Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.
Оценка 4.9

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл—4 кл
10.02.2017
Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.
Это логопедическая коррекционно-развивающая программа, для учащихся начальных классов по устранению дефектов произношения мешающих овладению учебного материала. Программа предполагает один год обучения для ребят от 7 до двенадцати лет.Она включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, описание структуры программы, учебно-методическое оснащение и перспективный план работы.Логопедическая программа по коррекциисдефектов звукопроиношения
Программа по Звукопроизношению.docx
Управление Образования Администрации Анжеро­Судженского Городского Округа  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Анжеро­Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №№ с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова» (МБОУ «СОШ №3 с УИОП им.Г.Панфилова) Принято: На МО учителей начального звена «__»_______2016г.                                                                           «Утверждаю»: Директор школы МБОУСОШ №3 с УИОП им. Г.Панфилова ___________ Щека О.Г. Коррекционно­развивающая программа по устранению дефектов  звукопроизношения у  младших школьников Срок реализации – 1 год Возраст: 7­12 лет Cоставитель:  учитель­логопед МБОУ «СОШ№3сУИОП» Курышина Н.М. Анжеро­Сужденск 2016г Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………..3 Планируемые результаты…………………………………………………..… 4­5 Структура программы ……………………………………………………….. 6­7 Учебно­методическое и техническое оснащение…………………………8­ 11 Перспективный план работы………………………………………………... 12 Пояснительная записка Среди   нарушений   произносительной   стороны   речи   наиболее распространённым является нарушение звукопроизношения.   Такие дефекты принято   называть   «дислалией».   При   «дислалии»   звуки   искажаются, пропускаются   или   заменяются   другими   звуками.   Такие   нарушения сохраняются  у ребят и в начальной школе. Недостатки   речи   могут   привести   к   неуспеваемости,   породить неуверенность   ребёнка   в   своих   силах,   а   это   будет   иметь   далеко   идущие негативные последствия.   Для коррекции звукопроизношения у детей разработана специальная рабочая программа. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного   звукопроизношения   строится   на   основе   психолого­ педагогического   подхода.  Коррекционная     работа   включает   систему логопедических   занятий,   воспитательные   мероприятия   и   работу   с родителями,   рассматривается   как   система   коррекционно­педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.    Программа   рассчитана   на   проведение   занятий   с   детьми   начальной школы   на   платной   основе,   с   теми,   которым   необходима   логопедическая помощь, но они не попали в коррекционную группу из­за большого количества нуждающихся.  Коррекционно­развивающая программа разработана на основе:  Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г., Инструктивно­методического письма о работе учителя­логопеда при  общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО­ ЦЕНТР,1991 г. Программы воспитания и обучения детей с фонетико­фонематическим  недоразвитием речи. Каше Г.А., Филичевой Т.Б.,  Чиркиной Г.В. Методических рекомендаций: «Коррекция звукопроизношения» Ефименковой Л.Н.; Программа рассчитана   на  30  часов . Планируемые результаты В   результате   обучения   по   данной   программе   у   обучающихся   будут   и сформированы   личностные, коммуникативные   универсальные   учебные   действия   как   основа   умения учиться,   мотивация   получения   практических   навыков   правильного оформления и выражения устных и письменных высказываний.   познавательные   регулятивные, В   сфере  личностных   универсальных  учебных   действий   будут сформированы   внутренняя   позиция   школьника,   адекватная   мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В   сфере  регулятивных   универсальных  учебных   действий обучающиеся   овладевают   всеми   типами   учебных   действий,   включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию,   контролировать   и   оценивать   свои   действия,   вносить соответствующие   коррективы   в   их   выполнение,   научаться   управлять   и контролировать свои высказывания.   В   сфере  познавательных   универсальных  учебных   действий обучающиеся   научатся   использовать   знаково­символические   средства оперировать   и   употреблять   в   активной   речи   лексическую   грамматическую терминологию. В   сфере  коммуникативных   универсальных  учебных   действий обучающиеся научаться слушать и слышать речь окружающих и собственную, управлять   эмоциональной   окраской   высказываний,   приобретут   умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество   и   кооперации.   С   учителем   и   сверстниками,   адекватно передавать   информацию   и   отображать   предметное   содержание   и   условия деятельности в речи. Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:  ­ Чистая, правильная речь, ­  со значительным улучшением, ­ с незначительным улучшением, ­ без улучшения.  