) свободное ценообразование;
2) централизованное распределение факторов производства;
3) преобладание частной собственности над другими видами;
4) свободная конкуренция.
19. Нравственный императив Канта звучит так:
1) «Цель оправдывает средства»;
2) «Платон мне друг, но истина дороже»;
3) «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»;
4) «Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех».
20. Социальной потребностью является потребность в:
1) пище;
2) воздухе;
3) воде;
4) семье.
21. О каком уровне научного познания идёт речь в высказывании Ф. Бэкона: «Наука
совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… Учёность даёт сама по
себе указания чересчур общие, если их не уточнять опытом»?
1) теоретическом;
2) эмпирическом;
3) абсолютном;
4) относительном. 22. Какой из признаков присущ традиционному обществу?
1) развитое фабричное производство;
2) создание основного продукта в сельском хозяйстве;
3) завершение промышленного переворота;
4) высокоразвитая инфраструктура.
23. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является
примером связи политической и экономической сфер общества.
Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической
и духовной сфер общества.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
24. Подберите обобщающее словосочетание: движение «ЭМО», «Готы», «реперы»,
хардрок, сленг:
1) массовая культура;
2) молодёжная субкультура;
3) элитарная культура;
4) народная культура.
25. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример
деятельности:
1) экономической;
2) духовной;
3) социальной;
4) политической.
1. Какое слово пропущено в схеме?
Часть 2 (В) Формы чувственного познания
ощущение
…
восприятие
Ответ:_____________________________
2. Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключением одной,
являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены
естественные потребности человека.
Первичные, биологические, социальные, органические, природные.
Найдите и укажите название потребностей другого вида, выпадающие из их ряда.
Ответ:_________________________
3. Установите соответствие между различными значениями понятия «экономика» и их
существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ
ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ
А)
исследование мотивов поведения субъектов
экономики
1)
экономика как наука
Б)
изучение национальной экономики
2)
экономика как хозяйство во взаимосвязи с внешним миром
В)
Г)
создание и распределение материальных
благ
разработка путей повышения
эффективности экономических процессов
Д)
распределение доходов
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр
перенесите в бланк ответов (без пробелов и какихлибо символов).
А
Б
В
Г
Д
4. Найдите в приведённом ниже списке формы рационального познания и обведите
цифры, под которыми они указаны.
1) ощущение;
2) понятие;
3) фантазия;
4) умозаключение;
5) восприятие.
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:_________________________ 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им
задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей.
(3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются
разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис
семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся
последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1
2
3
4
Часть 3 (С)
Социальная мобильность
Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно
происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.
Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей
социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию
П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по
социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз,
горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды
социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные
периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки
экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную
мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность
представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или
закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает
явление социальной маргинальности. Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные,
стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация
подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной
общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней.
Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа
ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его
объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание.
Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством,
агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает
сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в
социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили
к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.
(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)
1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности.
Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?
2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает
важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.
3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания
обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности
положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны
маргинальности.
5. Укажите четыре отличия человека от животного.
6. Вам необходимо составить рассказ на тему «Познание». Составьте план ответа,
состоящий не менее чем из четырёх пунктов, два из которых детализированы в
подпунктах.7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли
(свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые
аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания,
соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный
опыт.
7.1. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г.
Белинский).
7.2. «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М.
Монтень). 7. 3. «Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев)
7. 4. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.
Г. Асмолов).
Вариант3
Часть А
К каждому заданию части А дано четыре ответа, из которых только один верный.
Выберите верный, по вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания
поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного
вами ответа.
2) общество
3) биосфера
4) цивилизация
3) высадка деревьев на пустыре
4) административное ограничение охоты
3) целостную систему
4) часть природы
А1. Совокупностью всех способов взаимодействия и форм объединения людей является
1) культура
А2. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?
1) ликвидация последствий стихийного бедствия
2) загрязнение реки промышленными отходами
А3. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризуют общество как
1) часть материального мира
2) социальную среду обитания человека
А4. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?
1) ведущая роль сельского хозяйства в экономике
2) активное внедрение науки и техники в производство
3) отделение церкви от государства
4) светский характер культуры
А5. К каким сферам жизни общества относится повышение пошлин на ввоз иностранных
автомобилей?
1) политической и духовной
2) политической и экономической
А6. Семья, школа и государство – это
1) сферы общественной жизни
2) формы преобразования общества
А7. Что является универсальным критерием общественного прогресса?
