Коррекционно-развивающая программа для детей ОВЗ, начальная школа.
Оценка 4.7

Коррекционно-развивающая программа для детей ОВЗ, начальная школа.

Оценка 4.7
Документация +1
docx
психологическая работа
7 кл—8 кл
06.09.2021
Коррекционно-развивающая программа для детей ОВЗ, начальная школа.
Коррекционная программа с детьми ОВЗ, начальная школа. Развивающие игры и тренинги.
Коррекционно- развивающая программа с детьми ОВЗ.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа»

г.Екатеринбург

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

с детьми ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:                                                     Педагог-психолог    Матонина И.А.

 

 

 

2020

Пояснительная записка.

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

 

Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы общего образования.

 

Цель программы:

Формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка. Повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала.

 

Задачи:

-  Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательного уровня.

- Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

- Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.

- Формирование положительной учебной мотивации.

- Развитие коммуникативных навыков.

- Создание климата психологического комфорта в обучении.

 

 

 

Программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

1.    Принцип системности

2.    Принцип единства диагностики и коррекции. К началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

3.   Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

4.    Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

 

Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:

- диагностика (индивидуальная и групповая);

- консультирование (индивидуальное и групповое);

- коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);

-психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся.

 

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

 

Основные направления коррекционной работы:

1.  Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти;

 

 2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков анализа, обобщения;

- навыков группировки и классификации;

 - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

 - умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

 

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

 - развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

 4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.

5. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

6. Развитие межполушарного взаимодействия.

 

Режим занятий, основные формы и методы реализации программы.

 

Занятия проходят 2 раза в неделю. Индивидуальное занятие и занятие в группе.

 

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: дыхательная гимнастика, физические упражнения, которые проводятся с целью создания хорошего настроения у детей и способствуют улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции.

Заключительная часть  - подведение итогов, обратная связь.

Продолжительность занятия 25 минут.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

1.     Положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;

2.     Положительная динамика развития когнитивной сферы;

3.     Отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащейся с ЗПР;

4.     Эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и обучающейся с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование индивидуальных  коррекционно – развивающих занятий.

Режим работы: 1 раз/неделю

Продолжительность занятия: 25 мин (5 мин. настрой на занятие,15 мин. занятие, 5 мин. игровое взаимодействие).   

 

Наименование разделов

Содержание

Кол-во

часов

Планируемый результат

1.

Диагностика

Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы

6

Оценка индивидуальных особенностей обучающихся

2.

Развитие

Мышления и речи.

 

19

 

2.1

Развитие мышления

Упр. «Запомни рисунки»

 

 Упр. «Логический квадрат»

 

 Упр. «Обводи точно»

 

2

Развитие логического

мышления,  памяти, мелкой моторики

2.2.

Учимся размышлять

«Составление рассказов по  картинкам»

 

 «Свяжи слова»»

 

 «Рисуй по клеточкам» (графический диктант).

 

3

Развитие речи ,  вербального

мышления

2.3

Учимся думать логично

 «Спичечные головоломки»

 

 «Отгадывание загадок»

 

 «Наведем порядок» (Поиск смысловой связи в предложенных словах)

 

4

Развитие логического мышления, речи

2.4

Учимся анализировать

Упр. Определение существенных признаков явлений и предметов.

 Упр. Поиск общих признаков предметов и объединения их в группы.

Упр. Классификацию предметов и явлений.

 

3

Развитие умения анализировать

2.5

Учимся правильно говорить

Упр. «Сломалась печатная машинка».

 

Упр. «Пересказ коротких рассказов».

 

Упр. «Составление связного текста».

 

2

Развитие речи

2.6

Учимся работать по образцу

Упр. «Танграмм».

Упр. «Ответы на вопросы по рассказу».

Упр. «Пазлы».

5

Развитие мышления и речи

3.

Развитие внимания

 

10

 

3.1

Учимся быть внимательными

Упр. «Найди отличие».

 

Упр. «корректурная проба».

 

Упр. «Лабиринт».

 

3

Развитие

устойчивости и

переключение внимания

3.2

Учимся думать логично

Упр. «Кодирование слов с помощью цифр».

 Упр. «Ребусы».

 Упр. «Найди на картинке».

