ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»
634041, г. Томск, ул. Дзержинского, д. 19 тел. (83822) 43-54-53, 43-26-69
Регистрационный номер №________
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГБОУ
«Школа-интернат
для обучающихся
с нарушениями слуха»
____________Л.Д. Дузькряченко
«ТАИСКА»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7-11 лет
Разработчик:
Моисеева Р.И., учитель начальных классов,
педагог-психолог
Томск
2018 г.
Оглавление
Введение |
……………………………………………………………………………. |
3 |
Глава I. |
Аспекты социально-психологической адаптации……………………. |
6 |
|
1.1. Понятие «адаптация» и её сущность……………………................ |
6 |
|
1.2. Социальная и психологическая адаптация детей с нарушениями слуха……………………………………………………………………... |
7 |
|
1.3. Проблемы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха……………….. |
8 |
Глава II. |
Реализация потенциала личности ребёнка при его взаимодействии с животными…………………..................................................................... |
9 |
|
2.1. Взаимодействие человека с животными………………………….. |
9 |
|
2.2. Образы животных и их значение для развития детей с нарушениями слуха……………………………………………………... |
10 |
|
2.3. Анималотерапия для социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха……………………………………………………………………... |
10 |
|
2.4. Значение игры для развития детей с нарушениями слуха………. |
12 |
Глава III. |
Программа социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха …….................................. |
13 |
|
3.1. Методологическое и организационное обоснование программы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха………………………………………… |
13 |
|
3.2. Содержание программы……………………………... |
14 |
|
3.3. Тематический план программы……………………... |
16 |
|
3.4. Пояснения тематического плана программы………. |
18 |
|
3.5. Конечный продукт программы ……………………… |
25 |
|
3.6. Критерии оценки эффективности реализации программы……… |
25 |
|
3.7. Материально-техническое обеспечение программы…………. |
26 |
Заключение |
……………………………………………………………………………. |
26 |
Литература |
……………………………………………………………………………. |
27 |
Введение
Актуальность. Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому, исследование структуры, механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных условиях приобретает в настоящее время всё более существенное значение.
Настоящая программа определяет основные направления деятельности по её реализации на основе нормативно-правового обеспечения.
1. Концепция о правах ребёнка.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года.
3. Закон «Об образовании Томской области».
4. Приоритетный национальный проект «Образование».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.
6. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
7. Постановление Администрации Томской области от 18.03.2013 г. № 94а «О комплексе мер по модернизации общего образования ТО в 2013 г. и на период до 2020 года».
Дети, имеющие сенсоневральную тугоухость (СНТ), испытывают большие трудности в социально-психологической адаптации. Снижение слуха в значительной степени ограничивает возможности коммуникативной деятельности ребёнка, а именно, возможности речевого самовыражения и, как следствие, пространственного аудио-восприятия.
Так, у детей, страдающих нарушением слуха, компенсаторными средствами выступают сохранные анализаторы: зрительный, тактильный и моторный. Вместе с тем, сохранённая зрительная сенсорно-перцептивная база слабослышащего ребёнка обладает большим потенциалом компенсаторных и проективных возможностей.
Одной из таких возможностей зрительной перцепции является способность осуществлять проекции аффективно-личностной сферы посредством различных методов, например, методом анималотерапии.
Животное не проявляет при прикосновении к нему особенного ребёнка, либо человека с нарушениями в развитии брезгливости, испуга или неприязни – в отличие от большинства посторонних, таким образом, рождая психологическую готовность к общению с иным живым существом, в дальнейшем эта готовность распространяется и на посторонних.
Дети, становясь покровителями и защитниками животных в заботе о них, самореализуются, удовлетворяют свою потребность в общении, поддержке, понимании, повышают самооценку, развивают познавательную сферу, интеллектуальную активность.
Гипотеза. Предположение о том, что терапия с помощью животных, их образами, является эффективным средством коррекции проблем социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Цель. Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, при организованном взаимодействии с животными, их образами.
Задачи.
1. Повысить качество социально-психологического сопровождения детей с нарушениями слуха через организацию взаимодействия с животными, внедрение инновационных образовательных технологий.
2. Обосновать на основе анализа источников литературы позитивное влияние животных на социально-психологическую адаптацию, саморазвитие.
3. Формировать социальный опыт, эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру и себе.
4. Развивать личность ребёнка, его эмоционально-волевую, когнитивную, социальную, психологическую сферу через расширение поведенческих механизмов адаптации.
5. Воспитывать духовно-нравственное отношение к окружающему миру.
Объектом
выступает социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста с особенностями в развитии – нарушениями слуха.
Предметом
являются навыки адаптации: коммуникативный, социально-перцептивный, интерактивный, социально-психологический, формирующиеся у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при взаимодействии с животными, их образами.
Структура. Программа согласуется с целью и задачами и состоит из трёх глав. Первая глава раскрывает аспекты социально-психологической адаптации. Вторая глава рассматривает раскрытие потенциала личности при её взаимодействии с животными, их образами. Третья глава описывает программу психолого-педагогической коррекции проблем социально-психологической адаптации детей с нарушениями слуха.
Новизна. Конкурсный продукт – программа «ТАИСКА» представляет принципиально новый подход в организации жизнедеятельности обучающихся младшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха. Программа включает в воспитательно-образовательную деятельность инновационную составляющую – взаимодействие с животными, их образами. Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности коррекционной работы, формирующей духовный стержень ребёнка, его внутренний мир, проявляющийся в системе эмоционально-ценностных отношений к миру животных и к самому себе. Программа направленна на коррекцию социально-психологической адаптации, развитие интеллекта, духовно-нравственных качеств детей с особенностями в развитии.
Системность. Программа «ТАИСКА» логично и последовательно выстроена, отражает системный характер, соответствует нормативным требованиям, не противоречит школьному уставу образовательной организации, соответствует требованиям ФОГС НОО для детей с ОВЗ.
Педагогическая целесообразность. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации младшие школьники с нарушениями слуха овладеют, в процессе общения с животными, их образами, важными и неотъемлемыми знаниями, умениями и навыками, способствующими формированию духовности, нравственности, толерантности.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Глава I
АСПЕКТЫ социально-психологической адаптации
1.1 Понятие «адаптация» и её сущность. Термин адаптация происходит от позднелатинского «adaptation» – приспособление, прилаживание – способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды. При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменения параметров внешней среды. Как синоним термина «адаптация» часто используют термин «приспособление», но английское слово «adjustment» не имеет точного эквивалента на других языках, поэтому термин «адаптация» предпочтительнее.
