Утверждение официальной, принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-куль¬турными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х гг. прошедше¬го века. Поворот к новой парадигме воспитания — гуманистической педаго¬гике — наметился уже в середине 80-х гг., в движении группы педагогов, объединенных «Учительской газетой» и названныхноваторами.
В России происходит становление демократического общества с ориен¬тацией на такие принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика, гу¬манизм. Эти базовые принципы, согласно политикам, социологам и другим специалистам, должны определять жизнь людей на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как мировоззрение, ко¬торое считает главной ценностью человека его право на развитие, счастье, реализацию своих способностей, «свободное и ответственное участие в жиз¬ни мира и общества»1. Ученые считают, что гуманизм — естественный ре¬зультат мировой эволюции. Гуманизм как социальный, научный, культур¬ный, этический феномен является суммой взглядов на природу, общество, человека. Гуманистические идеи известны с древности, но особенный тол¬чок гуманистическое понимание мира получило в эпоху Возрождения, дея¬тели которой провозгласили ценность личности, безграничные возможности человека в познании и развитии, в преобразовании мира.
Концепция воспитания в современной России.docx
Концепция воспитания в современной России
Утверждение официальной, принятой в стране концепции воспитания определяется
социальноэкономическими, политическими, историкокультурными, психологическими и
собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко
изменились в 90х гг. прошедшего века. Поворот к новой парадигме воспитания —
гуманистической педагогике — наметился уже в середине 80х гг., в движении группы
педагогов, объединенных «Учительской газетой» и названныхноваторами.
В России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие
принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество,
демократия, социально ориентированная экономика, гуманизм. Эти базовые принципы,
согласно политикам, социологам и другим специалистам, должны определять жизнь людей
на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как
мировоззрение, которое считает главной ценностью человека его право на развитие,
счастье, реализацию своих способностей, «свободное и ответственное участие в жизни
мира и общества»1. Ученые считают, что гуманизм — естественный результат мировой
эволюции. Гуманизм как социальный, научный, культурный, этический феномен является
суммой взглядов на природу, общество, человека. Гуманистические идеи известны с
древности, но особенный толчок гуманистическое понимание мира получило в эпоху
Возрождения, деятели которой провозгласили ценность личности, безграничные
возможности человека в познании и развитии, в преобразовании мира.
В XX в. идеи гуманизма объединили многих интеллектуалов Европы и всего мира, что
обусловило создание мировых и национальных гуманистических движений, организаций,
проведение конференций, просветительскую, научную, социальную деятельность.
Таким образом, сегодня для выработки концепции воспитания в России имеется целый ряд
условий и источников, а именно:
• социальноэкономические и культурные условия в стране;
• история отечественного образования и культуры;
• опыт зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных систем и теорий;
• общее поступательное движение образования от принуждающей
школы к свободной. В литературе обсуждается, обосновывается, провозглашается концепция личностно
ориентированного образования, гуманистическая педагогика, воспитание в духе любви и
свободы, педагогика ненасилия. С другой стороны, литература последнего десятилетия
переполнена критикой традиционной российской/советской системы воспитания.
В чем суть выдвигаемого подхода к воспитанию, какова эта новая парадигма, концепция
воспитания? (Поясним,парадигма — теория, принятая в качестве образца решения
исследовательских задач, т. е. научный подход.Концепцией же воспитания в данном случае
надо называть более или менее цельное представление об основных компонентах
воспитания: целях, содержании, методах, средствах, формах.)
Как уже сказано, ни сложившейся парадигмы, ни цельной концепции воспитания в
настоящее время в России не существует, но есть большое желание ученых и педагогов
либерального направления уйти от бывшей советской «педагогики насилия» (пишем в
кавычках, потому что одно дело официальная доктрина воспитания, другое — практика
школ и учителей). И есть научные материалы, учебники, документы, дающие
представление о складывающейся концепции.
