Коррекционно-развивающие занятия по математике
Оценка 4.9

Коррекционно-развивающие занятия по математике

Оценка 4.9
doc
03.06.2022
Коррекционно-развивающие занятия   по математике
Коррекционно-развивающие занятия по математике.doc

  

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательные вопросы русского языка и математики» разработана на основании:

• Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (приказ от 30.08.2016 г. № 01-05/86-02).

 

     Цель программы: обеспечить  системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

        Программа нацелена на решение следующих задач:

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей.

— подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;

       — восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;

Развивающие:

   — коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.

   - формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

-развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение  учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению.

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе.

Часы коррекционно-развивающих  занятий в 1классе   позволяют обеспечить дифференцированный, индивидуальный подход к учащимся, организовать работу с различными группами школьников.

Дети, которые испытывают трудности при обучении, обусловленные как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятие, памяти, мышления, нарушениями моторики, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью  проводятся индивидуальные групповые занятия в группах по ликвидации пробелов по математике.

 

Коррекционно-развивающие занятия в 1 классе  направлены  на решение следующих задач обучения:

1.      Скорректировать отставание в развитии обучающихся с ЗПР, ликвидируя пробелы в знаниях и вычислительных навыках учащихся по математике. Преодолеть недостатки в развитии психических процессов, мыслительной деятельности, речи:

ü   моторики, пространственной ориентировки, регуляции эмоционально-волевой сферы.

ü  Сформировать основы функциональной грамотности и основные общеучебные умения и навыки, мотивацию учения.

2.      Коррекционно-развивающие  занятия проводятся во внеурочной деятельности. Занятия ведутся с целым классом и индивидуально, и направлены на исправление индивидуальных  недостатков развития и специфических трудностей, характерных для отдельных обучающихся.

Описание места коррекционного курса в учебном процессе

В классах для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку психического развития, коррекционно-развивающие занятия организованы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598) и  Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития СОШ № 3 (приказ от 30.08.2016 г. № 01-05/86-02).

Коррекционно-развивающие занятия являются обязательной частью внеурочной деятельности.

Занятия проводятся в соответствии с учебным планом из расчета 40 минут на одну группу (1 раз в неделю). 1 неделя –математика, 2 неделя- русский язык

Задержка психического развития проявляется в нарушении познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, возбудимости или вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений

Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, понятий.

Недоразвитие моторики руки отрицательно отражается на продуктивной деятельности лепке, рисовании, конструировании.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществлении переноса усвоенного на другие предметы и действие при выполнении последующих заданий.

В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

-формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

-уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

-развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

-развитие общеинтеллектуальных навыков;

-активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;

-развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;

-индивидуализации обучения;

-комплексное воздействие на развитие эмоциональной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 

Программа предусматривает решение следующих задач:

1.      Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

2.      Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

3.      .Развитие основных мыслительных операции: формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; формирование умения планировать свою деятельность; развитие комбинаторных способностей.

4.      Развитие различных видов мышления: развитие наглядно- образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5.      .Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

6.      Развитие речи, владение техникой речи.

7.      Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕМАТИКА 1  КЛАСС (1 год обучения)

 

занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности ребенка

1

Выявление знания отношений больше, меньше, столько же

Рассмотри игрушки на столе учителя.

Нарисуй столько же зеленых кружков, сколько игрушек

Нарисуй красных квадратиков больше на 2

Нарисуй синих треугольников меньше на 1. чем квадратов

- развитие мышления;

- зрительной памяти;

- формирование математической зоркости

 

2

Умение ориентироваться в пространстве

Поставь в тетради в уголке клеточки точку. Проведи в правую сторону линию в 1 клетку, спустись вниз на 1 клетку, проведи линию в 2 клетки в левую сторону, спустись вниз на 3 клетки, иди вправо на 4 клетки, вверх на 2 клетки. Продолжи узор.

 

 

- формирования понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

- развитие внимания

3

Усвоение терминологии, обозначающей размер, высоту, длину, толщину

- Нарисуй большой мяч, а рядом маленький

- Что выше стол или стул? Дядя Степа или Айболит?

-В чем измеряли длину  Удава? (попугаем, 33 шага)

- У реки есть длина и …? (ширина)

- Винни – Пух какой по толщине?

-А Пятачок?

- формирование зрительной памяти;

- отработка математических понятий;

- пополнение словарного запаса математической терминологией

4

Выявление знаний о геометрических фигурах. Составление фигуры из частей геометрических фигур

1.            Нарисуй квадрат. Рядом нарисуй столько же.

