Контрольные работы по русскому языку 4 классы

  • docx
  • 20.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Контрольные работы по русскому языку 4 классы.docx

Контрольные работы 4-й класс

Контрольный диктант № 1  (входной) по теме повторение

Контрольный диктант

Клюква

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

По М. Пришвину

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.

Грамматическое задание

1.  Выписать по одному слову с орфограммами в корне: пар­ным согласным, безударным гласным, непроизносимым соглас­ным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — яго­да, вариант 2 — поздно.

3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1 - в третьем предложении, вариант 2 — в шестом предложении.

Контрольная работа № 1 по теме «Предложение»  

Вариант 1

1.Прочитай. Раздели текст на предложения. Спиши, поставив нужные знаки препинания. Озаглавь текст.

_______________________________________

Прошло тёплое солнечное лето наступила осень пожел­тели на деревьях листья дни становятся короче солнце светит ещё ярко но греет слабо идёт мелкий холодный дождь

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Составь и запиши схему первого предложения.

_______________________________________________________________________

3. Выпиши третье предложение, подчеркни в нём все известные орфограммы.

_______________________________________________________________________

4. Придумай и запиши простое нераспространённое предложение.

_______________________________________________________________________

5. Последнее предложение из текста разбери по членам предложения.

_______________________________________________________________________

6. Выпиши первое предложение и разбери по частям речи.

_______________________________________________________________________

7. Все   имена   прилагательные   из   текста   разбери по составу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

1. Прочитай. Раздели текст на предложения. Спиши, поставив нужные знаки препинания. Озаглавь текст.

________________________________

Всё лето летают стрижи над селом они прямо на лету хватают мелких насекомых так и кормятся станет прибли­жаться золотая осень всякая мошкара пропадает голодно ста­новится стрижам

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составь и запиши схему первого предложения.

_______________________________________________________________________

3. Выпиши второе предложение и подчеркни все из­вестные орфограммы.

_______________________________________________________________________

4. Придумай и запиши простое нераспространённое предложение.

_______________________________________________________________________

5. Выпиши второе предложение и разбери по членам предложения.

_______________________________________________________________________

6. Выпиши первое предложение и разбери по частям речи.

_______________________________________________________________________

7. Все   имена   прилагательные   из   текста   разбери по составу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Контрольная работа  № 2 по теме «Состав слова»

Вариант 1

1. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.

1. (За) брать                                    6. (В) окно

2. (У) летать                                   7. (За) грибами

3. (С) правиться                             8. (С) другом

4. (На) правлять                             9. (До) бежать

5. (До) дороги                                10. (На) родину

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпиши слова с суффиксом -ок-. Выдели суффикс.

1. Жесток                                       6. Урок

2. Молоко                                       7. Дерзок

3. Дружок                                       8. Петушок

4. Бережок                                      9. Крокодил

5. Пушок                                        10. Рынок

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выполни задания.

а) Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Я очень люблю незабу__ку - маленький голубой цв__ток. Обычно он растёт около болот, на глухих л__сных луговинах. В крошечных лепес__ках отражается голубое небо. В зарос­лях камыша тихо т__чет л__сной ручеёк. Над в__дой колы­шутся з__лёные тр__винки. Приятно см__треть на чистый  к__вер незабудок.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Выпиши слова к схемам:

_______________________________________________________________________      ___________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подбери однокоренные слова (односложные суще­ствительные):

* к существительному тишина

___________________________________________________________________________________

• к прилагательному мощный

______________________________________________________________________

5. Подбери три слова, соответствующих схеме:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вариант 2

1. Выпиши слова с окончанием -а(-я).

1.Ёлка                          6. Улыбка

2. Солнце                      7. Вода

3. Сказка                       8. Слово

4. Озеро                        9. Гора

5. Волшебство               10. Село

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпиши слова с суффиксом -ик-. Выдели суффикс.

1. Дворник                    6. Пикать

2. Носик                       7. Мячик

3. Дикий                       8. Облик

4. Крик                         9. Столик

5. Сникнуть                  10. Мальчик

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выполни задания.

а) Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Барсуки.

Настали тёплые в__сенние дни. Выт__щила барсучиха из н__ры м__лышей. Они рады з__лёной тр__ве и со__нцу.  Барсучки    играют.    Мать    рядом    с__дит.    Она    д__тей ст_р _ж _т.   Вот  хрус__ула  ветка.   Барсучиха  осм__трела

мес__ость.  Она заметила опас__ость.  Мать  быстро  д__тей в нору сунула и сама скрылась. Вра__  не страшен.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Выпиши слова к схемам:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подбери однокоренные слова:

• к прилагательному старый существительное с суф­фиксом -ость-_______________________________________________________________________

• к словосочетанию молодые люди существительное женского рода ___________________________________________________________________

5. Подбери три слова, соответствующих схеме:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Контрольный диктант № 2 по теме «Падежные окончания имён существительных »

Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под ёлкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготавливали ещё с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз берёзку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке ёлки появилась белка. Зверёк огляделся и спрыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.

Задания: (по выбору учителя)

1.разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж);

2.над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж ( во втором предложении)

3.выписать по одному имени существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

Контрольный диктант № 3 по теме «Имя прилагательное»

Праздник света

Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синем небе лёгкие облака. На ветках деревьев блестят праздничные сосульки. Крепким настом покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Над головой слышна трель пёстрого дятла. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу, и сейчас они первыми встречают весну. Из далёкой Африки летят на родину грачи и скворцы.

Задания: (по выбору учителя)

1.указать падежи имён существительных и имён прилагательных в третьем и седьмом предложениях;

2.подчеркнуть в словах последнего предложения изученные орфограммы;

3.найти сложное предложение (или предложение с однородными членами) и подчеркнуть в нём главные члены предложения;

4.выписать имя прилагательное такой структуры (корень, суффикс –н-, окончание) и разобрать его по составу;

5.разобрать как часть речи имя прилагательное из первого предложения.

Контрольная работа  № 3 по теме «Местоимение»

Вариант 1

1. Прочитай. Вставь, где нужно, букву н.

Собрались  на   _ём,  осталось  под    _ими,  говорить _ему,   тужит по    _ей.

2. Выполни задания.

1) Спиши текст, раскрывая скобки.

У нашей кошки родились котята. Их было пятеро. Первый был самый крупный. (У) него на спинке было рыжее пятно, а глаза были голубые. Второй котёнок был самый шу­стрый. (С) ним у мамаши было больше всего возни. (Перед) ней стояла нелёгкая задача: как уследить за всеми и никого не потерять. Мурка словно говорила: «Вас много, а я одна!»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Выпиши личные местоимения, укажи лицо и число.

_________________________                        __________________________

_________________________                      ___________________________

_________________________                     ___________________________

3. Образуй начальную форму местоимений и запиши парами.

(О) них -__________, (с) тобой -___________, (с) нами -__________.

4.  Вставь подходящие по смыслу местоимения. Оп­редели падеж местоимений.

Стоишь_____, берёзонька, посередь долины. На______, берёзонька, листья зелёные. Под_______, берёзонька, трава шёл­ковая. Близ______, берёзонька, красны девушки венки плетут.

Вариант 2

1. Прочитай. Вставь, где нужно, букву н.

Дать __ему, дружить с __им, бежит за__ей, покормить _их.

2. Выполни задания.

1) Спиши текст, раскрывая скобки.

У нашей кошки родились котята. Впервые в жизни она стала мамой. Было очень интересно (на) блюдать (за) ней. Вначале она как бы растерялась: что это такое? А потом зара­ботал материнский инстинкт. Она (на) чала мурлыкать и вы­лизывать их. Потом она долго возилась (с) ними, кормила их. (С) нею котята чувствовали себя спокойно. Наконец она (с) вернулась рядом (с) ними клубком, и всё семейство заснуло.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Выпиши личные местоимения, укажи лицо и число.

