Концертмейстер балета – особая профессия, это больше чем рядовой аккомпаниатор, если обязанности аккомпаниатора не выходят за рамки аккомпанирования, то задачи балетного концертмейстера включают в себя участие в творческом процессе, а также содействие развитию музыкально-ритмических навыков и музыкально-эстетического вкуса у будущих артистов балета. Специфика концертмейстера балета заключается в том, чтобы активно участвовать практически в решении задач, поставленных педагогом-хореографом перед учениками. Роль концертмейстера заключается в посредничестве между музыкой и хореографией.
Специалистов этой области в Молдове не готовят ни в одном учебном заведении, поэтому молодой специалист, приходя в балетный класс, сталкивается с большими трудностями в работе. Освоение музыкальной специфики возможно только при изучении азбуки классического танца. Необходимо овладеть танцевальной терминологией. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Важно знать, как то или иное упражнение исполняется, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Концертмейстер должен знать программу и план каждого учебного года, также иметь представление о методике преподавания различных хореографических дисциплин.
Во время исполнения учитывать разные физические способности учащихся, здесь выступает проблема темпового соответствия это специфика балетных аккомпанементов, когда ритмические оттяжки связаны с количеством тех или иных балетных движений, а темп часто зависит от размера сценической площадки и т. д. и т. п.
Помимо владения обширным нотным репертуаром, музыкальной и хореографической памятью, чтением с листа, транспонирования, нужно уметь импровизировать. В пользу импровизационного метода аккомпанирования выражала свое мнение известный концертмейстер Академии Русского балета Л.И. Ярмолович: «В импровизационной системе музыкального оформления урока классического тренажа в качестве тем для музыкальной импровизации, желательно использование песенных и танцевальных тем народной музыки, а также мелодического материала классических произведений – балетных, симфонических, фортепианных и т. п.»
Использование импровизационного стиля аккомпанирования обусловлено правилами и условиями ведения урока педагога - хореографа, заданные комбинации требуют быстрой реакции, в соответствии со сменой характера движений, происходит неоднократное изменение темпа, структуры аккомпанемента, характера музыки.
Импровизационная музыка должна строго подчиняться рисунку заданной педагогом комбинации, иметь определенный ритмический рисунок, соответствующий характеру движений.
Концертмейстер должен успевать охватить взглядом весь класс, иметь так называемое развитое боковое зрение. Оно позволяет распределять внимание между нотами и движениями учащихся, чтобы правильно исполнить нужные акценты. Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие на слабую, из-за такта, так же помогать движению динамическими оттенками. Необходимо научиться грамотно оформлять учебные занятия, соотносить упражнения с музыкальным материалом, уметь ориентироваться в нотном тексте, если педагог-хореограф остановит в любом месте, пианист должен знать, с какого места проигрывать произведение.
Концертмейстер не является самостоятельным исполнителем, а работает в ансамбле с учащимися. Правильная работа в ансамбле, это необходимое качество пианиста, чтобы достигнуть этого, нужно понимать «язык ног», «язык рук», обыгрывать каждое движение корпуса, головы, рук. На приобретение знаний, умений и навыков, связанных со спецификой работы концертмейстера балета требуется много времени. Опыт и необходимая квалификация приходят с годами. Концертмейстеру необходимо содействовать развитию музыкальных представлений педагога-хореографа, быть активным сотрудником, помощником, союзником, стремиться к творческой атмосфере в классе.
Пианиста-концертмейстера балета музыканты других специализаций заменить не смогут, а концертмейстер должен уметь провести полноценное занятие в отсутствие педагога-хореографа, так как он является помощником хореографа. Мастерство концертмейстера требует не только огромного артистизма, но и применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, полифонии, сольфеджио, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы.
Для полноценной деятельности концертмейстер должен иметь комплекс психологических качеств личности, высокую работоспособность, мобильность, находчивость, чуткость, выдержку, педагогический такт. Также следует постоянно находиться в поиске, ведь на уроке требуется разнообразная, интересная музыка, необходимо все время повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать пианистическое мастерство, обогащать багаж.
Дело в том, что
пианист должен знать движения хотя бы приблизительно, и уметь показать их или
хотя бы их элементы - пусть даже непрофессионально, невыворотными ногами. Все движения,
исполняемыми артистами на уроке и репетициях, запоминаются зрительно пианистом
и поэтому можно уже отдельно, без них, сидя дома, например, подбирать разную
музыку к тому или другому движению.
Самая большая помощь идет от тех педагогов,
которые не специально, но во время показа движения, напевают что-либо. Иногда,
правда, это одна и та же мелодия весь урок, но и она помогает схватить ритм. И
если готовой музыки в голове нет, то можно сымпровизировать хотя бы на тот
ритм, который напел педагог. От того, насколько четко будет показана комбинация
педагогом, и зависит “попадание пианиста в музыку.”
