Коррекция агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.6

Коррекция агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
детская психология
07.11.2023
Коррекция агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями
Коррекция агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями
коррекция агрессивного поведения.docx

Доклад   на педагогический  совет

на  тему: «Коррекция агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями»

 

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Тема доклада: «Коррекция агрессивного поведения у подростков с интеллектуальными нарушениями».

Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации.

Агрессивность чаще всего встречается при психических заболеваниях. Первое место в её терапии принадлежит медикаментозному лечению, назначаемому врачом. Но и психокоррекционные методы в данном случае играют важную роль, т.к. без них адаптация ребёнка к окружающей среде невозможна.

Агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные индивиды обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях центральной нервной системы. Коррекции агрессивного поведения ребёнка определяется проблемами в учебной и досуговой деятельности.

Таким образом, серьезной проблемой, осложняющей обучение и воспитание, а в конечном счете, и процесс социальной адаптации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является их агрессивность (JI. М. Шипицына, 2002). Причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обусловлены не только клиническими факторами (тяжестью органического поражения, метеочувствительностью, гормональными изменениями), но также психолого-педагогическими и социальными (копирование поведения окружающих, страх, сепарация от близких людей).

Но важно помнить и о том, что в определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т.к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.

Агрессия рассматривается как любая форма поведения нацеленная на оскорбление     или причинение вреда другому живому организму, не желающему подобного обращения.

Проблема агрессивных детей звучит, как проблема неуправляемых “трудных” учащихся, имеющих сложности в организации своего поведения, создающих проблемы в процессе взаимодействия с окружающими его сверстниками взрослыми.

Агрессивное поведение - это целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния психической напряженности, страха, подавленности и т.д.).

Для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы характерны несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям, воздействиям. Такие дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы взрослых. Их легко подговорить, обидеть близкого или слабого человека, сломать чужую вещь. Наряду с этим они могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чём просят. Наблюдения показали, что агрессивные учащиеся, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общениес окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Агрессивное поведение умственно отсталых детей вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, приводит к усилению агрессивности, т.е. возникает ситуация порочного круга.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого

 При этом агрессивные действия выступают:

·         в качестве средства достижения значимой цели;

·         как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

·         как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Отечественные психологи А.А.Аладьин, И.А.Фурманов, Н.В.Фурманова различают 4 основных вида агрессий:

1.             Физическая агрессия - (нападение) – это использование физической силы против другого лица.Дети, склонные к проявлению физической агрессии активны, деятельны, целеустремлённые, отличаются решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми, проявлять садистские тенденции. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они действуют импульсивно и непродуманно, игнорируя этические нормы, моральные ограничения.Проявление физической агрессии заключается в том, что дети бьют своих сверстников, могут нападать на детей младше себя и даже на более старших детей.

2.             Словесная (вербальная) агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань).Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются психической неуравновешенностью, постоянной тревожностью, сомнениями и неуверенностью в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Поэтому часто внешне производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Малейшие неприятности выбивают их из колеи. Свои чувства и отношение к окружающим они не скрывают и выражают их в агрессивных вербальных формах.Проявление словесной агрессии: дети говорят нецензурные слова, выкрикивают оскорбления, дразнят других, ругаются.

3.             Косвенная агрессия – это агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), а также агрессия ни на кого не направленная (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.)Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Они стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Эти дети очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес.

4.             Негативизм – вид психологического протеста на требования взрослых, с помощью которого ребенок хочет отстоять права своей личности. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать своё негативное отношение.

Наиболее распространенными среди умственно отсталых школьников формами агрессивного поведения являются ссоры, драки, сквернословие, грубость, взаимные обвинения, взрывы ярости. Часто учащиеся нарушают правила поведения в школе (прогуливают, срывают уроки, отказываются выполнять задания). Некоторые учащиеся часто реагируют на замечания и требования педагога неконтролируемыми вспышками ярости (бросают учебники, опрокидывают парты, кричат).

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение умственно отсталых учащихся следующие: сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.)

У агрессивных учащихся наиболее ярко прослеживаются следующие особенности: высокая аффективная заряженность поведенческих реакций; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую (психолг.травма из за неудач или ожиданий) ситуацию; кратковременность реакций с критическим выходом; низкий уровень стимуляции; недифференцированная направленность реагирования; высокий уровень готовности к агрессии, выделяются различные формы проявления агрессии. Агрессия выражается в том, что ребёнок часто действует, не подумав, находясь в порыве ярости.

