Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики
Оценка 5

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Оценка 5
doc
математика
24.01.2020
Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики
Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2011


ПЛАН

 

 

I.   Введение

 

 

II.  Особенности памяти у детей с нарушением интеллекта

1.     Общее представление о памяти детей с нарушением интеллекта

2.     Недостатки памяти у детей с нарушением интеллекта

 

 

III. Коррекция нарушений памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

 

IV.Заключение

 

V. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I: Введение

 

Уровень цивилизованного общества во многом оценивается его отношением к детям с проблемами в развитии.  По данным исследований число детей с отклонением в развитии, поведении, трудностями в обучении, в общении, детей с различными патологиями неуклонно растет. Следовательно, возрастает и роль коррекционной работы с такими детьми. Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушением психофизического развития – относится к числу важнейших задач сегодня.

Изучение психологии детей с отклонениями в развитии, особенности психических процессов, считается одной из весьма сложных и актуальных проблем специальной психологии. Неслучайно она привлекла к себе пристальное внимание многих советских и зарубежных исследователей.

 

Обучение детей с нарушением интеллекта в большей мере опирается на процессы памяти, которое обеспечивает им приобретение новых знаний, сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний.

 

Память – одно из основных условий развития человека, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид деятельности, направленный на познание и оценку самого себя. «Без памяти – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» - писал С.Л.Рубинштейн.

 

Память лежит в основе способностей человека, является условием его научения. Особо остро стоит эта проблема в школе, где обучаются умственно отсталые дети, так как их возможности памяти существенно ограничены. Поэтому, одна из главных задач преподавания в школе VIII вида мы считаем – максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка к посильному участию в производительном труде и общественной жизни.

 

Качественное выполнение этой задачи, безусловно, поможет школьникам  с нарушением интеллекта социально адаптироваться в обществе. Известно, что у детей олигофренов поражение головного мозга носит диффузный характер, значит, дети способны к обучению и развитию. «Однако реализовать свои возможности дети могут только в условиях специального обучения», - писала В.Г.Петрова.

 

II: Особенности памяти у детей с нарушением интеллекта.

 

 

2.1 Общее представление о памяти детей с нарушением интеллекта.

 

В основе памяти лежат физиологически процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры в той или иной мере, нарушает возможность выработки новых навыков. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого нарушена познавательная деятельность вследствии органического поражения головного мозга.

 

В своих работах Х.С.Замский писал, что умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Память умственно отсталых детей формируется в условиях аномального развития и поэтому, существенно отличается от памяти нормальных детей, что было отмечено в исследованиях советских и зарубежных психологов (исследования Джонсона, Лобзина, Л.В.Занкова, Х.С.Замского, В.Г.Петрова и другие).

 

Процессы памяти формируются у детей  с нарушением интеллекта, как и у нормальных школьников, во взаимодействии с окружающим миром и не могут не зависеть от характера воздействия, оказываемого на детей в процессе воспитания и обучения. При помощи специальных методов обучения и воспитания можно значительно развить память у детей с нарушением интеллекта. Развитие памяти у них зависит от эффективности применяемых в процессе обучения и воспитания приемов и методов.

 

Процессы памяти зависят существенно от индивидуальных особенностей человека. Особенно важно это при обучении детей с нарушением интеллекта. Нельзя добиться успешного усвоения и прочного закрепления знаний в памяти этих детей, если не проводить соответствующей коррекционной работы, направленной на ослабление дефектов умственного развития, присущих каждому из них.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Недостатки памяти у детей с нарушением интеллекта

 

Процессы памяти у детей с нарушением интеллекта характеризуются многими своеобразными особенностями, имеющими существенное значение для жизни, усвоение знаний, умений и навыков, для социальной адаптации учащихся.

 

Замедленность и непрочность процесса запоминания проявляются в том, что программу 4 классов массовой школы, дети с нарушением интеллекта усваивают за 7-8 лет обучения.

 

Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов детей с нарушением интеллекта. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обуславливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также их непрочность. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обуславливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение учебного материала многими детьми с нарушением интеллекта отличается крайней неточностью.

 

Точность и прочность запоминания учащимися и словесного, и наглядного материала низкая. Воспроизведя его, они многое пропускают, представляют местами составляющие единое целое звенья, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом дети с нарушением интеллекта, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям. То есть добавлением частей, которые отсутствовали в запоминавшемся им материале.

