Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ
Оценка 5

Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
история
5 кл—11 кл
19.02.2019
Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ
Статья предназначена для учителей истории, работающих в коррекционных и общеобразовательных школах с детьми с ОВЗ. В данной работе представлена краткая характеристика особенностей психических процессов и основные направления коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ. А также представлены некоторые методы и приемы для активизации учебной деятельности на уроках истории.
Коррекционная направленность уроков истории.doc
Коррекционная направленность уроков истории  по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ. Учитель истории: Собина Любовь Константиновна                           МКОУ «Школа­интернат №15» г.Ижевск, Удмуртская Республика                                  Проблемы   образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных в работе   всех   подразделений   Министерства   образования   и   науки   РФ,   а   также   системы специальных   коррекционных   и   общеобразовательных   учреждений.   Это   связано,   в   первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет.        Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно­ развивающей   среды,   обеспечивающей   адекватные   условия   и   равные   с   обычными   детьми возможности   для   получения   образования   в   пределах   специальных   образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из   основных   и   неотъемлемых   условий   их   успешной   социализации,   обеспечения   их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.      Коррекционная   направленность   обучения   особо   значима   при   работе   с   такими   детьми. Практически   на   всех   общеобразовательных   уроках,   индивидуальных   занятиях   проводится коррекция   внимания,   мышления,   памяти,   речи   учащихся   и   других   сторон   психической деятельности.        Рассмотрим некоторые психолого­педагогические особенности детей с ОВЗ: 1.   У   детей   с   ОВЗ   наблюдается   низкий   уровень   развития   восприятия.   Это   проявляется   в необходимости   более   длительного   времени   для   приема   и   переработки   информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов. 2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять   полноценный   анализ   формы,   установить   симметричность,   тождественность частей   конструируемых   фигур,   расположить   конструкцию   на   плоскости,   соединить   ее   в единое целое. 3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на   другую.   Недостатки   организации   внимания   обуславливаются   слабым   развитием интеллектуальной   активности   детей,   несовершенством   навыков   и   умений   самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. 4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной. 5. Снижена познавательная активность. 6.   Мышление   –   выраженное   отставание   в   развитии   наглядно­действенного   и   наглядно­ образного мышления. 7. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы. 8. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.      Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок   к   овладению   полноценными   навыками   учебной   деятельности.   Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе) . Основные направления коррекционной работы с детьми с ОВЗ: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: ­развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; ­развитие координации; ­развитие артикуляционной моторики. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: ­развитие зрительного восприятия и узнавания; ­развитие зрительной памяти и внимания; ­формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.) ­развитие пространственных представлений и ориентации; ­развитие представлений о времени; ­развитие слухового внимания и памяти; ­развитие фонетико­фонематических представлений, формирование звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций: ­навыков соотносительного анализа; ­навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); ­умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; ­умения планировать деятельность; ­развитие комбинаторных способностей. 4. Развитие различных видов мышления: ­развитие наглядно­образного мышления; ­развитие словесно­логического мышления ( умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.) 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально­личностной сферы: ­развитие навыков адекватного общения. 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.          Результативность  урока, занятия  во многом зависит  от постановки конкретных целей и задач. В коррекционной школе также как и общеобразовательной ставят триединую задачу. Отличие   заключается   в   том,   что   коррекционно­развивающей   задаче   уделяется   больше внимания. Остановимся поподробнее на коррекционно­развивающих задачах. Коррекционная   задача   урока   обычно   имеет   такое   оформление:   коррекция   речи,   памяти, внимания,   мышления,   что   практически   невыполнимо.   Невозможно   в   ходе   одного   урока одновременно корригировать все психические процессы. Коррекционная задача должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного урока. К тому же сам по себе учебный предмет, содержание урока определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных высших психических функций.       Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наиболее активно будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификация   и  сравнения.   Во  время  занятий  изобразительным   искусством  от  учащихся требуется   умение   развивать   воображение   и   навык   работы   руками.   Значит,   на   уроке целесообразней корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику.       История     является   предметом,   в   процессе   изучения   которого   учащиеся   овладевают историческим   материалом,   приобретают   необходимые   знания   и   умения.   Кроме   того, важнейшей задачей предмета является коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни, социальная и правовая адаптация выпускника в обществе.      Поэтому, конечной целью изучения истории  должно быть создание общего представления о событиях, происходивших в России и мире, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью.   Необходимо   сделать   акцент   на   крупных   исторических   событиях Отечественной   истории,   жизни,   быте   людей   данной   эпохи,   создать   образ   наиболее   ярких фактов и выдающихся деятелей. Такой подход к изучению предмета способствует лучшему запоминанию   фактов   и   их   последовательности.   Изучение   исторических   событий   должно вестись   в   порядке   хронологии,   это   обеспечивает   более   глубокое   понимание   материала, облегчает и ускоряет формирование знаний учащихся.  Одним   из   важных   аспектов   урока   истории   является   работа   с   текстом,   историческими источниками,   периодической   печатью,   чтение   отрывков   из   произведений   художественной литературы.   