Контрольно_измерительные материалы_био_10
Оценка 4.7

Контрольно_измерительные материалы_био_10

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
биология
10 кл
09.12.2023
Контрольно_измерительные материалы_био_10
Контрольно-измерительные материалы содержат демонстрационный вариант тематических контрольных работ по биологии 10 класс, углубленный уровень и спецификацию к ним
КИМ_биология_10.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 125

с углубленным изучением математики»

 

СОГЛАСОВАНО

методическим объединением

МБОУ СОШ № 125

протокол от ________         № ___

 

ПРИНЯТО

педагогическим советом

МБОУ СОШ № 125

протокол от _______    № ____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы

учебного предмета «Биология»

для среднего общего образования

 

10 класс

 

 

Составитель:

Кузьмина Е.В., учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

 

 

 

Спецификация контрольных измерительных материалов

Тематической контрольной работы по биологии  в 10 классе по темам «Химическая организация клетки», «Строение и функции клетки»

1.Назначение КИМ

Оценивание уровня достижений планируемых результатов по темам «Химическая организация клетки», «Строение и функции клетки»

2. Планируемые результаты

Знать/понимать

·         Признаки биологических объектов: клеток прокариот, эукариот (растений, животных, бактерий, грибов);

·         Строение и функции органоидов клетки;

·         Строение и функции важнейших неорганических веществ клетки (вода, минеральные соли), а также органических веществ (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты)

Уметь

·         Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

·         Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки

·         Устанавливать причинно-следственные связи;

·         Определять результаты биологического эксперимента;

·         Определять тип транспорта веществ через мембрану, называть его характерные особенности;

·         Решать биологические задачи.

3. Критерии оценивания контрольной работы

Максимальный балл за выполнение работы составляет –  43 балла. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 1).

Таблица 1

Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале

Процент  выполнения от максимального балла

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

90-100

39-43

5

Повышенный

65-89

28-38

4

47-66

20-27

3

Базовый

Менее 47

Менее 20

2

Недостаточный

4. Продолжительность работы

Продолжительность  контрольной работы 48 минут.

Таблица 2

5. Распределение заданий по разделам программы

№ п/п

Раздел программы (содержательная линия)

Количество заданий базового уровня сложности

Количество заданий повышенного и высокого  уровня сложности

1

Химическая организация клетки

7

2

2

Строение и функции органоидов клетки

6

2

3

Различные типы клеток

1

 

4

Транспорт веществ через мембрану

 

1

 

Таблица 3

6. План контрольной работы

№ задания

Раздел программы (содержательная линия)

Проверяемый планируемый результат

Уровень сложности

Тип задания

Время выполнения (мин)

Макс

балл

Часть 1

1

Неорганические вещества клетки

Определение значения неорганических веществ в клетке

Базовый

Нахождение соответствия

2

2

2

Углеводы

Определение строения и значения углеводов

Базовый

Множественный выбор

2

2

3

Липиды

Определение строения и значения липидов

Базовый

Множественный выбор

2

2

4

ДНК

Определение строения и значения ДНК

Базовый

Множественный выбор

2

2

5

РНК

Определение строения и значения РНК

Базовый

Множественный выбор

2

2

6

Белки

Определение строения и значения белков

Базовый

Множественный выбор

2

2

7

Органические вещества клетки

Определение класса органических веществ, их строения и функции

Базовый

Нахождение соответствия

2

2

8

Эксперимент по химическому составу клетки

Определение результатов эксперимента

Повышенный

Нахождение соответствия

2

2

9

Эксперимент по строению клетки

Определение результатов эксперимента

Повышенный

Нахождение соответствия

2

2

10

Органоиды клетки

Определение строения и функции органоидов клетки

Базовый

Множественный выбор

2

2

11

Органоиды клетки

Определение строения и функции органоидов клетки

Повышенный

Нахождение соответствия

2

2

12

Органоиды клетки

Определение строения и функции органоидов клетки

Повышенный

Нахождение соответствия

2

2

13

Органоиды клетки

Определение строения и функции органоидов клетки

Повышенный

Нахождение соответствия

2

2

14

Строение клеток

Определение типа клеток и особенностей их строения

Повышенный

Нахождение соответствия

2

2

Часть 2

15

Органические вещества клетки

Выделение особенностей строения и функций органических веществ клетки

Высокий

Работа с рисунком, свободный ответ

4

3

16

Органические вещества клетки

Выделение особенностей строения и функций органических веществ клетки

Высокий

Работа с рисунком, свободный ответ

4

3

17

Органоиды клетки

Выделение особенностей строения и функций органоидов клетки

Высокий

Работа с рисунком, свободный ответ

4

3

18

Органоиды клетки

Выделение особенностей строения и функций органоидов клетки

Высокий

Работа с рисунком, свободный ответ

4

3

19

Транспорт веществ через мембрану

Определение типа транспорта веществ через мембрану, определение его характеристик

