Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Чапаевский губернский колледж»
образовательная программа среднего профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе ОП СПО ППССЗ
_____________Григорьева Л.Н.
«_____»____________20__г.
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для оценки освоения образовательных результатов
учебной дисциплины ОП.07 Операционные системы и среды
основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Чапаевск, 2015 г.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы и рабочейпрограммы учебной дисциплины ОП.07 Операционные системы и среды
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки освоения образовательных результатов в ходе рубежного контроля и промежуточной аттестациипо учебной дисциплинеОП.07 Операционные системы и среды
для специальности СПО09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Разработчик:
ГБОУ СПОЧГКпреподаватель В.Г.Дикова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Одобрено на заседании ПЦК математики, информатики и программирования
Протокол № __ от «___» ____________ 2015 г.
Председатель ПЦК: _______________ С.И.Цуканова
1. Паспорт комплекта оценочных средств |
3 |
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке |
4 |
3. Оценка освоения учебной дисциплины |
6 |
4. Оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине |
17 |
5. Лист согласования |
21 |
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины ОП.07 Операционные системы и среды обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, следующими знаниями, умениями, которые формируют профессиональную компетенцию, общими компетенциями:
уметь:
У.1-использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач.
У.2-использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами.
У.3-устанавливать различные операционные системы.
У.4-подключать к операционным системам новые сервисные средства.
У.5-решать задачи обеспечения защиты операционных систем.
знать:
З.1-основные функции операционных систем.
З.2-машинно-независимые свойства операционных систем.
З.3-принципы построения операционных систем.
З.4-сопровождение операционных систем.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться общие и профессиональные компетенции (ОК, ПК).
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 2.3. |
Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств. |
ПК 3.3. |
Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов, инсталляции, конфигурировании и настройке операционной системы, драйверов, резидентных программ. |
ПК 4.3. |
Создавать и обрабатывать цифровые изображения и объекты мультимедиа |
Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих результатов обучения, а также динамика формирования общих компетенций, развитие профессиональных компетенций
Таблица 2.1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: -использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач |
использует средства операционных систем и сред для решения практических задач |
- индивидуальный устный опрос, - практические занятия |
-использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами |
использует сервисные средства, поставляемые с операционными системами |
- практические занятия - самостоятельная работа |
-устанавливать различные операционные системы |
устанавливает различные операционные системы |
-письменный опрос - практические занятия |
-подключать к операционным системам новые сервисные средства |
подключает к операционным системам новые сервисные средства |
- практические занятия |
-решать задачи обеспечения защиты операционных систем |
решает задачи обеспечения защиты операционных систем |
- практические занятия |
Знать: --основные функции операционных систем |
знает основные функции операционных систем |
-устный опрос |
- -машинно-независимые свойства операционных систем |
знает машинно-независимые свойства операционных систем |
-тестирование -устный опрос |
-принципы построения операционных систем |
знает принципы построения операционных систем |
--тестирование
|
-сопровождение операционных систем |
знает сопровождение операционных систем |
-самостоятельная работа |
Таблица 2.2
Показатели оценки сформированностиОК
Общие компетенции |
Показатели оценки результата |
Форма контроля и оценивания |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
демонстрирует сформированные личностные и профессиональные качества; демонстрирует интерес к будущей профессии |
Компетентностно-ориентированный тест
Промежуточный компетентностно-ориентированный тест |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
планирует деятельность по решению задачи в рамках заданных (известных) технологий, в том числе выделяя отдельные составляющие технологии анализирует потребности в ресурсах и планирует ресурсы в соответствии с заданным способом решения задачи выбирает способ (технологию) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами |
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
самостоятельно задает критерии для анализа рабочей ситуации на основе смоделированной и обоснованной идеальной ситуации планирует текущий контроль своей деятельности в соответствии с заданной технологией деятельности и определенным результатом (целью) или продуктом деятельности оценивает продукт своей деятельности на основе заданных критериев определяет критерии оценки продукта на основе задачи деятельности выбирает способ разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями и ставит цель деятельности оценивает последствия принятых решений проводит анализ ситуации по заданным критериям и называет риски |
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска структуре задает критерии для сравнительного анализа информации в соответствии с поставленной задачей деятельности |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
принимает участие в сетевых проектах; владеет и использует пакеты прикладных программ для совершенствования профессиональной деятельности; |
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу договаривается о процедуре и вопросах для обсуждения в группе соблюдает заданный жанр высказывания (служебный доклад, выступление на совещании \ собрании, презентация товара / услуг) использует средства наглядности или невербальные средства коммуникации извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) требуемое содержание фактической информации и логические связи, организующие эту информацию создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры |
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
оценивает эффективность и качество работы членов команды (подчиненных)
|
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
анализирует \ формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения профессиональной задачи
|
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
строит профессиональную деятельность согласно ее структурным компонентам; анализирует инноваций в области технологий и их использования в профессиональной деятельности |
Таблица 2.3
Показатели оценки формирования ПК
Профессиональные компетенции |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.3 Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств. |
Демонстрация способности конфигурирования ПК и подключения периферийных устройств. Работоспособность подключенных периферийных устройств и персонального компьютера. |
Экзамен
|
ПК 3.3 Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании программного обеспечения. |
Демонстрация навыков конфигурирования, отладки, испытания компьютерных систем и комплексов. Демонстрация навыков установки и настройки программного обеспечения ПК. |
Экзамен
|