В широком смысле слова - это приспособление индивида к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Казначеев В.П. сказал: «Адаптация в широком смысле – процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую всё в большей мере создаёт он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение развитие человека и достижение главной цели: прогресса человека». Достаточно подробно это явление было рассмотрено в трудах Ю.А. Александровского, Ю.К. Субботина и Ф.З. Меерсона.
Современное представление об адаптации основывается на работах отечественных учёных И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П. К. Анохина и других авторов. Изучение феномена адаптации позволяет говорить о том, что объективно существует несколько её проявлений, на основании которых можно утверждать, что адаптация – это:
ü свойство организма;
ü процесс, при котором организм приспосабливается к изменяющимся условиям среды, в результате чего достигается равновесие между средой и организмом;
ü результат взаимодействия в системе человек-среда;
ü цель, к которой стремится организм.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в школьном учреждении.
Социализация как социальная адаптация содержит в качестве критерия социальную успешность человека. Социальная успешность во многом определяется способностью человека к изменению «Я-концепции» и своих ценностных ориентаций; умением находить баланс между своими ценностными ориентациями и социальной ролью. Социальная адаптация рассматривается и как один из этапов социализации, и как двусторонний процесс взаимодействия личности и общества.
А.А. Налчаджян [9] определяет адаптацию как социально-психологический процесс, приводящий личность к состоянию адаптированности. Автор различает три разновидности адаптации, которые могут иметь характер устойчивых адаптивных стратегий.
1. Активная адаптация личности путём преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, различного рода конфликтов.
2. Пассивная адаптация или адаптация через уход от проблемной ситуации, бегство, поиск новых потребностей, более благоприятных для обеспечения безопасности удовлетворения.
3. Адаптация с сохранением проблемной ситуации приспособления к ней.
«Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества». Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.
Таким образом, понятие адаптация, не имеет единого толкования. Адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Особые трудности в адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи, нарушениями двигательного аппарата и др.).
1.2. Социальная и психологическая адаптация детей с нарушениями слуха.
Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека воспринимать и различать звуки.
Выделяют четыре уровня состояния слуха.
ü слух в пределах возрастной нормы;
ü тугоухость;
ü значительная тугоухость;
ü глухота.
Состояние слуха оказывает решающее воздействие на речевое и психологическое состояние ребёнка.
1. Слух в пределах возрастной нормы: ребёнок реагирует на весь набор неречевых звучаний (шарманка, погремушка, дудка, гармошка, барабан), голос разговорной громкости на расстоянии 3-5 метров. Реакции на тональный сигнал отмечаются во всём диапазоне исследуемых частот при интенсивности 50-80 дБ.
2. Тугоухость: ребёнок также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, у одного и того же ребёнка оно изменяется в пределах 0,5-5 метров. При этом на максимальном расстоянии воспринимаются, как правило, звучания с наиболее выраженными низкими частотами (барабан).
3. Значительная тугоухость: ребёнок воспринимает ограниченный набор неречевых звучаний (барабан, гармошка, дудка). Расстояние, с которого ребёнок реагирует на разные звучания нестабильно и колеблется от 0,1-0,3 метров при восприятии высокочастотных стимулов, до 2-5 метров при восприятии средне-и низкочастотных.
4. Глухота: ребёнок реагирует на очень ограниченный набор звучаний (в основном, на барабан). Расстояние до источника звука может быть и большим до 2,5-5 метров. Звучание голоса глухие дети не воспринимают. На тональный сигнал реагируют лишь в диапазоне 0,5-1,0 кГц при интенсивности 70-100 дБ. Локализовать источник звука дети не в состоянии.
Каждый процесс преодоления социально-проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психологической адаптации личности.
Не всегда и не у всех приспособление к новым условиям происходит просто и «гладко», иногда возникают психологические ситуации нарушения и неадекватные психологические реакции. Происходит дезадаптация. Состояние дезадаптации у детей с недостатками развития возникают легче, чем у нормально развивающихся детей, а процессы адаптации протекают медленнее.
Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Социальная адаптация рассматривается и как один из этапов социализации, и как двусторонний процесс взаимодействия личности и общества.
Таким образом, психологическая адаптация представляет собой приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.
1.3 Проблемы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
При отклонениях развития процессы социализации имеют свою специфику, связанную с психологической реальностью ребёнка с особенностями в развитии, которая отражается в следующих аспектах:
Проблемы:
ü здоровье-сберегающие;
ü психолого-педагогические;
ü коммуникативные;
ü вербально-невербальные;
ü духовно-нравственные.
Отношения:
ü семейные коммуникации;
ü вербальные взаимодействия со сверстниками.
Потребности:
ü образовательные;
ü медицинские;
ü коррекционно-психологические;
ü духовно-нравственные;
ü досугово-деятельностные.
Особенности детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) называется вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. В школе ребёнок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Он становится чувствительнее к взглядам и оценкам других людей, особенно тех, с кем связан процесс обучения.
Итак, особые трудности в адаптации испытывают лица с дефектами слуха, зрения, речи. Проблемы социально-психологической адаптации детей с нарушениями в развитии (нарушениями слуха) имеют свою специфику и отражаются в свойственных для этой категории лиц проблемах, отношениях, потребностях и возможностях, а также в их психофизиологических особенностях.
В итоге, мы пришли к пониманию того, что терапия с помощью животных, их образами, является эффективным средством коррекции проблем социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Глава II
Реализация потенциала личности ребёнка при его взаимодействии с животными
2.1. Взаимодействие человека с животными.
Издавна известно благотворное влияние на человека общения с животными (от физического воздействия – тепло, массаж – до облегчения душевных страданий, снятия тревоги, компенсация недостаточности или деструктивного характера общения с другими людьми). В качестве профессионального психотерапевтического средства анималотерапия также применяется давно.
«Кошачьи» ласки и глажение самой кошки являются эквивалентом массажа и очень ценным лечебным фактором. При этом человек получает удовлетворение от прикосновения, которое жизненно важно для физического и эмоционального здоровья.
Наиболее сложным и малоизученным фактором анималотерапии является позиция животного как участника психотерапевтического процесса. С другой стороны, именно этот момент является самым существенным отличительным качеством анималотерапии.
Но особенности самого животного и его активное включение как субъекта психотерапевтического процесса во взаимодействии с пациентом остаются совершенно не изученной проблемой. К пониманию позиции животного как фактора психотерапевтического процесса можно подойти, опираясь на исследования в русле теории привязанности и теории объектных отношений. Используемые в анималотерапии животные сами включены в отношения привязанности. Кроме того, животное демонстрирует безоценочное общение, поскольку у него вообще нет системы ценностей и смыслов, с позиции которых оно могло бы оценивать «правильность» или «желательность» состояния и поведения пациента. В процессе анималотерапии животное во многом является «ко-терапевтом», то есть помощником, осуществляющим с терапевтом общий процесс психотерапии.
