Коррекция нарушений у детей раннего возраста с аутизмом.
Оценка 4.7

Коррекция нарушений у детей раннего возраста с аутизмом.

Оценка 4.7
docx
29.09.2021
Коррекция нарушений у детей раннего возраста с аутизмом.
сам раб 8.docx

Тема 8. Коррекция нарушений у детей раннего возраста с аутизмом.

Подобрать и систематизировать задания для индивидуальной коррекционной работы с ребенком, страдающим аутизмом

Цель:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование занятий по программе

Содержание занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЭТАП

 

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

 

Диагностика активности

 

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

 

Диагностика оценки своего поведения

 

Диагностика внимания, памяти

 

2.ЭТАП

 

1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»

 

2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

 

 

 

 

 

 

 

3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

 

3.ЭТАП

 

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)

 

4.ЭТАП

 

1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.

 

2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

 

3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.

 

4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

 

5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

 

5.ЭТАП

 

1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’

 

2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’

 

3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

 

6.ЭТАП

 

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.

 

 

 

 

 

 

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

 

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

 

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

 

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

 

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

 

 

Установление контакта с ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки»:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: педагог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

 

Второй этап - это выбор критериев для реакций.

Например:

Дотронуться до кусочка еды пальцем.

Поднять кусочек еды.

Поднять кусочек еды и понюхать.

Дотронуться до кусочка еды, и облизать палец.

Поднять кусочек еды, донести до рта, и дотронуться кончиком языка.

Поднять кусочек еды и положить в рот.

Поднять кусочек еды, положить в рот, прожевать и проглотить.

Например, мы обучаем ребенка пробовать грушу.

Мы кладем маленький кусочек груши на тарелку, и рядом держим готовое поощрение.

Мы демонстрируем ребенку, что нужно делать (дотрагиваемся до груши), и помогаем ему сделать тоже.

Как только ребенок дотронулся до груши - он сразу получает поощрение (например, кубик шоколада).

Мы повторяем это действие, пока ребенок не сможет самостоятельно (без физической подсказки и уговоров) дотронуться до груши.

На следующий день мы начинаем с того, что ребенок дотрагивается до груши, но как только он дотронулся - он получает словесное поощрение, но не шоколад.

Только после того, как ребенок поднимет кусочек груши - только тогда он получит шоколад.

И так далее, постепенно продвигаемся каждый день, пока не придем к конечной цели - ребенок съест кусочек груши. После того, как мы достигли этой цели, можно будет начать работать над постепенным увеличением количества еды, и введением нового продукта.

Данную процедуру можно выполнять как отдельное упражнение, во время занятий и выполнения заданий другого вида - речевых, игровых и академических. Иногда выполнение данной процедуры как упражнения,  помогает ребенку лучше сосредоточиться и быстрее выполнить желаемое действие, в отличие от выполнения данной процедуры во время трапезы. Ситуация трапезы уже давно воспринимается ребенком, как ситуация, во время которой он сопротивляется, отказывается от еды, и, в конце концов, получает то, что хочет. Ситуация обучения,  воспринимается ребенком, как ситуация, в которой он должен выполнить задание, и за выполнение задания он получает поощрение, поэтому и работа над пробой новых продуктов во время выполнения заданий продвигается быстрее.

 

Список литературы

1. Бабкина, Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. Москва. 2000. 149 с.
2. Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\Семья в психологической консультации \Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина. Москва. 1989. 42 с.
3. Клюева, Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997. 58 с.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Санкт-Петербург. 1981. 172 с.
5. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Санкт- Петербург. 2003. 273 с.
6. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. Москва. 1998. 231 с.


 

Тема 8. Коррекция нарушений у детей раннего возраста с аутизмом

Тема 8. Коррекция нарушений у детей раннего возраста с аутизмом

Второй этап – усиление психологической активности детей

Второй этап – усиление психологической активности детей

Второй этап – усиление психологической активности детей

Второй этап – усиление психологической активности детей

Станьте, дети, Станьте в круг,

Станьте, дети, Станьте в круг,

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки

Корректурные пробы. «Девочки».

Корректурные пробы. «Девочки».

Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации

Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации

Дотронуться до кусочка еды пальцем

Дотронуться до кусочка еды пальцем

Список литературы 1. Бабкина,

Список литературы 1. Бабкина,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2021