Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО
Оценка 4.6

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Оценка 4.6
Контроль знаний +1
doc
обществознание
Взрослым
28.10.2018
Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО
Контрольно-оценочные средства по дисциплине обществознания для средне-профессионального образования по профессии ТОП-50 "Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования" на объем дисциплины в 260 часов включает промежуточный и итоговый контроль по данной дисциплине в виде диффреренцированного зачета. Разработано в соответствии с требованиями стандарта по дисциплине и профессии.
КОС электрик.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное  учреждение «Бузулукский строительный колледж» г.Бузулука Оренбургской области РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО  на заседании ПЦК               Протокол №___  от «___»______20__г Руководитель ПЦК  __________/_________________                                             УТВЕРЖДАЮ                            Зам. директора по УР                        _______М.А.Филиппова                      «___» ________ 20__   г.         КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО­ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ   по дисциплине ОДБ.05 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» профессии    Разработчик: преподаватель  Седышева Анна Дмитриевна 1. Общие положения Бузулук, 2018 Контрольно­оценочные   средства   (КОС)   предназначены   для   контроля   и   оценки   образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОДБ.05 «Обществознание». КОС   включают   контрольные   материалы   для   проведения   текущего   контроля   и   промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. КОС разработаны в соответствии с: ­программой подготовки ППКРС по профессии:  08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» ­программой учебной дисциплины  ОДБ.05 «Обществознание». 21 2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке Результаты обучения1 (освоенные умения, усвоенные знания)  У1. Характеризовать основные социальные объекты, выделяя  их существенные признаки, закономерности развития; У2. анализировать актуальную информацию о социальных  объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать  соответствия между существенными чертами и признаками  изученных социальных явлений и обществоведческими  терминами и понятиями; У3. объяснять причинно­следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия  человека и общества, важнейших социальных институтов,  общества и природной среды, общества и культуры,  взаимосвязи подсистем и элементов общества); У4. раскрывать на примерах изученные теоретические  положения и понятия социально­экономических и  гуманитарных наук; У5. осуществлять поиск социальной информации,  представленной в различных знаковых системах (текст, схема,  таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из  неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно­ популярных, публицистических и др.) знания по заданным  темам; систематизировать, анализировать и обобщать  неупорядоченную социальную информацию; различать в ней  факты и мнения, аргументы и выводы; У6. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая  1 Соответствует рабочей программе по учебной дисциплине Основные показатели оценки результатов ­дает определение основным  социальным объектам; ­выделяет признаки и  закономерности развития общества. ­систематизирует общие черты и  различия о социальных объектах; ­устанавливает соответствия между  существенными чертами и  признаками изученных социальных  явлений  ­владеет  обществоведческими  терминами и понятиями; ­выделяет связи изученных  социальных объектов; ­выделяет причинно­следственные  связи социальных объектов; ­приводит примеры изученных  понятий и положений; ­находит в предложенном тексте,  схеме, диаграмме социальную  информацию; ­извлекает из научных документов  знания по теме. ­объективно оценивает действия личность, группы, организации, с точки зрения социальных  норм, экономической рациональности; социальной жизни общества. У7. формулировать на основе приобретенных  обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы  по определенным проблемам; ­свободно формулирует свои  суждения на основе имеющихся  знаний; У8. подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; У9. применять социально­экономические и гуманитарные  знания в процессе решения познавательных задач по  актуальным социальным проблемам;  З1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и  факторы социализации личности, место и роль человека в  системе общественных отношений;  З 2. тенденции развития общества в целом как сложной  динамичной системы, а также важнейших социальных  институтов;  З 3 необходимость регулирования общественных отношений,  сущность социальных норм, механизмы правового  регулирования;  З.4 особенности социально­гуманитарного познания; ­работает над творческой работой по социальной теме. ­даёт определение социально­ экономическим понятиям; ­умеет решать задачи по социальной  проблематике. ­называет и характеризует сущность  человека; ­выделяет значимость и факторы  социализации личности; ­определяет место и роль человека в  системе общественных отношений. ­перечисляет элементы развития  общества как сложной динамической системы; ­называет определение социального  института и дает их характеристику.; ­называет  и характеризует принципы регулирования общественных  отношений; ­перечисляет и характеризует  социальные нормы;  ­дает характеристику механизмам  правового регулирования; ­называет особенности социально­ гуманитарного познания 3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля Наименование элемента  умений или знаний Виды аттестации Текущий контроль Промежуточная аттестация У1 ­ характеризовать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки, закономерности  развития; Тестирование, устный Дифференцированный опрос, письменный опрос зачет У2­ анализировать актуальную информацию о  социальных объектах, выявляя их общие черты и  различия; устанавливать соответствия между  существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и обществоведческими  терминами и понятиями; У3. ­объяснять причинно­следственные и  функциональные связи изученных социальных  объектов (включая взаимодействия человека и  общества, важнейших социальных институтов,  общества и природной среды, общества и культуры,  взаимосвязи подсистем и элементов общества); У4.­ раскрывать на примерах изученные  теоретические положения и понятия социально­ экономических и гуманитарных наук; У5.­ осуществлять поиск социальной информации,  представленной в различных знаковых системах  (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный  ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных  текстов (правовых, научно­популярных,  публицистических и др.) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать и обобщать  неупорядоченную социальную информацию;  различать в ней факты и мнения, аргументы и  выводы; У6.­ оценивать действия субъектов социальной  жизни, включая личность, группы, организации, с  точки зрения социальных норм, экономической  рациональности; У7. ­формулировать на основе приобретенных  обществоведческих знаний собственные суждения и  аргументы по определенным проблемам; У8.­ подготавливать устное выступление,  творческую работу по социальной проблематике; У9. ­применять социально­экономические и  гуманитарные знания в процессе решения  познавательных задач по актуальным социальным  проблемам; З 1. ­биосоциальную сущность человека, основные  этапы и факторы социализации личности, место и  роль человека в системе общественных отношений; З 2. ­тенденции развития общества в целом как  сложной динамичной системы, а также важнейших  социальных институтов; З 3.­ необходимость регулирования общественных  отношений, сущность социальных норм, механизмы  правового регулирования; З.4.­ особенности социально­гуманитарного  познания; 4. Структура контрольных заданий Тестирование, устный опрос, письменный опрос Тестирование, устный опрос, терминологический диктант Устный опрос, письменный опрос Тестирование, работа с документами Тестирование, устный опрос, эссе Индивидуальная работа, групповая работа. Индивидуальные творческие задания Тестирование, устный опрос, письменный опрос, эссе Тестирование, Устный опрос Тестирование, Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование, Устный опрос 4.1. Задания текущего контроля Наименование раздела:  Раздел 1. Человек как творец и творение культуры Тема 1.1 Человек Перечень объектов контроля и оценки Наименование объектов контроля и оценки У1. Характеризовать основные  социальные объекты, выделяя их  существенные признаки,  закономерности развития; У3. объяснять причинно­следственные и функциональные связи изученных  социальных объектов (включая  взаимодействия человека и общества,  важнейших социальных институтов,  общества и природной среды,  общества и культуры, взаимосвязи  подсистем и элементов общества); У5. осуществлять поиск социальной  информации, представленной в  различных знаковых системах (текст,  схема, таблица, диаграмма,  аудиовизуальный ряд); извлекать из  неадаптированных оригинальных  текстов (правовых, научно­ популярных, публицистических и др.)  знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать и  обобщать неупорядоченную  социальную информацию; различать в  ней факты и мнения, аргументы и  выводы; З 2. биосоциальную сущность  человека, основные этапы и факторы  социализации личности, место и роль  человека в системе общественных  отношений; Основные показатели оценки результата ­анализирует, понимает, отличает, классифицирует,  сопоставляет их признаки и закономерности развития ­устанавливает, анализирует, понимает, отличает,  классифицирует, сопоставляет разрабатывает  соответствия между существенными чертами и  признаками изученных социальных явлений и  обществоведческими терминами и понятиями; ­выделяет основные идеи и положения (проблемы) из  разных знаковых систем, ставит к ним уточняющие и  детализирующие вопросы;  ­вырабатывает ответы на поставленные вопросы,  анализирует социально­историческую информацию;   находит, критически анализирует и контекстно  обрабатывает информацию о современной цивилизации,  полученную из различных источников;  ­различает в информации факты и мнения, устанавливает  причинно – следственные связи между явлениями,  пространственные и временные рамки изучаемых  социальных процессов и явлений ­понимает, осознает, обнаруживает, выделяет,  перечисляет, называет биологические и социальные  стороны человеческого бытия Учебные задания  Устный опрос: 1.В чем отличие человека от животного? 2.Как мышление человека связано с его деятельностью? 3.Что такое культура? 4.В чем заключаются функции культуры?                                                              5.Что такое потребности? Какие виды потребностей вам известны. 6.Что такое деятельность? В чем заключается свобода и необходимость в деятельности человека? Критерии оценки ­ оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если все предлагаемые задания выполнены верно; ­ оценка «хорошо»  ­ если в заданиях допущены неточности; ­ оценка «удовлетворительно» ­ если допущены ошибки в выполнении заданий; ­ оценка «неудовлетворительно» ­ если задания не выполнены. Контрольная работа №1 Входной контроль Вариант   1 1. Что свойственно любому государству:   1) правоохранительная деятельность;  2) взаимная ответственность государства и гражданина;  3) признание ценности прав и свобод человека;  4) активная внешняя политика; 2. Право в отличие от других видов социальных норм:  1) регулирует общественную жизнь;  2) устанавливает правила поведения;  3) ограничивает свободу людей;  4) обеспечивается силой государства. 3. Правоспособность возникает у гражданина:  1) с рождения;  2) с 6 лет;  3) с 14 лет;  4) с 18 лет. 4. Общеобязательное правило поведения, установленное государством и закреплённое в  нормативно­правовых актах:  1) норма морали;  2) норма права;  3) отрасль права;  4) институт права.   5. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней  политике называется:  1) формой правления;  2) политическим режимом;  3) формой административного устройства;  4) государственным суверенитетом.  6. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы:  1) принимает;  2) одобряет;  3) утверждает;  4) подписывает. 7. Гражданское право регулирует:  1) имущественные и личные неимущественные отношения; 2) отношения граждан с органами исполнительной власти;  3) права и обязанности членов семьи; 4) порядок предоставления трудовых услуг. 8. Что отличает науку от других форм культуры? 1) стремление получить истинное знание                                      2) использование художественных образов 3) опора на представления о добре и зле                              4) отражение окружающего мира 9. Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и  образовательных услуг. Какая функция государства в экономической жизни проявляется в этой  деятельности? 1) обеспечение правового поля экономической деятельности                2) производство общественных благ 3) контроль объема денежной массы                                                             4) поддержание конкуренции, борьба с монополиями 10. Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители ­ пример  ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки? 1) организация совместного досуга                                                                                      2) укрепление родственных связей 3) совместное ведение домашнего хозяйства                                               4) воспитание детей Вариант 2 1. Что свойственно любому государству:  1) рыночная экономическая система; 2) стремление расширить свою территорию;  3) гарантия прав и свобод человека;  4) издание правовых норм 2. Президент Российской федерации законы:  1) принимает;  2) одобряет;  3) утверждает;  4) подписывает.  3. В соответствии с Конституцией РФ законодательная власть представлена системой органов  государства, к которой относится:  1) Правительство РФ;  2) Государственная Дума РФ; 3) Президент РФ;  4) органы местного самоуправления. 4. Юридическая ответственность за административное правонарушение наступает с:  1) 14 лет;  2) с 15 лет; 3) с 16 лет;  4) с 18 лет 5. Что является признаком любого государства? 1) право на взимание налогов; 2) идейное единство; 3) разделение властей; 4) федеративное устройство. 6. Совершеннолетние юноша и девушка обратились в ЗАГС с заявлением о регистрации брака,  однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа? 1) недолгий срок знакомства;  2) отсутствие у них жилья;  3) недееспособность юноши;  4) несогласие родителей на брак. 7. Завершите определение.  Конституция—    это...  1) основной закон государства, имеющий наивысшую юридическую силу;  2) закон, принятый парламентом; 3) документ, провозглашающий права и свободы человека;  4) сборник нормативно­правовых актов, изданный компетентными государственными органами.   8.  Общество, в отличие от природы 1) развивается закономерно                                           2) подвержено изменениям                                                            3)творит культуру                                                 4) является динамической системой 9. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в 1)трудовой деятельности  2) нормальном теплообмене        3)сохранении здоровья                                                                                       4) физической активности 10.  Какой признак характеризует человека как личность? 1) физическое и психическое здоровье                    2) особенности внешности 3) активная жизненная позиция                        4) принадлежность к Homo sapiens Тема 1.2. Проблема познаваемости мира Перечень объектов контроля и оценки Наименование объектов контроля и оценки У1. Характеризовать основные  социальные объекты, выделяя их  существенные признаки,  закономерности развития; У5. осуществлять поиск социальной  информации, представленной в  различных знаковых системах (текст,  схема, таблица, диаграмма,  аудиовизуальный ряд); извлекать из  неадаптированных оригинальных  текстов (правовых, научно­ популярных, публицистических и др.)  знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать и  обобщать неупорядоченную  социальную информацию; различать в  ней факты и мнения, аргументы и  выводы; З 2. биосоциальную сущность  человека, основные этапы и факторы  социализации личности, место и роль  человека в системе общественных  отношений; Основные показатели оценки результата ­анализирует, понимает, отличает, классифицирует,  сопоставляет их признаки и закономерности развития ­выделяет основные идеи и положения (проблемы) из  разных знаковых систем, ставит к ним уточняющие и  детализирующие вопросы;  ­вырабатывает ответы на поставленные вопросы,  анализирует социально­историческую информацию;   находит, критически анализирует и контекстно  обрабатывает информацию о современной цивилизации,  полученную из различных источников;  ­различает в информации факты и мнения, устанавливает  причинно – следственные связи между явлениями,  пространственные и временные рамки изучаемых  социальных процессов и явлений ­понимает, осознает, обнаруживает, выделяет,  перечисляет, называет биологические и социальные  стороны человеческого бытия Терминологический диктант по разделу «Проблемы познаваемости мира» Истина, критерии истины, абсолютная истина, относительная истина, мышление, искусство, мораль,  наука, право Критерии оценки ­ оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если всем предложенным терминам дана правильная расшифровка; ­   оценка  «хорошо»  выставляется   обучающемуся,   если   один   термин   не   расшифрован   или   к   двум терминам дана не точная формулировка; ­ оценка «удовлетворительно»  выставляется обучающемуся, если допущена ошибка в формулировки двух­трех терминов, или на дана расшифровка двух терминов; ­   оценка  «неудовлетворительно»  выставляется   обучающемуся,   если   половина   терминов   не расшифрованы или сделаны практически во всех формулировка ошибки. Тексты заданий  Контрольная работа №2 «Человек как творец и творение культуры». Тест     Вариант 1                     1. Признаком, отличающим человека от животного, является 1)проявление активности 2)целеполагание 3)приспособление к среде обитания 4)взаимодействие с окружающим миром 2.  Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?  А. В человеке самой природой заложено умение жить в        обществе.  Б. Личность может формироваться только в человеческом        обществе. 1)верно только А     2)верно только Б     3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 3.