1) уровень развития производительных сил
2) уровень развития науки
А8. Даны два суждения:
3) социальной и духовной
4) духовной и экономической
3) социальные институты
4) общественные отношения
3) моральное, духовное состояние общества
4) человек, качество его жизни А. Реформы всегда приводят к смене существующего строя.
Б.
фундаментальных основ общества.
Революции представляют собой преобразования,
не затрагивающие
Укажите правильный вариант ответа.
1) верно только А
2) верно только Б
А9. С социальной сущностью человека связана потребность
1) приспосабливаться к условиям природной среды
2) добывать пищу
3) обеспечивать безопасные условия
4) участвовать в совместной трудовой деятельности
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ,
называется
1) познанием
А11. Даны два суждения:
3) общением
2) трудом
4) прогнозированием
А. Преобразование объектов природы – это результат творческой деятельности.
Б. Воображение и фантазия являются источником творчества.
Укажите правильный вариант ответа.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3) убеждения и страха
4) авторитета и права
3) обобщение полученных данных
4) восприятие предмета
А12. В демократическом обществе властные полномочия осуществляются на основе
1) насилия и права
2) просьбы и авторитета
А13. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит
1) выявление сущности явлений
2) выдвижение гипотез
А14. Какое из приведённых утверждений является научным?
1) Время течёт повсюду одинаково.
2) Делая добро другим, человек нравственно возвышается.
3) Электрический ток течёт по проводам так же, как вода по трубам.
4) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.
А15. Какой из признаков характерен для социального познания?
1) возможность получения абсолютной истины
2) преобладание эксперимента как способа получения знания
3) опора на субъективные факты
4) совпадение субъекта и объекта познания
А16. Самосознание – это 1) умение представить себе свой физический облик
2) осознание себя как личности
3) собственное знание об окружающей действительности
4) собственное мнение обо всём
А17. Человек формирует знания о себе, своих потребностях, способностях и стремлениях
в процессе
1) самопознания
А18. Главным критерием истины с позиции рационалистов является
1) разум
А19. Даны два суждения.
2) чувственный опыт
2) саморегуляции
3) интуиция
3) самоконтроля
4) самоактуализации
4) эксперимент
А. Истина является целью научного познания.
Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных
возможностей человека.
Укажите правильный вариант ответа.
1) верно только А
2) верно только Б
А20. Философское учение о ценностях называют
1) эстетикой
2) аксиологией
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3) гносеологией
4) этикой
А21. Сущность природы в Новое время определяется как
1) органическая часть космоса
2) божественное творение
3) противостоящая человеку стихия, которую необходимо подчинить и использовать
4) естественная среда обитания человека
А22. Какие нормы социальной жизни не утверждало конфуцианство?
1) гуманизм
4) ритуализм
А23. Назовите ступень исторического развития общества, характеризующуюся
определённым способом производства и системой экономических отношений.
1) общественноэкономическая формация
2) цивилизация
3) культура
4) рынок
3) индивидуализм
2) коллективизм
Часть В
Ответом к заданиям части В является последовательность цифр, которую следует
записать в бланк справа от номера соответствующего задания, начиная с первой
клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с
приведёнными в бланке образцами. В заданиях В1 – В3 запишите цифры трёх выбранных вами ответов в порядке
возрастания в текст работы, а затем получившуюся последовательность цифр
перенесите в бланк без пробелов, без запятых и других символов.
В1. К биологическим потребностям человека относят
1) общение
2) отдых
3) самосохранение
4) самореализацию
5) движение
6) познание
Ответ
:
В2. Укажите черты, присущие индустриальному обществу.
1) приоритет коллективистских ценностей
2) появление рабочего класса
3) миграция сельского населения в города
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
6) становление правового государства
Ответ
:
В3. Укажите характеристики формационного подхода к изучению
развития общества.
1) выделение духовных факторов развития общества в качестве главных критериев
2) рассмотрение истории как поступательного однонаправленного движения общества
от одной общественноэкономической формации к другой
3) классовая борьба в качестве главной движущей силы развития общества
4) особое внимание к уникальным чертам и особенностям развития отдельных
народов, стран, регионов
5) основной критерий развития общества – уровень развития производительных сил и
производственных отношений
6) история как циклический процесс
Ответ
: В задании В4 запишите номер выбранного ответа в текст работы, а затем перенесите
его в бланк.
В4. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий
представленного ниже ряда.
1) познание
2) опыт
3) паранаука
4) искусство
5) миф
6) народная мудрость
Ответ
:
.