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служатрезультаты обучения: умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплинеОП.7 Операционные системы и среды, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов:
- текущий контроль: устные и письменные опросы, тестирование
- рубежный контроль: тестирование, тематический зачет
- промежуточная аттестация: экзамен по УД проводится в форме устного экзамена (компьютерный тест и практическое задание)
Критерии оценки типов (видов) заданий для текущего контроля
№ |
Тип (вид) задания |
Проверяемые знания и умения |
Критерии оценки |
1 |
Тесты |
У.1-У.5 З.1-З.4 |
«5» - 90 – 100% правильных ответов, «4» - 80-89% правильных ответов, «3» - 70-80% правильных ответов, «2» - 69% и менее правильных ответов. |
2 |
Устный опрос |
З.1-З.4 |
«5» - ответ полный, правильный, понимание материала глубокое, «4» - материал усвоен хорошо, но изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в терминологии, выводах и обобщениях имеются отдельные неточности, «3» - ответ обнаруживает понимание основных положений темы, однако, наблюдается неполнота знаний; умения сформированы недостаточно, выводы и обобщения слабо аргументированы, в них допущены ошибки, «2» - речь непонятная, скудная; ни один из вопросов не объяснен, необходимые навыки, отсутствуют. |
3 |
Практические работы (в том числе работа на компьютере) |
У.1-У.5
|
«5» - 90-100% правильно выполненного задания, «4» -80-89% правильно выполненного задания, «3»-выполнение практически всей работы (не менее 70%) «2»- выполнение менее 70% всей работы. |
4 |
Письменный опрос, самостоятельные работы |
У.1-У.5 З.1-З.4 |
«5» - ответ полный, правильный, понимание материала глубокое, «4» - материал усвоен хорошо, но изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в терминологии, выводах и обобщениях имеются отдельные неточности, «3» - ответ обнаруживает понимание основных положений темы, однако, наблюдается неполнота знаний; умения сформированы недостаточно, выводы и обобщения слабо аргументированы, в них допущены ошибки, «2» - речь непонятная, скудная; ни один из вопросов не объяснен, необходимые навыки, отсутствуют. |
Контроль и оценка освоения учебной дисциплиныпо темам (разделам)
Таблица 3.1
Элемент учебной дисциплины |
Формы и методы контроля |
|||||
Текущий контроль |
Рубежный контроль |
Итоговая аттестация |
||||
Форма контроля |
Проверяемые ОК, ПК, У,З |
Форма контроля |
Проверяемые ОК, ПК, У,З |
Форма контроля |
Проверяемые ОК, ПК, У,З |
|
Раздел 1. Введение в операционные системы |
|
|
|
|
Экзамен |
ОК1-ОК9 ПК 2.3,3.3 |
Тема 1.1. Основы теории операционных систем |
устный опрос тестирование, практическая работа |
З.1,З.4 У.1 ОК2-6 ПК 2.3 |
письменный опрос |
З.1,З.4 У.1 ОК2-6 ПК 2.3 |
||
Тема 1.2. Основные принципы работы операционных систем |
самостоятельная работа, практическая работа
|
З.2-З.4 У2-У4 ОК3-7 ПК 3.3 |
зачетно-практическая работа |
З.2-З.4 У2-У4 ОК3-7 ПК 3.3 |
||
Раздел 2.Машино-зависимые и машино-независимые свойства операционных систем |
|
|
|
|
||
Тема 2.1. Внутреннее устройство операционных систем |
устный опрос |
З3, У5 ОК7-9 ПК 3.3 |
тестирование |
З3, У5 ОК7-9 ПК 3.3 |
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины в ходе текущего контроля
Типовые задания для оценки умений
1) Практическая работа
Тема Средства управления и обслуживания в операционной системе
Тема практической работы: «Программа управления файлами FARmanager»
Задание 1. Выполните настройку программы FARmanager.
Задание 2. Выполните операции замены, вставки, удаления символов в режиме редактирования.
Задание 3. Выполните операции создания, копирования, переименования, удаления файлов и папок с помощью программы FARmanager.
Ход выполнения заданий.
1. Откройте программу FARmanager.
2. Настройте в программе основной язык и язык помощи – русский.
3. Сохраните изменения настройки программы FAR.
4. На левой панели смените диск на C:.
5. Установите широкий режим отображения левой панели.
6. На правой панели установите рабочий диск.
7. Установите полный режим отображения файлов на правой панели.
8. Сделайте правую панель активной.
9. Создайте в папке Практика по информатике папку Far_man
10. Используя команду Поиск найдите файл eula.txt на дискеС:
11. Перейдите к нему и скопируйте в папку Far_man.
12. Просмотрите содержимое скопированного файла, меняя кодировку.
13. Переименуйте его в newname.txt.
14. Вызовите режим редактирования для файла newname.txt.
15. Добавьте новую строку в 1-ой строке файла.
16. Добавьте 65 символов "*" в новую строку.
17. Выделите и скопируйте первую строку в 10-ю, 20-ю строку, используя возможности встроенного редактора. Для разрешения возникших вопросов вызовите Помощь и прочитайте справку по работе в режиме редактирования программы.
18. Удалите строки 29-34.
19. Произведите поиск и замену всех символов * на +.
20. Покиньте редактор с сохранением изменений.
21. Убедитесь в наличии добавленных строк (т.е. просмотрите файл).
22. В папке Far_man создайте файл symvol (3-4 строки), заполнив его буквами русского и латинского алфавита.
23. Сохраните его и выйдите из редактора.
24. Определите объем памяти, занимаемый им на диске.
25. Отсортируйте файлы папки WINDOWSдискаС: по расширению (типу).
26. Выделите и скопируйте все файлы с расширением txt из папки WINDOWS диска C: в папкуFar_man.
27. Создайте в папке Far_man вложенную папку MOD.
28. Отсортируйте файлы папки Far_manпо размеру.
29. Выделите и перенесите несколько файлов с общим объемом занимаемой памяти не более 35 Кбайт из папки Far_man в папку MOD.
30. Выделите и скопируйте в папку MOD все файлы из папки Far_man.
31. Используя команду «Сравнение папки», определите отличие содержимого папки MOD отFar_man.
32. Установите файлу symvol папки Far_man атрибут «Скрытый» и «Только для чтения».
33. В настройках панели выключите режим показа скрытых файлов (файл symvol должен скрыться в папке Far_man).
34. В настройках панели включите режим показа скрытых файлов (файл symvol должен появиться в панели).
35. Удалите в папке MOD все файлы.
36. Выделите (используя средства выделения группы файлов), а затем скопируйте в папку Far_man файлы, имена которых начинаются на букву n, имеют длину не более 4-х символов и расширение сur, из папки C:\WINDOWS\CURSORS.
37. Определите объем, который занимает папка Far_man.
38. Отсортируйте файлы каталога LEX диска G: по расширению.
39. Выполните в командной строке команду dir/?..
40. Уберите (выключите) панели с экрана и изучите назначение команды и ее ключи.
41. Восстановите (включите) панели на экране.
42. Выполните в командной строке команду dir/w.
43. Уберите (выключите) панели с экрана и изучите назначение команды и ее ключи.
44. Восстановите (включите) панели на экране.
45. Просмотрите историю команд и запустите предпоследнюю из них.
46. Удалите все файлы директорий MOD и Far_man. Удалите каталоги MOD и Far_man.
47. Просмотрите историю папок и откройте папкуС:\WINDOWS\CURSORS.
48. Установите в команде Ссылка на папку ассоциацию комбинации правый Ctrl+1 с папкой C:\WINDOWS\CURSORS,правый Ctrl+0 с папкой Практика по информатике.
49. Откройте на обеих панелях корневую папку дискаС:
50. Откройте комбинациями клавиш созданных ссылок на папки на левой панели папку C:\WINDOWS\CURSORS и на правой панели папку Практика по информатике.
51. Сохраните изменения в параметрах FAR.
52. Закройте FAR (выход из программы).
2) Самостоятельная работа
Тема: Средства управления и обслуживания в операционной системе
Продемонстрировать средства администрирования в операционной системе Windows.
Продемонстрировать процесс восстановления ОС Windows после сбоев.
Выполнить персонализацию ОС Windows с учетом допустимых параметров.
