korotneva1971@mail.ru

  • Работа в классе
  • doc
  • 19.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

развитие речи в средней группе на тему домашние животные
Иконка файла материала Загляни в природу.doc

«Загляни в природу»

Цель мероприятия. Воспитать любовь к родному краю, бережливое отношение к природе.

Оборудование. Комплект иллюстраций из Красной книги, плакаты: «Интересно знать» (интересное про растения), «Братья наши меньшие» (интересное про животных), выставка детских рисунков «Природа нашими глазами», выставка поделок из природного материала «Удивительный мир природы и фантазии», грамзаписи «Голос птиц»,

П. И.Чайковский «Времена года».

Ход занятия.

(Звучат голоса птиц на грамзаписи, на фоне мелодии рассказывает учитель)

Учитель. Пожалуй, наибольшее наслаждение и радость, самую горячую любовь к родному краю, к жизни вызывает общение с природой. Она всегда очаровывала, волновала человека. Шепот прозрачной воды, зеленых дубрав, пение звонкоголосых птиц, запах и разнообразие цветов - все это дорого сердцу. Ни с чем несравнимая природа родного края.

Как вы уже догадались, речь на  нашем часу общения пойдет про лес, деревья-символы, про животный мир и охрану нашей природы. (мелодия Чайковского «Времена года»).

 

Ученица. Природа и Отечество - неотделимы. У каждого из нас остался в сердце дорогой уголок, где прошло детство: зеленая левада, луга с ароматной скошенной травой, солнечный сосновый бор или тенистый лес с земляничными полянами; широкое поле, где так легко и сладко дышать, тропинка, сбоку которой растут васильки и маки и по которой, кажется, не идешь, а летишь, будто птица... (на фоне медленной мелодии).

 

Ученик.

Безгранично с детства люблю красоту

Своего родного края -

Днепра голубизну необозримую,

Сосну в сумерках прозрачных.

И месяц в облаках серебристых,

И свежесть весенней листвы,

И синий луч васильков

В пшеничном море колосьев.

Ученица.

В лес зайду я снова

На тихую сердечную беседу;

Как пахнет спелая земляника.

И солнцем прожженная хвоя!

Я слышу кукушки ку-ку,

Березок дрожащих вздох,

Тонкие белокорые сестрицы

Сплели свои ветви в косицы.

Ученик. Издавна люди верили в богов - покровителей всего живого на Земле. Так покровительницей растений считалась богиня Флора, животных - Фауна. Поэтому растительный мир называют флорой, а животный - фауной.

 

Были у матери Природы

Две дочери такой красоты:

Кто их увидел хоть на миг, -

Не мог забыть и разлюбить.

Голубоглазую звали Флора.

У нее глаза, как звезды;

Всегда мечтательная, хрупкая,

Ласковая, нежная и приветливая.

А Фауна - быстрая, как ветер,

Могла за птицей улететь,

И за оленями прыгать

И с белочками шалить.

Обе мир живой любили,

Затем его боготворили;

Поэтому решила мудрая мать

В приданое им дары даты.

Мечтательной Флоре - мир растительный,

А оживленной Фауне - животный,

Чтобы берегли и ухаживали,

От всего злого защищали.

Живут в легендах и поныне

Живого мира две богини.

Загляни в природу. Еще белеет снег, с оттепелями чередуются морозы, а под снежным одеялом уже пробуждается новая жизнь. И вот появляются посланцы зеленоглазой Весны. Кажется, почва в весеннем лесу прикрыта тонкой кружевной скатертью, сотканной из множества колокольчатых голубых цветков. Вы знаете, какие это цветы? (Дети отвечают: подснежники).

Подснежники - предвестники тепла, символ надежд на лучшее будущее. В народе их называют цветами надежды. Благодаря своей красоте и потому, что они одними из первых открывают весенний карнавал цветения, подснежники почти полностью истреблены. Они занесены в Красную книгу и нуждаются в охране. (Звучит мелодия Чайковского "Времена года" - весенние мотивы.)

Ученик.

Еще земля в зимних одеждах белых,

И из-под снега, почти незаметный,

Выглянул неожиданно, сердцу милый,

Застенчивый подснежник голубой.

Еще зимние метели летают,

И весны разгон не остановить,

И звонкие капли начинают

В лучах солнечных звучать.

Учитель. Дети, а в чем отличие между подснежником и пролиском?

(Правильно, это два брата, которые отличаются только цветом. Подснежник – белый, а пролисок – голубой).