В заданиях В5 – В7 запишите в таблицу цифры выбранных вами
ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк без
пробелов, без запятых и других символов.
В5. Установите соответствие между науками и объектами их изучения.
НАУКИ
ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
1) происхождение и эволюция человека
2) структура общества и принципы выделения общественных групп
3) закономерности наследственности и изменчивости
4) проблема использования ограниченных ресурсов для удовлетворения
неограниченных потребностей
1) экономика
2) антропология
3) социология
А
Б
В
В6. Установите соответствие между формами познания и их особенностями.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ
1) жизненный опыт
2) искусство
3) наука
1) знание является побочным продуктом практической деятельности
2) объективность и системность
3) ограниченные возможности экспериментирования
4) познание осуществляется с помощью художественных образов
А Б В
В7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое предложение которого обозначено
буквой. (А)Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях
неоправданно. (Б)По официальным сведениям, на Земле насчитывается
около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В)Проведённые расчёты
показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на
планете. (Г)Обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению
крайне необходимо.
Определите, какие предложения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
А Б В Г
III. КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УМЕНИЙ И
УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
2.1 Освоение умений и усвоение знаний:
Освоенные умения, усвоенные знания №№ задания для проверки
2.2 Задания для проверки освоения умений и усвоения знаний.
Контроль
Раздел программы тем плана
Форма контроля
К. р. тест и ит.д. Текущий
Раздел 1.
Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Тема 1.1.
Контрольная работа по теме.
Природа человека, врожденные и
приобретенные качества
Тема 1.2. Общество как сложная
система
Контрольная работа по теме.
Раздел 2.
Контрольная работа по разделу
Основы знаний о духовной культуре
человека и общества
Раздел 3.
Экономика
Тема 3.1. Экономика и
экономическая наука.
Экономические системы. Экономика
семьи
Тема 3.2.
Рынок. Фирма. Роль государства в
экономике
Тема 3.3.
ВВП, его структура и динамика.
Рынок труда и безработица. Деньги,
банки, инфляция
Контрольная работа по теме
(папка приложение)
Контрольная работа по теме.
(папка приложение)
Контрольная работа по теме.
(папка приложение)
Тема 3.4. Основные проблемы
экономики России. Элементы
международной экономики
Контрольная работа по теме
(папка приложение)
Раздел 4.
Социальные отношения
Тема 4.1. Социальная роль и
стратификация.
Контрольная работа по теме в
виде теста.
(папка приложение) Тема 4.2. Социальные нормы и
конфликты
Контрольная работа по теме в
виде теста.(2 варианта).
(папка приложение)
Тема 4.3. Важнейшие социальные
общности и группы
Контрольная работа по теме.
(папка приложение)
Раздел 5.
Политика как общественное явление
Тема 5.1.
Политика и власть. Государство в
политической системе
Контрольная работа по теме в
виде теста.
(папка приложение)
Тема 5.2.
Участники политического процесса
Контрольная работа по теме
(папка приложение)
Тема 6.1.
Правовое
общественных отношений
регулирование
Раздел 6.
Право
Контрольная работа по теме
(папка приложение)
Тема 6.2.
Основы конституционного права
Контрольная работа по теме
(папка приложение)
Российской Федерации
Тема 6.3.
Отрасли российского права
Контрольная работа по теме
(папка приложение) Тема 6.4. Международное право
Контрольная работа по теме
(папка приложение)
Промежуточная
аттестация
Дифференцированный зачет
Критерии оценки тестов и практических заданий
За каждое правильно выполненное задание части 1 обучающийся может получить 1 балл,
за каждое правильно выполненное задание части 2 2 балла.
• «5» 80 – 100 % от общего числа баллов;
• «4» (65 79 %)
• «3» (50 64 %)
• «2» (менее 5.%).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» Темы электронных презентаций
по дисциплине Обществознание
(наименование дисциплины)
Темы электронных презентаций по выбору
1. Индивид. Индивидуальность. Личность.
2. История возникновения денег.
3. Конституционное право РФ.
4. Отрасли российского права.
5. Международное право.
6. Семейное право Р.Ф.
7. Трудовое право Р.Ф.
8. Политические реформы в современной России.
9. Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике
инновационной.
10. Права человека – эволюция развития.
11. Молодежь и ее роль в современной политике.
12. Политические идеи русских мыслителей.
13. Лидер – кто он?
