Коррекционно-развивающее влияние игры на психическое развитие умственно отсталых дошкольников
Оценка 5

Коррекционно-развивающее влияние игры на психическое развитие умственно отсталых дошкольников

Оценка 5
rtf
15.06.2020
Коррекционно-развивающее влияние игры на психическое  развитие умственно отсталых дошкольников
Курсовая работа.rtf

Содержание

 

Введение.…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты специальной психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии и ее виды………………………6

1.1. Понятие психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии..…………………………………………………………………………..6

1.2. Методы психологического изучения детей с нарушениями развития……9

1.3. Виды психологической помощи……………………………………………15

Глава 2. Эмпирическое исследование методов специальной психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии  (на примере МБОУ СОШ 12 г. Астрахани)..…………………………………………………………19

2.1.Организация и методики исследования……………………………………19

2.2. Результаты исследования….………………………………………………..22

2.3. Коррекционно-развивающая программа для учащихся с различными вариантами с отклонениями в развитии…..……………………………………32

Заключение….……………………………………………………………………37

Список использованной литературы...…………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Специальная психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности.[1]

Цель специальной психологической помощи- изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни.

Основные задачи психологической помощи:

- реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста;

- развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

- создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

- оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

- консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;

- социально-психологическая помощь. Содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;

- социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних.[2]

Актуальность данной проблемы связана с увеличением числа детей с выраженными отклонениями в двигательном и психическом развитии. Психическое развитие ребенка - сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. Нарушения психического развития при патологии центральной нервной системы имеют под собой анатомо-физиологические основы. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, лишенный своевременной помощи логопеда, дефектолога, психолога, с каждым годом все больше отстает в познавательном и речевом развитии, упускаются важнейшие сензитивные периоды, перспективы дальнейшего обучения и социальной адаптации в значительной степени суживаются. Поэтому психологу необходимо не только выявить нарушения развития, которые из-за поражения нервной системы не подлежат восстановлению, но и крайне важно определить наиболее сохранные психические функции, чтобы активировать компенсаторные механизмы. Необходимо совершенствовать методы коррекционной работы с этими детьми из-за многообразия и тяжести нарушений.

Цель курсовой работы - теоретическое изучение и применение на практике методов специальной психологической помощи детям и подросткам с различными вариантами отклоняющего развития.

Предмет курсовой работы - психологическая помощь детям и подросткам  с различными вариантами отклоняющего развития.

Объект курсовой работы - дети и подростки  с различными вариантами отклоняющего развития (учащиеся МБОУ СОШ №12 г. Астрахани).

В ходе работы использовались методы: изучение теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение педагогического опыта; наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации; анализ и обобщение полученных данных.

Задачи курсовой работы:

- изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;

- рассмотреть сущность понятия психологической помощи детям с проблемами в развитии;

- изучить виды психологической помощи;

- провести диагностику;

- показать опыт психолого-педагогической поддержки и коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.

- сделать выводы.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, подпунктов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты специальной психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии и ее виды

1.1.Понятие психологической помощи детям с проблемами в развитии

 

Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная Психолого-педагогическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещены далеко недостаточно. На практике различные психотехнические приемы нередко используются психологами и педагогами без учета формы заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально волевой сферы ребенка.[3]

Отсутствие четко разработанных дифференцированных методов психокоррекции детей, неадекватный подбор психотехнических приемов отрицательно сказывается на психическом развитии ребенка, а также создает существенные трудности в работе педагогов и родителей.

Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

В научной литературе  психологическая помощь детям и подросткам с нарушениями в развитии рассматривается, как сложную систему психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям ребенка.

Важное значение имеет решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на имеющийся психический или физический дефект, неадекватный стиль семейного воспитания, госпитализм и др.

Существующие сегодня в мировой практике виды психологической помощи детям и подросткам чрезвычайно разнообразны. Они различаются по характеру решаемых задач специалистами, работающими с детьми и подростками: педагогов, дефектологов, социальных работников, врачей и др. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.