Такое взаимодействие существенно отличается от других психотерапевтических средств (взаимодействия с неодушевленными объектами в разных видах психотерапии, с самим терапевтом и участниками групповой терапии). Основные отличия следующие.
1. Животное имеет внутренний источник активности, в результате чего становится непредсказуемым как для пациента, так и для терапевта.
2. Животное не является носителем смысловой и оценочной функции по отношению к человеку, оно не может быть в ситуации психотерапии «неконгруэнтным», то есть оно всегда выражает то, что чувствует, и это позволяет пациенту освободиться от проявления психологических защит, препятствующих эффективности психотерапии.
Таким образом, домашние животные – это уникальные «специалисты» по осязательной терапии, именно это и делает их домашними врачами своих хозяев. Помимо этого, присутствие домашних животных в доме положительно влияет на психику его обитателей, особенно детей. Животные обладают способностью дарить любовь и придавать осязательную уверенность, стимулируют потребность оказывать помощь и защиту.
2.2. Образы животных и их значение для развития детей с нарушениями слуха.
Работа с образами животных включена во многие виды терапии. Образы животных используются в сказкотерапии, куклотерапии, телесно-ориентированной терапии в проработке страхов.
Сказка развивает воображение ребёнка, а взрослого возвращает в детство. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций. Этот банк при необходимости может быть активизирован.
Кроме того, используются образы животных и в куклотерапии преимущественно в работе над детскими страхами. Реализуя страх в виде такой куклы, ребёнок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряжённости, своей пугающей составляющей. Ребёнок может делать со своей куклой-страхом всё, вплоть до полного уничтожения.
Использование образов животных можно проследить и во многих упражнениях телесно-ориентированной терапии («Попугай», «Муха», «Сороконожка», «Петушиный бой» и др.), где они особенно эффективны для работы с детьми, так как позволяют внести в терапию элемент игры и снижают вероятность сопротивления, ускоряют достижение эффекта.
Входят анимало-терапевтические упражнения и в состав хатха-йоги – древневосточной оздоровительной системы физической, психической и духовной культуры («Поза доброй кошки», «Поза сердитой кошки», «Поза аиста»).
Образ кошки, например, издавна считается символом независимости, «гуляния сама по себе», свободы, таинственности. Собака – символ зависимости, преданности, открытости, простоты. Волк – символ угрозы для жизни. Баран символизирует силу, плодородие, упорство, упрямство, отцовство. Лошадь олицетворяет дружескую помощь и трудолюбие. Птица – символ связи с духовным райским миром, символом надежды и свободного взлёта. Рыба – символ мудрости и спокойствия. Сказочные герои-животные помогают ребёнку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, окружающих, в добре и зле.
Таким образом, благодаря поучительным сказкам, которые содержат образы животных, дети лучше понимают и усваивают нормы поведения, что способствует улучшению социально-психологической адаптации детей.
2.3. Анималотерапия для социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Чтобы жить среди людей, ребёнку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы.
Какие же функции может осуществлять взаимодействие с животными?
1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.
2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животное не содержат.
3. Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать её психологической и социальной реабилитации.
Во взаимодействии с любимым животным депривационный ребёнок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путём он получить не может. Ребёнок, имеющий дома животное, реально повышает свой статус среди сверстников.
4. Эстетическая функция. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности и предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения эстетических потребностей.
5. Познавательная функция. Необходимость ухода за своим животным приводит к поиску соответствующей информации, взаимодействию, обмену опытом по уходу за животным, растением.
6. Функция самореализации. Когда ребёнок устраивает дома аквариум, он выступает в роли творца, определяя как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить. Ребёнок создаёт «свой мир», в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности реализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном «мире», приобретает систему эмоционально-ценностных отношений к самому себе.
7. Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, – функция партнёров общения. В исследовании, проведённом шведским психиатром Л. Торкеллсоном, опрашивалось более 4 тысяч владельцев собак. Были получены следующие результаты:
98% обследованных респондентов доверяют животным свои тайны;
60% признались, что обсуждают с животными свои проблемы, как с советчиками или исповедниками;
48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам;
90% владельцев уверенны, что собака чувствует их настроение;
60% отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стену.
Сходные результаты были получены и при опросе школьников, в исследовании, проведённом Антоновой Е.В.
Виды анималотерапии.
Терапия с помощью собак (Канистерапия).
Собака лечит даже одним своим присутствием, своей преданностью, её роль в защите от неврозов и других последствий стресса признана на столько, что врачи не редко рекомендует завести собаку для нервного ребёнка. Практически любая собака весьма эмоциональна: радость, грусть, благодарность и даже угрызения совести, всё это можно прочесть в её глазах. Этим она полезна детям с разного вида девиациями.
Терапия с помощью кошек (Фелинотерапия).
Почётное место среди животных-целителей занимают, конечно же, кошки. По эффективности лечения фелинотерапия (от латинского Felis-кошка) не знает себе равных. Кошка освобождает ребёнка от чрезмерной сосредоточенности на себе самом, поднимает его на другую ступень домашней иерархической лестницы.
Терапия с помощью лошадей (Иппотерапия).
Лошадь, верный друг человека, – и один из древнейших обитателей нашей планеты. Иппотерапия (райдтерапия) – лечебное воздействие верховой езды.
При взаимодействии с лошадью появляется новая точка зрения на мир – с высоты. А когда управляешь большим и сильным животным, словно обретаешь новый статус – и личности, и даже социальный. Терапевтический эффект иппотерапии прямо связан с её уникальной способностью – оказывать положительное воздействие одновременно на физическую, интеллектуальную и психосоматическую сферу человека.
Терапия с помощью дельфинов (Дельфинотерапия).
Дельфин – уникальное, неповторимое создание природы. Некоторые биологи считают его наиболее близким человеку существом – даже ближе приматов.
Дельфинотерапия хорошо помогает и маленьким, и большим пациентам с ДЦП, нейросенсорной тугоухостью (НСТ), функциональными нарушениями центральной нервной системы. Перед началом сеансов рекомендовано посетить эндокринолога, невропатолога и психотерапевта.
Терапия с помощью рыб.
Аквариум можно сравнить с экологически чистым телевизором: смотреть очень интересно и никаких вредных воздействий, излучения и усталости глаз [6]. Этот процесс благотворно влияет на нервную систему человека, успокаивает его, позволяя отвлечься от проблем и беспокойств.
2.4. Значение игры для развития детей с нарушениями слуха.