 

Школьники с нарушением интеллекта обычно пользуются непосредственным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся детей с нарушением интеллекта зависит от характера выполняемой ими работы. Если их деятельность носит активный характер, требует некоторых интеллектуальных усилий, то результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к выполнению задания. Первое воспроизведение совестного материала оказывает доминирующее влияние на последующие репродукции, выполняемые учениками. Вопреки повторным прослушиваниям текста они вновь и вновь допускают ошибки и неточности, отмечавшиеся в первой репродукции. Школьники  с нарушением интеллекта испытывают серьезные трудности при запоминании учебного материала. Многократное повторение не оказывает существенного положительного влияния на результаты мнемонической деятельности детей. Для того чтобы они усвоили материал, важно модифицировать повторение, устанавливая разнообразные связи между новым и уже известным детям материалам. Определенную помощь при запоминании может оказывать смысловая группировка материала, а также соотнесение слов с соответствующими картинками или другим наглядным материалом. Требования запомнить материал слабо изменяет мнемоническую деятельность школьников. Они не умеют организовывать эту деятельность. Некоторые учащиеся, узнав о том, что им следует запомнить воспринятое, обнаруживают обеспокоенность и растерянность. Это состояние быстро проходит, но поставленная задача фактически теряется ими, достигнутые результаты оказываются ниже, чем в условиях непреднамеренного запоминания.

 

Представления о предметах окружающего мира у школьников с нарушением интеллекта бедны, неточны, а в ряде случаев являются искаженными. Со временем эти представления изменяются – теряют специфические черты, уподобляются друг другу или хорошо знакомым объектам. Эти основные, пользуясь термином Л.С.Выготского, «ядерные» свойства памяти умственно отсталых детей отчетливо видны. Недостатки,  из-за которых школьники медленно и поверхностно усваивают жизненный опыт, и знания не выступают субъективно для самих школьников в качестве дефектов памяти. Эти недостатки обычно оценивают в сочетании с умственной недостаточностью, и лишь в порядке самоутешения, называют плохой памятью.

 

Несовершенство памяти школьников с нарушением интеллекта обусловлено плохой переработкой воспринимаемого материала.

 

Слабость мышления, мешающая детям выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко понижает качество их памяти.

 

Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что дети с нарушением интеллекта  лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях. Они с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, так как просто не вычленяют их. Также плохо они понимают и запоминают отвлеченные совестные объяснения.

 

Неумение целенаправленно заучивать и припоминать является также характерной особенностью всех детей с нарушением интеллекта. Умение запомнить – это умение осмыслить усваиваемый материал, то есть отобрать в нем основные элементы и самостоятельно установить связи между ними, включить их в какую-то систему знаний и представлений.

 

От способности включать указанные элементы в такую определенную систему зависит также возможность припоминания.

 

Объем запоминаемого материала школьниками с нарушением интеллекта существенно меньше, чем у нормально развивающихся сверстников, причем, чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают школьники.

 

Исследование памяти в отечественной олигофренопсихологии утверждает, что память детей с нарушением интеллекта под влиянием специального обучения, качественно изменяется и становится все более осмысленной. С.Я.Рубинштейн писала: «Воспитание и обучение умственно отсталых детей -  дело гуманное, благородное. Без специального обучения, воспитания, эти дети могли бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами. Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III:  Коррекция нарушений памяти детей с нарушением интеллекта

на уроках математики.

 

          Вопрос об использовании ранее усвоенных знаний, навыков детьми с нарушением интеллекта, имеет чрезвычайно важное значение для организации педагогического процесса. Если учащиеся приобретая определенные знания и опыт, оказываются не в состоянии пользоваться им в нужный момент, обучение не достигло цели.

Опыт работы показывает, что с помощью специальных приемов обучения и организации педагогического процесса можно достигнуть значительных результатов в развитии у школьников с нарушением интеллекта  умения правильно применять ранее усвоенные знания.

Для того чтобы усвоенные навыки работы с одним материалом переносились ими в другие условия деятельности, требующие выполнения действий с другим материалом, им надо помочь лучше осознать особенности и требования нового задания. При отсутствии такой помощи ранее усвоенные навыки используются без должного учета нового задания и, следовательно, приводит к неадекватным действиям и, в конечном счете, плохим результатам.

Важную роль в развитии навыков и приемов использования прошлого опыта  школьниками с нарушением интеллекта играет их отношение к учебной деятельности. Если ребенок проявляет живой интерес к тому, что он делает, то это побуждает его к активным, самостоятельным действиям, способствуя развитию обобщенных форм деятельности и, следовательно, развитию переноса.

Процесс обучения представляет собой совместную деятельность учителя и учащегося, имеющую в виду усвоение учащимся знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззрения, соответствующих нравственных качеств, подготовку к практической деятельности, а также развития их личности.

Знания по предмету, полученные в совместной продуктивной деятельности являются не формальными, а включенными в актуальный жизненный опыт детей, более прочными и значимыми. Получаемое в процессе такой деятельности удовлетворение является результатом интеллектуальных усилий и достижений, что само по себе вносит положительные перемены в систему жизненных ценностей школьников.