Типовые задания для оценки знаний:
1) Задания в тестовой форме
Тема: Общие сведения об операционных системах
Вариант I
Блок А
№ п/п |
Задание (вопрос) |
||
1. |
Установите соответствие между понятием и определением данного понятия. |
||
Понятие: 1.Системное программное обеспечение. 2. Операционная система. 3. Операционная среда. 4. Операционная оболочка. |
Определение: А. Комплекс управляющих и обрабатывающих программ, выступающих как интерфейс между аппаратурой компьютера и пользователем с его задачами. Б. Набор функций, сервисов и правила обращения к ним. В. Комплекс программ, являющихся общими для всех, кто совместно использует ресурсы компьютера. Г. Комплекс программ для автоматизации разработки новых программ. Д. Программная надстройка над операционной системой, предназначенная для оптимизации работы пользователя |
||
4. |
Укажите, что не является функцией операционной системы 1. Диалог с пользователем. 2. Управление ресурсами компьютера. 3. Разработка программ для ЭВМ. 4. Запуск программ на выполнение. |
||
5. |
Выберете, какое из перечисленных свойств относится к машинно – зависимым свойствам операционных систем 1. Управление вычислительными процессами. 2. Планирование заданий пользователя. 3. Организация параллельной работы программ. 4. Организация межпрограммного обмена данными. |
||
6. |
Укажите, какого варианта классификации операционных систем в зависимости от выбранного признака не существует 1. По архитектурному принципу. 2. По назначению. 3. По режиму обработки. 4. По объему занимаемой оперативной памяти. |
||
7. |
Выберите правильный ответ и закончите предложение. «Для своего размещения файл требует …» 1. непрерывного пространства на диске; 2. свободных кластеров в различных частях диска; 3. Fat-таблицы; 4. начального кластера диска. |
||
1. 8. |
Укажите, какие символьные имена устройств можно использовать в качестве имени файла 1. DISP, POR. 2. PRN, CON, NUL. 3. MODEM, ADAPTER. 4. FILE, DIRECTORY. |
||
2. 9. |
Укажите, какую структуру образуют каталоги 1. Реляционную структуру. 2. Сетевую структуру. 3.Иерархическую структуру. 4. Последовательную структуру. |
||
3. 10. |
Укажите, какому понятию соответствует понятие «папка» в Windows 1. Файл. 2. Диск. 3. Каталог. 4. Устройство. |
||
4. 11. |
Укажите, что не содержит диалоговое окно Windows 1. Ярлыки документов. 2. Командные кнопки. 3. Переключатели. 4. Поле выбора. |
||
5. 12. |
Выберите правильный ответ и закончите предложение. «Организацию более удобного доступа к данным, организованным как файлы, осуществляет …» 1. блок параметров BIOS; 2. программа начальной загрузки; 3. планировщик заданий; 4. система управления файлами. |
||
6. 13. |
Выберите правильный ответ и закончите предложение. «Архивный файл представляет собой … » 1. файл, которым долго не пользовались; 2. файл, защищенный от копирования; 3. файл, сжатый с помощью архиватора; 4. файл, защищенный от несанкционированного доступа. |
||
7. 14. |
Укажите, какая функция по обслуживанию файловой структуры выполняется под управлением операционной системы 1. Выбор шрифта написания имени файлов и папок. 2. Удаление файлов и каталогов (папок). 3. Создание растровых рисунков. 4. Подсчет алфавитно-числовых символов в файле.
|
||
2) Устный опрос
Тема: Общие сведения об операционных системах
1) Объясните, в чем заключается различие между такими понятиями, как процесс и задача.
2) Изобразите диаграмму состояний процесса, поясните все возможные переходы из одного состояния в другое.
3) Объясните значение следующих терминов: task (задача), process (процесс), thread (поток, нить). Как они между собой соотносятся?
4) Опишите, для чего каждая задача получает соответствующий дескриптор. Какие поля, как правило, содержатся в дескрипторе процесса (задачи)? Что такое «контекст задачи»?
5) Объясните понятие ресурса. Почему понятие ресурса является одним из фундаментальных при рассмотрении ОС? Какие виды и типы ресурсов вы знаете?
6) Назовите, сколько и каких списков дескрипторов задач может быть в системе. От чего должно зависеть это число?
7) Перечислите дисциплины обслуживания прерываний; объясните, как можно реализовать каждую из этих дисциплин.
8) Назовите, с какой целью в ОС вводится специальный системный модуль, иногда называемый супервизором прерываний.
9) Укажите, в чем заключается различие между повторно-входимыми (re-entrance) и повторно-прерываемыми (re-enterable) программными модулями. Как они реализуются?
10) Опишите, что такое привилегированный программный модуль. Почему нельзя создать мультипрограммную ОС, в которой бы не было привилегированных программных модулей?
3) Самостоятельная работа
Тема: Структура операционной системы и организация хранения данных в ней
Подготовьте реферат по теме «Особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows».
3.2.2 Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины в ходе рубежного контроля
Письменный опрос
1) Перечень тем для подготовки к письменному опросу
2) Письменный опрос
Тема 1.1 Основы теории ОС |
Вариант 1. |
1. Дайте понятие ОС и опишите ее функции. 2. Назовите, какие события в развитии технической базы вычислительных машин стали вехами в истории ОС 3. Опишите классификацию ОС по особенностям аппаратных платформ. |
Тема 1.1 Основы теории ОС |
Вариант 2. |
|
Тема 1.1 Основы теории ОС |
Вариант 3. |
1. Дайте понятие ресурса. 2. Охарактеризуйте третий и четвертый этапы эволюции ОС. 3. Опишите классификацию ОС по особенностям областей использования. |
Тема 1.1 Основы теории ОС |
Вариант 4. |
|
Тема 1.1 Основы теории ОС |
Вариант 5. |
|
Тема 1.1 Основы теории ОС |
Вариант 6. |
1. Назовите сервисные программы поддержки интерфейса 2. Охарактеризуйте третий и четвертый этапы эволюции ОС. 3. Опишите классификацию ОС по особенностям областей использования. |
Зачетно-практическая работа
1) Перечень тем для подготовки к зачетно-практической работе
1. Структура операционных систем
2. Принципы построения ОС
3. Организация хранения данных
4. Средства управления
5. Средства обслуживания
6. Утилиты операционных систем
7. Поддержка приложений других операционных систем
8. Установка операционных систем Windows и Linux на один компьютер
9. Использование утилит ОС Windows и Linux
10. Установка и конфигурирование Cygwin и Wine
11. Запуск приложений в средах Cygwin и Wine
2) Зачетно-практическая работа
Вариант 1
Задание 1. Проверьте системные дату и время с помощью команд (командная строка Windows).
Задание 2. В домашнем каталоге создайте каталог с Вашим именем и фамилией на латинице (командная строка Linux).
Задание 3. Создайте консоль управления локальными пользователями и группами. В консоли должна быть создана Панель задач, позволяющая только создавать нового пользователя и новую группу
Вариант 2
Задание 1. С помощью утилиты измените текущий каталог на каталог Test, созданный Вами ранее (командная строка Windows).
