Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
химия
Взрослым
26.03.2017
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы профессиям ППКРС СПО
_____________15.01.05 «Сварщик»____________________________________
код наименование
_____________08.01.07 «Мастер общестроительных работ»_____
код наименование
Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращениях, значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятельности человека.
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;Контрольно-оценочные средства по химии
химия КОС_УД.doc
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ульяновский строительный колледж
отделение профессионального обучения
УТВЕРЖДАЮ
______________________
ФИО руководителя ОУ
______________________
«___»._________.20___ г.
подпись
КОМПЛЕКТ
контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
_______ОУД.08__ ___Химия_____________
код наименование
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по профессиям СПО
код наименование
____15.01.05___ Сварщик________
__08.01.07__ Мастер общестроительных работ_______
код наименование
________________________________ подготовки
базовой или углубленной (только для СПО)
1 г.Новоульяновск
2016 год
РЕКОМЕНДОВАНА
на заседании предметно-
цикловой комиссии (ПЦК)
общеобразовательных
дисципл
Руководитель П ЦК
________________Г. И. Пронина
Протокол заседания ПЦК
№ ______ от ____________20___ г.
СОГЛАСОВАНО
Зав учебной частью
_________З. А. Хайруллина
_____________ 20___ г.
Авторы – разработчики:
__Хайруллина З. А, преподаватель высшей категории ОГБПОУ УСК
ОПО
2 3 Содержание
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных
средств ........................................... 4
1.1. Область применения
…………………………………………………………... 4
1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной
дисциплины ….. 4
1.2.1. Формы текущего контроля по учебной дисциплине в ходе освоения ОПОП
………………………………………………………………………………. 4
1.2.2. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине в ходе освоения
ОПОП …............................................................................................................... 4
1.2.3. Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
……………………………………………………………………………………….. 5
2. Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний ……………………. 6
3. Комплект материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний по
учебной дисциплине ………………………………………………………………… 6
Приложение 1. Оценочная ведомость по учебной дисциплине …………………. 8
1.2.1. Формы текущего контроля по учебной дисциплине в ходе освоения
ОПОП ………………………………………………………………………………. 4................4
1.2.2. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине в ходе
освоения ОПОП
…............................................................................................................... 4........4
1.2.3. Организация контроля и оценки освоения программы учебной
дисциплины
……………………………………………………………………………………….. 5................4
2. Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний ……………………. 6. 4
3. Комплект материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний по
учебной дисциплине ………………………………………………………………… 6..............4
Приложение 1. Оценочная ведомость по учебной дисциплине …………………. 8 4
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств.........................................6
1.1. Область применения......................................................................................6
1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины..8
4 1.2.1. Формы текущего контроля по учебной дисциплине в ходе освоения
ОПОП....................................................................................................................8
1.2.2. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине в ходе
освоения ОПОП...................................................................................................9
1.2.3. Организация контроля и оценки освоения программы учебной
дисциплины.........................................................................................................9
2. Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний.............................11
Эталон ответа:.....................................................................................................14
Тема Классы неорганических соединений...........................................................14
Тема Кислоты..........................................................................................................23
3. Комплект материалов для оценки освоенных умений....................................31
и усвоенных знаний по учебной дисциплине.......................................................31
Приложение 1..........................................................................................................33
Оценочная ведомость по учебной дисциплине....................................................33
5 I. Паспорт комплекта контрольнооценочных средств
1.1. Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для
проверки результатов освоения учебной дисциплины основной
профессиональной образовательной программы профессиям
ППКРС СПО
_____________15.01.05 «Сварщик»____________________________________
_____________08.01.07 «Мастер общестроительных работ»_____
наименование
код
код
наименование
Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращениях,
значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятельности
человека.
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического
знания для каждого человека;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в
создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять
объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной,
культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную
позицию;
• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений,
поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков
измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в
повседневной жизни).
•
• Изучение дисциплины «Химия» направлено на формирование следующих
ОК:
• ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
• ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность;
•
• ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
6 эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития;
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности;
•
• ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
•
руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий;
• ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации;
• ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности;
• ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценить
освоенные умения и усвоенные знания:
Освоенные умения, усвоенные знания
различных
обобщения,
метапредметные:
видов
•
использование
познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановки задачи,
формулирования гипо-тез, анализа и синтеза,
сравнения,
систематизации,
выявления причинно-следственных связей,
поиска аналогов, формулирования выводов) для
решения поставленной задачи, применение
основных методов познания (наблюдения,
научного эксперимента) для изучения различных
сторон хи-мических объектов и процессов, с
которыми возникает необходимость стал-
киваться в профессиональной сфере;
•
использование различных источников для
•
получения химической информации, умение
оценить ее достоверность для достижения
хороших результатов
профессиональной сфере;
•
предметные:
сформированность представлений о месте
•
химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании
кругозора и функ-циональной грамотности
человека для решения практических задач;
•
основополагающими
химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями;
уверенное пользование
химической терминологией и символикой;
владение
Формы и методы контроля
. Стартовая диагностика
подготовки студентов по
школьному курсу химии;
выявление мотивации к
изучению нового
материала.
3. Текущий контроль в
форме:
- самостоятельных работ
по темам разделов
дисциплины;
- тестирования;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной
самостоятельной работе
согласно инструкции
(представление пособия,
презентации
информационное
сообщение).
- фронтального опроса;
- устного зачета;
- письменного зачета;
- защиты реферата;
- самостоятельной работы
7 владение основными методами научного
с книгой и другими
материалами.