14. Консерватизм, либерализм, социализм
15. Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Этапы подготовки презентации:
1 подготовка и согласование с преподавателем текста доклада
2 разработка структуры презентации
3 создание презентации в Power Point
4 согласование презентации и репетиция доклада
Требования к компьютерной презентации:
1. Презентация должна содержать начальный и конечный слайды.
2. Структура презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части.
3. Каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим.
4. Слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк).
5. Необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий
текст (это позволяет разнообразить представляемый материал и обогатить доклад).
6.Время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов, из расчёта, что
компьютерная презентация, включающая 1015 слайдов, требует для выступления около 7
10минут.
Требования к докладчику:
1. Цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления.
2. Выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и
свободно ориентироваться в нём;
3. Недопустимо читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на
слайде.
4. Речь докладчика должна быть чёткой, умеренного темпа.
5. Докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами
своего выступления, в который он имеет право заглядывать.
6. В конце докладчик должен оперативно и по существу ответить на заданные по теме
презентации вопросы.
Оценивание презентации:
Презентация, доклад и ответы на вопросы по теме оцениваются на соответствие:
Полное соответствие – 3 балла Частичное соответствие – 2 балла
Несоответствие – 0 баллов
Преподаватель ________________________
«____»__________________201 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Темы рефератов и сообщений
по дисциплине Обществознание
(наименование дисциплины)
Примерные темы рефератов
1. Общество и его регуляторы.
2. Право – воплощение справедливости и добра.
3. Правовое регулирование хозяйственной деятельности.
4. Права потребителей.
5. Конституционализм и конституционные идеи в России и мире.
6. Конституция РФ – основной закон жизни государства.
7. Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.
8. Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.
9. Тоталитаризм – феномен XX столетия.
10. Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.
11. Политика – наука, искусство и профессия.
12. Свободные выборы – утопия или реальность.
13. Четвертая власть и ее роль в политической жизни.
14. Демократия – за и против. 15. Политические партии и лидеры современной России.
16. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
17. Социальнорегулируемое рыночное хозяйство.
18. Наука и образование в современном мире.
19. Роль правовой информации в познании права.
20. Правовые отношения в России.
21. Права и обязанности граждан РФ.
22. Общество и природа.
23. Свобода и ответственность.
24. Глобальные проблемы современности.
25. Мораль в современном обществе.
26. Особенности Фондового рынка.
27. Бюджет Красноярского края.
28. Деятельность коммерческих банков г. Красноярска.
29. Можно ли преодолеть социальную дифференциацию?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ И
СООБЩЕНИЙ
1. подготовить необходимую литературу для написания реферата или сообщения
2. внимательно прочитать текст
3. составит план работы
4. выбрать из текста основные самые важные моменты
5. написать тему реферата или сообщения
6. написать текст реферата или сообщения
7. отразить информацию об источниках, по которым был подготовлен реферат или
сообщение
ПРИМЕЧАНИЕ: реферат и сообщения записываются в конспект по дисциплине.
Преподаватель ________________________
(подпись)«____»__________________20 1 г.
\ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Темы кроссвордов
по дисциплине Обществознание
(наименование дисциплины)
1. Духовнотеоретическая и духовнопрактическая деятельность
2.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
3. Современные цивилизации
4. Особенности молодежной субкультуры
5. Система образования в Российской Федерации.
6. Банковская система
7. Деньги. Процент.
8. Семья и брак.
9. Политическая система
10. Правомерное и противоправное поведение. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДА
Кроссворд составляется в произвольной форме и должен состоять из 20 вопросов.
Вопросы формулируются чётко и должны исключать двойное толкование. В работе
используют необходимую литературу для составления кроссворда по теме.
Структура кроссворда:
1. Титульный лист.
2. Лист с ячейками кроссворда.
3. Лист с вопросами и ответами на кроссворд.
4. Список использованной при составлении кроссворда литературы.
Критерии оценивания кроссворда:
оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если все перечисленные условия
соблюдены;
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если все перечисленные условия
соблюдены с незначительными недочётами;
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если в кроссворде имеются
имеют
ошибки
оценка «неудовлетворительно»
выставляется обучающемуся если содержание
кроссворда не соответствует теме, имеется большое количество ошибок, вопросы имеют
двойное толкование или кроссворд не написан вообще.
толкование.
вопросы
и
двойное
Преподаватель ________________________
(подпись)
«____»__________________20 1 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Названия таблиц
по дисциплине Обществознание
(наименование дисциплины)
1. Современное общество.
2. Характерные черты основных моделей рынка.
3. Основные виды социальных норм.
4. Социальные конфликты.