Задание 2. Создайте в домашнем каталоге файл. Также озаглавить его своим именем и фамилией (командная строка Linux).
Задание 3. Создайте учетные записи для двух разных пользователей.
Для одного пользователя проверьте действенность флажка - требования смены пароля пользователя при следующей регистрации в системе, для другого – запрет на изменение пароля пользователем
Вариант 3
Задание 1. С помощью команды создайте каталог с именем Ca (командная строка Windows).
Задание 2. Выведите список файлов домашнего каталога (командная строка Linux).
Задание 3. Вызовите утилиту «Учетные записи пользователей».
Измените тип одной из созданных записей с «ограниченной» на административную. Перейдите в оснастку «Локальные пользователи и группы» и убедитесь, что это привело к помещению пользователя в группу Администраторы. Удалите этого пользователя из группы и убедитесь, что учетная запись изменила тип.
Создайте подсказку для пароля
Вариант 4
Задание 1. Создайте файл с именем File.txt. Введите следующий текст: Ваши Ф.И.О., группа (командная строка Windows).
Задание 2. Скопируйте файл в каталог с Вашим именем (командная строка Linux).
Задание 3. Создайте профиль одному из созданных вами пользователей, скопировав ему профиль Администратора. Профиль создайте не в стандартной папке.
Сделайте профиль обязательным
Тестирование
1) Перечень тем для подготовки к тесту
1. Архитектурные особенности модели операционной системы
2. Обработка прерываний.
3. Механизм обработки прерываний.
4. Классы прерываний.
5. Вектор прерывания.
6. Стандартные программы обработки прерываний.
7. Приоритеты прерываний.
8. Вложенные прерывания.
9. Понятия: задание, процесс, планирование процесса.
10. Планирование процессов.
11. Состояния существования процесса.
12. Диспетчеризация процесса.
13. Блок состояния процесса.
14. Алгоритм диспетчеризации.
15. Способ выбора процесса для диспетчеризации.
16. Понятие события.
17. Блок состояния события.
18. Механизм установления соответствия между процессом и событием.
19. Обслуживание ввода-вывода.
20. Организация побайтного ввода-вывода
21. Организация ввода-вывода с использованием каналов ввода-вывода.
22. Последовательность операций, выполняемых каналом ввода-вывода.
23. Канальная программа.
24. Рабочая область канала ввода-вывода
25. Очередь запросов на ввод-вывод
26. Алгоритм обработки прерываний по вводу-выводу
2) Тест
Вариант- 1
Блок А
№ п/п |
Задание (вопрос) |
Эталон ответа |
Р |
||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность. Например,
|
|||||||||||
1 |
Установите соответствие между видами памяти и их описанием |
1 – В 2 – Б 3 – Г 4 - А |
|
||||||||
Виды памяти: 1. ОЗУ 2. ПЗУ 3. Кеш-память 4. Виртуальная память |
Описание: А. Защищает программы друг от друга, а ядро ОС – от программ. Управляет перемещением программ в памяти. Б. Используется для хранения данных, которые никогда не требуют изменения В. Используется для записи, считывания и хранения программ, исходных данных, промежуточных и окончательных результатов Г. Сверхбыстрая память небольшого размера, которая используется как промежуточное звено между процессором и оперативной памятью |
||||||||||
2 |
Установите соответствие между классами прерываний и их характеристиками |
1-Г 2-Б 3-А 4-В |
|
||||||||
Класс прерывания: 1. Внешние. 2. Внутренние. 3. Прерывания при обращении к супервизору ОС. 4. С абсолютными приоритетами. |
Характеристика: А. Возникают при попытке использовать команду, запрещенную в данном режиме. Б. Вызываются событиями, которые связаны с работой процессора. В. Вызываются процессами, которые имеют наивысший приоритет. Г. Вызываются событиями, которые происходят независимо от прерываемого процесса. |
||||||||||
3 |
Установите соответствия между ресурсами и их классификациями. |
1 – Г 2 – В 3 – А 4 – Д
|
|
||||||||
Ресурсы: 1. По степени важности. 2. По времени существования. 3. По признаку реальности. 4. По степени активности . |
Классификации: А. Физические и виртуальные. Б. Пассивные и активные. В. Постоянные и временные. Г. Основные и второстепенные. |
||||||||||
4 |
Установите соответствия между процессами и их классификациями. |
1 – В 2 – Д 3 – А 4 – Г
|
|
||||||||
Классификации: 1. По времени развития 2.По связности 3.По временным характеристикам 4.По принадлежности к ОС |
Процессы: А. Интерактивные, пакетные и процессы реального времени Б. Эквивалентные, тождественные и равные процессы В. Последовательные, параллельные и комбинированные процессы Г.Системные и пользовательские Д. Изолированные, взаимосвязанные и взаимодействующие процессы |
||||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 5 -21: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. |
|||||||||||
5 |
Укажите, что должна обеспечивать операционная система реального времени 1. пакетную обработку 2. клонирование пользователей 3. делегирование полномочий 4. наследование приоритетов |
4 |
|
||||||||
6 |
Назовите, что такое системный реестр 1. совокупность содержимого регистров, переменных памяти и сведений о занимаемых ресурсов 2. область обмена данными между процессами, взаимодействующими разделяемой памятью 3. структура с набором системных переменных 4. область на диске для выгрузки задач |
1 |
|
||||||||
7 |
Укажите, как называется механизм принудительной передачи управления от выполняемой программы к системе происходящей при возникновении определенного события 1. прерывание 2. интерфейс 3. событие 4. процесс |
1 |
|
||||||||
8 |
Назовите, что НЕ входит в задачи ОС по управлению файлами и устройствами 1. поддержка пользователя 2. поддержка широкого спектра драйверов 3. разделение устройств и данных между процессами 4. поддержка нескольких файловых систем. |
1 |
|
||||||||
9 |
Назовите, как называется подмена оперативной памяти дисковой 1. виртуализация 2. модульность 3. свопинг 4. разгрузка |
1 |
|
||||||||
10 |
Назовите, память, предназначенную для хранения массивов информации - программ и данных и к которой процессор не имеет непосредственного доступа 1. ОЗУ 2. ПЗУ 3. Внешняя 4. Кэш-память |
3 |
|
||||||||
11 |
Назовите, что такое BIOS 1. Игровая программа 2. Диалоговая оболочка 3. Базовая система ввода-вывода 4. Командный язык операционной системы. |
3 |
|
||||||||
12 |
Назовите, как объявляются любые операции по управлению вводом-выводом 1. приоритетными 2. привилегированными 3. универсальными 4. уникальными |
2 |
|
||||||||
13 |
Укажите, в чем заключается основное различие между долгосрочным и краткосрочным планированием (диспетчеризацией)
|
2 |
|
||||||||
14 |
Назовите, какой интерфейс поддерживает операционная система Windows 1. Текстовый интерфейс. 2. Интерфейс командной строки. 3. Графический интерфейс. 4. Системный интерфейс. |
3 |
|
||||||||
15 |
Укажите, Какой принцип построения ОС учитывает возможность проведения одной и той же работы различными средствами 1. Принцип генерируемости. 2. Принцип функциональной избирательности. 3. Принцип функциональной избыточности.