4. Итоговая аттестация в
форме зачёта.
познания, используемыми в химии: наблюдением,
описанием, измерением, экспериментом; умение
проведенных
обрабатывать, объяснять результаты
•
опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при
решении практических задач;
•
давать
количественные оценки и производить расчеты
по химическим формулам и уравнениям;
•
владение правилами техники безопасности
при использовании химических веществ;
сформированность
умения
сформированность собственной позиции по
отношению к химической информации,
получаемой из разных источников.
1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
(описывается в соответствии с «Положением о текущем контроле и
промежуточной аттестации в ОУ» и рабочим учебным планом)
1.2.1. Формы текущего контроля по учебной дисциплине в ходе освоения ОПОП
Элементы учебной дисциплины
Формы текущего контроля
1
Раздел 1
Тема 1.11
Основные понятия и законы химии
Тема 1.2
Периодический закон и Периодическая
система химических элементов
Тема 1.3
Строение вещества
2
Тестирование, к/р, лаб. работа,
практическое занятие, семинар,
коллоквиум, решение ситуационных задач
и т.д.
Тестирование, к/р, лаб. работа,
практическое занятие, семинар, решение
ситуационных задач и т.д.
Тестирование, к/р, лаб. работа,
практическое занятие, семинар, решение
задач и т.д.
Тестирование, к/р, лаб. работа,
практическое занятие, семинар, решение
задач и т.д.
8 Тема 1.4
Вода. Растворы. Электролитическая
диссоциация
Тема 1.5
Классификация неорганических
соединений и их свойства.
Тестирование, к/р, лаб. работа,
практическое занятие, семинар, решение
задач и т.д.
Тестирование, к/р, лаб. работа,
практическое занятие, семинар, решение
задач и т.д.
1.2.2. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине в ходе
освоения ОПОП
Наименование
учебной дисциплины
Форма промежуточной аттестации
(зачет, дифференцированный зачет,
экзамен)
Промежуточная аттестация
дифференцированный зачет,
освоения программы учебной
1.2.3. Организация контроля и оценки
дисциплины
В произвольной форме описывается организация текущего, рубежного и
итогового контроля при изучении УД
НАПРИМЕР:
Итоговый контроль освоения УД осуществляется на экзамене (зачете,
ДЗ). Условием допуска к промежуточной аттестации по дисциплине является
положительная текущая аттестация по УД.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена по билетам на ---
курсе. Все билеты имеют одинаковую структуру:
Теоретическая часть - предполагает устный ответ обучающихся с
возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа
иллюстрационной части. Вопрос проверяет теоретическую подготовку
обучающегося по дисциплине. Это может быть описание объектов изучения,
их существенных признаков, свойств, связей между ними, а также раскрытие
сущности изученного объекта. Качественные характеристики усвоения
изученного материала могут различаться. В каких-то случаях это полнота и
системность сформированных знаний, в других случаях – прочность и
действенность знаний обучающихся, возможен случай самостоятельного и
оперативного применения знаний обучающимися. Описанные качественные
9 характеристики являются критериями оценивания результатов обучения
обучающихся.
Оценка «удовлетворительно»
Практическое задание - …..
Критерии оценки:
Ответ обучающегося оценивается по пятибалльной шкале. Общая
экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из ___
вопросов билета и является их средним арифметическим. Оценка
обучающегося складывается из его знаний и умений выходить на различный
уровень воспроизведения материала.
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся полно, логично,
осознанно излагает материал, выделяет главное, аргументирует свою точку
зрения на ту или иную проблему, имеет системные полные знания и умения по
составленному вопросу. Содержание вопроса обучающийся излагает связно, в
краткой форме, раскрывает последовательно суть изученного материала,
демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и
умений, не допускает терминологических ошибок и фактических неточностей.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся знает материал, строит
ответ четко, логично, устанавливает причинно-следственные связи в рамках
дисциплины, но допускает незначительные неточности в изложении
материала и при демонстрации аналитических и проектировочных умений. В
ответе отсутствуют незначительные элементы содержания или присутствуют
все необходимые элементы содержания, но допущены некоторые ошибки,
иногда нарушалась последовательность изложения.
если обучающийся
ставится,
ориентируется в основных понятиях, строит ответ на репродуктивном уровне,
но при этом допускает неточности и ошибки в изложении материала,
нуждается в наводящих вопросах, не может привести примеры, допускает
ошибки методического характера при анализе дидактического материала и
проектировании различных видов деятельности.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся не
ориентируется в основных понятиях, демонстрирует поверхностные знания,
если в ходе ответа отсутствует самостоятельность в изложении материала
либо звучит отказ дать ответ, допускает грубые ошибки при выполнении
заданий аналитического и проектировочного характера
Условием положительной аттестации по дисциплине является
положительная оценка освоения всех умений и знаний по всем
контролируемым показателям.
Предметом оценки освоения УД являются умения и знания. Экзамен по
УД проводится с учетом результатов текущего контроля или рейтинговой
системы оценивания.
Обучающийся, имеющий рейтинг не менее …, освобождается от
выполнения заданий на экзамене и получает оценку «отлично».
Обучающийся, имеющий рейтинг не менее …, освобождается от
выполнения заданий на экзамене и получает оценку «хорошо». Если
обучающийся претендует на получение более высокой оценки, он должен
выполнить задания на экзамене. Перечень заданий определяется в
зависимости от результатов текущего контроля.