Результаты производственной, общественной и духовной     деятельности человека и общества в совокупности можно     назвать  1)культурой 2)экономикой     3)мировоззрением     4)историей 4.  Деятельность человека и поведение животного характеризуются   1)выдвижением целей          2)механизмом самоконтроля  3)осознанным выбором средств     4)удовлетворением потребностей 5.  Труд в отличие от общения  1)является потребностью человека 2)может доставлять человеку удовольствие                              3) непосредственно преобразует предметы  окружающей среды     4)предполагает наличие цели 6.   К   потребностям   человека,   обусловленным   его   биологической   потребности в  1)самосохранении          2)самореализации   природой,   относятся 3)самопознании 4)самообразовании 7.  Качества личности проявляются в 1)чертах человека как биологического организма 2)наследственной предрасположенности     3)особенностях темперамента 4)социально­преобразующей деятельности 8.  Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и  общественного в человеке?  А. Индивидуальное и общественное в человеке – результат    биологической эволюции.      Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не    связаны друг с другом.    1)верно только А      2)верно только Б      3)верны оба суждения  4)оба суждения неверны  9.  И человек, и животные способны  1)использовать предметы природы  2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда  3)передавать трудовые навыки последующим поколениям   4)осознавать собственные потребности 10.  У таких видов человеческой деятельности, как общение и     игра, общим является то, что они  1)допускают использование определённых правил или норм  2)предполагают обязательное наличие партнёра      3)носят условный характер  4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов                     Вариант 2 1.Кто   является   автором   теории   происхождения   человека   из   животного   мира,   постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку? 1)И.И. Мечников 2)И.П. Павлов  3) Ч.Дарвин 4)Ж.Кювье 2. Какая из перечисленных особенностей свойственна  человеку и отсутствует у животного? 1)обменные процессы 2)творческая активность 3)работа органов чувств 4)потребность в пище 3. Признаком, отличающим человека от животного, является 1)проявление активности                                       2)целеполагание           3)приспособление к среде обитания             4)взаимодействие с окружающим миром     4. Труд в отличие от общения 1)является потребностью человека           2)может доставлять человеку удовольствие           3)непосредственно преобразует предметы  окружающей среды           4)предполагает наличие цели   5. У таких видов человеческой деятельности, как общение и  игра, общим является то, что они 1)допускают использование определённых правил или норм 2)предполагают обязательное наличие партнёра           3)носят условный характер           4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов 6. В познавательной деятельности в отличие от трудовой: 1)средства должны соответствовать целям 2)цель состоит в получении достоверного знания 3)субъектом выступает отдельная личность 4)результатом является новый продукт 7. Ученик для учителя является: 1)объектом деятельности      2) конкурентом     3) субъектом деятельности     4) коллегой 8.   Закончите   утверждение:   Человек   —   существо,   воплощающее   высшую   ступень   развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека 1)вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов; 2) давать отпор любым агрессивным выпадам против него; 3)приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной; 4)к   созидательной   творческой   деятельности   на   основе   развитого,   совершенствующегося   сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.) 9. К практической деятельности относится 1)производство материальных благ 2)познание законов развития природы 3)формирование религиозных представлений о мире 4)сочинение музыки 10.Деятельность в отличие от общения 1)является потребностью человека 2)может доставлять человеку удовольствие 3)предполагает наличие цели 4)непосредственно преобразует предметы окружающей среды    За каждый правильный ответ на вопросы   ­ 1 балл. Критерии оценки Оценка Количество правильных ответов «Отлично» «Хорошо»  «Удовлетворительно» «Неудовлетворительно» 10 7­9 5­6 Менее 5           Критерии оценки ­ оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если даны  полные ответы по существу вопроса;  ­ оценка  «хорошо»  выставляется обучающемуся, если  дан полный ответ по существу вопроса, однако содержит не точности в объяснении (формулировке); ­ оценка  «удовлетворительно»  выставляется обучающемуся, если  частично дан ответ по существу вопроса;      ­ оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если ответ отсутствует, либо дан не по существу. Письменный  опрос  1.Вставьте пропущенное слово: культура представляет собой ___________________человеческой  деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. 2. Вставьте пропущенное слово: _____________ это нравственные, моральные и материальные  ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Раздел 2. Общество как сложная динамическая система Тема 2.1. Общество Перечень объектов контроля и оценки  Основные показатели оценки результата ­определяет, различает, выделяет, перечисляет, идентифицирует  основные социальные объекты и отличает, классифицирует,  сопоставляет их признаки и закономерности развития ­устанавливает, анализирует, понимает, отличает,  классифицирует, оценивает,сопоставляет разрабатывает  соответствия между существенными чертами и признаками  изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; ­знает, понимает, определяет, сопоставляет место и роль  человека в системе общественных отношений  -понимают, анализируют, выясняют необходимость  регулирования общественных отношений Наименование объектов контроля и оценки У1. Характеризовать  основные социальные  объекты, выделяя их  существенные признаки,  закономерности развития; У6. оценивать действия  субъектов социальной жизни, включая личность, группы,  организации, с точки зрения  социальных норм,  экономической  рациональности; З 2. тенденции развития  общества в целом как  сложной динамичной  системы, а также важнейших  социальных институтов; З 3. необходимость  регулирования общественных отношений, сущность  социальных норм, механизмы правового регулирования;                                           Учебные задания  Устный опрос : 1.Что такое общество? 2.Что такое общественный прогресс? 3.Назвовите элементы и структуру общества?            Критерии оценки ­ оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если даны  полные ответы по существу вопроса;  ­ оценка  «хорошо»  выставляется обучающемуся, если  дан полный ответ по существу вопроса, однако содержит не точности в объяснении (формулировке); ­ оценка  «удовлетворительно»  выставляется обучающемуся, если  частично дан ответ по существу вопроса;  ­ оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если ответ отсутствует, либо дан не по существу. Письменный  опрос  1.Вставьте пропущенное слово:  ____________это    обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собойисторически разви вающуюся форму жизнедеятельности людей 2. Вставьте пропущенное слово: общественный прогресс – это постепенное ____________и  ___________развитие человечества.   Критерии оценки ­ оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если все предлагаемые задания выполнены верно; ­ оценка «хорошо»  ­ если в заданиях допущены неточности; ­ оценка «удовлетворительно» ­ если допущены ошибки в выполнении заданий; ­ оценка «неудовлетворительно» ­ если задания не выполнены.     Терминологический диктант по разделу «Общество как сложная динамическая система» Общество, динамическая система, глобализация, общественный прогресс, регресс Критерии оценки ­ оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если всем предложенным терминам дана правильная расшифровка; ­   оценка  «хорошо»  выставляется   обучающемуся,   если   один   термин   не   расшифрован   или   к   двум терминам дана не точная формулировка; ­ оценка «удовлетворительно»  выставляется обучающемуся, если допущена ошибка в формулировки двух­трех терминов, или на дана расшифровка двух терминов; ­   оценка  «неудовлетворительно»  выставляется   обучающемуся,   если   половина   терминов   не расшифрованы или сделаны практически во всех формулировка ошибки. Раздел 3. Экономика и экономическая наука. Тема 3.1. Экономика как наука Перечень объектов контроля и оценки  Наименование объектов контроля и оценки У4. раскрывать на примерах изученные  теоретические положения и понятия  социально­экономических и гуманитарных  наук; Основные показатели оценки результата ­дает определение основным понятиям  (экономика, налоги, деньги, издержки, спрос,  предложение, рынок, банк, экономический рост и т.д.) ­применяет  терминологию и знания по общим  вопросам  обществознания У9. применять социально­экономические и  гуманитарные знания в процессе решения  познавательных задач по актуальным  социальным проблемам; З 3. необходимость регулирования  общественных отношений, сущность  социальных норм, механизмы правового  регулирования; ­анализирует, различает, перечисляет, узнает,  идентифицирует связи между явлениями,  понятиями, фактами, делать обобщения, выводы  по изученным социальным объектам, приводит  аргументы ­дает оценку значению и пониманию сущности  социальных норм и механизмов правового  регулирования Учебные задания  Работа с документом: ­Документ.  