Контрольные работы по темам курса зоологии 7 класс
Оценка 4.6

Контрольные работы по темам курса зоологии 7 класс

Оценка 4.6
Карточки-задания +2
doc
биология +1
7 кл
20.01.2017
Контрольные работы по темам курса зоологии 7 класс
Проверочной(контрольной) работой считается запланированная преподавателем проверка знаний преимущественно в письменной форме. Это, скорее, промежуточный метод определения существующих знаний, который представляет собой ряд ответов в письменном виде, предоставленных на определенные вопросы из теоретической части содержания той или иной дисциплины. Соответственно, можно с уверенностью утверждать, что все задачи, вопросы и задания работы регулярно меняются в зависимости от пройденного материала и предметной области науки.
контрольные работы по темам.doc

 

 

Контрольная работа № 1.

по теме: «Беспозвоночные (тип простейшие,

кишечно-полостные, губки, моллюски, иглокожие, черви)»                                                   

Вариант1.

 

1.      Видовой состав простейших, обитающих в пресных водоёмах суши, почти одинаков на всех материках. В видовом составе фауны простейших, населяющих разные моря существуют постоянные различия. Чем вызвано значительное сходство видового состава материковой фауны простейших и различия, наблюдаемые в видовом составе морской?

 

2.      Банку с гидрами, заготовленными для уроков осенью, ученик с наступлением холодов поставил в не отапливаемое помещение. Через несколько дней гидры в банке исчезли. Предполагая, что гидры погибли, ученик вылил воду из банки. Какую ошибку он допустил?

 

 

3.      Цепни и аскариды живут в одной и той же среде – в тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая переваренная пища. Однако у цепней органов пищеварения нет, а у аскариды есть рот, глотка, пищевод и кишечник. Почему?

 

4.      Окраска раковины улитки цепеи лесной варьирует от однородной жёлтой или коричневой до полосатой из жёлтых и коричневых полос. Улитками питаются дрозды и замечено, что на кустарнике встречаются преимущественно полосатые цепеи, а в траве – однородно окрашенные. Каких улиток дрозды будут поедать чаще на кустах и в траве? Раковины, какой окраски дают улиткам преимущество в борьбе за существование в различных ярусах леса?

 

 

5.      Почему иглокожие сумели заселить все моря и океаны на глубинах и мелководьях?

 

 

 

Контрольная работа № 1.

по теме: «Беспозвоночные (тип простейшие,

кишечнополостные, губки, моллюски, иглокожие, черви)»                                                   

Вариант2.

 

1.      В Крыму вдоль северных склонов гор имеются мощные залежи известковых пород. Ученые-палеонтологи утверждают, что они имеют органическое происхождение, и на их месте в прошлом находилось дно древнего моря. На основании, каких находок ученые пришли к такому выводу?

 

2.      Морские раки-отшельники, живущие в пустых раковинах моллюсков, находят актиний и клешнями переносят к себе на раковину. По мере роста и смены своего жилища на более просторное, рак клешнями переселяет и актинию на новую раковину. Чем объяснить такие взаимоотношения между двумя организмами?

 

 

3.      Это примитивный организм, колония очень несложных по строению клеток, но с внутренним скелетом из известковых иголок. Каждая из этих атласных, серых, жёлтых и оранжевых организмов перекачивает 2 литра воды в минуту, то есть 2,8 кубометра в сутки, чтобы отфильтровать из неё пищу. О каких организмах идёт речь? На какие систематические группы делятся эти организмы?

 

4.      В стеклянную банку с промытым и влажным речным песком поместили несколько дождевых червей. В течение 3-х месяцев червей кормили опавшими листьями, ботвой растений и увлажняли песок. В конце опыта на поверхности песка образовался темный в несколько миллиметров слой. Каково его происхождение? Из чего он состоит?