Особое внимание на уроке должно быть уделено изучению исторических дат. Установление хронологической последовательности, определение того, сколько лет прошло от одного события до другого, что было раньше, а что позже. В этом очень поможет работа с «лентой времени», которая способствуют развитию мыслительной деятельности, временных представлений школьников.         Одна из главных проблем, которая стоит перед учителем на уроке ­ это развитие речи учащихся   на   уроке,   формирование   исторического   словаря.   Большую   помощь   в   этом оказывают тематические словари, работа с которыми стала неотъемлемой частью работы над историческим материалом на разных этапах урока.         На уроках истории осуществляется систематическая работа с исторической картой, как настенной, так и картами, имеющимися в атласах, учебниках. В последнее время все более активно   используются   интерактивные   карты.   Прежде   всего   необходимо   использование словесного   описания   событий   на   основе   карты,   а   также   иллюстративной   наглядности. Вспомогательным приемом является размещение на карте иллюстраций (стрелок, флажков, звездочек, человечков) и организация рассказов обучающихся по таким дополнениям.         Для упрощения понимания и запоминания хода военных действий  используются карто­ схемы  войн или отдельных сражений. Карто­схемы создаются на глазах учащихся на доске в виде меловых схем и воспроизводятся ими в тетрадях. Выполнение работ в контурных картах способствует   не   только   запоминанию   фактов,   но   и   несет   элементы   творчества,   что проявляется в оформлении, выборе цвета и т.д. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.                Как показывает практика, дети с ОВЗ лучше усваивают наглядный материал — это картинки, презентации, электронные книги и задания; на старшем этапе — небольшие схемы, Для   активизации   учебной   деятельности   учащихся   с   ОВЗ   можно   использовать опорные таблицы, адаптированные тексты и т.п.        следующие активные методы и приемы:           1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен   плюс,   с   другой   –   минус;   круги   разного   цвета,   карточки   с   буквами).   Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.   2. Использование вставок на доску  (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда   и   т.   д.   Детям   очень   нравится   соревновательный   момент   в   ходе   выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить   на   вопрос,   или   выполнить   предложенное   задание   лучше   других. 3.   Узелки   на   память  (составление,   запись   и   вывешивание   на   доску   основных   моментов изучения   темы,   выводов,   которые   нужно   запомнить).     Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов;   в   ходе   изучения   материала   –   для   оказания   помощи   при   выполнении   заданий. 4. Использование картинного материала  для   смены  вида  деятельности  в   ходе  занятия, развития   зрительного   восприятия,   внимания   и   памяти,   активизации   словарного   запаса, развития   связной   речи.   5.  Использование  мультимедийных   презентаций  и  видеофрагментов    в   ходе   занятия. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые   навыки,   а   в   дальнейшем   и   самоконтроль   за   своей   речью.   Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют   более   тесной   взаимосвязи   педагога   и   ребёнка.     6. Активные методы рефлексии  можно проводить как индивидуально, так и коллективно. «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.  «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению. Рефлексия   окончания   занятия.   Наиболее   удачным   на   сегодняшний   момент   считается обозначение   видов   заданий   или   этапов   занятия   картинками   (символами,   различными карточками   и   т.   д.),   помогающими   детям   в   конце   занятия   актуализировать   пройденный материал   и   выбрать   понравившийся,   запомнившийся,   наиболее   удачный   для   ребёнка   этап занятия, прикрепив к нему свою картинку. 7.   На   уроке   непременно   должен   осуществляться   дифференцированный   подход  к каждому ученику с ОВЗ. Уровень заданий, которые предлагает учитель ребёнку, не должен выходить за рамки возможностей ученика, но и не должен быть излишне упрощённым. Должно осуществляться наблюдение за динамикой развития умений и навыков учащихся с тем, чтобы постепенно вводить новые задания, продвигаться от простого к более сложному.                                                     Вот несколько вариантов игр на развитие внимания, памяти, мышления на уроках истории: 1. Игра "Исторический портрет".  В   ней   принимают   участие   2   команды.   Первая   ­   составляет   портрет   исторического   лица, используя известные факты, но в то же время, стараясь запутать соперников. Другая команда должна узнать загаданное лицо. Дети должны обращать внимание на определенные детали, которые характерны для той или иной исторической личности. Если периодически проводить подобные игры, то дети постепенно будут приучать себя обращать внимание на детали тех или иных событий, личностей и т.д.  2. Игра «Лови ошибку»  Суть   игры   заключается   в   том,   что   учащимся   предлагается   текст,   в   котором   заранее исправлены некоторые понятия, персоналии и даты на заведомо ложные.  Дети должны найти ошибки и озвучить их. Такая игра позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию. 3. Игра «Снежный ком» Суть игры заключается в том, что учитель дает задание: назвать как можно больше слов на заданную тему. Учащиеся должны внимательно следить, какие слова еще не назвали для того, чтобы не повторяться, потому что иначе ответ не будет засчитан как верный. 4. Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно­логического мышления и речи). Детям   предъявляются   четыре   картинки,   три   из   которых   имеют   обобщающий   признак,   а четвертая не подходит под этот признак, и ребенку нужно ее исключить.  5.    Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках истории можно   использовать   различного   рода  тесты   и   тренажеры.  Это   могут   быть   как   тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, так и готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет.  6. Очень увлекательно и эффективно  использовать на уроках истории для детей с ОВЗ, и не только, интерактивные игры­викторины.       Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют   познавательную   активность   учащихся   с   ОВЗ   на   уроках   истории   и обществознания,   позволяют   развивать   их   творческие   способности,   активно   вовлекать обучающихся   в   образовательный   процесс,   стимулируют   самостоятельную   деятельность учащихся.

Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ

Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ

Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ

Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ

Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ

Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ

Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ

Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ

Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ

Коррекционная направленность уроков истории по развитию различных сторон психической деятельности детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2019