Родителям будущих первоклассников
Оценка 4.9

Родителям будущих первоклассников

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
детская психология
Детсад
11.10.2023
Родителям будущих первоклассников
В наш век высоких технологий и высоких стандартов многие родители хотят дать своему ребенку все лучшее. Это же касается и поступления в школу, в первый класс. А точнее, подготовки к школе. Но очень важно не переусердствовать, не нанести вред ребенку, а действительно помочь преодолеть возникающие трудности. И здесь самым важным, на мой взгляд, становится психологическая готовность ребенка к новому этапу. Как же развивается ребенок 6–7 лет? Ответ можно найти в данной статье.
Родителям будущих первоклассников.docx

В наш век высоких технологий и высоких стандартов многие родители хотят дать своему ребенку все лучшее. Это же касается и поступления в школу, в первый класс. А точнее, подготовки к школе. Но очень важно не переусердствовать, не нанести вред ребенку, а действительно помочь преодолеть возникающие трудности. И здесь самым важным, на мой взгляд, становится психологическая готовность ребенка к новому этапу.

Как же развивается ребенок 6–7 лет? Этот возраст является важным для дальнейшего развития ребенка. В этот период усиленно совершенствуются опорно-двигательная и сердечно-сосудистая системы организма, развиваются мелкие мышцы, а также различные отделы центральной нервной системы.

Важной отличительной чертой этого периода является развитие психических процессов, таких как: внимание, мышление, воображение, память и речь. Рассмотрим каждый из них.

Внимание. В дошкольном возрасте основным у ребенка было непроизвольное внимание, но уже к окончанию этого периода все больше развивается внимание произвольное. Это значит, что ребенок начинает осознанно направлять свое внимание и удерживать его на заданных предметах и объектах.

Память. К концу этого периода происходит становление произвольной, зрительной и слуховой памяти. Память становится основой в организации психических процессов.

Мышление. К концу дошкольного возраста более значимого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления, а также начинает формироваться логическое мышление, что способствует тому, что ребенок начинает выделять существенные свойства и признаки окружающих его предметов, а также становиться способен сравнивать, обобщать и классифицировать.

Развитие воображения. Воображение ребенка формируется в игре и перетекает в различные виды деятельности. К 7 годам происходит развитие творческого воображения, этому будут способствовать различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и четкость представляемых ребенком образов и впечатлений.

Речь. К концу дошкольного возраста происходит расширение активного словарного запаса и развивается способность использовать в своей речи сложные грамматические построения предложений.

Для деятельности дошкольника характерна некоторая возбудимость, а также большое значение для ребенка приобретают эмоциональные реакций других людей.

Психическое развитие и формирование личности ребенка к концу дошкольного возраста невозможны без развития самосознания. У ребенка 6 – 7-летнего возраста самооценка формируется в процессе осознания успешности личной деятельности, оценок ровесников и педагогов, похвалы взрослых и родителей. Теперь ребенок способен осознавать себя и свое положение в семье и обществе.

У детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет формируется рефлексия, т. е. способность осознавать свое социальное «я» и появление на этой основе жизненных внутренних позиций.

Важнейшим новообразованием в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7-летнего возраста является перестройка мотивов. Мотив «я должен», «я смогу» преобладает над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 – 7-летнего возраста стремится к самоутверждению в тех видах деятельности, которые могут оценивать другие люди, и тех, что охватывают разные сферы.

Осознание своего «я» и появление на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста формирует новые потребности и стремления. Тем самым игра, которая являлась ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу его уже не удовлетворяет потребностей ребенка. У ребенка появляется необходимость выйти за рамки своего образа жизни, занять посильное для него место в общественно значимой деятельности, значит он стремится к принятию своей новой социальной роли – «позиции школьника», что представляет собой одну из черт личностного и психического развития детей старшего дошкольного возраста.

 

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.

 

Этот этап в жизни ребенка может начинаться и в 5—5,5 лет. Тогда он проживается более ярко и мучительно. Если же это время окажется приближено к началу учебы в школе, то кризис может протекать ровно, и быть почти незаметным для других людей. Негативные проявления этого этапа можно преодолеть в результате создания условий для начала овладевания ребенком учебной деятельности, где он может изучить теоретические знания, такие как чтение, письмо и счет. Ведь в период кризиса возникает готовность к обучению в школе. В этом и будет его положительное значение.

Но стремления многих родителей как можно раньше научить детей читать, писать, решать примеры и задачи, оканчиваются неудачей из-за того, что по срокам эти занятия не совпадают с кризисом конца дошкольного возраста. Ребята с удовольствием играют кубиками с буквами и цифрами, с интересом рассматривают ярко оформленные учебники для самых маленьких. Но очень эти занятия перестают их интересовать, поскольку они еще не прожили период игр. Их воображение пока играет главную роль. Попытки же взрослых отработать какие-либо умения и навыки ведут к непослушанию и капризам.

       И только когда систематическое обучение наукам совпадает с кризисом 6—7 лет, то есть, когда главной у ребенка станет познавательная мотивация вместо игровой, только тогда обучение даст хорошие и стойкие результаты. Теперь развитие будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции. Непререкаемым авторитетом для детей станет тот, кто откроет им мир научных знаний. Им станет учитель, ведущий детей к новым открытиям.