Высокий

Работа с рисунком, свободный ответ

4

3

7. Критерии оценивания

Максимальное кол-во баллов за работу – 32 балла

Шкала перевода баллов в оценку

Кол-во баллов

19 и менее

20-27

28-38

34-43

оценка

2

3

4

5

 

 

8. Демонстрационный вариант КИМ

Контрольная работа по теме «Химическая организация клетки», «Строение и функции клетки»

1 часть

1.Установите соответствие между характеристиками и химическими элементами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

А) 

участвует в проведении нервных импульсов

Б) 

участвует в транспорте кислорода

В) 

входит в состав нуклеиновых
кислот

Г) 

входит в состав костной ткани

Д) 

входит в состав липидного слоя

   

1) 

фосфор

2) 

калий

3) 

железо

2.Моносахариды в клет­ке выполняют функции:

 

1) энергетическую

2) со­став­ных компонентов полимеров

3) информационную

4) со­став­ных компонентов нук­ле­и­но­вых кислот

5) за­щит­ную

6) транспортную

   3.Какие функции выполняют липиды в организме животных?

 

1) ферментативную

2) запасающую

3) энергетическую

4) структурную

5) сократительную

6) рецепторную

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для описания изображённой на рисунке молекулы верны утверждения:

1) в состав входят аденин, тимин, гуанин и цитозин 
2) обычно содержит рибозу
3) у эукариот находится в ядре
4) удваивается перед делением клетки
5) как правило, представлена одноцепочечными фрагментами
6) имеет урацил в составе

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Характеристиками РНК являются:

1) входит в состав рибосом
2) содержит нуклеотид с урацилом
3) может транспортировать аминокислоты
4) хранит наследственную информацию в клетке
5) цепи молекулы антипараллельны
6) способна к репликации

6. Рассмотрите рисунок с изображением полипептида и укажите уровень его организации, форму молекулы и вид взаимодействия, поддерживающие эту структуру. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка. 

Уровень организации полипептида

Форма молекулы полипептида 

Вид взаимодействия, поддерживающий структуру полипептида

А

Б

В


Список терминов и понятий:

1) металлическая связь 
2) третичная структура 
3) взаимодействия между нуклеотидами 
4) гидрофобные взаимодействия 
5) вторичная структура 
6) первичная структура 
7) фибриллярная 
8) глобулярная

7. Проанализируйте таблицу "Органические вещества клетки". Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

Вещества

Мономер

Основная(-ые) функция(-и)

А

Аминокислота

Ферментативная, регуляторная, строительная

Нуклеиновые кислоты

Б

Хранение и передача наследственной информации

Углеводы

Глюкоза

В


Список терминов и понятий: 

1) белки 
2) липиды 
3) глицерин 
4) жирные кислоты 
5) нуклеотид 
6) запасающая и ферментативная 
7) транспортная и защитная 
8) энергетическая 

8. Экспериментатор поместил свежее куриное яйцо в кипящую воду. Как при этом изменится активность ферментов и скорость ферментативных реакций? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

9.Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Активность ферментов

Скорость реакций

 

 

1) модель плазматической мембраны;
2) белки;
3) функции: транспортная, рецепторная, взаимодействие клеток, структурная, ферментативная (любые 2 функции);
4) цитоплазма находится со стороны Б от мембраны;
5) поскольку со стороны А на поверхности мембраны расположен гликокаликс.

10. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наружная мембрана
2) мембрана тилакоида
3) зёрна крахмала
4) строма
5) матрикс
6) кристы

11. Установите соответствие между функциями и компонентами клетки, обозначенными цифрами 1, 2, 3, 4 на схеме ниже: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

КОМПОНЕНТЫ КЛЕТКИ

А) обеспечивает синтез органических веществ клетки 

1) 1

Б) участвует в аэробном окислении веществ

2) 2

В) организует микротрубочки цитоскелета в клетке

3) 3

Г) обеспечивает синтез АТФ

4) 4

Д) участвует в формировании новых мембранных структур клетки

 

Е) обеспечивает расщепление полимеров до мономеров

 

 

12. Установите соответствие между характеристиками и органоидами, обозначенными цифрами 1, 2, 3, 4 на схеме ниже: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОРГАНОИДЫ

А) содержит прикреплённые рибосомы

1) 1

Б) обеспечивает аэробное окисление углеводов

2) 2

В) участвует в модификации белков после синтеза

3) 3

Г) обеспечивает автотрофное питание клетки

4) 4

Д) отвечает за первичный синтез белков

 

Е) содержит хлорофилл

 

13. Проанализируйте таблицу "Органоиды клетки". Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

Органоиды

Расположение в клетке

Функции

А

Вблизи ядра

Накопление и выделение синтезированных веществ, образование лизосом

Митохондрия

Цитоплазма

В

Лизосома

Б

Расщепление полимеров до мономеров


Список терминов и понятий:

1) хлоропласт
2) эндоплазматическая сеть
3) цитоплазма
4) кариоплазма
5) аппарат Гольджи
6) биологическое окисление
7) транспорт веществ в клетке
8) синтез глюкозы

14. Рассмотрите рисунки и выполните задание.