___________________________                     ____________________________

___________________________                     ____________________________

___________________________                     ____________________________

3.  Образуй начальную форму местоимений и запиши парами.

Их -_________, (обо) мне -___________, им -__________.

4.  Вставь подходящие по смыслу местоимения. Опре­дели падеж местоимений.

Летом_____жила в деревне. Там у_____было много подруг._____жилось очень хорошо. Подружки_____люби­ли. Только один раз со_____поссорилась Лена Огонькова.

Контрольный диктант № 4 по теме «Глагол»

Летним утром

Кто из вас любит природу? Встанешь до зари и выйдешь на крыльцо. В темном небе мигают звёзды. Тихо шумят деревья. Гладь пруда покрылась прозрачным туманом. На востоке светлеет полоска. Дует лёгкий ветерок. Веет душистой свежестью. Вот взошло и яркое солнышко. Поля заблестели росой. Окрестность наполнилась весёлым щебетанием птиц. Впереди колосится золотая рожь. Идёшь по тропинке, смотришь по сторонам, дышишь запахом полевых растений.

Задания: (по выбору учителя)

1.определить спряжение глаголов в последнем предложении.

2.над глаголами в прошедшем времени указать число или число и род.

3.в третьем предложении подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания.

4.образовать от каждого выделенного глагола глагол неопределённой формы.

Контрольная работа  № 4.  Итоговая.

Вариант 1

1. Выбери и запиши слова с приставкой за-

Запад, зашуметь, забава, забег.

___________________________________________________________________

2. Запиши слово по его толкованию. Сделай фонети­ческий разбор одного из слов.

Большое водное пространство с солёной водой -________________

Здание, где хранят и показывают посетителям редкие картины и вещи, -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Спиши   пары   слов.   Отметь   в   словах   правого столбца ту часть, при помощи которой они образовались.

Бежал – забежал _____________________________________________________

плыл – переплыл ____________________________________________________

мыл - промыл _______________________________________________________

колол – наколол _____________________________________________________

4. Допиши падежные окончания существительных, укажи склонение и падеж.

Писать в тетради (3-е скл., П. п.), попросить у Наташ_ (___________), подойти к слоних_   (___________), паслись в вольер__(___________), лежать в постел__(___________), ест из миск__ ( _____________ ),  спросить о работ__ ( __________ ),  сказал дяд __ ( _____________ ), увидел в зоопарк__ ( _________ ).

5.Подбери к глаголам начальную форму (инфинитив) и запиши.

Сидел - ________________               посмотрим - ________________

забудем- _______________               копаю - ____________________    

качал- _________________                  нарубил - ___________________                         

плачешь - ______________                   покрою - ___________________

6. Спиши текст. Подчеркни в нем глаголы как члены предложения.

Город Звёздный.

Под Москвой есть городок под названием Звёздный. Живут в нём известные всему миру космонавты. Здесь гото­вят космонавтов к полётам. Отсюда улетают они на космо­дром. Интересная работа ждёт их на орбите. Иногда целый год не возвращаются они на Землю. А дома ждут их семьи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

1. Выбери и запиши слова с приставкой по-.

Посадка, помощь, полка, покрасить, полный.

___________________________________________________________________

2. Запиши слово по его толкованию. Сделай фонети­ческий разбор одного из слов.

Посуда, в которой хранят масло, -__________________

Самое тёплое время года - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Спиши   пары   слов.   Отметь   в   словах   правого столбца ту часть, при помощи которой они образовались

Резал - отрезал ______________________________________________________

стирал - достирал ____________________________________________________

шёл – ушёл _________________________________________________________

вязал - перевязал ____________________________________________________

4. Допиши окончания существительных, укажи их склонение и падеж.

Лежит на столе (2-е скл., П. п.), на дне овраг__(_________), подойти к дерев__(_________), висит на осин__(_________), застелить клеёнк__(_________), стучать молотк__(_________), писать в тетрад__(_________), покормить пантер__(_________).

5.Подбери к глаголам начальную форму (инфинитив) и запиши.

