«КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
В настоящее время серьезной проблемой стал неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речи, а также утяжеление речевых нарушений и уровня речевого недоразвития. Зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе коррекционного обучения обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.
Мониторинг речи детей показал, что овладение слоговым составом слова не находится в прямой зависимости от овладения отдельными звуками речи. Даже при наличии правильного изолированного произношения отдельных фонем слоговая структура слова, состоящая из этих же звуков, воспроизводится ребенком искаженно. С другой стороны, недостатки звукопроизношения не всегда приводят к расстройству слоговой структуры. Ребенок может воспроизводить в этом случае слоговой состав сохранно, в виде контура слова, заменяя отсутствующие и дефектные звуки нормативными. Также в той или иной степени нами отмечены нарушения фонематического восприятия. Так, дошкольники неточно выделяют заданный звук в ряду слогов и слов. Наибольшие трудности вызывают задания, направленные на выделение заданного звука в середине или в конце слов. Кроме того, многие дети затрудняются при воспроизведении слов с оппозиционными звуками.
Проанализировав ошибки звуковой структуры, мы отметили, что наиболее распространенной из них является пропуск согласного звука при стечении, встречались перестановки согласных в стечении, а также некоторые дети добавляли согласный в стечение, усложняя при этом слоговую структуру. Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы: наряду с сокращением числа слогов, их перестановками, искажениями и замещениями, у всех дошкольников встречается нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Это обусловлено недостатками слухового восприятия речи: недоразвитием фонематического слуха и слухового внимания.
Таким образом, нарушения слоговой структурой слова мешают нормальному развитию устной речи дошкольников с ОНР, затрудняют их общение, а также препятствуют звуковому анализу и, следовательно, обучению грамоте. Такие дети не смогут самостоятельно овладеть навыками чистого произношения отдельных звуков и слоговой структуры слов.
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агранович З.Е., Большакова С.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е., Маркова А.К., Сафонкина Н.Ю., Ткаченко Т.А., Усанова О.Н., Четверушкина Н.С. и др.
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, педагоги испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
В связи с этим возникла необходимость создания проекта по коррекции нарушений слоговой структуры слова посредством игровой технологии. Проект является долгосрочным, рассчитан на 2 года. Нами были обозначены этапы работы, выделены цели и задачи, подобраны игровые упражнения. Участниками проекта являются педагоги, дети и родители.
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим усвоением пространства и формированием пространственных представлений.
Работа по коррекции слоговой структуры слова в рамках проекта строится поэтапно.
На первом подготовительном этапе работа проводится на невербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Второй этап - собственно коррекционный, целью которого является непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата на вербальном материале.
На третьем, заключительном этапе дети учатся использовать навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова на материале чистоговорок, стихотворений, законченных предложений.
Итогом работы является самостоятельная речь дошкольника, а не отражённая или заученная.
Ребёнок хорошо владеет устной речью, умеет выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих чувств, эмоций, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Раннее выявление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР, активное взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе преодоления этих нарушений, являются предпосылками к успешному школьному обучению, социализации и адаптации детей с речевыми нарушениями в обществе.
Предлагаем вашему вниманию игры и игровые упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова, которые мы использовали в рамках проекта.
На первом этапе с целью формирования слухового внимания и восприятия использовались игры типа «Шумящие коробочки».
Игра «Шумящие коробочки»
Взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают различные звуки. В коробочки можно насыпать: песок, крупу, пуговицы и т.д. Логопед берет коробочку из своего набора, трясет её. Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.
Игра «Солдатики»
Эту игру используем на развитие оптико-просранственной ориентации. Детям раздаются мелкие игрушки (можно от киндер-сюрприза) и предлагается прошагать маршрут: вправо, влево, вверх, вниз с просчитыванием шагов. Детям даются картинки, предлагается определить количество слогов и прошагать пальчиком столько клеточек, сколько слогов в слове.
Игра «Гусеница»
Предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек (пуговиц, крышек или других материалов).
Игра «Посчитай-ка»
Упражнять детей в определении количества слогов в слове. Учить сравнивать слоговые составы двух слов, устанавливая между ними равенства или неравенства. Закреплять навык деления слов на слоги, используя математические знаки (<, =, >). Упражнять в умении исправлять неправильно выложенные неравенства, уточняя количество слогов в каждом из двух слов.
Игра «Соло на ладошках» направлена на ритмическое восприятие слов. Ведущий зачитывает слово на маленькой карточке, а игроки находят у себя соответствующий этому слову ритмический рисунок. Когда все 4 маленьких карточки выложены, игрок проверяет правильность выполнения задания, для этого переворачивает карточки, в центре должна сложиться картинка «Квартет» с желтым кругом.
Одним из приемов, используемых нами в проекте являются компьютерные игры. Материал представлен в ярком, интересном и доступном для детей виде. В результате повышается эффективность коррекционной работы, сокращаются сроки овладения полноценной речевой деятельностью, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. С этой целью мы активно используем интерактивный портал «МЕРСИБО».
Представленный материал является только частью используемых нами игр и упражнений.
Одним из условий успешного осуществления проекта по коррекции нарушений слоговой структуры слова является тесное взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями.
Применение данного проекта позволило значительно снизить выраженность нарушения слоговой структуры у детей или полностью его устранить как в устной, так и в письменной речи.
Список использованных источников
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. [Текст] / З.Е. Агранович.- СП/б. «Детство-Пресс», 2009г.
2. Большакова, Е.С. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. [Текст] / Е.С. Большакова. – М:. ТЦ Сфера, 2009. 56 с.
3. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. /Ж. Дефектология, №1. - М.: Школа-Пресс, 2000.
4. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.Б. Филичева. - М., 1999г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР
«ЯРМАРКА ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
«ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – ПУТЬ К УСПЕХУ»
Платформа №5.
«Инклюзия в образовательной деятельности»: сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями, отклонениями в поведении.
ПРОЕКТ
«КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
Автор: Капкова Ирина Евгеньевна,
учитель-логопед МДОУ «Колосок»,
г.о.Серпухов, с. Липицы.
Автор: Зацепина Елена Леонидовна,
учитель-логопед МДОУ «Колосок»,
г.о.Серпухов, с. Липицы.
Дата проведения: 27 марта 2019 года
Место проведения: Московская область, МОУ «Липицкая СОШ» г.о.Серпухов, с. Липицы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.