О   роли   государства   в   условиях   рыночной   экономики.   Из   работы  современного   российского учёного­экономиста А. Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации».  Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не   в   состоянии   поддерживать   конкуренцию.   Поддержание   и   стимулирование   конкуренции   в экономической   сфере   –   функция   государства.   Борясь   с   монополией,   поддерживая   конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный   климат   в   стране,   и   устойчивость   финансовой   системы,   и…   расширение   производства общественных   благ   –   особенно   в   сфере   услуг,   образования,   науки,   здравоохранения,   культуры,   ­ создание правого поля в предпринимательской  сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели   государству   принадлежит   важнейшая   роль   –   сохранение   самой   рыночной   системы   путём выражения   общих,   или   общественных,   интересов.   Ни   один   частный   бизнес,   каких   бы   гигантских размеров   он   ни   достиг,   по   своей   природе   не   может   игнорировать   свои   собственные   интересы   и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду   с   рыночным   механизмом   налажен   демократический   механизм   контроля   избирателей   над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.  Вопросы и задания к документу  1) Как   автор   документа   характеризует   роль   государственных   институтов   в   едином рыночном   пространстве?   Какие,   по   мнению   учёного,   экономические   функции   государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?  2) А. Н. Пороховский называет ряд социально­экономических явлений в жизни общества, находящихся   в   прямой   зависимости   от   активной   роли   государства   в   их   регулировании. Перечислите   эти   явления   и,   опираясь   на   известные   факты,   проиллюстрируйте   одно   из   них примером. 3) Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь   на   текст   и   знания   обществоведческого   курса,   поясните   значение   конкуренции   для рыночной экономики.  Почему,   по   мнению   экономиста,   наличие   демократического   общества   выступает 4) условием выполнения государством своих функций в рыночной экономике? Существует ли связь между рынком и демократией? Попытайтесь привести примеры, подтверждающие это.  5) Автор   подчёркивает   регулирующую   роль   в   обществе   судебной   системы   наряду   с рыночным   механизмом.   Раскройте   значение   правовой   защиты   участников   экономической деятельности.  Критерии оценки «5» ­ даны  полные ответы по существу вопроса;  «4» ­ дан полный ответ по существу вопроса, однако содержит не точности в объяснении (формулировке);  «3» ­ частично дан ответ по существу вопроса; «2» ­ ответ отсутствует либо дан не по существу. Тема 3.2. Рынок труда  Перечень объектов контроля и оценки  Наименование объектов контроля и оценки У1. Характеризовать основные социальные  объекты, выделяя их существенные признаки,  закономерности развития; У7. формулировать на основе  приобретенных обществоведческих знаний  собственные суждения и аргументы по  определенным проблемам; З 3 необходимость регулирования  общественных отношений, сущность  социальных норм, механизмы правового  регулирования; Основные показатели оценки результата ­дает определение основным понятиям  (экономика, налоги, деньги, издержки, спрос,  предложение, рынок, банк, экономический рост и т.д.) ­применяет  терминологию и знания по общим  вопросам  обществознания ­анализирует, различает, перечисляет, узнает,  идентифицирует связи между явлениями,  понятиями, фактами, делать обобщения, выводы  по изученным социальным объектам, приводит  аргументы ­дает оценку значению и пониманию сущности  социальных норм и механизмов правового  регулирования Устный опрос 1.Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику? Назовите основные методы воздействия государства на экономику.  2.Почему государство занимается производством общественных благ?  3.В чём заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику?  4.Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?  5.Как государство оказывает поддержку рыночной экономике?  Критерии оценки ­ оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если даны  полные ответы по существу вопроса;  ­ оценка  «хорошо»  выставляется обучающемуся, если  дан полный ответ по существу вопроса, однако содержит не точности в объяснении (формулировке); ­   оценка  «удовлетворительно»  выставляется   обучающемуся,   если  частично   дан   ответ   по   существу вопроса;  ­ оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если ответ отсутствует, либо дан не по существу.  Контрольная работа № 3 «Экономика и экономическая наука» Вариант 1. 1.Предметом изучения экономики как науки является 1)обмен продуктами питания 2) оформление трудового договора 3) разработка принципов распределения ресурсов 4) изобретение ресурсосберегающих технологий. 2.Понятие экономика первоначально означало 1)управление сельским поместьем 2)искусство ведения домашнего хозяйства 3)натуральный обмен 4)денежное обращение. 3.Основу экономической сферы жизни общества составляет 1) регулирование социальных отношений 2) производство материальных благ 3)разработка ресурсосберегающих технологий. 4)взаимодействие государства и политических партий. 4.К экономической сфере жизни общества относится понятие 1)миграция сельского населения 2)межнациональная интеграция 3)разделение труда 4)социальная дифференциация. 5.Какая из предложенных трактовок иллюстрирует экономику как науку. 1)открытие нового завода по производству тракторов 2)оказание населению образовательных услуг 3)расчет изменения спроса на компьютеры 4)расширение сети салонов по продажам мобильных телефонов. 6.Экономическая теория изучает  1)воздействие производства на природу  2)размещение природных ресурсов  3)способы хозяйственной деятельности в условиях ограниченности природных ресурсов.  4)пути удовлетворения духовных потребностей человека.  7.Совокупность институтов, обслуживающих рыночное хозяйство, ­ это  1) инфраструктура  2)монополия  3)олигополия  4)конкуренция. 8. К основным вопросам экономики не относится 1) что производить 2) где производить 3) как производить 4) для кого производить. 9.Экономическая наука изучает 1)творчески­преобразующую деятельность человека 2) социальные нормы, охраняемые государством 3) методы научного познания действительности 4) способы определения производимых материальных благ 10. Экономика изучает проблему использования ограниченных ресурсов в целях 1)создания условий для роста спроса на них 2) удовлетворения общественных потребностей 3) достижения стабильного развития страны 4) снижения загрязнения окружающей среды. Вариант 2 1.Что из перечисленного характеризует экономику как науку 1)изучение моделей функционирования рынка связи 2) продажа населению туристических путевок 3) развитие сетей мобильной связи 4) конфискация большой партии мобильных телефонов 2. Экономика как область знаний непосредственно изучает 1)способы регулирования социальных конфликтов 2)способы рационального использования ограниченных ресурсов 3) социальные последствия НТР 4) способы оптимального управления обществом. 3. Что характеризует экономику в значении «хозяйство» 1)принципы составления государственного бюджета 2)расчет изменения спроса на шампунь для волос 3) оказание населению образовательных услуг 4) законы функционирования экономики. 4. Экономическую сферу жизни общества характеризует 1) миграция сельского населения 2) межнациональная интеграция 3) разделение труда 4) социальная дифференциация. 5. Совокупность институтов, обслуживающих рыночное хозяйство, ­ это 1)инфраструктура 2) монополия 3) олигополия 4) конкуренция. 6.  К ценным бумагам не относится: 1) вексель;  2) налоговая декларация;  3) облигация;  4) акция. 7. Рыночные цены на товары в экономике 1) определяют налоги на производителя 2) увеличивают издержки производства 3) рационально соизмеряют производство с потреблением 4) всегда зависят от производителя 8. Признаком рыночной экономики является: 1) свобода предпринимательской деятельности; 2) господство государственной формы собственности; 3) централизованное распределение ресурсов; 4) директивное планирование хозяйственной деятельности. 9. Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается 1) парламентом  2) судебными органами 3) правительством  4) правоохранительными органами 10. Основу традиционной экономической системы составляет 1) свободное распределение ресурсов 2) директивное ценообразование 3) распределение ресурсов государством 4) использование ресурсов в соответствии с обычаями За каждый правильный ответ на вопросы   ­ 1 балл. Критерии оценки Оценка Количество правильных ответов «Отлично» «Хорошо»  «Удовлетворительно» «Неудовлетворительно» 15 13­14 7­12  До 6 Раздел 4. Социальные отношения   Тема 4.1. Социальные взаимодействия Перечень объектов контроля и оценки  Наименование объектов контроля и оценки У1. ­характеризовать основные социальные  объекты, выделяя их существенные признаки,  закономерности развития; У2.­ анализировать актуальную информацию о  социальных объектах, выявляя их общие черты  и различия; устанавливать соответствия между  существенными чертами и признаками  изученных социальных явлений и  обществоведческими терминами и понятиями; У3. ­объяснять причинно­следственные и  функциональные связи изученных социальных  объектов (включая взаимодействия человека и  общества, важнейших социальных институтов,  общества и природной среды, общества и  культуры, взаимосвязи подсистем и элементов  общества); З 3.