« Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ»
2020-2021 учебный год
Практически в каждой школе учатся дети, которые испытывают трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития, сенсорными дефектами, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Все они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность.
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии школьников с ОВЗ.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП обучающимися с ОВЗ, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Скомплектован список детей с ОВЗ на 2020-2021 учебный год согласно приказа ОУ, заявлений родителей и заключений ПМПК ГБУ КК «Центра диагностики и консультирования» г. Сочи
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 15 человек
Адаптированная программа — 14 чел. ЗПР — 9 чел. РАС — 2 чел. СИПР — 1 чел. Вариант 1, умственная отсталость — 2 чел. Из них дети ОВЗ с инвалидностью – 4 человека
ОСНОВНОЕ ЗВЕНО — 11 человек
Адаптированная программа — 10 чел. ЗПР — 6 чел. Сладослышащий — 1 чел. Слабовидящий — 1 чел. УО – 2 чел. Из них дети ОВЗ с инвалидностью – 6 человек
Специалистами ОУ разработаны коррекционно-развивающие программы.
Учитель-логопед
- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению учителя-логопеда с учащимися РАС начальное образование 270 часов;
- Индивидуальная программа по коррекционно-развивающему сопровождению учителя-логопеда с учащимися СИПР « Альтернативная коммуникация» 66 часов;
- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению учителя-логопеда учащимися с нарушением слуха и ЗПР начальное образование 204 часа;
- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению учителя-логопеда с учащимися ЗПР начальное образование 270 часов
Педагог-психолог
- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению педагога-психолога с учащимися ЗПР начальное образование 135 часов;
- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению педагога-психолога с учащимися ЗПР основное образование 170 часов;
- Индивидуальная программа по коррекционно-развивающему сопровождению педагога-психолога с учащимися ОУ 4 класс 33 часа;
- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению педагога-психолога с учащимися РАС начальное образование 68 часов.
Задачи коррекционной работы:
· Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
· Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
· Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
· Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
· Оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
· Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
· Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
· Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
· Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
· Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
· Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Характеристика основных направлений коррекционной работы.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа ( сентябрь, январь, май), которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ОВЗ с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
― психолого-педагогический эксперимент,
― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
― беседы с учащимися, учителями и родителями,
― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования. Проводится согласно расписанию утвержденного директором школы
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
― разработку оптимальных для развития ребенка индивидуальных коррекционно-развивающих программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями, организацию и проведение специалистами индивидуальных занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― индивидуальные занятия,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
5.Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,
― взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
― лекции для родителей,
― анкетирование педагогов, родителей,
― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.