Обучающиеся, имеющие рейтинг не менее …, выполняют на экзамене
только задания, оценки за выполнение которых в рамках текущего контроля
были ниже необходимых для положительной аттестации по накопительной
системе.
10 Обучающиеся,
экзаменационные задания.
имеющие рейтинг менее …,
выполняют все
2. Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний
Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний могут
представлять собой перечни вопросов, задания с выбором ответа (с одним или
несколькими правильными ответами), задания на установление соответствия,
сравнение, анализ, ситуационные задания (задачи, кейсы), задания на
лабораторную (расчетно-графическую и т.п.) работу, сценарии деловой
(ролевой) игры и т.д.. В зависимости от этого изменяется форма их
представления.
Тема 1.2 Периодический закон химических элементов
Контрольная работа
1. Порядковый номер элемента № . Определить число частиц (протоны,
1 вариант
нейтроны, электроны). Написать электронную формулу.
2. Определить какой объем займет водород(при н. у.) а) количеством вещества
1,5 моль. Б)массой 4 г.
3. Оксид элемента 1 группы имеет относительную молекулярную массу 186,
Какой это элемент?
4. Атомный радиус элемента с увеличением заряда ядра в периоде:
а). увеличивается б) уменьшается
в) не изменяется
5. Дать характеристику элемента с порядковым номером используя
периодическую таблмцу хим. элементов.
У какого элемента сильнее выоажены металлические (или неметаллические)сво йства
_________________ или ________________?
Контрольная работа
1. Порядковый номер элемента № . Определить число частиц (протоны,
1 вариант
нейтроны, электроны). Написать электронную формулу.
2. Определить какой объем займет водород(при н. у.) а) количеством вещества
1,5 моль. Б)массой 4 г.
3. Оксид элемента 1 группы имеет относительную молекулярную массу 186,
Какой это элемент?
11 4. Атомный радиус элемента с увеличением заряда ядра в периоде:
а). увеличивается б)уменьшается
в) не изменяется
5. Дать характеристику элемента с порядковым номером используя
периодическую таблмцу хим. элементов.
6. У какого элемента сильнее выоажены металлические (или неметаллические)
сво йства :
_________________ или ________________?
Тема 1. Химические рекации
Вариант 1
1 Установите соответствие между веществами, вступающими в реакцию и
продуктами их взаимодействия
Исходные вещества
А) СаO + CO2
Б) Ca(OH)2+ SO2
В) Ca + H2O
Г) Ca (HCO3)2 + Ca(OH)2
Продукты реакции
1) Ca(OH)2
2) CaCO3+ H2O
3) CaSO4+ H2O
4) Ca(OH)2 + H2
5) CaSO3 + H2O
6) CaCO3
Вариант 2
1 Установите соответствие между веществами, вступающими в реакцию и
продуктами их взаимодействия
Исходные вещества
А) Fe + Cl2
Б) Fe + HCl
В) Fe2O3 + H2SO4
Г) Fe + CuSO4
2) FeSO4 + H2O
3) FeCl3
4) FeCl2 + H4
Продукты реакции
1) Fe2(SO4)3 + H2O
12 5) FeSO4 + Cu
6) Fe2(SO4)3 + Cu
Эталон ответов:
1 вариант 2 –
вариант
А – 6, Б – 5, Г – 2, В - 4 А – 3, Б – 5,
Г – 5, В- 1
Тема Металлы
Вариант 1
1. Все металлы какого ряда реагируют с соляной кислотой? Напишите
реакции.
А) Zn, Fe, Mg б) Fe, Al, Pt. В) Ni, Cr, Au. г) Sn, Mg, Hg
2. Допишите схемы реакций, в которых может получиться гидроксид натрия
А) Na+ H2 O= б) NaNO3 +KOH=
в) Na 2CO 3+ Ba[OH]2= г) Na 2O+ H 2O=
3. Допишите схемы реакций, в которых продуктом будет оксид алюминия
А) Al 2[SO4]3 = б) Al[OH]3= в) Al[OH]3 +KOH= г) CuO+ Al=
4. Гидроксид железа (2) можно получить реакцией, допишите:
А) оксид железа (2) и воды; б) хлорид железа (2) и щелочи
В)сульфат железа (2)и гидроксид калия; Г)гидроксид железа (3) с
кислородом
5. Укажите схему гашения извести, допишите:
А) CaCO3= б) Ca[OH]2 +CO2+ H2O= в) Ca[OH]2 + CO2 = г) CaO+H2 O=
6. Двухвалентный металл массой 13,7 г, реагируя с водой выделяет 2,24 л
газа (н.у.) Решите задачу. Какой это металл?
А) Mg б) Ca в) Ba г)
2 вариант
.1 Какой металл можно использовать для получения цинка из раствора
хлорида цинка, напиши уравнения:
А) Са б) Мg в) К г)Fe
2. Оксид кальция реагирует с (написать реакции):
А) водой б) соляной кислотой В) гидроксидом калия г) хлоридом
натрия
3. С какими веществами может реагировать гидроксид алюминия (написать
реакции)
А) KCl б) NaOH в) HCl г) Na2 SO4
13 4. Допишите схемы реакций продуктом в которых может гидроксид
железа(3):
А) Fe[OH]2 +O2 +H2 O = б) FeCl3 + KOH=
в) Fe2 O3 +H2 O= в) Fe[OH]2 +SO3 =
5. С какими веществами реагирует известковая вода, написать уравнения:
А) СО2 б) СаСО3 в) Cl2 г) H3 PO4
6. На гашеную известь подействовали 3,15 г азотной кислотой. Какова
масса получившейся соли, если массовая доля выхода равна 0,95.