По своему характеру психологическая помощь может состоять:

- в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка. Например, таких как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога консультанта другого профиля;

- в рекомендациях методов воспитания, обучения;

- в рекомендациях по профессиональной ориентации подростков;

- в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;

- в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.[4]

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.

Так, например, помощь в устройстве умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу, казалось бы не содержит в себе ничего психологического, а относится, скорее, к сфере медицины и специальной педагогики.

Однако это не так:

- во-первых, как правило, объектом помощи оказывается прежде всего родитель, который может остро переживать отставание в умственном развитии своего ребенка или не замечать его и сопротивляться переводу ребенка во вспомогательную школу;

- во-вторых, определение степени и причин умственной отсталости основано на психологических знаниях развития ребенка и требует психологических методов диагностики аномалий развития.

Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники.

В связи с этим авторы выделяют несколько моделей психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии.

Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.[5]

Диагностическая модель. Как правило, объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении. Причем сам процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики. Диагностическая модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.

Социальная модель помощи чаще используется в семейной консультации. Такого рода помощью может быть, например, знакомство родителей детей с проблемами в развитии друг с другом с целью общения, знакомство родителей с имеющимися в городе социальными службами, например родительские ассоциации, семейный клубы и др.

Медицинская модель помощи предполагает усилия специалистов, направленные на лечение, реабилитацию детей с проблемами в развитии, а также на психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.[6]

И, наконец, психологическая модель помощи, опираясь на закономерности психического развития ребенка и подростка, предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка или подростка с проблемами в развитии и разработку адекватных методов психологического воздействия, то есть оказание всесторонней психологической помощи.

 

1.2. Методы психологического изучения детей с нарушениями развития

 

Метод наблюдения. Изучение естественного поведения - одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Метод наблюдения может дать важную дополнительную информацию не только для психологов, но и для клиницистов.

По результатам наблюдения психолог, выявив признаки нарушенного развития, делает предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет ему оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у психолога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий психодиагност должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе экспериментально-психологического изучения ребенка.[7]

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целями наблюдения являются изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Таким образом, в практике психодиагностики метод наблюдения рационально использовать включенным в метод эксперимента посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных психофизических особенностей и их количественной оценки.

Метод беседы. Предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к психологу за консультативной помощью.

Цель беседы - обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребенка.

При проведении беседы психолог должен соблюдать следующие требования:

- беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;

- важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;

- эффективность беседы зависит от активности родителей (педагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать доверительные отношения;

- психолог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов);

- важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы;

- желательно участие в беседе обоих родителей;

- нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;

- во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и определить их задачу.[8]

Метод опроса педагогов (родителей). Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться.

Метод экспериментального изучения ребенка. Это более «молодой» метод по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования, проводится статистическая обработка данных, он требует меньших затрат времени. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю, с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка.

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента.

Психологический эксперимент - это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально-психологических методик.

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

- эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

- эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;

- построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

- экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;

- результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе. Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение. При интерпретации результатов обязательно сопоставление данных, полученных с использованием разных методик.[9]

Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о различных особенностях психики. Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.

Тесты. Еще одним направлением в изучении детей и подростков с отклонениями в развитии является метрический подход, предполагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использованием тестов.

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый. Стандартна и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов регламентированы.

В связи с тестированием необходимо остановиться на двух понятиях — «надежность» и «валидность», относящихся к психодиагностическим методикам. Надежность теста - это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких как условия тестирования, личности экспериментатора и испытуемого, предыдущий опыт тестирования или его отсутствие и т.д.). Валидность теста — это соответствие получаемой информации измеряемому психическому свойству или процессу.[10]

Безусловным достоинством тестовых методов является их большая объективность, возможность сравнивать результаты разных испытуемых. В то же время исследования, построенные по типу жестко стандартизированной методики (теста), показывают только отклонение от нормы, но не позволяют выявить нарушенные функции и сохранные звенья.

Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики - личностные опросники и проективные методы.

Опросниками называются методики, содержащие в качестве материала вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не согласиться. Ответы даются в свободной форме (опросники открытого типа) или выбираются из предлагаемых вариантов (опросники закрытого типа).