 

5.      Осьминогов считают мастерами камуфляжа. В считанные секунды они могут изменить окраску тела. Какие органы чувств участвуют в обеспечении изменения окраски тела осьминогов в зависимости от цвета грунта и воды?

Контрольная работа № 2.

по теме: «Беспозвоночные (Тип Членистоногие)»                                                   

Вариант1.

 

1.      У членистоногих от трех до десяти и более ног. Решите, какие из животных более древние, – у которых ног много, или те, у которых их меньшее число. Ответ поясните.

 

2.      Засушенные для коллекции раки (речной рак, омар, краб) сохраняют свою форму тела. Засушенные пауки сморщиваются, уменьшаются в размерах. Как можно объяснить такое явление?

 

3.      Там, где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян. Какая существует связь между урожаем семян клевера и шмелями? Имеется ли такая связь между клевером и пчёлами? Ответ поясните.

 

4.      Один из жуков-навозников – священный скарабей – привлек внимание древних египтян тем, что лепил шарики из навоза. Египтяне увидели в катании шара символ движения к солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей. Этого оказалось достаточно, чтобы жук был обожествлен, ему воздавались почести. Попробуйте на основе своих знаний объяснить поведение жука.

 

5.      Нередко можно услышать: неужели современная наука и техника не могут найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным? Представьте себе, что такое средство найдено. Но вот вопрос: правильно ли поступит человек, если им воспользуется?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 2.

по теме: «Беспозвоночные (Тип Членистоногие)»                                                   

Вариант2.

 

1.      Из всего многообразия видов насекомых человек одомашнил только три: медоносную пчелу, тутового шелкопряда и китайского дубового шелкопряда. Почему были одомашнены эти насекомые, а не муравьи или бабочки-капустницы?

 

2.      Осенью довольно часто можно встретить в природе крупные сети паука-крестовика. Почему такие сети с их хозяевами легко обнаруживаются в конце лета и в начале осени, а не весной?

 

3.      Девочка прислала в редакцию одного биологического журнала письмо: «В один из солнечных дней меня удивило несколько необычное поведение муравьев. Маленький муравейник находился у северной стороны сгнившего пня. Рядом в земле было три отверстия, из которых непрерывным потоком двигались муравьи с куколками-личинками и скрывались в глубине муравейника. Вечером муравьи продолжали ту же работу, но в обратном направлении. Почему? Что означают их действия?» Ответьте девочке на её вопросы.

 

4.      Пауки в основном наземные животные, но есть среди них виды, обитающие в воде. Так, в сильно заросших водными растениями водоёмах встречается паук-серебрянка. Ученые считают, что предками серебрянки были наземные пауки. Объясните почему?. Какие преимущества имеет для паука-серебрянки жизнь в воде?

 

5.      Большинство ракообразных – мелкие животные. Самые крупные из них – некоторые морские раки и крабы. У них размер тела примерно такой же, как у кошки или зайца. Остальное – длинные ноги. Почему среди ракообразных не было и нет таких крупных животных, как слон или хотя бы как лошадь?

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 3.

по теме: «Холоднокровные животные»                                                    

Вариант1.

 

1.       Давно было замечено, что большинство видов акул находятся в движении с первого до последнего дня совей жизни и только некоторые неподвижно отдыхают на дне. С чем это связано?

 

2.       Племена, живущие по отдаленным притокам южноамериканских рек Амазонки, Ориноко и других, в местах брода у каждого берега держат на привязи лошадей. Когда кто-то хочет переправиться на противоположный берег, то он вначале гонит перед собой лошадь (но не едет на ней!), а сам идет следом за животным. Чем можно объяснить такой способ передвижения через реку?

 

3.       Зелёные и бурые лягушки имеют покровительственную окраску тела. Квакши меняют свою окраску: на листьях деревьев они зелёные, на стволах деревьев – бурые. Как можно объяснить, что у саламандр и жерлянок имеются ярко окрашенные участки кожи?