­ необходимость регулирования  общественных отношений, сущность  социальных норм, механизмы правового  регулирования; Основные показатели оценки результата ­ определяет, различает, выделяет, перечисляет,  идентифицирует основные социальные объекты и отличает, классифицирует, сопоставляет их  признаки и закономерности развития  ­анализирует, понимает, отличает,  классифицирует, сопоставляет их признаки и  закономерности развития ­понимает, раскрывает, анализирует, создает,  выводит, обнаруживает, решает самостоятельно  на примерах изученные теоретические положения и понятия социально­экономических и  гуманитарных наук  ­понимают, анализируют, выясняют  необходимость регулирования общественных  отношений Контрольная работа № 4 «Социальные отношения» Вариант 1 1. Элементом социальной структуры общества является 1) сословие                                                             2) партия                                                                 3) предприятие 4) армия  2.  К малой социальной группе можно отнести 1) верующих России                                             2) людей либеральных взглядов                        3) женщин Москвы  4) бригаду рабочих 3.  Социальная группа, члены которой   обладают правами и обязанностями,  передающимися по  наследству 1) нация                                                                 2) сословие                                                            3) класс 4) номенклатура 4.  Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по 1) территориальному признаку                           2) этническому признаку                                     3) демографическому признаку 4) профессиональному признаку 5.  Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользования властью — это признаки 1) этноса                                                               2) нации                                                                3) расы 4) класса 6.  К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку,  относится(­ятся) 1) народность                                                        2) нация                                                                 3) горожане  4) класс 7.  Социальный статус — это 1) поведение, ожидаемое от индивида               2) положение человека в обществе                    3) форма поощрения индивидов 4) форма осуществления социальных функций 8.  Что из перечисленного относится к предписанному статусу?  1) национальная принадлежность                        2) уровень образования                                         3) уровень доходов 4) род занятий 9.  Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным  происхождением? 1) правовой статус личности 2) политический статус личности 3) предписанный социальный статус личности 4) достижимый социальный статус личности  10. Экономическая дифференциация проявляется в 1) сращивание политической власти и крупного капитала 2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества  3) появлении у отдельных групп новых источников дохода. 4) создании новых производств Вариант 2 1. Тот факт, что представители разных социальных слоев получают неодинаковые доходы,  отражает дифференциацию 1) экономическую                                               2) политическую                                                  3) профессиональную 4) демографическую 2.  Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам,  называются 1) социальной мобильностью                                        2) социальным статусом                                                3) социальным неравенством 4) социальными отношениями 3. Одно из проявлений социального неравенства — различие в 1) доходах                                                                        2) способностях                                                               3) темпераменте 4) духовных запросах 4.  Восходящей вертикальной социальной мобильности относится  1)  повышение по службе                                               2) занятие предпринимательской деятельностью        3) понижение по службе 4) выход на пенсию 5.  Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто встречались бывшие рабы. Это  пример проявления 1) горизонтальной социальной мобильности              2) вертикальной социальной мобильности                  3) социальной стратификации 4) социальной адаптации 6.  Преподаватель становится старшим преподавателем, старший  преподаватель — доцентом,  доцент — профессором. Это пример 1) социальной стратификации                                      2) социальной адаптации                                              3) социальной мобильности 4) социализации 7.  Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот  пример ­ проявление 1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности 3) социальной стратификации 4) социальной адаптации 8.  Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются ­ 1) обычаями                                                                 2) моральными нормами                                             3) эстетическими нормами 4) традициями 9.  Чем отличаются нравственные нормы от правовых? 1) нравственные нормы возникли позже правовых норм 2) правовые нормы не существуют в писаной форме 3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле 4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством 10.  Обычаи и традиции 1) закрепляют привычные образцы поведения 2) обеспечиваются силой государственного принуждения  3) имеют формальный характер 4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном поведении людей Критерии оценки Оценка Количество правильных ответов «Отлично» «Хорошо»  «Удовлетворительно» «Неудовлетворительно»                                          10 7­9 5­6 До 4 Темы докладов, рефератов, сообщений. 1. Выдающаяся историческая личность. 2. Толпа и вождь. 3. Типы политических лидеров. 4. Личности и история. 5. Проблема народонаселения в современном мире. 6. Здоровье и окружающая среда. 7. «Север»—«Юг»: разрыв возрастает. 8. Глобализация современного мира: «за» и «против». 9. Глобальные последствия НТР. 10. Глобальный характер проблемы войны и мира в современном обществе. 11. Современная Россия и обретение ею нового геополитического статуса. 12. Проблема справедливого мирового порядка. 13. Международные организации в процессе глобализации. 14. Многообразие современного мира и его противоречия. 15. Социальная дифференциация на различных этапах развития общества (период по выбору школьника). 16. Проблема социального неравенства в истории общественной мысли. 17. Социальные   нормы   и   социальный   контроль   в   российском  обществе  XIX  века   (по произведениям русской классической литературы). 18. Социальная мобильность в советском обществе. 19. Маргинализация советского общества в годы индустриализации. 20. Герои пьесы М. Горького «На дне» — люмпены или маргиналы? 21. Социологи о социальной структуре современного российского общества. 22. Моя родословная: социальная биография моей семьи. Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата, доклада, эссе, сообщения Критерии  1.Новизна  реферированного текста  Макс. ­ 20 баллов 2. Степень раскрытия  сущности проблемы Макс. ­ 30 баллов 3. Обоснованность выбора  источников Макс. ­ 20 баллов 4. Соблюдение требований  к оформлению Макс. ­ 15  баллов 5. Грамотность  Макс. ­ 15 баллов Показатели ­ актуальность проблемы и темы; ­ новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в  формулировании нового аспекта выбранной для анализа  проблемы; ­ наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. ­ соответствие плана теме реферата; ­ соответствие содержания теме и плану реферата; ­ полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; ­ обоснованность способов и методов работы с материалом; ­ умение работать с литературой, систематизировать и  структурировать материал; ­ умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по  рассматриваемому вопросу, аргументировать основные  положения и выводы. ­ круг, полнота использования литературных источников по  проблеме; ­ привлечение новейших работ по проблеме (журнальные  публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). ­ правильное оформление ссылок на используемую литературу; ­ грамотность и культура изложения; ­ владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; ­ соблюдение требований к объему реферата; ­ культура оформления: выделение абзацев. ­ отсутствие орфографических и синтаксических ошибок,  стилистических погрешностей; ­ отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; ­ литературный стиль. Оценивание реферата Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:  • 86 – 100 баллов – «отлично»;  • 70 – 75 баллов – «хорошо»;  • 51 – 69 баллов – «удовлетворительно; • мене 51 балла – «неудовлетворительно». Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала. Раздел 5. Политика как общественное явление Тема 5.1 Политика  Наименование объектов контроля и оценки У5. осуществлять поиск  социальной информации,  представленной в различных  знаковых системах (текст,  схема, таблица, диаграмма,  аудиовизуальный ряд);  Основные показатели оценки результата ­ систематизирует разнообразную социальную информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно­ исторического процесса; анализирует полученный материал,  разрабатывает свои аргументы и доводы, различает факты и  домыслы. извлекать из неадаптированных  оригинальных текстов  (правовых, научно­популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;  систематизировать,  анализировать и обобщать  неупорядоченную социальную  информацию; различать в ней  факты и мнения, аргументы и  выводы; У6. оценивать действия  субъектов социальной жизни,  включая личность, группы,  организации, с точки зрения  социальных норм,  экономической  рациональности; У7. формулировать на основе  приобретенных  обществоведческих знаний  собственные суждения и  аргументы по определенным  проблемам; ­анализирует, сопоставляет, оценивает, извлекает выводы,  противопоставляет, сравнивает, прогнозирует действия субъектов  социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки  зрения социальных норм ­приобретает, разрабатывает, понимает, выводит, понимает, создает,  предлагает собственные суждения и аргументы по определенным  проблемам  У8. подготавливать устное  выступление, творческую  работу по социальной  проблематике; ­выступает, создает, творит свои тезисы выступлений, умеет  составить план своего ответа, конспектирует, классифицирует,  проектирует выступление или творческую работу по социальной  проблематике  З 2. тенденции развития  общества в целом как сложной  динамичной системы, а также  важнейших социальных  институтов;  З 3 необходимость  регулирования общественных  отношений, сущность  социальных норм, механизмы  правового регулирования; ­ понимают, анализируют, сопоставляют, выявляют, тенденции  развития общества в целом как сложной динамичной системы  ­понимают, анализируют, выясняют необходимость регулирования  общественных отношений Контрольная работа №5 «Политика как общественное явление» Вариант 1. 1. Специфической чертой политической власти, в отличие от иных видов власти, является (ются) 1)обращение ко всем гражданам страны 2)отношения господства и подчинения 3)наличие субъектно­объектной связи 4)проявление в форме совокупности обычаев и традиций 2.Верны ли следующие суждения о формах государства? А. Монархия и республика являются формами государственного устройства. Б. Демократия и диктатура являются формами государственного правления. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. Верны ли следующие суждения о субъектах федерации? А. Субъект Российской Федерации по Конституции имеет право на самоопределение вплоть до  отделения. Б.Все федеральные нормативные акты подлежат ратификации в каждом субъекте Российской  Федерации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4 4)оба суждения неверны 4.Структурным компонентом политической системы является подсистема 1)пропорциональная 2)смешанная 3)культурная 4)мажоритарная 5.Любую политическую партию характеризует 1)широкий круг сторонников 2)наличие в партийных рядах членов правительства 3)общность политических убеждений 4)критика деятельности правительства 6.Гражданин Ш. решил поехать по туристической путевке за границу. Для этого ему нужно было  не только купить путевку, но и получить характеристику в общественной организации,  существующей на его предприятии, в партийной организации, представляющей правящую  партию государства, у директора предприятия. Затем ему необходимо было пройти  собеседование в районной организации правящей партии, целью которого было выяснение его  лояльности по отношению к правящей партии, а также проверка готовности отстаивать  политику, проводимую в стране, в полемике с иностранными гражданами. Какой тип  политического режима существует в стране, в которой живет гражданин Ш.? 1)анархический 2)демократический 3)тоталитарный 4)смешанный 7. Верны ли следующие суждения о государстве? А. В любом государстве существует верховенство закона. Б. В любом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 8.Демократический режим характеризуется 1)господством исполнительной власти 2)защитой прав и свобод граждан 3)командно­административными методами управления 4)господством обязательной идеологии 9.Согласно Конституции РФ, высшим органом исполнительной власти является 1)Государственный Совет 2)Правительство 3)Государственная дума 4)Совет Федерации 10. Верны ли следующие суждения о государстве? А. Государство является институтом политической системы. Б. Государство обеспечивает своей силой действие правовых норм. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны Вариант 2 1. Государство в отличие от других институтов политической системы, 1)разрабатывает политические программы 2)обладает узаконенным правом на применение силы 3)выражает интересы определенных групп 4)является объединением людей 2. Какое требование, предъявляемое избирателям, противоречит демократической избирательной системе? 1)вписывать свои паспортные данные в бюллетень для голосования 2)голосовать тайно, заполняя бюллетень в специальном кабинете 3)заранее брать открепительный талон для голосования на другом избирательном участке 4)предъявлять общегражданский паспорт для получения избирательного бюллетеня 3.Гражданка С., выступая на митинге, призывала граждан к борьбе с существующим  политическим режимом, который привел к появлению эксплуататоров, а пролетариат из  господствующего класса превратил в класс наемных рабочих. «Долой разговоры о правах  человека, навязанных России Западом. Право может быть только одно: рабочий класс должен  уничтожить эксплуататоров»,­ в заключение своей речи сказала гражданка С. Сторонницей  какой идеологии является гражданка С.? 1)анархистской 2)коммунистической 3)демократической 4)фашистской 4.Верны ли следующие суждения о политической системе?   А. Политическая система является подсистемой общества и взаимодействует с ним.   Б. Политическая система имеет механизмы обеспечения устойчивости и жизнеспособности общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 5.Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий,  которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных  ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы страны П. 1)депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий. 2)места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей,  которое партия получила на выборах. 3)избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую  программу. 4)политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов. 6. Что из указанного непосредственно связано с понятием «власть»? 1) самопознание; 2) авторитет; 3) социализация; 4) урбанизация. 7. Носителем политической власти в государстве являются 1) общество потребителей; 2) парламент; 3) коллегия адвокатов; 4) администрация предприятия. 8. Государство в отличие от партии 1) является политической организацией; 2) имеет право издавать законы; 3) разрабатывает политику; 4) имеет органы управления и руководства. 9. Правительство страны ограничило ввоз иностранных товаров. К каким сферам общественной  жизни относится данный факт: 1) экономической и социальной; 2) социальной и духовной; 3) экономической и духовной; 4) политической и экономической. 10. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в  демократическом обществе? 1) государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную  принадлежность. 2) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних  этносов над другим. 3) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям  национальных меньшинств. 4) государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.  Критерии оценки Оценка Количество правильных ответов «Отлично» «Хорошо»  «Удовлетворительно» «Неудовлетворительно»                                          10 7­9 5­6 До 4 Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Власть, ее виды   Политическая система        Демократия                          Теории происхождения государства Государство в политической системе  Государственный аппарат Форма правления Форма государственного устройства 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Гражданское общество Местное самоуправление СМИ в политической жизни Политическая идеология Политическое сознание и политическое поведение Политические партии и движения Политическая элита Политическое лидерство Выборы в демократическом обществе Индивидуальные творческие задания (проекты): 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Право. Правовая норма Источники права Правоотношения  Правонарушения Юридическая ответственность Правовое государство   Правовая культура Конституция РФ Гражданство РФ Президент РФ Федеральное Собрание Законотворческий процесс в РФ Правительство РФ Правоохранительные органы Судебная власть  Права и свободы человека и гражданина Гражданские права Политические права Раздел 6. Человек в системе общественных отношений Тема 6.1. Общественные отношения Наименование объектов контроля и оценки У1. ­Характеризовать основные  социальные объекты, выделяя их  существенные признаки, закономерности развития; У3. ­объяснять причинно­следственные  и функциональные связи изученных  социальных объектов (включая  взаимодействия человека и общества,  важнейших социальных институтов,  общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и  элементов общества); У5. ­осуществлять поиск социальной  информации, представленной в  Основные показатели оценки результата ­анализирует, понимает, отличает, классифицирует,  сопоставляет их признаки и закономерности  развития ­устанавливает, анализирует, понимает, отличает,  классифицирует, сопоставляет разрабатывает  соответствия между существенными чертами и  признаками изученных социальных явлений и  обществоведческими терминами и понятиями; ­выделяет основные идеи и положения (проблемы)  из разных знаковых систем, ставит к ним различных знаковых системах (текст,  схема, таблица, диаграмма,  аудиовизуальный ряд); извлекать из  неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно­популярных,  публицистических и др.) знания по  заданным темам; систематизировать,  анализировать и обобщать  неупорядоченную социальную  информацию; различать в ней факты и  мнения, аргументы и выводы; уточняющие и детализирующие вопросы;  ­вырабатывает ответы на поставленные вопросы,  анализирует социально­историческую информацию;  находит, критически анализирует и контекстно  обрабатывает информацию о современной  цивилизации, полученную из различных источников; ­различает в информации факты и мнения,  устанавливает причинно – следственные связи  между явлениями, пространственные и временные  рамки изучаемых социальных процессов и явлений З 2.