Так, в Законе РФ «Об образовании» можно найти непрямые формулировки целей
воспитания. В ст. 14 отмечается, что содержание образования ориентировано на
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающихся современной
картины мира, интеграцию личности в мировую и родную культуру, формирование
человека и гражданина. В Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы
развития образования» (2000—2005 гг.) есть также непрямые указания на цели воспитания
в стране: система образования служит интересам «формирования гармонично развитой,
социально активной, творческой личности»1. Одной из задач системы образования является
«усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование
гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, окружающей природе» (там же, с. 18). К сожалению, набор целей в
этих документах выглядит несколько расплывчато, как необязательный.
В педагогической литературе есть попытки обосновать систему целей воспитания на
текущий период и перспективу. Большинство специалистов в определении целей
опираются на аксиологический подход: цели воспитания должны базироваться на
принятых в обществе ценностях. (Ценности в этом случае — абстрактные идеи,
воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какоголибо
общества, всего человечества, отдельного человека.) Чаще всего при этом специалисты
решают проблему сочетания традиционных для России, в том числе советского периода, ценностей с общечеловеческими ценностями и либеральными ценностями развитого мира
— гуманизм, права человека, демократия, свободный рынок, индивидуальная свобода и пр.
Приоритет тем или другим отдается в зависимости от научной, социальной позиции
специалиста.
В последние годы наиболее серьезный анализ ценностей как основы для определения целей
воспитания сделан Н. Д. Никандровым в книге «Россия: социализация и воспитание на
рубеже тысячелетий». Автор справедливо считает, что смена ценностей в стране, а это
происходит в нашем обществе и происходит болезненно для большинства людей,
отражается на всем и, конечно, ведет к изменению цели и задач воспитания. Цель
воспитания как некоторый образ, описание человека и гражданина страны отражает в себе
ценности, принятые в обществе, и определяет суть концепции воспитания. Поскольку
ценности в обществе меняются и даже можно видеть борьбу за различные ценности между
различными слоями общества, то аналогичное происходит и с целями воспитания. Вот как
описывает цель воспитания для настоящего времени и на перспективу академик Н. Д.
Никандров в своей книге.
Цель социализации и воспитания — «патриот России, ориентированный на приоритет
национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур;
стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества,
государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как
крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и
их ценностям; понимающий, что идеальные общественные устройства суть лишь
абстрактные модели, что реальная ориентация человека есть ориентация на непрерывное
поступательное общественное и личное развитие в рамках социального мира,
справедливости, равенства прав и возможностей и относительнодифференцированного
распределения благ в соответствии с затраченным трудом, его количеством, качеством и
квалификацией работника; ориентированный на понимание и осуществление идеи
устойчивого развития в рамках различных форм собственности; понимающий демократию
как реальное народовластие, но понимающий и ограниченность ее современных форм в
России; быстро адаптирующийся к изменяющимся условиям жизни и готовый активно
влиять на эти условия для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха;
законопослушный и одновременно готовый легальными методами совершенствовать
систему власти, если она не работает на интересы народа и личности»1.
Обратим внимание, что здесь не видно безоговорочной, однозначной ориентации на
гуманистическое воспитание, которое отстаивают односторонне, прозападно настроенные
ученые, педагоги, психологи, политики и согласно которому целью воспитания должна
быть «самоопределяющаяся личность». Взгляд на воспитание, стоящий за приведенным описанием целей, свидетельствует о стремлении оставить за воспитателем, за обществом,
за теми, кто работает с детьми и молодежью, право руководить процессом воспитания, не
отдавая это дело средствам массовой информации и стихии рынка, и брать на себя
ответственность за него. Автор так и пишет об этом: «Такой подход, естественно,
предполагает, что мы — учителя, воспитатели, родители, органы управления и
правопорядка, педагогиисследователи — берем на себя ответственность за воспитание, не
прячась за очень удобной и «демократичной» формулой саморазвертывания задатков, уже
заложенных в ребенке с рождения»2.
Здесь видна полемика с современным вариантом свободного воспитания, с так называемой
индивидоцентрированной социализацией. Это и свидетельствует о том, что сегодня в
России еще не сложилась внятно сформулированная и разделяемая большинством
концепция воспитания. Конечно, научные споры — процесс нескончаемый и естественный,
но для практики воспитания, развития образования и для развития всего общества необхо
димо иметь более или менее четкие представления.
