Коррекционно развивающая программа ТАИСКА!
Оценка 4.8

Коррекционно развивающая программа ТАИСКА!

Оценка 4.8
Занимательные материалы +3
doc
Междисциплинарный 5
1 кл—4 кл
20.10.2021
Коррекционно развивающая программа ТАИСКА!
Методологическое и организационное обоснование программы "ТАИСКА" по внеурочной деятельности и социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха разработано на основе анимало-, арт-, игро-, сказко-, кукло-, кино- терапиях.
8 Моисеева Р.И..doc

 

Департамент образования Томской области

 

Томское областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

ТАИСКА!

 

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности по социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (для детей 7-10 лет)

 

Томск

2013-2014


Департамент образования Томской области

 

Томское областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

Обсуждено

на заседании МО

протокол № 1 от  28.08.2010 г.

 Руководитель МО: 

_________ Т.П. Мурина

 

Утверждено

Методическим Советом школы

«__» сентября 2010 г.

                Директор школы:

                                                                                   ___________А.В.  Маланина

 

 

ТАИСКА

 

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности по социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (для детей 7-10 лет)

 

Срок реализации: один год обучения

 

 

 

 

Автор:

Моисеева Р.И. учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Соавтор:

Юртайкина Н.В.

Студентка ТГПУ 547 гр.

    E-mail: [email protected]

 

 

Томск

2013-2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методологическое и организационное обоснование программы внеурочной деятельности по социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Методология коррекционной программы «ТАИСКА» разработана на основе анимало-, арт-, игро-, сказко-, кукло-, кино- терапиях.

1.   Анималотерапия (зоотерапия) - это психотерапия, в которой психотерапевтическим средством является взаимодействие человека с животным. Анималотерапия (от англ. Animal- животное) - метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, кинотерапией. Как и у всякого метода у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно[3].

2.   Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных

 методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства на личность ребенка, то её содержанием является музыка -  музыкотерапия; изобразительное искусство - изотерапия; театр, образ - имаготерапия; литература, книга -    библиотерапия; танец, движение - кинезитерапия).

3. Игротерапия -  обучение адекватному реагированию в трудных жизненных обстоятельствах, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности  к мобилизации собственного жизненного опыта.

4.  Сказкотерапия. Сказка может стать условие для проекции негативных переживаний и  дать возможность спланировать в воображении свое будущее. Современная сказкотерапия «трехлика». Она имеет «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий). В сказкотерапии важно действие, но еще более важно последействие. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие клиента. Развитие, не зависящее от психолога. Собственное развитие.

        5Кинотерапия - это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга исследует свои личностные особенности.
Кинотерапия - одно из направлений арт-терапии, то есть терапии эмоционально-волевой сферы искусством.

Целями кинотерапии являются: эмоциональное переживание и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем. Осознание и переосмысление себя и своих целей, потребностей, психологических проблем, развитие способности самонаблюдений и умения быть в позиции объективного наблюдения ситуации, развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию,  духовный рост, формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей. [19]. 

Таким образом, во всех вышеперечисленных видах терапии можно вычленить общий психологический способ воздействия при взаимодействии с животными  (непосредственном, либо их образами) - проекция и перенос, которые применяются на основе различных психотерапевтических приёмов с целью достижения положительного  эффекта в социально-психологической адаптации ребёнка, способствуя активизации способности ребенка к общению (коммуникации, интеракции, формированию Я-концепции развитию творчества).

Программа рассчитана на 36 занятий, по 30 минут каждое, общее количество - 18 часов.

 

Краткая характеристика обучающихся, имеющих нарушения слуха

Количественная. Наполняемость класса не более 8 человек. В классе обучается 7 детей разного возраста от 8-ми до 10-ти лет: три мальчика и четыре девочки.

Социальная. Все обучающиеся дети-инвалиды по слуху. Трое детей проживают в школе-интернате: четыре семьи имеют статус – многодетные, малообеспеченные: одна семья – не полная; две семьи нуждаются в улучшении жилищных условий.