5. Функции политики.
6. Политическое участие.
7. Функции государства.
8. Основные формы государственного правления.
9. Основные стадии избирательного процесса.
10. Сделки и договоры.
11. Виды юридической ответственности. Таблица это компактная форма представления, каких либо данных приведенных в
определённую систему и расположенных по графам и колонкам.
Преподаватель ________________________
(подпись)
«____»__________________20 1 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Названия схем
по дисциплине Обществознание
(наименование дисциплины)
1. Виды деятельности.
2. Социальные отношения.
3. Виды политики.
4. Участники политического процесса.
5. Система права.
6. Социальная система общества.
7. Формы социальных конфликтов. 8. Политическая система общества.
9. Государственная власть в Р.Ф.
10. Конституционное право.
11. Формы защиты гражданских прав.
Методические рекомендации по составлению таблиц, схем, диаграмм.
Целью заполнения таблицы (схемы, диаграммы) является закрепление знаний,
полученных на уроке у обучающихся навыков и умения самостоятельной работы с
рекомендованной литературой. Его задача – организовать самостоятельную работу
студента и контроль за ней со стороны преподавателя, помочь систематизировать
важнейшие материалы изучаемого курса, развить способность логично и содержательно
выражать свои мысли в письменной форме.
Требования к заполнению таблицы (схемы, диаграммы):
1. При заполнении таблицы необходимо помнить, что таблица должна содержать самые
существенные сведения и характеристики, изложенные предельно кратко и понятно;
2. При заполнении следует строго включать лишь данные, соответствующие названию
таблицы;
3. Размещение материала вне таблицы считается ошибкой;
4. После заполнения таблицы необходимо сделать логический вывод письменно.
Преподаватель ________________________
(подпись)
«____»__________________20 1 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Названия Логических цепочек.
по дисциплине Обществознание
(наименование дисциплины)
1. Причины глобализации человечества.
2. Последствия экономического развития общества.
3. Причины конфликтов в межличностном общении.
4. Последствия НТР, НТП.
5. Причины социальных конфликтов в обществе.
6. Причины и последствия происхождения государства.
7.
Причины правонарушений. 8.
Последствия тоталитаризма для общества.
Методические рекомендации по составлению логических цепочек.
Алгоритм действий:
1. Прочитать выданную литературу;
2. В тетрадь выписать основные понятия, причины и последствия;
3.Из выбранной информации оставить логическую цепочку причин и последствий в
хронологическом порядке.
4. Отчет: составить оформленную логическую цепочку.
Преподаватель ________________________
(подпись)
«____»__________________20 1 г МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Названия текстов
по дисциплине Обществознание
(наименование дисциплине)
1
2
3
4
5 Методические рекомендации по работе с историческими источниками.
1. Внимательно прочтите предложенный документ
2. Внимательно прочтите вопросы к документу
3. Найдите в документе ключевые мысли, даты, имена, события, которые могут
помочь вам разобраться в
тексте в соответствии с предложенными вопросами
4. Ответить на вопросы
Преподаватель ________________________.
(подпись)
«____»__________________20 1 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Названия тем дискуссий
по дисциплине Обществознание
(наименование дисциплине) Методические рекомендации к ведению дискуссии.
Групповая дискуссия построена на основе работы ключевой группы сильных ребят и
“аудитории”.
Успех дискуссии определяется выполнением следующих требований:
1. Вопросы или проблема дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть
актуальными;
2. Четко уяснить тему обсуждения;
3. Продумать логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому
вопросу, наметить план выступления;
4. Сформулировать основные идеи, суждения по проблеме;
5. Проверить правильность логической аргументации;
6. Отобрать убедительные факты, доказывающие верность суждений, точно указывать
источники информации.
Во время дискуссии вести себя спокойно и достойно:
1. Говорить убедительно, не давать перебивать репликами выступление, не горячиться;
2. Анализировать объективно замечания противников: или приводить новые аргументы, или
признать правоту аргументов оппонента, или предложить считать этот вопрос спорным,
подлежащим дополнительному изучению.
В процессе дискуссии внимательно, терпеливо, до конца, выслушивать мнение оппонента,
понять и проанализировать позицию другого: задавать вопросы выступающим с целью
полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (об источниках информации, о
достоверности приводимых фактов, о правильности логической аргументации и т.п.), не
принимать ничего на веру без обоснования. Правильно поставленный оппоненту вопрос
может быть аргументом в пользу другой стороны.