Коррекция агрессивного поведения учащихся.

Психокоррекция агрессивного поведения в основном направлена на обучение детей приемлемым способам выражения гнева, навыкам контроля и управления собственным гневом, навыкам конструктивного общения. Детям нужно объяснить и показать, как они могут контролировать свой гнев, научить методам конструктивного общения с окружающими, и способам бесконфликтного разрешения ситуаций. При составлении программы коррекции важно учитывать интеллектуальные особенности детей. Так, например, для работы с 5-7 классами подойдут занятия с включением  игровой и арт-терапии, а для 8-9 классов больше подходит психокоррекционная работа, организованная в форме тренинга.

Нельзя делать акцент только на работе с детьми, нужно охватывать все направления, чтобы реализовать все задачи коррекционной работы, ведь семья имеет большое влияние на эмоциональное и психическое состояние ребенка. Если не проводить своевременную работу с родителями и педагогами, то все результаты, достигнутые при работе с детьми, быстро сойдут на «нет».

Мной осуществляются следующие направления по коррекции агрессивного поведения детей с умственной отсталостью

· работа с педагогическим составом;

· работа с родителями;

· групповые и индивидуальные занятия с обучающимися.

Работа с педагогическим составом состоит из лекционных занятий, групповых занятий и индивидуальных консультаций. На лекционных занятиях главной целью является донесение до педагогов важной информации о проблеме агрессивного поведения детей с умственной отсталостью и обучению методам эффективного взаимодействия с данной группой детей. Реализация данного направления работы позволяет включить педагогов в работу по снижению выраженности агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью, осуществляется контроль за обучающимся во время учебной деятельности. Педагоги, обученные методам взаимодействия с агрессивными детьми, могут помочь детям справиться с собственной агрессией и ее проявлениям на уроках, обучить правильным способам выражения гнева и методам конструктивного общения с окружающими, а также снять эмоциональное напряжение ребенка в случаях его неуспешности на уроке.

Памятка для педагога

как правильно вести себя с учениками, проявляющими агрессию.

В ряде случаев при проявлениях подростками агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции учащихся разработаны специальные рекомендации.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");

- констатирующий вопрос ("ты злишься?");

- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");

- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, "чтение морали",

- наказания или угрозы наказания;

- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт.

Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Родителям объясняют суть проблемы и обучают правильным способам взаимодействия и обучения ребенка в домашних условиях. Важно донести до родителей, что атмосфера тепла и доверия в кругу семьи способствует правильному развитию личности ребенка и снижает риск возникновения агрессивного поведения. Индивидуальные консультации с родителями проводятся по запросу педагогов или самих родителей и направлены на решения проблем конкретной семьи.Обучение родителей правильным способам взаимодействия с детьми повышает эффективность программы профилактики за счет того что работа с детьми будет проводиться не только в образовательной организации, но и дома, что значительно повысит уровень эффективности и позволит закрепить  полученные детьми при занятии с психологом навыки самоконтроля и безвредного выражения своего гнева. Также основным компонентом работы с родителями является создание благоприятной обстановки для ребенка дома и улучшению детско-родительских отношений.

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

“Прекрати!” “Не смей так говорить”

Родители наказывают ребенка

Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают что ребенок еще мал

Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят что ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего ребенок научится управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей

Главная цель подобной информации показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы подросток вас услышал, поможет использование Я-сообщений.  

Фраза при этом состоит из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонил мне, если не можешь прийти вовремя».

В результате вместо обвинения «Ты опять опоздал» мы получаем фразу : «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонил мне, если не можешь прийти вовремя».

 Психорекционная работа с детьми заключается в  исследовании агрессивного поведения. Для этого чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и анкетирование.

Детям при диагностике агрессивности предлагают методика «Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений»), опросник А. Басса и А. Дарки, методику изучения самооценки Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант), проективные методики «Кактус», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».  После проведения диагностики организуются групповые и индивидуальные психологические занятия.