ЭТАЛОН ОТВЕТА:
1
вариант
12вариан
т
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
Тема Классы неорганических соединений
Раздел 2. Классы неорганических веществ.
1. Запишите определения кислот, оснований, оксидов, солей.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Приведенные формулы веществ распределите по классам:
Оксиды
Основания
Кислоты
Соли
НNO3, CO2, KOH, P2O5, NaNO3, CaSO4, MgO, FeCl3, Cu(OH)2, SO2, HClO4, BaO, Fe2O3, LiOH,
H2SiO3, Ca(OH)2, K3PO4, NaOH, Sr(OH)2.
3. При помощи ПСХЭ составьте формулы оксидов и гидроксидов следующих элементов:
алюминия, углерода, серы, мышьяка, цинка, железа ( ).
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
ΙΙ Укажите их характер.
____________________________
14 4. Для элементов: Nа, Аl, Si, Вr – составьте формулы высших оксидов и гидроксидов.
Расположите гидроксиды по усилению кислотных свойств.
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________
5. Среди перечисленных оксидов укажите основные и кислотные: СаО, SО2, Р2О5, СuО, FеО,
SiО2, Мn2О7, ВаО, заполните таблицу:
Основные оксиды
Кислотные оксиды
6. Среди перечисленных оснований укажите щелочи и нерастворимые основания: NаОН,
Сu(ОН)2, Fе(ОН)3, Са(ОН)2, Ва(ОН)2, КОН, А1(ОН)3.
Щелочи:_____________________________________________________
Нерастворимые основания:_____________________________________
7. Выберите из списка, одноосновные, двухосновные и трехосновные кислоты: Н2SО4, Н3РО4,
НС1, Н2СО3, НI, НNО3, Н2S, НС1О4, заполните таблицу:
Одноосновные кислоты
Двухосновные
кислоты
Трехосновные кислоты
8. Выпишите из списка только формулы солей и дайте им названия: МgСО3, СаО, Мg(ОН)2,
FеSО4, КС1, СuО, НF, Nа2SiО3, А1(ОН)3, Ва3(РО4)2, НРО3, Zn(ОН)2, Zn (NО3)2, Н2SО3, Nа2SО3,
К2О, КВr, заполнив таблицу:
Формула соли
Название
9. Осуществите превращения:
→
Fе(ОН)
2
FеSО
Н→ 3РО4
Nа→ 3РО4
→
Р→ 2О5
→ →
4
Fе
Fе С1
Са→ 3(РО4)2
а) FеС12
б) Р
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2
15 10. Напишите уравнения возможных реакций между веществами: оксид калия, оксид
фосфора(V), гидроксид бария, серная кислота, иодид калия, нитрат свинца(||).
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
___________
11. Закончите уравнения реакций:
СuSО4 + … = Сu(ОН)2 + ___________________________________
LiОН + Н2SО4 = ________________________________________________
А1(ОН)3 + … = Н2О + _________________________________________
Сr2О3 + НNО3 = ________________________________________________
Н3РО4 + … = Са3(РО4)2 + _____________________________________
Mg(OH)2 + HNO3 = _____________________________________________
Na2SiO3 + … = NaCl + __________________________________________
Fе2О3 + … = FеСl3 + ___________________________________________
Напишите уравнения реакций в ионном виде.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________
Раздел . Металлы
Практическая работа
16 Получение и свойства соединений металлов
Цель: применить на практике знания о химических свойствах
металлов и их соединений к выполнению конкретных
экспериментальных заданий, дальнейшее развитие навыков
работы с химическими веществами и оборудованием.
Оборудование: пробирки маленькие 6 шт., стеклянная палочка,
штатив для пробирок.
Реактивы: железо, сульфат меди (II), хлорид магния, оксид
кальция, гидроксид кальция, хлорид кальция, серная кислота,
сульфат железа (II), гидроксид натрия.
Выполнение работы
Что делали. Рисунок.
Что наблюдали.
Выводы.
Уравнения
реакций.
1. Реакции замещения между
железом и растворами сульфата
меди (II) и хлорида магния.
2. Получение соли сульфата
кальция тремя способами,
исходя из реактивов
находящихся в вашем
распоряжении.
3. Осуществление превращения:
сульфат железа (II) → гидроксид
железа (II) → гидроксид железа
(III).
Общий вывод к работе:
17 Тесты по теме: «Металлы».
1. О железе как о простом веществе говорится в предложении
1) железо входит в состав гемоглобина
2) яблоки содержат железо
3) алюминий вытесняет железо из растворов его солей
4) железо входит в состав железной окалины
1) 2 2) 4+ 3) 3+ 4) 2+
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
2. Количество электронов на внешнем уровне атома алюминия равно
3. Ион, в составе которого 20 протонов и 18 электронов имеет заряд
4. Металлическую кристаллическую решетку имеет
1) йод 2) медь
3) поваренная соль 4) кремний
5. Реакция взаимодействия цинка с соляной кислотой относится к реакциям
1) окислительновосстановительным, обмена
2) обратимым, замещения
3) окислительновосстановительным, замещения
4) необратимым, обмена
6. Ионы серебра Аg+ можно обнаружить в растворе с помощью
1) нитрата серебра 2) соляной кислоты 3) гидроксида натрия 4) лакмуса
7. Алюминий вступает во взаимодействие с
1) нитратом бария
2) сульфатом меди (II)
3) хлоридом калия
4) сульфатом кальция
8. Схеме превращений веществ
→
металл основный оксид соль металл
соответствуют левые части уравнений химических реакций под номерами
а) СuО + НСl
1) а, б, в 2) б, в, г 3) а, в, г 4) б, а, г
б) С
u + О2
в)
CuO + H2
→
→
→
г)
CuCl2 + Fe
→
→
→
9. Металлические свойства ярче выражены у
1) калия 2) бериллия 3) бария 4) кальция
При выполнении задания 10 запишите в алфавитном порядке буквы, соответствующие
выбранному вами ответу.
