Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Оценка 5

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
другое
5 кл—7 кл
05.03.2023
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Нарушение слоговой структуры слов является одним из наиболее трудных для коррекции дефектом речи у дошкольников. Это нарушение речевого развития, характеризуется искажениями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков).
Исправление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.docx

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

 

Учитель–логопед МБДОУ №53 г. о. Красногорск, Смирнова Н. Ю.

 

  Нарушение слоговой структуры слов является одним из наиболее трудных для коррекции дефектом речи у дошкольников. Это нарушение речевого развития, характеризуется искажениями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков).

  Нарушение слоговой структуры слова, как правило, выявляется при логопедическом обследовании детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Диапазон нарушений индивидуален: от небольших трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до выраженных нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

  Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов: сокращение слога или слогов в слове; увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.

2. Нарушение последовательности слогов в слове: перестановка слогов; перестановка звуков соседних слогов.

3. Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных; вставки согласных в слог.

4. Уподобление слогов.

5. Циклическое повторение одного слога. (Персеверации).

6. Замена предшествующих звуков последующими. (Антиципации).

7. Смешение элементов слова. (Контаминации).

Первоначально, необходимо провести тщательное обследование речи ребенка и выявить, какие именно нарушения слоговой структуры слов встречаются у него. Затем, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия – формированию ритмических навыков. У детей с нарушениями слоговой структуры слов, вызывает затруднение воспроизведение любого ритмического рисунка.

На этом этапе логопед учит ребенка слышать и воспринимать различные ритмы в речи окружающих и на неречевых звуках. Рекомендуется проводить следующую работу по развитию чувства ритма, восприятия ритмической структуры слова: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание и отстукивание разных ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения.

 

  Первоначальное обследование речи ребенка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов, позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

 

Речевые игры для развития слоговой структуры слова – на начальном этапе работы

1) Игра «Повтори за мной»

Взрослый называет 2-3 гласных звука в определенной последовательности: [а-о-у], [у-и-а] или [о-ы-у] и т. д., а ребенок должен запомнить и повторить звуки именно в такой последовательности. Далее, ребенку предлагаются слоги: сначала прямые (согласный звук + гласный), затем обратные (гласный звук + согласный). В слогах используются простые согласные звуки, которые ребенок может произнести без искажения: [м], [н], [п], [б], [д], [т]. Например: [ма-мо-му], [ам-ом-ум], [мы-мо-ма], [ым-ом-ум], [мя-ми-ме], [ям-ём-ем].

2) Игра «Скажем по слогам»

Взрослый называет знакомые ребенку слова из правильно произносимых им звуков по слогам, начиная с коротких (от одного до трех слогов). Ребенок повторяет слова за взрослым, соблюдая деление на слоги. Например, дом (1 слог), му-ха (2 слога), ок-но (2 слога), со-ба-ка (3 слога).

Речевые игры для развития слоговой структуры слова – на дальнейшем этапе работы

§   «Отхлопай». Проговори слово по-слогам (по-частям) и одновременно хлопай в ладоши. Сколько частей в слове, столько и хлопков.

§   «Протопай». Проговори слово по-слогам (по-частям) и одновременно топай ногой. Сколько частей в слове, столько раз топай.

§   «Сравни два слова: сколько частей в каждом слове?». Ребенку дается два слова на картинках, ему предлагается произнести их по-слогам, отхлопать и определить сколько частей-хлопков было в 1м слове, а сколько во 2м слове.

§   Выстави нужное количество фигур (камушков, елочек и пр.) по количеству слогов в слове.

§   «Слоговые поезда – в каком поезде поедет это слово?»  – проговори слово по-слогам (по-частям) и одновременно хлопай в ладоши. Скажи сколько частей в этом слове? Помести картинку в нужный слоговой поезд (с 1м, 2мя, 3мя или 4мя вагончиками). На доске – слоговые поезда.

§   Игра «Гусеница». Детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, камешки или другой материал).

§   Игра «Пчелка». На доске - картинки, в каждом слове нужно определить количество слогов, перелетая с цветка на цветок игрушкой–пчелкой (каждому слогу соответствует один цветок).

§   Игра «Собери бусы». Детям предлагается собрать слово из слогов, нанизывая по одной бусине на веревочку, сколько слогов, столько бусин.

§   Упражнение «Найди самое длинное слово и самое короткое слово». Материал: картинки со словами, картинки с изображением короткого червяка и длинной змеи. Ход упражнения: ребёнок произносит два слова по картинкам по слогам, говорит какое слово короткое и кладет картинку к червяку, говорит какое слово длинное и кладет картинку к змее.

§   «Назови слово правильно». Цель: учить различать правильно звучащие слова. Логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки). Например: мо-са-лёт, ба-са-ка, ле-ко-со и т.д.

 

 

 

 

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

 

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

У детей с нарушениями слоговой структуры слов, вызывает затруднение воспроизведение любого ритмического рисунка

У детей с нарушениями слоговой структуры слов, вызывает затруднение воспроизведение любого ритмического рисунка

Речевые игры для развития слоговой структуры слова – на дальнейшем этапе работы § «Отхлопай»

Речевые игры для развития слоговой структуры слова – на дальнейшем этапе работы § «Отхлопай»

Назови слово правильно». Цель: учить различать правильно звучащие слова

Назови слово правильно». Цель: учить различать правильно звучащие слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2023