А какие еще растения занесены в Красную книгу?

(Показываю иллюстрации на доске, зачитываю легенду про Барвинок).

Май в лесу - праздничная пора.

Зацветают ландыши. Украинский фольклор рассказывает, что эти цветы подобны жемчужинам и являются застывшим счастливым смехом лесной русалки Мавки, впервые почувствовала радость любви. Во Франции в первое воскресенье мая собирали ландыши, украшали ими дома. Приглашая девушку на танец, парень дарил ей букетик ландышей. Обмен букетиками даже означал согласие на брак. Если же девушка была согласна, она бросала букетик на землю. Эта замечательная цветок, который называют лилия долин, сейчас находится на грани уничтожения и тоже занесен в Красную книгу.

 

Ученица.

 

Сестра нарциссов, лилий нежных

И неповторима среди них,

Цветет прекрасная, белая

Ландыш в лесах моих.

Как невеста с тонким станом,

Стоит, улыбается мне;

А запах нежный, несравненный,

Пьянящий, как чары весенние.

Ее сорвать - опорочить красоту.

К сожалению, находятся и такие -

Бездумно калечат природу,

Пакуют цветы в мешки.

А потом втихаря, как воры,

В мешках красоту торг везут.

С пучком ландышей, злодеи.

Свою же и совесть продают.

(Чайковский «Времена года», летние мотивы).

Учитель. В молодую яркую зелень поздней весны незаметно вплетаются краски раннего лета. В конце июня появляется вездесущая земляника. До чего же приятно найти красный от плодов ягодник, шевелить теплые тройные листочки и собирать среди них ароматные, напоенные и прогретые золотым летним солнечным лучиком вкусные и целебные ягоды земляники! (Голоса птиц).

Ученица.

Летнее утро. Июньская пора.

Уже созрели красная земляника.

Поэтому заполнила лес детвора,

И взрослые пришли, как годится

Только слышно «Эй» и «Ау».

О, природа, прячь свои чары:

Топчут папоротник, цветы, траву-

Только б скорее наполнить тару.

Будто мамонтов стадо прошло

Или конное враждебное нашествие-

Все, что цвело, изобиловало, росло,

Полегло, почернело, увяло.

Недопитые и пустые бутылки,

Тут и там из яиц скорлупы,

Везде бумаги грязного куски,

Еще консервные банки на куче.

И молчит удивленный лес,

Лишь огорченно, тихо вздыхает;

Без доверчивых слов и без слез

Своим видом он говорит:

«Если хочешь сюда еще прийти,

Чтобы земляники или грибов насобирать,

То научись меня беречь

И красоту мою умей уважать».

Учитель. Хорошо в лесу летом. Синеют нежные бокалы лесных колокольчиков, краснеют ажурные лесные гвоздички, удивительно пахнет созревающая малина; в разноголосое пение птиц вплетается мелодичное кувание кукушки. Мелодия лесов звучит для нас, как этот замечательный неповторимый вальс. (Вальс.) Настоящим символом лета можно считать цветения розы. Во все века розы получали всеобщее признание и восхищение людей. Выращивали их в Древнем Египте, Греции, Риме, Малой Азии. В настоящее время известно более десять тысяч сортов культурных роз. Ни одному цветку не посвящено столько легенд, поэм, стихов, как розам. Одна из греческих легенд рассказывает, что когда из морской пены у берегов Кипра вышла божественно прекрасная Афродита, то Земля очень рассердилась и решила создать что-то не менее прекрасное. Так появилась цветок розы, который своей красотой не уступал богине красоты.

Ученик.

Откуда ты взялась, такая волшебная?

В какой росла ты семье?

Цветок юга, солнечная царевна,

В красоте тебе нет равных,

Муза и невеста соловьев.

Зовут твоей матерью шиповник.

Это она в ясные погожие дни

Взрастила дочь единую,

Отдала ей ароматы эти дивные

И материнские соки весенние.

Ты горишь в зеленолистных арках

В хрустальных капельках росы,

В садах, в скверах, тихих парках -

Везде ты величественная обладательница.

Юности, любви и красоты.

Учитель. Летом цветет еще множество замечательных цветов, которые поражают своей красотой, приятным ароматом, разнообразием цветов и оттенков. Отгадайте, что это за цветок?

- Вот он растет, стройный, высокий,

Листья - заостренные мечи,

Такой веселый, ясноглазый,

Плащ пурпурный на плече.

