Концертмейстер в классе вокала. Основные аспекты деятельности и творческого взаимодействия
Оценка 4.6

Концертмейстер в классе вокала. Основные аспекты деятельности и творческого взаимодействия

Оценка 4.6
docx
18.10.2020
Концертмейстер в классе вокала. Основные аспекты деятельности и творческого взаимодействия
Концертмейстер в.docx

Концертмейстер в классе вокала. Основные аспекты деятельности и виды творческого взаимодействия.

Никонова Светлана Ивановна.

Концертмейстер

МБУДО ДШИ №12, Самара, 2020

Аннотация. Концертмейстерство - яркий пример гармоничного сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога.  В данной статье будут рассмотрены основные аспекты деятельности концертмейстера в классе вокала, а также, формы творческого взаимодействия.

Исполнитель и педагог в одном лице – такое особое место в учебном заведении занимает концертмейстер, так как в повседневной учебной деятельности, концертных и конкурсных выступлениях, его творческие, педагогические и психологические умения трудно отделить друг от друга. Часто концертмейстеру приходится брать на себя роль педагога, помогая учащимся проучивать текст, понимать штрихи, следить за интонационной и ритмической точностью, темпом.

В некоторых ситуациях концертмейстер в прямом смысле выполняет функции психолога. Часто требуется снять излишнее напряжение, нервозность перед выходом вокалиста на сцену, помочь в создании артистического настроя. Волнение перед публичным исполнением вокалиста часто мешает творческому раскрытию, поэтому очень важно постоянно (из урока в урок) воспитывать у учащихся чувство огромной радости и удовольствия от общения с публикой.

Концертмейстеру так же принадлежит очень важная роль в образовательном процессе. Нужно уметь разбудить творческую фантазию ученика, создавая своим исполнением ту качественную среду для создания художественного образа в ансамбле, которая будет способствовать успеху исполнительской деятельности солиста. Игра концертмейстера должна быть настолько профессиональна, что, слыша её, ученик будет стремиться к развитию и совершенствованию своего творчества. Таким образом, одной из важнейших задач концертмейстерской деятельности является плодотворная работа с вокалистом, в процессе которой происходит формирование и развитие способностей обучающегося, его художественно-эстетических взглядов и эмоциональных качеств. Недостаточно тщательно выучить произведение, надо и внутренне «пережить» его, глубоко сродниться с ним и почувствовать его красоту. Игра безжизненная, не согретая теплотой настоящего чувства не увлекает слушателя.

Давайте рассмотрим, какие основные виды творческого взаимодействия встречаются в работе концертмейстера. Это:

- публичное исполнение,

- работа концертмейстера с учеником,

- работа концертмейстера с педагогом,

-  самостоятельная работа концертмейстера.

Теперь разберем каждый вид подробнее.

Публичное исполнение.

Основная задача концертмейстера - совместно с преподавателем помочь учащемуся в подготовке концертного выступления. Учитывая возраст ребенка, степень его одаренности, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося планомерно, тем самым программируя его на успех.

Сцена — это всегда стресс. Педагоги имеют прямое отношение к тому, будет ли ученик испытывать страх или это будет творческое волнение. Они должны уделять особое внимание работе по приведению нервной системы ученика в рабочее состояние, исключающее перевозбуждение или полное безразличие. Одной из совместных педагогических задач педагога и концертмейстера является достижение учеником психоэмоционального баланса, его позитивного настроя на успешное выступление (физического и психологического состояния ученика в момент выступления).  

В целях выработки стрессоустойчивости можно прибегать к различным приёмам: петь перед воображаемой комиссией, родителями (в роли воображаемой публики могут выступать игрушки, домашние предметы). Во время исполнения учащийся должен быть готов к любым неожиданностям из зала (покашливание, шепот и др.). Главная задача – не остановиться, допеть до конца.

Такие «прогоны» программы позволяют нарабатывать сценический опыт. Важен положительный отзыв публики, пусть даже непрофессиональной (соседи, работники музея, библиотеки, благодарные воспитанники детского сада). Так же полезно снимать исполнение на камеру и затем анализировать свое исполнение. Можно, представляя исполнение на сцене, поиграть с включенным на среднюю мощность телевизором или радио. Это вызывает усталость, но вырабатывает сосредоточенность и концентрацию внимания. В моменты «срывов» ребёнка на сцене профессионализм концертмейстера незаменим – он должен мысленно вернуть солиста в произведение или самому доиграть его до конца, сохранив звучание ансамбля. Именно выдержка концертмейстера в данный момент позволит учащемуся не приобрести комплекс боязни выступления на сцене. Очень важно чтобы воспитание волевых качеств ученика было регулярным и систематизированным.

 Работа концертмейстера с учеником.

 Форма ансамблевого исполнения ученика-солиста с концертмейстером рассматривается как одна из эффективных для формирования и развития личности учащихся. Этот метод, позволяет использовать занятия музыкой как средство познания, как способ выражения собственных идей, решения интересных, практически значимых и доступных задач.

 Концертмейстер является соучастником художественной атмосферы, без которой невозможно творчество на занятиях. Для плодотворной творческой работы очень большое значение имеет благоприятная атмосфера урока, установление теплых доверительных отношений с учащимися, доступная форма объяснений, приносящая положительный результат.

Ученик должен воспринимать концертмейстера как партнера, единомышленника, а не как второй после педагога контролирующий и оценивающий орган.

При правильно организованной работе у ученика должно сформироваться чувство, что все, чего он добился - он сделал самостоятельно.

 Концертмейстер в первую очередь подает ученику пример работоспособности, чуткого отношения к музыке, тогда музыкальные занятия воспитывают у ребенка привычку к работе, трудолюбие, усидчивость. Все эти качества очень пригодятся в дальнейшей жизни учеников.

