Коррекционное занятие на развитие логического мышления.

  • doc
  • 22.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А, ну-ка, сообрази!.doc

КОНСПЕКТ

 пробного коррекционно-развивающего занятия

 

ТЕМА:

«А ну-ка, сообрази!»

 

 

Цели занятия:

Образовательная: развивать логическое мышление

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

 

Задачи обучения.

ü  Личностные:

· Формировать основы мотивации в учебной деятельности;

· Формировать интерес к познанию;

Метапредметные:

1.     регулятивные:

· Способствовать развитию рефлексивных умений

· Учить оценивать качество своих знаний, результативность деятельности на занятии;

· Совершенствовать умение ставить новые учебные задачи под руководством учителя

2.познавательные:

· Способствовать развитию владения логическими действиями сравнения, построения рассуждений.

3.коммуникативные:

· Совершенствовать умение строить речевое высказывание в устной форме.

· Совершенствовать умение участвовать в беседе.

 

Предметные:

· Создать условия для развития логического мышления

· Формировать мотивацию для самостоятельного развития логического мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Этап установления эмоционального контакта (5 минут)

- Привет, Настя! Меня зовут Арина Андреевна. Сегодня занятие проведу я. Но чтобы его начать, нам нужно получше узнать друг о друге.

 

1.       

- Посмотри на слайд. Предположи, кто эти люди.

1)

2) Савва Ветохин.

3)

 4)

 

Предположения Насти.

 

- Давай проверим твои предположения. А также немного познакомимся с этими знаменитыми людьми, с их профессиями и открытиями.

1.) Альберт Эйнштейн – великий физик-теоретик, благодаря которому была основана современная физика. Эйнштейн неоднократно номинировался на Нобелевскую премию по физике.

2.) 10-летний Савва Ветохин стал чемпионом мира по классическим шахматам. Он обошёл своих соперников – 112 шахматистов из 30 стран – в финале крупнейшего детского мирового первенства в Китае. В 11 турах восемь побед, две партии сыграл вничью и лишь однажды уступил противнику.

3.)Дмитрий Иванович Менделеев является автором фундаментальных исследований по химии, физике, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике и др. Он оставил свыше 1500 научных трудов. Основным его достижением считается открытие таблицы Менделеева.

4.) Шерлок Холмс – известный персонаж в литературе. Все произведения о сыщике относятся к детективному жанру. Считается, что прототипом этого литературного персонажа стал сослуживец писателя. Известно, что Джозеф Белл работал в госпитале и по деталям мог легко угадать и предсказать характер человека.

Чем отличаются эти люди?

Что их объединяет?

 

- Чем отличаются эти люди?

- Возрастом, открытиями, достижениями..

- Что их объединяет?

- Эти люди знаменитые, сделали какие-либо нужные для окружающих людей открытия, значит, что они очень умные.

- Каждый из них  задает вопрос на знакомство, который спрятался под фото.

 

Аристотель: Чем любишь заниматься в свободное время?

Менделеев: Какое твое любимое вемя года? Почему?

Холмс: Если у тебя домашнее животное? Расскажи о нём.

Эйнштейн: Кем ты мечтаешь стать в будущем?

 

- Спасибо, Настя. Теперь я знаю о тебе больше.

 

- Посмотри внимательно на фотографии этих людей. У каждого из них разное настроение. Давай предположим, у кого какое?

 

 

Эйнтейн – веселое

Шерлок Холмс - задумчивое

Менделеев - тревожное

Аристотель - грустное

- А какое у тебя настроение?

*Ответ ребёнка.

-Почему у тебя такое настроение?

*Ответ ребёнка.

1)Давай мы с тобой попробуем на сегодняшнем занятии не только узнать полезную информацию, но и поднять настроение, а это всё зависит от нас с тобой.

2)У меня тоже очень хорошее настроение. Надеюсь, что наше весёлое, бодрое настроение сохранится в течение нашего занятия.

 

2.      Этап постановки темы и цели занятия.(5 минут)

-Настя! Вот мы немного узнали об этих известных людях, об их профессиях и открытиях. Как ты думаешь, что их всех объединяет?

 

 

- Если затрудняешься ответить на этот вопрос, то даю тебе подсказку. На экране представлена таблица. Нужно соотнести цифры и буквы, расставить цифры от меньшего к большему.

О

Г

К

Л

А

И

14

16

33

8

67

20

ЛОГИКА

- Как необходимо рассуждать всем этим людям?

-Логически.

- В детстве они очень любили посещать необычную страну, которая позволила им стать успешными по жизни и в профессии.

- Как ты думаешь, как называется эта страна?

 

 

- страна Логики.

- Настя, мы бы тоже могли отправиться в эту страну. Но не просто так, а с какой-то целью.

- Посмотри на слайд. На нём представлены вопросы, ответы на которых мы можем найти на острове. Выбери вопросы, на которые ты не знаешь ответы и хотел бы обязательно найти в ходе нашего занятия.

1. Что такое ЛОГИКА?