Психологическая. Психологические особенности развития: вторично страдает речевое развитие, снижена познавательная активность, объём запоминания материала, низкая концентрация внимания. Психоэмоциональное состояние детей требует постоянной коррекции, обеспечивающей гармоничное развитие личности особенных детей.

Исходя из индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха продолжительность каждого занятия 30 минут, два раза в неделю. Количественный состав группы - 5-6-7 человек,  возрастной состав 7−10 лет.

Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, компьютер.

Содержание программы «ТАИСКА».

Целью программы «ТАИСКА» является преодоление проблем социально-психологической адаптации (совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям): через решения следующих задач:

-     отработка механизмов межличностной коммуникации,

-     раскрытие потенциала детей,

-     развитие эмоциональной сензитивности,

-     снятие психоэмоционального напряжения посредством физических занятий, упражнений.

 

Задачей анималотерапии является развитие позитивных навыков коммуникации при взаимодействии с домашними животными, расширение поведенческих механизмов адаптации, коррекция  самооценки, развитие эмпатии.

Задачей арттерапии является работа с системой проекций направленных на животных, выражение эмоционального состояния детей, рефлексии (рисунки, танцы, этюды).

Задачей игротерапии является развитие личности ребенка, формирования положительного отношения к себе и к окружающим в различных сюжетно-ролевых играх, включающих образы животных. 

Задачей сказкотерапии является развитие воображения с использованием образов животных, замена отрицательных образов на положительные.

Задачей кинотерапии является комплексное развитие личности ребенка , включающая различные сферы личности:  ценностно-потребностную, эмоционально-волевую, когнитивную, социальную и духовную.

Критерии социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при взаимодействии с домашними животными:

1.   Самооценка (социально-перцептивный)

2.   Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт (ЦПСЛ и ВК). (социально-перцептивный)

3.   Рефлексия (коммуникация и интеракция)

4.   Эмпатия (коммуникация и интеракция)

5.   Когнитивное развитие.

На основе критериев были подобраны методы исследования беседы, тестирования и методики.

Планируемы метапредметные результаты

Личностные: положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты

Воспроизводить ранее полученные знания.

Осуществлять поиск необходимой информации.

Сравнивать ранее полученную информацию, на основе предъявления новой информации, делать выводы и обобщения.

Понимать роль животных в природе, в жизни людей.

Методическое обеспечение образовательной программы

При организации внеурочной деятельности все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути особенного ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения детей с нарушениями слуха, активизирующего и стимулирующего детскую любознательность, познавательные мотивы и речевое развитие. Всю деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга элементов – репродуктивного и творческого. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать.

Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый раздел предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные формы деятельности.

Для того, что бы адаптация проходила более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей к выполнению заданию. Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка.

Большое значение в социально-психологической адаптации детей с нарушениями слуха имеют беседы, игры, творческие задания. Общение с миром животных пробуждает у детей чувство прекрасного, развивает адекватное восприятие мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха «ТАИСКА»

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Форма

деятельности

Тема I. Развитие  эмпатии в процессе взаимодействия с  животными

Занятие 1.1.

 

Цель: знакомство. Развитие эмоциональной сензитивности, воображения, умения распознавать язык мимики и жестов,  снятие телесных зажимов

Беседа.

Упражнения, игры

Занятие 1.2.

Цель: сплочение группы. Эмоциональное сближение детей. Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, умение работать в общем режиме группы

Упражнения, игры

Занятие 1.3.

Цель: развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого. Умение договориться, работать в группе, думать о других

Творческое задание. Упражнения, игры

Занятие 1.4.

Цель: развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства

Упражнения, игры

Занятие 1.5.

Цель: развитие умения определять и выражать различные эмоциональные состояния

Упражнения, игры

Занятие 1.6.