В жизни ребёнка с нарушенным слухом игровая деятельность не менее важна, чем учебная деятельность. Как учебная, так и игровая деятельность способствует развитию у ребёнка с нарушениями слуха воображения, образного мышления, вербального общения и др.
При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей.
Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития – вторичное нарушение, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности (А.А. Катаева, Г.Л. Выгодская). Несмотря на то, что глухие и слабослышащие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне.
Домашние животные − это уникальные «специалисты» по сенсорной терапии, именно это и делает их домашними врачами своих хозяев. В результате изучения материалов по проблемам взаимодействия детей с животными, теоретического исследования возможностей детей с нарушениями слуха при общении с миром живой природы, мы пришли к убеждению, что этот потенциал необходимо использовать при решении проблемы социально-психологической адаптации детей с сенсорной аудиодепривацией.
Таким образом, при взаимодействии детей с нарушениями слуха с животными осуществляется социально-психологическая адаптация в следующих аспектах: когнитивном, эмоционально-волевом, ценностно-потребностном.
Глава III
Программа социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста
с нарушениями слуха «ТАИСКА»
3.1 Методологическое и организационное обоснование программы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Методология коррекционной программы «ТАИСКА» разработана на основе анимало-, игро-, сказко-, кукло-, кино-, арт- терапиях.
1. Анималотерапия (зоотерапия) - это психотерапия, в которой психотерапевтическим средством является взаимодействие человека с животным. Анималотерапия (от англ. Animal- животное) - метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). В работе с детьми анималотерапия тесно переплетается с эффективными методами психокоррекции: игротерапией, сказкотерапией, куклотерапией, кинотерапией, арттерапией. Как и у всякого метода у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.
2. Игротерапия - обучение адекватному реагированию в трудных жизненных обстоятельствах, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к мобилизации собственного жизненного опыта. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» – писал великий педагог А.С. Макаренко о роли игры в жизни ребёнка. Роль игры в воспитании и обучении детей с НСТ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, личностные качества ребёнка, физические и творческие способности. В игре ребёнок приобретает эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру, к самому себе, учится быть открытым этому миру, начинает гибче мыслить, принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими.
3. Сказкотерапия. Сказка может стать условием для проекции негативных переживаний и дать возможность спланировать в воображении своё будущее. Современная сказкотерапия «трёхлика». Она имеет диагностический «лик» (арсенал проективных методик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий). В сказкотерапии важно действие, но ещё более важно последействие. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующей развитие особенного ребёнка. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
4. Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике, кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии.
В качестве основного приёма коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
ü коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
ü релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
ü развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
ü обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
5. Кинотерапия – это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов ребёнок-участник кинотренинга исследует свои личностные особенности. Кинотерапия – одно из направлений арт-терапии, то есть терапии эмоционально-волевой сферы.
6. Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства на личность ребёнка, то её содержанием является:
ü музыка – музыкотерапия;
ü изобразительное искусство – изотерапия;
ü театр, образ – имаготерапия;
ü литература, книга – библиотерапия.
Таким образом, каждый вид терапии способствует активизации способности ребёнка к общению (коммуникации, интеракции, формированию «Я-концепции», развитию творчества и др.).
Программа рассчитана на 36 занятий, по 30 минут – 1 занятие в неделю. Количественный состав - 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Исходя из индивидуальных, психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста с СНТ каждое занятие включает упражнения, игры, презентации. Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, оснащённой необходимым оборудованием: компьютером, интерактивной доской, в которой имеется половое покрытие, кресло, видеопроектор, фонетический экран, аппаратура коллективного пользования, фонетический экран.
3.2. Содержание программы «ТАИСКА».
Целью программы является преодоление проблем социально-психологической адаптации (совершенствование у ребёнка с особенностями в развитии способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям) через решение следующих задач:
ü отработка механизмов межличностной коммуникации;
ü раскрытие потенциала детей через речевое развитие;
ü развитие эмоциональной сензитивности, ценностного отношения;
ü снятие психоэмоционального напряжения посредством физических занятий, игровых упражнений для пальцев рук, общей моторики.
Задачей анималотерапии является развитие позитивных навыков коммуникации при взаимодействии с домашними животными, расширение поведенческих механизмов адаптации, коррекция самооценки, развитие эмпатии.
Задачей игротерапии является развитие личности ребёнка, формирования эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, положительного отношения к себе в различных сюжетно-ролевых играх, включающих образы животных.
Задачей сказкотерапии является развитие воображения с использованием образов животных, замена отрицательных образов на положительные.
Задачей кинотерапии является комплексное развитие личности ребёнка , включающая различные сферы личности: ценностно-потребностную, эмоционально-волевую, когнитивную, социальную, духовную, нравственную.
Задачей куклотерапии является широкое использование для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе с нарушениями слуха, со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.
Задачей арттерапии является работа с системой проекций, направленных на животных, на выражение эмоционального состояния детей, рефлексию (рисунки, танцы, этюды, диалог, монолог и др.).
Критерии формирования духовного стержня, социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при взаимодействии с домашними животными:
ü самооценка (социально-перцептивный критерий) – осознание, оценка ребёнком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя;
ü ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт (ЦПСЛ и ВК) (социально-перцептивный) – состояние, в котором у ребёнка есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться;
ü рефлексия (от латинского Reflexio – обращение назад) – мыслительный процесс ребёнка, который направлен на самопознание, анализ собственных эмоций и чувств, состояний, способностей, поведение;
ü эмпатия (коммуникация и интеракция) (от греческого Empatheia – вчувствование, сочувствование) – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека;
ü когнитивное развитие подростков происходят в сфере мышления, подросток впервые овладевает процессом образования понятий, переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности – к мышлению в понятиях, что ведёт к глубоким и фундаментальным изменениям в содержании мышления подростка [Выготский, 1984].
На основе критериев были подобраны методы исследования: беседы, тестирование, методики, а также составлен тематический план программы социально-психологической адаптации «ТАИСКА».