Установите соответствие между особенностями строения и клетками, которым они свойственны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЕ

 

КЛЕТКА

А)  наличие пластид

1)1

Б)  клеточная стенка из муреина

2)2

В)  способность к фагоцитозу

3)3

Г)  клеточная стенка из хитина

4)4

Д)  наличие микроворсинок

 

Е)  рибосомы исключительно 70S типа

 

 

 

Часть 2

15.Назовите мономер, изображённый на рисунке. Ответ поясните. Что обозначено цифрами 1, 2, 3? Укажите, какие биополимеры содержат подобный мономер и какие функции в клетке они выполняют.

16.Определите, схематическое строение какого вещества изображено на рисунке. В чём особенность его химического строения? Укажите роль этого вещества в энергетическом и пластичеком обмене веществ.

17.Какой клеточный органоид изображён на рисунке? В клетках нервной или гладкой мышечной ткани лучше развит этот органоид? Ответ поясните, исходя из функции этого органоида.

18.Определите, модель строения какой клеточной структуры изображена на рисунке. Молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Каковы их функции в этой структуре? Назовите не менее двух функций. С какой стороны (А или Б) от мембраны находится цитоплазма клетки? Ответ аргументируйте.

19.Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис. А и Б? Назовите структуру клетки, непосредственно участвующую в этих процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке амёбы (на рис. А)?

 

 

9. Ключи к работе (ответы)

 

Часть 1.

1.23121

2.124

3.234

4.134

5.123

6.284

7.158

8.22

9.12

10.156

11.314132

12.431242

13.536

14.412311

 

Часть 2.

 

15.1) нуклеотид РНК, так как азотистое основание - урацил;
2) 1 - азотистое основание - урацил, 2 - рибоза - пентоза, 3 - остаток фосфорной кислоты; 
3) иРНК копирует генетическую информацию с ДНК и является матрицей для биосинтеза белка в клетке, тРНК транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка, рРНК составляют структуру рибосом. 

 

16. ) вещество - АТФ; 
2) имеет две макроэнергетические связи; 
3) АТФ синтезируется в процессе энергетического обмена ИЛИ аккумулирует энергию; 
4) в пластическом обмене молекулы АТФ (макроэргические связи в них) расщепляются с образованием энергии, необходимой для синтеза органических веществ.

 

17. 1) на рисунке изображён аппарат Гольджи;
2) аппарат Гольджи лучше развит в нервной ткани;
3) аппарат выполняет секреторную функцию (упаковывает и выносит вещества из клетки);
4) в нервной ткани передача нервного импульса от клетки к клетке (через синапс) происходит с помощью нейромедиаторов, которые секретирует аппарат Гольджи.

18. 1) модель плазматической мембраны;
2) белки;
3) функции: транспортная, рецепторная, взаимодействие клеток, структурная, ферментативная (любые 2 функции);
4) цитоплазма находится со стороны Б от мембраны;
5) поскольку со стороны А на поверхности мембраны расположен гликокаликс.

 

19. 1) А - фагоцитоз (эндоцитоз);
2) Б - пиноцитоз (эндоцитоз);
3) участвует плазматическая мембрана клетки (цитоскелет);
4) вокруг бактерии сформируется фагоцитозный пузырёк (пищеварительная вакуоль);
5) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой (пищеварительная вакуоль, вторичная лизосома, вторичная эндосома);
6) содержимое фагоцитозного пузырька подвергнется перевариванию (гидролизу, лизису).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спецификация контрольных измерительных материалов

Тематической контрольной работы по биологии  в 10 классе по теме «Обмен веществ»

1.Назначение КИМ

Оценивание уровня достижений планируемых результатов по теме «Обмен веществ»

2. Планируемые результаты

Знать/понимать

·         Признаки биологических процессов: пластического обмена (фотосинтеза, биосинтеза белка), этапов энергетического обмена

Уметь

·         Решать биологические задачи на биосинтез белка;

·         Работать с рисунком биологического содержания.

3. Критерии оценивания контрольной работы

Максимальный балл за выполнение работы составляет –  26 баллов. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 1).

Таблица 1

Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале

Процент  выполнения от максимального балла

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

90-100

23-26

5

Повышенный

65-89

17-22

4

47-66

12-16

3

Базовый

Менее 47

Менее 12

2

Недостаточный

4. Продолжительность работы

Продолжительность  контрольной работы 32 минуты.