Цель: развитие умения сопоставлять эмоции причины их появления

Практическая работа, игры

Занятие 1.7.

Цель: развитие навыков присоединения в общении

Упражнения, игры

Занятие 1.8.

Цель: совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии

Упражнения, игры

Занятие 1.9.

Цель: развитие доброты, сострадания,  желания помочь, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается

Творческая работа

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Тема II. Развитие рефлексии в процессе взаимодействия с  животными

Занятие 2.1.

Цель: научить детей ответственному отношению к себе, к людям через ответственное отношение к домашним животным

Упражнения, игры

Занятие 2.2.

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния

Беседа, игры

Занятие 2.3.

Цель: рассмотрение психологических механизмов просьбы и отказа

Упражнения, игры

Занятие 2.4.

Цель: развитие навыков общения, умение просить и отказывать, развитие уверенности в себе

Упражнения, игры

Занятие 2.5.

Цель: умение организовать свое поведение. Развитие самоконтроля, выдержки, сдержанности

Практическая работа, упражнения.

Занятие 2.6.

Цель: развитие эмоционально- волевой сферы, усидчивости, концентрации внимания

Упражнения, игры

Занятие 2.7.

 Цель: развитие инициативности, смелости, способности постоять за себя

Упражнения, игры

РАЗДЕЛ  ТРЕТИЙ

Тема III. Коррекция самооценки в процессе взаимодействия с  животными

Занятие 3.1.

Цель: развитие адекватной самооценки

 

Упражнения, игры

Занятие 3.2.

Цель: отреагирование агрессии и поиск социально- приемлемых форм выражения агрессивных переживаний. Эмоциональная разрядка, выход агрессии

Дискуссия, релаксационное упражнение

Занятие 3.3.

Цель: работа со страхами. Выход психофизического напряжения, агрессивности, страхов. Развитие воображения

Упражнения, игры

Занятие 3.4.

Цель: развитие мировоззрения детей и снятие напряжения

Просмотр фильма о жизни животных и последующее обсуждение

РАЗДЕЛ  ЧЕТВЁРТЫЙ

Тема IV. Развитие ЦПСЛ и ВК в процессе взаимодействия с  животными

Занятие 4.1.

Цель: диагностика внутриличностных конфликтов и их последующая коррекция

Практическая работа, игры

Занятие 4.2.

Цель: развитие позитивного отношения к жизни

Беседа, упражнения, игры

Занятие 4.3.

Цель: обучение работе в команде. Развитие ловкости, внимания, сообразительности,  целеустремленности

Упражнения, игры

Занятие 4.4.

 Цель: диагностика и обучение умению самостоятельно организовать свободное время

Самостоятельная

работа

Занятие 4.5.

Цель: диагностика и обучение способам установления отношений

Творческие задания. Упражнения, игры.

Занятие 4.7.

Цель: развитие адаптивных способов поведения

Упражнения, игры

Занятие 4.8.

Цель: отработка способов поведения в ситуации одиночества

Коллективная работа. Упражнения, игры

Занятие 4.9.

Цель: развитие навыков психологической саморегуляции в ситуации одиночества

Упражнения, игры

Занятие 4.9.

Цель: развитие самостоятельности и умения присоединится к группе

Практическая работа. Упражнения

РАЗДЕЛ   ПЯТЫЙ

Тема V. Когнитивное развитие в процессе взаимодействия с  животными

Занятие 5.1.

 Цель: развитие и активизация воображения

Упражнения, игры

Занятие 5.2.

Цель: развитие и активизация памяти

Упражнения, игры

Занятие 5.3.

Цель: развитие и активизация внимания

Упражнения, игры

Занятие 5.4.

Цель: развитие и активизация мыслительной деятельности

Групповое сочинение «Чем похожи люди и животные»

Занятие 5.5.

Цель: развитие мировоззрения детей

Презентация «Домашние животные»

Занятие 5.6.

Цель: развитие в детях способности к обобщению, сопоставлению и сравнению, синтезу и анализу

Экскурсия в художественный музей

Занятие 5.7.

