Доклад " Концепция воспитательной системы в 1 классе" был создан к педсовету по воспитательной работе в начальных классах. В материале представлен опыт работы по созданию коллектива на начальном этапе формирования его в 1 классе. Рассматривается вопрос о создании системы воспитания на весь период обучения детей в начальных классах на основе определенной темы или идеи, что позволяет объединить детей по интересам. Материал может быть использован на педсовете.
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВОПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Л.Булавина, д.6
Тел./факс: 8(496)5429309
email: mou_sosh19sp@mail.ru
Доклад на педсовет
Концепция воспитательной системы
класса.
Забродина Светлана Альфредовна
Учитель высшей категории
МБОУ «СОШ № 19»
Г. Сергиев ПосадНе прием, не метод, а система является ключевым понятием в
педагогике будущего.
1Б класс, в котором я работаю, обычный класс. Это для меня жизнь. Удачи и
промахи, победы и ошибки, но главное – поиски путей, которые мы ищем с
ними вместе, путей формирования в каждом из них человека.
А все начиналось как обычно. Я думала, как встретят меня мои будущие
ученики и их родители? Мы познакомились. В глазах родителей я увидела
тревогу за своих детей: как же воспримет их детей будущая учительница. Что
она им даст, чему научит? Первого сентября в школе проходила
общешкольная линейка. Мы первый раз вышли на сцену с пышными букетами
цветов, с огромным волнением читали стихи о школе, о первом классе. В этот
день состоялся наш успешный дебют. В дальнейшем нам это помогло.
Трудно было всех детей сплотить в один коллектив. Надо было научить, как
сидеть за партой, как поднять руку, как выйти к доске. Но мои дети стали
быстро осваивать в школе азы. Вопросы воспитания, обучения и развития
личности в детском возрасте остаются одной из главных проблем
современного общества. Происходящие в обществе перемены вынуждают
искать новые и переосмысливать старые, традиционные методы обучения и
воспитания.
Чтобы учебновоспитательный процесс перешел на качественно новый
уровень, я в своей повседневной работе придерживаюсь следующих
принципов:
от каждого по возможностям;
создание максимума условий для реализации способностей,
склонностей, интересов учащихся.
Такой подход дает возможность оптимально включить в процесс обучения и
воспитания каждую конкретную личность.
Я поставила цель: работать над целостным развитием личности ребенка с
учетом его индивидуального комплекса, работа с классом имеет установку на
формирование целостного взгляда детей на окружающий мир.
Взаимоотношения находятся в состоянии непрерывного развития, поэтому в
процессе работы она претерпевает ряд изменений, дополнений, подвергается
корректировке.
Мое педагогическое кредо: «Активно использовать новейшие технологии как
новую возможность развития и интеллектуального роста младшего
школьника»
Постоянно занимаюсь самообразованием, посещаю курсы повышения
квалификации
. Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и
родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем
связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить
этот коллектив. Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше
освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, как
подготовить выставку или поставить сказку.
Современная школа внедряет в процесс обучения инновационные технологии.
Каждый учитель осваивает эти технологии и применяет в своей деятельности.
В своей работе я применяю проектную деятельность, освоила технологию
презентаций.
Большое влияние на формирование нравственного стержня детей оказывает
участие детей в общешкольном движении школы. Это участие в классных и
общешкольных мероприятиях. Это постановки различных театрализованных
представлений, праздников, спортивных состязаний. Нашему классу довелось
принимать участие в районном семинаре. Но, конечно, без психодиагностики
построение грамотной концепции воспитательного процесса было бы
невозможно.
В последние годы в педагогической среде возрос интерес к использованию
системного подхода в обучении и воспитании детей. Воспитание должно быть
системным. Нужна воспитательная система класса. Воспитательная система
класса – это достаточносложное социальнопедагогическое явление,
состоящее из большого количества элементов.
Она состоит из структурных и функциональных компонентов. К
структурным компонентам относятся: цель, условия, формы организации,
субъекты деятельности, мониторинг. К функциональным относятся
индивидногрупповой,
функционально
деятельностный, пространственновременной, диагностикоаналитический.
ценностноориентационный,
Идея: создание воспитательной системы позволит целенаправленно решить
проблемы развития личности младшего школьника. Идея основывается на
следующих принципах:
воспитание учитывает сущность и природу ребенка; личностное воспитание;
гуманизация; целостность;
природосообразность.
Гипотеза концепции: сформировать желаемый образ выпускника начальной
школы можно если:
внедрить воспитательную систему, обеспечить взаимосвязь структурных и
функциональных компонентов;
все участники воспитания будут исходить из позиции субьекта деятельности.Субьект: классное сообщество – классный руководитель, учащиеся и их
родители, педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном
процессе и жизнедеятельности класса.
воспитательная система класса
Обьект:
(способ организации
жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества,
представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность
взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и
коллектива).
Предмет: совместная деятельность классного руководителя, учащихся,
родителей, педагогов.
Методологической основой воспитательной деятельности в классе является
парадигма гуманистического личностноориентированного обучения и
воспитания ребенка.
Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности
младшего школьника.
Задачи: создание воспитательной системы класса, ориентированной на
личностный подход;
развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в
классном коллективе и строить отношения с друзьями;
нравственного,
создание условий для интеллектуального,
коммуникативного, эстетического и физического самовыражения
личности младшего школьника;
потребностей,
формирование навыков здорового образа жизни;
мониторинг развития личности ребенка.
Теоретическое обоснование концепции:
творческого
Развитие способностей,
интересов,
потенциала человека в фундаментальных исследованиях
Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др.
Проблемы воспитания и развития личности ребенка в трудах классиков
педагогики и психологии Г.С.Якиманской,
В.В.Серикова,
А.А.Алексеева, Е.В.Бондаревской.
Проблемы использования системного подхода и моделирования в
деятельности классного руководителя в трудах Е.Н.Степанова, Л.И
Понизовской, Е.В.Алексеевой, Т.В.Павловой и др.
Теория системного подхода к изучению педагогических систем
Н.В.Кузьминой."Общение",
"Нравственность",
Работа ведется по
Механизм реализации концепции.
направлениям
"Учение",
"Семья",
"Здоровье". У каждого направления свои задачи. Каждое направление имеет
свои формы, методы и приемы работы. Главный системообразующий фактор –
коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно
ориентированный и творческий характер.
«Способности»,
Таким образом, вся деятельность направляется на то, чтобы учащийся в
течении 4х лет смог развить личностные качества, соответствующие образу
выпускника начальной школы, который состоит из пяти потенциалов
личности:нравственный;познавательный;коммуникативный;художественный;ф
изический.
На сегодняшний день острота выбранной темы не уменьшается.
Вследствие этого возрастает значимость и необходимость создания
воспитательной системы класса.
Конечная цель воспитательной системы – формирование личности,
имеющей познавательную потребность и настойчивость в умственной
деятельности,
с
разносторонними интересами и повышенной любознательностью,
общительной, способной понимать других людей, умеющей вступать в
контакт и общаться в любой среде, активной, инициативной.
самостоятельной и независимой в суждениях,