- Сколько получилось квадратов?

2. нарисуй треугольников столько же, да еще один.

- Сколько получилось треугольников?

3. Нарисуй кружков столько же, да еще два.

- Сколько получилось кругов?

- Сколько разных фигур ты нарисовал?.

4. Нарисуй столько же прямоугольников. С какой фигурой он похож? В чем их разница?

5. ПР/Р: собери из геометрических фигур ракету

- развивать умение различать геометрические фигуры;

- развивать наглядно – образное мышление;

- развитие умения рисовать геометрические фигуры;

- развитие мелкой моторики рук

5

Число и цифра. Название и последовательность натуральных чисел от 1 до 20

 

 

 

 

 

 

  1. сосчитай от 1 до 10 в прямом порядке.
  2.  Сосчитай от 10 до 1 в обратном порядке.
  3. Сосчитай от 11 до 20 и обратно.
  4.  Назови соседей числа: 2, …,4, 6,…8, 11,…13, 15,…17, 18….,20
  5. Вставь пропущенные числа: 20,…,18, 17, 16,…, 14,…….,…, 10,9….,7…,…,4, 3, 2,…

- развитие умения считать от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;

- умение воспроизводить последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа

6

Понимание выражений: над, под, на, за, перед, между, вне, внутри

1. Сосчитай до 20 в прямом порядке, а за тем в обратном.

2. Какие числа стоят перед 5, 8, 12, 15. 18?

3. Какие числа стоят между 5 и 9, 17 и 20, 3 и 7, 14 и 18?

4. Какое число стоит за 6, 9, 10, 15, 17, 19?

5. Какая фигура находится внутри квадрата? Круга?  Вне прямоугольника?

 

- формирование понятий, способность ориентироваться в тетради и числовом ряду;

- формирование зрительной памяти;

- формирование мышления

7

Сравнение чисел. Знаки >, < , =

Сравни:

4…8           10…8         7…7              10…5

9… 6           1…3           4…6              8…3

10… 2          4…5          7…3               2…3

- развивать умение сравнивать числа;

- формирование зрительной памяти

8

Точка и отрезок.

Длина отрезка. Сантиметр, дециметр

- Начерти отрезок длиной 5 см. поставь точки в начале и конце отрезка.

- Начерти отрезок длиной в 1 дм.

- Сколько см в 1 дм?

- Измерь линейкой заданный мной отрезок.

 

- развитие умения чертить отрезки заданной длины при помощи линейки и карандаша;

- развивать мелкую моторику пальцев

9

Табличные случаи сложения и вычитания

Впиши числа

4 +… = 5             … + 4 = 5          … + 2 = 2

5 + … =6             6 + … = 6          … + 3 = 4

7 +… = 8             9 + … = 10         1 + … = 2

… + 2 = 3            10 + … = 10       1 +… = 1

7 + … = 7            6 + … = 7           3 +…= 3

 

 

4+…=6                4+… = 7             …+3= 5

2+…= 4               3+…= 6               1+…= 4

…+5=7               …+2 = 5               1+…= 3

1+…= 4               5+…= 8               6+…= 9

6+… = 8              7+…= 10              7+…= 9

8+…= 10

 

1+…= 5             …+2=6                   4+…=8

3+…= 7             …+3=8                   5+…=9

…+2= 7               1+…=6                 6+…=10

…+4= 9             …+5=10

 

 

 

 

- развивать умение решать табличные случаи сложения и вычитания;

- формировать автоматический навык решения примеров;

- развивать мышление, зрительную память

10

Решение задач на нахождение суммы;

- остатка;

- отношения «больше на…»;

- «меньше на…»

Миша нашел в лесу 4 белых гриба, а Петя – 3. Сколько белых грибов нашли мальчики?

 

На тарелке было 7 пирожков, дети съели 3 пирожка. Сколько пирожков осталось на тарелке?

 

В пакете 4 груши, а в сумке на 3 груши больше, чем в пакете. Сколько груш в пакете?

 

Оле 6 лет, а Сережа на 2 года больше. Сколько лет Сереже?

 

Папа выписал 5 газет, а журналов на 2 меньше. Сколько журналов выписал папа?

Саше 7 лет, а Игорю на 3 меньше. Сколько лет Игорю?

