ВОСПИТЫВАЕМ ШКОЛЬНИКА С УМОМ
В помощь классному руководителю
В связи с постоянно меняющимися требованиями к уровню образования многие учителя в стремлении правильно научить забыли о воспитательной функции образовательного процесса. Особенно если учитель-предметник является классным руководителем. Именно поэтому последнее время уделяется огромное внимание воспитательной работе класса. Хочется отметить, что сейчас наравне с календарно-тематическим планированием по предмету, планом воспитательной работы на год классному руководителю необходимо разработать и сдать программу воспитательной системы класса на несколько лет для своего класса, что довольно трудно сделать. Поэтому хочется поделиться своими наработками и предложить вниманию читателей разработанную мной программу воспитательной системы класса «Я рожден в России», по которой я успешно работаю уже третий год. Конечно, вы можете выбрать любое из направлений: духовно-нравственное, идеологическое, эстетическое или культурно-историческое. Но для меня – патриотизм- любовь к Родине – вмещает все выше сказанные аспекты. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание для меня стало главным в моей воспитательной работе.
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я рожден в России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами.
Программа подготовлена с учетом положений: Закона Российской Федерации "Об образовании", областного закона "О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области", «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом МОУ «Сиверская средняя общеобразовательная школа №3», локальными и правовыми актами - Законом РФ « Об образовании»; «Конвенцией о правах ребенка»; «Декларацией прав ребенка»; Конституцией РФ, Концепцией воспитания в Ленинградской области (от «25» января 2010 года № 35)
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует дополнительного образования детей, содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата в классе, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
·
Воспитание позитивного отношения к себе, развитие
позитивной Я-
концепции, развитие нравственных качеств личности,
гуманистических
ценностей как основы жизнедеятельности человека;
·
Воспитание уважения к родительской семье,
нравственно-
психологическая готовность к созданию собственной семьи;
·
Воспитание уважения к другим людям, терпимости к чужому
мнению,
традициям, развитие умения вести диалог, готовности к сотрудничеству;
·
Воспитание ответственности и самостоятельности,
добросовестного
отношения к учебной, трудовой и будущей профессиональной деятельности;
· Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Цели и задачи воспитания должны решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека от раннего детства до этапа профессионального образования и далее, поскольку социализация является непрерывным процессом жизнедеятельности человека.
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы
Программа «Я рожден в России» рассчитана на 5 лет. Программа ориентирована на средний и старший школьный возраст.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство (сотрудничество с музеем школы, музеем военного городка, краеведческим музеем п. Сиверский, библиотеками, общественными организациями).
При планировании работы учитываются традиционные школьные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения школьных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
· умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
· знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
· умение принимать и защищать свои решения;
· готовность к участию в общественных делах;
· готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
· патриотизм и любовь к Родине;
· права и свобода человека и гражданина;
· символика Российской Федерации;
· национальное самосознание;
· уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В классе
· создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
· обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
· вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания учащихся класса
2. В образе выпускника:
· в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
· в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
· в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
· в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1.Направление « Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, защита проектов.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, дебаты, круглые столы, ролевые игры.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3.Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей среднего и старшего школьного возраста.
2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4. Участие в тематических конкурсах, выставках.
5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1, №2 (приведены ниже)
Используемая литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
3. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
5. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
Название статьи: ВОСПИТЫВАЕМ ШКОЛЬНИКА С УМОМ. В помощь классному руководителю.
В журнал – ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Раздел классное руководство и воспитание школьников)
Автор: Михайлова Елена Владимировна, учитель английского языка, лауреат конкурса «Учитель года-2009», лауреат конкурса «Классный, самый классный-2011» МОУ «Сиверская СОШ №3», п. Сиверский, Ленинградская область
Адрес: Ленинградская обл., Гатчинский р-он., п. Сиверский, ул. Строителей, д.6,кв. 52.