Таблица 2

5. Распределение заданий по разделам программы

№ п/п

Раздел программы (содержательная линия)

Количество заданий базового уровня сложности

Количество заданий повышенного и высокого  уровня сложности

1

Признаки пластического и энергетического обмена веществ

2

 

2

Энергетический обмен

1

1

3

Фотосинтез

 

1

4

Биосинтез белка

1

4

 

Таблица 3

6. План контрольной работы

№ задания

Раздел программы (содержательная линия)

Проверяемый планируемый результат

Уровень сложности

Тип задания

Время выполнения (мин)

Макс

балл

Часть 1

1

Пластический и энергетический обмен

Определение признаков и примеров процессов пластического и энергетического обмена веществ

Базовый

Нахождение соответствия

2

2

2

Энергетический обмен

Определение процессов, места протекания и энергетический выход этапов катаболизма

Базовый

Множественный выбор

2

2

3

Кислородный этап энергетического обмена

Определение процессов кислородного этапа энергетического обмена

Повышенный

Нахождение соответствия

2

2

4

Фотосинтез

Определение фаз фотосинтеза и их особенностей

Повышенный

Нахождение соответствия

2

2

5

Биосинтез белка

Определение этапов биосинтеза белка и их особенностей

Повышенный

Нахождение соответствия

2

2

6

Биосинтез белка

Определение последовательности процессов биосинтеза белка

Базовый

Определение последовательности

2

2

7

Обмен веществ

Определение последовательности различных процессов обмена веществ

Базовый

Определение последовательности

2

2

Часть 2

8

Биосинтез белка

Определение последовательности аминокислот по фрагменту ДНК

Высокий

Биологическая задача со свободным ответом

6

3

9

Биосинтез белка

Определение антикодона тРНК и переносимую ей кислоту по фрагменту ДНК

Высокий

Биологическая задача со свободным ответом

6

3

10

Биосинтез белка

Определение последовательности иРНК, ДНК, аминокислот в белке по антикодонам тРНК

Высокий

Биологическая задача со свободным ответом

6

3

7. Критерии оценивания

Максимальное кол-во баллов за работу – 32 балла

Шкала перевода баллов в оценку

Кол-во баллов

11 и менее

12-16

17-22

23-26

оценка

2

3

4

5

 

 

8. Демонстрационный вариант КИМ

Контрольная работа по теме «Обмен веществ»

1 часть

1.Установите соответствие между характеристиками и видами обмена:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ВИДЫ ОБМЕНА

А) 

Запасается энергия в молекулах АТФ.

Б) 

Синтезируются биополимеры.

В) 

Образуются углекислый газ и вода.

Г) 

Происходит окислительное фосфорилирование.

Д) 

Происходит репликация ДНК.

   

1) 

пластический

2) 

энергетический

 

2.Проанализируйте таблицу «Этапы энергетического обмена углеводов
в клетке». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

 

Название этапа

Место протекания

в клетке

Энергетический эффект

Подготовительный

__________(Б)

Выделение только тепловой энергии

Бескислородный

Гиалоплазма

 

__________(В)

 

 

__________(А)

 

Митохондрии

Образование

36 молекул АТФ

 

 

  

Список терминов и понятий:

1) 

аппарат Гольджи

2) 

лизосомы

3) 

образование 38 молекул АТФ

4) 

образование 2 молекул АТФ

5) 

фотосинтез

6) 

темновая фаза

7) 

аэробный

8) 

пластический

3. Установите соответствие между характеристиками и веществами, участвующими в клеточном дыхании, обозначенными цифрами 1, 2, 3, 4 на схеме ниже: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВЕЩЕСТВА, УЧАСТВУЮЩИЕ В КЛЕТОЧНОМ ДЫХАНИИ

А) окислитель в дыхательной цепи

1) 1

Б) продукт гликолиза

2) 2

В) макроэргическое соединение

3) 3

Г) исходный субстрат для гликолиза

4) 4

Д) шестиуглеродный моносахарид

 

Е) содержит три остатка фосфорной кислоты

 

4. Установите соответствие между характеристиками и веществами, обозначенными цифрами 1, 2, 3, 4 на схеме ниже: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВЕЩЕСТВА

А) источник углерода для растений

1) 1

Б) образуется в цикле Кальвина

2) 2

В) макроэргическое соединение

3) 3

Г) продукт темновой фазы

4) 4

Д) источник свободного кислорода

 

Е) расщепляется в результате фотолиза

 

5. Установите соответствие между характеристиками и участвующими в синтезе белка молекулами, обозначенными цифрами 1, 2, 3, 4 на схеме ниже: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

МОЛЕКУЛЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В СИНТЕЗЕ БЕЛКА

А) исходная матрица, передающаяся по наследству

1) 1

Б) приносит аминокислоты в рибосомы

2) 2

В) состоит из молекул РНК и белков

3) 3

Г) непосредственная матрица для трансляции

4) 4

Д) органоид, отвечающий за синтез полипептида

 

Е) содержит антикодон

6. Установите последовательность процессов, происходящих при трансляции. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сдвиг рибосомы на один триплет
2) вхождение тРНК в рибосому
3) прикрепление рибосомы к иРНК
4) выход тРНК из рибосомы
5) образование пептидной связи

7. Установите последовательность процессов, происходящих при клеточном дыхании аэробной клетки. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование ацетил-кофермента А
2) образование АТФ путём окислительного фосфорилирования
3) поступление глюкозы в цитоплазму
4) образование молекул пировиноградной кислоты
5) реакции цикла Кребса

 