3.3. Тематический план программы «ТАИСКА»
П/№ |
Раздел |
Форма занятия |
Тема I Развитие эмпатии в процессе взаимодействия с домашними животными |
||
Занятие 1.1.
|
Цель. Знакомство. Развитие эмоциональной сензитивности, воображения, умения распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных и психологических зажимов |
Беседа: «Давайте познакомимся». Упражнения, игры. Презентация |
Занятие 1.2. |
Цель. Сплочение группы. Эмоциональное сближение детей. Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, умение работать в общем режиме малой группы |
Круглый стол. Упражнения, игры |
Занятие 1.3. |
Цель. Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого, поддерживать. Умение договариваться, работать в группе, думать о других, выслушивать мнение других |
Творческое задание. Упражнения, игры. Презентация |
Занятие 1.4. |
Цель. Развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства, подбирать выражения с опорой на наглядный материал |
Интеллектуальное задание. Упражнения, игры |
Занятие 1.5. |
Цель. Развитие умения определять и выражать различные эмоциональные состояния, уметь подражать, выражать личное отношение |
Познавательное задание. Упражнения, игры. Презентация |
Занятие 1.6. |
Цель. Развитие умения сопоставлять положительные и отрицательные эмоции, определять причины их появления, находить ситуацию успеха |
Практическая работа. Игры. Презентация |
Занятие 1.7. |
Цель. Развитие навыков присоединения в общении. Отработка коммуникативных функций |
Социальное задание. Упражнения, игры |
Занятие 1.8. |
Цель. Совешенствование навыков межличностной коммуникации |
Интеллектуальное задание. Упражнения, игры |
Занятие 1.9. |
Цель. Развитие доброты, сострадания, желания помочь, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается |
Экскурсия в центр «Содружество» для передержки животных |
Тема IIРазвитие рефлексии в процессе взаимодействия с домашними животными |
||
Занятие 2.1. |
Цель. Научить детей ответственному отношению к себе, к людям через ответственное отношение к животным |
Творческая работа. Упражнения, игры. Презентация |
Занятие 2.2. |
Цель. Развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния |
Круглый стол. Беседа, игры |
Занятие 2.3. |
Цель. Рассмотрение психологических механизмов просьбы и отказа |
Социальное задание. Упражнения, игры |
Занятие 2.4. |
Цель. Развитие навыков общения, умение просить и отказывать, развитие уверенности в собственных силах, в себе |
Познавательное задание. Упражнения, игры. Презентация |
Занятие 2.5. |
Цель. Умение организовать своё поведение. Развитие самоконтроля, выдержки, сдержанности |
Практическая работа, упражнения |
Занятие 2.6. |
Цель. Развитие эмоционально-волевой сферы, усидчивости, концентрации внимания |
Интеллектуальное задание. Игры |
Занятие 2.7. |
Цель. Развитие доброты, сострадания, желания помочь. Развитие инициативности, смелости, способности постоять за себя |
Экскурсия в центр «Содружество» для передержки животных |
Тема III Коррекция самооценки в процессе взаимодействия с домашними животными |
||
Занятие 3.1. |
Цель. Развитие адекватной самооценки
|
Интеллектуальное задание. Упражнения, игры. Практика |
Занятие 3.2. |
Цель. Поиск социально-приемлемых форм выражения агрессивных переживаний. Эмоциональная разрядка, выход агрессии |
Дискуссия, релаксационное упражнение |
Занятие 3.3. |
Цель. Работа со страхами. Выход психо- физического напряжения, агрессивности, страхов. Развитие воображения |
Познавательное задание. Упражнения, игры Упражнения, игры. Презентация. |
Занятие 3.4. |
Цель. Развитие мировоззрения детей и снятие напряжения. Развитие доброты, сострадания, желания помочь, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается |
Экскурсия в центр «Содружество» для передержки животных |
Тема IV Развитие ЦПСЛ и ВК в процессе взаимодействия с домашними животными |
||
Занятие 4.1. |
Цель. Диагностика ценностно-потребностной сферы личности, внутриличностных конфликтов и их последующая коррекция |
Практическая работа. Игры. Презентация |
Занятие 4.2. |
Цель. Развитие позитивного отношения к жизни, формирование эмоционально-ценностных отношений |
Беседа, упражнения. Игры. Презентация |
Занятие 4.3. |
Цель. Обучение работе в команде. Развитие ловкости, внимания, сообразительности, целеустремленности |
Просмотр фильма о жизни животных и последующее обсуждение Упражнения, игры |
Занятие 4.4. |
Цель. Диагностика и обучение умению самостоятельно организовать свободное время |
Самостоятельная работа |
Занятие 4.5. |
Цель. Диагностика и обучение способам установления отношений |
Творческие задания. Упражнения, игры |
Занятие 4.7. |
Цель. Развитие адаптивных способов поведения |
Практическая работа. Упражнения, игры |
Занятие 4.8. |
Цель. Отработка способов поведения в ситуации одиночества. Развитие навыков психологической саморегуляции в ситуации одиночества |
Коллективная работа. Упражнения, игры |
Тема V Когнитивное развитие в процессе взаимодействия с домашними животными |
||
Занятие 5.1. |
Цель. Развитие и активизация воображения |
Практическая работа. Упражнения, игры |
Занятие 5.2. |
Цель. Развитие и активизация памяти, мышления, познавательной активности |
Упражнения. Игры. Презентация |
Занятие 5.3. |
Цель. Развитие и активизация внимания |
Упражнения. Игры. Презентация |
Занятие 5.4. |
Цель. Развитие и активизация мыслительной деятельности |
Групповое сочинение «Чем похожи люди и животных» |
Занятие 5.5. |
Цель. Развитие мировоззрения детей |
Экскурсия в краеведческий музей |
Занятие 5.6. |
Цель. Развитие в детях способности к обобщению, сопоставлению и сравнению, синтезу и анализу |
Экскурсия в художественный музей |
Занятие 5.7. |
Цель. Расширение мировоззрения детей |
Упражнения. Игры. Презентация |
Занятие 5.8. |
Цель. Развитие в детях способности к обобщению, сопоставлению и сравнению, синтезу и анализу |
Просмотр и обсуждение фильма о жизни животных Экскурсия в парк Дзержинского |
3.4. Пояснения тематического плана программы «ТАИСКА»
Раздел I
Цель раздела - развить эмпатию детей: доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим, способность понимать, сочувствовать, сопереживать людям. От этих качеств характера во многом зависит успешная адаптация в социуме.
Задачи раздела.
1. Знакомство группы. Развитие эмоциональной сензитивности.
2. Сплочение группы. Умение распознавать невербальное поведение.
3. Развитие умения сопереживать, выражать свои чувства, понимать состояние другого, работать в группе, думать о других.
4. Совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Методическое и организационное обеспечение.
Занятие рассчитано на 20 минут. Количественный состав группы - 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, видеопроектор, компьютер, интерактивная доска.
Общая характеристика раздела.
Посредством различных упражнений, игр с привлечением домашних животных и их образов у детей разовьётся эмпатия, умения открыто выражать свои чувства, понимать состояние других людей, умение договариваться, работать в группе, думать о других, доброта, сострадание, желание помочь и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. А также улучшатся навыки вербальной, межличностной коммуникаций.
