Контрольная работа № 1.
по теме: «Беспозвоночные (тип простейшие,
кишечно-полостные, губки, моллюски, иглокожие, черви)»
Вариант1.
1. Видовой состав простейших, обитающих в пресных водоёмах суши, почти одинаков на всех материках. В видовом составе фауны простейших, населяющих разные моря существуют постоянные различия. Чем вызвано значительное сходство видового состава материковой фауны простейших и различия, наблюдаемые в видовом составе морской?
2. Банку с гидрами, заготовленными для уроков осенью, ученик с наступлением холодов поставил в не отапливаемое помещение. Через несколько дней гидры в банке исчезли. Предполагая, что гидры погибли, ученик вылил воду из банки. Какую ошибку он допустил?
3. Цепни и аскариды живут в одной и той же среде – в тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая переваренная пища. Однако у цепней органов пищеварения нет, а у аскариды есть рот, глотка, пищевод и кишечник. Почему?
4. Окраска раковины улитки цепеи лесной варьирует от однородной жёлтой или коричневой до полосатой из жёлтых и коричневых полос. Улитками питаются дрозды и замечено, что на кустарнике встречаются преимущественно полосатые цепеи, а в траве – однородно окрашенные. Каких улиток дрозды будут поедать чаще на кустах и в траве? Раковины, какой окраски дают улиткам преимущество в борьбе за существование в различных ярусах леса?
5. Почему иглокожие сумели заселить все моря и океаны на глубинах и мелководьях?
Контрольная работа № 1.
по теме: «Беспозвоночные (тип простейшие,
кишечнополостные, губки, моллюски, иглокожие, черви)»
Вариант2.
1. В Крыму вдоль северных склонов гор имеются мощные залежи известковых пород. Ученые-палеонтологи утверждают, что они имеют органическое происхождение, и на их месте в прошлом находилось дно древнего моря. На основании, каких находок ученые пришли к такому выводу?
2. Морские раки-отшельники, живущие в пустых раковинах моллюсков, находят актиний и клешнями переносят к себе на раковину. По мере роста и смены своего жилища на более просторное, рак клешнями переселяет и актинию на новую раковину. Чем объяснить такие взаимоотношения между двумя организмами?
3. Это примитивный организм, колония очень несложных по строению клеток, но с внутренним скелетом из известковых иголок. Каждая из этих атласных, серых, жёлтых и оранжевых организмов перекачивает 2 литра воды в минуту, то есть 2,8 кубометра в сутки, чтобы отфильтровать из неё пищу. О каких организмах идёт речь? На какие систематические группы делятся эти организмы?
4. В стеклянную банку с промытым и влажным речным песком поместили несколько дождевых червей. В течение 3-х месяцев червей кормили опавшими листьями, ботвой растений и увлажняли песок. В конце опыта на поверхности песка образовался темный в несколько миллиметров слой. Каково его происхождение? Из чего он состоит?
5. Осьминогов считают мастерами камуфляжа. В считанные секунды они могут изменить окраску тела. Какие органы чувств участвуют в обеспечении изменения окраски тела осьминогов в зависимости от цвета грунта и воды?
Контрольная работа № 2.
по теме: «Беспозвоночные (Тип Членистоногие)»
Вариант1.
1. У членистоногих от трех до десяти и более ног. Решите, какие из животных более древние, – у которых ног много, или те, у которых их меньшее число. Ответ поясните.
2. Засушенные для коллекции раки (речной рак, омар, краб) сохраняют свою форму тела. Засушенные пауки сморщиваются, уменьшаются в размерах. Как можно объяснить такое явление?
3. Там, где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян. Какая существует связь между урожаем семян клевера и шмелями? Имеется ли такая связь между клевером и пчёлами? Ответ поясните.
4. Один из жуков-навозников – священный скарабей – привлек внимание древних египтян тем, что лепил шарики из навоза. Египтяне увидели в катании шара символ движения к солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей. Этого оказалось достаточно, чтобы жук был обожествлен, ему воздавались почести. Попробуйте на основе своих знаний объяснить поведение жука.
5. Нередко можно услышать: неужели современная наука и техника не могут найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным? Представьте себе, что такое средство найдено. Но вот вопрос: правильно ли поступит человек, если им воспользуется?