10.
2↔ Fe(T) + 3CO2(Г)+ Q на смещение химического
В системе Fe2O3(T) + 3CO(Г)
равновесия в сторону продуктов реакции не влияет
А) понижение температуры
Б) уменьшение концентрации CO2
В) повышение давления
Г) увеличение концентрации CO2
Д) катализатор
При выполнении задания 11 запишите в ответе число с точностью до целых.
11.
При взаимодействии цинка массой 13 г с кислородом образовалось________ г
оксида.
18 12.К сложным веществам относится каждое из веществ группы
1) серная кислота, хлорид натрия, спирт, озон
2) кремний, фосфор, сера, железная окалина
3) соляная кислота, гидроксид натрия, оксид фосфора, мел
4) вода, алмаз, железо, графит
13.Щелочью является гидроксид элемента, который в ПСХЭ находится
1) в 3м периоде, IIIА группе 2) в 4м периоде, IА группе
3) во 2м периоде, IIА группе 4) в 3м периоде IIА группе
14.В атоме брома число электронных слоев и число электронов внешнего слоя соответственно
равны
1) 4, 5 2) 3, 7 3) 4, 7 4) 4, 6
15.Самым пластичным является вещество, у которого кристаллическая решетка
1) молекулярная 2) ионная
3) атомная 4) металлическая
16.К окислительновосстановительным не относится реакция, уравнение которой
1) CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu
2) CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
3) 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2↑
4) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑
17.Реактивом на катион Ва2+ является раствор
1) гидроксида натрия 2) соляной кислоты 3) нитрата серебра 4) серной кислоты
18. Гидроксид цинка взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) с нитратом бария и соляной кислотой
2) с соляной кислотой и гидроксидом натрия
3) хлоридом калия и гидроксидом калия
4) с магнием и азотной кислотой
19.С помощью соляной кислоты можно осуществить превращение
1) Сu
20.Металлические свойства усиливаются в ряду элементов
→ FeCl3 в) Na2SO4
→ CuCl2 2) Fe
→ NaСl г) Fe
→ FeCl
Li 2) O
→ →
N
C 3) As
1) B
→ →
Be
→ →
P
N 4) Se
→ →
S
O
При выполнении задания 21 запишите в алфавитном порядке буквы, соответствующие
выбранному вами ответу.
21.Необратимые химические реакции возможны между веществами
А) хлорид железа(II) и нитрат кальция
Б) цинк и серная кислота
В) оксид меди (II) и азотная кислота
Г) гидроксид бария и хлорид калия
Д) медь и сульфат железа (II)
При выполнении задания 22 запишите в ответе число с точностью до целых.
22.При восстановлении 0,5 моль оксида меди (II) водородом образуется ________ г меди и вода.
Эталон ответов
№
вопр.
№
1
3
12
2
3
13
3
4
14
4
2
15
5
3
16
6
2
17
7
2
18
8
4
19
9
1
20
10
11
В, Д 16,2
21
22
19 вопр.
3
2
3
4
2
4
2
4
1
Б, В
32
20 Практическая работа №
Тема: Осуществление цепочки химических превращений металлов
Цель работы: Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки
превращений.
Оборудование: Штатив с пробирками.
Реактивы: Карбонат магния MgСO3, щелочь NaOH, , соляная кислота НCl, серная
кислота Н2SO4
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические
превращения:
Вариант 1:
MgСO3 – MgCl2 – Mg(OH)2 MgSO4
Составьте уравнения соответствующих реакций. Реакции ионного обмена запишите
также в ионной форме.
Инструкция к выполнению цепочки переходов
1. Повторить инструктаж по технике безопасности.
2. Вам выданы 2 пробирки. В пробирку №1 поместите MgСO3. Для
осуществления превращений прилейте 12 мл необходимого реактива. (какой
признак реакции?).
3. После проведения 1го опыта отделите 0,5 раствора в пробирку №2. В
пробирку №2 для получения Mg(OH)2 прилейте 12 мл необходимого
реактива. (какой признак реакции?)
4. Для получения MgSO4 в пробирку №2 прилейте 12 мл необходимого
реактива. (какой признак реакции?)
5. Для отчета оформите таблицу
Ход работы
Уравнения реакций
Наблюдения
№
опыта
1.
2.
3.
Вывод:
21 Практическая работа №
Тема: Осуществление цепочки химических превращений металлов
Цель работы: Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки
превращений.
Оборудование: Штатив с пробирками, сухое горючее, спички, асбестовая сетка,
зажим побирочный, жестяная банка.
Реактивы: Сульфат меди CuSO4, щелочь NaOH, соляная кислота HCl, Fe (скрепка).
Вариант 2:
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические
превращения:
Составьте уравнения соответствующих реакций. Реакции ионного обмена запишите
также в ионной форме.
CuSO4 –Cu(OH)2 – CuO – Cu
Инструкция к выполнению цепочки переходов
1. Повторить инструктаж по технике безопасности.
2. Вам выданы 2 пробирки. В пробирку №1 налейте CuSO4. Для осуществления
превращений осторожно прилейте 12 мл необходимого реактива. (какой
признак реакции?).