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, непосредственно не отражающей его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, в ряде случаев - опросники интересов и опросники установок (в зависимости оттого, насколько соотносятся конкретные выявляемые интересы и установки с собственно личностными психологическими характеристиками: например, опросник, выявляющий установку - отношение к определенной социальной группе, относится к опросникам-анкетам).

Все описанные методики подтвердили свою диагностическую эффективность в практике.

Таким образом, при обследовании детей и подростков с нарушениями развития очень важно учитывать такие показатели, как уровень сформированное изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.

 

1.3. Виды психологической помощи

 

В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещено далеко недостаточно. Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психологическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

В наши дни психологическая помощь детям и подросткам с нарушением в развитии рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.[11]

Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии состоит из следующих составляющих:

Описание: http://opnd-orel.ru/images/shema.gif

Рис.1 - Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии[12]

Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.

Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии - это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школа, семья, медицинское учреждение и т. п.)

Оказание  помощи через сообщение ему объективной психологической информации. Этим занимается психодиагностика - одно из направлений практической психологии. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использовании.

Психологическая коррекция - предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития. Психолог работает с такими понятиями, как возрастная норма освоения какого-либо вида деятельности (чтения, письма, счета и т.п.) и индивидуальный темп ее освоения. Содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа усвоения какого-то вида деятельности в соответствии с общественными требованиями к ней.[13]

Психологическое консультирование - как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Мы уже отмечали, что цель психологического консультирования - в обеспечении человека продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана, прежде всего, со способностью человека находить возможно большее число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и рефлексировать в ней.[14]

Психотерапия - как вид психологической помощи предполагает активное воздействие психотерапевта на личность клиента. Клиент психотерапевта - это человек, требующий реконструкции его личности. Другими словами, это больной человек, которому требуется организованное воздействие на его психическую реальность с целью ее восстановления или реконструкции. Если в психологическом консультировании ответственность за результаты, связанные с изменением продуктивности личности, распределяется между психологом и клиентом, то в психотерапии, особенно на первых ее этапах, ответственность за реконструкцию личности клиента несет и психотерапевт. Практически всегда психотерапия осуществляется на фоне медикаментозного воздействия на клиента и выступает как вспомогательный метод лечения.[15]

Существующие сегодня в мировой практике виды психологи­ческой помощи детям и подросткам чрезвычайно разнообразны. Они различаются по характеру решаемых задач специалистами, работающими с детьми и подростками: педагогов, дефектологов, социальных работников, врачей и др. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.

По своему характеру психологическая помощь может состоять:

а) в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка. Например, таких как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т.д.

б) в рекомендации методов воспитания, обучения;

в) рекомендации по профессиональной ориентации подростков;

г) в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;

д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.

 

 

Глава 2. методов помощи и с проблемами в   (на МБОУ СОШ 12 г. )

2.1. и методики

 

В время с формами широкое обучение и , , с одной , от ребенка и его усилий, с большие для . Тенденция к школ-интернатов к , что более 56 % с в психофизическом по месту , в семьях.

В с оказывать с отклонениями в призваны не учреждения (, , специальные ), но и учреждения типа, а , и все , работающие в них. , педагог-психолог общего работать с с в психофизическом , учреждение.[16]

на базе МОУ СОШ №12 г. . В приняли 1-х классов.

: процесса .

: учащиеся 1-х .

учащихся, в диагностике: 30 .

 

1 - План

Автор

1

Щур-Якобсон

2

Личики

Н.Г.

эмоционального к

3

Тест -

Тулуз-Пьерон, Л.А.

Диагностика

4

Прогрессивные

Дж.

Определение развития

5

- тест

Изучение

 

Выбор тем, что успешное адаптации от нескольких - , индивидуальных, и .

Методика « » основана на своих , таких как ; качества; ; ; здоровье; ; качества.[17]

: типа .

проведения: детям с нарисованной и , что на этой - все внизу - , ступенькой - , еще выше - дети., а на самые ты среди ? Отметь . ты себя на эту ступеньку?»