Контрольная работа № 2.
по теме: «Беспозвоночные (Тип Членистоногие)»
Вариант2.
1. Из всего многообразия видов насекомых человек одомашнил только три: медоносную пчелу, тутового шелкопряда и китайского дубового шелкопряда. Почему были одомашнены эти насекомые, а не муравьи или бабочки-капустницы?
2. Осенью довольно часто можно встретить в природе крупные сети паука-крестовика. Почему такие сети с их хозяевами легко обнаруживаются в конце лета и в начале осени, а не весной?
3. Девочка прислала в редакцию одного биологического журнала письмо: «В один из солнечных дней меня удивило несколько необычное поведение муравьев. Маленький муравейник находился у северной стороны сгнившего пня. Рядом в земле было три отверстия, из которых непрерывным потоком двигались муравьи с куколками-личинками и скрывались в глубине муравейника. Вечером муравьи продолжали ту же работу, но в обратном направлении. Почему? Что означают их действия?» Ответьте девочке на её вопросы.
4. Пауки в основном наземные животные, но есть среди них виды, обитающие в воде. Так, в сильно заросших водными растениями водоёмах встречается паук-серебрянка. Ученые считают, что предками серебрянки были наземные пауки. Объясните почему?. Какие преимущества имеет для паука-серебрянки жизнь в воде?
5. Большинство ракообразных – мелкие животные. Самые крупные из них – некоторые морские раки и крабы. У них размер тела примерно такой же, как у кошки или зайца. Остальное – длинные ноги. Почему среди ракообразных не было и нет таких крупных животных, как слон или хотя бы как лошадь?
Контрольная работа № 3.
по теме: «Холоднокровные животные»
Вариант1.
1. Давно было замечено, что большинство видов акул находятся в движении с первого до последнего дня совей жизни и только некоторые неподвижно отдыхают на дне. С чем это связано?
2. Племена, живущие по отдаленным притокам южноамериканских рек Амазонки, Ориноко и других, в местах брода у каждого берега держат на привязи лошадей. Когда кто-то хочет переправиться на противоположный берег, то он вначале гонит перед собой лошадь (но не едет на ней!), а сам идет следом за животным. Чем можно объяснить такой способ передвижения через реку?
3. Зелёные и бурые лягушки имеют покровительственную окраску тела. Квакши меняют свою окраску: на листьях деревьев они зелёные, на стволах деревьев – бурые. Как можно объяснить, что у саламандр и жерлянок имеются ярко окрашенные участки кожи?
4. Ящерица агама при опасности открывает рот и раздувает горловой мешок. Ушастая круглоголовка поднимает складки кожи в углах рта, которые наливаются кровью и становятся ярко-синими. Как можно объяснить все это?
5. Морские черепахи откладывают яйца в нагретый песок на берегу. Огромное количество яиц съедается крабами, морскими птицами и даже людьми. Из оставшихся яиц вылупление черепашат происходит всегда синхронно, то есть они появляются на свет одновременно и сразу устремляются к воде. Какое значение для жизни морских черепах имеет синхронность вылупления потомства?
Контрольная работа № 3.
по теме: «Холоднокровные животные»
Вариант2.
1. Знаменитый в свое время учёный, путешественник Александр Гумбольдт рассказывал, что в жаркий солнечный день часто можно видеть крокодилов, лежащих на берегу реки или озера с широко раскрытой пастью, причём их челюсти образуют прямой угол. Интересно, что в пасмурный день крокодилы никогда себя так не ведут. Как это можно объяснить?
2. В акватеррариум перед «носом» голодных лягушек положили умерщвленных мух. Лягушки никак не реагировали на них. Когда же этих мух поместили на кончик проволоки и привели их в движение, то лягушки хватали предлагаемый им корм. Объясните почему?
3. Тело рыб имеет обтекаемую форму. Голова их сразу переходит в туловище, а шеи нет вообще. Хвост у рыб очень мускулистый и массивный. С чем это связано?
4. Почему группа хрящевых рыб – акул и скатов, - несмотря на примитивность их строения по сравнению с костными рыбами, остается все-таки довольно многочисленной в современной фауне?