|
3 |
|
||||||||
16 |
Назовите, какой принцип НЕ относится к основным принципам построения операционных систем
|
3 |
|
||||||||
17 |
Укажите, что НЕ входит в управление ресурсами 1. завершение работы с ресурсом 2. планирование ресурсов 3. разрешение конфликтов между процессами 4. учет использования ресурса |
1 |
|
||||||||
18 |
Назовите, что позволяет виртуальная память 1. загружать программы, скомпилированные для другого процессора 2. загружать программы, размер которых превышает объем доступной физической памяти 3. отказаться от предоставления прикладным процессам оперативной памяти 4. загружать множество небольших программ, суммарный объем которых больше объема физической памяти. |
1 |
|
||||||||
19 |
Укажите, какого типа ОС не существует 1. многозадачные 2. многопользовательские 3. с интерфейсом командной строки 4. многоинтерфейсные. |
4 |
|
||||||||
20 |
Назовите, какого класса прерываний не существует 1. аппаратные 2. гибридные 3. программные 4. аппаратно - программные |
2 |
|
||||||||
21 |
Назовите, Что определяет понятие «порт ввода/вывода» 1. порядковый номер или адрес регистра контроллера 2. машинную команду ввода/вывода 3. устройство ввода/вывода 4. контроллер устройства ввода/вывода |
1 |
|
||||||||
Блок Б
№ п/п |
Задание (вопрос) |
Эталон ответа |
|
Инструкция по выполнению заданий № 22-30: В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова. |
|||
22 |
Минимальный программный объект, обладающий собственными системными ресурсами – это … |
процесс |
|
23 |
Программа, решающая отдельные задачи управления и сопровождения компьютерной системы, называется … |
утилита |
|
24 |
Принудительная передача управления от выполняемой программы к системе называется … |
прерыванием |
|
25 |
Под … обычно понимается последовательность операций при выполнении программы или ее части в совокупности с используемыми данными |
процессом |
|
26 |
Компонента ОС, которая выбирает один из нескольких процессов, загруженных в памяти и готовых к выполнению, и выделяет процессор для одного из них – это … |
планировщик |
|
27 |
… - это программа, отвечающая за перевод машинного языка в язык программирования |
Компиляция |
|
28 |
… - это объект, который распределяется внутри вычислительной системы. |
Ресурс |
|
29 |
… - это обеспечение поочередного доступа процессов к одному процессору. |
Планирование |
|
30 |
… заключается в реализации найденного в результате планирования решения, то есть в переключении процессора с одного процесса на другой и непосредственном переводе процесса из состояния готовности в состояние исполнения |
Диспетчеризация |
|
Вариант- 2
Блок А
№ п/п |
Задание (вопрос) |
Эталон ответа |
Р |
|||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность. Например,
|
||||||||||||
1 |
Установите соответствие между процессами и их классификациями |
1 – В 2 – А 3 – Г 4 - Б
|
|
|||||||||
Процессы: 1. По времени развития 2. По временным характеристикам 3. По принадлежности к ОС 4. По результативности |
Классификации: А. Интерактивные, пакетные и процессы реального времени Б. Эквивалентные, тождественные и равные процессы В. Последовательные, параллельные и комбинированные процессы Г. Системные и пользовательские |
|||||||||||
2 |
Установите соответствие между видами памяти и их описанием |
1 – В 2 – Б 3 – Г 4 - А |
|
|||||||||
Виды памяти: 1. ОЗУ 2. ПЗУ 3. Кеш-память 4. Виртуальная память |
Описание: А. Защищает программы друг от друга, а ядро ОС – от программ. Управляет перемещением программ в памяти. Б. Используется для хранения данных, которые никогда не требуют изменения В. Используется для записи, считывания и хранения программ, исходных данных, промежуточных и окончательных результатов Г. Сверхбыстрая память небольшого размера, которая используется как промежуточное звено между процессором и оперативной памятью |
|||||||||||
3 |
Установите соответствие между задачами и функциями интерфейса операционной системы. |
1-В 2-Б 3-А 4-Г
|
|
|||||||||
Задачи: 1.Управление процессами. 2. Управление памятью. 3. Управление вводом-выводом. 4. Управление прерываниями. |
Функции: А. Запрос на управление виртуальными устройствами. Б. Запрос на выделение блока памяти. В. Запуск, приостановка и снятие задачи с выполнения. Г. задание или изменение приоритета задачи |
|||||||||||
4 |
Установите соответствия между ресурсами и их классификациями. |
1 – Г 2 – В 3 – А 4 – Д
|
|
|||||||||
Ресурсы: 1. По степени важности. 2. По времени существования. 3. По признаку реальности. 4. По степени активности . |
Классификации: А. Физические и виртуальные. Б. Пассивные и активные. В. Постоянные и временные. Г. Основные и второстепенные. |
|||||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 5 -21: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. |
||||||||||||
5 |
Укажите, что НЕ входит в управление ресурсами 1. завершение работы с ресурсом 2. планирование ресурсов 3. разрешение конфликтов между процессами 4. учет использования ресурса |
1 |
|
|||||||||
6 |
Назовите, что позволяет виртуальная память 1. загружать программы, скомпилированные для другого процессора 2. загружать программы, размер которых превышает объем доступной физической памяти 3. отказаться от предоставления прикладным процессам оперативной памяти 4. загружать множество небольших программ, суммарный объем которых больше объема физической памяти. |
1 |
|
|||||||||
7 |
Укажите, сколько шагов проходит механизм обработки прерываний 1. 7 2. 6 3. 5 4. 4. |
1 |
|
|||||||||
8 |
Назовите, какого класса прерываний не существует 1. аппаратные 2. гибридные 3. программные 4. аппаратно - программные |
2 |
|
|||||||||
9 |
Назовите, что определяет понятие «порт ввода/вывода» 1. порядковый номер или адрес регистра контроллера 2. машинную команду ввода/вывода 3. устройство ввода/вывода 4. контроллер устройства ввода/вывода |
1 |
|
|||||||||
10 |
Назовите, каких смен состояний не существует в системе 1. выполнение → готовность 2. ожидание →выполнение 3. ожидание → готовность 4. готовность → ожидание |
4 |
|
|||||||||
11 |
Укажите, название компьютерной программы, с помощью которой другие программы (ОС) получают доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства 1. Конвейер 2. Контроллер 3. Драйвер 4. Диспетчер памяти |
3 |
|
|||||||||
12 |
Назовите, что является главной целью мультипрограммирования в системах пакетной обработки 1. минимизация простоев всех устройств компьютера 2. обеспечение удобства работы пользователей 3. минимизация времени выполнения одной задачи 4. обеспечение реактивности системы |
1 |
|
|||||||||
13 |
Укажите, какими могут быть два параллельных процесса
|
4 |
|
|||||||||
14 |