2. Сферы, где необходимо логическое мышление.

3. Из каких умений она складывается?

4. Как развивать логику?

 

- Что путешественникам помогает ориентироваться на какой-либо местности?

-Карта

- Вот и у нас есть карта страны Логики.

г. Что

за

чем?

 

 

г. Причина

и

следствие

 

 

г. Большое

на

маленькое

 

г. Главное

и

второстепенное

 

 

г. ЛОГИКА

 

 

 

  1. Основная часть занятия

- Ну что, отправимся ы страну ЛОГИКИ.

 

 

- Вот и мы на месте. И первый город, а также столица страны, называется «Логика».

 

-

- Включается голосовое сообщение.

- Привет, Настя. Меня зовут Головоломка. Я хочу тебе немного рассказать о нашей стране. Логика – это наука о мышлении. В любой науке логика – это основной инструмент. Владея логическим мышлением, человек сможет быстрее освоить профессию, не растеряться, попав в трудности, легче усваивать новый материал, запросто грамотно использовать полученные знания

, при этом не затратив много времени и энергии. Логика состоит из 4 умений. С каждым из умений мы познакомимся в других городах этой страны. Я тебе в этом помогу.

 

- Кто к нам обратился?

- В какой стране живет головоломка?

- Что такое логика?

- Зачем она нужна?

*Ответ ребёнка.

- Из скольки умений состоит логика? Ты хочешь о них узнать?

- Из 4. Да.

- Тогда отправимся в следующий город.

 

- Прочти, как он называется.  

- Большое на маленькое.

 

- Верно. И первое умение, из которого состоит логика, называется УМЕНИЕ РАЗДЕЛЯТЬ БОЛЬШОЕ НА МАЛЕНЬКОЕ.

- Умение разделять большое на маленькое – это умение, при котором происходит разделение целого на его части, то есть из большого на маленькие.

- Например, представь дом или квартиру своей мечты. Из каких комнат она будет у тебя состоять.

 

 

 

 

Зал, кухня, спальня, гостиная и т.п.

 

- А сможешь придумать свои примеры?

 

- Молодец!

 

- Скажи, Настя, у тебя есть любимые блюда?

- Ты умеешь их готовить,

- А ты знаешь рецепт приготовления?

-

 

 

- Это Фаер. У него тоже есть свои любимые блюда. На завтрак она любит готовить манную кашу, а на обед – борщ. Но ее любимые рецепты перепутались. Давай поможем ей восстановить логику.

 

Накройте крышкой, уберите с плиты и дайте настояться.

Картофель и зажарку добавьте в бульон.

Варите на малом огне мясо.

Сдобрите кашу сахаром и сливочным маслом.

Свеклу слегка обжарьте.
Когда мясо будет готово, добавьте капусту в бульон.

Через 15-20 минут добавьте в борщ тушеную свеклу.

500 мл молока доведите до кипения, интенсивно помешивая.

Обжарьте лук и морковь, помешивая, на среднем огне до золотистого цвета минут 5.

Через сито всыпьте 3 столовой ложки манки, продолжая мешать готовьте еще пару минут.

 

Борщ:

1.Варите на малом огне мясо.

2.Свеклу слегка обжарьте.

3.Когда мясо будет готово, добавьте капусту в бульон.

4.Обжарьте лук и морковь, помешивая, на среднем огне до золотистого цвета минут 5.

5.Картофель и зажарку добавьте в бульон.

6.Через 15-20 минут добавьте в борщ тушеную свеклу.

Манная каша:

1.500 мл молока доведите до кипения, интенсивно помешивая.

2.Через сито всыпьте 3 столовой ложки манки, продолжая мешать готовьте еще пару минут.

3.Сдобрите кашу сахаром и сливочным маслом.

4.Накройте крышкой, уберите с плиты и дайте настояться.

- Настя, а где в жизни нам может понадобиться это умение?

На многих уроках в школе. Например, на математике: разделять геометрические фигуры на виды. На географии: выделять объекты населённого пункта (реки, озёра и тп).

Рефлексия.

-Посмотри, перед тобой 3 цвета. Попробуй оценить свою работу в этом городе. Выбери тот цвет, который тебе подходит.

 

У меня получилось выполнить задание.

 

У меня получилось выполнить задание, но не все.

 

У меня возникли затруднения.

-Скажи, какой цвет ты выбрала?

 

1)Молодец, Настя. Продолжай выполнять работу в том же духе.

2) Не расстраивайся. У тебя получится работа в других городах этой страны.

 

- Мы переходим в следующий город. Прочти, как он называется.

Главное и второстепенное.

-УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ– необходимое умение для каждого человека. Так как именно умение выделять главное, существенное - важнейшее качество человеческого ума.

Приведу такой пример. Есть такая телепередача «Где логика?». И в одном из заданий необходимо найти, что объединяет 3 разные картинки. То есть необходимо на каждой картинке разглядеть главное, чтобы понять общее между этими картинками.

 

- Жители этого города предлагают поиграть в эту игру.