­ биосоциальную сущность человека,  основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в  системе общественных отношений; ­понимает, осознает, обнаруживает, выделяет,  перечисляет, называет биологические и социальные  стороны человеческого бытия Контрольная работа № 6  «Человек в системе общественных отношений» Вариант 1. 1. Общество ­ это 1)   материальный мир в целом 2)часть  материального  мира, обособившаяся  от  природы, но  тесно  связанная  с  ним 3) часть  природы 4) часть материального  мира, обособившаяся  от  природы  и  потерявшая  связи  с  ней 2.К  общественным  отношения  не       относятся 1)отношения  в  семье 2) отношения  между  работником  и  работодателем 3) отношения  между  природой  и  обществом 4) связи между  социальными  группами 3.Развитие  общества, для  которого  характерен  переход  от  низшего  к  высшему, это 1) общественный  прогресс 2) социальная  стратификация 3) социальная  адаптация 4) социальная  мобильность 4.Земледелец  обрабатывает  землю  с  помощью  специальной  техники. Субъектом  этой   деятельности  является 1) земля 2)техника 3)земледелец 4)выращиваемая  культура 5.Примером   влияния  природных  факторов  на  развитие  общества  является(ются) 1)строительство  пирамид  в  Древнем  Египте 2) возникновение  древнейших  очагов  цивилизации  в  долинах  крупных  рек 3) успехи   земледелия  вследствие  строительства  оросительных  систем 4) загрязнение  вод  Мирового  океана  6. Верны  ли  следующие  суждения  о  взаимодействии  сфер  общественной  жизни? А.На  парламентских  выборах  победила  партия, выступавшая  за  снижение  налогового  бремени,  это  пример  взаимосвязи   политической  и  экономической  сфер  жизни  общества. Б. В  результате  налоговых  реформ  выросли  темпы  промышленного  развития. Это  пример   взаимосвязи  экономики   и  морали. 1) верно  только  А 2) верно  только  Б 3) верны  оба  суждения 4) оба  суждения  неверны 7.Верны ли следующие  суждения  об обществе? А.Понятие  «общество»   охватывает  все  способы  и  формы  взаимодействия  людей. Б.Понятие  «общество»  применяется, в  частности, для  обозначения  исторических  этапов  развития  человечества. 1) верно  только А 2) верно  только Б 3) верны  оба  суждения 4)оба  суждения  неверны  8.Верны  ли  следующие  суждения  о  взаимодействии  сфер  общественной  жизни? А.Общество  состоит   из  подсистем (сфер), каждая  из  которых  обладает  качественной   спецификой. Б.Процессы, происходящие  в  одной  сфере  общественной  жизни, не  связаны  с  процессами,  происходящими  в  других    её  сферах. 1) верно  только  А 2) верно  только  Б 3) верны  оба  суждения 4) оба  суждения  неверны 9.Верны  ли  следующие  суждения  о  человеке? А.Человек  остается  частью  природного  мира. Б.Человек  развивается  в  процессе  социальной  и  культурной   эволюции. 1)верно  только  А 2) верно  только  Б 3) верны  оба суждения 4) оба  суждения  неверны 10.Верны  ли  суждения  о  глобальных  проблемах человечества?  А.Сегодня  существует  реальная  угроза  выживанию  человечества как  биологического  вида. Б.В  целях  выживания  человечество  должно  серьёзно  заняться  сохранностью  окружающей  среды. 1) верно  только  А 2)верно  только  Б 3) оба  суждения  верны 4)оба  суждения неверны Вариант 2 1. В  самом  широком  смысле общество – это 1) весь  материальный мир в целом 2)часть  материального  мира 3) страна, государство 4) часть  природно­географической  среды, окружающей  человека 2.Наука, изучающая  развитие  человечества, общества  и  его  закономерности, большое   значение  уделяющая  причинно­следственным  связям, называется 1)обществознанием 2)философией 3)политологией 4)историей 3.Верны  ли  следующие  суждения  о  взаимодействии  сфер  общественной  жизни? А.Общество  состоит   из  подсистем (сфер), каждая  из  которых  обладает  качественной   спецификой. Б.Процессы, происходящие  в  одной  сфере  общественной  жизни, не  связаны  с  процессами,  происходящими  в  других    её  сферах. 1) верно  только  А 2) верно  только  Б 3) верны  оба  суждения 4) оба  суждения  неверны 4. Наиболее научно обоснованная версия: 1) божественного сотворения человека           2)инопланетного происхождения человека 3) творческого импульса, особых условий земли 4) происхождения человека в результате эволюции. 5. Верны  ли  следующие  суждения  об  обществе? А.С  возникновением  общества  природа  подчиняется  воле  человека  и  развивается  по  законам  общества. Б.Общество  как  систему  характеризуют  неизменность  и  постоянство  образующих  её  элементов. 1) верно  только  А 2) верно  только  Б 3) верны  оба  суждения 4) оба  суждения  неверны 6. Верны  ли  суждения  о  глобальных  проблемах человечества?  А.Сегодня  существует  реальная  угроза  выживанию  человечества как  биологического  вида. Б.В  целях  выживания  человечество  должно  серьёзно  заняться  сохранностью  окружающей  среды. 1) верно  только  А 2)верно  только  Б 3) оба  суждения  верны 4)оба  суждения неверны 7. К духовной деятельности относится: 1) строительство кинотеатра;  2) изготовление орудий труда;  3) съёмки фильма;  4) работа типографии. 8. Труд как целесообразная деятельность человека начался:  1) с занятий охотой; 2) изготовления орудий труда;  3) земледелия;  4) овладения огнём. 9. Основная цель экономической деятельности:  1) снижение затрат производства;  2) удовлетворение потребностей людей;  3) достижение социального равенства;  4) увеличение индивидуальных доходов. 10. Носителем политики не является:  1) отдельный человек;  2) спортклуб;  3) партия;  4) государство. Раздел 7. Правовое регулирование общественных отношений Тема 7.1. Право в системе социальных норм Наименование объектов контроля и оценки У2.­ анализировать актуальную  информацию о социальных  объектах, выявляя их общие черты  и различия; устанавливать  соответствия между  существенными чертами и  признаками изученных социальных  явлений и обществоведческими  терминами и понятиями; У3. ­объяснять причинно­ следственные и функциональные  связи изученных социальных  объектов (включая взаимодействия  человека и общества, важнейших  социальных институтов, общества и природной среды, общества и  культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); У5. ­осуществлять поиск  социальной информации,  представленной в различных  знаковых системах (текст, схема,  таблица, диаграмма,  аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных  текстов (правовых, научно­ популярных, публицистических и  др.) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную  социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и  выводы;  З 3.­ необходимость регулирования общественных отношений,  сущность социальных норм,  механизмы правового  регулирования; Основные показатели оценки результата ­систематизирует общие черты и различия о социальных  объектах; ­устанавливает соответствия между существенными чертами и  признаками изученных социальных явлений  ­владеет  обществоведческими терминами и понятиями; ­выделяет связи изученных социальных объектов; ­выделяет причинно­следственные связи социальных объектов; ­находит в предложенном тексте, схеме, диаграмме социальную информацию; ­извлекает из научных документов знания по теме. ­называет  и характеризует принципы регулирования  общественных отношений; ­перечисляет и характеризует социальные нормы;  ­дает характеристику механизмам правового регулирования; Устный опрос 1.Что такое право? 2. В чем заключаются особенности российского гражданства? 3.В чем заключаются имущественные права?                      4. Что такое брак? 5. Условия заключения и расторжение брака?         Критерии оценки ­ оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если даны  полные ответы по существу вопроса;  ­ оценка  «хорошо»  выставляется обучающемуся, если  дан полный ответ по существу вопроса, однако содержит не точности в объяснении (формулировке); ­   оценка  «удовлетворительно»  выставляется   обучающемуся,   если  частично   дан   ответ   по   существу вопроса;  ­ оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если ответ отсутствует, либо дан не по существу. 