Часть 2

8. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов:

5’-ГАЦГЦГТГТААТЦГТЦАТАГАГ-3’
3’-ЦТГЦГЦАЦАТТАГЦАГТАТЦТЦ-5’

Определите последовательность аминокислот начала полипептида, если синтез начинается с аминокислоты мет. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

9. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь матричная (транскрибируемая)):

5’-АЦТАЦГЦАТТЦАТЦГ-3’
3’-ТГАТГЦГТААГТАГЦ-5’

Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте ДНК. Укажите, какой триплет является антикодоном, если данная тРНК переносит аминокислоту ала. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

10. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. В рибосому входят молекулы тРНК в следующей последовательности (указаны антикодоны в направлении от 5’ к 3’ концу): 

ГЦА; УЦЦ; ЦАЦ; АЦГ; ЦЦУ

Установите нуклеотидную последовательность участка иРНК, который служит матрицей при синтезе полипептида, и аминокислотную последовательность этого фрагмента полипептида. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи. Как изменится последовательность полипептида, если вместо тРНК с антикодоном 5’-ЦАЦ-3’ с рибосомой свяжется тРНК, несущая антикодон 5’-ГАЦ-3’? Ответ поясните.

 

9. Ключи к работе (ответы)

 

Часть 1.

1.21221

2.724

3.421331

4.243411

5.143234

6.32514

7.34152

 

Часть 2.

 

8. 1) аминокислоте мет соответствует кодон 5’-АУГ-З’ (АУГ); 
2) этому триплету соответствует триплет 5’-АТТ-З’ (АТГ) на ДНК;
ИЛИ
2) комплементарный триплет на ДНК - З’-ТАЦ-5’ (5’-ЦАТ-3', ТАЦ);
3) такой триплет обнаруживается на нижней цепи ДНК, значит, верхняя цепь матричная (транскрибируемая);
ИЛИ
3) такой триплет встречается на верхней цепи ДНК, значит, она является матричной (транскрибируемой);
4) последовательность иРНК:
3’-ЦУГЦГЦАЦАУУАГЦАГУАУЦУЦ-5'
ИЛИ
3’-ЦУГЦГЦАЦАУУАГЦАГУА-5'
ИЛИ
5’-ЦУЦУАУГАЦГАУУАЦАЦГЦГУЦ-3’
ИЛИ
5’-АУГАЦГАУУАЦАЦГЦГУЦ-З’;
5) фрагмент полипептида: мет-тре-иле-тре-арг-вал.

9. 1) последовательность тРНК:
5’-ЦГАУГААУГЦГУАГУ-3’
ИЛИ
3’-УГАУГЦГУААГУАГЦ-5’;
2) аминокислоту ала кодирует кодон иРНК 5’-ГЦА-З’ (3’-АЦГ-5’; ГЦА);
3) ему соответствует антикодон 5’-УГЦ-3’ (УГЦ; 3’-ЦГУ-5’).

10. 1) последовательность иРНК: 5’-УГЦГГАГУГЦГУАГГ-3’;
2) фрагмент полипептида: цис-гли-вал-арг-арг;
3) последовательность не изменится;
4) кодоны 5’-ГУГ-3’ (ГУГ) и 5’-ГУЦ-3’ (ГУЦ) кодируют одну и ту же аминокислоту (вал).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спецификация контрольных измерительных материалов

Тематической контрольной работы по биологии  в 10 классе по теме «Генетика»

1.Назначение КИМ

Оценивание уровня достижений планируемых результатов по теме «Генетика»

2. Планируемые результаты

Знать/понимать

·         Основные законы генетики (1,2,3 законы Менделя, закон Моргана, хромосомную теорию наследственности);

·         Основные методы генетики.

Уметь

·         Решать биологические задачи на закономерности наследственности;

·         Анализировать родословные.

 

3. Критерии оценивания контрольной работы

Максимальный балл за выполнение работы составляет –  22 балла. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 1).

Таблица 1

Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале

Процент  выполнения от максимального балла

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

90-100

20-22

5

Повышенный

65-89

14-19

4

47-66

10-13

3

Базовый

Менее 47

Менее 10

2

Недостаточный

4. Продолжительность работы

Продолжительность  контрольной работы 45 минут.

Таблица 2

5. Распределение заданий по разделам программы

№ п/п

Раздел программы (содержательная линия)

Количество заданий базового уровня сложности

Количество заданий повышенного и высокого  уровня сложности

1

Методы генетики

1

 

2

Законы генетики

3

6

 

Таблица 3

6. План контрольной работы

№ задания

Раздел программы (содержательная линия)

Проверяемый планируемый результат

Уровень сложности

Тип задания

Время выполнения (мин)