, себя на 1-2 , заниженной . Им пассивность, , ранимость, . Они не участвовать в , что боятся других, а в них, то часто и . Заниженная - из источников в .

Дети, на 3-4 ступень, самооценкой. Им , находчивость, , юмора, , идти на . Они участвуют в , не , если , не дразнят в случае . У них высокий школьной , уровень .

Дети, на 5-6 ступень, самооценкой. Им активность, , , агрессивность. во всем лучше . Во игр стремятся роли. учебной является («5»), путём. У проявляется притязаний на .

гештальт- Бендер, для уровня к пространственной стимульного и координации у . -тест развитие к копированию () геометрических и их .

Как показали , незначительное, на человека, стимульной ( , её поворот на 45 ) её копирование для детей и не влияет на другого . Так, в ребёнок лет успешно линию; скопировать и крест, собой ; в года - ; , в пять лет - , и косой , а вполне фигурку ; более постепенно воспроизводить всё комбинации , их взаимное , элементов и .[18]

В с задачей копирования в задействует ребёнка, но более к навыкам .

В начальный обучения у в поведении и деятельности проявляться легкими мозговой ( дисфункций, ). такие восприниматься, как дисциплины и ( способности) программу. , отличать и причины . Методика, наличие ММД - , который на свойств ( , устойчивость, ) и темпа, точность и информации, , личностные и динамику во . В данном изучить два , выявляющих ребенка - и выполнения .[19]

 

2.2. исследования

 

В были результаты (.2).

 

2 - Результаты ( )

Класс

Слабая

N

кол-во

%

%

%

кол-во

%

%

7

23

5

13

3

4

8

35

7

25

 

выполнения интегральным , характеризующем:

- (скорость процессов, реакций и );

- оперативную ;

- мышление;

- .

Большинство 1-х гимназии показатели по (83%). следует на учеников, у показатель или в патологии. в 1а классе ( 1\3 класса).

Эти не успевать при заданий, им время, во диктантов и . Они испытывают при с доски, , , в связи с оперативной , не держать в объем .

точности с внимания, но и от характеристик, как (.3): внимания; ; оперативная ; мышление; (исполнительность, , , беспечность, ).

 

3 - Результаты ( выполнения)

выполнения

N

Хорошая

%

кол-во

%

%

%

кол-во

%

18

70

0

0

5

13

7

17

0

0

 

с показателями более (70%). с показателями по плохо , допускают ошибок при заданий, не их при , с трудом одновременно 2 и , плохо , , допускают при заданий «на ».

 

4 - Результаты ( минимально )

Класс

мозговых

%

17

74

 

Анализируя можно , что у 17 (34%)   наличие ММД. В 74% с подозрением на мозговых . дети высокую , снижение на , при отсутствии , сниженные управления и , значительные в произвольного ( , отвлекаемость, , трудности , с переключением), оперативной , перехода из памяти в , сформированность (ошибки и при и срисовывании), протяженности и циклов в .

Такие в и учебном с ММД отражаются на и детским , что к снижению и личностным ( самооценки, , потеря , познавательной ). И, как , при интеллектуальной , происходит .

Следующий , эффективности - уровень ( .5).

 

Таблица 5 - (уровень )

самооценки

%

15

50

Тенденция к

7

30

5

14

Тенденция к

2

4

1

2

 

Анализ самооценки , что один имеет . У 2-х учащихся классов к снижению .

Ребята с и тенденцией к ее , остро , труднее к ситуации, им друзей. Так же они реакции самооценки (, , дисциплинарные ), такие в «группу ».

Так же в « риска» с завышенной (15 - 50%). и необходимо на этих , так как они не объективно и результаты , отношения со и , собственный .

Показатель к школе (.6) , что положительное к отмечается у 83%   (30 ), у 11 детей отношение к .

6 - Результаты ( отношения к )

отношения к

%

Активно-положительное

2

4

17

67

9

25

Активно-отрицательное

2

4

 

к школе фактором к школьному и показателем этого . , которому в и в классе и с тем учителем, его , лучше программу, , легче трудности. И, , с отрицательным к не может все возможности деятельности, в возрасте , как учебная . ребята не в школу, им не , не интересно . Они могут , ссорятся с , вступать в с .