Как нет определенности в целях воспитания для системы образования в современной
России, так ее нет и в содержании и методах, формах организации процесса воспитания, т.
е. все это есть для недавнего прошлого, но время заставляет отвечать на старые и вечные
вопросы поновому. Поскольку есть потребность в решении этих вопросов, общество все
же постепенно их находит, конечно, при этом опираясь на богатейший опыт мировой и
отечественной практики воспитания и науки о воспитании.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие значения имеет слово «воспитание» в современной науке?
2. В чем состоит связь воспитания, образования и социализации?
3. Как можно охарактеризовать традиционную, называемую часто авторитарной
педагогику?
4. В чем суть гуманистической педагогики?
5. Какова концепция воспитания в современной России?
Основная литература
1. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
2. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире М 1999.
3. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995. Дополнительная литература
1. Гессен С. Щ Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
2. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции) // Педагог, соч. В
8 т. М., 1984. Т. 4.
3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
4. Шварцман К. А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских
концепций. М., 1989.
5. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию воспитания. М., 2001.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО И
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ. ПРОФИЛАКТИКА
ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Возможность распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из
факторов угрозы национальной безопасности и целостности государства.
В специальной литературе экстремизм определяют как приверженность к крайним
взглядам и мерам, склонность к решению возникших проблем социального, политического,
правового, экономического, экологического, национального характера не принятыми в
обществе способами, средствами и методами.
При организации и проведении профилактических работ по противодействию экстремизму
среди молодежи необходимо учитывать причины его возникновения. Основными
причинами возникновения экстремизма, как правило, считаются проблемы социально –
экономического и политического характера, обусловленные недостатками мер, которые
принимаются федеральными и региональными органами власти. Однако подход к
современному экстремизму требует более глубокого осмысления существующих в
обществе проблем.
Структура молодежного экстремизма в России состоит из трех уровней:
первый уровень – организационный, предполагает формальное и неформальное членство в
организациях и движениях экстремистского толка;
второй уровень – ментальный, представлен экстремистской политической культурой, а
также деструктивными действиями средств массовой коммуникации;
третий уровень – поведенческий, на котором проявляются конкретные действия и
поступки экстремистского толка.
Профилактика экстремизма может быть эффективной только в случае системной работы
органов власти всех уровней, общественных организаций и граждан. Поэтому важно консолидировать усилия в противодействии его проявлениям, организовать активную
просветительскую работу, аргументированно разъяснять опасности экстремизма. Особое
внимание в деятельности по профилактике экстремистских проявлений необходимо
уделять работе с молодежью.
Важным аспектом в профилактической работе по недопущению вовлечения в
экстремистскую деятельность является создание условий для организации досуга и
самореализации молодежи, привлечения населения к культурномассовым, физкультурно –
спортивным мероприятиям. В рамках реализации этих условий Министерство образования
и науки Чеченской Республики разработало подпрограмму «Молодость и талант»
Государственной программы «Развитие образования Чеченской Республики» на 20142018
годы
Целью Программы является создание условий для успешной социализации и эффективной
самореализации молодежи Чеченской Республики, развитие потенциала молодежи в
интересах социальноэкономического развития региона.
Задачи Программы:
1) вовлечение молодежи Республики в деятельность молодежных общественных
объединений, органов молодежного самоуправления, стимулирование участия
неорганизованной молодежи в молодежных проектах и программах.
2) содействие самореализации молодежи в сфере досуга и творчества, поддержка
молодежных инициатив.
3) развитие инфраструктуры в сфере молодежной политики.
