Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательные вопросы русского языка и математики» разработана на основании:
• Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (приказ от 30.08.2016 г. № 01-05/86-02).
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Программа нацелена на решение следующих задач:
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
— подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;
— восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;
Развивающие:
— коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
-развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению.
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе.
Часы коррекционно-развивающих занятий в 1классе позволяют обеспечить дифференцированный, индивидуальный подход к учащимся, организовать работу с различными группами школьников.
Дети, которые испытывают трудности при обучении, обусловленные как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятие, памяти, мышления, нарушениями моторики, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью проводятся индивидуальные групповые занятия в группах по ликвидации пробелов по математике.
Коррекционно-развивающие занятия в 1 классе направлены на решение следующих задач обучения:
1. Скорректировать отставание в развитии обучающихся с ЗПР, ликвидируя пробелы в знаниях и вычислительных навыках учащихся по математике. Преодолеть недостатки в развитии психических процессов, мыслительной деятельности, речи:
ü моторики, пространственной ориентировки, регуляции эмоционально-волевой сферы.
ü Сформировать основы функциональной грамотности и основные общеучебные умения и навыки, мотивацию учения.
2. Коррекционно-развивающие занятия проводятся во внеурочной деятельности. Занятия ведутся с целым классом и индивидуально, и направлены на исправление индивидуальных недостатков развития и специфических трудностей, характерных для отдельных обучающихся.
Описание места коррекционного курса в учебном процессе
В классах для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку психического развития, коррекционно-развивающие занятия организованы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598) и Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития СОШ № 3 (приказ от 30.08.2016 г. № 01-05/86-02).
Коррекционно-развивающие занятия являются обязательной частью внеурочной деятельности.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом из расчета 40 минут на одну группу (1 раз в неделю). 1 неделя –математика, 2 неделя- русский язык
Задержка психического развития проявляется в нарушении познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, возбудимости или вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений
Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, понятий.
Недоразвитие моторики руки отрицательно отражается на продуктивной деятельности лепке, рисовании, конструировании.
Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществлении переноса усвоенного на другие предметы и действие при выполнении последующих заданий.
В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:
-формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
-уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
-развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
-развитие общеинтеллектуальных навыков;
-активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
-развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;
-индивидуализации обучения;
-комплексное воздействие на развитие эмоциональной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. .Развитие основных мыслительных операции: формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; формирование умения планировать свою деятельность; развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно- образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. .Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
6. Развитие речи, владение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС (1 год обучения)
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Виды деятельности ребенка |
1 |
Выявление знания отношений больше, меньше, столько же |
Рассмотри игрушки на столе учителя. Нарисуй столько же зеленых кружков, сколько игрушек Нарисуй красных квадратиков больше на 2 Нарисуй синих треугольников меньше на 1. чем квадратов |
- развитие мышления; - зрительной памяти; - формирование математической зоркости
|
2 |
Умение ориентироваться в пространстве |
Поставь в тетради в уголке клеточки точку. Проведи в правую сторону линию в 1 клетку, спустись вниз на 1 клетку, проведи линию в 2 клетки в левую сторону, спустись вниз на 3 клетки, иди вправо на 4 клетки, вверх на 2 клетки. Продолжи узор.
|
- формирования понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. - развитие внимания |
3 |
Усвоение терминологии, обозначающей размер, высоту, длину, толщину |
- Нарисуй большой мяч, а рядом маленький - Что выше стол или стул? Дядя Степа или Айболит? -В чем измеряли длину Удава? (попугаем, 33 шага) - У реки есть длина и …? (ширина) - Винни – Пух какой по толщине? -А Пятачок? |
- формирование зрительной памяти; - отработка математических понятий; - пополнение словарного запаса математической терминологией |
4 |
Выявление знаний о геометрических фигурах. Составление фигуры из частей геометрических фигур |
1. Нарисуй квадрат. Рядом нарисуй столько же. - Сколько получилось квадратов? 2. нарисуй треугольников столько же, да еще один. - Сколько получилось треугольников? 3. Нарисуй кружков столько же, да еще два. - Сколько получилось кругов? - Сколько разных фигур ты нарисовал?. 4. Нарисуй столько же прямоугольников. С какой фигурой он похож? В чем их разница? 5. ПР/Р: собери из геометрических фигур ракету |
- развивать умение различать геометрические фигуры; - развивать наглядно – образное мышление; - развитие умения рисовать геометрические фигуры; - развитие мелкой моторики рук |
5 |
Число и цифра. Название и последовательность натуральных чисел от 1 до 20
|
|
- развитие умения считать от 1 до 20 в прямом и обратном порядке; - умение воспроизводить последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа |
6 |
Понимание выражений: над, под, на, за, перед, между, вне, внутри |
1. Сосчитай до 20 в прямом порядке, а за тем в обратном. 2. Какие числа стоят перед 5, 8, 12, 15. 18? 3. Какие числа стоят между 5 и 9, 17 и 20, 3 и 7, 14 и 18? 4. Какое число стоит за 6, 9, 10, 15, 17, 19? 5. Какая фигура находится внутри квадрата? Круга? Вне прямоугольника?
|
- формирование понятий, способность ориентироваться в тетради и числовом ряду; - формирование зрительной памяти; - формирование мышления |
7 |
Сравнение чисел. Знаки >, < , = |
Сравни: 4…8 10…8 7…7 10…5 9… 6 1…3 4…6 8…3 10… 2 4…5 7…3 2…3 |
- развивать умение сравнивать числа; - формирование зрительной памяти |
8 |
Точка и отрезок. Длина отрезка. Сантиметр, дециметр |
- Начерти отрезок длиной 5 см. поставь точки в начале и конце отрезка. - Начерти отрезок длиной в 1 дм. - Сколько см в 1 дм? - Измерь линейкой заданный мной отрезок.
