Коррекционно-развивающие занятия
Оценка 4.8

Коррекционно-развивающие занятия

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
doc
родителям +1
1 кл—3 кл
18.01.2017
Коррекционно-развивающие занятия
Публикация является частью публикации:
развитие памяти и внимание.doc
Коррекционно­развивающая программа  по развитию памяти и внимания Содержание программы Пояснительная записка Программа   состоит   из   серии   специально   организованных   коррекционно­развивающих   занятий, составленных   с   учетом   уровня   развития   детей,   их   возрастных   и   индивидуальных   особенностей.   В специально   организованной   предметно­развивающей   среде   стимулируются   познавательные   интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно­развивающих занятиях. Составляя   различного   рода   коррекционные   программы,   необходимо   опираться   на   принципы построения,   которые   определяют   стратегию,   тактику   их   разработки,   т.е.   определяют   цели,   задачи коррекции,   методы   и   средства   психологического   воздействия.   Первым   является   принцип систематичности   коррекционных,   профилактических   и   развивающих   задач,   который   отражает взаимосвязь различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития. Коррекционная   задача   предполагает   исправление   отклонений   и   нарушений   развития,   разрешение трудностей   развития;   профилактическая   задача   включает   в   себя   предупреждение   отклонений   и трудностей   в   развитии;   развивающая   подразумевает   оптимизацию,   стимулирование,   обогащение содержания   развития.   Только   единство   перечисленных   видов   задач   может   обеспечить   успех   и эффективность   коррекционно­развивающей  работы.   Следующий  принцип  –  единства  диагностики  и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Теоретической основой деятельностного   принципа   коррекции   является   положение   о   роли   деятельности   в   психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Данный принцип определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов и развития личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка. Принцип учета возрастно­психологических   особенностей   согласует   требования   соответствия   психического   и личностного развития ребенка возрастной норме. Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждают необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из   арсенала   практической   психологии.   Принцип   активного   привлечения   ближайшего   социального окружения к участию в коррекционной программе определяется важнейшей ролью, которую играет ближайший   круг   общения   в   психическом   развитии   ребенка.   Принцип  опоры   на   разные   уровни организации психических процессов определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование активизирующих методов коррекции интеллектуального и перцептивного развития.   В   детском   возрасте   развитие   произвольных   процессов   недостаточно.   В   то   же   время непроизвольные   процессы   могут   стать   опорой   для  формирования   произвольности   в   её   различных формах.  Принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Принцип учета эмоциональной сложности материала   требует, чтобы   проводимые   игры,   задания,   упражнения,   предъявляемый   материал   создавали   благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Цель программы  Цель:  С   помощью   специальных   игр   и   упражнений   добиться   значительного   улучшения показателей памяти и внимания. Задачи: 1. Развитие   различных   видов   памяти:   зрительной,   слуховой,   осязательной   (тактильной), образной и двигательной. 2. Учить произвольному запоминанию. 3. Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти, а именно:   восприятия,   внимания,   логического   мышления,   а   также   умения   классифицировать   и обобщать. Занятия можно проводить в группе так и индивидуально.  Периодичность занятий с детьми в группе по развитию памяти: 1­2  занятия в неделю продолжительностью 20­25 минут. Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие тех познавательных процессов и видов памяти, которые были перечислены выше. Все занятия имеют единую структуру: – ритуал приветствия – основная часть занятия – рефлексия прошедшего занятия – ритуал прощания. Ритуал приветствия. Кроме приветствия еще может включать в себя ответ детей на вопрос: «Какое интересное событие произошло у вас в последние дни?» Основная   часть   занятия.   Представляет   собой   совокупность   предложений   и   приемов, направленных на решение основных задач, их количество не должно быть более четырех. Рефлексия. Предполагает собой оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему и пр.) и смысловом (зачем мы это делали, почему это важно). Ритуал. Включает пожелания детей друг другу, группе, себе и т.д. Принципы программы 1. Учет возрастных и индивидуальных возможностей.  2. Учет объема и содержания материала.           3. Систематичность знаний.           4. Единство диагностик по приемам и видам памяти.  Прогнозируемый педагогический результат           1. Повысить уровень мыслительных операций.           2. Снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках.           3. Улучшить качество психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения,  восприятия. 4. Поднять на более высокий уровень словесно – логическую и произвольную память. Цели:  Развитие   моторно­слуховой   памяти,   произвольной   памяти,   вербальной   памяти,  ЗАНЯТИЕ 1 способности вспоминать, внимания, классификации. I. Вступительное слово психолога. II. Основная часть: 1. «Я положил в мешок» (фрукты).  Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что­нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что­то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же). 2. «Запомни движения».  Дети повторяют движения рук и ног за ведущим (сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке. 3. Игра «Слова» Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) детский сад, 3) лето, 4) каникулы.  4. Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери». Ведущий   кидает   игроку   мяч   со   словом,   например:   «Сокол».   Игрок   кидает   мяч   обратно ведущему   и   говорит:   «Птица»   (т.е.   ребенок   должен   определить   к   какой   группе   нужно   отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т.д. III.  Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры? IV. Пожелания. Далее будет описана только основная часть занятий.   ЗАНЯТИЯ 2 Цели:   развитие   моторно­слуховой   памяти,   вербальной   памяти,   логического   мышления, способности вспоминать, внимания. Учить узнавать животное, птицу по описанию «внешнего вида», повадок. 1.  «Запомни движения». 2. «Я положил в мешок» (овощи). 3. Игра «Слова» Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) детский сад, 3) лето, 4) каникулы.  4.  «Отгадай». Ведущий: Вы любите загадки о животных? Я загадаю вам несколько из них, а вы угадывайте. «Большой, серый, зубастый, бродит по лесной чаще». Дети: Волк! Ведущий: И не волк это. В сказочном лесу, о котором мы говорим, волк живет на дереве, гнезда не вьет, своих детей в чужие гнезда кладет. Дети: Это кукушка! Ведущий: Нет, кукушка ходит в рыжей шубке, глаза у нее хитрые, хвост пушистый, курочек любит. Дети: Это лиса! Ведущий: Нет, лиса пушистая, серая, хвостишко короткий, живет под кустом, прыгает ловко и любит морковку. Дети: Это заяц! Ведущий: Нет, заяц маленький, коричневый, бойкий, под окошком скачет, крошки собирает. Весной в лужах купается. Громко чирикает. Дети: Воробей! Ведущий: Воробей – огромный. Носит рога ветвистые. На весь лес весной ревет, зеленые ветки жует. Дети: Это Лось! Ведущий: Лось в этом лесу носит бурую шубу, любит ягоды, коренья, ловит жуков и лягушек, а зимой спит в берлоге. Дети: Это медведь! Ведущий: Медведь в ярком, пестром наряде, сам черный, а бока белые. Все новости по лесу разносит. Кого увидит – застрекочет. Дети: это сорока! Ведущий: Сороки зеленые. Сидят на кочке, в воду смотрятся, по ночам и перед дождем хором песни поют, весной икру мечут. Дети: Лягушки! Ведущий:   Лягушки   –   примерные   матери,   по   двору   гуляют,   корм   ищут,   деток   под   крыло собирают. Дети: Это куры! Ведущий:  Кур по утрам хозяйки  на лужок выгоняют, чтобы  траву ела,  воду пила,  молоко копила. Курица большая, рога острые, глаза грустные. Дети: Корова! Ведущий:   Корову  трудно   увидеть:   она   маленькая,   серенькая.   Голосок   звонкий.   Поет   очень красиво по ночам. Кто услышит – залюбуется. Лучшим певцом зовут. Дети: Это соловей! Ведущий: Соловей возле дома гуляет. Следит за порядком в своей большой семье. По утрам солнце будит. Дети: Это петух! 3.  «Вот так позы!» Играющие   принимают   различные   позы.   Водящий,   посмотрев   на   них,   должен   запомнить   и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.   Цели. Развитие тактильной, моторно­слуховой, произвольной памяти; внимания,  ЗАНЯТИЕ 3 наблюдательности; классификации и обобщения. 1.  «Повтори за мной». Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные   дети   внимательно   слушают   и   оценивают   исполнение   движениями:   поднимают   вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмичные фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре. 2.  «Определи на ощупь». Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?». 3. «Запомни порядок». Играющие выстраиваются  друг за другом в произвольном порядке. Ведущий,  посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой. Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет. 4.  «Что и к чему относится?» Материалом   для   игры   являются   картинки   различных   групп.   Стопка   предварительно перемешанных   карточек   находится   у   ведущего.   Он   открывает   их   по   одной,   и   дети   по   очереди называют один предмет и группу, к которой он относится. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку. В том случае, если ребенок не может назвать группу, карточка кладется вниз стопки. Игра заканчивается, когда все карточки разобраны. Вначале эту игру можно проводить в облегченном варианте. Сначала, показывая карточку одну за другой, ведущий спрашивает у детей «Что это?». Затем он поясняет детям правила игры: «Здесь есть и ягоды, и овощи, и фрукты. Теперь вы будете отгадывать, что к чему относится. Если я покажу яблоко, вы скажете: яблоко – к фруктам». Далее игра проводится так, как описано выше.   