Следующий , эффективности - уровень (табл.7). является трудностей, в процессе и ведущих к .

Тест « Равена» способности формы, их особенности, их с помощью логических . показывает интеллекта.[20]

 

7 - диагностики ( интеллекта)

интеллекта

%

1 (очень )

16

46

2 (хороший)

6

23

3 ( )

6

23

4 уровень ()

2

8

 

полученные , сказать, что находятся на и уровнях У 23% наблюдается , и 8% ребят уровень . Следовательно, могут программу на . А оставшиеся 4% в помощи , , психологов.

координации и способности к визуального (табл.8) увидеть, что у сформированы и навыки, для овладения и , на уровнях и нормы.

8 - диагностики

и навыки

%

нормы

54

57

38

39

нормы

8

4

 

, по выделенным составлена детей « » (табл.9).

 

9 – « риска» по

Тулуз

отношение

с несколькими

Богданов Д. Л.

Д. Галимуллин Р.

О.

С.

Карелина М.

В.

В.

Ларцев Н.

А.

М.

Минивалиев И.

Ш.

Л.

Бордюкова Л.

Д.

Д.

Лабжинов В.

Н.

 

Д.

Гордийко С.

С.

 

А.

Бордюкова Л.

С.

С.

Лабжинов В.

Н.

А.

 

 

Анализ 9 , что большее - дезадаптантов 58%, 2 и более 32%. Таким « риска» , имеющие отношение к , самооценку, .

Таким , на полученных достаточно первоклассников, в индивидуальном . Решением эти учащиеся в « риска», для них составляется .

Кроме , по диагностического школы . Общие:

:

- присутствовать на по теме ;

- которых в « риска», консультацию у .

Учителю:

- консультации у ;

- провести по теме «»;

- психологической при индивидуальных для .

По работе с « риска»:

:

- пройти у психоневролога для и назначения ;

- помощь при домашних ;

- по формированию ;

- занятия с .

:

- внимательно за умственной и давать даже во ;

- тщательно домашнего в и оказывать при его ;

- заранее в тему (за 3-4 до окончания о том, что будет на , какая ждет) - заранее на урок и ;

- внимательно за классной , пробелы в их , т.к. таким не отсроченное ;

- оказывать при работы в ( место, , при оформлении , схем, во при которых с доски или );

- информацию на , четкие - единицы, их границы;

- при все сенсорные ;

- для ребенка из 1-2 коротких , цепочки разбивать на и порционно ( 1и 2-го следующее );

- не к ответам у , только сам не инициативу. При быть к настраиванию на , ждать, вопросами;

- не от соблюдения с замечаний. непроизвольную во время на общественного ( цветы, с , раздать );

- небольшая на уроке ( , поджав , во устного , обувь, , на парте);

- при «» от урока не его, а момент и урока к моменту ;

- при посадить за одного;

- не требований к и учебных ;

- ребенка не за задания, но и за его ;

- повышать в коллективе, класса на , нивелируя ;

- постоянную с , знать здоровья, ;

- снизить в требования к .[21]

По работе с , неадекватную :

1) низкая :

- ситуации для (хвалить не за , но и за попытку , в речи «молодец», «», выражения «Ты », «у получится», минимальную и т.д.);

- учить свои , ;

- побуждать о своих ;

- в период к выполнению ;

2) самооценка:

- рефлексировать деятельности;

- оценивать , свои ( себя с , ошибки, оценивать по выделенным и т д.)

По работе с , отрицательное к :

- выявить учиться;

- мотивацию ( за даже за при классе, , которые , строить базируясь на );

- снизить в требования к .

По работе с , сниженный :

- проводить по развитию и дополнительные по темам;

- с новой ознакомительное (10-15 );

- в период к выполнению .

итог , , что коррекционная процесса - это учебно-воспитательной не только с « риска», но и с возраста и .

 

2.3.Коррекционно-развивающая для с различными с в развитии

 

: создание для адаптации « риска» к , а также учащихся и отклонений.

