Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Учитель–логопед МБДОУ №53 г. о. Красногорск, Смирнова Н. Ю.
Нарушение слоговой структуры слов является одним из наиболее трудных для коррекции дефектом речи у дошкольников. Это нарушение речевого развития, характеризуется искажениями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков).
Нарушение слоговой структуры слова, как правило, выявляется при логопедическом обследовании детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Диапазон нарушений индивидуален: от небольших трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до выраженных нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:
1. Нарушение количества слогов: сокращение слога или слогов в слове; увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове: перестановка слогов; перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных; вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Циклическое повторение одного слога. (Персеверации).
6. Замена предшествующих звуков последующими. (Антиципации).
7. Смешение элементов слова. (Контаминации).
Первоначально, необходимо провести тщательное обследование речи ребенка и выявить, какие именно нарушения слоговой структуры слов встречаются у него. Затем, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия – формированию ритмических навыков. У детей с нарушениями слоговой структуры слов, вызывает затруднение воспроизведение любого ритмического рисунка.
На этом этапе логопед учит ребенка слышать и воспринимать различные ритмы в речи окружающих и на неречевых звуках. Рекомендуется проводить следующую работу по развитию чувства ритма, восприятия ритмической структуры слова: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание и отстукивание разных ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения.
Первоначальное обследование речи ребенка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов, позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
Речевые игры для развития слоговой структуры слова – на начальном этапе работы
1) Игра «Повтори за мной»
Взрослый называет 2-3 гласных звука в определенной последовательности: [а-о-у], [у-и-а] или [о-ы-у] и т. д., а ребенок должен запомнить и повторить звуки именно в такой последовательности. Далее, ребенку предлагаются слоги: сначала прямые (согласный звук + гласный), затем обратные (гласный звук + согласный). В слогах используются простые согласные звуки, которые ребенок может произнести без искажения: [м], [н], [п], [б], [д], [т]. Например: [ма-мо-му], [ам-ом-ум], [мы-мо-ма], [ым-ом-ум], [мя-ми-ме], [ям-ём-ем].
2) Игра «Скажем по слогам»
Взрослый называет знакомые ребенку слова из правильно произносимых им звуков по слогам, начиная с коротких (от одного до трех слогов). Ребенок повторяет слова за взрослым, соблюдая деление на слоги. Например, дом (1 слог), му-ха (2 слога), ок-но (2 слога), со-ба-ка (3 слога).
Речевые игры для развития слоговой структуры слова – на дальнейшем этапе работы
§ «Отхлопай». Проговори слово по-слогам (по-частям) и одновременно хлопай в ладоши. Сколько частей в слове, столько и хлопков.
§ «Протопай». Проговори слово по-слогам (по-частям) и одновременно топай ногой. Сколько частей в слове, столько раз топай.
§ «Сравни два слова: сколько частей в каждом слове?». Ребенку дается два слова на картинках, ему предлагается произнести их по-слогам, отхлопать и определить сколько частей-хлопков было в 1м слове, а сколько во 2м слове.
§ Выстави нужное количество фигур (камушков, елочек и пр.) по количеству слогов в слове.
§ «Слоговые поезда – в каком поезде поедет это слово?» – проговори слово по-слогам (по-частям) и одновременно хлопай в ладоши. Скажи сколько частей в этом слове? Помести картинку в нужный слоговой поезд (с 1м, 2мя, 3мя или 4мя вагончиками). На доске – слоговые поезда.
§ Игра «Гусеница». Детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, камешки или другой материал).
§ Игра «Пчелка». На доске - картинки, в каждом слове нужно определить количество слогов, перелетая с цветка на цветок игрушкой–пчелкой (каждому слогу соответствует один цветок).
§ Игра «Собери бусы». Детям предлагается собрать слово из слогов, нанизывая по одной бусине на веревочку, сколько слогов, столько бусин.
§ Упражнение «Найди самое длинное слово и самое короткое слово». Материал: картинки со словами, картинки с изображением короткого червяка и длинной змеи. Ход упражнения: ребёнок произносит два слова по картинкам по слогам, говорит какое слово короткое и кладет картинку к червяку, говорит какое слово длинное и кладет картинку к змее.
§ «Назови слово правильно». Цель: учить различать правильно звучащие слова. Логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки). Например: мо-са-лёт, ба-са-ка, ле-ко-со и т.д.
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.