«Коррекционная направленность уроков трудового обучения с учащимися, имеющими
интеллектуальные нарушения»
Автор: Соболева
Елена Константиновна
Должность: учитель начальных классов
ГКОУ «Школа №3 Костромской области для детей с ОВЗ»
Работа
с детьми, у которых ярко выражены нарушения в развитии, требует особого
подхода, поэтому неслучайно тема «Коррекционная направленность уроков трудового
обучения с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения» является для меня,
учителя начальных классов, актуальной.
Коррекционно- направленным считают процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, влияющие на исправление недостатков детей с ограниченными возможностями и способствующие их интеллектуальному, физическому развитию и становлению личности.
Труд – это один из основных видов деятельности в жизни человека. В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нём заложены резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно- бытовой среде.
Трудовое обучение умственно отсталых школьников является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы школы. Уроки ручного труда в начальных классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально-трудовому обучению. Общими задачами курса трудового обучения являются:
Наряду с этими задачами, на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:
Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает:
Уроки трудового обучения в начальной школе, начиная с 1 класса, обеспечивают богатые возможности для исправления недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-воспитательные и специальные (коррекционные) задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с проволокой», «Работа с металлическим конструктором». Коррекционная направленность занятий – обязательное условие учебного процесса. Объекты труда на уроке подбираются с учётом их привлекательности, доступности выполнения, общественной пользы и расширения социального опыта ребёнка.
Определяющими требованиями в содержании
обучения являются: учебно-воспитательная значимость труда школьников, его
общественно полезный характер, качество знаний, умений, навыков школьников и коррекционная
направленность.
Каждый урок труда имеет свои особенности. И в то же время, на любом
уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться
в задании, планировать работу, делают разметку, овладевают приёмами обработки
поделочных материалов, подводят итоги. Обучающиеся знакомятся со всеми этапами
урока уже в первый год обучения. Они приобретают некоторый опыт в правильном
обращении с инструментами и приспособлениями для работы, получают
первоначальные навыки обработки различных материалов. Дети с особенностями
развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении приобретенных знаний,
умений и навыков. В связи с этим с каждым годом обучения трудоёмкость
практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе
с тем в конце года обучения предусматривается такой уровень развития учащихся,
который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования.
Процесс обучения труду проходит фронтально. Вместе с тем, неоднородность состава класса, личностные особенности учеников, различная степень их самостоятельности в труде, требуют дифференцированного и обязательного индивидуального подхода на уроке. Со стороны учителя идёт изучение, наблюдение за успехами и выявление возможностей учеников. На первых порах обучения первоклассники нуждаются в значительной помощи учителя и еще не могут выполнять самостоятельно многие трудовые задания. Однако, помощь педагога на разных этапах обучения варьируется и постепенно уменьшается.
Считаю особенно важным привить детям интерес к предмету и к труду в целом. Каким образом можно этого достичь? Через различные методы подачи учебного материала, элементы занимательности и игровой деятельности на уроке (загадки, ребусы, задания на развитие внимания и памяти), посильные и общественно значимые задания (коллективная работа к празднику, открытка-подарок маме), бережное отношение к детским поделкам. Первоклассники с большим желанием работают на уроке труда. Дети с первых дней приучены к правильной организации своего рабочего места. Они знают, что работать на уроке труда нужно только на клеёнке, чтобы не испачкать парту клеем, краской, пластилином. На рабочем месте должен быть определенный порядок: вещи в стопочке на краю стола, инструменты убраны и появляются только по требованию учителя. У каждого ребёнка имеется папка по труду, в которой аккуратно разложены цветная бумага, картон, клей, ножницы, пластилин, линейка, простой карандаш, влажные салфетки и др. Дети и родители в течение года следят за порядком и наличием необходимых материалов в папке. После каждого урока на выставку детских работ выставляются поделки. Это происходит всегда, вне зависимости от качества выполненной ребёнком работы. Детям важно видеть результаты своего труда. Если работа получилась не совсем аккуратная и красивая, они могут взять пример с тех, у кого работы сделаны лучше. Выставка позволяет учителю и родителям проследить динамику развития детей в творческой деятельности. Родители учащихся с интересом наблюдают за успехами своих детей.
Особое внимание на уроках уделяем правильности выполнения рабочих приемов, правильной хватке инструментов. Стремимся вырабатывать у учащихся чёткость и ловкость рабочих движений. Тяжело дается детям работа ножницами. Ножницы – крайне сложный инструмент для умственно отсталых учащихся. Владение ножницами требует хорошей координации движений обеих рук и зрительного контроля. Часть ребят класса до школы ножниц в руках практически не держала. В 1 классе достаточно самостоятельны в этом виде деятельности были только двое учеников. После подробного показа, объяснения, приобретенного на уроках опыта, в конце учебного года начали работать ножницами сами ещё несколько первоклассников. С двумя учениками класса все работы продолжаем выполнять вместе (ножницы в руках ученика и учителя одновременно). Изготовление различных деталей из бумаги и картона с помощью ножниц требует от детей физических усилий и точности движений. Значит, этот вид работы помогает укреплять мышцы рук и воспитывать координацию движений учащихся.
