Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зимовниковский педагогический колледж»
|
Комплект оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации
(экзамен)
по дисциплине
ОГСЭ. 01 Основы философии
в рамках основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Зимовники
Одобрено на заседании ПЦК
---------------------------------------
Протокол №___
От «___»_________20___ г.
Председатель ПЦК_________/_______
Разработчики:
ГБПОУ РО «ЗимПК» преподаватель О.Н. Бочкарева
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты от работодателя:
управление образования ведущий специалист О.Н. Клименко
Зимовниковского района
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии».
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО знаниями и умениями, которые формируют общие и профессиональные компетенции.
1.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
Комплекс оценочных средств позволяет оценивать усвоение знаний и освоение умений:
Результаты освоения (объекты оценивания) |
Основные показатели оценки результата и их критерии |
Тип задания; № задания
|
Форма аттестации (в соответствии с учебным планом) |
У.1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста |
- обладает умением работать с информацией; умением принять правильное решение на основе анализа ситуации; - обладает навыками четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме - обладает навыками убедительного отстаивания, доказательности и аргументации своей позиции. |
Практическая работа
Работа с различной информацией, с первоисточниками, учебной и научной литературой;
|
Экзамен |
У.2 определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков |
- владеет навыками анализа основных проблем общества пониманием основных Закономерностей общества и социальных процессов |
||
У.3 определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; |
- обладает умением Анализировать категории свободы и ответственности в жизни человека, определять их соотношение, формулировать собственное мнение о соотношении материальных и духовных ценностях в жизни человека |
||
У.4 формулировать представление об истине и смысле жизни |
- анализирует различные точки зрения на категории истины и смысл жизни и формулирует собственную точку зрения на данные понятия |
||
З.1 основные категории и понятия философии;
|
-знает и понимает основные категории и понятия; - самостоятельно выявляет сущность и взаимосвязь основных категорий философии |
Теоретические задания Решение познавательных задач |
Экзамен |
З.2 роль философии в жизни человека и общества |
- имеет понимание и может объяснить роль философии в жизни человека и общества. |
||
З. 3 основы философского учения о бытии |
- знает основные философские учения и теории о бытии и формах бытия; - знает суть понятия «материя»; основные атрибуты материи и их характеристику |
||
З. 4. сущность процесса познания; |
- понимает сущность процесса познания и различные точки зрения на процесс познания в истории философии; - характеризует чувственное и рациональное познание как его основные формы; - самостоятельно анализирует роль практики в процессе познания. |
||
З. 5. основы научной, философской и религиозной картин мира; |
- понимает особенности научной, философской и религиозной картины мира |
||
З. 6 условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; |
- знает суть категорий свободы и ответственности личности; - характеризует условия формирования личности; - осознаёт ответственность личности за сохранение жизни, культуры и окружающей среды |
||
З. 7 социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
- понимает суть социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
1.3. Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
Часть А - в работе позволяет оценить усвоенные знания теоретического материала.
Часть Б - в экзаменационной работе позволяет оценить усвоенные умения.
Оценка освоенных знаний осуществляется с помощью теоретического вопроса.
Оценка освоенных умений осуществляется с помощью практического задания - решения задачи.
Условием положительной аттестации дисциплины является положительная оценка освоения всех умений и знаний по всем контролируемым показателям.
ЗАДАНИЕ № 1. (теоретическое)
Текст задания: Внимательно прочитайте теоретический вопрос. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос. Приведите примеры, иллюстрирующие представленную в вопросе тему (понятие, классификацию и др.)
Условия выполнения задания:
1. Место выполнения задания: учебная аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 25 мин.
Список теоретических вопросов
1. Введение в философию
2. Философия Древнего Китая и Индии
3. Античная философия
4. Философия Средневековья
5. Философия Возрождения и Нового времени
6. Немецкая классическая философия
7. Западноевропейский иррационализм
8. Развитие русской философии
9. Современная философия
10. Онтология
11. Гносеология
12. Философская антропология
13. Социальная философия
14. Аксиология
15. Этика
16. Философия культуры
17. Философия науки
18. Глобальные проблемы цивилизации
ЗАДАНИЕ № 3 (практическое)
Текст задания: внимательно прочитайте задание, ответьте на все поставленные вопросы.
Условия выполнения задания
Место выполнения задания: учебная аудитория.
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Перечень практических заданий
Задание № 1
1.Что означает экологический императив: «не повреди биосферу!»? Объясните, почему сегодня так актуальна проблема экологизации производства.