e-mail: lena22107@yandex.ru
тел. 8-921-402-76-43
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
№ |
Название направления |
Формы занятий |
Подведение итогов |
1. |
«Связь поколений» |
Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, дебаты, круглые столы, акции, защита проектов. |
Защита социального проекта «Никто не забыт, ничто не забыто» |
2. |
«Растим патриота и гражданина России» |
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. |
Анкетирование, военно-патриотическая игра «Зарница» |
3. |
«Мой край родной» |
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. |
Защита исследовательских работ |
4. |
« Я и семья» |
Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. |
Анкетирование детей и родителей |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Мероприятия
по реализации программы гражданско -патриотического воспитания
« Я рожден в России»
учащихся МОУ « Сиверская средняя общеобразовательная школа №3»
№ |
Название мероприятия |
Направление программы |
Ответственные |
|
|||||||
I. Внеурочная деятельность как условие воспитания гражданственности и патриотизма у учащихся |
|
||||||||||
1.1. Проведение мероприятий класса |
|
||||||||||
1 |
Акции по благоустройству памятников « Ленинградское небо» и « Строгонов мост»
|
1 |
Классный руководитель
|
|
|||||||
2. |
Акция « Поздравь ветерана» |
1 |
Классный руководитель
|
|
|||||||
3. |
Акция « Забота» |
1 |
Классный руководитель , |
|
|||||||
4. |
Акция « Помощь» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
5 |
Акция «Свеча памяти» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
6. |
Встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
7. |
Оформление праздничных пригласительных и поздравительных открыток |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
8 |
Проведение устного журнала «Подвиг» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
9 |
Акция «Рождественский подарок ветерану» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
10 |
Интеллектуальная игра «Своя игра», « Была война, была блокада…» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель
|
|
|||||||
11 |
Викторина «Города-герои» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
12 |
Участие в муниципальном конкурсе знатоков « Сиверская в годы войны |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
13 |
Конкурс «А ну-ка парни» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель . |
|
|||||||
14 |
Участие класса в конкурсе чтецов «Цена Победы», посвящённых Победе в Великой Отечественной войне1941-1945 годов |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель
|
|
|||||||
15 |
Уроки мужества: «Память, память за собою позови», «Жестокая правда войны», «Сыны Отечества в мундирах», «Герой живет рядом». |
1
|
Классный ученический совет, классный руководитель
|
|
|||||||
16 |
Беседа у книжной выставки «Что я знаю о войне» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
17 |
Конкурс газет-плакатов «Ради жизни на земле» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
18 |
Посадка саженцев- деревьев на территории школы в честь победы |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
19 |
Поэтический турнир «Серебряное перышко» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
20 |
Конкурс изделий декоративно-прикладного творчества «Подарок ветерану» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
21 |
Музейно-поисковые операции «История одной фотографии», «Судьба семьи – в судьбе страны» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
22 |
Участие в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню победы |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
23 |
Участие в Митингах, посвященный Победе в Великой отечественной войне. Возложение венков гирлянд славы и цветов к памятникам и мемориалам |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
24 |
Социальный проект « Никто не забыт, ни что не забыто» |
1 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
25 |
Анкетирование «Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Хочу и надо» |
2 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
27 |
Тестирование « Познай себя» |
2 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
28 |
Оформление Портфолио ученика |
2 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
29 |
Час откровенного разговора « Мой сосед по парте» |
2 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
30 |
Диспуты « Добро и зло» «Чью старость утешил» |
2 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
31 |
Классный час «Галактика дружбы» |
2
|
Классный руководитель |
|
|||||||
32 |
Развитие ученического самоуправления в классе: · Выбор актива класса · Проведение выбора старосты классы · Оформление классного уголка · Разработка КТД · Участие класса в работе школьного президентского совета · Участие класса в детском объединении «Юность» |
2
|
Классный ученический совет, классный руководитель
|
|
|||||||
33 |
Беседы «Государственная символика», «Овеянные славою - флаг наш и герб» |
2 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
34 |
Классные часы «Твои права» (Конвенция о правах ребенка», « Декларация прав человека») |
2 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
35 |
Участие класса в днях профилактики. |
2 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
36 |
Конкурс рисунков « Моя Россия» |
2 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
37 |
Участие класса в военно-патриотической игре « Зарница» |
2 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
1.2. Экскурсионно-туристическая деятельность |
|
|
|||||||||
38 |
Организация экскурсий |
2, 3 |
Классный ученический совет, классный руководитель, родительский комитет |
|
|||||||
1.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность |
|
||||||||||
39 |
Проведение игр на местности «Учимся выживать» |
2 |
Классный ученический совет, классный руководитель, родительский комитет |
|
|||||||
40 |
Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!» |
2,4 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
41 |
Проведение соревнований по мини-футболу |
2, 4 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
42 |
Участие в конкурс классов, свободных от курения: · Конкурс стенгазет «За здоровый образ жизни» · Конкурс видеороликов, презентаций « Курить не модно, модно не курить» |
2,4 |
Классный ученический совет, классный руководитель
|
|
|||||||
43 |
Спортивная игра совместно с родителями « Пираты Карибского моря» |
4 |
Классный ученический совет, классный руководитель, родительский комитет |
|
|||||||
1.4. Краеведение |
|
|
|
||||||||
44 |
Проведение тематических мероприятий «Почетные граждане поселка» |
3 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
45 |
Встречи с замечательными людьми поселка |
3 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
46 |
Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы: · «Моя родословная»; · «Я в п. Сиверкий рожден, поселок, я в тебя влюблен»; · «Есть такая профессия - Родину защищать» |
3 |
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
47. |
Организация походов по родному краю |
3 |
Классный ученический совет, классный руководитель родительский комитет |
|
|||||||
1.5. Общественно полезный труд |
|
||||||||||
48 |
Участие в конкурсах на самый чистый и уютный кабинет |
2,4 |
Классный ученический совет, классный руководитель родительский комитет |
|
|||||||
49 |
Ремонт мебели в кабинетах |
2,4 |
Классный ученический совет, классный руководитель родительский комитет |
|
|||||||
50 |
Благоустройство территории учреждения |
|
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
51 |
Организация работы трудовых отрядов в летнее время |
|
Классный ученический совет, классный руководитель |
|
|||||||
52 |
Ремонт оборудования кабинетов |
2,4 |
Классный ученический совет, классный руководитель родительский комитет |
|
|||||||
1.6. Методическое обеспечение |
|
||||||||||
53 |
Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий |
|
Классный руководитель |
|
|||||||
54 |
Создание СD, DVD и аудифона |
|
Классный руководитель |
|
|||||||
55 |
Разработка сценариев |
|
Классный руководитель, ученический совет |
|
|||||||
56 |
Освещение опыта работы класса в школьной газете и на сайте классного руководителя |
|
Классный руководитель, ученический совет |
|
|||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.