Выберите правильный ответ и закончите предложение. «Сетевые операционные системы – это…» 1. комплекс программ для одновременной работы группы пользователей; 2. комплекс программ, переносимых в сети с одного компьютера на другой; 3. комплекс программ, обеспечивающих обработку, передачу и хранение данных в сети; 4. комплекс программ, обеспечивающих выход в Интернет. |
3 |
|
|||||||||
15 |
Укажите, какому понятию соответствует понятие «дескриптор процесса» 1. Супервизор задач. 2. Блок загрузки процесса. 3. Описатель задач. 4. Ядро процесса. |
3 |
|
|||||||||
16 |
Назовите, какую задачу НЕ выполняет супервизор ввода-вывода 1.Отключение устройств ввода-вывода. 2. Инициация операций ввода-вывода. 3. Передача сообщений об ошибках. 4. Завершение операций ввода-вывода |
1 |
|
|||||||||
17 |
Укажите, что должна обеспечивать операционная система реального времени 1. пакетную обработку 2. клонирование пользователей 3. делегирование полномочий 4. наследование приоритетов |
2 |
|
|||||||||
18 |
Назовите, что такое системный реестр 1. совокупность содержимого регистров, переменных памяти и сведений о занимаемых ресурсов 2. область обмена данными между процессами, взаимодействующими разделяемой памятью 3. структура с набором системных переменных 4. область на диске для выгрузки задач |
1 |
|
|||||||||
19 |
Укажите, какой функции ОС не существует 1. запуска и контроля прохождения задач 2. обеспечения доступа к системным средствам 3. согласования процессов в ПК 4. аппаратной |
2 |
|
|||||||||
20 |
Назовите, что НЕ входит в задачи ОС по управлению файлами и устройствами 1. поддержка пользователя 2. поддержка широкого спектра драйверов 3. разделение устройств и данных между процессами 4. поддержка нескольких файловых систем. |
2 |
|
|||||||||
21 |
Назовите, какие ОС называются мультипрограммными 1. обеспечивающие одновременную работу нескольких пользователей 2. поддерживающие сетевую работу компьютеров 3. обеспечивающие запуск одновременно нескольких программ 4. состоящие более чем из одной программы |
4 |
|
|||||||||
Блок Б
№ п/п |
Задание (вопрос) |
Эталон ответа |
|
Инструкция по выполнению заданий № 22-30: В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова. |
|||
22 |
Компонента ОС, которая выбирает один из нескольких процессов, загруженных в памяти и готовых к выполнению, и выделяет процессор для одного из них – это … |
планировщик |
|
23 |
… - это программа, отвечающая за перевод машинного языка в язык программирования |
Компиляция |
|
24 |
… - это объект, который распределяется внутри вычислительной системы. |
Ресурс |
|
25 |
… - это обеспечение поочередного доступа процессов к одному процессору. |
Планирование |
|
26 |
Минимальный программный объект, обладающий собственными системными ресурсами – это … |
процесс |
|
27 |
Программа, решающая отдельные задачи управления и сопровождения компьютерной системы, называется … |
утилита |
|
28 |
Принудительная передача управления от выполняемой программы к системе называется … |
прерыванием |
|
29 |
Под … обычно понимается последовательность операций при выполнении программы или ее части в совокупности с используемыми данными |
процессом |
|
30 |
… — это принудительная передача управления от выполняемой программы к системе (а через нее — к соответствующей программе обработки прерывания), происходящая при возникновении определенного события |
Прерывание |
|
4. Оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение дифференцированного зачета в 3 семестре и экзамена в 4 семестре, с использованием следующих форм и методов:
- дифференцированный зачет в форме письменной работы, включающей задания устного и письменного характера;
- экзамен в форме тестирования и практического задания.
Форма комплекта оценочных материалов (КОМ)
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.07 Операционные системы и среды поспециальности 09.02.01 Операционные системы и среды. Предметом оценки являются умения (У.1-У.5) и знания (З.1 – З.4).
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Экзамен
Инструкция по выполнению заданий
Компьютерное тестирование проводится в кабинете вычислительной техники. К моменту выполнения теста необходимое программное обеспечение загружено. Ответы вводите в диалоговые окна в соответствии с инструкцией преподавателя.
Результаты практической работы должны быть прокомментированы, указан используемый инструментарий (программные и аппаратные средства).
Перечень теоретических вопросов для подготовки к экзамену
Экзамен
Инструкция по выполнению заданий
При выполнении тестовых заданий необходимо внимательно прочитать инструкцию к заданиям 1-4 (вопросы на соотнесение), 5-21, 22-30.
Результаты практической работы должны быть прокомментированы, указан используемый инструментарий (программные и аппаратные средства).
1. Тестовые задания
Вариант- 1
Блок А
№ п/п |
Задание (вопрос) |
Эталон ответа |
Р |
||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность. Например,
|
|||||||||||
1 |
Установите соответствие между видами памяти и их описанием |
1 – В 2 – Б 3 – Г 4 - А |
|
||||||||
Виды памяти: 1. ОЗУ 2. ПЗУ 3. Кеш-память 4. Виртуальная память |
Описание: А. Защищает программы друг от друга, а ядро ОС – от программ. Управляет перемещением программ в памяти. Б. Используется для хранения данных, которые никогда не требуют изменения В. Используется для записи, считывания и хранения программ, исходных данных, промежуточных и окончательных результатов Г. Сверхбыстрая память небольшого размера, которая используется как промежуточное звено между процессором и оперативной памятью |
||||||||||
2 |
Установите соответствие между классами прерываний и их характеристиками |
1-Г 2-Б 3-А 4-В |
|
||||||||
Класс прерывания: 1. Внешние. 2. Внутренние. 3. Прерывания при обращении к супервизору ОС. 4. С абсолютными приоритетами. |
Характеристика: А. Возникают при попытке использовать команду, запрещенную в данном режиме. Б. Вызываются событиями, которые связаны с работой процессора. В. Вызываются процессами, которые имеют наивысший приоритет. Г. Вызываются событиями, которые происходят независимо от прерываемого процесса. |
||||||||||
3 |
Установите соответствия между ресурсами и их классификациями. |
1 – Г 2 – В 3 – А 4 – Д
|
|
||||||||
Ресурсы: 1. По степени важности. 2. По времени существования. 3. По признаку реальности. 4. По степени активности . |
Классификации: А. Физические и виртуальные. Б. Пассивные и активные. В. Постоянные и временные. Г. Основные и второстепенные. |
||||||||||
4 |
Установите соответствия между периодом и его отличительной чертой. |
1 – В 2 – Г 3 – А 4 – Б
|
|
||||||||
Периоды: 1. Первый период 2. Второй период 3.Третий период 4. Четвертый период |
Черты: А. Появления больших интегральных схем, создание сети и Internet. Б. Появления интегральных микросхем. Мультипрограммирование. В. Первые вычислительные устройства. Программирование осуществлялось на машинном языке. Г. Появление полупроводниковых элементов. Появление первых алгоритмических языков. |