Совместная деятельность предполагает мобилизацию всех социальных и коммуникативных резервов организации и самоорганизации учения, неизбежно приводит к расширению и углублению социальной коммуникабельности учеников в виде учебных взаимодействий с учителем, друг с другом, а также расширению модальностей их межличностных взаимодействий, форм общения. Повышается коэффициент полезного действия коррекционной работы в плане социальной адаптации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Самостоятельная жизнь, которую начинают ученики по завершению учебы, требуют от выпускников умения пользоваться математическими знаниями, умениями, навыками, полученными ими на уроках математики. Вычислительные навыки, умения решать различные арифметические задачи, производить вычисления, измерения, ориентироваться в пространстве и времени - все это учащиеся должны усвоить в процессе изучения математики, для успешного решения жизненно-практических задач.

Уроки математики играют большую роль в системе реабилитационных мероприятий, направленных на решение основных задач специальной (коррекционной) школы.

          Основной коррекционной задачей является социальная адаптация  школьников с нарушением интеллекта, включая в себя нормы поведения в обществе, развитие речи, ориентировка в пространстве и времени, многочисленные практические навыки.

          Изучение математики формирует и корригирует такие формы интеллектуальной деятельности как анализ, синтез, сравнение, развивает способности детей к обобщению и конкретизации, создает условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

          В процессе обучения развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи, расширяется, активизируется и уточняется лексика, грамматический строй речи школьников, воспитывается усидчивость, аккуратность, воля, настойчивость.

          Возможности детей с нарушением интеллекта строго индивидуальны. Таким образом, учитывая индивидуальные возможности детей, степень их самостоятельности необходимо применять индивидуальный и дифференцированный подход, чтобы все школьники могли успешно усваивать изучаемый материал.

 

Значительно улучшается процесс усвоения и запоминания учебного материала при модификации форм повторения и закрепления. Поэтому, наряду с традиционными средствами и формами обучения применяю дополнительные технические средства: таблицы, цветовое оформление урока. Их использование улучшает эмоциональный фон урока, развивает внимание,  память.

 

Восприятие дидактического материала зависит от цветового ощущения. Значительную роль в запоминании играют эмоциональные моменты, зрительные образы.

 

Цветовое ощущение, возникающее под влиянием цвета

 

Вывод: при цветовом оформлении наглядного дидактического материала необходимо учитывать цветовое ощущение, возникающее под влиянием  цвета. Например: красный цвет – повышает работоспособность в течение 7-10 минут, но вызывает  возбуждение и тяжесть у детей. Значит, красный цвет следует использовать малыми порциями для выделения основного, существенного.

Эффективность наглядных изобразительных средств во многом зависит от масштаба представленных объектов, их взаимного расположения.

Я расскажу о некоторых приемах использования цвета в наглядных пособиях и математических записях, которые использую для коррекции нарушений памяти школьников с нарушением интеллекта на уроках математики.

 

В 5 классе при изучении темы «Нумерация чисел» я пользуюсь карточками, на которых разрядные слагаемые выделены разной пастой.

 

Например:   300 + 80 + 6 = 386

 

При изучении темы «Умножение и деление на целое число» большую помощь детям оказывают таблицы:

614  2                    804  4                    49063  7         

6      307               8      201               49        7009

  14                           4                             63

  14                           4                             63

    0                           0                               0

 

Умножая на двузначное число, дети долго не могут запомнить, как правильно подписывать второе неполное произведение, поэтому также используем цвет:

 

          248

             75

        1240

      1736            

      18600

 

При изучении темы «Меры длины» может быть использована демонстрационная таблица, где чередование цветов помогает установить соотношение между М®дм и М®см. Эта таблица используется и при изучении темы «Дроби».

                      

 

Дети выполняют задания:

1)    показать 1дм, 1см; выразить их в долях М

2)    заменить обыкновенную дробь десятичной и наоборот, показывая соответствующие величины на таблице:

3)  заменить мелкие доли крупными:

                                      

4)  сравнить дроби со знаками 2,4,5,10,100.

                            

 

          Не все дети быстро запоминают соотношения мер веса, длины, поэтому при изучении этой темы нули выделяем цветом. Это помогает ориентироваться в числах, полученных при измерении величин, производить их преобразования, выполнять с ними арифметические действия.

                   1км = 1000м                  1т = 10ц

                   6км = 6000м                  7м 3см  = 703см

         

Опираясь на это, в дальнейшем легче записывать числа в виде десятичных дробей

                             3м 005мм  =  3,00

 

При изучении темы «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000»  трудным для детей является умножение и деление на указанные числа, так как эти действия связаны с перемещением знака и мысленном дополнением записи недостающих цифр.