Групповые занятия направлены, прежде всего, на формирование у детей правильных способов взаимодействия и поведения в группе, конструктивных способов общения. Важной задачей групповых занятий является обучение детей правильным способам выражения гнева при помощи ролевого проигрывания различных ситуаций, в которых у данной группы детей было замечено проявление агрессивного поведения.

Занятие 1. Тема: «Знакомство».

Цели: заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство.

Рассказываю детям о цели занятий, об их особенностях и предлагает принять определённые правила поведения на занятиях. Каждое правило обсуждается.

1.Добровольность участия: не хочешь говорить или выполнять задание - не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.

2.Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твоё мнение.

3.Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.

4.Не лгать. Лучше промолчать.

5. Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.

После этого выполняется общий знак - восклицание. Например: «Мы готовы!»

Основная часть.

Упражнение 1 «Визитка».

«Каждый человек рассказывает о себе остальным.

Упражнение 2. «Зови меня…»

Участники образуют круг. Педагог предлагает выбрать себе какое-либо имя, прозвище. Какими они хотели бы называть себя в группе. Каждый участник, выходя в центр, называет себя, сопровождая это имя условным жестом.

Упражнение 3. «Уверенный - наглый - робкий».

Педагог предлагает взять одну из трёх карточек. На карточках написано: на одной - «уверенный», на другой - «наглый», на третьей - «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача_ изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает участник.

Заключение.

Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение от наглого? В чём разница?

Занятие 2. Тема: «Давайте жить дружно!»

Цель: повышение рефлексивности участников.

Ритуал начала занятия.

Слова педагога на тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Основная часть.

Упражнение 1. «Закончи предложение».

-Педагог раздаёт всем карточки, на которых нужно закончить предложении:

«Счастливее всего я, когда…»

«Хуже всего мне, когда…»

«Не могу понять, почему я…»

«Моя жизнь была бы лучше, если бы я…»

«Главное, что я хотел бы в себе изменить - это…»

Результаты не обсуждаются (анализируются педагогом).

Занятие 4. Тема: «Я среди людей».

Цель: усиление позиций.

Основная часть.

Упражнение 1. «Лепим скульптуру».

-Встаньте в круг. Один участник- «Глина», а остальные - «скульпторы». Задание: слепит скульптуру под названием «Доброта». Поочерёдно участники становятся «глиной». Названия скульптур тоже меняются - «Ответственность», «Любовь», «Дружба», «Уверенность».

Упражнение 2. «Мои права».

Педагог подводит подростков к пониманию понятий «собственные права», «права человека», что способствует повышению уверенности в себе.

 Что твои права не должны ущемлять права других людей. Осуществление прав должно зависеть не от других людей, а от тебя лично.

-За защитой своих личных прав мы можем обращаться только к себе и сами отстаивать их, мы должны рассчитывать только на себя. Но для этого необходимо уметь правильно себя вести с другими людьми и не ущемлять их прав.

Самое главное - защищая свои права нужно помнить, что все эти права есть у окружающих. Учитесь уважать права окружающих, как свои собственные.

Заключение.

-Как человек должен вести себя в обществе, в общении с окружающими?

- Помним простую истину: «Относись к людям так, как хотел бы ты, чтобы относились к тебе».

Занятие 5. Учимся взаимодействовать.

Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия.

Основная часть.

Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Я-высказывание».

Цель: овладении навыками конструктивного взаимодействия с помощью

«Я - высказываний».

Педагог объясняет группе. Что одним из способов открытого выражения желаний и чувств может служить приём «Я - высказывания». Этот приём помогает дать партнёру по общению обратную связь, не перекладывая на него ответственности. Общая схема проговаривания в рамках этого приёма такова:

Событие- Реакция - Причина напряжения.

Событие

Реакция

Причина напряжения

Когда вы кричите, (говорите, делаете)…

Я чувствую себя (беспомощной, злой, обиженной, у меня возникает проблема)…

Я не могу сосредоточиться, я хочу и не могу высказать свою точку зрения, потому что у меня были совершенно другие планы.

Предлагаются ситуации. Например:

- сосед по парте во время урока заглядывает к вам в тетрадь и тем самым навлекает на вас неприятности;

- друг взял у вас учебник и не вернул вовремя;

- ваш друг сломал вашу любимую ручку [31,с.20].

Цель. Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умения конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции.

Задачи. Показать возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих, опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя, познакомить с элементами самоконтроля внешнего проявления эмоций.