3. После проведения 1го опыта отделите 0,5 раствора в пробирку №2. Пробирку
№2 для получения СuO аккуратно нагрейте. (какой признак реакции?)
4. Для получения Cu сначала переведите СuO (пробирка №2) в раствор: добавьте
раствор HCl
5. Когда черный осадок растворится, добавьте железа и полученную смесь можно
осторожно прокипятить. (какой признак реакции?)
6. Для отчета оформите таблицу
Ход работы
Уравнения реакций
Наблюдения
№
опыта
1.
2.
3.
Вывод:
22 Тема Кислоты
Тесты по теме «Кислоты»
01. Формула бескислородной одноосновной кислоты:
а) НNO3
б) Н2 SO4
в) НCl;
г) Н2
02. Основность кислот уменьшается в ряду:
а) угольная – азотная – сероводородная;
б) ортофосфорная – серная – соляная;
в) кремниевая – азотная – сернистая;
г) соляная – угольная – ортофосфорная.
03. В растворах кислот универсальный индикатор имеет цвет:
а) синий; б) красный; в) желтый; г) зеленый.
04. Валентность кислотного остатка серной кислоты равна:
а) I; б) II; в) III; г) переменная.
05. В схеме превращений
P2 O5 Х
а) Al(OH)3
б) Al2 O3
в) H3 PO4
г) Ag3 PO4
06. Верны ли следующие суждения об азотной
кислоте?
А. Азотная кислота реагирует с металлами без выделения водорода.
Б. Азотная кислота – это бесцветная жидкость.
а) Верно только А ; б) верно только Б;
в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.
07. Массовая доля серы в сероводородной кислоте
составляет:
а) 52 %; б) 10 %; в) 94 %; г) 67 %.
08. Установите соответствие между названием кис лоты и названием ее солей:
Название кислоты Название солей
AlPO4 веществом Х является:
→ →
23 А) Азотная. 1) Силикаты.
Б) Угольная. 2) Нитриты.
В) Кремниевая. 3) Нитраты.
Г) Сернистая. 4) Карбонаты.
5) Сульфаты.
6) Сульфиты
09. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества Продукты реакции
А) H2 SO4 1) Na2 SO4.
Б) H2 SO4 и NaOH
2) Na2 SO4 и H2O
В) H2 SO4 (разб.) и Cu
3) Na2 SO4 и H2
4) CuSO4 и H2
5) Реакция не происходит.
10. Формула кислородсодержащей двухосновной кислоты:
а) Н3 PO4 ; б) Н2 СO3; в) НCl; г) Н2
→ →
Х
Na2 SO4
11. Основность кислот возрастает в ряду:
а) угольная – азотная – сероводородная;
б) ортофосфорная – серная – соляная;
в) кремниевая – азотная – сернистая;
г) соляная – угольная – ортофосфорная.
12. В растворах кислот лакмус имеет цвет:
а) синий; б) красный; в) желтый; г) бесцветный.
13. Валентность кислотного остатка азотной кислоты равна:
а) I; б) II; в) III; г) переменная.
14. В схеме превращений SO3
веществом Х является
а) NaOH; б) Na2 O; в) BaSO4; г) H2 SO4
15. Верны ли следующие суждения о кремниевой кислоте?
А. Кремниевая кислота нерастворима в воде.
Б. Кремниевая кислота легко вытесняет соляную кислоту из растворов ее солей.
а) Верно только А; б) верно только Б;
в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.
16. Массовая доля фосфора в ортофосфорной кислоте составляет:
а) 31,6 %; б) 14,3 %; в) 48,2 %; г) 67,1 %.
17. Установите соответствие между названием кис
лоты и названием ее солей.
Название кислоты Название солей
А) Cерная. 1) Cиликаты.
Б) Соляная. 2) Ортофосфаты.
В) Ортофосфорная. 3) Хлориды.
24 Г) Сероводородная. 4) Сульфиды.
5) Сульфаты. 6) Сульфиты.
18. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества Продукты реакции
А) HСl и Zn. 1) ZnCl2
Б) HCl и Ag. 2) ZnCl2+H2
В) HCl + Zn(OH)2 3) ZnCl2 и H2О
4) AgCl и H2
5) Реакция не происходит
Эталон ответов:
№вопр ответы
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
в
б
б
б
в
а
в
А3,Б4, В1
Б2,В4,А5
б
г
б
а
г
а
а
А5,Б3.В
2,Г4
А2,Б5,В3
18
Итоговый аттестационный тест
по химии за ВАРИАНТ 1
Вопрос 1. Какое из перечисленных веществ является простым?
1) хлорид натрия
2) вода
25 3) кислород
4) оксид кальция
Вопрос 2. К химическим явлениям относится процесс:
1) испарения бензина
2) запотевания стекол автомобиля
3) плавление олова
4) образование накипи в чайнике
Вопрос 3. Какое уравнение соответствует реакции замещения?
