КОРРЕКТИРУЮЩИЕ
ПРИЕМЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
(Э.Ш. Натанзон)
Принципы педагогического воздействия:
Приемы педагогического воздействия:
Созидающие приемы:
Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений учителя и ученика |
l проявление доброты, внимания, заботы; l просьба; l поощрение; l доверие; l выражение положительного отношения; l авансирование личности (термин введен А.С. Макаренко); l обходное движение (защита ребенка в противовес окружающим - этот термин тоже введен А.С. Макаренко); l прощение; l проявление огорчения; l проявление умений и творчества педагога
|
Приемы, способствующие повышению успеваемости
|
l организация успеха в учении; l ожидание лучших результатов |
Приемы, вовлекающие воспитанника в совершение морально-ценных поступков |
l убеждение; l доверие; l моральная поддержка; l вовлечение в интересную деятельность; l пробуждение гуманных чувств; l нравственное упражнение
|
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника |
l опосредование (подсказка в поведении через промежуточное звено); l фланговый подход (через слабости ребенка); l активизация сокровенных чувств воспитанника |
Тормозящие приемы:
Приемы, в которых открыто проявляется власть педагога |
l констатация поступка; l осуждение; l наказание; l приказание; l предубеждение; l возбуждение тревоги о предстоящем наказании; l проявление возмущения; l выявление виновного
|
Приемы со скрытым воздействием |
l параллельное педагогическое действие; l ласковый упрек; l намек; l мнимое безразличие; l ирония (мнимое одобрение, карикатура, необычное приказание); l развенчание; l мнимое недоверие; l выполнение конкретного дела вместо воспитанника; l метод взрыва
|
Вспомогательные приемы |
l организация внешней опоры правильного поведения (идея А.С. Макаренко); l отказ от фиксирования отдельных поступков
|
Литература:
«Коррекционная педагогика». Под ред. В.С. Кукушина. Изд. Центр «МарТ». Москва – Ростов – на – Дону. 2004 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.