Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Оценка 4.6

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Оценка 4.6
docx
08.11.2020
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР 27.03.19.docx

 

«КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

 

 

          В настоящее время серьезной проблемой стал неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речи, а также утяжеление речевых нарушений и уровня речевого недоразвития. Зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе коррекционного обучения обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

         Мониторинг речи детей показал, что овладение слоговым составом слова не находится в прямой зависимости от овладения отдельными звуками речи. Даже при наличии правильного изолированного произношения отдельных фонем слоговая структура слова, состоящая из этих же звуков, воспроизводится ребенком искаженно. С другой стороны, недостатки звукопроизношения не всегда приводят к расстройству слоговой структуры. Ребенок может воспроизводить в этом случае слоговой состав сохранно, в виде контура слова, заменяя отсутствующие и дефектные звуки нормативными. Также  в той или иной степени нами отмечены нарушения фонематического восприятия. Так, дошкольники неточно выделяют заданный звук в ряду слогов и слов. Наибольшие трудности вызывают задания, направленные на выделение заданного звука в середине или в конце слов. Кроме того, многие дети затрудняются при воспроизведении слов с оппозиционными звуками.

         Проанализировав  ошибки звуковой структуры, мы отметили, что наиболее распространенной из них является пропуск согласного звука при стечении, встречались перестановки согласных в стечении, а также некоторые дети добавляли согласный в стечение, усложняя при этом слоговую структуру. Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы: наряду с сокращением числа слогов, их перестановками, искажениями и замещениями, у всех дошкольников встречается нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Это обусловлено недостатками слухового восприятия речи: недоразвитием фонематического слуха и слухового внимания.

Таким образом, нарушения слоговой структурой слова мешают нормальному развитию устной речи дошкольников с ОНР, затрудняют их общение, а также препятствуют звуковому анализу и, следовательно, обучению грамоте. Такие дети не смогут самостоятельно овладеть навыками чистого произношения отдельных звуков и слоговой структуры слов.

 

 

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агранович З.Е., Большакова С.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е., Маркова А.К., Сафонкина Н.Ю., Ткаченко Т.А., Усанова О.Н., Четверушкина Н.С. и др. 

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, педагоги испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

          В связи с этим возникла необходимость создания проекта по коррекции  нарушений слоговой структуры слова посредством игровой технологии. Проект является долгосрочным, рассчитан на 2 года. Нами были обозначены этапы работы, выделены цели и задачи, подобраны игровые упражнения. Участниками проекта являются педагоги, дети и родители.

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.         Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим усвоением пространства и формированием пространственных представлений.

Работа по коррекции слоговой структуры слова в рамках проекта строится поэтапно.

На первом подготовительном этапе работа проводится на невербальном  материале. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Второй этап -  собственно коррекционный, целью которого является непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата на вербальном материале.

На третьем, заключительном этапе дети учатся использовать навыки точного воспроизведения  слоговой структуры слова на материале чистоговорок, стихотворений, законченных предложений.

Итогом работы является самостоятельная речь дошкольника, а не отражённая или заученная.

Ребёнок хорошо владеет устной речью, умеет выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих чувств, эмоций, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

         Раннее выявление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР, активное взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе преодоления этих нарушений, являются предпосылками к успешному школьному обучению, социализации и адаптации детей с речевыми нарушениями в обществе.    

Предлагаем вашему вниманию игры и игровые упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова, которые мы использовали в рамках проекта.

На первом этапе с целью формирования слухового внимания и восприятия использовались игры типа «Шумящие коробочки».

Игра «Шумящие коробочки»

Взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают различные звуки. В коробочки можно насыпать: песок, крупу, пуговицы и т.д. Логопед берет коробочку из своего набора, трясет её. Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.

Игра «Солдатики»

Эту игру используем на развитие оптико-просранственной ориентации. Детям раздаются мелкие игрушки (можно от киндер-сюрприза) и предлагается прошагать маршрут: вправо, влево, вверх, вниз с просчитыванием шагов. Детям даются картинки, предлагается определить количество слогов и прошагать пальчиком столько клеточек, сколько слогов в слове.

Игра «Гусеница»

Предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек (пуговиц, крышек или других материалов).

Игра «Посчитай-ка»

Упражнять детей в определении количества слогов в слове. Учить сравнивать слоговые составы двух слов, устанавливая между ними равенства или неравенства. Закреплять навык деления слов на слоги, используя математические знаки (<, =, >). Упражнять в умении исправлять неправильно выложенные неравенства, уточняя количество слогов в каждом из двух слов.

Игра «Соло на ладошках» направлена на ритмическое восприятие слов. Ведущий зачитывает слово на маленькой карточке, а игроки находят у себя соответствующий этому слову ритмический рисунок. Когда все 4 маленьких карточки выложены, игрок проверяет правильность выполнения задания, для этого переворачивает карточки, в центре должна сложиться картинка «Квартет» с желтым кругом.

Одним из приемов, используемых нами в проекте являются компьютерные игры. Материал  представлен в ярком, интересном и доступном для детей виде. В результате повышается эффективность коррекционной работы, сокращаются сроки овладения полноценной речевой деятельностью, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. С этой целью мы активно используем интерактивный портал «МЕРСИБО».

Представленный  материал является только частью используемых  нами игр и упражнений.

Одним из условий успешного осуществления проекта по коррекции нарушений слоговой структуры слова является тесное взаимодействие с  педагогами ДОУ и родителями.  

Применение данного проекта позволило значительно снизить выраженность нарушения слоговой структуры у детей  или полностью его устранить как в устной, так и в письменной речи.

Список использованных источников

1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. [Текст] / З.Е. Агранович.- СП/б. «Детство-Пресс», 2009г.

2. Большакова, Е.С. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. [Текст] / Е.С. Большакова. – М:. ТЦ Сфера, 2009. 56 с.

3. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. /Ж. Дефектология, №1. - М.: Школа-Пресс, 2000.

4. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.Б. Филичева. - М., 1999г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР

«ЯРМАРКА ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – ПУТЬ К УСПЕХУ»

 

Платформа №5.

«Инклюзия   в   образовательной   деятельности»: сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями, отклонениями в поведении.

 

ПРОЕКТ

«КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

 

 

Автор: Капкова Ирина Евгеньевна,

 учитель-логопед МДОУ  «Колосок»,

г.о.Серпухов,  с. Липицы.

Автор: Зацепина Елена Леонидовна,

учитель-логопед МДОУ «Колосок»,

 г.о.Серпухов, с. Липицы.

 

Дата проведения: 27 марта 2019 года

Место проведения: Московская область, МОУ «Липицкая СОШ» г.о.Серпухов, с. Липицы.


 

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались

Предлагаем вашему вниманию игры и игровые упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова, которые мы использовали в рамках проекта

Предлагаем вашему вниманию игры и игровые упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова, которые мы использовали в рамках проекта

В результате повышается эффективность коррекционной работы, сокращаются сроки овладения полноценной речевой деятельностью, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий

В результате повышается эффективность коррекционной работы, сокращаются сроки овладения полноценной речевой деятельностью, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПРОЕКТ «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ

ПРОЕКТ «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2020