В рамках реализации Программы проводятся серия республиканских мероприятий
духовнонравственного воспитания: ежегодный республиканский фестиваль
робототехники, конкурс молодежных бизнесидей и проектов, конкурсы на лучшее
предприятие с молодым менеджментом, смотровконкурсов по специальностям, конкурсы
«Менеджер года», конкурс «Лидер XXI века», конкурс «Юный парламентарий», конкурс
«Юный мэр», олимпиады профессионального мастерства среди учащихся и студентов,
конкурс «Преподаватель года», конкурс «Мастер года», конкурс «Молодые голоса»,
Фестиваль художественного творчества «Я вхожу в мир искусств», студенческие
спартакиады по различным видам спорта.
Воспитательная работа учреждений образования республики проводится в соответствии с
Единой концепцией духовнонравственного воспитания и развития подрастающего
поколения Чеченской Республики и направлена на воспитание личности, формирование у
учащихся активной жизненной позиции и патриотических чувств. Во всех муниципальных
органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образовании,
разработаны планы мероприятий по духовно нравственному воспитанию молодежи,
предусматривающие профилактику экстремизма и радикальных проявлений. В учреждениях образования оформлены стенды по духовнонравственному воспитанию
обучающихся: «Нравственноэтические ценности чеченцев», «Нет экстремизму, Да –
созиданию и процветанию», «Вайнехан г1иллаккхаш а, 1адаташ а», «Г1иллакхоьздангаллех
хаьдда къоман кхане яц», «Нравственные заповеди Корана» и другие. Учреждения
образования тесно сотрудничают с имамами населенных пунктов и другими религиозными
деятелями. Это еженедельные встречи, дискуссии, диспуты, проповеди с учащимися и
студентами.
Важную роль в формировании патриотизма и гражданской позиции у подрастающего
поколения играют мероприятия, посвященные Памяти Первого Президента Чеченской
Республики, Героя России А.А.Кадырова (9 мая). В этот день в учреждениях образования
проводятся Уроки мужества, посвященные жизни и деятельности первого Президента ЧР,
Героя России А.А.Кадырова, классные часы, беседы, совершаются обряды
жертвоприношения, читаются мовлиды. Оформлены стенды о жизни и деятельности
первого Президента ЧР, Героя России АхматХаджи Кадырова.
Также систематически проводятся классные часы «Ислам религия мира и Созидания»,
«Мы выбираем здоровый образ жизни», ««Азбука нравственности», «Нравственные учения
мира», «Общечеловеческие ценности», беседы и диспуты, способствующие глубокому
изучению обычаев, традиций чеченского народа, народов, населяющих Чеченскую
Республику.
В школьных библиотеках организовываются выставки книг по духовнонравственному
воспитанию, проводятся тематические классные часы с детьми, диспуты «Каким я
представляю духовнобогатого человека».
В целях формирования у молодежи высоких моральных качеств и патриотизма на примере
жизни и деятельности Героя России, Главы Чеченской Республики Р.А.Кадырова
проводятся классные часы, беседы «Рожденный побеждать», «Р.Кадыров – лидер
чеченской молодёжи» и т.д. Проводятся экскурсии в главную мечеть «Сердце Чечни»
имени АХ. Кадырова в г. Грозный, музейный комплекс «Алея Славы», музей
М.Ю.Лермонтова в пос. Лесхоз и в историкоэтнографический музей Л.Н.Толстого в
ст.Старогладовской Шелковского района, музей Арби Мамакаева в с.Надтеречном,
музейный комплекс Донди Юрт г.УрусМартан, в целях приобщения их к культурным и
духовным ценностям чеченского народа, к его адатам, нравам, традициям и обычаям.
Проводится работа по вовлечению несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, в
том числе и детей «группы риска» в спортивные секции, кружки и объединения по
интересам, приобщение их к культурным и духовным ценностям чеченского народа, к его
традициям и обычаям. В этой работе большую роль играют учреждения дополнительного
образования, которые через различные культурномассовые и физкультурноспортивные
мероприятия воспитывают подрастающее поколение в духе патриотизма и толерантности. В целях воспитания чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения
к закону, развития познавательных способностей обучающихся, формирования духовно
нравственных ценностей, в школах республики созданы патриотические отряды «Юный
кадыровец». В образовательных учреждениях республики организована подписка на
духовнопросветительский журнал «Зори Ислама».