Сидел - ______________________        глядел - ________________________

Пел - ________________________        молчал - _______________________

Качал - ______________________        робел - ________________________

Колол - ______________________       строил - ________________________

6. Спиши текст. Подчеркни в нем глаголы как чле­ны предложения. Укажи над ними время.

В музее боевой славы.

В нашей школе открылся музей боевой славы. На стен­дах лежат газеты военных лет. На красных подушечках бле­стят боевые награды. Ветераны подарили музею фронтовые письма и фотографии. Часто приходят в музей ученики и рас­спрашивают о военных подвигах.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тест 1

Вариант № 1

Часть 1

А1. Отметь слово, в котором все согласные твёрдые.

     километр                   решето                         пошел                                  часто

А2. Значение «тонкая книга в мягкой обложке» имеет сло­во ...

   книжица                 брошюра                            том                                учебник

A3. Укажи слово, в котором есть суффикс -ик

      суслик                                               школьник

      стульчик                                           мостик

А4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная глас­ная, проверяемая ударением?

        л...пата, м...рской, з...лотой

        б...льной, в...рхушка, к...рабль

        м...нолог, с.рафан, в...рота

        тр...вяной, с.рдечный, скв...рец

А5. Склонение существительного верно определено у слова...

         на насып... — 2-е склонение

         к дяд... — 1-е склонение

         к Саш... — 2-е склонение

         о кораблик... — 3-е склонение

А6. Мягкий знак в слове тушь пишется, так как это слово —

        существительное мужского рода 2-го склонения

        глагол в неопределённой форме

        существительное женского рода 3-го склонения

        существительное женского рода 1 -го склонения

А7. Прилагательное в предложении «Осени...   пора! Очей очарованье!» употреблено в форме

        винительного падежа и имеет окончание –ИЯ

        винительного падежа и имеет окончание -ЕЯ

        именительного падежа и имеет окончание –ЕЯ

        именительного падежа и имеет окончание -ЯЯ

А8. В каком ряду оба глагола являются глаголами второго спряжения?

       мы стел...м, они кле...т

       он смотр...т, ты стро...шь

       вы дума...те, она леп...т

       они руб...т, вы пережива...те

А9. Укажи побудительное предложение (знаки препинания в конце предложений не расставлены).

        Иди сюда скорее                                            Мы пришли в школу

        Таганрог — родина Чехова                               Почему идёт снег

А 10. Укажи предложение, в котором знаки препинания paсставлены верно.

       Выпал снег, и все деревья стоят белые и пушистые.

       Выпал снег и все деревья стоят белые и пушистые.

       Выпал снег и все деревья стоят белые, и пушистые.

       Выпал снег, и все деревья стоят белые, и пушистые

Часть 2

В1. Даны слова. Выбери из них такое, в котором звуков больше, чем букв. Докажи это транскрипцией или развёрнутым ответом на вопрос.

        братья                           приезд                             коньки                                есть

В2. Даны несколько значений одного слова — имени прилагательного. Назови его. Придумай 5 словосочетаний, используя это слово в каждом из пяти значений.

       а) сделанный из драгоценного металла

      б) цвета драгоценного металла

      в) очень хороший, прекрасный, ценный

      г) счастливый, радостный

      д) дорогой, любимый, милый сердцу

В3. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа. В каком из них в зависимости от значения  можно по-разному выделить окончание? Свой ответ обоснуй

                        КОРОВ, ДОМОВ,  СТОЛОВ, ГОЛОВ,  ПОДКОВ

В4. Закончи фразу: «Распространённые предложения - это предложения, в которых...»________

___________________________________________________________________________________

 

Вариант № 2

Часть 1

А1. Отметь слово, в котором все согласные твёрдые

       парашютист                        редко

       шикарно                             широкий

А2. Слово ребус имеет значение

      головоломка с условными обозначениями

      математическая задача

      пословица или поговорка

      фокус с числами

A3. В каком ряду все слова являются однокоренными?