Дети наблюдают за кошкой, её поведением, способами ознакомления с незнакомым местом и людьми, отмечают элементы привыкания и установления контактов. Своим естественным поведением кошка помогает понять, что страхи есть у всех, осторожность и осмотрительность необходимы для ощущения безопасности. Одиночество и право заниматься тем, что тебе самому хочется, не всегда отчуждение и, «гуляя сам по себе», можно чувствовать себя свободным и уверенным, но друзья и их поддержка, общение с ними – это необходимый аспект общения.
Дети, наблюдая за собакой, учатся быть открытыми, смелыми, активно вступают в контакт, если им этого хочется, обращаются с просьбами, выполнять определённые требования, овладевают методами саморегуляции, развивают волю.
Занятие 1.1.
Цель. Знакомство. Развитие эмоциональной сензитивности, воображения, умения распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных и психологических зажимов.
Ход занятия. Знакомство детей с педагогом, кошкой, друг другом. Упражнение «Давайте познакомимся!». Упражнение «Кошкино имя», упражнение «Кошкино настроение», подвижная игра «Мышка. Мышка…кот!». Прощание.
Оборудование: живая кошка или мягкая игрушка, платочки для завязывания глаз, карандаши, краски, бумага.
Занятие 1.2.
Цель. Сплочение группы. Эмоциональное сближение детей. Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, умение работать в общем режиме группы.
Ход занятия. Упражнение «Здравствуй, пёс!» (участием собаки или мягкой игрушки собаки), упражнение «Собачье имя».
Оборудование: Живая собака или мягкая игрушка, клубок ниток, платок, пластилин, основа.
Занятие 1.3.
Цель. Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого. Умение договориться, работать в группе, думать о других.
Ход занятия. Игра «Кенгуру», «Медвежата». Творческое задание «Спаси птенца, выпавшего из гнезда», «Ворона», «Воробышки».
Занятие 1.4.
Цель. Развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства.
Ход занятия. Упражнения: «Ребята и зверята», «Сердце на память», «Подари движение другу», «Комплименты». Прощание.
Оборудование: аудиозапись подвижной музыки, принесённые из дома трафареты раскрашенной кошки и собаки.
Занятие 1.5.
Цель. Развитие умения определять и выражать различные эмоциональные состояния.
Ход занятия. Упражнения: «На какое животное я похож», «Животное, которое я не люблю», «Животное, которое я люблю», «Танец пяти животных».
Оборудование: картинки, трафареты домашних животных, кисти, краски, гуашь, ватман.
Занятие 1.6.
Цель. Развитие умения сопоставлять эмоции причины их появления.
Ход занятия. Упражнение «Изобрази домашнее или дикое животное». Практическая работа «Тренируем эмоции», «Цветок добра», «Будем дружить».
Оборудование: атрибутика, костюмы, маски.
Занятие 1.7.
Цель. Развитие навыков присоединения в общении, развитие доброжелательности через снятие элементов соревновательности в игре.
Ход занятия. Игры «Как мяукают котёнок и мама-кошка?», «Как лает маленький щенок и большая собака?», «Походи, как медведь», «Постой, как цапля», «Попрыгай вокруг себя, как зайка».
Оборудование: шапки-маски, презентация «Домашние животные».
Занятие 1.8.
Цель. Совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии.
Ход занятия. Игра «Зверинец», подвижная игра «Чуткий сторож». Упражнение «Собачьи игры», «Клубочек». Прощание.
Оборудование: клубок шерсти, игрушки домашних животных, презентация «Животные из зверинца».
Занятие 1.9.
Цель. Развитие доброты, сострадания, желания помочь, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.
Ход занятия. Творческие задания: «Собака в беде», «Помоги кошке». Экскурсия в центр «Содружество» для передержки животных
Раздел II
Цель раздела. Развитие рефлексии, ответственности и интеллектуальных способностей ребёнка.
Задачи раздела:
1. Развитие и совершенствование навыков общения.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Развитие эмпатии.
Общая характеристика раздела.
Научить детей понимать другие живые существа, а через них и весь мир. Формировать в детях чувство сострадания к животным, чувство ответственности за них, ощущать трагизм жестокости. В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей. У кошки ребёнок может научиться независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.
Методическое и организационное обеспечение.
Занятие рассчитано на 20 минут. Количественный состав группы - 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, видеопроектор, компьютер, интерактивная доска.
Занятие 2.1.
Цель. Научить детей ответственному отношению к себе, к людям через ответственное отношение к домашним животным.
Ход занятия. Упражнения: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «О Жучках и Мурках», «Представь себя совсем иным».
Занятие 2.2.
Цель. Развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния.
Ход занятия. Упражнения: «Котик», «Беседа о взрослении, расставании и самостоятельности», «Этот милый Мурлыка».
Занятие 2.3.
Цель. Рассмотрение психологических механизмов просьбы и отказа.
Ход занятия. «Зоопарк», «На прогулке».
Занятие 2.4.
Цель. Развитие навыков общения, умение просить и отказывать, развитие уверенности в себе.
Ход занятия. Упражнения: «Дотронься до…», «Биоэнергетическая гимнастика», игра-развлечение, «Сладкая парочка».
Занятие 2.5.
Цель. Умение организовать свое поведение. Развитие самоконтроля, выдержки, сдержанности.
Ход занятия. Практическое задание «Кошачий секрет», Упражнение- сказка «Как подружились кошка с собакой». Прощание
Занятие 2.6.
Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы, усидчивости, концентрации внимания.
Ход занятия. Игры: «Собери образ животного», «Вспомним животных».
Оборудование: мягкая игрушка животного, пластилин, диски.
Занятие 2.7.
Цель. Развитие инициативности, смелости, способности постоять за себя.
Ход занятия. Игры: «Петушиные бои», «Гром».
Раздел III
Цель раздела. Развитие адекватной самооценки и интеллектуальных способностей ребёнка.
Задачи раздела:
1. Реакция на агрессию и поиск социально-приемлемых форм выражения агрессивных переживаний.
2. Работа со страхами. Выход психо-физического напряжения, агрессивности, страхов.
3. Развитие воображения.
Методическое и организационное обеспечение.
Занятие рассчитано на 20 минут. Количественный состав группы - 5-6 человек, возрастной состав 7-11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, видеопроектор, компьютер, интерактивная доска.
Тема 3.1.
Цель. Развитие адекватной самооценки.
Ход занятия. Упражнения: «Ты – олень», «Мой портрет глазами других».
Оборудование: листы бумаги, карандаши, краски, игрушки животных.
Тема 3.2.
Цель. Реакция на агрессию и поиск социально-приемлемых форм выражения агрессивных переживаний. Эмоциональная разрядка, выход агрессии.