 Очень важно научить обращать внимание ученика на партию аккомпанемента, учить активному слушанию звучания совместного исполнения. Учащемуся необходимо постоянно напоминать про слуховой контроль.

 Работа концертмейстера с педагогом

Практика показывает, что педагоги, работающие определенное время вместе, нарабатывают совместный профессиональный опыт общения; исполняющие концертную программу, знающие методику подачи материала, имеющие общую терминологию, понимающие друг друга с полуслова достигают результатов в обучении гораздо выше, чем их коллеги.

В такой творческой атмосфере обучающийся чувствует себя гораздо комфортнее: он больше доверяет сотрудничающим педагогам, многие моменты музыкального и психологического плана решаются быстрее и успешнее.

Концертмейстер не должен нарушать авторитет преподавателя в глазах ученика, он в классе - главный, все разногласия в трактовке произведения и т.д. должны решаться в отсутствии ученика. Удачными и профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый «союз» «педагог + концертмейстер + ученик». Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно донести и концертмейстеры, умеющие правильно принять пожелания педагога, имеют творчески слаженный и успешный коллектив.

Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Только с такой позиции можно осуществить все замыслы и иметь высокую результативность.

В творческом союзе педагога и концертмейстера всегда найдётся место для методической работы – совместного создания рабочих, экспериментальных программ, планирования открытых уроков; инновационной деятельности –совместных поисков нового репертуара, создания интересных, ярких переложений, планирования предстоящей концертной деятельности учащихся.

Широко приветствуется совместная концертная деятельность коллег, участие в

профессиональных педагогических конкурсах. Это обоюдно обогащает музыкантов, повышает их исполнительский и общекультурный уровень, учит взаимному доверию и создаёт заражающую творческую атмосферу.

Ценность общих педагогических усилий кроется в обеспечении гармоничного развития личности учащихся, приобщении их к культурным ценностям через любовь и понимание великого искусства-музыки.

 Самостоятельная работа концертмейстера

 «Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнеру».

Концертмейстер – это не солист, который может умело и без запинки исполнить сольную программу, на нём лежит большой груз ответственности, так как начинающий вокалист требует повышенного внимания, помощи, мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой.

Чтобы всегда оставаться на «высоте», необходимо постоянно поддерживать хорошую «форму», продолжать работать над техникой. Поэтому самостоятельные занятия концертмейстера за инструментом чрезвычайно важны.

Начиная работу над любым аккомпанементом, нужно, прежде всего, понять его образный характер, основное содержание. Исключительно полезно для понимания интонационной логики и интервальной структуры пропевание собственным голосом строчки солиста, образно-слуховое восприятие произведения, прочувствованного лично, является наиболее ярким и запоминающимся.

Необходимым условием работы концертмейстера является свободное владение своей партией, доведение ее до определенной степени автоматизма.

Основное и главное требование к аккомпанементу – он никогда не должен заглушать партии солиста, мешать ей. Концертмейстеру необходимо умение выстраивать баланс звучания, особенно в кульминациях. Динамика в аккомпанементе должна быть очень внимательно продумана. Регулятором динамики, прежде всего, является регистр инструмента. Высокие кульминационные ноты требуют активной динамической поддержки пианиста, средние, нижние – особой ансамблевой чуткости.

 В заключении хочется сказать, что деятельность концертмейстера требует от пианиста многосторонних знаний и умений по гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы.

Концертмейстер–это первый помощник и правая рука преподавателю в классе вокала, его музыкальный единомышленник. А для солиста – и помощник, и друг, и наставник, и педагог.

Завоевать авторитет хорошего концертмейстера совсем не просто, это постоянная работа над собой - трудолюбие, ответственность, богатые знания, настойчивость, упорство, ежедневное самосовершенствование.

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Виноградов, К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца / К. Виноградов // Музыкальное исполнительство и современность. — М.: Музыка, 1988. — Вып. 11.

2.     Доливо А.Л. Певец и песня. М.; Л., 1948

3.     Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961

4.     Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972.

5.     Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, П.Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога -М.: Музыка, 1996.

6.     Чачава, В. Искусство концертмейстерства. Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстера. Учебное пособие для музыкальных вузов (1–4 курс) / В. Чачава. — СПб.: Композитор, 2007

7.      Яновская, Л. Л. Концертмейстерский класс: учебно-метод. пособие / Л. Л. Яновская; ЧГАКИ. — Челябинск, 2004.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Концертмейстер в классе вокала

Концертмейстер в классе вокала

Таким образом, одной из важнейших задач концертмейстерской деятельности является плодотворная работа с вокалистом, в процессе которой происходит формирование и развитие способностей обучающегося, его художественно-эстетических взглядов…

Таким образом, одной из важнейших задач концертмейстерской деятельности является плодотворная работа с вокалистом, в процессе которой происходит формирование и развитие способностей обучающегося, его художественно-эстетических взглядов…

В целях выработки стрессоустойчивости можно прибегать к различным приёмам: петь перед воображаемой комиссией, родителями (в роли воображаемой публики могут выступать игрушки, домашние предметы)

В целях выработки стрессоустойчивости можно прибегать к различным приёмам: петь перед воображаемой комиссией, родителями (в роли воображаемой публики могут выступать игрушки, домашние предметы)

Ученик должен воспринимать концертмейстера как партнера, единомышленника, а не как второй после педагога контролирующий и оценивающий орган

Ученик должен воспринимать концертмейстера как партнера, единомышленника, а не как второй после педагога контролирующий и оценивающий орган

Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания

Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания

Начиная работу над любым аккомпанементом, нужно, прежде всего, понять его образный характер, основное содержание

Начиная работу над любым аккомпанементом, нужно, прежде всего, понять его образный характер, основное содержание

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2020