Концепция и технология визуального программирования в среде Delphi. Формы и класс TForm

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 67 . Концепция и технология визуального программирования в среде Delphi. Формы и класс TForm.doc

Практическая работа №1

Тема: Концепция и технология визуального программирования в среде Delphi. Формы и класс TForm

Цель: - закрепить основными приемами работы с формами. Сформировать навыки владения компонентом TForm.

Вид работы: фронтальный

Время выполнения: 2 часа

Теоретические сведения

Форма - это компонент Form класса TForm. На ее основе конструируется приложение. Существуют 2 класса форм:

1.     Немодальные – те, которые позволяют переключаться в другую форму приложения без своего закрытия;

2.     Модальные – те, которые требуют обязательного закрытия перед обращением к другой форме. Премером модальных форм могут служить стандартные диалоги ShowMessage, MessageDlg, InputBox.

Каждое приложение имеет одну главную форму и, возможно, несколько второстепенных. Главная форма загружается автоматически при запуске приложения. Чтобы сделать форму главной надо в файле проекта оператор, отвечающий за создание данной формы поставить на первое место.

Каждая форма имеет две области:

1.     Клиентская область – та часть формы, в которой размещаются визуальные компоненты;

2.     Неклиентская область – занята рамкой, заголовком формы и строкой главного меню.

Свойства и методы форм:

- visible – позволяет скрывать и отображать данную форму;

- left, top – задают координаты расположения формы на экране;

- width, height – задают размеры формы;

- active – определяет активность формы;

- clientwidth – возвращает ширину клиентской области;

- clientheight – возвращает высоту клиентской области;

- windowstate – определяет состояние отображаемой формы;

- show – отображает форму в немодальном режиме, при этом свойство visible автоматически устанавливается в True;

- showmodal – отображает форму в модальном режиме;

- hide – скрывает форму;

- close – закрывает форму (форма делается невидимой но не уничтожается);

- destroy – уничтожает форму.

В приложении формы могут взаимодействовать друг с другом тремя способами:

1.     Если одна форма выполняет действия с другой формой, то в списке Uses раздела Implementation модуля первой формы должна быть ссылка на модуль второй формы;

2.     Delphi позволяет выполнить автоматизированную вставку ссылки. Для этого выбираем File/UseUnit и в появившемся диалоговом окне выбираем нужную форму;

3.     Форма может выполнять различные действия с компонентами другой формы. В этом случае при обращении к нужному компоненту указывается форма, которой он принадлежит, и вставляется ссылка на модуль другой формы.

Задания к практической работе

1.     Написать приложение, состоящее из 2-х форм. На первой расположить:

·       два текстовых поля, в которых задаются координаты вывода второй формы;

·       кнопку «Форма 2», при нажатии на которую открывается вторая форма и располагается в заданном месте экрана;

·       кнопку «Движение», при нажатии на которую Форма 2 осуществляет движение по горизонтали в одну и другую стороны до границ экрана.

2.     Написать приложение, состоящее из 2-х форм. На первой расположить:

·       два текстовых поля, в которых задаются координаты вывода второй формы;

·       кнопку «Форма 2», при нажатии на которую открывается вторая форма и располагается в заданном месте экрана;

·       кнопку «Движение», при нажатии на которую Форма 2 осуществляет движение по вертикали вверх и вниз до границ экрана

3.     Написать приложение, состоящее из 2-х форм. На первой расположить:

·       два текстовых поля, в которых задаются размеры второй формы;

·       кнопку «Форма 2», при нажатии на которую открывается вторая форма заданного размера;

·       кнопку «Изменить», при нажатии на которую Форма 2 то увеличивает, то уменьшает размеры до определенных пределов. Визуальные компоненты, расположенные на Форме2, закрепить на ней таким образом, чтобы они перемещались вместе с границами формы.

4.     Написать приложение, состоящее из 2-х форм. На первой расположить:

·       четыре текстовых поля, в которых задаются максимально и минимально возможные размеры второй формы;

·       кнопку «Форма 2», при нажатии на которую открывается вторая форма заданного размера;

·       На второй форме расположить кнопку «Изменить», при нажатии на которую Форма1 то увеличивает, то уменьшает размеры до заданных пределов.

5.     Написать приложение, состоящее из 2-х форм. На первой расположить:

·       кнопку «Форма 2», при нажатии на которую открывается вторая форма, размещается в центре экрана и не допускается изменение размеров Формы2;

·       кнопку «Закрыть», при нажатии на которую Форма 2 закрывается;

·       кнопку «Уничтожить», при нажатии на которую Форма2 уничтожается.

Создать главную форму разместить на ней кнопки Button. Каждая кнопка соответствует номеру практической работы и одна кнопка является выходом из приложения. Все компоненты Button должны иметь всплывающую подсказку, указывающую номер практической работы.

Каждая практическая работа должна начинаться с загрузки формы, на которой в соответствующих компонентах должны быть указаны тема, цель и задание к работе, а также реализованы 2 кнопки: запускающая программу и осуществляющая возврат к главной форме.

Контрольные вопросы

1. Назовите расширение файла, в котором хранятся модули языка Pascal.

2. Что такое глобальная переменная?

3. Может ли функция вызвать другую процедуру или функцию?

4. Как проще всего поместить компонент в центр формы?

5. Перечислите типы файлов, необходимых для создания приложения в Delphi


Скачано с www.znanio.ru