|
- развитие умения чертить отрезки заданной длины при помощи линейки и карандаша; - развивать мелкую моторику пальцев |
9 |
Табличные случаи сложения и вычитания |
Впиши числа 4 +… = 5 … + 4 = 5 … + 2 = 2 5 + … =6 6 + … = 6 … + 3 = 4 7 +… = 8 9 + … = 10 1 + … = 2 … + 2 = 3 10 + … = 10 1 +… = 1 7 + … = 7 6 + … = 7 3 +…= 3
4+…=6 4+… = 7 …+3= 5 2+…= 4 3+…= 6 1+…= 4 …+5=7 …+2 = 5 1+…= 3 1+…= 4 5+…= 8 6+…= 9 6+… = 8 7+…= 10 7+…= 9 8+…= 10
1+…= 5 …+2=6 4+…=8 3+…= 7 …+3=8 5+…=9 …+2= 7 1+…=6 6+…=10 …+4= 9 …+5=10
|
- развивать умение решать табличные случаи сложения и вычитания; - формировать автоматический навык решения примеров; - развивать мышление, зрительную память |
10 |
Решение задач на нахождение суммы; - остатка; - отношения «больше на…»; - «меньше на…» |
Миша нашел в лесу 4 белых гриба, а Петя – 3. Сколько белых грибов нашли мальчики?
На тарелке было 7 пирожков, дети съели 3 пирожка. Сколько пирожков осталось на тарелке?
В пакете 4 груши, а в сумке на 3 груши больше, чем в пакете. Сколько груш в пакете?
Оле 6 лет, а Сережа на 2 года больше. Сколько лет Сереже?
Папа выписал 5 газет, а журналов на 2 меньше. Сколько журналов выписал папа? Саше 7 лет, а Игорю на 3 меньше. Сколько лет Игорю?
|
- развивать логическое мышление; - формировать вычислительный навык при решении задач разных видов |
11 |
Состав чисел 11, 12. 13. 14 |
11= 2+..,4+…,9+…,8+…,6+…,7+…, 3+…, 5+… 12 = 3+…, 4+…, 7+…, 5+…, 8+….9+…, 6+... 13= 4+…, 5+…, 6+…, 7+…, 8+…, 9+… 14= 9+…, 8+…,7+…, 6+…, 5+… |
- развивать зрительную память; - формировать вычислительный навык при решении примеров с переходом через десяток; - развивать математическую зоркость |
12 |
Состав чисел 15,16,17
|
15= 9+…, 8+…, 7+….6+… 16= 9+….8+….7+… 17= 9+…, 8+… |
- развивать зрительную память; - формировать вычислительный навык при решении примеров с переходом через десяток;
|
13 |
Состав чисел 18,19,20 |
18= 9+… 19= 10+… 20 = 10+… |
- развивать зрительную память; - формировать вычислительный навык при решении примеров с переходом через десяток;
|
14 |
Случаи сложения и вычитания в пределах 20 |
10+6 16-10 14-10 10+3 13-10 17-10 16-6 10+4 14-4 13-3 10+7 17-7
10+2 12-10 15-5 10+8 18-10 12-2 10+5 15- 10 18-8 |
- развивать умение решать примеры в десятичной системе счисления; - развивать математический навык решения примеров |
15 |
Смысл умножения и деления |
1. «Четыре ученика принесли по 2 тетради. Сколько всего тетрадей принесли?»
2. Возьмите по 3 палочки 4 раза. Сколько всего палочек вы взяли?
3. По 4 яблока положили в 3 тарелки. Сколько всего яблок положили?
4. «8 тетрадей надо раздать поровну четырем ученикам. По сколько тетрадей достанется каждому?»
5. 6 тетрадей раздали 3 детям поровну. Сколько тетрадей дали каждому?
6. Разложите 12 палочек по 3 палочки. Сколько кучек получилось?
|
- познакомить с новыми действиями в математике; - развивать навык работы по образцу |
16 |
Решение примеров, содержащих скобки |
(18-10)+2 10-(9+1) (8-4)+10 16-(20-10) 18-(5+3) (12-2)+5 3+(7-5) 15-(2+3) 20-(6+4) |
- развивать умение решать примеры по действиям; - развивать зрительную память; - формировать вычислительный навык |
17 |
Знакомство с новым понятием «Осевая симметрия» |
ПР/Р: 1) Возьмите лист белой бумаги, согните его пополам.
2) Проткните двойной лист стержнем, а затем разогните.
3) Вы получили две точки. Обозначьте одну буквой А, а другую - А1.
4) Соедините А и А1 отрезком.
5) Измерьте расстояние от А и от А1 до линии сгиба.
Расстояние от А до линии сгиба равно _______________________
Расстояние от А1 до линии сгиба равно ______________________
6) Сравните эти расстояния. Они ____________________
Постройте отрезок АА1 и найдите его середину току О. Как иначе можно назвать точку О. (Центр). Точки A и A1 называются симметричными относительно точки О, если О – середина отрезка AA1.
|
-познакомить с новым понятием «Осевая симметрия»; - развивать умение чертить отрезки и находить ось симметрии по образцу и подобию; - развитие логического мышления, зрительной памяти |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.