Макс

балл

Часть 1

1

Методы генетики

Определение последовательности действий в ходе применения метода генетики

Базовый

Установление последовательности

2

2

2

Моногибридное скрещивание

Умение решать простейшие задачи на моногибридное скрещивание

Базовый

Краткий ответ

2

1

3

Законы генетики

Умение определять законы генетики

Базовый

Нахождение соответствия

2

2

4

Дигибридное скрещивание

Умение решать простейшие задачи на дигибридное скрещивание

Базовый

Краткий ответ

2

1

5

Родословные

Умение анализировать родословную

Повышенный

Краткий ответ

2

1

Часть 2

6

Дигибридное скрещивание

Умение решать задачи на сцепленное наследование двух аутосомных генов

Высокий

Свободный ответ

7

3

7

Дигибридное скрещивание

Умение решать задачи , если один ген аутосомный, а другой – сцеплен с полом

Высокий

Свободный ответ

7

3

8

Дигибридное скрещивание

Умение решать задачи, если даны два гена, расположенных в псевдоаутосомных участках Х-хромосомы

Высокий

Свободный ответ

7

3

9

Дигибридное скрещивание

Умение решать задачи на наследование групп крови

Высокий

Свободный ответ

7

3

10

Дигибридное скрещивание

Умение решать задачи, если два гена распологаются в Х-хромосоме

Высокий

Свободный ответ

7

3

7. Критерии оценивания

Максимальное кол-во баллов за работу – 22 балла

Шкала перевода баллов в оценку

Кол-во баллов

9 и менее

10-13

14-19

20-22

оценка

2

3

4

5

 

 

 

 

8. Демонстрационный вариант КИМ

Контрольная работа по теме «Генетика»

1 часть

1. Установите последовательность действий исследователя при использовании гибридологического метода. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) скрещивание родительских особей с альтернативными признаками
2) получение гибридного поколения F1
3) отбор чистых линий
4) количественный учёт полученных результатов расщепления
5) гибридизация единообразного потомства

2. Определите вероятность (в %) получения рецессивных гомозиготных особей в потомстве гетерозиготных растений ночной красавицы с розовой окраской цветков. Ответ запишите в виде числа.

3. Рассмотрите рисунки с изображением плодовых мушек дрозофил (Drosophila melanogaster), участвовавших в эксперименте, по результатам которого был сформулирован закон. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите из предложенного списка.

Генетический закон

Формулировка закона

Вид изменчивости, указанный в законе

А

Б

В


Список элементов:

1) биогенетический закон
2) закон сцепленного наследования
3) признаки, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно
4) изменчивость признаков возникает в процессе онтогенеза организмов
5) наследование каждой пары признаков происходит независимо друг от друга
6) соматическая
7) наследственная
8) модификационная

4. Сколько генотипов получится у потомства при скрещивании дигомозиготного по доминантным аллелям и дигомозиготного по рецессивным аллелям организмов? Ответ запишите в виде числа.

5. По изображённой на схеме родословной человека определите вероятность (в %) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом, при полном его доминировании. В ответе запишите только соответствующее число.

Часть 2.

 

6. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39  — высоких с грушевидными плодами; 40  — карликовых с округлыми плодами; 14  — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства.

Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

7. У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самок дрозофилы с чёрным телом, красными глазами и самцов с серым телом, белыми глазами всё потомство получилось с серым телом и красными

глазами. Во втором скрещивании самок дрозофилы с серым телом, белыми глазами и самцов с чёрным телом, красными глазами в потомстве получились самцы с серым телом, белыми глазами и самки с серым телом, красными

глазами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и пол потомков в двух скрещиваниях. Объясните, почему все потомки во втором скрещивании были с серым телом, но с различными по цвету глазами.

8. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Рецессивный аллель гена атрофии зрительного нерва наследуется сцеплено с полом. Женщина с пигментной ксеродермой и атрофией зрительного нерва вышла замуж за гетерозиготного мужчину без этих заболеваний. Его мать, гомозиготная по гену пигментной ксеродермы, страдала названным заболеванием. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и нормальным зрительным нервом. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

 

9. Ген группы крови человека имеет три аллеля: i0, IA и IB. Аллели IA и IB кодоминантны (в гетерозиготе проявляются оба) и они оба доминантны по отношению к аллелю i0. Человек с генотипом i0i0 имеет I группу крови, IAIA или IAi0 – II группу, IBIB или IBi0 – III группу, а IAIB – IV группу крови.

У Екатерины II группа крови. Она вышла замуж за Николая с III группой крови. У Николая есть взрослая дочь Анна от первого брака, у которой I группа крови. От брака Екатерины и Николая родился сын Фёдор с III группой крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков во всех браках, обоснуйте своё решение. Какая ещё группа крови может быть у детей Екатерины и Николая?

10. У человека между аллелями генов красно-зелёного дальтонизма и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Дигетерозиготная по генам дальтонизма и гемофилии женщина вышла замуж за мужчину-дальтоника, не страдающего гемофилией, в семье родился здоровый сын. Этот сын женился на женщине, страдающей дальтонизмом, носительнице гена гемофилии. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках.

 

9. Ключи к работе (ответы)

 

Часть 1.

1.3124

2.25

3.237

4.1

5.50

Часть 2.

