Концептуальные основы для разработки программы духовно-нравственного воспитания учащихся Филиала №1 Кисловодского государственного многопрофильного техникума.
Оценка 5

Концептуальные основы для разработки программы духовно-нравственного воспитания учащихся Филиала №1 Кисловодского государственного многопрофильного техникума.

Оценка 5
doc
08.10.2023
Концептуальные основы для разработки программы духовно-нравственного воспитания учащихся Филиала №1  Кисловодского государственного многопрофильного техникума.
Проект - Кисловодск.doc

Концептуальные основы для разработки программы духовно-нравственного воспитания учащихся Филиала №1  Кисловодского государственного многопрофильного техникума.

 

 Подготовил преподаватель истории высшей категории И.А. Яковенко

 

            Последнее десятилетие отмечено ростом числа самой разной литературы, посвященной тем или иным аспектам духовного становления личности. Можно выделить как минимум четыре направления  научно-методических разработок, которые можно условно разделить на «фольклорное», «этическое», «религиоведческое», «культурологическое».

Первое направление ориентировано, прежде всего, на приобщение детей к русской народной культуре и культуре других народов России. Основное внимание авторы уделяют знакомству с традициями и обычаями предков, народным творчеством, традиционными промыслами. Среди наиболее значительных, созданных в помощь педагогам дополнительного образования и преподавателям художественных дисциплин в школе, следует назвать серию материалов «Возвращение к истокам», подготовленную под руководством Т.Я.Шпикаловой. Особенность этих материалов в их целостности, серьезном профессиональном подходе, соединении основного и дополнительного образования.

Второе направление посвящено воспитанию этической культуры детей, построенное, как правило,  в логике учебного предмета. Авторы знакомят с основными этическими категориями, историей возникновения и развития этической мысли, норм человеческой морали. Особенности христианской морали рассматриваются именно в рамках этого общего направления. Среди наиболее известных работ следует назвать программы и пособия  А.И.Шемшуриной, Р.Янушкявичус и О.Янушкявичене.

В третье направление входят работы, содержащие определенную систему знакомства с историей христианства, содержанием Ветхого и Нового завета, взглядами выдающихся отечественных и зарубежных религиозных  философов. Программно-методические материалы создаются зачастую священнослужителями или педагогами, обладающими серьезной теологической подготовкой (Борис Пивоваров, Ничипоров, Е.Чувакова, Т.П.Белова, М.В.Максимов, А.Рыбин.).

          Многие подобные программы были разработаны в рамках  проекта Минобразования России «Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики».

Четвертое направление строится на приобщении к христианским ценностям через культуру. Этот подход тем более продуктивен, что сегодня все больше осознается необходимость сближения образования и культуры, начинает развиваться культурно-историческая педагогика (Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, Е.А.Ямбург). При этом многие педагоги видят в культуре не путь расширения искусствоведческих знаний школьников, а возможность развития их духовного потенциала.

 

 

Именно это направление  нам представляется наиболее перспективным, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать  особенности основного образования. Таким образом, появляется возможность знакомить детей с христианскими ценностями, не навязывая их, а органично включая в учебно-воспитательный процесс.

          Создание различных программ, пособий,  книг для детей, хрестоматий и другой литературы является важным условием успешного развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Краткий анализ проведенной  нами работы, дает представление о многообразии  направлений, глубине идей, интенсивном поиске содержания и форм работы. Весьма важно в этом плане отметить, что кроме коллективов ученых и методистов, к созданию материалов такого рода все активнее подключаются педагоги-практики.

В результате осуществления планируемой нами  программы ожидается:

- снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса среди студентов (снижение уровня правонарушений в подростковой и молодежной среде, улучшение социальных показателей);

- активизация деятельности общественных объединений, рост социальной активности учащихся;

- сохранение, укрепление духовного и физического здоровья подрастающего поколения.

Ожидаемые конечные результаты программы по духовно-нравственному воспитанию молодежи: повышение уровня духовно-нравственного, гражданского, правового и патриотического сознания и самосознания учащихся Филиала №1 Кисловодского государственного многопрофильного  техникума.

          В апреле-мае будут проводиться анкетирования на тему:

          - «Общее анкетирование», для определения возрастной, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Эти данные необходимы для составления корректного плана, с учетом национальных и религиозных особенностей. 

          - «Нужна ли благотворительность в современном мире?», по  уровням. Проведенный анализ анкетирования разных социальных возрастных групп  даст представление об уровне духовно – нравственного развития учащихся техникума. Результаты будут использованы для разработки  программы духовно – нравственного  и гражданско-правового воспитания студентов Филиала №1 КГМТ.

          Для этого обходимо создать духовно-правовую и социально-психологическую службу, в которую будут входить следующие специалисты:

- представитель церкви,

- историк-правовед,

- социальный педагог,

- психолог.

          Эта служба будет работать по основным проблемам программы, которые будут разделены на три группы: правовая, социальная и духовная.

          Главное место в работе Службы должны занимать духовное развитие, социальная адаптация и правовая культура подрастающего поколения.

          Работа «Службы»:

          1. В первую очередь, каждый студент при поступлении в техникум обязан будет подписать договор о правилах поведения в учебном заведении, он будет нести определенные наказания (не нарушающие права человека и гражданина)

          2. Необходимо проводить лекционные занятия на духовно-нравственные и социально-правовые темы (еженедельно – в форме классных часов).