 

4.       Ящерица агама при опасности открывает рот и раздувает горловой мешок. Ушастая круглоголовка поднимает складки кожи в углах рта, которые наливаются кровью и становятся ярко-синими. Как можно объяснить все это?

 

5.       Морские черепахи откладывают яйца в нагретый песок на берегу. Огромное количество яиц съедается крабами, морскими птицами и даже людьми. Из оставшихся яиц вылупление черепашат происходит всегда синхронно, то есть они появляются на свет одновременно и сразу устремляются к воде. Какое значение для жизни морских черепах имеет синхронность вылупления потомства?

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 3.

по теме: «Холоднокровные животные»                                                   

Вариант2.

 

1.      Знаменитый в свое время учёный, путешественник Александр Гумбольдт рассказывал, что в жаркий солнечный день часто можно видеть крокодилов, лежащих на берегу реки или озера с широко раскрытой пастью, причём их челюсти образуют прямой угол. Интересно, что в пасмурный день крокодилы никогда себя так не ведут. Как это можно объяснить?

 

2.      В акватеррариум перед «носом» голодных лягушек положили умерщвленных мух. Лягушки никак не реагировали на них. Когда же этих мух поместили на кончик проволоки и привели их в движение, то лягушки хватали предлагаемый им корм. Объясните почему?

 

3.      Тело рыб имеет обтекаемую форму. Голова их сразу переходит в туловище, а шеи нет вообще. Хвост у рыб очень мускулистый и массивный. С чем это связано?

 

4.      Почему группа хрящевых рыб – акул и скатов, - несмотря на примитивность их строения по сравнению с костными рыбами, остается все-таки довольно многочисленной в современной фауне?

 

5.      Зоологам хорошо известно, что веки у змей неподвижны, сращены друг с другом, прозрачны и покрывают глаза, наподобие стекла у часов. Видят змеи плохо, да и слух у них неважный. Каким же образом они обнаруживают добычу ночью, например мышей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 4.

по теме: «Теплокровные животные»                                                   

Вариант1.

 

1.      Давно замечено, что птицы, которые гнездятся в дуплах, устраивают гнёзда в сухих, мёртвых деревьях, хотя дупла в живых деревьях были бы надёжнее и дольше сохранялись. Почему?

 

2.      Океанические птицы в отличие от наземных более многочисленны в умеренных и холодных поясах, где образуют огромные скопления – так называемые птичьи базары. Объясните такую особенность распространения птиц.

 

3.      Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных, в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему?

 

4.      Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности этих млекопитающих?

 

5.      Наука ведет учёт всех видов живых организмов, населяющих нашу планету. Учтены и те, которые исчезли с лица Земли по разным причинам. Но до сих пор ещё не зарегистрировано ни одного случая исчезновения какого-либо вида по вине хищников. Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 4.

по теме: «Теплокровные животные»                                                    

Вариант2.

 

1.      В штате Аризона на западе США истребили врагов оленей – волков, койотов и пум. Олени зажили припеваючи. За четверть века их поголовье увеличилось в 25 раз. Прошло ещё 15 лет – и численность оленей начала катастрофически падать. В чём причина?

 

2.       Тигр, пантера и другие кошки, за исключением гепарда, могут тихо подкрадываться к добыче. Благодаря чему это возможно?

 

3.      Птицы, как правило, делают гнезда и выводят птенцов весной и летом. Исключение составляют клесты. Они могут выводить птенцов зимой в трескучие морозы. Объясните, что является определяющим в сроках выведения птенцов у разных видов птиц.

 

4.      Императорские пингвины Антарктиды – птицы-одиночки и обычно не проявляют интереса к своим соседям. Но стоит подуть сильному ветру, как они сбиваются в тесную группу по 300-600 птиц – так называемую «черепаху». Объясните такое поведение пингвинов.

 

5.      Летящую кукушку легко принять за ястреба-перепелятника. У неё такая же окраска тела, размеры и характер полёта. Какое это имеет значение в жизни кукушки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 5.