4.2. Задания промежуточной аттестации Дифференцированный зачет Вариант 1 Часть А А1: Что характеризует общество как динамичную систему, выделяя его признаки и  закономерности развития? а) наличие общественных отношений б) сохранение связи с природой в) наличие социальных институтов г) самоорганизация и саморазвитие А2: Социальными объектами общества или социальными институтами являются: а)   государство                                                                                                                                                       б) образовательные учреждения в) общество  А3: Что характеризует как общество, так и природу а)система б)весь материальный мир в)формы и способы взаимодействия людей г)этап исторического развития человечества А4: Верны ли следующие суждения об ответственности личности? А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков. Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной  направленности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А5: Необходимым условием развития рыночной экономики является а) устранение неравенства доходов населения б) увеличение расходов государственного бюджета в) частная собственность на средства производства г) превышение предложения над спросом А6: Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это а) банковский процент б) прибыль в) бонус г) дивиденды А7: Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета? а)показатели роста прибыли предприятий б) доходы граждан от предпринимательской деятельности в) расходы на содержание армии г) среднемесячную заработную плату А8: При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и  языка? а) культурной б) этнической в) демографической г) социально­классовой А9: Социализацией личности называется а) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека б) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей в) освоение индивидом культурных ценностей общества г) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам А10: Верны ли следующие суждения о социальном контроле? А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль. Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Часть В В1: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие  « социальные институты». Господство, государство, образование, семья, армия, школа. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. В2: Запишите слово, пропущенное в схеме: « Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность­ это…. …………….». Ответ__________________ В3: Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и  запишите цифры, под которыми они указаны. а) денежные средства б) участок пашни в) залежи нефти г) станки и оборудование д) лесной массив е) здания, сооружения В4: Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной  жизни. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся  последовательность букв перенесите в бланк ответов.                          СФЕРЫ                                                       ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ                              ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 1) экономическая сфера жизни                     А) деятельность парламента общества 2) социальная сфера жизни                            Б) общественные классы общества 3) политическая сфера жизни                         В) обмен продуктами общества 4) духовная сфера жизни                                 Г) религиозные организации общества 1               2              3              4 В5. Из нижеприведенного списка выберите то, что относится к духовной сфере жизни общества.  Цифры запишите в порядке возрастания. а) наука б) религия в) классы и социальные группы г) образовательные организации и учреждения д) политические партии е) философия Ответ__________________________________________ Часть С Что предпринимает государство для обеспечения равных возможностей для всех участвующих в выбо­ рах партий и кандидатов.  Вариант 2 Часть А А1. Для традиционного общества характерно(а) а)ценность человеческой личности б ) динамичное развитие в) высокая роль религии г) индустриальное производство А2. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматического театра. Одна из политических  партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в  доступе к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает а) политическую  и социальную сферы жизни общества б) экономическую и социальную сферы жизни общества в) политическую и духовную сферы жизни общества г) все сферы жизни общества А3. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество является динамически развивающейся системой. Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны А4. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в  а) трудовой деятельности б) нормальном теплообмене в) сохранении здоровья г) физической активности А5. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, характеризует его как а)личность б) индивидуальность в) индивида г) гражданина А6. Верны ли следующие суждения о самопознании? А. Для постижения своего « я» обязательно следует проводить психологические эксперименты. Б. Чтобы познать себя, необходимо наблюдать за собой и анализировать свое состояния. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны А7. Восприятие­ это а) форма рационального познания б) психическое свойство, присущее только человеку в) форма чувственного познания г) способ объяснения мира А8. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование а) отвлеченных понятий б) художественных образов в) научных приборов г) абстрактных моделей А9. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности. Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого  объекта. 1) верно только А. 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны А 10. Массовая культура а) появилась с появлением средств массовой информации б) сопровождает всю историю человечества в) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами  культуры г) зародилась в древнем Риме как зрелище для народа Часть В В1. ___________ – процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития  человеческого общества. В2. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:                                                 Главные вопросы экономики Что производить                  ………………………………                  Для кого производить Ответ:_____________________________ В3.   Назовите   лишнее,   выпадающие   из   списка.   Факторы   производства­   предпринимательство,   труд, деньги, земля, капитал. В4. Из нижеприведенного списка выберите то, что относится к духовной сфере жизни общества. Цифры запишите в порядке возрастания. а) наука б) религия в) классы и социальные группы г) образовательные организации и учреждения д) политические партии е) философия Ответ__________________________________________ В5: Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию  «правонарушение». а) деяние; б) соблюдение закона;   в) правовой обычай;   г)  умысел;   д) неосторожность;   е) вина. Часть С Задумайтесь: выбирает ли российское общество ровный путь или колеблется между: а) тоталитаризмом и демократией; б) коллективизмом и индивидуализмом; в) идеализмом и прагматизмом; г) «волей к смерти» и «волей к жизни»? Обоснуйте ответ, приведя факты истории и литературные примеры. Эталоны ответов №  вопроса Правильный ответ Вариант 1 Блок А Правильный ответ Вариант 2 Блок А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4. 5. 1 а а,б г 3 г г в б в 3 Блок В Господство Объект б,в,д А­3,Б­2,В­1,Г­4 б,е Блок С Перечисляют все документы необходимые при устройстве на работу: паспорт, снилс, ИНН, военный билет, диплом об образовании. а в 1 а б 2 г а в а Блок В Производство Как производить? Деньги б, е б,в Блок С Обоснуют свой ответ, приведя факты истории и литературные примеры 5. Перечень используемых материалов, оборудования и информационных источников Основные источники: 1.Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский  А.В. и др./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебникокой  А.Ю., Телюкиной М.В., Обществознание (базовый уровень) 10 кл. М.:Просвещение. 2018. 2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебникокой А.Ю., Литвинова В. А.Обществознание (базовый уровень) 11 кл. М.:Просвещение. 2018 3. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Право. Базовый уровень. Учебник для 10­11 классов образовательных  учреждений, М.: Дрофа.2015 4. Введение в современное обществознание: учебник.  Смирнов И.П.    – М., 2015 5. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10,11 классов общеобразоват. Учрежд./И.В.Липсиц­16­е  издание.­М.:Вита­Пресс,2015. Дополнительные источники: 1.Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2015 2.Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2015 3.Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /  под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2015. 4.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 20014–2015. 5.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 20014–2015. 6.Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. –  М., 2016 7.Обществознание. 10­11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2015. Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2016. 8.Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. – М., 2015. 9.Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для  тематического и итогового контроля. – М., 2016. 10.Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.     – М., 2015. Учебно­тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену.  Обществознание. – М., 2016

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018