Оборудование. Видеоряд (фотографии, репродукции, киноэпизоды), иллюстрирующий гнев, ярость.

Мой гнев

Основная часть.

Учащиеся обсуждают, что такое гнев (отрицательная эмоция) и к каким опасным последствиям он может привести. В этой части ведущий может продемонстрировать соответствующие фрагменты из кинофильмов или репродукции картин.

Далее ведущий отмечает, что гнев еще потому является отрицательной эмоцией, что отрицательно воспринимается окружающими. Учащиеся выполняют упражнение «Мир глазами агрессивного человека»: один из участников выполняет любое неагрессивное действие (встает, кладет ногу на ногу, улыбается, подмигивает). Второй комментирует это с позиции агрессивного человека: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул», «Ты улыбаешься, потому что хочешь сказать про меня какую-нибудь гадость» и т. д. Остальные участники могут предлагать свои комментарии. После завершения упражнение обсуждается. Каким представляется агрессивный человек? Улучшается ли его самочувствие после гневных нападок? Как к нему будут относиться близкие? Как к нему могут относиться посторонние?

Обращается внимание на негативные последствия именно агрессивных реакций, чаще всего неконструктивных, а также на то, что внешние проявления гнева, злости и вообще чрезмерные проявления эмоций неблагоприятно представляют человека в глазах окружающих. Кроме того, следует подчеркнуть, что агрессивный человек приписывает другим свои собственные агрессивные намерения и негативные чувства. Предлагается освоить способ самоконтроля и саморегуляции путем выполнения упражнения «Самоконтроль внешнего выражения эмоций». Учащиеся вспоминают конкретную ситуацию, в которой они испытывали сильное эмоциональное напряжение, свое состояние (позу, мимику, жесты) и мысленно воспроизводят его.

Задают себе вопросы самоконтроля:

- Как выглядит мое лицо?

- Не скован (а) ли я?

- Не сжаты ли мои зубы?

- Как я сижу?

- Как я дышу?

Если эти признаки выявлены, необходимо:

1. Произвольно расслабить мимические мышцы, для чего используются следующие формулы:

2. Мышцы лица расслаблены.

3. Брови свободно разведены.

4. Лоб разглажен.

5. Расслаблены мышцы челюстей.

6. Расслаблены мышцы рта.

7. Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.

8. Все лицо спокойно и расслаблено.

9. Удобно сесть, встать.

10. Сделать 2--3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы восстановить учащенное дыхание.

11. Установить спокойный ритм дыхания.

Заключительная часть. Учащимся предлагается сравнить свое состояние в начале и в конце упражнения. Проводится обсуждение, какие еще известны способы произвольно регулировать свое состояние. Учащиеся заканчивают предложение «В напряженной ситуации я сделаю..., так как это поможет...».

Занятие 8. «Выражаем гнев, не причиняя вреда другим людям».

Цель: обучение способам безопасной разрядки гнева, развивать умение выплёскивать накопившийся гнев в приемлемой форме.

Основная часть.

Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Лист гнева».

Рисунки выполняются на отдельных листах. Каждый может порвать свой лист гнева или оставить. На лист бумаги можно излить свой гнев, нарисовать себя в гневе.

- Что вы чувствуете во время гнева?

- Зачем нужен лист гнева?

-Будете ли вы применять этот способ выражения гнева в ситуации, когда вы очень злы, сердиты, гневны?

-Что положительного есть в листе гнева? [ 29, с.54.].

Упражнение 2. «Рубка дров».

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы, почувствовать свою агрессивную энергию и «истратить» её во время игры.

-Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг оставалось место. Будем рубить дрова. Поднимите воображаемый топор над головой и опустите его на пень с силой. Можно сказать: «Ха!». [54, с.28,].

Заключение:

-Каким образом можно снимать скопившийся гнев?

-Какой способ вам больше понравился?

Индивидуальные занятия предназначены для детей, которые не способны работать в группе по причине ярко выраженных агрессивных проявлений в поведении. На данных занятиях в первую очередь работа психолога направлена не снижение агрессивного поведения ребенка и на обучение его методом релаксации и самоконтроля.

Индивидуальная работа включает проведение некоторых методик, направленных на усвоение иных форм поведения, когда подросток постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.

Как правило, при каждой встрече с учащимся проводится одна из методик.