ЗАНЯТИЕ 4 Цели.  Развитие   внимания,   наблюдательности,   произвольной   памяти   и   умения классифицировать предмет, а также логического и творческого мышления. 1. «Вот так позы». 2. «Загадки». Ведущий загадывает загадки (например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и др.). Ведущий   добивается,   чтобы   дети   не   просто   говорили   отгадку,   но   и   объясняли   ход   своих рассуждений. Затем ведущий предлагает детям поучиться самостоятельно придумывать загадки про овощи. Дает   образец:   «Зеленый,   а   не…?»   –   «лягушонок,   травка,   кузнечик»,   ­   подсказывают   дети.   «С хвостом, а не…?» – «Репа, воробей, мышонок». «Его не жарят, а…?» – «Маринуют, солят». 3. «Художник». Ребенок играет художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.  И как другой вариант игры – можно рассматривать картинку, а потом описать, что на ней нарисовано. 4. «Кому что нужно» (картинки). Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует в игре. В группах должно быть одинаковое количество карточек. Каждый ребенок получает одну карточку из какой­либо группы. Остальные  картинки находятся у ведущего. Он  поясняет, что у него карточки  различных групп (овощей, цветов, животных и пр.). Ребенок должен собрать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Ведущий, беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?» Ребенок, имеющий что­либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи»   –   получает   эту   карточку.   Если   ребенок   ответил   неправильно,   ведущий   спрашивает   его, забирая одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто из детей ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего карточек.   ЗАНЯТИЕ 5 Цели: Развитие произвольной, логической памяти, наблюдательности, логического мышления,  слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему  признаку, посторонний предмет. 1. «Повтори за мной». 2. «Разведчики». В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через  комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен  провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.  Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д. 3. «Что лишнее». Ведущий предлагает вниманию детей картинки с изображениями зайца, ежа, лисы, медведя, кошки. Детям предлагает определить, какое животное в этой группе является лишним, и объяснить, почему. Далее картинки меняют и игра продолжается. 4. «Три слова». Необходимо прочитать учащимся три слова, объединенных по смыслу, при этом необходимо  обратить внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь –  берлога. спорт – стадион – состязание  лес – дерево – кустарник  город – здание – улица война – сражение – солдаты больница – врач – больной озеро – берег – вода. Прочитав вслух 6 строк. Психолог предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь  первые слова из каждой строчки. Ребенок должен дописать втрое и третье слова в строке.   ЗАНЯТИЕ 6 Цели: Развивать внимание, логическое мышление, слуховую и зрительную память; умение  обобщать и классифицировать. Учить подбирать слова с противоположным значением. 1.  «Слушай и исполняй». Ведущий называет и повторяет 1­2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим. 2.  «Говори наоборот». Используется воздушный шарик. Ведущий: «Ребята, вы помните сказку про маленького Ослика? Веселый, любопытный Ослик иногда бывал очень упрямым и все делал наоборот. Скажет ему бабушка: «Садись», – он встает. Скажет: «Ешь», – он пьет. Скажет: «Иди», – он стоит. Давайте поиграем в упрямого Ослика. Я буду подбрасывать вверх этот воздушный шарик и говорить   какое­либо   слово,   а   вы   по   очереди   будете   ловить   шарик   и   подбирать   слово   с противоположным   значением,   слово   «наоборот».   Например,   большой   –   маленький,   грустный   – веселый». Ведущий   подбрасывает   воздушный   шарик   возле   каждого   ребенка   и   предлагает   следующие слова. Дети называют слово – пару. большой     ­        маленький                  грустно      ­        весело толстый   ­        тонкий                         бежать     ­        стоять черный       ­        белый                            жара              ­   мороз горячо        ­        холодно                         легко           ­        тяжело пустой       ­        полный                          чистота    ­        грязь сильный     ­        слабый                          больной      ­        здоровый красивый   ­        безобразный                 огонь          ­        вода  и т.д. 3.  «Назови, что знаешь». Ведущий называет какой­либо один предмет, а дети должны припомнить другие предметы из этой   группы.   Например,   ведущий   произносит   слово  Роза,   дети   по   очереди   быстро   называют известные   им   цветы.   Прежде,   чем   перейти   к   другой   группе   однородных   предметов,   ведущий обращаясь к кому­либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» – и тот должен назвать обобщающим словом   те   объекты,   которые   перечислялись   до   него.   Затем   ведущий   называет   предмет   из   иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п. Игровая ситуация очень активизирует детей. 