 

Будущая успешность обучения в школе во многом будет зависеть от того, как ребенок подготовлен.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Эта готовность включает в себя несколько основных компонентов: физическую готовность, которая выражается в состоянии здоровья, зрелости организма, его функциональных систем. Ведь обучение в школе содержит в себе определенные умственные и физические нагрузки.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составные компоненты психологической готовности к обучению: мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем другое наполнение, чем в дошкольном возрасте: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть как пройдет адаптация ребенка к школе и его успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, наличием желания учиться и стремлением добиться успехов в учебе.

Социально-личностная готовность характеризуется уровнем внутренней позиции ученика, его готовностью принять новую социальную роль – «позицию школьника», которая подразумевает определенный круг обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень сформированности самосознания.

Также социально-личностная готовность включает определенный уровень коммуникативных навыков и качеств, нужных для общения и взаимодействия со ровесниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к обучению является также основой будущего успешного обучения. Она связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающего мира, классифицировать по определенному признаку, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе полученных данных.

Важной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает в себя определенный уровень навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Для успешной учебной деятельности необходим определенный уровень развития умственной активности, а также умение преодолевать трудности и выполнять различные задания учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости, способность оценивать результат своих действий.

Развитость всех компонентов волевого действия является основополагающей для развития навыков волевой саморегуляции поведения, которые нужны для успешного овладения учебной деятельностью.

 

Какие же требования к знаниям и практическим умениям и навыкам, предъявляют будущему первокласснику:

Общая эрудиция. Ученик должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

Математические знания.

Ребенок должен знать:

·                    цифры и знаки «+» и «-»;

·                    смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

·                    количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

·                    знать простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

·                    читать числа до 20;

·                    считать до 20 (прямой и обратный счет);

·                    решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

·                    ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

·                    решать примеры в пределах 10 (или 20);

·                    пользоваться часами без секундной стрелки.

Требования к уровню устной грамотности.

Ребенок должен знать:

·                    алфавит;

·                    средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

·                    ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

·                    проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

·                    различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

·                    выделять ударение в словах;

·                    устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

·                    обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

·                    ясное произношение всех звуков родного языка;

·                    умение ребенка говорить, меняя динамику, «тихо – громко – тихо». Меняя темп речи, «быстро – медленно – быстро»;

·                    использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

·                    должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

·                    должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

·                    ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

·                    уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Требования к уровню грамматических навыков:

·                    развитие мелкой моторики пальцев рук;

·                    умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

·                    умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

Требования к уровню развития мышления и воображения:

·                    умение выполнять действие классификация;

·                    умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие.

 

Также важно обращать внимание на навыки самообслуживания и те бытовые навыки, которыми овладел ребенок. Выучивание последовательности действий благотворно влияет на развитие памяти и мышления, участвует в улучшении внимания ребенка.  Важно не забывать, чем большим числом навыков ребенок уже овладел, тем лучше он сможет сориентироваться в новой для него ситуации, поэтому навыки самообслуживания вносят свой вклад и в общее развитие ребенка.

Разумеется, возникает вопрос, как помочь ребенку освоить все эти навыки? Можно выделить несколько советов по воспитанию в детях самостоятельности в бытовых вопросах:

- Создавайте красочные пошаговые инструкции или чек-листы и вешайте их на видное место.

- Делите сложные действия на небольшие этапы. Не старайтесь научить ребенка всему и сразу.

- Будьте последовательны. Следите, чтобы вещи лежали на своих местах, а режим дня не нарушался без веских на то причин.

- Используйте короткие и четкие инструкции.

- Выделяйте достаточно времени, чтобы не подвергать ребенка постоянному стрессу.

Таким образом, к концу дошкольного возраста ребенок сможет овладеть следующими навыками:

- самостоятельно одеться и раздеться, разложив одежду по местам;

- научиться заботиться о своем внешнем виде;

- будет способен разогреть и положить в тарелку еду, помочь накрыть на стол;

- провести гигиенические процедуры без постоянного родительского контроля и напоминаний;

- выполнить посильные домашние дела.

 

При формировании навыков самообслуживания большое значение имеет пример окружающих, а также режим дня, соответствующий возрасту.

Необходимо добиваться того, чтобы будущие школьники выполняли все правила и нормы самообслуживания с чувством удовлетворения от самого процесса и от его результатов. В понятной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.


 

В наш век высоких технологий и высоких стандартов многие родители хотят дать своему ребенку все лучшее

В наш век высоких технологий и высоких стандартов многие родители хотят дать своему ребенку все лучшее

Теперь ребенок способен осознавать себя и свое положение в семье и обществе

Теперь ребенок способен осознавать себя и свое положение в семье и обществе

И только когда систематическое обучение наукам совпадает с кризисом 6—7 лет, то есть, когда главной у ребенка станет познавательная мотивация вместо игровой, только тогда обучение…

И только когда систематическое обучение наукам совпадает с кризисом 6—7 лет, то есть, когда главной у ребенка станет познавательная мотивация вместо игровой, только тогда обучение…

Интеллектуальная готовность к обучению является также основой будущего успешного обучения

Интеллектуальная готовность к обучению является также основой будущего успешного обучения

Требования к уровню устной грамотности

Требования к уровню устной грамотности

Также важно обращать внимание на навыки самообслуживания и те бытовые навыки, которыми овладел ребенок

Также важно обращать внимание на навыки самообслуживания и те бытовые навыки, которыми овладел ребенок

Необходимо добиваться того, чтобы будущие школьники выполняли все правила и нормы самообслуживания с чувством удовлетворения от самого процесса и от его результатов

Необходимо добиваться того, чтобы будущие школьники выполняли все правила и нормы самообслуживания с чувством удовлетворения от самого процесса и от его результатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2023