Во исполнение пункта 2 решения протокола заседания межведомственной комиссии при
Правительств ЧР по вопросам подготовки допризывной молодежи к военной службе №
03/10511 дпм от 27.05.3011 г. с 26 марта по 26 апреля 2012 года был проведен
республиканский смотрконкурс на лучшую стендовую работу «Мое Отечество» по
военнопатриотическому воспитанию молодежи в учреждениях образования ЧР,
посвященный 68ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 1945 годов.
Проводится работа по пропаганде санитарногигиенических знаний, профилактике
инфекционных заболеваний. В целях повышения уровня информированности педагогов по
проблеме ВИЧ/СПИДа и обучения профилактической работе по формированию у
учащейся молодежи ответственного отношения к собственному здоровью и образу жизни,
Министерством образования и науки ЧР совместно с ГБУ «Центр профилактики и борьбы
со СПИДом» и УФСКН РФ по ЧР проведены зональные семинары – практикумы по теме:
«Методика профилактики рискованного поведения среди подростков и молодежи в
образовательных учреждениях ЧР» для заместителей директоров образовательных
учреждений республики по воспитательной работе, педагоговпсихологов и социальных
педагогов.
Проводятся семинары – практикумы по вопросам духовно – нравственного воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья для руководителей республиканских
школ – интернатов на базе ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа интернат для детей с задержкой психического развития». К семинару было
приурочено тематическое мероприятие (литературномузыкальная композиция),
посвященное Дню матери.
В целях реализации мероприятий республиканской целевой программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации» учреждениями образования республики
проводится работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения:
уроки мужества «Живут в памяти людской», «Ветеран моего детства»; беседы, классные
часы, «круглые столы» на темы: «Равнение на героев», «Я гражданин Чечни»; встречи
молодежи с представителями общественности, с ветеранами Великой Отечественной
войны;
на районных семинарах и совещаниях рассматриваются вопросы организации работы
школы по патриотическому воспитанию учащихся;
в образовательных учреждениях оформлены уголки и стенды, книжные выставки «Они защищали Родину», посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне 19411945г
г.;
республиканская выставка художественного и технического творчества, посвященные
Дню Победы;
республиканский конкурс «Лучший краеведческий музей образовательного учреждения»;
возлагались венки и гирлянды к обелискам и памятникам, погибшим в Великой
Отечественной войне 19411945гг.
Ежегодно с 2006 года, в рамках реализации национального проекта «Образование», с целью
выявления и поощрения творческой молодежи министерством проводятся конкурсы,
фестивали, школьные предметные олимпиады, олимпиады профессионального мастерства в
которых принимают участие более 1000 человек.
В число направлений конкурса входят следующее:
повышение уровня гражданско – патриотического, правового, духовно – нравственного
сознания молодежи, воспитание уважения к историческому и культурному наследию;
разработка и внедрение эффективных моделей работы с молодежью, оказавшейся в
трудной жизненной ситуации, профилактика асоциального поведения в молодежной среде;
формирование здорового образа жизни молодого поколения, поддержка различных форм
организации досуга и отдыха, вовлечение молодежи в многообразную социальную практику
и позитивную общественную деятельность;
создание условий для занятости и трудоустройства молодежи, стимулирование
предпринимательской инициативы.
Для выявления в молодежной среде республики экстремистских вылазок нужна системная
работа со стороны родителей, образовательных учреждений, общества.
Для изучения националистических установок нужно разработать инструментарий,
позволяющий выявить отношение молодежи к образу «другого». С этой целью был
разработан опросник, включающий десять объектов для оценивания по 5ти балльной
шкале (от 1 до 5: от значения «1» – «абсолютно не согласен» до значения «5» – «полностью
согласен»).
Результаты исследования показывают, что около половины опрошенных (24,5%) считают,
что к некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться. 9,3% опрошенных не готова
принять в свою семью человека другой национальности. 4 % опрошенных не желает иметь
среди своих друзей людей разных национальностей и 18,3 % опрошенных не могут
представить своим другом человека с темной кожей.