Цель: расширение мировоззрения детей.

Презентация «Дикие животные»

Занятие 5.8.

Цель: развитие в детях способности к обобщению, сопоставлению и сравнению, синтезу и анализу

Экскурсия в краеведческий музей

 

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел I.

Развитие эмпатии в процессе взаимодействия с  животными

Цель раздела -  развить эмпатию детей: доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. способность понимать, сочувствовать, сопереживать людям.  От этих качеств характера во многом зависит  успешная адаптация в социуме.

Задачи раздела:

1.   Знакомство группы. Развитие эмоциональной  сензитивности.

2.   Сплочение группы. Умение распознавать невербальное поведение.

3.   Развитие умения сопереживать, выражать свои чувства,  понимать состояние другого, работать в группе, думать о других.

4.   Совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Методическое и организационное обеспечение

Занятие рассчитано на 30 минут. Количественный состав группы - 5-6-7 человек, возрастной состав 7−10 лет.

Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, компьютер.

Общая характеристика раздела

Посредством различных упражнений, игр с привлечением домашних животных и их образов у детей разовьется  эмпатия, умения открыто выражать свои чувства, понимать состояние других людей, умение договориться, работать в группе, думать о других, доброта, сострадание,  желание помочь и  получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. А также улучшатся навыки межличностной коммуникации.

Дети наблюдают за кошкой, ее поведением, способами ознакомления с незнакомым местом и людьми, отмечают элементы привыкания и установления контактов. Своим естественным поведением кошка помогает понять, что страхи есть у всех, осторожность и осмотрительность необходимы для ощущения безопасности, что одиночество и право заниматься тем, что тебе самому хочется, не всегда отчуждение и, «гуляя сам по себе», можно чувствовать себя свободным и уверенным , но друзья и их поддержка, общение- необходимы.

Дети, наблюдая за собакой,  учатся быть открытыми, смелыми, активно вступать в контакт, если им этого хочется, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования, овладевать методами саморегуляции, развивать волю.

Занятие 1.1.

Цель: знакомство. Развитие эмоциональной сензитивности, воображения, умения распознавать язык мимики и жестов,  снятие телесных зажимов.

Ход занятия. Знакомство детей с ведущим, кошкой, друг другом. Упражнение «Давайте познакомимся!». Упражнение «Кошкино имя», упражнение  «Кошкино настроение», подвижная игра «Мышка. Мышка…кот!». Прощание.

Оборудование: живая кошка или мягкая игрушка, платочки для завязывания глаз, карандаши, краски, бумага.

Занятие 1.2.

Цель: сплочение группы. Эмоциональное сближение детей. Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, умение работать в общем режиме группы.

Ход занятия. Упражнение «Здравствуй, пес!» (с участием собаки, или мягкой игрушки зайца), упражнение  «Собачье имя»,

Оборудование: Живая собака или мягкая игрушка, клубок ниток, платок.

Занятие 1.3.

Цель: развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого. Умение договориться, работать в группе, думать о других.

Ход занятия. Игра «Кенгуру», «Медвежата, волчата», творческое задание «Спаси птенца», «Ворона».

Занятие 1.4.

Цель: развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства.

Ход занятия. Упражнение «Ребята и зверята», упражнение «Сердце на память», упражнение «Подари движение другу», упражнение «Комплименты». Прощание.

Оборудование: аудиозапись подвижной музыки, принесенные из дома трафареты раскрашенной кошки и собаки.

Занятие 1.5.

Цель: развитие умения определять и выражать различные эмоциональные состояния.

Ход занятия Упражнения «На какое животное я похож», «Животное, которое я не люблю», «Танец пяти животных».

Занятие 1.6.

Цель: развитие умения сопоставлять эмоции причины их появления.

Ход занятия Упражнение «Изобрази животное», практическая работа. «Тренируем эмоции», «Цветок добра»,  

Занятие 1.7.