:

- познавательных : , памяти, и ;

- развитие ;

- развитие ;

- повышение ;

- произвольности ;

- уровня ;

- повышение ;

- коммуникативных .[22]

работа с на сильные : контактность, , зрительную , (табл.10).

10 - планирование

часов

1

навыков, представлений, , мышления, памяти, , моторики

1 ч.

2

мотивации, , общей , моторики

1 ч.

3

и концентрации , , произвольности , представлений

1 ч.

4

навыков, , общей , мышления.

1 ч.

5

представлений, , произвольности

1 ч.

6

слуховой , моторики,

1 ч.

7

Развитие , воображения, .

1 ч.

8

коммуникативных , речи, , мелкой

1 ч.

9

зрительной, , произвольности

1 ч.

10

объёма, , логического

1 ч.

11

общей , , наглядно-образного

1 ч.

12

образного , , мелкой

1 ч.

13

слуховой , мышления,

1 ч.

14

Формирование , развития , памяти, , воображения

1 ч.

15

внимания, , пространственных , мотивации

1 ч.

16

внимания, , произвольности

1 ч.

17

словесно-логического , произвольного

1 ч.

18

речи, , образного ,

1 ч.

19

Развитие , мыслительных , представлений

1 ч.

20

и концентрации , операций,

1 ч.

21

Развитие , мелкой , представлений

1 ч.

22

навыков, , зрительной , мышления,

1 ч.

23

мыслительных , поведения,

1 ч.

24

словесно-логического , мотивации,

1 ч.

 

Итого:

24ч.

 

занятий:

- психологической ;

- выполняются в ;

- отметки не , отслеживание ребёнка на занятии;

- для эффекта, выполнение , но на более трудности.

с «группы » в индивидуальной или , которые , педагоги-психологи, , .

Коррекционные в расписание . Их соответствует образовательного , , разрабатываемому на учебных образования с нарушениями в .

занятий на коммуникативных . На каждом ситуации и , способствующие мотивации и , обеспечивается и дифференцированный .

, содержание и могут в от продвижения и «» их ближайшего .[23]

строятся с особенностей . Если на у учащихся « » возникают , (не справляются с , отклонения в и др.) то с этими дополнительно занятия.

с одним или учащихся не минут. В 3-4 учащихся, у одинаковые или затруднения в . Работа с или большим на этих не .

При организации исходят из : задание умеренной , но , так как на первых работы ученику успеха на затраты . В трудность пропорционально ребенка. и не должны отдалены во от выполнения , они быть для , поэтому при воздействия стимуляцию, .

При подготовке и занятий об восприятия материала и их деятельности. различного ситуации, , способные деятельность и значимой для .

коррекционных в классном так же, как по учебной . На стороне всех , фиксируются и присутствующие , на - содержание () с каждым ( ) в отдельности (с или порядкового по ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

детям с в является из звеньев в их .

Основная помощи с в развитии - это их и интеллектуального , имеющихся в развитии, отклонений в , как внутренней дизонтонегеза( и дефекта), так и ( факторы).

с , очень найти к , подобрать для метод , маленький с посещал и с работал. На эмоциональных высокая сил и ребенка, интерес к , преодолеть , своих и человеческой , последовательный физических, и навыков в .

С учетом нарушений и личности у с в развитии разработаны психологической , в которых сложной , его значимости в психического .

Мы рассматриваем в двух : в - как систему и воздействий, на имеющихся у в развитии и личностных в с заболеванием, и в - как из способов , ведущих к психических и и гармонизации .

значение в помощи с в развитии на сложные и модели их .

В ходе , работа с « риска» с учетом , их психологических и на уважении , его таким, он .

Использование технологий, в объеме или , но систематически, наиболее профессиональные по с детьми « ».

Таким , воздействия на периодов , вовлеченность в процесс, и профессионализм успешность , интеграцию в общества и его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

литературы

 

1. Б.Б. психология: и . – М.: Изд-во , – 208 с.

2.Алмазов Б.Н. детства. психологу и . – , 2017. – 249 с.

3., Ж.В. проблемы и коррекционной . - М., - 681 c.

4.Астапов В.М. с развития. - М., 247 .