Хорошо получается у ребят выполнение аппликаций из резаной и рваной бумаги. При создании аппликаций дети испытывают трудности в правильном расположении предметов на плоскости. Обучая детей распределению деталей на листе определенного формата, у учителя появляется возможность для коррекции пространственного анализа и пространственной ориентировки. Работа с бумагой и картоном способствует развитию трудовых умений, мелкой моторики пальцев рук, точности и координации движений учащихся.
При работе с пластилином дети учатся сравнивать и анализировать свойства предметов объемной формы, ориентироваться в пространстве, правильно подбирать цвет, планировать предстоящую работу, комментировать сделанную. При подготовке к уроку пластилин слегка разогреваем, иначе твёрдому пластилину невозможно придать нужную форму. В 1 классе изготавливаем простейшие объемные изделия из пластилина с опорой на образец учителя. Это лепка овощей и фруктов, посуды, растений и животных, пирамидок, рельефов букв и цифр. Учащимся также нравится создание лепных картин на плоскости в технике пластилинографии. Здесь открывается простор для детского творчества, развития воображения в выборе цвета и составлении композиции. Иногда для создания определенного оттенка учимся смешивать сразу два цвета. Постепенно виды работы с пластилином усложняем: применяем технику мозаики, самостоятельное составление композиций. Занятия лепкой требуют от учеников затраты значительных физических усилий. В этом так же проявляется коррекционная направленность уроков трудового обучения. Занятия лепкой укрепляют мышцы рук, развивают координацию движений, корригируют физические недостатки учащихся. Ряд учащихся проявляют самостоятельность при работе с пластилином, но есть и те, которые работают только с учителем.
Хорошие возможности для коррекции дефектов умственно отсталых школьников имеют занятия с природным материалом. Они тесно связаны с уроками изобразительного искусства (различение цветов, уточнение пространственных понятий, воспитание художественного вкуса), математики (присчитывание и отсчитывание определенного количества), развития речи (расширение представлений об окружающем мире, сезонных изменениях в природе). Работая с природным материалом, у детей идёт развитие наблюдательности, воображения, воспитание интереса к труду и любви к природе. С первоклассниками делаем простейшие поделки из плоских природных материалов – крылаток ясеня и клена, сухих цветов и листьев, арбузных семечек. К 3 классу, когда уже сформирован ряд умений и навыков, работу усложняем - изготавливаем поделки из желудей, шишек, плодов каштана, с применением новых инструментов (игла, шило). При изготовлении изделий дети могут проявить свою фантазию, творчество, применить собственный опыт.
Определенное количество времени на уроке труда
всегда отводится на сообщение новых познавательных сведений о свойствах,
применении и назначении бумаги, картона, пластилина, природных материалов. Это
может быть короткий рассказ учителя или беседа с элементами игры. На каждом
занятии уделяем внимание технике безопасности при работе ножницами, иглой,
шилом, линейкой, клеем, повторяем правила рабочего человека. На этом и других
этапах работы осуществляется развитие речи учащихся, обогащение словаря при
составлении связных высказываний. Дети учатся комментировать свою трудовую
деятельность, отвечать на вопросы. На уроке ученики охотно делятся друг с
другом цветной бумагой, картоном, пластилином, инструментами для работы.
Воспитывается взаимовыручка, взаимопомощь. Большая часть урока занята
самостоятельной практической работой после инструкции учителя. С 1 класса учим
составлять словесный отчёт о проделанной работе по вопросам: что ты делал на
уроке? Из каких материалов? С чего ты начинал работу? и т. д. Учащиеся
отчитываются с помощью учителя. В конце урока обязательно проводим подведение
итогов, указание на ошибки, выявление лучших работ, создание выставки. В ходе
обсуждения работ важно, чтобы дети смогли сравнить свою работу с образцом,
поняли достоинства и недостатки. После урока дети обязательно наводят чистоту и
порядок на своем рабочем месте, убирают инструменты и материалы в папки. Всё
это дисциплинирует учащихся, воспитывает, приучает к правильной организации
труда.
Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами
деятельности (игрой, решением математических задач, рисованием, развитием
речи). Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда,
предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Поэтому,
формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации
труда имеет большое значение. Особое внимание учителя к этим вопросам повышает
познавательные и воспитательные результаты уроков трудового обучения.
Считаю, что при правильно спланированной и организованной работе на уроках трудового обучения, можно добиться хороших результатов в коррекции недостатков умственного и физического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
1.Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 1-4кл. классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.