1) Fe +CuSO4 FeSO4+Cu
2) Ca+ K2CO3 CaCO3+KCl
3) AgNO3+NaCl AgCl+NaNO3
4) Zn(OH)2 ZnO+H2O
→
→
→
→
Вопрос 4. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между водородом и фтором равна:
1) 5
2) 4
3) 2
4) 1
Вопрос 5. Признаком химической реакции между цинком и соляной кислотой является:
1) образование осадка
2) выделение газа
3) выделение света
4) растворение осадка
Вопрос 6. Наука химия разделяется на:
1) неорганическую химию
2) на органическую химию
3) на неорганическую и органическую химию
4) на биохимию
Вопрос 7. Установите соответствие между названиями вещества и их формулами:
А
В
1) фосфор
2) оксид магния
3) хлорид натрия
4) водород
1) MgO
2) H2
3) P
4) NaCl
запишите ответ в форме таблицы:
А 1 2
В
3
4
Вопрос 8. Атомы – это:
1) вещества, которые образованы атомами одного химического элемента
2) это наименьшая частицы определенного вещества, обладающие его физическими и химическими
свойствами
26 3) вещества, которые образованы атомами нескольких химических элементов
4) наименьшие частицы, входящие в состав молекул простых и сложных веществ
Вопрос 9. Относительная молекулярная масса вещества, формула которого С6Н12О6 равна:
1) 76
2) 180
3) 127
4) 60
Вопрос 10. Запись 2СаО означает:
1) два атома вещества оксида кальция
2) два моля оксида кальция
3) две молекулы вещества кальция и две молекулы вещества кислорода
4) два атома элемента кальция и один атом элемента кислорода
Вопрос 11. Выделить сахар из его раствора можно с помощью:
1) фильтрования
2) выпаривания
3) фильтрования и выпаривания
4) дистилляции
Вопрос 12. Относительная молекулярная масса К2SO4 равна:
1) 184
2) 234
3) 132
4) 174
Вопрос 13. Массовая доля кислорода в MnO2:
1) 22,5%
2) 32,4%
3) 39,0%
4) 36,8%
Вопрос 14. Верны ли суждения о правилах техники безопасности?
А. В кабинете химии запрещено использовать склянки без этикеток.
В. В кабинете химии нельзя пробовать съедобные вещества на вкус.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Вопрос 15. Какое из перечисленных уравнений реакции записано верно:
1) 2Al + HCl= 4AlCl3+ H2↑
2) 4Al + 6HCl= 2AlCl3+ 3H2↑
3) 4Al + 2HCl= AlCl3+ 2H2↑
4) Al + HCl= AlCl3 + H2↑
Вопрос 16. При получении 10 г воды взяли определенную массу водорода. Рассчитайте эту массу и
выберите правильный ответ.
1) 1,2 г Н2
2) 1,8 г Н2
3) 1,1 г Н2
4) 1,6 г Н2
Вопрос 17. Оксиды – это:
1) сложные вещества, состоящие из атомов нескольких химических элементов, один из которых
неметалл
27 2) сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, один из которых кислород
3) сложные вещества, состоящие из атомов нескольких химических элементов, один из которых
металл
4) сложные вещества, состоящие из атомов нескольких химических элементов, один из которых
простое вещество
Вопрос 18. Молекула оксида алюминия (III) имеет формулу:
1) Al3O4
2) AlCl3
3) Al2O3
4) AlI3
Вопрос 19. Водород в лаборатории получают:
1) разложением перманганата калия
2) разложением воды электрическим током
3) взаимодействием металлов с кислотами или гидроксидами
4) путем каталитического разложения воздуха
Вопрос 20. Кислород играет в природе роль:
1) окислителя
2) восстановителя
3) катализатора
4) растворителя
ВАРИАНТ 2
Вопрос 1. Какое из перечисленных веществ является простым?
1) оксид меди
2) поваренная соль
3) хлорид цинка
4) азот
Вопрос 2. К химическим явлениям относится процесс:
1) сжигания топлива автомобиля
2) замерзание стекол в окне
3) плавление алюминия
4) образование росы
Вопрос 3. Какое уравнение соответствует реакции обмена?
1) Fe +CuSO4 FeSO4+Cu
2) Ca+ K2CO3 CaCO3+KCl
3) AgNO3+NaCl AgCl+NaNO3
4) Zn(OH)2 ZnO+H2O
→
→
→
→
Вопрос 4. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между азотом и кислородом, если
образовался оксид азота (III) равна:
1) 5
2) 4
3) 6
4) 1
Вопрос 5. Признаком химической реакции разложения KMnO4 является:
1) образование осадка
2) выделение газа
3) выделение света
4) растворение осадка
28 Вопрос 6. Наука химия изучает:
1) агрегатное состояние веществ
2) физические свойства веществ
3) состав, строение, превращения веществ, законы превращения веществ
4) химические свойства веществ
Вопрос 7. Установите соответствие между названиями вещества и их формулами:
А
1) сера
2) оксид меди(II)
3) гидрооксид кальция
4) вода
В
1) Ca(OH)2
2) H2O
3) S
4) CuO
4
3
запишите ответ в форме таблицы:
А 1 2
В
Вопрос 8. Молекулы – это:
1) это наименьшая частица вещества, которая образована атомами одного химического элемента
2) это наименьшая частица определенного вещества, обладающая его химическими свойствами,
которая определяется его составом и химическими свойствами
3) вещества, которые образованы атомами нескольких химических элементов
4) наименьшие частицы, входящие в состав молекул простых и сложных веществ
Вопрос 9. Относительная молекулярная масса вещества, формула которого CH3COOH равна:
1) 76
2) 180
3) 127
4) 60
Вопрос 10. Запись 2MgО означает:
1) два моля оксида магния
2) два атома вещества оксида магния
3) две молекулы вещества магния и две молекулы вещества кислорода
4) два атома элемента магния и один атом элемента кислорода
Вопрос 11. Выделить соль из его раствора можно с помощью:
1) фильтрования
2) фильтрования и выпаривания
3) выпаривания
4) дистилляции
Вопрос 12. Относительная молекулярная масса Са2SO4 равна:
1) 184
2) 234
3) 132
4) 176
Вопрос 13. Массовая доля кислорода в К2O:
1) 22,5%
2) 17,02%
3) 15,9%
4) 36,8%
29 Вопрос 14. Верны ли суждения о правилах техники безопасности?