||||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 5 -21: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. |
|||||||||||
5 |
Укажите, что должна обеспечивать операционная система реального времени 1. пакетную обработку 2. клонирование пользователей 3. делегирование полномочий 4. наследование приоритетов |
4 |
|
||||||||
6 |
Назовите, что такое системный реестр 1. совокупность содержимого регистров, переменных памяти и сведений о занимаемых ресурсов 2. область обмена данными между процессами, взаимодействующими разделяемой памятью 3. структура с набором системных переменных 4. область на диске для выгрузки задач |
1 |
|
||||||||
7 |
Укажите, какой функции ОС не существует 1. запуска и контроля прохождения задач 2. обеспечения доступа к системным средствам 3. согласования процессов в ПК 4. аппаратной |
4 |
|
||||||||
8 |
Назовите, что НЕ входит в задачи ОС по управлению файлами и устройствами 1. поддержка пользователя 2. поддержка широкого спектра драйверов 3. разделение устройств и данных между процессами 4. поддержка нескольких файловых систем. |
1 |
|
||||||||
9 |
Назовите, какие ОС называются мультипрограммными 1. обеспечивающие одновременную работу нескольких пользователей 2. поддерживающие сетевую работу компьютеров 3. обеспечивающие запуск одновременно нескольких программ 4. состоящие более чем из одной программы |
3 |
|
||||||||
10 |
Назовите, память, предназначенную для хранения массивов информации - программ и данных и к которой процессор не имеет непосредственного доступа 1. ОЗУ 2. ПЗУ 3. Внешняя 4. Кэш-память |
3 |
|
||||||||
11 |
Назовите, что такое BIOS 1. Игровая программа 2. Диалоговая оболочка 3. Базовая система ввода-вывода 4. Командный язык операционной системы. |
3 |
|
||||||||
12 |
Назовите, как объявляются любые операции по управлению вводом-выводом 1. приоритетными 2. привилегированными 3. универсальными 4. уникальными |
2 |
|
||||||||
13 |
Укажите, в чем заключается основное различие между долгосрочным и краткосрочным планированием (диспетчеризацией)
|
2 |
|
||||||||
14 |
Назовите, какой интерфейс поддерживает операционная система Windows 1. Текстовый интерфейс. 2. Интерфейс командной строки. 3. Графический интерфейс. 4. Системный интерфейс. |
3 |
|
||||||||
15 |
Укажите, Какой принцип построения ОС учитывает возможность проведения одной и той же работы различными средствами
|
3 |
|
||||||||
16 |
Назовите, какой принцип НЕ относится к основным принципам построения операционных систем
|
3 |
|
||||||||
17 |
Укажите, что НЕ входит в управление ресурсами 1. завершение работы с ресурсом 2. планирование ресурсов 3. разрешение конфликтов между процессами 4. учет использования ресурса |
1 |
|
||||||||
18 |
Назовите, что позволяет виртуальная память 1. загружать программы, скомпилированные для другого процессора 2. загружать программы, размер которых превышает объем доступной физической памяти 3. отказаться от предоставления прикладным процессам оперативной памяти 4. загружать множество небольших программ, суммарный объем которых больше объема физической памяти. |
1 |
|
||||||||
19 |
Укажите, какого типа ОС не существует 1. многозадачные 2. многопользовательские 3. с интерфейсом командной строки 4. многоинтерфейсные. |
4 |
|
||||||||
20 |
Назовите, какого класса прерываний не существует 1. аппаратные 2. гибридные 3. программные 4. аппаратно - программные |
2 |
|
||||||||
21 |
Назовите, Что определяет понятие «порт ввода/вывода» 1. порядковый номер или адрес регистра контроллера 2. машинную команду ввода/вывода 3. устройство ввода/вывода 4. контроллер устройства ввода/вывода |
1 |
|
||||||||
Блок Б
№ п/п |
Задание (вопрос) |
Эталон ответа |
|
Инструкция по выполнению заданий № 22-30: В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова. |
|||
22 |
Минимальный программный объект, обладающий собственными системными ресурсами – это … |
процесс |
|
23 |
Программа, решающая отдельные задачи управления и сопровождения компьютерной системы, называется … |
утилита |
|
24 |
Принудительная передача управления от выполняемой программы к системе называется … |
прерыванием |
|
25 |
Под … обычно понимается последовательность операций при выполнении программы или ее части в совокупности с используемыми данными |
процессом |
|
26 |
Компонента ОС, которая выбирает один из нескольких процессов, загруженных в памяти и готовых к выполнению, и выделяет процессор для одного из них – это … |
планировщик |
|
27 |
… - это программа, отвечающая за перевод машинного языка в язык программирования |
Компиляция |
|
28 |
… - это объект, который распределяется внутри вычислительной системы. |
Ресурс |
|
29 |
… - это обеспечение поочередного доступа процессов к одному процессору. |
Планирование |
|
30 |
… заключается в реализации найденного в результате планирования решения, то есть в переключении процессора с одного процесса на другой и непосредственном переводе процесса из состояния готовности в состояние исполнения |
Диспетчеризация |
|
Вариант- 2
Блок А
№ п/п |
Задание (вопрос) |
Эталон ответа |
Р |
|||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность. Например,
|
||||||||||||
1 |
Установите соответствие между процессами и их классификациями |
1 – В 2 – А 3 – Г 4 - Б
|
|
|||||||||
Процессы: 1. По времени развития 2. По временным характеристикам 3. По принадлежности к ОС 4. По результативности |
Классификации: А. Интерактивные, пакетные и процессы реального времени Б. Эквивалентные, тождественные и равные процессы В. Последовательные, параллельные и комбинированные процессы Г. Системные и пользовательские |
|||||||||||
2 |
Установите соответствие между видами памяти и их описанием |
1 – В 2 – Б 3 – Г 4 - А |
|
|||||||||
Виды памяти: 1. ОЗУ 2. ПЗУ 3. Кеш-память 4. Виртуальная память |
Описание: А. Защищает программы друг от друга, а ядро ОС – от программ. Управляет перемещением программ в памяти. Б. Используется для хранения данных, которые никогда не требуют изменения В. Используется для записи, считывания и хранения программ, исходных данных, промежуточных и окончательных результатов Г. Сверхбыстрая память небольшого размера, которая используется как промежуточное звено между процессором и оперативной памятью |
|||||||||||
3 |
Установите соответствие между понятием и определением данного понятия. |
1-В 2-А 3-Б 4-Г
|
|
|||||||||
Понятие: 1.Системное программное обеспечение. 2. Операционная система. 3. Операционная среда. 4. Операционная оболочка. |
