Наиболее значима и актуальна в современном мире стала проблема сохранения здоровья обучающихся. Поэтому на уроках необходимо использовать здоровьесберегающие технологии, которые направлены на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата, а также обязательна смена видов деятельности, использование различных форм и методов работы, дифференцированный подход.Стендовый доклад
Сёмина Елена Васильевна,
учитель истории и обществознания,
социальный педагог, МБОУ СОШ №6,
Новосибирская область, город Куйбышев
ЭЛЕМЕНЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на
современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению
мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую
активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения
в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование
педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный
подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Данные технологии должны удовлетворять принципу здоровьесбережения.«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными
на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Здоровьесберегающие технологии
на уроках истории и обществознания
обязательная смена видов деятельности,
дифференцированный подход
Групповая и
парная работа
Виртуальные
экскурсии
Видеоматериалы,
аудиовизуальная
информация,
видеофильмы
Дидактические
игры, кроссворды,
работа с
историческими
источниками
Исследовательска
я и проектная
деятельность;
Использование ИКТ,
семинары,
дискуссии
Физкультминутки,
дыхательная
гимнастика,
гимнастика для глаз,
массаж активных
словари,
электронные
энциклопедии,
презентации…педагогические
Психолого-
технологии
здоровьесбережения
Снятие
эмоциональног
о напряжения
Создание
о
благоприятног
психологическ
ого климата
на уроке
Комплексное
использование
личностно-
ориентированн
ых технологий
Охрана
здоровья и
пропаганда
здорового
образа жизниИспользование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов
и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить
одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им
сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы,
побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности…
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время
урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с
другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого
ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию,
позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление
допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности всё это будет
способствовать развитию личности школьника и сохранению его здоровья.
Если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у
него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в
рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить
межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной
жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-
ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно
более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности,
дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов
организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого
ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на
уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в
способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика, а следовательнодля его здоровья.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет
учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие
способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.