          3.  Ввести факультативные занятия:

          - «Основы правовой культуры» (основой должны являться международные правовые документы – Конвенция о правах ребенка, Декларация прав человека и Конституция РФ);

          - «Основы религиозных культур и светской этики» (Провести разработку факультатива с учетом результатов Общего анкетирования);

          - Историко-миссионерские занятия (теория и практика).

          - «Культура поведения»

          4. Один раз в месяц проводить анкетирование, для отслеживания динамики духовно-нравственного и социально-правового развития учащихся.

          5. Проводить встречи с представителями духовенства.

          6. Начать сотрудничество с казачеством, религиозными конфессиями, в летную практику студентов 1 курса, можно ввести недельную практику-помощь детским домам.

          7. Январь – проводить встречи с представителями духовенства (г. Кисловодск, станица Ессентукская).

          8. Февраль – май – адресная помощь ветеранам и пожилым людям, в микрорайоне техникума.

           9. Март - проводить встречи для призывников с ветеранами и  представителями казачества.

Вся деятельность «Службы» представлена схематично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема работы «Службы» в Филиале №1 КГМТ,

по внедрению духовно-нравственного воспитания учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


          Примером такой деятельности в духовно – нравственном воспитании детей и молодежи, может являться воспитательная работа Школы №2

г. Ессентуки

          МОУ СОШ № 2 города Ессентуки является одной из самых старинных школ России. Из поколения в поколение передаются школьные традиции:

- вечера встреч с выпускниками школы,

- пионерское движение, которое потом переросло в движение «адресной помощи» ветеранам и пожилым людям в микрорайоне школы.

          Был создан школьный комитет по сохранению фотоальбомов «Из жизни школы», где хранятся уникальные фотографии  конца XIX - начала XX  вв. В школе проводятся мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: «День матери», «Моя семья», «Малая школьная Зарница», ежегодный конкурс инсценированной военно-патриотической песни, ежегодно проводится работа с ветеранами ВОВ, посещается краеведческий музей, проводятся рейды по сохранению историко-культурных памятников города Ессентуки. МОУ СОШ №2 является шефом детского сада  №15 «Звездочка»,

№ 26 «Берёзка» .

          Несколько лет подряд, на базе школы №2 г. Ессентуки действует отряд «Поиск», который ведет свою работу по нескольким направлениям:

- историко-краеведческое, по изучению истории своего города, а особенно по истории школы;

- военно-патриотическое,

- нравственно-духовное

          В данной работе участие принимают обучающиеся школы, их родители  и весь педагогический коллектив.

Целью духовно-правовой и социально-психологической службы, по-нашему мнению, должно  являться духовно-нравственное воспитание студентов, основанное на приобщении к истории своей страны. Воспитательное значение благотворительной деятельности мы связываем не только с развитием духовно-нравственных ценностей, традиций, знаний, но с предоставлением ребенку возможности выбирать собственную систему ценностей, соотнося свои представления с теми нормами, которые сложились в обществе, а также оценивать окружающий мир с позиций высших духовно-нравственных категорий. Обращаясь к истории своей страны, благотворительной деятельности ее лучших сынов, мы извлекаем духовный смысл, которые становятся фундаментом ее дальнейшего развития. Такими основами зарождения и развития благотворительной деятельности выступает нравственно-религиозная, идейно - просветительская и миссионерская традиция в истории России, в рамках которой складывается представление о духовно-нравственном идеале современного мира. При формировании структуры программы мы руководствовались методом моделирования, предполагающим создание модели определенного периода развития истории, чтобы выявить наиболее существенные черты. 

          Особое место в развитии духовно-нравственного  воспитания с недавнего времени стали занимать центры христианской культуры,  работа в которых строится на приобщении молодежи к разнообразной культурологической деятельности. Эти центры стремятся наладить отношения с общеобразовательными учреждениями, организуют летние лагеря христианской культуры, куда во время каникул приглашают сотни ребят и педагогов.

          Говоря  о возможностях организации духовно-нравственного воспитания детей в стенах общеобразовательных учреждений, мы считаем, что в первую очередь,  необходимо внедрять в учебные планы различные факультативные курсы, занятия, где студенты знакомятся с основами религиозных  культур, с светской  этикой, с историей миссионерской деятельности в России.


Концептуальные основы для разработки программы духовно-нравственного воспитания учащихся

Концептуальные основы для разработки программы духовно-нравственного воспитания учащихся

Именно это направление нам представляется наиболее перспективным, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать особенности основного образования

Именно это направление нам представляется наиболее перспективным, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать особенности основного образования

Эта служба будет работать по основным проблемам программы, которые будут разделены на три группы: правовая, социальная и духовная

Эта служба будет работать по основным проблемам программы, которые будут разделены на три группы: правовая, социальная и духовная

Схема работы «Службы» в Филиале №1

Схема работы «Службы» в Филиале №1

В данной работе участие принимают обучающиеся школы, их родители и весь педагогический коллектив

В данной работе участие принимают обучающиеся школы, их родители и весь педагогический коллектив
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023