Итоговые показатели к концу коррекционного обучения:    Обучающиеся должны знать:  ­  Слушать  инструкцию  логопеда  и  последовательно  её  выполнять; ­ Знать  все  части  артикуляционного  аппарата  и  их  функции.  Обучающиеся должны уметь: ­   правильно  выполнять артикуляционные   упражнений  перед  зеркалом (сопряжённо, отражённо, самостоятельно); ­  выполнять   простейшие приёмы  самомассажа;  ­ вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; ­ замечать  ошибки  в  произношении; ­   добиваться     правильного     произношения     звука     в   слогах,   словах, предложениях, тексте; ­   задавать   предложением;   вопросы,   пользоваться     в     речи     распространённым ­ определять место ударения в слове; ­ вычленять слова из предложений; ­ составлять  точные, полные  рассказы  по  сюжетной  картинке, по серии сюжетных картинок;  свободно  артикулировать, правильно  произносить  звук  и  исправлять в  речи  свои  ошибки  и ошибки  своих  товарищей;  различать  звуки  в  слогах, словах, предложениях, тексте;  определять  сходство  и  различие  дифференцируемых  звуков;  уметь дать  характеристику  звукам;   владеть навыком пересказа;  уметь организовать учебную работу,  ­ проявлять наблюдательность к языковым явлениям, ­производить самоконтроль, контрольные действия. Структура программы Курс   логопедических   занятий   отражает   завершённую,   целостную   по времени, задачам и содержанию систему работы с логопатами. По времени проведения и общим задачам он делится на периоды:        1 этап – Подготовительный. Цель  этапа :  Подготовка  речеслухового  и  речедвигательного  анализаторов. Содержание     работы:   Работа     идёт     по     нескольким     направлениям одновременно:  формирование  точных  движений  органов  артикуляционного аппарата,   направленной     воздушной     струи,   развитие     мелкой     моторики пальцев рук, фонематического  слуха, отработка  опорных  звуков.         2 этап – Постановка  звука. Цель  этапа: Добиться  правильного  звучания  изолированного  звука. Содержание     работы:  Объединение     отработанных     на     подготовительном этапе   движений   и   положений   органов   артикуляционного   аппарата   и создание   артикуляционной   базы   данного   звука, добавление   воздушной струи     и     голоса     (для     сонорных     и     звонких     звуков),   отработка произношения  изолированного  звука. Три  способа  постановки  звука: 1. По  подражанию: Внимание     ребёнка     фиксируют     на     движениях,   положениях     органов артикуляционного   аппарата (зрительный   контроль)   и   звучании   данной фонемы    (слуховой     контроль).  Используются     тактильно  –   вибрационные ощущения (ладонью), проверяем  толчкообразную  струю  воздуха. На  этом этапе  используются  звукоподражания. 2. Постановка  звука  с  механической  помощью: Он     используется,   когда     ребёнку     бывает     недостаточно     зрительного, слухового,   тактильно   –   вибрационного         контроля.   В     этом     случае приходится  помогать  органам  арт.  Аппарата  принимать  соответствующее положение  или  выполнять  нужное  движение.  При  этом  способе  также часто  пользуются  опорными  звуками. 3. Смешанный  способ: Используются  все  возможные  способы  для  достижения  конечной  цели – постановки  правильного  произношения  изолированного  звука. Собственно сама   постановка   звука – это   выработка   у   ребёнка   новых   связей   и затормаживание  неправильно  сформированных  ранее. 3 этап – Автоматизация  звука: Цель  этапа: Добиться  правильного  произношения  звука  во  фразовой  речи.   работы:  Постепенное, Содержание     введение поставленного  звука  в  слоги, слова, предложения  и  самостоятельную  речь ребёнка. К  новому  материалу  нужно  подходить, если  усвоен  предыдущий.   последовательное   4 этап  ­ Дифференциация  звуков: Цель   этапа:   Учить   детей   различать   смешиваемые   звуки   и   правильно употреблять  их  в  собственной  речи.   Постепенная,   последовательная     дифференциация Содержание     работы:  смешиваемых   звуков   по   моторным   и   акустическим   признакам, сначала изолированных,   затем     в     слогах,   словах,   предложениях,   чистоговорках, стихотворениях, рассказах  и  в самостоятельной  речи. В   каждом   периоде   все   занятия   по   коррекции   звукопроизношения   распределены по степени нарастающей сложности:  ­упражнения в  совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов, широко используется декламация; ­упражнения  в   устном   описании   картинок   по   вопросам,   в   составлении самостоятельного   рассказа   по   серии   картинок   или   на   данную   тему,   в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.; приобретенных   навыков   ­закрепление     в   обиходном   разговоре   с окружающими   детьми   и   взрослыми,   во   время   игры,   занятий,   бесед   и   в другие моменты детской жизни.  Учебно­методическое и техническое оснащение Литература 1.