Помимо
контакта артиста с пианистом, прежде всего важен контакт пианиста с педагогом.
Известно, что не все люди сходятся характерами. И вот тут важно попытаться
найти общий язык с педагогом. Балетные артисты и педагоги, показывающие
комбинации, используют руки, и очень важно смотреть, что они показывают на
руках. При этом движения звучат на французском языке. Как правило, балетные
движения состоят из так называемых квадратов – периодов по восемь тактов, но
иногда просят сыграть небольшой довесок в конце, чтобы постоять в какой-либо
позе.
Удивительного результата достигают
те пианисты, которые придерживаются следующей методики. Если педагог незнакомый – очень полезно до урока
поговорить с ним, неважно о чем: о погоде, о балете, просто о жизни, спросить
ничего ли у него не болит случайно, голова, например. Таким образом, контакт
налаживается и в процессе урока можно добиться больших результатов. Даже если и
не попадаешь сходу в комбинацию.
Сложнее, когда педагог постоянный и
у тебя с ним не ладится. Для того чтобы наладить контакт, нужно как можно чаще
ему играть, а также стараться пообщаться после урока и выяснить, что было не
так. Как правило, даже если играешь одно и то же каждый раз, к тебе относятся
все лучше и лучше. Это и есть процесс привыкания.
Каждый концертмейстер, именно балетный концертмейстер, может и должен выбрать свой путь, свой стиль сам. Я ни в коем случае не говорю о том, что именно так и никак иначе нужно играть на уроках классики. Повторюсь, каждый пианист, который заходит в балетный класс, должен найти, или точнее сказать прийти к своему стилю. Что может спасти нас концертмейстеров? Именно умение импровизировать. Смотришь на артистов, и выигрываешь каждое движение стопы, «вздох» руки, отыгрываешь поворот корпуса и головы. Но как же научиться? Первое – это тренировка своего слухового аппарата. Подбирайте на рояле все, что нравится. Каждый день, каждую свободную минуту. Второе – импровизировать можно с поиска удобных гармонических цепочек. Сначала с коротеньких, самых простых. Научится их играть в любых тональностях. Следующий шаг – это мелодия, которая тоже сначала не сложная, по одному звуку нанизывать, как «жемчужины на нить». Все это кажется сложным и долгим процессом, но это того стоит. Месяц, другой, и вы будете наслаждаться тем, что вы свободно обращаетесь со своим инструментом, вы не листаете ноты, не ищите репертуар. Умение подбирать, умение импровизировать – это удобно. Удобно для артистов и для педагога.
Согласна, что в первых балетных классах должна звучать иная музыка. Может не такая драматичная, не такая эмоциональная, не такая разнообразная в плане гармонического языка, без виртуозных пассажей. Но это должна быть МУЗЫКА. Ведь, и мы, концертмейстеры, формируем вкус, музыкальность у детей. Когда-нибудь они будут приняты в труппы театров, станут к станку, и должны будут выполнять движения под музыку! Вот и призываю нас всех играть музыкально, импровизационно, как и в первых классах, так и на последних курсах.
В иностранных балетных труппах уроки практически такие же. Может отличаться темп на уроках (они очень любят джаз), тем не менее, импровизация стоит на первом месте. Сопровождение этих уроков такое же яркое, эмоциональное, темповое, интонационно разнообразное. Это театральные труппы, здесь полная свобода творчества в стилях.
Хочу сделать акцент на том, что балетные концертмейстеры – уникальны. Ведь, это люди, которые могут все: играть балетный урок, который носит импровизационный характер, затем репетиционный процесс (в руках у пианиста клавиры балетов). Репертуар театров очень многообразен и насыщен:
· постановочные репетиции – это совместная работа с балетмейстером,
· рояльные и оркестровые репетиции – работа непосредственно с дирижером.
И когда в зрительном зале аншлаг, а мы за кулисами с артистами – все эти овации мы принимаем и в свой адрес. Какой складывается вывод из всего сказанного: любите свой инструмент, импровизируйте, сочиняйте, творите, убеждайте, не стойте на месте и постоянно развивайтесь.
Список литературы:
1. Безуглая Г. А. Музыкальное сопровождение классического танца – Санкт Петербург, 2005.
2. Косторовицккая В. С. Сто уроков классического танца, 2 издание, 1981.
3. Шендерович Е. В. В концертмейстерском классе: Размышления педагога – М.: Музыка, 1996.
4. Ярмолович Л. И. Принципы музыкального оформления уроков классического танца, Л.: Музыка, 1968.
5. Федорова (Табаченко) Екатерина, концертмейстер театра-балета и Академии танца под руководством Б.Я. Эйфмана, статья «Философия концертмейстера балета».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.