5.Битянова М.Р. работы в . М.: , 2014. - 298 с.

6. Г.В., О.А., Лидерс А.Г. : Проблемы детей. М., 114 .

7.Венгер А.Л. и диагностика: . М.: Генезис , - 128 с.

8., Н.Д. Педагогическая в с общей . - М.: , 2017. - 835 c.

9. Т. А., М. С. О детях с в . - М., 1973.- 115.

10., В.П. Основы и специальной . - М.: В., 2015. - 291 c.

11. Д.Н. детского / Д.Н. . - СПб.: СпецЛит, - 634 с.

12. В.А.: Психолого-педагогическая и подростков с . - СПб.: КАРО, – 94с.

13. Г.И.: Специальная и . - Ростов н/Д: , – 78с.

14. Кузнецова Л.В. психологии. - М., 154 .

15. Лубовский В.И., Т.В. , Л.И. психология. - М.: , – 286с.

16. И. И. помощь с в развитии. - СПб.: , - 224 с.

17. Мастюкова Е.М.: детей с в . - М.: ВЛАДОС, – 133.

18.Новоторцева, Н.В. и специальная . - М.: , 2016. - 868 c.

19. А.В. педагогика с психологии. М.: - 45 с.

20. Н. В. Организация детям с в и их семьям // . - 2015. – 788.

21. В.М.: Специальная . - СПб.: , 2014. – 161.

22. Н.М.Основы и психологии. - М.: , - 256 c.

23. Ульенкова У.В.: и специальной детям с в . - М.: Академия, – 287.

24. Усанова О.Н. . - СПб., 2016.- 123.

 



[1] Сорокин В.М.: Специальная психология. - СПб.: Речь, 2014. – 161с.

[2] Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. Пособие школьному психологу и педагогу. – Екатеринбург, 2017. – 249 с.

[3] Трофимова Н.М.Основы специальной педагогики и психологии. - М.: Питер, 2011. - 256 c.

[4] Ульенкова У.В.: Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Академия, 2016. – 287с.

[5] Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. - М.: Секачев В., 2015. - 291 c.

[6] Калягин В.А.: Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. - СПб.: КАРО, 2015. – 94с.

[7] Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2016. - 224 с.

[8] Лубовский В.И., Т.В. Розанова, Л.И. Специальная психология. - М.: Академия, 2017. – 286с.

[9] Скрипкина Н. В. Организация психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям // Молодой ученый. - 2015. – 788с.

[10] Виноградов, Н.Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. - М.: Медиа, 2017. - 835 c.

[11] Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб., 2016.- 123с

[12] Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста / Д.Н. Исаев. - СПб.: СпецЛит, 2011. - 634 с.

[13] Колесникова Г.И.: Специальная психология и педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 78с.

[14] Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. М.: Генезис , 2017. - 128 с.

[15] Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. - М., 2012.- 154с

[16] Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2014. - 298 с.

[17] Антипова, Ж.В. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. - М., 2016. - 681 c.

[18] Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тексты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 208 с.

[19] Мастюкова Е.М.: Семейное воспитание детей с отклонениями в развитиии. - М.: ВЛАДОС, 2014. – 133с.

[20] Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М., 2015.- 114с.

[21] Астапов В.М. Дети с нарушениями развития. - М., 2015.- 247с.

[22] Новоторцева, Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. - М.: Каро, 2016. - 868 c.

[23] Пилипенко А.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. М.: 2014 - 45 с.

Содержание Введение.…………………………………………………………………………

Содержание Введение.…………………………………………………………………………

Введение Специальная психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной…

Введение Специальная психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной…

Содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи; - социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних

Содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи; - социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних

Цель курсовой работы - теоретическое изучение и применение на практике методов специальной психологической помощи детям и подросткам с различными вариантами отклоняющего развития

Цель курсовой работы - теоретическое изучение и применение на практике методов специальной психологической помощи детям и подросткам с различными вариантами отклоняющего развития

Глава 1. Теоретические аспекты специальной психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии и ее виды 1

Глава 1. Теоретические аспекты специальной психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии и ее виды 1

Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и…

Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и…

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии

Диагностическая модель. Как правило, объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении

Диагностическая модель. Как правило, объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении

Методы психологического изучения детей с нарушениями развития

Методы психологического изучения детей с нарушениями развития

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения

Метод опроса педагогов (родителей)

Метод опроса педагогов (родителей)

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития

Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о различных особенностях психики

Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о различных особенностях психики

Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики - личностные опросники и проективные методы

Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики - личностные опросники и проективные методы

В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещено далеко недостаточно

В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещено далеко недостаточно

Рис.1 - Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии [1]

Рис.1 - Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии [1]

Продуктивность связана, прежде всего, со способностью человека находить возможно большее число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с…

Продуктивность связана, прежде всего, со способностью человека находить возможно большее число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с…

По своему характеру психологическая помощь может состоять: а) в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка

По своему характеру психологическая помощь может состоять: а) в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка

В с оказывать с отклонениями в призваны не учреждения ( , , специальные ), но и учреждения типа, а , и все , работающие в…

В с оказывать с отклонениями в призваны не учреждения ( , , специальные ), но и учреждения типа, а , и все , работающие в…

Методика « » основана на своих , таких как ; качества; ; ; здоровье; ; качества

Методика « » основана на своих , таких как ; качества; ; ; здоровье; ; качества

Бендер, для уровня к пространственной стимульного и координации у

Бендер, для уровня к пространственной стимульного и координации у

Методика, наличие ММД - , который на свойств ( , устойчивость, ) и темпа, точность и информации, , личностные и динамику во

Методика, наличие ММД - , который на свойств ( , устойчивость, ) и темпа, точность и информации, , личностные и динамику во

Эти не успевать при заданий, им время, во диктантов и

Эти не успевать при заданий, им время, во диктантов и

Анализируя можно , что у 17 (34%) наличие

Анализируя можно , что у 17 (34%) наличие

Тенденция к 2 4 1 2

Тенденция к 2 4 1 2

И, , с отрицательным к не может все возможности деятельности, в возрасте , как учебная

И, , с отрицательным к не может все возможности деятельности, в возрасте , как учебная

У 23% наблюдается , и 8% ребят уровень

У 23% наблюдается , и 8% ребят уровень

Богданов Д. Л. Д. Галимуллин

Богданов Д. Л. Д. Галимуллин

По работе с « риска»: : - пройти у психоневролога для и назначения ; - помощь при домашних ; - по формированию ; - занятия…

По работе с « риска»: : - пройти у психоневролога для и назначения ; - помощь при домашних ; - по формированию ; - занятия…

При быть к настраиванию на , ждать, вопросами; - не от соблюдения с замечаний

При быть к настраиванию на , ждать, вопросами; - не от соблюдения с замечаний

По работе с , неадекватную : 1) низкая : - ситуации для (хвалить не за , но и за попытку , в речи «молодец», «…

По работе с , неадекватную : 1) низкая : - ситуации для (хвалить не за , но и за попытку , в речи «молодец», «…

Коррекционно-развивающая для с различными с в развитии : создание для адаптации « риска» к , а также учащихся и отклонений

Коррекционно-развивающая для с различными с в развитии : создание для адаптации « риска» к , а также учащихся и отклонений

Развитие , воображения,

Развитие , воображения,

Развитие , мыслительных , представлений 1 ч

Развитие , мыслительных , представлений 1 ч

На каждом ситуации и , способствующие мотивации и , обеспечивается и дифференцированный

На каждом ситуации и , способствующие мотивации и , обеспечивается и дифференцированный

При подготовке и занятий об восприятия материала и их деятельности

При подготовке и занятий об восприятия материала и их деятельности

Заключение детям с в является из звеньев в их

Заключение детям с в является из звеньев в их

В ходе , работа с « риска» с учетом , их психологических и на уважении , его таким, он

В ходе , работа с « риска» с учетом , их психологических и на уважении , его таким, он

Б.Б. психология: и . – М.:

Б.Б. психология: и . – М.:

Лубовский В.И., Т.В. , Л.И. психология

Лубовский В.И., Т.В. , Л.И. психология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020