Ход занятия. Релаксационная программа «Встреча», упражнение «Чёрная метка», упражнение-дискуссия «Почему грустит котёнок?».
Оборудование: вырезанная из бумаги «Чёрная метка», мягкая игрушка кошки.
Тема 3.3.
Цель. Работа со страхами. Выход психо-физического напряжения, агрессивности, страхов. Развитие воображения.
Ход занятия. Упражнение-дискуссия «Как дружок стал смелым», медитативная техника, «Тигр на охоте», прощание «Танцуют все».
Оборудование: мягкая игрушка собаки, тигра, видеоматериалы.
Тема 3.4.
Цель. Развитие мировоззрения детей и снятие напряжения.
Ход занятия. Просмотр фильма о жизни животных и последующее обсуждение ситуаций из фильма.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, интерактивная доска.
Раздел VI
Цель раздела. Развитие ценностно-потребностной сферы личности и коррекция внутриличностных конфликтов в процессе организованного взаимодействия с животными.
Задачи раздела:
1. Диагностика внутриличностных конфликтов и их последующая коррекция.
2. Раскрытие индивидуальных способов поведения детей.
3. Развитие позитивного отношения к жизни.
4. Развитие адаптивных способов поведения.
5. Диагностика и обучение способам установления отношений.
Методическое и организационное обеспечение.
Занятие рассчитано на 20 минут. Количественный состав группы - 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, видеопроектор.
Тема 4.1.
Цель. Диагностика внутриличностных конфликтов и их последующая коррекция.
Ход занятия. Проективная методика «Несуществующее животное» интерпретация.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, краски.
Тема 4.2.
Цель. Раскрытие индивидуальных способов поведения детей. Развитие позитивного отношения к жизни. Формирование ценностных отношений.
Ход занятия. Упражнение «Волшебная палочка». Упражнение-релаксация «Чудесный сон котёнка», упражнения: «Собака-поводырь», «Волшебный дождь». Прощание «Сотворение чуда».
Тема 4.3.
Цель. Обучение работе в команде. Развитие ловкости, внимания, сообразительности, целеустремленности.
Ход занятия. Игры: «Тюлени», «Крокодил», «Весёлые зайчата».
Тема 4.4.
Цель. Обучение работе в команде. Развитие ловкости, внимания, сообразительности, целеустремленности.
Ход занятия. Самостоятельная работа, игра «Город». Ведущий наблюдает продуктивность использования времени, мотивацию детей, умение договариваться и просить, качественные и количественные показатели самостоятельной деятельности детей.
Оборудование: наборы открыток, книги о кошках и собаках, сундучок с секретами (бусы, брошки, часы, пуговицы, цепочки и др.), бумага, карандаши, трафареты, цветная бумага, ножницы, пластилин, мозаика, конструктор.
Тема 4.5.
Цель: Диагностика и обучение способам установления отношений.
Ход занятия. Упражнение «Сказка про собаку Шарика», игра «Кошкин дом». Прощание.
Тема4.6.
Цель. Развитие адаптивных способов поведения.
Ход занятия. Упражнения: «Необычный хор», «Кот и пёс», «Сказка про кошку Эльвиру».
Тема 4.7.
Цель. Отработка способов поведения в ситуации одиночества.
Ход занятия. Упражнение-беседа по кругу «Как живётся одиноким животным», упражнение на дыхательную релаксацию «Доброе животное».
Тема 4.8.
Цель. Развитие навыков психологической саморегуляции в ситуации одиночества. Развитие самостоятельности и умения присоединиться к группе.
Ход занятия. Игра «Войди в круг, выйди из круга», упражнение на развитие мелкой моторики, коллективный рисунок «Весёлая семейка», прощание «Подари подарок другу».
Оборудование: листы бумаги, краски, карандаши, игрушки.
Раздел V
Цель раздела. Развитие познавательной сферы и интеллектуальных способностей ребёнка.
Задачи раздела:
1. Развитие воображения.
2. Развитие памяти.
3. Развитие мыслительной деятельности.
4. Развитие внимания.
5. Расширение мировоззрения детей.
Методическое и организационное обеспечение.
Занятие рассчитано на 20 минут. Количественный состав группы - 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, видеопроектор, компьютер, интерактивная доска
Общая характеристика раздела.
Наблюдение за животными и взаимодействие с ними. Находя общее в строении и поведении животных и человека, получая знания о животных через общение с ними, ребёнок учится обобщать, сопоставлять и сравнивать, синтезировать и анализировать, делать умозаключения. Результаты чувственного опыта перерастают в суждения и абстрактные представления, формируясь через познавательный интерес и любопытство.
Тема 5.1.
Цель. Развитие и активизация воображения.
Ход занятия. Презентация «Домашние и дикие животные», упражнение «Сказка о том, как подружились собака с кошкой».
Оборудование: мешочек, картинки с изображением диких и домашних животных.
Тема 5.2.
Цель. Развитие и активизация памяти.
Ход занятия. Упражнения: «Нарисуй животное», «Запомни расположение животных», игра «Символы животных».
Оборудование: бумага, карандаши, краски.
Тема 5.3.
Цель. Развитие и активизация внимания.
Ход занятия. Упражнения «Скульптура животного», «Выйдите в круг те…», игра «Черепаха и черепашата».
Тема 5.4.
Цель. Развитие и активизация мыслительной деятельности.
Ход занятия. Написание совместного группового сочинения «Чем похожи люди и животные?». Упражнение психогимнастический этюд «Как котёнок стал смелым», упражнение «Сказка о друге», коллективный рисунок «На долгую память». Прощание.
Оборудование: живая кошка, собака или мягкие игрушки, трафареты кошки и собаки для каждого, два больших листа бумаги, краски.
Тема 5.5.
Цель. Развитие мировоззрения детей.
Ход занятия. Виртуальная экскурсия в краеведческий музей.
Тема 5.6.
Цель. Развитие способности к обобщению, сопоставлению и сравнению, синтезу и анализу.
Ход занятия. Виртуальная экскурсия в художественный музей.
Тема 5.7.
Цель. Расширение мировоззрения детей.
Ход занятия. Просмотр и обсуждение фильма о жизни животных.
Тема 5.8.
Цель. Развитие способности к обобщению, сопоставлению и сравнению, синтезу и анализу.
Ход занятия. Виртуальная экскурсия в лес.
3.5. Конечный продукт программы
Продукты-результаты:
фотоальбом, информационный буклет, презентационный методический материал, анкеты, игрушки для кошек и собак из приюта по передержке животных «Содружество», материалы изобразительной и предметно-практической деятельности, продукты-результаты расположены на школьном сайте http://si15.tomsk.ru/
Результаты-эффекты:
Образовательные (обучающиеся будут знать):
смысловое значение основных терминов, определяющих статусное положение животных;
как взаимодействовать с животными, как оказать помощь, защиту и поддержку животным – братьям нашим меньшим.
