Коррекционно - развивающее занятия «Фантастический мир волшебницы осени».
Педагог-психолог МБДОУ №31 г.Апатиты
Христюк Валентина Павловна.
Основная цель: создание положительного эмоционального фона, создание условий для творческого самовыражения. Снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- развивать логическое мышление, зрительную память, внимание, связную речь, мелкую моторику пальцев рук;
- учить детей определять положительные и отрицательные стороны природных явлений и устанавливать последовательность событий по картинкам;
- способствовать психоэмоциональной разгрузке, формированию тактильно-кинестетического восприятия, пространственных представлений.
Ребята, мы сегодня отправимся в удивительный мир, где не так тепло, как летом, где идет дождь, листья опадают, птицы улетают. Когда это бывает?
Конечно осенью.
Дети, сегодня осень приглашает нас в свое удивительное царство, где мы сможем полюбоваться ее красотой.
А путешествие наше будет необычным, потому, что мы осуществим ее в своем воображении, а поможет нам в этом музыка, которую написал венецианский композитор Антонио Вивальди,называется она «Осень».
Итак, сядьте ровно, закройте глаза.
Темно, тихо. Прислушайтесь к самим себе, к своему сердцу, окунитесь в фантастический мир волшебницы осени.
Дети слушают отрывок композиции Вивальди «Осень».
- Вот и закончилось наше фантастическое путешествие. Вам понравилась музыка? Хорошая музыка, потому что осень хорошая. А что вы увидели в своем воображении, слушая эту музыку, какая музыка по характеру? Поделитесь своими впечатлениями.
(Ответы детей)
- А кто услышал, как шепчут осенние листья, о чем они шепчут? (как хорошо осень их раскрасила, как хорошо им качаться на ветке).
- Какие цвета вы увидели, слушая музыку?
- Кто почувствовал аромат осени? Чем пахнет осень? (опавшими листочками, овощами с огорода, грибами, дождем...).
Осень бывает такой разной: то теплой, как летом, то хмурой, дождливой и холодной. Хотите отправиться в гости к такой разной осени?
(Звучит песня «Золотые листики» Г.Вихаревой (см. сборник « Веселинка» Вихаревой Г.Ф., с.16)
Дети берутся за руки и идут змейкой между разложенными на полу листьями.
Праздник осенью в лесу –
И светло и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.
Ребята, а листочки какого цвета, полетели на землю? Найдите самый многоцветный осенний лист. Кто подарил ему красочный наряд? (Ответы детей).
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат-шелестят
Будто опять закружиться хотят.
Ш-ш-ш-ш
Дети кружатся. Опускаются на колени. Водят руками по полу. Качают руками вправо-влево.
Педагог надевает веночек из осенних листьев и превращается в Осень, приглашает детей погулять по виртуальному осеннему лесу.
Рассматриваем слайд Лес. Вот так лес! Полон лес и загадок и чудес. Этот лес не простой, здесь есть полянка радости и полянка печали. Дети рассматривают второй слайд картина И.Левитана «Золотая осень».
- Ребята, какими цветами художник передал золотую осень, какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину (ответы детей).
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
З.Федоровская.
- На веселой полянке мы с вами побывали, какое настроение у нас стало? (ответы детей). Покажите мимикой, какое лицо у золотой осени.
Упражнение «Имя шепчет ветерок»
Цель. Способствовать развитию самоуважения детей.
Педагог просит ребят представить, что с ними хочет подружиться….. ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: « Даш-а-а, шур-шур-шур». Потом ребята придумывают, как их мог бы позвать дождик, лес или солнышко.
Дыхательное упражнение «Ветер» (авторская разработка М.Ю.Картушиной).
Дует легкий ветерок –ф-ф-ф…
И качает так листок –ф-ф-ф…
( выдох спокойный, ненапряженный)
Дует сильный ветерок –ф-ф-ф…
И качает так листок –ф-ф-ф…
(активный выдох)
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый –а-а-а..
Рябиновый –и-и-и…..
Березовый –о-о-о…..
Дубовый –у-у-у…..
(Дети хором поют: а-а- а, и-и-и, о-о-о, у-у-у).
- А сейчас мы с вами отправимся на другую полянку. Рассматриваем слайд: картина С.Куприянова «Поздняя осень».
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели.
Стали голыми леса,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь у лужи у ворот. (В. Миронович).
- Ребята, что вы чувствуете, когда рассматривали данную картину. Какое настроение у вас после просмотра. (Ответы детей). Покажите мимикой, какое лицо у поздней осени.
Упражнение «Дождик».
Дети получают по листу белой бумаги, и им предлагается мелко нарезать эту бумагу, подготовив материал для дождика. Затем дети по очереди подбрасывают вверх свои «капельки», стараясь «намочить» как можно больше окружающих. Затем обсуждается, какие чувства испытывают дети, когда они попадают под дождь (моросящий, ливень и т.п.)
Упражнение «Когда природа плачет».
Цель. Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Педагог говорит детям о том, что ребенок плачет обычно, когда его обижают. Придумайте, а в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обижать.(Ответы детей как можно пожалеть природу и помочь ей).
Упражнение «Обиженный кустик».
Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
- Вот видите, ребята, как может меняться настроение. Теплые, яркие, радостные и веселые краски поднимают настроение и всем весело и хорошо, а темные, серые наводят грусть и печаль. И мы с вами бываем злыми и хорошими, веселыми и грустными, а иногда и боимся.( подходим к большому зеркалу).
Посмотрите на себя в зеркало и скажем:
- Я нравлюсь себе! Я всякий! Я люблю себя такого, всякого!
- Когда мы шкодим, грустим, деремся, иногда не слушаемся, мы себе нравимся? Да, не очень нравимся. А любим себя? Конечно любим. За что мы себя любим? ( ответы детей).
Завершающая часть.
Я могу быть всяким, каким захочу! (грустным и веселым, злым и добрым…).
Я могу быть таким, каким захочу!
Литература.
1.Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей. Москва. 2005
2. Зиновкина М.М. Горев П.М. Утёмов В.В. Увлекательные игры с совенком. Киров. 2015.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.