При этом большинство опрошенных признают право на существование любого
религиозного течения и хотели бы стать терпимее по отношению к другим
национальностям. По итогам исследования индекс интолерантности для молодежи
Республики составил 10,8 %. В опроснике приняло участие более 1800 студентов учреждений среднего профессионального образования.
Всего в мероприятиях патриотической направленности в Республике приняло участие
более 100 тысяч человек. В государственных учреждениях профессионального образования
Республики проводятся тематические занятия и классные часы «Экстремизм – угроза
обществу», направленные на гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений,
профилактику проявления ксенофобии и укрепление толерантности, также проводятся
конкурсы творческих работ по профилактике терроризма, библиотечные выставки,
посвящённые противодействию экстремизму и воспитанию толерантности, встречи с
сотрудниками правоохранительных органов.
В образовательных учреждениях на классных часах, родительски собраниях проводятся
мероприятия по разъяснению действующего законодательства, касающегося
ответственности за действия граждан, направленные на возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни обучающимися и студентами. В программу курса
«Основы безопасности жизнедеятельности» включены темы по противодействию
экстремизму и терроризму, как одной из крайних форм проявления экстремизма.
В образовательных учреждениях в период с 3 по 8 сентября года проводятся инструктажи
с педагогическим и техническим персоналом учреждений, обучающимися, студентами и
воспитанниками по правилам поведения в случае террористического акта и действиям в
случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также действиям при захвате заложников.
Во всех образовательных учреждениях прошли мероприятия, связанные с Днём
солидарности в борьбе с терроризмом: классные часы и беседы в «Мы – против террора!»,
«Уроки безопасности», «Что такое терроризм», «Терроризм угроза обществу»,
«Терроризм – проблема международная»; общешкольные акции «Зажги свечу в окне»;
минуты молчания «Мы помним, Беслан!»; тематические уроки – беседы на тему.
Проведен показ документальных фильмов: «Антитеррор», «Толерантность путь к миру»,
«Мы помним или трудный путь прощения», «Близкие люди близкими будьте», «Будьте
милосердными», «Горячие точки планеты Земля», «Будьте бдительны», «Расстрелянное
детство»,уроки толерантности «Мы разные, но мы равные», общешкольные классные часы
с использованием электронной версии выставки «Терроризм – главная угроза
человечеству» с участием сотрудников МЧС. В мероприятиях приняло участие более
30000 обучающихся.
Все мероприятия проводятся с учетом национальных особенностей, воспитывающих у
подрастающего поколения уважение к обычаям и традициям, готовность к защите
Отечества, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Предложения: человеку приходят плохие мысли в голову, когда он остается один на один с
жизненными сложностями, трудностями. Если человек не понят в мире, где он живет, он
старается искать другой мир, где его поймут. В этот миг и происходит перемена человеческого сознания его мировоззрения. Именно в этот момент мы должны быть рядом
друг с друг другом, чтобы не потерять себя, не потерять близких и родных. В целях
укрепления межэтнических отношений и привлечения молодежи к более значимым для их
жизни ситуациям необходимо:
возрождение хороших студенческих традиций: направления после учебы в разные города
России, создание студенческих строительных отрядов, как на территории Чеченской
Республики, так и за пределом республики, чтобы было заняться чемто основной части
молодежи, в чем они найдут себя, найдут и моральный и материальный интерес, но под
руководством конечно влиятельных лиц;
создание лагерей отдыха на территории Чеченской Республики как для детей
дошкольного возраста так и учащихся образовательных учреждений всех уровней. Для
этого у нас есть исключительно хорошие природные условия. Студентам ЧГПИ И ЧГУ
будет предоставлена возможность применить свои знания и навыки на практике.
Концепция воспитания в современной России
Концепция воспитания в современной России
Концепция воспитания в современной России
Концепция воспитания в современной России
Концепция воспитания в современной России
Концепция воспитания в современной России
Концепция воспитания в современной России
Концепция воспитания в современной России
Концепция воспитания в современной России
Концепция воспитания в современной России
Концепция воспитания в современной России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.