Цель: развитие навыков присоединения в общении, развитие доброжелательности через снятие элементов соревновательности в игре.

 Ход занятия Игра «Как мяукают котенок и мама-кошка?», «Походи, как медведь», «Постой, как цапля», «Попрыгай вокруг себя, как зайка»

Занятие 1.8.

 Цель: совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии.

Ход занятия. Игра «Зверинец», подвижная игра «Чуткий сторож», Упражнение «Собачьи игры», «Клубочек». Прощание.

Оборудование: клубочек шерсти.

Занятие 1.9.

Цель: развитие доброты, сострадания,  желания помочь, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

Ход занятия. Творческие задания: «Зайчик в беде», «Помоги Белке»», «Не поется птицам без небес».

Раздел 2. Развитие рефлексии в процессе взаимодействия с животными

Цель: Развитие рефлексии, ответственности и интеллектуальных способностей ребенка.

Задачи:

1.   Развитие и совершенствование навыков общения.

2.   Развитие эмоционально- волевой сферы.

3.   Развитие эмоциональной сферы детей.

Общая характеристика раздела

Научить детей понимать другие живые существа, а через них и весь мир. Формировать в детях чувство сострадания к животным, чувство ответственности за них, ощущать трагизм жестокости. В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей. У кошки ребенок может научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.

Методическое и организационное обеспечение

Занятие рассчитано на 30 минут. Количественный состав группы - 5-6-7 человек,  возрастной состав 7−10 лет.

Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, компьютер.

Занятие 2.1.

Цель: научить детей ответственному отношению к себе, к людям через ответственное отношение к домашним животным.

Ход занятия. Упражнение «Мы в ответе за тех, кого приручили», «О Жучках и Мурках», «Представь себя совсем иным».

Занятие 2.2.

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния.

Ход занятия. Упражнение «Котик», упражнение «Беседа о взрослении, расставании и самостоятельности»,

Занятие 2.3.

Цель: рассмотрение психологических механизмов просьбы и отказа.

Ход занятия. «Зоопарк», «На прогулке».

Занятие 2.4.

Цель:  Развитие навыков общения, умение просить и отказывать, развитие уверенности в себе.

Ход занятия. Упражнение «Дотронься до…», упражнение  «Биоэнергетическая гимнастика», игра- развлечение «Сладкая парочка».

Занятие 2.5.

 Цель: умение организовать свое поведение. Развитие самоконтроля, выдержки, сдержанности.

Ход занятия. Практическое задание «Кошачий секрет», Упражнение- сказка «Как подружились кошка с собакой». Прощание.

Занятие 2.6.

Цель: Развитие эмоционально- волевой сферы, усидчивости, концентрации внимания.

Ход занятия. Игра «Собери образ животного», « Вспомним животных».

Оборудование: мягкая игрушка животного

Занятие 2.7.

Цель:  Развитие инициативности, смелости, способности постоять за себя.

Ход занятия. Игра «Петушиные бои», «Гром».

РАЗДЕЛ 3. Коррекция самооценки В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЖИВОТНЫМИ

Цель раздела: Развитие адекватной самооценки и интеллектуальных способностей ребенка.

Задачи раздела:

1.   Реакция на  агрессию и поиск социально-приемлемых форм выражения агрессивных переживаний.

2.   Работа со страхами. Выход психофизического напряжения, агрессивности, страхов.

3.   Развитие воображения.

Методическое и организационное обеспечение

Занятие рассчитано на 30 минут. Количественный состав группы - 5-6-7 человек,  возрастной состав 7−10 лет.

Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, компьютер.

Тема 3.1.

Цель: развитие адекватной самооценки.

Ход занятия. Упражнение «Ты-олень», Упражнение «Мой портрет глазами других».

Оборудование: листы бумаги, карандаши, краски.

Тема 3.2.

Цель: отреагирование агрессии и поиск социально- приемлемых форм выражения агрессивных переживаний. Эмоциональная разрядка, выход агрессии.