А. В кабинете химии запрещено использовать неизвестные вещества.
В. В кабинете химии нельзя химические и любые другие вещества на вкус.
1) верно только А
2) верны оба суждения
3) верно только В
4) оба суждения не верны
Вопрос 15. Какое из перечисленных уравнений реакции записано, верно:
1) 2Na + 2HCl= 2NaCl+ H2↑
2) 2Na + 6HCl= NaCl+ 3H2↑
3) 4Na + 2HCl= NaCl+ 2H2↑
4) Na + HCl= NaCl + H2↑
Вопрос 16. При получении 5 г воды взяли определенную массу водорода. Рассчитайте эту массу и
выберите правильный ответ.
1) 0,55 г Н2
2) 0,8 г Н2
3) 0,34 г Н2
4) 1,6 г Н2
Вопрос 17. Оксиды – это:
1) сложные вещества, состоящие из атомов нескольких химических элементов, один из которых
неметалл
2) сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, один из которых кислород
3) сложные вещества, состоящие из атомов нескольких химических элементов, один из которых
металл
4) сложные вещества, состоящие из атомов нескольких химических элементов, один из которых
простое вещество
Вопрос 18. Молекула оксида железа (II) имеет формулу:
1) FeO
2) FeCl3
3) Fe2O3
4) Fe2S
Вопрос 19. Водород в лаборатории получают:
1) разложением перманганата калия
2) разложением воды электрическим током
3) взаимодействием металлов с кислотами или гидроксидами
4) путем каталитического разложения воздуха
Вопрос 20. Кислород играет в природе роль:
1) окислителя
2) восстановителя
3) катализатора
4) растворителя
Вариант 1.
30 1
2 3
17 18
4
19
5
20
Вариант 2.
1
2 3
17 18
4
19
5
20
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
3. Комплект материалов для оценки освоенных умений
и усвоенных знаний по учебной дисциплине
В состав комплекта входят задания для экзаменующихся и пакет экзаменатора (эксперта).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № ___,
количество вариантов_____
Перечень учебных элементов содержания ___________________________
_________________________________________________________________
Условия выполнения практического задания _______________________
_________________________________________________________________
Указать:
место (время) выполнения задания: в учебном кабинете, в лаборатории, мастерской и т.п.;
используемое оборудование (инвентарь)
другие характеристики, отражающие сущность задания: в режиме деловой игры, в реальных (модельных)
условиях профессиональной деятельности и т.д., и т.п.
Вариант № _______
31 1. Теоретическое задание (вопрос для устного или письменного ответа,
тестирование)
2. Практическое задание:
Текст задания (если деление на части не предусмотрено) ________________
Часть А. (при необходимости) _______________________________________
Часть Б. (при необходимости) ________________________________________
решение ситуационных, количественных или качественных задач, выполнение
расчетных и графических заданий и т.д.
Инструкция (можно расширить)
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания)
(указывается при необходимости) ___________________________________
2. Вы можете воспользоваться (указать, чем) __________________________
3. Максимальное время выполнения задания – ___________ мин./час.
4. Перечень раздаточных и дополнительных материалов (при необходимости)
__________
Вариант № _______
… и т.д.
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
Показатели оценки результатов освоения программы учебной дисциплины
Номер и содержание вопроса
Оцениваемые знания
Оценка
Количество теоретических вопросов для экзаменующихся: _________
Время подготовки ответа: ___________ мин
Номер и краткое содержание
Оцениваемые умения
Оценка
практического задания
Количество вариантов (пакетов) заданий для экзаменующихся:
Задание № ______ вариантов
Задание № ______ вариантов
…
Время выполнения каждого задания:
32 Задание № ______ мин./час.
Задание № ______ мин./час.
…
Условия выполнения заданий
Задание 1.
Требования охраны труда: ___________________________________________
инструктаж по технике безопасности, спецодежда, наличие инструктора и др.
Оборудование: ____________________________________________________
Литература для экзаменующихся (справочная, методическая и др.) ________
Дополнительная литература для экзаменатора (учебная, нормативная и т.п.)_
__________________________________________________________________
Задание _____ (аналогично)
Рекомендации по проведению оценки (можно расширить):
1. Ознакомьтесь с теоретическими вопросами и практическими заданиями для
экзаменующихся, оцениваемыми умениями и знаниями (обязательный элемент).
2. _______________________________________________________________
(напр. ознакомьтесь с оборудованием для каждого задания; укажите дополнительную
литературу, необходимую для оценивания, создайте доброжелательную обстановку, но не
вмешивайтесь в ход (технику) выполнения задания и т.д.)
Приложение 1
Оценочная ведомость по учебной дисциплине
ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ
по учебной дисциплине
обучающихся учебной группы ________
_________________ _______________________________________________
Обучающиеся ______ курса по профессии НПО / специальности СПО
_________________________________________________________________
код и наименование УД
освоили программу УД ____________________________________________
наименование учебной дисциплины
код и наименование
в объеме ______ час. с «__» _____ 20__ г. по «___» _______ 20____ г.
Результаты промежуточной аттестации по УД (если предусмотрено учебным
планом).
33 Ф.И.О. обучающихся
№ билета
Оценка
№
п/п
Дата ___.___.20___г.
Подписи членов экзаменационной комиссии
34
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Контрольно-оценочные средства по химии (среднее профессиональное образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.