 

- развивать логическое мышление;

- формировать вычислительный навык при решении задач разных видов

11

Состав чисел 11, 12. 13. 14

11= 2+..,4+…,9+…,8+…,6+…,7+…, 3+…, 5+…

12 = 3+…, 4+…, 7+…, 5+…, 8+….9+…, 6+...

13= 4+…, 5+…, 6+…, 7+…, 8+…, 9+…

14= 9+…, 8+…,7+…, 6+…, 5+…

- развивать зрительную память;

- формировать вычислительный навык при решении примеров с переходом через десяток;

- развивать математическую зоркость

12

Состав чисел 15,16,17

 

 

15= 9+…, 8+…, 7+….6+…

16= 9+….8+….7+…

17= 9+…, 8+…

- развивать зрительную память;

- формировать вычислительный навык при решении примеров с переходом через десяток;

 

13

Состав чисел 18,19,20

18= 9+…

19= 10+…

20 = 10+…

- развивать зрительную память;

- формировать вычислительный навык при решении примеров с переходом через десяток;

 

14

Случаи сложения и вычитания в пределах 20

10+6    16-10     14-10    10+3     13-10        17-10

16-6     10+4      14-4      13-3      10+7          17-7

 

10+2    12-10     15-5       10+8    18-10

12-2     10+5      15- 10    18-8

- развивать умение решать примеры в десятичной системе счисления;

- развивать математический навык решения примеров

15

Смысл умножения и деления

1. «Четыре ученика принесли по 2 тетради. Сколько всего тетрадей принесли?»

 

2. Возьмите по 3 палочки 4 раза. Сколько всего палочек вы взяли?

 

3. По 4 яблока положили в 3 тарелки. Сколько всего яблок положили?

 

4. «8 тетрадей надо раздать поровну четырем ученикам. По сколько тетрадей достанется каждому?»

 

5. 6 тетрадей раздали 3 детям поровну. Сколько тетрадей дали каждому?

 

6. Разложите 12 палочек по 3 палочки. Сколько кучек получилось?

 

 

- познакомить с новыми действиями в математике;

- развивать навык работы по образцу

16

Решение примеров, содержащих скобки

(18-10)+2       10-(9+1)       (8-4)+10

16-(20-10)             18-(5+3)          (12-2)+5

3+(7-5)                 15-(2+3)          20-(6+4)

- развивать умение решать примеры по действиям;

- развивать зрительную память;

- формировать вычислительный навык

17

Знакомство с новым понятием «Осевая симметрия»

ПР/Р:

1) Возьмите лист белой бумаги, согните его пополам.

 

2) Проткните двойной лист стержнем,  а затем разогните.

 

3) Вы получили две точки. Обозначьте одну буквой А, а другую - А1.

 

4) Соедините А и А1 отрезком.

 

5) Измерьте расстояние от А и от А1 до линии сгиба.

 

Расстояние от А до линии сгиба равно _______________________

 

Расстояние от А1 до линии сгиба равно ______________________

 

6) Сравните эти расстояния. Они ____________________

 

 

Постройте отрезок АА1 и найдите его середину току О. Как иначе можно назвать точку О. (Центр).

Точки A и A1 называются симметричными относительно точки О, если О – середина отрезка AA1.

 

-познакомить с новым понятием «Осевая симметрия»;

- развивать умение чертить отрезки и находить ось симметрии по образцу и подобию;

- развитие логического мышления, зрительной памяти

 

 


Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательные вопросы русского языка и математики» разработана на основании: •

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательные вопросы русского языка и математики» разработана на основании: •

Коррекционно-развивающие занятия в 1 классе направлены на решение следующих задач обучения: 1

Коррекционно-развивающие занятия в 1 классе направлены на решение следующих задач обучения: 1

В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: -формирование фонематического…

В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: -формирование фонематического…

Развитие основных мыслительных операции: формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и…

Развитие основных мыслительных операции: формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и…

МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС (1 год обучения) № занятия

МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС (1 год обучения) № занятия

Понимание выражений: над, под, на, за, перед, между, вне, внутри 1

Понимание выражений: над, под, на, за, перед, между, вне, внутри 1

Решение задач на нахождение суммы; - остатка; - отношения «больше на…»; - «меньше на…»Миша нашел в лесу 4 белых гриба, а

Решение задач на нахождение суммы; - остатка; - отношения «больше на…»; - «меньше на…»Миша нашел в лесу 4 белых гриба, а

Смысл умножения и деления 1

Смысл умножения и деления 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2022