Он настоящий рыцарь, что сказать, -

Шепчут Астры с удовольствием.

И на головками кивать

И кидать взгляды страстные:

И кто сказал, что он красив?

Это же обычный Дон Жуан, -

Вздохнул приглушенно ревнивый,

Самовлюбленный в край Тюльпан.

- Нет, это рыцарь, настоящий рыцарь,

отважный, славный д'Артаньян, -

Ромашка шепчет белолицая,

И замолчал расстроенный Тюльпан.

А он стоит, стройный, высокий,

Листья - заостренные мечи,

Страстный, веселый, ясноглазый,

Плащ пурпурный на плече. (Гладиолус).

(Загадки про цветы). А может кто-то читал про цветы-путешественники, знает какую-то легенду?

(Мелодия Чайковского «Осенние мотивы»).

Учитель. Пришла печальная пора прощания с красным летом. Волшебница осень начинает развешивать на ветвях первые золотые дукаты багровых листьев. А в кристально прозрачном небе уже курлычут журавли. Природа на прощальный пир одевает свое неописуемое красивое платье, лаская зрение игрой сказочных красок. Заглянем хоть на минуту в осенний лес.

(Вальс «Сказки Венского леса»).

Ученик. Ты в осеннем лесу. Итак, рассмотри в день погожий на краски сказочные; вьющиеся дубы в высоту поднялись и ведут таинственный разговор. В золотистых косынках березки стоят, как девушки сошлись в круг; пурпурными кронами клены горят, разведя костер вокруг. Вот калина рубинами кистей вспламеняется вся в лучах осеннего солнца, и безоблачного неба ласковая синева заглядывает сквозь кроны в окошки.

Учитель. Осенью на цветниках горят – переливаются буйным разнообразием осенние цветы.

Ученица.

Здесь гладиолусы роскошные,

Красочные астры - вплоть горят,

А среди них - гвоздики пышные

Ярким цветом развеваются.

И бархатцы, и георгины

К солнцу тянутся, ввысь,

В их лепестки в день осенний

Все краски радуги слились.

Объединяет осень праздник цветов

С праздником первого звонка -

И шумят веселые дети,

И смех детский не смолкает.

Ученица.

Летят багровые и золотистые

Березовые и кленовые листья,

Между зеленой травой

Ложится нежной каймой.

Молчат перелески и дубравы,

Не слышно птичьего разговора,

Осенний сон колышет ветви,

Головками поникли цветы.

Подует ветер - листья мгновенно

Зашепчет что-то, зашелестит,

Удивляется, что тихое лето

Так быстро успело пролететь.

Будто сказочный дедуля,

Всю землю окружил туман,

Посеребрил березам желтые косы,

Вещает нам снега и морозы.

Ученица.

Поздняя осень. Цветы все давно завяли

Во дворе неприветливо и грустно стало.

И оставались еще кустики зеленые,

То радуют глаз поздние хризантемы.

Ученица. (С букетом хризантем).

Хризантема - это осенний цветок солнца,

Что священным считается у японцев.

Цвета у нее белые и красные, голубые,

Темно-коричневые, лимонные.

Верхнюю одежду, хризантемами расшитую,

Имели право только избранные носить.

Одевали ее в дни будничные и праздник

Императорская семья и император.

Еще мы знаем также о хризантеме,

Что в стране Восхода солнца - это эмблема.

Как на нашем гербе пшеница спелая,

На японском - хризантема снежно белая.

Учитель. С каждым годом осень меняет пышные золотистые кудри на серебристую седину. Белая волшебница Зима, зная крутой нрав Деда Мороза, заботливо одевает землю в теплые снежные покровы. И когда мы в хороший зимний день отправимся на природу, то хоть цветов и ягод мы не соберем, зато это будет настоящее путешествие в сказочную страну снежных фантазии и белой тишины. (Чайковский, «Зимние мотивы»).

Ученица.

Позвав морозы и метели,

Зима небесные простыни белые,

Легонько на землю расстелила

Еще сверху самоцветами покрыла.

В утро синее, как вода днепровая,

Пойдем в заснеженную дубраву,

Где сон глубокий и извечная тишина,

Где ветер ни одну ветку не колышет.

Деревья распушили игольчатый иней,

А на тропинках - ленты голубых теней.

В царстве тишины, чистоты и невинности

Исчезают сразу все неприятности, забота.

О зиме говорят: "Дорогая и жестокая".

А кто румянит и целует щеки?