6. Дано:

А – высокие

а – карликовые

В – округлые

b  — грушевидные

♀ Аа Вb – по условию дигетерозиготное высокое растение с округлыми плодами

♂ ааbb  — карликовое растение с грушевидными плодами

В потомстве получаем 39  — высоких растений с грушевидными плодами (А_bb) и 40  — карликовых с округлыми плодами (ааВ_) и 12 растений высоких с округлыми плодами (А_В_); 14  — карликовых с грушевидными плодами (аа bb).

Такое сочетание фенотипов показывает, что признаки высокие – грушевидные (Аb) и карликовые – округлые (аВ) сцеплены, но не полностью. Появление 4 фенотипических групп объясняется процессом кроссинговера.

 Р1: ♀Аb//аВ х аавв

G: ♀Аb ♂ав

♀ аВ

♀АВ

♀аb

F1: Ааbb  — 39  — высоких растений с грушевидными плодами

аа Вb  — 40  — карликовых с округлыми плодами

Аа Вb  — 12  — высоких с округлыми плодами

аа bb  — 14  — карликовых с грушевидными плодами

Ответ:

Генотипы потомства:

Ааbb  — высоких растений с грушевидными плодами

аа Вb  — карликовых с округлыми плодами

Аа Вb  — высоких с округлыми плодами

аа bb  — карликовых с грушевидными плодами

 

В F1 проявляется закон сцепленного наследования. В потомстве получается 4 фенотипических группы, что говорит о том, что идет кроссинговер.

7. Схема решения задачи включает:

1)  P

♀ ааXВXВ

×

♂ ААXbY

чёрное тело,

красные глаза

серое тело,

белые глаза

G

аXВ

АXb, АY

 

генотипы и фенотипы потомства: ♀ АaXВXb, ♂АaXВY

 

2)  P

♀ ААXbXb

×

♂ ааXВY

серое тело,

белые глаза

чёрное тело,

красные глаза

G

АXb

аXВ, аY

 

F2

♀АaXBXb  — серое тело, красные глаза;

♂AaXbY  — серое тело, белые глаза;

 

 

3)  признак «белые глаза» обусловлен рецессивным аллелем, сцепленным с Х-хромосомой. У самок красные глаза, так как доминантный аллель (полученный от отца) подавляет рецессивный (полученный от матери), у самцов только один рецессивный аллель (полученный от матери).

(Допускается иная генетическая символика.)

8. Схема решения задачи включает:

1.  

P1

♀XabXab

×

♂XaBYA

пигментная ксеродерма, атрофия зрительного нерва

отсутствие пигментной ксеродермы, нормальный зрительный нерв

 

G

 

Xab

XaB, YA;

XAB, Ya

 

F1

Генотипы возможных дочерей:

♀XabXaB  — пигментная ксеродерма, нормальный зрительный нерв;

♀XabXAB  — отсутствие пигментной ксеродермы, нормальный зрительный нерв.

Генотипы возможных сыновей:

♂XabYA  — отсутствие пигментной ксеродермы, атрофия зрительного нерва;

♂XabYa  — пигментная ксеродерма, атрофия зрительного нерва.

 

2.  

P2

♀XabXAB

×

♂XaBYa

отсутствие пигментной ксеродермы, нормальный зрительный нерв

пигментная ксеродерма, нормальный зрительный нерв

 

G

 

Xab, XAB;

XaB, XAb

XaB, Ya

 

F2

Генотипы возможных дочерей:

ХаЬХаВ  — пигментная ксеродерма, нормальный зрительный нерв;

ХХаВ  — отсутствие пигментной ксеродермы, нормальный зрительный нерв;

ХаВXаВ  — пигментная ксеродерма, нормальный зрительный нерв;

ХAbХаВ  — отсутствие пигментной ксеродермы, нормальный зрительный нерв.

 

Генотипы возможных сыновей:

XabYa  — пигментная ксеродерма, атрофия зрительного нерва;

ХABYa  — отсутствие пигментной ксеродермы, нормальный зрительный нерв;

ХаВYa  — пигментная ксеродерма, нормальный зрительный нерв;

XAbYa  — отсутствие пигментной ксеродермы, атрофия зрительного нерва.

 

3.  В первом браке возможно рождение сына с пигментной ксеродермой и атрофией зрительного нерва(XabYa). В генотипе этого ребенка находится материнская Xab–хромосома и отцовская Ya–хромосома, образовавшаяся в результате кроссинговера.

9. Схема решения задачи включает следующие элементы:

 

1)  У Николая группа крови IBi0, т. к. его дочь i0i0, взяла одну гамету i0 от него.

первый брак Николая

P

про жену ничего не известно

×

Николай

IBi0

III группа

G

IB; i0

F1

Анна

i0i0

 

2)  Брак Николая и Екатерины

P

Екатерина

IAi0

II группа

×

Николай

IBi0

III группа

G

IA; i0

IB; i0

F1

Фёдор

IBi0

III группа

Фёдор получил аллель IB от отца, значит, от матери он мог получить только аллель i0 (если бы он получил аллель IA, то у него была бы IV группа крови), значит, у Екатерины генотип IAi0;

 

3)  Другие возможные генотипы и фенотипы детей:

i0i0 – I группа

IAi0 – II группа

IAIB – IV группа

В браке Николая и Екатерины у них может родиться ребёнок с любой группой крови.

