Концепция внеурочных занятий «Разговоры о важном»

  • docx
  • 27.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала +++++Концепция внеурочных занятий «Разговоры о важном».docx

Концепция внеурочных занятий «Разговоры о важном»

Внеурочные занятия из цикла «Разговоры о важном» являются крупным социально значимым проектом Минпросвещения России1. В нем принимают участие образовательные организации общего образования и среднего профессионального образования всех субъектов Российской Федерации.

Всероссийский проект «Разговоры о важном» посвящен формированию духовно-нравственных ценностей у детей и подростков, что предполагает формирование единого ценностного пространства в рамках воспитательной деятельности в системе образования Российской Федерации. В то же время он связан не только с воспитанием подрастающего поколения, но и с формированием у педагогов собственного активного отношения к этим ценностям. Педагог должен стать носителем традиционных российских ценностей, участвуя в формировании гражданина России, воспитывая в детях патриотизм и активную жизненную позицию, способствуя формированию у них высоких нравственных идеалов.
Важным воспитательным фактором является включение в занятия регионального компонента: актуальных проектов и программ, которые реализуются в каждом регионе и соответствуют тематике внеурочных занятий «Разговоры о важном». Информирование обучающихся – лишь первый шаг в ознакомлении их с жизнью региона. Участие – вот что позволяет ребенку начать действовать и в деятельности определять свою жизненную позицию, принять и далее следовать тем ценностям, которые обсуждаются на занятии.

Материалы внеурочных занятий из цикла «Разговоры о важном» разрабатываются в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, они ориентированы на обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и направлены на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» реализуются в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11 классов. На уровень начального общего образования приходится 140 часов, основного общего образования — 175 часов, среднего общего образования — 70 часов. Занятия проводятся в течение одного учебного года (1 раз в неделю).
Задачей педагога является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.

Педагог помогает обучающемуся:

  • в формировании его российской идентичности;
  • в формировании интереса к познанию;
  • в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
  • в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
  • в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
  • в развитии у школьников общекультурной компетентности;
  • в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
  • в осознании своего места в обществе;
  • в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
  • в формировании готовности к личностному самоопределению.

Основой цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» стали идеи ценностно-ориентированного воспитания, междисциплинарного подхода в образовании. Все материалы разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Ценностно-ориентированный подход признает первостепенно важной ценностную составляющую воспитательного взаимодействия педагогов и обучающихся, а также предполагает выделение в оценивании качества воспитания оценки ценностных оснований воспитательной деятельности педагогов, оценки ценностного содержания воспитательного процесса, оценки ценностных ориентаций обучающихся как результата их воспитания и социализации.

Возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся учитываются в содержании занятий и сопровождающих аудио- и видеоматериалах, в используемых педагогических методах, применяемых при ведении занятий. Эти особенности отражены в методических рекомендациях для учителя, предлагаемых для каждого сценария занятия.
При создании материалов к внеурочным занятиям «Разговоры о важном» разработчики учитывают рекомендации программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. 

Это проявляется:

  • в выделении ценностных приоритетов;
  • в приоритете достижения личностных результатов обучающихся при реализации внеурочных занятий;
  • в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

В основе определения тематики внеурочных занятий лежат несколько принципов:

  1. соответствие важным календарным датам событий российской истории (День знаний, День народного единства, День героев Отечества, День российской науки, День защитника Отечества, День Победы);
  2. соответствие календарным событиям (юбилейным датам), которые отмечаются в календаре в текущем году и представляют значимость для обучающихся (215-летие Н.В. Гоголя, 225-летие А. С. Пушкина, 115-летие кино в России);
  3. соответствие интересам обучающихся с точки зрения возрастной психологии и являющихся важными для их воспитания («День первооткрывателя», «Россия – здоровая страна»).

Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения с обучающимися на занятиях.


 

Посмотрите также