5. Зоологам хорошо известно, что веки у змей неподвижны, сращены друг с другом, прозрачны и покрывают глаза, наподобие стекла у часов. Видят змеи плохо, да и слух у них неважный. Каким же образом они обнаруживают добычу ночью, например мышей?
Контрольная работа № 4.
по теме: «Теплокровные животные»
Вариант1.
1. Давно замечено, что птицы, которые гнездятся в дуплах, устраивают гнёзда в сухих, мёртвых деревьях, хотя дупла в живых деревьях были бы надёжнее и дольше сохранялись. Почему?
2. Океанические птицы в отличие от наземных более многочисленны в умеренных и холодных поясах, где образуют огромные скопления – так называемые птичьи базары. Объясните такую особенность распространения птиц.
3. Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных, в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему?
4. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности этих млекопитающих?
5. Наука ведет учёт всех видов живых организмов, населяющих нашу планету. Учтены и те, которые исчезли с лица Земли по разным причинам. Но до сих пор ещё не зарегистрировано ни одного случая исчезновения какого-либо вида по вине хищников. Почему?
Контрольная работа № 4.
по теме: «Теплокровные животные»
Вариант2.
1. В штате Аризона на западе США истребили врагов оленей – волков, койотов и пум. Олени зажили припеваючи. За четверть века их поголовье увеличилось в 25 раз. Прошло ещё 15 лет – и численность оленей начала катастрофически падать. В чём причина?
2. Тигр, пантера и другие кошки, за исключением гепарда, могут тихо подкрадываться к добыче. Благодаря чему это возможно?
3. Птицы, как правило, делают гнезда и выводят птенцов весной и летом. Исключение составляют клесты. Они могут выводить птенцов зимой в трескучие морозы. Объясните, что является определяющим в сроках выведения птенцов у разных видов птиц.
4. Императорские пингвины Антарктиды – птицы-одиночки и обычно не проявляют интереса к своим соседям. Но стоит подуть сильному ветру, как они сбиваются в тесную группу по 300-600 птиц – так называемую «черепаху». Объясните такое поведение пингвинов.
5. Летящую кукушку легко принять за ястреба-перепелятника. У неё такая же окраска тела, размеры и характер полёта. Какое это имеет значение в жизни кукушки?
Контрольная работа № 5.
по теме: «Особенности жизнедеятельности животных»
Вариант1.
1. Замечено, что на холоде птицы нахохливаются, в жару их перьевой покров становится взъерошенным. Как можно это объяснить?
2. Мышечные волоконца в кожно-мускульных и пищеварительно-мускульных клетках гидры имеют разную направленность. В эктодерме они расположены параллельно поверхности тела, в эндодерме – перпендикулярно к ней. Какое значение для жизнедеятельности гидры это имеет?
3. Нервная система членистоногих, как и у кольчатых червей, состоит из надглоточного и подглоточного узлов, образующих окологлоточное кольцо, и узлов нервной брюшной цепочки. Имеются ли различия в нервной системе членистоногих и кольчатых червей? Если да, то, какие?
4. Дыхание земноводных при помощи кожи осуществляется не только, когда эти животные находятся в воде, но и когда они находятся на суше. Каким образом атмосферный кислород поступает в их организмы?
5. Проследите развитие кровеносной системы и её усовершенствование у разных групп животных. Какое значение имеет замкнутая кровеносная система для организма?
Контрольная работа № 5.
по теме: «Особенности жизнедеятельности животных»
Вариант2.
1. Проследите развитие выделительной системы у разных видов животных. Какое значение имеет наличие у организма мочевого пузыря?
2. В отличие от других позвоночных у млекопитающих имеется груднобрюшная мышца – диафрагма. Какую роль выполняет в организме этот орган?
3. В капельку воды с инфузориями-туфельками добавили растёртую тушь, образующую в воде взвесь. Какие процессы жизнедеятельности инфузорий можно наблюдать при этом?
4. У печёночного сосальщика отсутствуют органы зрения и химического чувства. Дыхание у сосальщика бескислородное. Сильного развития достигает обоеполая половая система. О чём говорят эти черты организации печёночного сосальщика?
5. У большинства животных развито зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Рыбы обладают и шестым чувством. Каким? Каково строение этого органа?
Контрольная работа № 6.
по теме: «Закономерности размещения животных на Земле»
Вариант1.
1. Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом они сильно худеют, повреждают тело о подводные предметы, а после икрометания гибнут. Что заставляет, например кету и горбушу, живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?
2. Ленточные черви бычий и свиной цепень встречаются практически на всех материках и крупных островах, т.е. являются животными космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?
3. Северные олени летом откочёвывают к морю, а с наступлением холодов возвращаются в тундру. Чем обусловлены такие миграции?
4. Океанические птицы в отличие от наземных более многочисленны в умеренных и холодных поясах, где образуют огромные скопления – так называемые птичьи базары. Объясните такую особенность распространения птиц.
5. Зоологи хорошо знают, что в умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных, тогда как в тропиках их около полутора тысяч. Как это можно объяснить?
Контрольная работа № 6.
по теме: «Закономерности размещения животных на Земле»
Вариант2.
1. С наступлением зимы одни виды летучих мышей улетают в теплые края, другие остаются зимовать и впадают в спячку. Какое значение имеют для летучих мышей миграция и спячка?
2. В средней полосе европейской части России встречается всего 6 видов рептилий(3 вида ящериц и 3 вида змей), в то время как в тропиках одной только Бразилии их более 3000 видов. Чем вызваны такие различия?
3. Северная граница распространения живородящей ящерицы заходит дальше по сравнению с северной границей распространения прыткой ящерицы. С чем это связано?
4. Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных условиях он жил по склонам гор и питался дикими паслёновыми растениями. Жук был случайно завезён в Европу во время первой мировой войны и стал здесь страшным вредителем картофеля. Что послужило этому причиной?
5. Известно, что большинство пауков ходоки неважные и ведут «осёдлый» образ жизни. Однако их численность в различных местах обитания остаётся примерно одинаковой из года в год. Каким образом и когда происходит расселение пауков? Какое значение это имеет для природы?
Контрольная работа № 7.
по теме: «Биоценозы»
Вариант1.
1. В расхожих формулировках сущности взаимодействия между организмом и средой часто утверждается, что организмы приспособлены к среде. Но среда изменчива: сегодня она одна, тысячу лет назад она была иной, через сотни лет, возможно, снова изменится. К какой именно из этих сред приспособлены организмы?
2. Птицы, звери и насекомые способны различным образом решать проблемы терморегуляции, в том числе и средствами весьма экзотическими. Даны следующие виды:
а - собаки;
б - пчёлы;
в - черепахи.
Какие способы терморегуляции используют эти организмы?
3. Приведите примеры жёсткой пищевой зависимости – соответствия между организмом и средой, проявляющиеся в возникновении взаимоотношений между потребителями и их пищей.
4. Докажите, что биоценозы рек, озёр и морей совершенно аналогичны наземным, для чего попытайтесь определить «основные факторы и условия среды».
5. Распределите обитателей подводного озёрного мира по группам (продуценты, первичные, вторичные консументы): водяные лилии, личинки стрекоз, кубышка жёлтая, рачки-бокоплавы, прудовики, водомерки, веслоногие рачки, клопы-гладыши, водоросль хара, лягушки, личинки жуков плавунцов.
Контрольная работа № 7.
по теме: «Биоценозы»
Вариант2.
1. Докажите, что любая среда неоднородна – если не для внешнего наблюдателя, то, по крайней мере, для её обитателей.
2. Птицы, звери и насекомые способны различным образом решать проблемы терморегуляции, в том числе и средствами весьма экзотическими. Даны следующие виды:
а- медведи;
б- змеи;
в- крокодилы.
Какие способы терморегуляции используют эти организмы?
3. Докажите, что биоценозы рек, озёр и морей совершенно аналогичны наземным. Найдите основные черты сходства и различия между наземными и водными биоценозами.
4. Живые организмы весьма склонны к «перемене мест». Различают три типа перемещения живых организмов – миграции, пассивное расселение, активное расселение. Из приведенных примеров выберите и отнесите к одному из трех типов перемещения животных:
- межконтинентальные перелёты птиц;
- перебегание полёвок с одного участка луга на другой;
- перелёты полчищ саранчи.
5. Приведите известные вам примеры биологической борьбы с вредителями, основанные на взаимодействии в системе «хищник-жертва».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.