При выступлении с критикой позиции оппонентов избегать оценок их личных качеств,
обязательно указать те же идеи противника, которые кажутся верными, отметить те
доказательства, которые звучали убедительно, затем мягко и корректно изложить
замечания и контраргументы. Избегать категоричности, как в суждениях, так и в оценках
оппонентов.
Завершается дискуссия подведением итогов. Нужно отметить, изменились ли
первоначальные взгляды на проблему, почему, в каких вопросах позиция осталась
неизменной. Если дискуссия неудачна, надо разобраться, почему это произошло: виной
тому слабость доводов или неумение вести полемику с оппонентами.
Преподаватель ________________________
(подпись) «____»__________________20 1 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Названия тем эссе
по дисциплине Обществознание
(наименование дисциплине) 1. «Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)
2. «Имею право или обязан?»
3. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
4. «Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к
справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью» (Роберт
Оуэн)
5. "Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие"
6. "Свобода есть право на неравенство"
7. "В нынешние времена – все политика" (С. Къеркегор)
8. «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не
совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман)
9. "Бизнес это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к
насилию." (М.Амстердам)
10. "Объявить себя гением легче всего по радио" (Дон Аминадо)
11. «Как я оцениваю деятельность современного государства».
Методические рекомендации к подготовке эссе
Эссе прозаическое ненаучное произведение философской, литературной,
исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее
личные соображения автора по какомулибо вопросу.
Эссе должно быть не просто описанием избранной темы, а объяснением ее
проблемного характера,
аргументированным представлением своей точки зрения.
критической оценкой рассматриваемых взглядов,
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и
письменного изложения собственных мыслей.
Эссе по обществознанию должно:
• соответствовать обществоведческой науке (философии, социальной психологии,
экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание
мыслителя);
• содержать относительно узкий круг рассматриваемых вопросов, которые раскрываются с
опорой на знания, полученные при изучении обществознания; • включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и
личное отношение к ней;
• содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной
анализируемой проблемой, отличаться корректностью в их использовании;
• характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования,
внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой.
Рекомендации по написанию эссе:
1. Внимательно прочитайте высказывание.
2. Определите, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая тема,
что необходимо вспомнить, чтобы раскрыть ее? (теоретические понятия, научные теории,
термины, факты).
3. Обдумайте содержание, смысл, актуальность высказывания.
4. Определите свою позицию в отношении высказывания: согласны Вы с автором или нет.
5. Подберите убедительные аргументы (факты, примеры) для подтверждения своей
позиции, с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
6. Составьте тезисный план, сформулируйте все возникшие у вас мысли и идеи.
7. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры.
8. Начните эссе с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с
данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном
высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».
9. В следующем предложении сформулируйте Ваше понимание высказывания, ставшего
темой эссе. Не стоит дословно повторять высказывание. Важно так раскрыть его смысл,
чтобы стал очевиден контекст, который определит содержание и сущность основной
мысли.
10. В основной части эссе развернуто изложите Ваше собственное мнение в отношении
поставленной проблемы. Каждый утверждение необходимо аргументировать, используя
факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Целесообразно,
чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.
11. В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги эссе. Допустимо
перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на
аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новый смысл.
12. Прочтите содержание чернового варианта. Проверьте стиль и грамотность; проверьте
текст на соответствие основным признакам: тематическое, композиционное,
стилистическое единство; связность; логичность; законченность. 13. Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.
К достоинствам эссе можно отнести:
• наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например,
«политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т.д.)
• включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
• описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
• наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием
того значения, в каком они применяются в эссе;
• присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.
мысль должна быть подкреплена доказательствами поэтому за тезисом следуют
аргументы.
Стиль изложения:
эмоциональность,
экспрессивность,
художественность.
Используются короткие, простые, разнообразные по интонации предложения.
Оформляется в соответствии с общими требованиями оформления контрольной
работы.
Преподаватель ________________________
(подпись)
«____»__________________20 1 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Комплект учебнометодических материалов к учебной дисциплине обществознание
23.01.07 Машинист крана (крановщик), 23.01.03 Автомеханик , 43.01.02 Парикмахер,
19.01.17 Повар, кондитер, 08.01.08 Мастер отделочных и строительных работ. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Название
Автор
Вид издания
(учебник,
учебное
пособие)
Человек и общество
Основная литература
Боголюбов Л.Г.
Учебник
Место издания,
издательство, год
издания, колво
страниц
Москва
Просвещение 1999
Дополнительная литература
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Контрольно - измерительные материалы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.