10. Схема решения задачи включает:

Дальтонизм  — ген d, гемофилия  — h.

 

1.  

P

♀XDHXhd / XDhXHd

×

♂ ХdHY

дигетерозиготная по генам

дальтонизма и гемофилии

дальтоник,

не страдающий гемофилией

 

G

 

XDH, Xdh, XDh, XdH

ХdH, Y

 

F1

XDHХdH  — здоровая дочь, носительница дальтонизма.

XdhХdH  — дочь, страдающая дальтонизмом, носительница гена гемофилии.

XDHY  — здоровый сын.

XdhY  — сын, страдающий дальтонизмом и гемофилией.

XDhХdH  — здоровая дочь, носительница дальтонизма и гемофилии.

XdHХdH  — дочь, страдающая дальтонизмом.

XDhY  — сын, страдающий гемофилией.

XdHY  — сын, страдающий дальтонизмом.

 

2.  

P

♀ХdHХdh

×

♂ XDHY

дальтонизм,

носительница гемофилии

нет гемофилии

и дальтонизма

 

G

 

ХdH, Хdh

ХDH, Y

 

F2

ХdHХDH  — здоровая дочь, носительница дальтонизма.

ХdhХDH  — здоровая дочь, носительница дальтонизма и гемофилии.

ХdHY  — сын, страдающий дальтонизмом.

ХdhY  — сын, страдающий дальтонизмом и гемофилией.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 125 с углубленным изучением математики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 125 с углубленным изучением математики»

Спецификация контрольных измерительных материалов

Спецификация контрольных измерительных материалов

Раздел программы (содержательная линия)

Раздел программы (содержательная линия)

Органические вещества клетки

Органические вещества клетки

Какие функции выполняют липиды в организме животных? 1) ферментативную 2) запасающую 3) энергетическую 4) структурную 5) сократительную 6) рецепторную 4

Какие функции выполняют липиды в организме животных? 1) ферментативную 2) запасающую 3) энергетическую 4) структурную 5) сократительную 6) рецепторную 4

Проанализируйте таблицу "Органические вещества клетки"

Проанализируйте таблицу "Органические вещества клетки"

Активность ферментов Скорость реакций 1) модель плазматической мембраны; 2) белки; 3) функции: транспортная, рецепторная, взаимодействие клеток, структурная, ферментативная (любые 2 функции); 4) цитоплазма находится со…

Активность ферментов Скорость реакций 1) модель плазматической мембраны; 2) белки; 3) функции: транспортная, рецепторная, взаимодействие клеток, структурная, ферментативная (любые 2 функции); 4) цитоплазма находится со…

Б) участвует в аэробном окислении веществ 2) 2

Б) участвует в аэробном окислении веществ 2) 2

Г) обеспечивает автотрофное питание клетки4) 4

Г) обеспечивает автотрофное питание клетки4) 4

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЕ КЛЕТКА

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЕ КЛЕТКА

Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис

Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис

РНК транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка, рРНК составляют структуру рибосом

РНК транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка, рРНК составляют структуру рибосом

Спецификация контрольных измерительных материалов

Спецификация контрольных измерительных материалов

Раздел программы (содержательная линия)

Раздел программы (содержательная линия)

Демонстрационный вариант КИМ

Демонстрационный вариант КИМ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕЩЕСТВА,

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕЩЕСТВА,

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕЩЕСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕЩЕСТВА

В) состоит из молекул РНК и белков 3) 3

В) состоит из молекул РНК и белков 3) 3

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи)

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи)

ГУГ-3’ (ГУГ) и 5’-ГУЦ-3’ (ГУЦ) кодируют одну и ту же аминокислоту (вал)

ГУГ-3’ (ГУГ) и 5’-ГУЦ-3’ (ГУЦ) кодируют одну и ту же аминокислоту (вал)

Спецификация контрольных измерительных материалов

Спецификация контрольных измерительных материалов

Раздел программы (содержательная линия)

Раздел программы (содержательная линия)

Контрольная работа по теме «Генетика» 1 часть 1

Контрольная работа по теме «Генетика» 1 часть 1

Часть 2. 6. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по…

Часть 2. 6. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по…

У человека между аллелями генов красно-зелёного дальтонизма и гемофилии типа

У человека между аллелями генов красно-зелёного дальтонизма и гемофилии типа

Вb — карликовых с округлыми плодами

Вb — карликовых с округлыми плодами

X ab X aB — пигментная ксеродерма, нормальный зрительный нерв; ♀X ab

X ab X aB — пигментная ксеродерма, нормальный зрительный нерв; ♀X ab

F 1 Фёдор I B i 0 III группа

F 1 Фёдор I B i 0 III группа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2023