4.  «В магазине зеркал». Игровая ситуация: в магазине стояло много больших зеркал (это дети будут зеркалами). Туда вошел   человек,   на   плече   у   него   была   обезьянка   (роль   выполняет   ребенок).   Она   увидела   себя   в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. ЗАНЯТИЕ 7 Цель: развитие зрительной, логической памяти.  Разминка. 1. « Угадай, что я задумала». Ведущий задумывает предмет. Дети должны задавать вопросы таким образом, чтобы было легче  отгадывать предмет. Привести пример. Ведущий выбирается из детей, взрослый на примере своих  вопросов помогает детям угадать предмет и понять систему.  2. Задачи – шутки. Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли 3 копейки.  Сколько бы денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин? Длина бревна 5 метров. В 1 минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько  минут распилят все бревно? В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит 3 кошки. Сколько  всего кошек в комнате? Какие числа при чтении не изменяются, если их перевернуть вверх ногами? (88, 69) В корзине 4 яблока. Разделите между четырьмя людьми яблоки так, чтобы каждый получил по  яблоку и одно осталось в корзине ( один получает яблоко в корзине). Поле пахали 7 тракторов, 2 остановились. Сколько тракторов в поле? 3. «Волшебный круг»  Прочитайте внимательно один раз пары слов написанные на доске:   Шум – вода                            стол – обед Мост – река                           рубль – копейка Лес – медведь                       дичь – выстрел Рой – пчела                            час – время Гвоздь – доска                       река – море  Затем стираются вторые слова из пары. И детям предлагается списать первое слово и второе  написать, если вспомнят. 4. «Три слова». Необходимо прочитать учащимся три слова, объединенных по смыслу, при этом необходимо  обратить внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь –  берлога. пионер – барабан – вожатый  доклад – обсуждение – решение  чтение – глаза – книга сад – земля – растение игра – правила – игроки песня – музыка – слова. Прочитав вслух 6 строк. Психолог предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь  первые слова из каждой строчки. Ребенок должен дописать втрое и третье слова в строке. ЗАНЯТИЕ 8 Цель: Развитие визуальной памяти, восприятия 1. «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно» Упражнение проводится в два этапа.  Психолог  говорит детям:  «Попробуйте к каждому, из названных мной слов сделать какой  либо рисунок».  Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения. Примерный перечень возможных серий:  Серия № 1                                         Умная кошка Мальчик­трус  Капризный ребенок Хорошая погода Интересная сказка 2­й этап ­ представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге 2. «Испорченный телефон»  Процедура игры. В группе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем вся группа детей становится к нему спиной и никто не подглядывает. Ребенок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую­то позу (он ее выдумывает сам). Затем   водящий   отворачивается   и   отходит   в   сторону.   Ребенок,   которому   показали   позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел... и т. д. Когда всем детям показана поза, они встают в круг лицом друг к другу. Водящий показывает свою позу, и тот из  детей, кто закончил  игру  последним,  тоже показывает  свою позу. Первая и последняя позы сравниваются. Замечание:   Позы   должны   быть  разными.   Если   дети   стесняются   и   переживают,   что  их   позы разные, объясните им, что так и должно быть. Расскажите про «испорченный телефон».  3. «Точки». Детям на несколько секунд предъявляется клеточное поле той или иной  конфигурации, на котором определенным образом расположено несколько точек. Предлагается  запомнить расположение точек и затем воспроизвести их на карточках с незаполненными полями. 4. «Воспроизведение рассказа» Детям зачитывается текст, который после прослушивания они должны как можно подробнее  воспроизвести, вслух, либо на листочках. ЗАНЯТИЕ 9 Цель: Развитие визуальной памяти, внимания 1. «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно» Упражнение проводится в два этапа.  Психолог  говорит детям:  «Попробуйте к каждому, из названных мной слов сделать какой  либо рисунок».  Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения. Примерный перечень возможных серий:  Серия № 2       Веселый праздник       Темный лес        Отчаяние       Смелость       Глухая старуха 2­й этап ­ представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге 2.  «Слушай и исполняй!» (цель ­ развитие внимания и памяти). Процедура   игры.  Ведущий   называет   несколько   действий,   но   не   показывает   их.   Разрешается повторить это задание 1­2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим. Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо. Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки. Задание 3. Повернуться налево (на 90°), присесть, встать. Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу. 3.    «Найди отличия». Учащимся раздают по две картинки, отличающиеся некоторыми  деталями. Необходимо найти все отличия. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и  последовательно. Кроме картинок, могут использоваться также последовательности геометрических  фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов. ЗАНЯТИЕ 10 Цель: Развитие визуальной, слуховой памяти, внимания  1. «Мысленные образы и эмоции» «Я   вам   буду   говорить   фразы,   а   вы   после   каждой   закройте  глаза   и   представьте   себе соответствующую картинку. Лев, нападающий на антилопу. Собака, виляющая хвостом. Муха в вашем супе. Миндальное печенье в коробочке в форме ромба. Молния в темноте. Пятно на вашей любимой рубашке или юбке. Капли, сверкающие на солнце. Крик ужаса в ночи,  Друг, ворующий вашу любимую игрушку. Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы». Это же упражнение можно использовать для тренировки  зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим, а дается написанным на листке бумаги. Инструкция также   меняется   соответствующим   образом:  «Прочитайте   нижеприведенные   строчки   и   после каждой строчки, закрыв глаза, представьте себе соответствующую картину». 2.    «Внимательный художник».  Детям предлагается по памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого­ либо помещения, подробности пути в школу и т.п. 3.  «Послушаем!» (цель ­ развитие концентрации внимания и удерживании его длительное  время на одном предмете). Процедура игры. Ведущий: ­ Сели! Послушаем, что творится на улице. ­ Приготовились, слушаем! ­ Кто что слышал? (Дети в быстром темпе отвечают) ­ Спасибо. ­ Послушаем, что творится в коридоре. И т. д. и т. п. ­ Послушаем, что творится в классе. ­ Приготовились. Слушаем! ­ Кто что слышал? ­ Спасибо. Цель: Развитие аудиальной, тактильной  памяти, внимания ЗАНЯТИЕ 11 1.    «Найди отличия». Учащимся раздают по две картинки, отличающиеся некоторыми  деталями. Необходимо найти все отличия. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и  последовательно. Кроме картинок, могут использоваться также последовательности геометрических  фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов. 2.   «Снежный ком». Групповая игра заключается в постепенном формировании  последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все  предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово. 3.    «Волшебный   мешочек».   Ребенку   предлагается   на   ощупь   (с   закрытыми   глазами) идентифицировать   тот   или   иной   предмет,   объяснив   при   этом,   исходя   из   каких   признаков   было принято решение. Этот   вид   заданий   можно   использовать   на   уроках   ознакомления   с   окружающим   миром, рисования, труда. Цель: Развитие слуховой   памяти, логической  развитие произвольного внимания,   ЗАНЯТИЕ 12 переключения и концентрации внимания. 1. Методика 10 слов.  Детям зачитывается 10 слов, которые они запоминают, затем записывают то, что запомнили.  а) дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол; б) кот, ручка, красный, плохо, яблоко, пол, слабый, ложка, лампа, карандаш. 2.  «Найди различия»    Детям  предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося  отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться  (от 2 ­ З до 5 ­ б). В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов  ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т.д. 3. «Воспроизведение рассказа» Детям зачитывается текст, который после прослушивания они должны как можно подробнее  воспроизвести, вслух, либо на листочках. 4. «Три слова». Необходимо прочитать учащимся три слова, объединенных по смыслу, при этом необходимо  обратить внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь –  берлога. весна – солнце – ручей  река – рыболов – уха  праздник – песни – веселье мост – река – вода пчела – улей – мед дуб – желудь – свинья. Прочитав вслух 6 строк. Психолог предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь  первые слова из каждой строчки. Ребенок должен дописать втрое и третье слова в строке.           1. Андреев А. Н. «Учись быстро читать». Список литературы для учащихся 2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического   развития. Пособие для школьного психолога. ­ М.: Школьная Пресса, 2006. Тихомирова Л. Ф.  «Познавательные способности детей».                3. Барташников А. А. «Учись мыслить».               4. Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».                    5. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать. : Пособие для воспитателя детского сада. / Л.М.  Житникова. – Москва : Просвещение, 1985.                6. Лайло В. В. «Развитие памяти и повышение грамотности»                7. Мамайчук И. И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии». 8. Разумовская О. К. «Игры со словами в школе и дома». 9. Рахновская И. В. «Вместе играем, учимся, переживаем». 10. Степанова О. А. «Дидактические игры на уроке в начальной школе». 11. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. ­ 2­е изд. ­ М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.  12. Шамарина Е. В. «Обучение детей с З.П.Р.: организация индивидуальных и групповых  занятий в классе коррекционно­развивающего обучения».

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия
Скачать файл