       вода, водоподъёмник, предводитель

       гора, пригорок, гористый

       горный, горький, пригореть

       парной, пар, парусник

А4. В каком слове на месте пропуска должна быть буква Т?

      влас.ный                          интерес...ный

      соглас.ный                       бессловес...ный

А5. Укажи верное объяснение пропущенной орфограммы в предложении «Я желаю вам жить до старост...».

      окончание Е, так как существительное 1 склонения в  дательном падеже

      окончание И, так как существительное 3 склонения в  родительном падеже

      окончание И, так как существительное 3 склонения в   предложном падеже

      окончание И, так как существительное 1 склонения в   родительном падеже

А6. В каком ряду в обоих словах на конце пишется мягкий знак?

        печ...,уж...                               мелоч..., ёж...

        мощ..., молодёж...                   тираж..., реч...

А7. Выделенное курсивом прилагательное в предложении «По дороге зимн... скучной тройка борзая бежит» употребле­но в форме

       винительного падежа и имеет окончание –ЕЙ

      дательного падежа и имеет окончание -ЕЙ

      дательного падежа и имеет окончание -ИИ

      предложного падежа и имеет окончание -ЕЙ

А8. В каком предложении сказуемое выражено глаголом пер­вого спряжения?

          Птица в клетке спала неспокойно.

       Воробей задумчиво поглядел в окно.

       Солнечное пятно еле наметилось в пасмурных обла­ках.

       Песня началась тихо, незаметно.

А9. Укажи предложение, которое соответствует схеме:

------------  --------------  _ . _ . _ . _ •

         Лебеди улетели вчера.

         Повесили мы игрушки на ёлку.

         Осенью раздавался свист птиц.

         Белка грызёт орешки.

А10. Укажи побудительное предложение (знаки препинания в конце предложений не расставлены).

       Говори меньше, а больше делай

       Невдалеке виднелась поляна

       Всё молчит — земля и небо

      Декабрь год кончает, а зиму начинает

Часть 2

В1. Даны слова. Выбери из них такое, в котором все соглас­ные звуки мягкие. Докажи это транскрипцией или развёрну­тым ответом на вопрос.

     лишь                          плющ                             лечу                           цель

В2. Известно, что в русском языке есть однозначные (имею­щие только одно лексическое значение) и многозначные (име­ющие несколько лексических значений) слова. Причём одно­значных гораздо меньше, чем многозначных. Как ты думаешь, почему?

___________________________________________________________________________________

В3. Придумай по 2—3 слова с каждым из суффиксов -ость-, -щик-, -оват-, -онок-. Объясни значение одного из этих суффиксов (2—3 предложения).

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

В4. Даны предложения. Обрати внимание на строение этих предложений. Что их объединяет? Измени эти предложения так, чтобы они стали распространёнными.

Щенок проснулся и залаял. Заколосилась пшеница. Взошло солнышко. Дети вернулись.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

Контрольное изложение

Русский солдат

Это случилось под Берлином. Николай Масалов прошел по дороге войны много километров. В его солдатском сердце жило чувство мести. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советс­ких людей.

Враг усиливал обстрел. Но вот настало затишье. И вдруг сол­даты услышали плач ребенка.

Масалов не думал о смерти. Он бросился на помощь. Под страшным огнем Николай полз к мосту. Он увидел маленькую немецкую девочку. Крепко прижал солдат ребенка к груди и по­полз назад.

Об этом подвиге знает весь мир.

В Берлине стоит памятник русскому герою. На руках у него девочка.

(91 слово)

Словарная работа

Запись слов на доске: Берлин, Николай Масалов, советские люди, затишье, памятник.

Анализ текста

Беседа

Где находится город Берлин?

Как русские люди оказались в немецком городе?

Что услышали советские солдаты?

Как поступил русский солдат Николай Масалов?

Где поставлен памятник русскому герою?

Какова главная мысль текста?

Ориентировочный план

1. Случай под Берлином.

2. На земле врага.

3. Плач ребенка.

4. Геройский поступок.

5.Памятник русскому герою.