Копилка методов и приемов развития познавательного интереса учащихся к биологии
На уроках биологии я использую следующие приёмы, способствующие развитию познавательного интереса учащихся (этап восприятия знаний):
Приём новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др.
Используя данный прием, стараюсь сводить своё изложение не к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания. Например, при изучении в 7 классе темы «Отряд Перепончатокрылые» привожу такой пример: один гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха! Сколько цветков посещают пчёлы? Пчела посещает в среднем 12 цветков в минуту, 720 цветков в час , 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня.
Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощённости от только что услышанного. Сведения о количестве посещённых пчёлами цветов вызывает у учеников не только удивление, но и восхищение.
Приём семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.
Например, раскрывая строение гидры (7 кл, тема «Кишечнополостные») сообщаю следующий факт:
Более 250 лет назад голландский Авраам Трамбле дал название увиденному им маленькому полипу - Гидра. Это название получил за сходство с чудовищной Пиренейской гидрой, с которой сражался Геракл.
Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае.
Приём значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Приведем пример. Изучая тему в 6 классе «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений» учащиеся узнают, что леса называют «зелёными лёгкими» планеты. Учёные подсчитали, что при нынешних темпах вырубки к 2013 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечёт за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Данный приём заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов. Мне кажется, что такая манера учителя детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.
На этапе осмысления изучаемого материала я использую следующие приемы:
Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации. При изучении темы в 7 классе «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт» предлагаю ученикам решить такой проблемный вопрос: щенка кормили только молоком; будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.
Я думаю, что проблемные вопросы способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.
Исследовательский приём. Использую этот прием следующим образом: на основе проведённых опытов, наблюдений и анализов литературных данных предлагаю учащимся самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод. При изучении в 7 классе темы «Факторы среды и их влияние на биоценозы» ученикам предлагаю следующую задачу:
Неподалёку от водоёма, населённого многими видами животных, в том числе и земноводными, находится завод, не имеющий на трубах очистительных фильтров. В водоёме стала наблюдаться гибель земноводных. Анализ проб воды не показал наличия, каких - либо вредных веществ для живых организмов. Почему погибли земноводные?
Эвристический приём. Опираясь в своём вопросе на имеющиеся у учащихся знания, я помогаю ученикам с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ. Например, при изучении в 8 классе темы «Пищеварение» ставлю вопрос:
Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью, каких веществ будут перевариваться его составные части? Таким образом, постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения - всё это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обуславливает развитие познавательного интереса к биологии.
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний я использую следующие приёмы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету.
Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся. Перед уроком школьники получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:
- рассмотрите растения засушливых районов и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги (6 кл, тема «Характеристика основных экологических групп растений») - розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи). Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека (8 класс, тема «Пищеварение»).
Приём моделирования. В 7 классе изучая тему «Цепи питания. Поток энергии» учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определённой территории. Предлагаю следующее задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.
Составление схем, таблиц. При изучении темы «земноводные» ученики заполняют таблицу: Лягушка - земноводное животное. Укажите, какие особенности лягушки указывают на то, что она земноводное животное.
Использование данных приёмов повышает стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий и развивает познавательный интерес.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.