Задание № 2
«Я всегда неплохо разбирался во всех каверзах в своей жизни. Дома, в школе, в училище. Правда, тут война. Огромная война на земле. В ней сам дьявол с Богом перепутали все. Ни одна необходимость здесь не является правилом. А самая нелепая случайность может стать тебе судьбой.
Задание: Согласны ли с главным героем произведения про «нелепую случайность»? Считаете ли вы, что все «случайности» во время войны - на самом деле - «необходимости»?
Задание № 3
Ценности и оценки обязательно соотносятся между собой.
Задание: Представьте это соотношение и назовите группы оценки.
Задание № 4
«Положение «бытие» и «нечто» есть и то же кажется представлению или разуму таким парадоксальным, что они не хотят принимать его серьезно… Но так же, как правильно, что бытие и ничто едины, также правильно, что они различны, что одно есть не то, что есть другое».
Задание: В каком смысле бытие и небытие тождественны? Оригинален ли Гегель в своем понимании отношений этих категорий? Как представлялись эти отношения, например, Пармениду?
Задание № 5
«Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец - ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что» (Марк Твен).
Задание: Можно ли это высказывание считать диалектическим
Задание № 6
Верно ли, что при определении объекта познания надо учитывать категорию бытия в истории философии и соотношение субъекта и объекта познания? Задание: Привести доказательство.
Задание № 7
Швейцарский ученый Жан Дорст писал: «Может быть это звучит парадоксально, но самая современная проблема - это проблема защиты нас от нас самих».
Задание: Почему ученый сделал такой вывод? Чем можно его мотивировать? Какие проблемы он имеет в виду?
Задание № 8
На нынешнем этапе развития цивилизации такие понятия как «свобода», «равенство», «братство» получили особую актуальность и новую интерпретацию. Задание: В связи, с чем изменилась трактовка этих понятий и почему они сегодня актуальны?
Задание № 9
Какой формой теоретического знания является следующие высказывание: «Все учащиеся в университете - студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я - студент». Ответ обосновать.
Задание № 10
Господин Журден, герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», с удивлением узнал уже в преклонном возрасте, что всю жизнь говорил прозой. «Феномен Журден» еще более применим к философии: философствуют все люди - даже те, кто никогда не слышал этого слова.
Задание: Что общего и в чем различия между философствованием и философией?
Задание № 11
Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Жить, значить мыслить» и Р.Декарта «Мыслю, следовательно, существую»
Задание № 12
«Погода была хорошая, — умеренный морозец с маленькой влажностью; в воздухе пахло белой крестьянской онучею, лыком, пшеном и овчиной. Народу много, и все разодеты в том, что есть лучшего». Лесков Н.С. «Неразменный рубль»
Задание: Какие общечеловеческие ценности важны для автора и имеют отражение в произведении?
Задание № 13
Несмотря на все свое могущество, человек остается звеном биологического круговорота. Однако деятельность человека уже давно нарушила его «договор» с природой.
Задание: Выведите из этих положений ряд следствий, раскрывающих связь «человек - природа».
Задание № 14
Согласны ли вы с высказыванием: «Личность может умереть в ещё живом человеке»?
Задание: С опорой на текст и знания курса приведите аргумент подтверждение (обоснование) своего мнения.
Задание № 15
«Существует ли что-то, что должно быть познавательным в первом действии? Да. Это определение границ (понятия) и некоторых свойств. Но кое-что в них разъясняется в логике, а что-то лучше на практике познается». С.Лаускмин. Суть диалектики.
Задание: Содержание, какой категории раскрывают понятия «граница», «свойство»?
Задание № 16
«Я утверждаю сейчас, что все, способное по своей природе или воздействовать на что-то другое, или воспринимать хотя бы самое малое воздействие, пусть от чего-то очень незначительного и только один раз, - все это на самом деле существует. Я даю такое определение существующего: оно есть не что другое как способность».
Задание: Как соотносится здесь понятие «существующее» с понятием «бытие»? Тождественны ли вообще эти понятия?
Задание № 17
«Уровень цивилизованности общества во многом определяется тем, насколько комфортно себя в нем чувствуют люди, не имеющие по тем или иным причинам возможности полноценно участвовать в производительном труде, самостоятельно обеспечивать себя всеми социально необходимыми благами. В их числе люди пожилого возраста, женщины-домохозяйки, учащаяся молодежь, а также физически неполноценные»
Задание: Как вы понимаете следующее высказывание? На его основе определите отличие понятий «цивилизация» и «цивилизованность»
Задание № 18
«Вся философия подобно дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все прочие науки».
Задание: Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии?