Ход занятия.  Релаксационная программа «Встреча», упражнение «Черная метка», упражнение дискуссия «Почему грустит котенок».

Оборудование: Вырезанная из бумаги «Черная метка», мягкая игрушка кошки

Тема 3.3.

 Цель: работа со страхами. Выход психофизического напряжения, агрессивности, страхов. Развитие воображения.

 Ход занятия. Упражнение-дискуссия «Как дружок стал смелым», медитативная техника, «Тигр на охоте», прощание «Танцуют все».

Оборудование: мягкая игрушка собаки, 

Тема 3.4.

Цель: развитие мировоззрения детей и снятие напряжения.

Ход занятия. Просмотр фильма о жизни животных и последующее обсуждение.

Оборудование: видеопроектор.

РАЗДЕЛ 4.  Развитие  ценностно-потребностной сферы личности и коррекция внутриличностных конфликтов (ЦПСЛ и ВК) в процессе взаимодействия с  животными

Цель раздела: Развитие ценностно-потребностной сферы личности и коррекция внутриличностных конфликтов в процессе организованного взаимодействия с животными.

Задачи раздела:

1.   Диагностика внутриличностных конфликтов и их последующая коррекция.

2.   Раскрытие индивидуальных способов поведения детей.

3.   Развитие позитивного отношения к жизни.

4.   Развитие адаптивных способов поведения.

5.   Диагностика и обучение способам установления отношений.

Методическое и организационное обеспечение

Занятие рассчитано на 30 минут. Количественный состав группы - 5-6-7 человек,  возрастной состав 7−10 лет.

Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, компьютер.

Тема 4.1.

Цель: диагностика внутриличностных конфликтов и их последующая коррекция.

Ход занятия. Проективная методика «Несуществующее животное» интерпретация.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, краски.

Тема 4.2.

Цель:  раскрытие индивидуальных способов поведения детей. Развитие позитивного отношения к жизни.

Ход занятия. Упражнение «Волшебная палочка», упражнение –релаксация «Чудесный сон котенка», упражнение «Собака-поводырь», упражнение «Волшебный дождь». Прощание «Сотворение чуда».

Тема 4.3.

Цель: обучение работе в команде. Развитие ловкости, внимания, сообразительности,  целеустремленности.

Ход занятия. Игра «Тюлени», игра «Крокодил»,

Тема 4.4

Цель:  обучение работе в команде. Развитие ловкости, внимания, сообразительности,  целеустремленности.

Ход занятия. Самостоятельная работа, игра «Город». Ведущий наблюдает продуктивность использования времени, мотивацию детей, умение договариваться и просить, качественные и количественные показатели самостоятельной деятельности детей.

Оборудование: наборы открыток, книги о кошках и собаках, сундучок с секретами (бусы, брошки, часы, пуговицы, цепочки и др.), бумага, карандаши, трафареты, цветная бумага, ножницы, пластилин, мозаика, конструктор.

Тема 4.5

Цель:  диагностика и обучение способам установления отношений

Ход занятия. Упражнение «Сказка про собаку Шарика», игра «Кошкин дом». Прощание.

 Тема 4.6.

Цель: развитие адаптивных способов поведения.

Ход занятия. Упражнение «Необычный хор», упражнение «Кот и пес», Упражнение «Сказка про кошку Эльвиру»,

Тема 4.7

Цель: отработка способов поведения в ситуации одиночества.

Ход занятия. Упражнение-беседа по кругу «Как живется одиноким животным», упражнение дыхательная релаксация «Доброе животное»,

Тема 4.8.

Цель:  развитие навыков психологической саморегуляции в ситуации одиночества.

Ход занятия.  Игра «Войди в круг, выйди из круга», упражнение коллективный рисунок «Веселая семейка», прощание «Подари подарок другу».

 Оборудование: листы бумаги, краски, карандаши.

Тема 4.9.

Цель: развитие самостоятельности и умения присоединится к группе.