например

Методика «Наши чувства».

Цель: посредством ознакомления детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а так же отреагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.

Материалы: карточки с названием чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.

Процедура: предложить ребёнку разделить карточки на две группы, в которой одни чувства будут положительными, а в другой, отрицательные. А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться. После этого, дать ребёнку задание нарисовать те чувства, которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему.

Методика «Маленький секрет».

Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши.

Процедура: «Сядь поудобней, сделай 2 -3 глубоких вдоха, закрой глаза. Сосредоточься и вспомни своё любимое место, где ты любишь быть, где тебе спокойно и хорошо, если такого нет, придумай его. Звуки, цвета, окружающие предметы в этом месте, какие они…. Поиграй там некоторое время. А теперь ещё раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза.

Попробуй нарисовать это место, что ты представил».

Затем вместе с ребёнком обсудить картинку, о чём он думал, на что это всё похоже и т.д.

Время процедуры: час, час двадцать.

Методика «Мои эмоции».

Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.

Материалы: картон, детский конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки и т.д.)

Процедура: Проводится на примере сказок, либо вместе с ребёнком придумываются различные истории, где ребёнок придумывает персонажей и наделяет их определёнными качествами и поведением. Затем истории проигрываются, их можно записывать на камеру, а потом вместе с ребёнком просматривать и выделять персонажей, на сколько их задуманный образ получилось передать, какие качества этот образ подчёркивали, каким героем ему больше нравилось бать и почему. Если отрицательным, то побеседовать о том, что же не хватает положительному герою, что бы быть лучшим и как ему этого достичь. Придумать сказку, где положительный персонаж постепенно наделяется теми качествами, что нравятся ребёнку в отрицательном герое и что из этого в итоге получается.

Постараться переместить героев к концу 3 - 4 занятию в реальную жизнь.

Таким образом, формы агрессивного поведения у детей в подрастковом возрасте, как с умственной отсталостью, так и без, встречаются довольно часто. Но не стоит забывать, что правильно подобранные диагностика, методы коррекции и профилактика, в этот период, поможет снизить уровень агрессивного поведения и избежать перехода агрессии в устойчивую характеристику личности.

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - № 6. – С.112-121

2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского, - М. Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс ,2000.

3. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям // Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - Москва & Архангельск, 1993

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001

5. Лановенко И.П. Борьба с групповыми правонарушениями. - Киев, 1981,

6. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, - 1972, - № 6

7. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.– 1996. - №5. – С.3-18.

8. Степанов В.Г. Психология трудного школьника, - Москва, 1998.

 

 

 


 

Доклад на педагогический совет на тему: «Коррекция агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями»

Доклад на педагогический совет на тему: «Коррекция агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями»

Такие дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы взрослых

Такие дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы взрослых

Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать своё негативное отношение

Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать своё негативное отношение

Памятка для педагога как правильно вести себя с учениками, проявляющими агрессию

Памятка для педагога как правильно вести себя с учениками, проявляющими агрессию

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите),…

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите),…

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Важной задачей групповых занятий является обучение детей правильным способам выражения гнева при помощи ролевого проигрывания различных ситуаций, в которых у данной группы детей было замечено…

Важной задачей групповых занятий является обучение детей правильным способам выражения гнева при помощи ролевого проигрывания различных ситуаций, в которых у данной группы детей было замечено…

Упражнение 2. «Мои права». Педагог подводит подростков к пониманию понятий «собственные права», «права человека», что способствует повышению уверенности в себе

Упражнение 2. «Мои права». Педагог подводит подростков к пониманию понятий «собственные права», «права человека», что способствует повышению уверенности в себе

Далее ведущий отмечает, что гнев еще потому является отрицательной эмоцией, что отрицательно воспринимается окружающими

Далее ведущий отмечает, что гнев еще потому является отрицательной эмоцией, что отрицательно воспринимается окружающими

Будете ли вы применять этот способ выражения гнева в ситуации, когда вы очень злы, сердиты, гневны? -Что положительного есть в листе гнева? [ 29, с

Будете ли вы применять этот способ выражения гнева в ситуации, когда вы очень злы, сердиты, гневны? -Что положительного есть в листе гнева? [ 29, с

Материалы: картон, детский конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки и т

Материалы: картон, детский конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023