Критерии оценки:
Оценка 5- «Отлично» - Выполнение теоретического задания и практического задания 80 %. Обязательное выполнение заданий № 1, № 2
Оценка 4 - «Хорошо» - Выполнение теоретического задания на 80% и практического задания на 50%. Обязательное выполнение заданий№1 и одного практического задания
Оценка 3 - «Удовлетворительно» - Выполнение теоретического и практического задания на 50%. Обязательное знание теории и практики
Оценка 2 - «Неудовлетворительно» - Выполнение всей работы менее 30 %
2.4. Пакет экзаменатора
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА |
||
Задание дать развернутый на теоретический вопрос указывается тип задания (теоретическое, практическое), номер задания и его краткое содержание
|
||
Результаты освоения (объекты оценки) |
Критерии оценки результата
|
Отметка о выполнении |
У.1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста |
- сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент - системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки); - умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения; - умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики). Оценка «отлично»: Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания базовых нормативно-правовых актов. Соблюдаются нормы литературной речи. Оценка 5 ("отлично") ставится студентам, которые при ответе: - обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала; - демонстрируют знание современной учебной и научной литературы; - способны творчески применять знание теории к решению практических задач; - владеют понятийным аппаратом; - демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в работе проблематики; - подтверждают теоретические постулаты примерами из жизни. Выполнение заданий № 1 -3 и тестового задания на 100 - 80 %, обязательное выполнение практического задания.
Оценка «хорошо»: Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. Оценка 4 ("хорошо") ставится студентам, которые при ответе: - обнаруживают твёрдое знание программного материала; - усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу; - способны применять знание теории к решению задач практического характера; - допускают отдельные погрешности и неточности при ответе. Верное выполнение заданий № 1 - 3 и тестового задания на 80 - 60% , обязательное выполнение первого задания
Оценка «удовлетворительно»: Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. Оценка 3 ("удовлетворительно") ставится студентам, которые при ответе: - в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии; - в целом усвоили основную литературу; - допускают существенные погрешности в ответе на вопросы. Выполнение заданий № 1 - 3 и тестового задания на 50 -30 %, обязательное выполнение первого или третьего задания.
Оценка «неудовлетворительно»: Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Имеются заметные нарушения норм литературной речи. Оценка 2 ("неудовлетворительно") ставится студентам, которые при ответе: - обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала; - допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы; - демонстрируют незнание теории и практики. Выполнение всей работы менее 30 % |
|
У.2 определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; |
|
|
У.3 определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; |
|
|
У.4 формулировать представление об истине и смысле жизни |
|
|
З. 1 основные категории и понятия философии;
|
|
|
З. 2 роль философии в жизни человека и общества |
|
|
З. 3 основы философского учения о бытии |
|
|
З. 4. сущность процесса познания; |
|
|
З. 5. основы научной, философской и религиозной картин мира; |
|
|
З. 6 условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; |
|
|
З. 7 социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания ГБПОУ РО «ЗимПК»
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.
3. Вы можете воспользоваться словарем, первоисточниками.
4. При подготовке ответа на теоретический вопрос внимательно его прочитайте. Приведите примеры, иллюстрирующие представленную в вопросе тему (понятие, классификацию и др.) Пользуйтесь программой курса «Основы философии» для индивидуальной работы студентов. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.
5. При проведении экзамена обучающиеся заходят после приглашения преподавателя в аудиторию по одному, выбирают билет и приступают к выполнению задания. Время выполнения заданий 45 мин.
Литература:
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). Рекомендовано Министерством образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
2. Кахановскнй В.П. Философия. - Феникс, Р/Д., 2014 Рекомендовано Министерством образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
3. Зеленов Л.А., Владимиров А. А. Основы философии. М., 2012 Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для педагогических училищ
Дополнительные источники:
1. Б.В. Золотухина -Аболина. Страна философия. Р/Д., 2005
2. Макиавелли Н. Государь. М., 2000
3. Кутырев В.А. Осторожно творчество. //Вопросы философии, № 5, 2006
4. Чанышев АН. Философия как мудрость и как мировоззрение. //Вестник Московского университета, 1996, №6.
5. Николаев Н.М. Зырянов Н.А. Проблема познания чувственно - сверхчувственного // Вестник Московского университета. 1996 г. №6.
6. htfp: //www.ata//eng.ru/d/phiI/070.h+m Основы философии. Канке В.В. М.-Логос, 2008. – 288 с.
7. htfp: //www. poIistudies/ru Хантингтон С. Столкновение цивилизаций
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.