Ход занятия. Упражнение психогимнастический этюд «Как котенок стал смелым», упражнение «Сказка о друге», Коллективный рисунок «На долгую память». Прощание.

Оборудование: живая кошка, собака или мягкие игрушки, трафареты кошки и собаки для каждого, два больших листа бумаги, краски.

Раздел 5. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЖИВОТНЫМИ

Цель раздела: Развитие познавательной сферы и интеллектуальных способностей ребенка.

Задачи раздела:

1.   Развитие воображения

2.   Развитие памяти.

3.   Развитие мыслительной деятельности.

4.   Развитие внимания.

5.   Расширение мировоззрения детей.

Методическое и организационное обеспечение

Занятие рассчитано на 30 минут. Количественный состав группы - 5-6-7 человек,  возрастной состав 7−10 лет.

Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, компьютер.

Общая характеристика раздела

Наблюдение за животными и взаимодействие с ними. Находя общее в строении и поведении животных и человека, получая знания о животных через общение  с ними ребенок учится обобщать, сопоставлять и сравнивать, синтезировать и анализировать. Результаты чувственного опыта перерастают в суждения и абстрактные представления, формируясь через познавательный интерес и любопытство.

Тема 5.1.

Цель: развитие и активизация воображения.

Ход занятия.  «Домашние и дикие животные», упражнение «Сказка о том, как подружились собака с кошкой».

  Оборудование: Мешочек, картинки с изображением диких и домашних животных

Тема 5.2.

Цель: развитие и активизация памяти.

Ход занятия.  Упражнение «Нарисуй животное», упражнение «Запомни расположение», игра «Символы животных».

Оборудование: бумага, карандаши, краски.

Тема 5.3.

Цель: развитие и активизация внимания.

Ход занятия.  Упражнение «Скульптура животного», упражнение «Выйдите в круг те…», игра «Черепаха».

Тема 5.4.

Цель: развитие и активизация мыслительной деятельности.

Ход занятия.  Написание совместного группового сочинения «Чем похожи люди и животные».

Тема 5.5.

Цель: развитие мировоззрения детей.

Ход занятия. Презентация «Домашние животные».

Тема 5.6.

Цель: развитие в детях способности к обобщению, сопоставлению и сравнению, синтезу и анализу.

Ход занятия.  Экскурсия в художественный музей.

Тема 5.7.

Цель: Расширение мировоззрения детей.

Ход занятия. Презентация «Дикие животные».

Тема 5.8.

Цель: развитие в детях способности к обобщению, сопоставлению и сравнению, синтезу и анализу.

Ход занятия.  Экскурсия в краеведческий музей.

Заключение

При анализе  психолого-педагогической и специальной литературы, была доказана эффективность организованного взаимодействия с животными (их образами) детей с нарушениями слуха для их социально-психологической адаптации, рассмотрено психологическое предназначение животных в жизни человека, их роль в развитии детей, в формировании способности к социальной адаптации. Во всех развитых странах мира созданы институты, занимающиеся исследованием влияния животных на людей (анималотерапия), проводятся международные конференции и семинары, посвященные методикам лечения с помощью животных.

Нами были выявлены критерии социально- психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при организованном взаимодействии с домашними животными:

1.   Самооценка (социально-перцептивный).

2.   Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт (ЦПСЛ и ВК) (социально-перцептивный).

3.   Рефлексия (коммуникация и интеракция).

4.   Эмпатия (коммуникация и интеракция).

5.   Когнитивное развитие.

На основе приведенных выше критериев была разработана программа коррекции социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха «ТАИСКА».

Таким образом, поставленные цель и задачи в социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха  были достигнуты.

 

Литература (список ресурсного обеспечения)

1.                     Агафонычев В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост - наше лекарство – Москва, 2007

2.                     Агафонычев В. Большая книга лечения с помощью животных Серия : Здоровье - это счастье! 2008 г.

3.                     Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи. – М.: ACT, 1999.