по теме: «Особенности жизнедеятельности животных»                                                   

Вариант1.

 

1.      Замечено, что на холоде птицы нахохливаются, в жару их перьевой покров становится взъерошенным. Как можно это объяснить?

 

2.      Мышечные волоконца в кожно-мускульных и пищеварительно-мускульных клетках гидры имеют разную направленность. В эктодерме они расположены параллельно поверхности тела, в эндодерме – перпендикулярно к ней. Какое значение для жизнедеятельности гидры это имеет?

 

3.      Нервная система членистоногих, как и у кольчатых червей, состоит из надглоточного и подглоточного узлов, образующих окологлоточное кольцо, и узлов нервной брюшной цепочки. Имеются ли различия в нервной системе членистоногих и кольчатых червей? Если да, то, какие?

 

4.      Дыхание земноводных при помощи кожи осуществляется не только, когда эти животные находятся в воде, но и когда они находятся на суше. Каким образом атмосферный кислород поступает в их организмы?

 

5.      Проследите развитие кровеносной системы и её усовершенствование у разных групп животных. Какое значение имеет  замкнутая кровеносная система для организма?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 5.

по теме: «Особенности жизнедеятельности животных»                                                    

Вариант2.

 

1.      Проследите развитие выделительной системы  у разных видов животных. Какое значение имеет наличие у организма мочевого пузыря?

 

2.      В отличие от других позвоночных у млекопитающих имеется груднобрюшная мышца – диафрагма. Какую роль выполняет в организме этот орган?

 

3.      В капельку воды с инфузориями-туфельками добавили растёртую тушь, образующую в воде взвесь. Какие процессы жизнедеятельности инфузорий можно наблюдать при этом?

 

4.      У печёночного сосальщика отсутствуют органы зрения и химического чувства. Дыхание у сосальщика бескислородное. Сильного развития достигает обоеполая половая система. О чём говорят эти черты организации печёночного сосальщика?

 

5.      У большинства животных развито зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Рыбы обладают и шестым чувством. Каким? Каково строение этого органа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 6.

по теме: «Закономерности размещения животных на Земле»                                                   

Вариант1.

 

1.      Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом они сильно худеют, повреждают тело о подводные предметы, а после икрометания гибнут. Что заставляет, например кету и горбушу, живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?

 

2.      Ленточные черви бычий и свиной цепень встречаются практически на всех материках и крупных островах, т.е. являются животными космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?

 

3.       Северные олени летом откочёвывают к морю, а с наступлением холодов возвращаются в тундру. Чем обусловлены такие миграции?

 

4.      Океанические птицы в отличие от наземных более многочисленны в умеренных и холодных поясах, где образуют огромные скопления – так называемые птичьи базары. Объясните такую особенность распространения птиц.

 

5.      Зоологи хорошо знают, что в умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных, тогда как в тропиках их около полутора тысяч. Как это можно объяснить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 6.

по теме: «Закономерности размещения животных на Земле»                                                                                                       

Вариант2.

 

1.      С наступлением зимы одни виды летучих мышей улетают в теплые края, другие остаются зимовать и впадают в спячку. Какое значение имеют для летучих мышей миграция и спячка?

 

2.      В средней полосе европейской части России встречается всего 6 видов рептилий(3 вида ящериц и 3 вида змей), в то время как в тропиках одной только Бразилии их более 3000 видов. Чем вызваны такие различия?

 

3.      Северная граница распространения живородящей ящерицы заходит дальше по сравнению с северной границей распространения прыткой ящерицы. С чем это связано?

 

4.       Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных условиях он жил по склонам гор и питался дикими паслёновыми растениями. Жук был случайно завезён в Европу во время первой мировой войны и стал здесь страшным вредителем картофеля. Что послужило этому причиной?