Социальные (обучающиеся будут уметь):
изготавливать элементарные предметы, облегчающие положение бездомных животных;
анализировать, делать выводы, умозаключения на основе взаимодействия с животными, коммуникаций с окружающими.
Психолого-педагогические (обучающиеся будут излучать):
душевное тепло, сочувствие, душевность, милосердие;
приобретут опыт практико-ориентированной деятельности.
3.6. Критерии оценки эффективности реализации программы
Актуальность и значимость темы – соответствует возрасту и требованиям адаптированной программы АООП НОО для детей с ОВЗ.
Полнота раскрытия темы программы – в полном объёме.
Оригинальность решения проблемы – соответствует ФГОС НОО ОВЗ.
Раскрытие содержания программы – достаточно полное.
Использование средств наглядности, технических средств – в полном объёме.
Реализация на основе нормативно-правового обеспечения – достаточная.
Таблица 1
Критерии оценки |
Само оценка |
Оценка сообщества |
Оценка педагога |
Оценка родителей |
|
1. Достигнутый результат-30 баллов |
30 |
30 |
30 |
30 |
|
2. Оформление программы-30 баллов |
28 |
30 |
30 |
28 |
|
Завершение программы 20-баллов |
Представление-10 баллов |
10 |
9 |
10 |
9 |
Ответы на вопросы-10 баллов |
7 |
8 |
9 |
8 |
|
Процесс проектирования 20 баллов |
Интеллектуальная активность-5 бал. |
3 |
4 |
5 |
4 |
Творчество-5 бал. |
3 |
4 |
5 |
3 |
|
Практическая деятельность-5 бал. |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Умение работать в команде-5 бал. |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
ИТОГО |
90 бал. |
94 балла |
99 баллов |
92 балла |
|
Среднеарифметическая величина |
375 баллов, что составляет 93,75 % |
||||
90-100 баллов – «5»; от 50-89 баллов – «4»; Менее 50 баллов – «3»; |
|||||
|
Оценка – 5 (отлично) |
3.7. Материально-техническое обеспечение программы «ТАИСКА»
Материально-техническое обеспечение программы модернизируется с учётом требований образовательной среды, адекватной развитию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Основной % финансовых нужд образовательного учреждения покрывает бюджетное финансирование: Областной бюджет, Федеральный бюджет.
Оставшиеся % – спонсорская помощь и привлечённые средства. Спонсорские средства поступают от спонсоров и благотворительных фондов: Благотворительный детский фонд, Фонд мира, фирма «Дюна», ИНТАНТ, Горэлектросети г. Томска, Президентская программа, Партия «Единая Россия», Банк «УРАЛСИБ».
Цель: Укрепление материально-технической базы и финансового обеспечения школы-интерната посредством привлечения спонсорских средств, средств учредителей для обеспечения полноценного учебного процесса и организации внеурочной деятельности.
Заключение
При анализе педагогической деятельности была доказана эффективность организованного взаимодействия с животными детей, для их социально-психологической адаптации.
Были выявлены критерии социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при организованном взаимодействии с домашними животными:
1. Самооценка (социально-перцептивный).
2. Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт (ЦПСЛ и ВК) (социально-перцептивный).
3. Рефлексия (коммуникация и интеракция).
4. Эмпатия (коммуникация и интеракция).
5. Когнитивное развитие.
Данная программа способствовала:
- улучшению уровня качества социальных и образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышению уровня социально-психологической адаптации обучающихся;
- включению инновационной активности в образовательный процесс;
- соблюдению преемственности между центром «Содружества» и образовательной организацией.
Коррекционно-развивающая программа по социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха теоретически апробирована и успешно внедрена.
Литература
1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст] / В. Агафонычев. − СПб. : Наука и техника, 2006. −304 с.
2. Азбукина Е.Ю, Основы специальной педагогики и психологии: [Текст] Учебник /Е.Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова − Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. −396с.
3. Анималотерапия [Электронный ресурс] сайт. Статья. 2009. – Режим доступа http://animaltherapy.ru/
4. Ануфриева С.И. Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование: Материалы международной научно- практической конференции [Текст] / Под науч. ред. С.И. Ануфриева, Л. В. Ахметовой.− Томск: Томский ЦНТИ, 2008. −482 с.
5. Котликова Л.В. Социальная педагогика: учебное пособие − Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета. 2006.172 с.
6. Леонгард Э. Социализация неслышащих. [Текст]: статья./ Э. Леонгард. Режим доступа: http://www.deafworld.ru/index.php/article/archive/3296/
7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей и учителей / Л.П. Молодова. Мн.: Асар, 1996.-128 с.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. для студ. Пед. Вузов/ А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина.−3-е изд. испр. и доп − М.: Академия, 2002.−200 с.
9. Налчаджян А.А. Этнопсихология [Текст] / А.А. Налчаджян. – СПб.: Питер, 2004. − 381 с.
10. Постоева В.А. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: учебное пособие. Часть 1. / В.А. Постоева, И.Л. Шелехов. − Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008 −292 с.
11. Работа с образами животных [Электронный ресурс] : сайт, статья,2007. Режим доступа: http://elly17.narod.ru/psyc/animther/image.html
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Рогов, В 2 кн.− М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения.−480 с.
13. Символическое значение образов животных в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. [Электронный ресурс] : сочинение, 2008. Режим доступа: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00086401184864071941/
14. Ситников М. Лечение лошадью [Текст] /М.Ситников.// Семья и школа.− М ,− 2002.−№ 4 , −С. 16-17.
15. Слабослышащие дети. [Электронный ресурс] Сайт, статья: Режим доступа http://www.defectology.ru/s/slaboslyshashchie_deti.html
16. Сницарь Е.Н., Попова М. С. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 150-152. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/5847/
Интерне-источники
1. http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs300/ru/
2. http://www.poznavayka.org/zoologiya/zhizn-delfinov-chast-tretya/
3. http://www.akvanari.ru/lechat_bolezni.html
4. http://optimist-sp.ru/parents/library/kukloterapiya-v-rabote-pedagoga-psikhologa-s-detmi-s-ovz/
5. https://psyera.ru/2426/kukloterapiya
6. https://studfiles.net/preview/4346313/page:34/
7. https://medportal.ru/enc/psychology/conflictology/7/
8. http://www.psychologies.ru/glossary/16/refleksiya/
9. http://www.psychologies.ru/glossary/27/empatiya/
10. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.