 

- Посмотри на слайд. Перед тобой 3 картинки.

  

 

- Что на первой картинке?

- кулёк

- На второй?

- Мандарин

- На третьей?

- Новогодняя ёлка

- какой праздник может объединять все эти вещи?

- Новый год.

- Молодец, Настя! Я вижу, что ты поняла, как играть в эту игру. Продолжим.

 

  

- Оливье.

  

- Кольцо

- лук

  

-Ключ

- Молодец! Как ты думаешь, где в жизни нам может понадобиться это умение?

При работе с какой-то информацией.

Рефлексия.

-Посмотри, перед тобой 3 цвета. Попробуй оценить свою работу на этой станции. Выбери тот цвет, который тебе подходит.

 

У меня получилось выполнить задание.

 

У меня получилось выполнить задание, но не все.

 

У меня возникли затруднения.

-Скажи, какой цвет ты выбрал?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы переходим к следующему городу. Как он называется?

Что за чем?

-Людям в этом городе очень важно, чтобы соблюдалась везде и во всём последовательность. А то без неё никак. Она нужна везде. Например, при покупке велосипеда есть инструкция, а то есть последовательность, как его собирать. Если бы её не было, то у нас руль мог оказаться вместо колеса, колесо вместо руля, а педали вместо багажника.

 

- Настя, ты любишь сказки?

 

- Жителя этого города хотели напомнить нам о самых известных сказках. Но вот только картинки перепутались. Давай поможем их восстановить?

*на слайде картинки перепутаны

 



*Настя расставляет картинки по порядку и кратко рассказывает суть сказок.

- Молодец, спасибо. А где это умение нам понадобиться в жизни?

Например, когда дадут задание распределить что-то по порядку, по убыванию, возрастанию и тп.

Рефлексия.

-Посмотри, перед тобой 3 цвета. Попробуй оценить свою работу в этом городе. Выбери тот цвет, который тебе подходит.

 

У меня получилось выполнить задание.

 

У меня получилось выполнить задание, но не все.

 

У меня возникли затруднения.

-Скажи, какой цвет ты выбрала?

 

1)Молодец, Настя. Продолжай выполнять работу в том же духе.

2) не расстраивайся. У тебя получится работа в следующем городке.

 

 

 

- И мы переходим к последнему городу. Он называется Причина и следствие.

 

 

- Сейчас я прочту тебе одну сказку.

Жили-были в стране Явлений (слово-опора появляется на слайде) мать Причина (слово-опора появляется на слайде) и ее дочь Следствие (слово-опора появляется на слайде). Если бы не было Причины, то не было и Следствия. Мать и дочь были всегда неразлучны. Куда мать, туда и дочь следом. О чем дочь не спросит: «Почему?»- мать всегда знает и всегда объяснит. А дочка умница: как мать скажет, так она всегда и сделает. Удивлялись люди такому послушанию да согласию, а потом догадались: в стране Явлений и не может быть иначе. У каждого Явления есть Причина, и у каждой Причины есть Следствие.

 

 

-Чтобы было понятней, поиграем в игру «Почему это произошло».

 

 

- Тебе нужно будет продолжить предложения.

 

Утром на земле появились лужи, потому что …

-где в предложении причина, а где следствие?

И т.д.

У девочки заболело горло, потому что …

Мама похвалила сына, потому что …

Ученик получил двойку, потому что …

Птицы улетают на юг, потому что …

Сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что …

 

 

Ночью были заморозки

- До запятой – это следствие, после – причина.

 

- Где это умение может понадобиться в жизни?

Если у человека развито это умение, он может догадываться на середине фильма или книжки, что будет дальше и чем закончится сюжет.

 

Рефлексия.

-Посмотри, перед тобой 3 цвета. Попробуй оценить свою работу на этой станции. Выбери тот цвет, который тебе подходит.

 

У меня получилось выполнить задание.

 

У меня получилось выполнить задание, но не все.

 

У меня возникли затруднения.

-Скажи, какой цвет ты выбрал?

 

 

1)Молодец, Настя. Продолжай выполнять работу в том же духе.

2) не расстраивайся.

 

 

4.Подведение итогов. Рефлексия

 

 

-Наше путешествие подошло к концу. Я очень рада за твою проделанную работу.

 

 

-Я думаю, что наше занятие прошло с пользой и для тебя, и для меня!

 

 

-В начале урока у тебя было … настроение. А какое у тебя сейчас настроение?

 

 

-Настя, у меня тоже … настроение. Я очень рада, что твой настрой не поменялся.

 

 

- На какие вопросы мы нашли ответы?

 

 

- Какой ты увидела логику?

 

 

- Какого цвета получилась твоя логика, каких цветов на занятии собраи больше? О чем это говорит?

 

 

- Какие советы по развитию логики ты запомнил?

 

 

-Наше занятие подошло к концу. Мне очень приятно было с тобой работать! Я желаю тебе больших успехов, всегда улыбайся и радуйся жизни!

 

 

-До свидания!