Зима - искрящаяся белокурая фея

Очаровывает обыденностью своей.

Учитель. Вы увидели, что у украинских поэтов много стихотворений о цветах, временах года, лесе и их красоте. А как же сами писатели и поэты относились к природе? Может кто-то расскажет. (Липы Тургенева, Верба Шевченко).

Учитель. Дети, а какие вы знаете деревья – символы Украины? (Верба, калина, сосна).

А кто сможет рассказать какую-то легенду, рассказ про эти деревья?

А какие растения – символы вы знаете?

(Рожь, мальва, подсолнечник).

Учитель. Может кто-то расскажет о них?

Мы должны научиться с вами замечать прекрасное в окружающей среде, привыкать бережно относиться ко всему живому, предупреждать последствия своего поведения в природной среде.

Вот послушайте рассказ, как красота спасла березку.

Однажды посадили большой новый лес: дубы, липы, вяз. Росли саженцы медленно, а сорняки между ними - быстро. Не давали они маленьким деревцам вырасти, подняться. Не знали люди как сорняков избавиться. Вот и старший лесник посоветовал посадить между деревьями березки. Они, мол, растут быстро и уничтожат сорняки, потому оставят их без солнца. Так и сделали.

Через несколько лет подросли березки, уничтожили буквально все сорняки, но и другим деревьям не давали роста, заслоняли им солнце. Решили срубить березки.

Был ясный, солнечный сентябрьский день. Послали бригаду лесорубов. Березки с белыми стволами, золотистыми листочками на фоне ярко-синего неба были такими красивыми! Остановились лесорубы, замерли от красоты. Не поднялась рука с топором совершить расправу над деревьями. Рассудила, что можно другие деревца пересадить на отдельные участки. И до сих пор растет белокурая березовую рощу, даря людям наслаждение.

 Кроме деревьев, растений, которые мы должны с вами оберегать, в лесах вокруг нас живут наши братья меньшие - кто они? Правильно, волки, лисицы, белочки, медведи – в лесу, дома – кошки, собаки, разные птицы. Вот послушайте поучительный эпизод из жизни американских индейцев и сделайте вывод.

Американские индейцы любили есть мясо странствующих голубей. Птиц были такие стаи, что ветки деревьев сгибались под весом их гнезд. Еще больше понравилось мясо голубей переселенцам с Европы. Часто в этих птиц стреляли ради развлечения, устраивали соревнования, кто одним выстрелом убьет больше птиц из стаи. В итоге этот вид начал катастрофически исчезать. В 1909 году было обещано 1500 долларов тому, кто отыщет гнездо хоть одной пары голубей. Вознаграждение никто так и не получил.

Для того, чтобы больше разводилось зверей, птиц, разрастались парки, леса, у нас на Украине создаются заповедники, дендрарии.

Природный заповедный фонд Харьковщины включает в себя 135 объектов общей площадью 26 тыс. гектаров. На территории Харьковской области много живописных озер, прохладных лесных источников, густых урочищ. Может кто читал о них? (Рассказ о минеральном источнике «Харьковская-1»).

Накануне проведения часа общения мы провели с вами анкетирование. (Анализ анкет).

Результатом нашего похода в лес стали эти рисунки, собраны удивительные лесные фантазии. Находясь в туристическом походе и во время нахождения на природе, мы должны с вами бережно относится к лесу, птицам, лекарственным растениям. Не зря в народе говорят: «Кто не жалеет природу, тот вредит сам себе».

Природа – общечеловеческое достояние. Походы за грибами, ягодами, рыбалка, прогулки в парке хорошо влияют на нервную систему, здоровье человека. Красота природы является источником эстетического наслаждения. А поэтому давайте запомним такие правила и будем придерживаться их в жизни:

1. Не рвите цветы, занесенные в Красную книгу.

2. Разжигая костер, необходимо придерживаться правил пожарной безопасности.

3. Не оставляйте на стволах деревьев свои «визитные карточки».

4. Нельзя ломать ветки, загрязнять лесные поляны.

А закончить эти предупреждения я хочу отрывком из произведения С. Куняева «Поклонение природе».

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Анкета.

 

1. Что ты сделал и что мог бы сделать полезного для защиты природы?

2. Какой поступок своих друзей ты считаешь наилучшим по отношению к природе. А какой плохим? Почему?

3. Какой свой поступок ты считаешь наихудшим по отношению к природе. Почему ты думаешь, что это хуже всего?