4.                     Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1996.

5.                     Большова Т.В. Учимся по сказке. (Развитие мышления младшего школьника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.

6.                     Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – Москва, 2005.

7.                     Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

8.                     Ильина М.В. Чувствуем – познаём – размышляем. – Москва, 2004.

9.                     Ильина М. Н. Развитие ребёнка. – Санкт-Петербург, 2004.

10.                 Кряжева Н.Л. Кот и пёс спешат на помощь (анималотерапия для детей). – Ярославль, 2000.

11.                 Коскова Н.В. Уши, лапы и хвосты: 3-5-7 лет Умные дорожки – Москва, 2008

12.                 Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии М.: АРКТИ, 2000.

13.                 Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Т1Д «Сфера»,   2001.— 512с.

14.                 Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вох­мянина; Под. ред. И.В.Дубровиной. - 2-е изд., стерео-тип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.

15.                 Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей. М.,2006.

16.                 Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – М.: У-Фактория, 2006. – 228 с.

17.                 Харчук Ю. Анималотерапия. Домашние животные и наше здоровье - Феникс, 2007 г. http://www.kniga.com/books/product.asp?sku=ebooks182625

 


Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования Томской области

Департамент образования Томской области

Департамент образования Томской области

Департамент образования Томской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методологическое и организационное обоснование программы внеурочной деятельности по социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методологическое и организационное обоснование программы внеурочной деятельности по социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Осознание и переосмысление себя и своих целей, потребностей, психологических проблем, развитие способности самонаблюдений и умения быть в позиции объективного наблюдения ситуации, развитие способности к самораскрытию,…

Осознание и переосмысление себя и своих целей, потребностей, психологических проблем, развитие способности самонаблюдений и умения быть в позиции объективного наблюдения ситуации, развитие способности к самораскрытию,…

Задачей анималотерапии является развитие позитивных навыков коммуникации при взаимодействии с домашними животными, расширение поведенческих механизмов адаптации, коррекция самооценки, развитие эмпатии

Задачей анималотерапии является развитие позитивных навыков коммуникации при взаимодействии с домашними животными, расширение поведенческих механизмов адаптации, коррекция самооценки, развитие эмпатии

Осуществлять поиск необходимой информации

Осуществлять поиск необходимой информации

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха «ТАИСКА»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха «ТАИСКА»

Упражнения, игры Занятие 2

Упражнения, игры Занятие 2

Занятие 4 .9. Цель: развитие самостоятельности и умения присоединится к группе

Занятие 4 .9. Цель: развитие самостоятельности и умения присоединится к группе

Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, компьютер

Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, компьютер

Оборудование: Живая собака или мягкая игрушка, клубок ниток, платок

Оборудование: Живая собака или мягкая игрушка, клубок ниток, платок

Ход занятия. Творческие задания: «Зайчик в беде», «Помоги

Ход занятия. Творческие задания: «Зайчик в беде», «Помоги

Ход занятия . «Зоопарк», «На прогулке»

Ход занятия . «Зоопарк», «На прогулке»

Оборудование: листы бумаги, карандаши, краски

Оборудование: листы бумаги, карандаши, краски

Тема 4.1. Цель: диагностика внутриличностных конфликтов и их последующая коррекция

Тема 4.1. Цель: диагностика внутриличностных конфликтов и их последующая коррекция

Ход занятия . Упражнение-беседа по кругу «Как живется одиноким животным», упражнение дыхательная релаксация «Доброе животное»,

Ход занятия . Упражнение-беседа по кругу «Как живется одиноким животным», упражнение дыхательная релаксация «Доброе животное»,

Цель: развитие и активизация воображения

Цель: развитие и активизация воображения

Нами были выявлены критерии социально- психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при организованном взаимодействии с домашними животными: 1

Нами были выявлены критерии социально- психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при организованном взаимодействии с домашними животными: 1

Литература (список ресурсного обеспечения) 1

Литература (список ресурсного обеспечения) 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021