 

          50,02 х 10 = 50,02 х 10 =  500,2

 


          0,4  :  100 = 000,4 : 100 = 0,004

 


 На заседании Методического объединения спланировали работу над этой темой, опираясь главным образом на последовательность изложения материала, предусмотренного программой, и отводя особое место цветовому оформлению наглядного материала, для улучшения  процесса усвоения и запоминания учебного материала.

 

Итогом послужила контрольная работа, результаты которой представлены графически:


При первоначальном контроле  7А  и 7Б  классы показывали примерно один уровень, но класс, где отводилось особое внимание цветовому оформлению наглядного материала, допустил меньшее количество ошибок (почти в 2 раза).

 

Система работы по коррекции нарушений памяти на уроках математики с использованием цветового оформления наглядного материала и ТСО, дополнительными коррекционными заданиями на развитие памяти  обеспечивает относительную успешность усвоения материала.

 Повышению эффективности процесса обучения математике в специальной (коррекционной) школе служат:

1.     Комплексный подход.

На одном и том же уроке учитель должен решать вопросы обучения, воспитания, коррекции аномального развития и социальной адаптации учащегося.

 

2.     Дифференцированный подход, то есть знание и учет реальных возможностей, психических особенностей, структуры дефекта и зоны ближайшего развития каждого учащегося, планирование в зависимости от этого сложности, объема, методов и времени подачи учебного материала, объема и сложности домашних работ, форм и методик коррекционных и социально-бытовых адаптационных мероприятий и медикаментозного лечения.

 

3.     Выбор таких форм и методов обучения, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в отведенное время.

 

4.     Рациональное, разумное использование наглядности.

 

5.     Межпредметная координация.

 

6.     Корригирование и регулирование, т. е. своевременное изменение методики, содержания и объема материала в зависимости от обстановки, состояния класса или отдельных учащихся.

 

Повышение эффективности урока математики в конечном итоге должно служить повышению коррекционной значимости урока, развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта.

 

 

 

 

 

 


Умственная отсталость не отражается ни на одном учебном предмете столь глубоко, как на усвоении математики. При обучении математики дети с нарушением интеллекта особое внимание обращают на реализацию, во-первых, принципа наглядности, во-вторых, постепенности перехода от конкретного к собственно числовому действию, в-третьих, ситуаций усвоения, обеспечивающих осознание, осмысление условий задания.

 

Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а учитель должен ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени, определяющей успешность обучения, но в дальнейшем процесс обучения начинает влиять на то, как в каком направлении и какими темпами будет развиваться память.

 

 Систематическая работа, направленная на коррекцию нарушений памяти  на уроках математики  и использование цвета в наглядном материале показывает, что у школьников возрастает уровень усвоения трудных тем программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                

 

 

IV. Заключение.

 

Обучение детей с нарушением интеллекта, как и нормально развивающихся, в большей мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретение новых сведений, дают возможность овладеть различными областями знаний. Процессы памяти имеют существенное значение для жизни, усвоения знаний, умений и навыков, для социальной адаптации учащихся.

 

Объем запоминаемого материала школьниками с нарушением интеллекта существенно меньше, чем у нормально развивающихся сверстников, причем, чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают школьники.

 

Точность и прочность запоминания учащимися и совестного, и наглядного материала низкая. Воспроизведя его, они многое пропускают, переставляют местами составляющее единое целое звенья, нарушая логику, часто повторяются, привносят новые элементы. Школьники с нарушением интеллекта обычно пользуются непосредственным (непроизвольным) запоминанием.

 

Школьники с нарушением интеллекта испытывают серьезные трудности при запоминании учебного материала. Требования запомнить материал, слабо изменяют мнемоническую деятельность школьников. Они не владеют умениями организовывать эту деятельность не только в младших классах, но и позднее.

 

Память детей с нарушением интеллекта под влиянием специального обучения качественно изменяется и становится все более и более осмысленной.

 

Недостатки памяти можно преодолеть в процессе обучения при помощи специальных методических приемов, учитывающих особенности развития психики у этих детей.

 

Нельзя добиться успешного усвоения и прочного закрепления в памяти этих детей, предусмотренных учебной программой знаний и навыков, если не проводить соответствующей коррекционной работы, направленной на ослабление дефектов умственного развития, присущих каждому из них.

 

 

Список литературы:

 

 

1.   Рубинштейн  С.П. Основы общей психологии. С – П.-М.-Х.-Минск, 99

 

2.   Выготский  Л.С. Лекции по психологии. С.- П.,1997

 

3.   Шабанов П.Д. Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. Л.,1989

 

4.   Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ. М.,1965

 

5.   Перова В. Г. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.,1989

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020