 

4

Развитие внимания и мышление

3.3

Учимся внимательно слушать

Упр. игра «слушай хлопки».

Упр. «Лишнее слово».

 Упр. «Что изменилось в рассказе».

 

1

Развитие слухового внимания

3.4

Учимся быть внимательными

 Упр. «найди предмет на картинке».

 Упр. «Найди все фигуры» (наложенные картинки).

Упр. Таблица Шульта.

 

2

Развитие устойчивости и

переключение внимания

4.

Память

 

10

 

4.1

Учимся запоминать

 Упр. «запомни карандаши».

 Упр. «Запомни фигуры».

Упр. Таблица Шульта.

 

5

Развитие зрительной памяти

4.2

Учимся запоминать

 Упр. «лесенка слов».

 Упр. «выучи стих».

 Упр. «Воспроизведение историй на слух».

 

5

Развитие слуховой

памяти

5

Восприятие

 Упр. «Пазлы».

 Упр. «Парные изображения».

 Упр. «Дорисуй фигуры».

 

3

Развитие зрительного восприятие

Итого:

39

 

 

Развитие эмоциональной сферы

 

10

 

 

 

Использование на занятиях:

Методы сказкатерапии, Арт-терапии, песочной терапии.

Беседа об эмоциях человека.

Комплекс игр «Волшебная страна чувств»:

«Грусть»

«Обида»

«Злость»

«Гнев»

«Страх»

 «Радость»

«Любовь»

Аналитическая беседа о внутренних состояниях человека.

 

 

Развитие дифференциации положительных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения.

 

Итого

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование групповых  коррекционно – развивающих занятий с детьми ОВЗ.

Режим работы: 1 раз/неделю

Продолжительность занятия: 25 мин

 

Наименование

разделов

Часы

Формы работы

Методическое обеспечение

Адаптация ребенка в социуме

3

Упражнение на расслабление,  на снятие тревожности. Игры с мячом, тактильные игры, интерактивные игры.

Мяч, тактильная дорожка, музыкальное сопровождение. Бассейн с шариками.

Мотивационная и волевая сфера

4

Интерактивные игры, этюды.  Игры на развитие мотивационно-волевой сферы. Упражнение на расслабления, на снятия напряжения. Работа с карточками.

Карточки с изображениями эмоций, человечки вырезанные из бумаги, цветные карандаши, чистые листы.

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия)

5

Интерактивные игры,  обсуждение, беседа, дискуссия. Упражнение на снятие напряжения, визуализация. Упражнение на выражение эмоций без слов, упражнения на доверие. Психологические игры, арттерапевтические техники. Дыхательная гимнастика.

Упражнение на повышение самооценки, уверенного поведения.

Бумага, фломастеры, ручка, карандаши, музыка.

Развитие речи и коммуникативных навыков

5

Этюды,  интерактивные игры.  Упражнение н развитие речи. Игры на развитие коммуникативных навыков, визуализация. Беседа, обсуждение, дидактические игры.

Цветные карандаши, лист бумаги, мяч. Музыкальное сопровождение

Развитие воображения и фантазии

4

Упражнения на развитие воображения, беседа, обсуждение.

Музыкальное сопровождение.  Цветные карандаши, лист бумаги,

Итого

21

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008

2.     Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.

3.     Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.

4.     Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.

5.     Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.

6.     Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.

7.     Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.

8.     Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.

9.     Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.

10. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

12. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

14. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа» г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа» г

Пояснительная записка. Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений

Пояснительная записка. Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений

Программы коррекционной работы определяют следующие принципы: 1

Программы коррекционной работы определяют следующие принципы: 1

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей

Тематическое планирование индивидуальных коррекционно – развивающих занятий

Тематическое планирование индивидуальных коррекционно – развивающих занятий

Упр. Классификацию предметов и явлений

Упр. Классификацию предметов и явлений

Упр. «найди предмет на картинке»

Упр. «найди предмет на картинке»

Использование на занятиях: Методы сказкатерапии,

Использование на занятиях: Методы сказкатерапии,

Тематическое планирование групповых коррекционно – развивающих занятий с детьми

Тематическое планирование групповых коррекционно – развивающих занятий с детьми

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) 5

Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия) 5

Список литературы: 1. Белинская

Список литературы: 1. Белинская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2021