 

5.      Известно, что большинство пауков ходоки неважные и ведут «осёдлый» образ жизни. Однако их численность в различных местах обитания остаётся примерно одинаковой из года в год. Каким образом и когда происходит расселение пауков? Какое значение это имеет для природы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 7.

по теме: «Биоценозы»                                                    

Вариант1.

 

1.      В расхожих формулировках сущности взаимодействия между организмом и средой часто утверждается, что организмы приспособлены к среде. Но среда изменчива: сегодня она одна, тысячу лет назад она была иной, через сотни лет, возможно, снова изменится. К какой именно из этих сред приспособлены организмы?

 

2.      Птицы, звери и насекомые способны различным образом решать проблемы терморегуляции, в том числе и средствами весьма экзотическими. Даны следующие виды:

а - собаки;

б - пчёлы;

в - черепахи.

Какие способы терморегуляции используют эти организмы?

 

3.      Приведите примеры жёсткой пищевой зависимости – соответствия между организмом и средой, проявляющиеся в возникновении взаимоотношений между потребителями и их пищей.

 

4.      Докажите, что биоценозы рек, озёр и морей совершенно аналогичны наземным, для чего попытайтесь определить «основные факторы и условия среды».

 

5.      Распределите обитателей подводного озёрного мира по группам (продуценты, первичные, вторичные консументы): водяные лилии, личинки стрекоз, кубышка жёлтая, рачки-бокоплавы, прудовики, водомерки, веслоногие рачки, клопы-гладыши, водоросль хара, лягушки, личинки жуков плавунцов.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 7.

по теме: «Биоценозы»                                                    

Вариант2.

 

1.      Докажите, что любая среда неоднородна – если не для внешнего наблюдателя, то, по крайней мере, для её обитателей.

 

2.      Птицы, звери и насекомые способны различным образом решать проблемы терморегуляции, в том числе и средствами весьма экзотическими. Даны следующие виды:

а- медведи;

б- змеи;

в- крокодилы.

Какие способы терморегуляции используют эти организмы?

 

3.      Докажите, что биоценозы рек, озёр и морей совершенно аналогичны наземным. Найдите основные черты сходства и различия между наземными и водными биоценозами.

 

4.      Живые организмы весьма склонны к «перемене мест». Различают три типа перемещения живых организмов – миграции, пассивное расселение, активное расселение. Из приведенных примеров выберите и отнесите к одному из трех типов перемещения животных:

-          межконтинентальные перелёты птиц;

-          перебегание полёвок  с одного участка луга на другой;

-          перелёты полчищ саранчи.

 

5.      Приведите известные вам примеры биологической борьбы с вредителями, основанные на взаимодействии в системе «хищник-жертва».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Контрольная работа № 1. по теме: «Беспозвоночные (тип простейшие, кишечно-полостные, губки, моллюски, иглокожие, черви)»

Контрольная работа № 1. по теме: «Беспозвоночные (тип простейшие, кишечно-полостные, губки, моллюски, иглокожие, черви)»

Контрольная работа № 2. по теме: «Беспозвоночные (Тип

Контрольная работа № 2. по теме: «Беспозвоночные (Тип

Контрольная работа № 3. по теме: «Холоднокровные животные»

Контрольная работа № 3. по теме: «Холоднокровные животные»

Контрольная работа № 4. по теме: «Теплокровные животные»

Контрольная работа № 4. по теме: «Теплокровные животные»

Контрольная работа № 5. по теме: «Особенности жизнедеятельности животных»

Контрольная работа № 5. по теме: «Особенности жизнедеятельности животных»

Контрольная работа № 6. по теме: «Закономерности размещения животных на

Контрольная работа № 6. по теме: «Закономерности размещения животных на

Контрольная работа № 7. по теме: «Биоценозы»

Контрольная работа № 7. по теме: «Биоценозы»

Контрольные работы по темам курса зоологии 7 класс

Контрольные работы по темам курса зоологии 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017