Асташина И. «Логопедические  игры и упражнения для детей» ОООИзд  «ДОМ.»XXI век»,2008г. 2.Анищенкова Е.С. «Учимся говорить правильно. М,: АСТ Волгоград, 2004г. 3.Архипова Е.Ф.  «Логопедический массаж при дизартрии».М:  АСАстраль;Владимир,2008г., 123с. 3.БуйкоВ.И.,Репина З.А  «Уроки логопедии», «Литур» Екатеринбург,  2005г., 4.Бачина О.В., Самородов Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с  недостатками речи. М.тц Сферп,2010,64с. 5.Волкова Л.С. «Логопедия», М., «Владос», 2004г. 6.Епифанова О.В. Автоматизация и  дифференциация звуков: Волгоград:  Учитель,2011­179с. 7.Коноваленко В.В. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической  работы с детьми 6­12 лет. М: .Изд. ГНОМ и Д,2004­20с. 8.ЛаппЕ.А. «Современный логопедический урок», Волгоград:Учитель,2011г. 9.ЛаппЕ.А.,Хайрушева С.Ж.Развитие произвольной памяти у младших  школьников. Волгоград­Учитель,2010г.,­138с. 10.Лопухина И.С. «550 упражнений для развития речи», Санкт­Петербург:  КАРО,2004г. 11Сорочинская Т.В. Оптимизация произношения у детей соСФД.Томск,2002г. 12.Смирнова Л.С. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический  материал. М.:Мозаика­Синтез,2005г. 13.Сухих И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». Академия  Развития. Академия Холдинг. 2002г. 14.Ткаченко Т.А. «Коррекция фонематических нарушений». Изд­во Владос,  Москва 2005г. 15.Узорова О.В. Нефедова Е.А. Игры с пальчиками  М.:ООО Издательство  АРСТРЕЛЬ: ООО изд. АСТ, 2004г.­124с. Наглядно­дидактический  и раздаточный материал: 1.Речевые профили 2. Веселые полянки (с артикуляционными упражнениями) 3.Пособия для воспитания правильного речевого выдоха 4.Тренажёр «Снежок» 5.Воздушные шарики 6. Сигнальные карточки для звуков 7. Пособие для проведения простого и сложного звукового анализа и синтеза 8.Фишки для звуко ­ буквенного анализа 9.Звуковые и числовые веера 10.Дидактические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков: [С­С*],[ З­З*], [С­Ш] , [Ж­Ш], [З­Ж],  [Ц­Ч], [Ч­Щ], [Л­Л*], [Р­P*] 11. . Автоматизация звуков [Р­Л] «Слова в цепочки, звуки в домики». 12.Пособие  – муляж  «Артикуляционный аппарат». 13.Песоные часы 14.Одноразовые шпатели 15.Пособие­муляж  «Артикуляционный аппарат». 16.Зеркало. 17.Ватные палочки 18.Влажные салфетки 19.Логопедические зонды 20.Монолог  «АКР­01»Аппарат  для закрепления навыков и коррекции речи 21.Компьютер ­2единицы 22.Азбука магнитная для начальной школы 23.Касса букв магнитная для начальной школы 24.Касса слогов демонстрационная. 25.Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы.  Средства обратной связи. Методическое пособие из 30 предметов. Пособия для коррекции мелкой моторики рук: 1.Методические рекомендации  для  коррекции  мелкой моторики рук».  Составитель уч­логопед  Курышина Н.М. 2.Альбом   «С пальчиками мы играем ­ речь свою мы развиваем» 3. Сухой бассейн 4. Настольно­ дидактическая игра  «Мазайка» 5.Наборы пазлов 6.Набор мелких животных для кинестетического обследования. 7.Полянка 8.Замок­молния 9.Клубочки с пряжей, нитками, бельевой верёвкой. 10.Проволка 11.Зубочистки 12.Трафареты 13.Шаблоны 14.Счетные палочки 15. Тренажёр   «СУ­ДЖОК» 16.Пуговицы, бусинки. 17.Цветные карандаши 18.Наборы ручек с цветной пастой Дидактические игры 1. «Я знаю слова» 2. «Слово на ладошке» 3. «Мысль бежит, слово догоняет». 4. «Слово не воробей, вылетит не поймаешь» 5. «Мудрые советы, мудрёная наука». 6. «Собери пословицы» 7. «Что не так?» 8. «Скажи ­ как  по­ другому?» 9. Тематические картинки по лексическим темам. Приложение №1 Перспективный план коррекционной работы по звукопроизношению  Периодичность занятия: ­­­­­­­­­­­­­­­по 20мин. I.Формирование артикуляционного праксиса: 1.Уточнение артикуляционного уклада. 2.Тренировка подвижности мышц речевого аппарата. 3.Выработка точности необходимых артикуляционных позиций, способа  воспроизведения звуков. 4.Контроль четкости произношения звуков в слогах. 5.Дифференциация звуков по месту и способу образования. 6.Выработка необходимой скорости и точности артикуляционных движений в  цепи слоговых комплексов. II. Формирование фонетико­морфологического анализа и обобщений: 1.Увеличение функциональной активности фонематического анализа при  автоматизации звука в слове. 2.Упражнения на восприятие состава слогов, слов, звуко­буквенный анализ. 3. Упражнения по фонолого ­ семантическому изменению слов, по  морфологическому изменению слов. III.Формирование силы, высоты, управляемости голоса в речи,  нормализация посадки. 1.Дифференциация носового и ротового дыхания. 2.Тренировка голосовых функций. 3.Массаж (пассивно­активный) 4.Тренировка слухового внимания на просодических элементах речи(темп,  плавность, сила голоса, пауза, интонация, ударение). 5.Активизация голосовых модуляций. IV. Развитие общей, мелкой моторики. 1.Пассивно­активная гимнастика мышц шеи, плечевого пояса, туловища. 2.Пальчиковый массаж, пальчиковые игры. 3.Тренировка плавных, синхронных, координированных с полной амплитудой  движений. V.Профилактика дислексии,  дисграфии.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Коррекционно-развивающая программа  по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017