Определение: Д. Комплекс управляющих и обрабатывающих программ, выступающих как интерфейс между аппаратурой компьютера и пользователем с его задачами. Е. Набор функций, сервисов и правила обращения к ним. Ж. Комплекс программ, являющихся общими для всех, кто совместно использует ресурсы компьютера. З. Программная надстройка над операционной системой, предназначенная для оптимизации работы пользователя |
|||||||||||
4 |
Установите соответствия между ресурсами и их классификациями. |
1 – Г 2 – В 3 – А 4 – Д
|
|
|||||||||
Ресурсы: 1. По степени важности. 2. По времени существования. 3. По признаку реальности. 4. По степени активности . |
Классификации: А. Физические и виртуальные. Б. Пассивные и активные. В. Постоянные и временные. Основные и второстепенные. |
|||||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 5 -21: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. |
||||||||||||
5 |
Укажите, что НЕ входит в управление ресурсами 1. завершение работы с ресурсом 2. планирование ресурсов 3. разрешение конфликтов между процессами 4. учет использования ресурса |
1 |
|
|||||||||
6 |
Назовите, что позволяет виртуальная память 1. загружать программы, скомпилированные для другого процессора 2. загружать программы, размер которых превышает объем доступной физической памяти 3. отказаться от предоставления прикладным процессам оперативной памяти 4. загружать множество небольших программ, суммарный объем которых больше объема физической памяти. |
1 |
|
|||||||||
7 |
Укажите, какого типа ОС не существует 1. многозадачные 2. многопользовательские 3. с интерфейсом командной строки 4. многоинтерфейсные. |
4 |
|
|||||||||
8 |
Назовите, какого класса прерываний не существует 1. аппаратные 2. гибридные 3. программные 4. аппаратно - программные |
2 |
|
|||||||||
9 |
Назовите, что определяет понятие «порт ввода/вывода» 1. порядковый номер или адрес регистра контроллера 2. машинную команду ввода/вывода 3. устройство ввода/вывода 4. контроллер устройства ввода/вывода |
1 |
|
|||||||||
10 |
Назовите, каких смен состояний не существует в системе 1. выполнение → готовность 2. ожидание →выполнение 3. ожидание → готовность 4. готовность → ожидание |
4 |
|
|||||||||
11 |
Укажите, название компьютерной программы, с помощью которой другие программы (ОС) получают доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства 1. Конвейер 2. Контроллер 3. Драйвер 4. Диспетчер памяти |
3 |
|
|||||||||
12 |
Назовите, что является главной целью мультипрограммирования в системах пакетной обработки 1. минимизация простоев всех устройств компьютера 2. обеспечение удобства работы пользователей 3. минимизация времени выполнения одной задачи 4. обеспечение реактивности системы |
1 |
|
|||||||||
13 |
Укажите, какими могут быть два параллельных процесса
|
4 |
|
|||||||||
14 |
Выберите правильный ответ и закончите предложение. «Сетевые операционные системы – это…» 1. комплекс программ для одновременной работы группы пользователей; 2. комплекс программ, переносимых в сети с одного компьютера на другой; 3. комплекс программ, обеспечивающих обработку, передачу и хранение данных в сети; 4. комплекс программ, обеспечивающих выход в Интернет. |
3 |
|
|||||||||
15 |
Укажите, какому понятию соответствует понятие «дескриптор процесса» 1. Супервизор задач. 2. Блок загрузки процесса. 3. Описатель задач. 4. Ядро процесса. |
3 |
|
|||||||||
16 |
Назовите, какую задачу НЕ выполняет супервизор ввода-вывода 1.Отключение устройств ввода-вывода. 2. Инициация операций ввода-вывода. 3. Передача сообщений об ошибках. 4. Завершение операций ввода-вывода |
1 |
|
|||||||||
17 |
Укажите, что должна обеспечивать операционная система реального времени 1. пакетную обработку 2. клонирование пользователей 3. делегирование полномочий 4. наследование приоритетов |
2 |
|
|||||||||
18 |
Назовите, что такое системный реестр 1. совокупность содержимого регистров, переменных памяти и сведений о занимаемых ресурсов 2. область обмена данными между процессами, взаимодействующими разделяемой памятью 3. структура с набором системных переменных 4. область на диске для выгрузки задач |
1 |
|
|||||||||
19 |
Укажите, какой функции ОС не существует 1. запуска и контроля прохождения задач 2. обеспечения доступа к системным средствам 3. согласования процессов в ПК 4. аппаратной |
2 |
|
|||||||||
20 |
Назовите, что НЕ входит в задачи ОС по управлению файлами и устройствами 1. поддержка пользователя 2. поддержка широкого спектра драйверов 3. разделение устройств и данных между процессами 4. поддержка нескольких файловых систем. |
2 |
|
|||||||||
21 |
Назовите, какие ОС называются мультипрограммными 1. обеспечивающие одновременную работу нескольких пользователей 2. поддерживающие сетевую работу компьютеров 3. обеспечивающие запуск одновременно нескольких программ 4. состоящие более чем из одной программы |
4 |
|
|||||||||
Блок Б
№ п/п |
Задание (вопрос) |
Эталон ответа |
|
Инструкция по выполнению заданий № 22-30: В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова. |
|||
22 |
Компонента ОС, которая выбирает один из нескольких процессов, загруженных в памяти и готовых к выполнению, и выделяет процессор для одного из них – это … |
планировщик |
|
23 |
… - это программа, отвечающая за перевод машинного языка в язык программирования |
Компиляция |
|
24 |
… - это объект, который распределяется внутри вычислительной системы. |
Ресурс |
|
25 |
… - это обеспечение поочередного доступа процессов к одному процессору. |
Планирование |
|
26 |
Минимальный программный объект, обладающий собственными системными ресурсами – это … |
процесс |
|
27 |
Программа, решающая отдельные задачи управления и сопровождения компьютерной системы, называется … |
утилита |
|
28 |
Принудительная передача управления от выполняемой программы к системе называется … |
прерыванием |
|
29 |
Под … обычно понимается последовательность операций при выполнении программы или ее части в совокупности с используемыми данными |
процессом |
|
30 |
… — это принудительная передача управления от выполняемой программы к системе (а через нее — к соответствующей программе обработки прерывания), происходящая при возникновении определенного события |
Прерывание |
|
2. Перечень типовых практических заданий
1. Переведите USB диск из файловой системы FAT32 в NTFS
2. Настройте рабочую среду Windows: "Часы, язык и регион", оборудование и звук
3. Заархивируйте папку «Архив» с парольной защитой (пароль: 258) в формате RAR, Метод сжатия максимальный. Провести мониторинг размера папки «Архив» до сжатия и после
4. Запустите установку ОС из USB диска, дойти до второго действия
5. Создайте виртуальную машину в Oracle VM VirtualBox
6. Установите на виртуальную машину ОС Windows с помощью Oracle VM VirtualBox
7. Установите на виртуальную машину ОС Linux с помощью Oracle VM VirtualBox
8. С помощью утилиты UninstallTool измените параметры автозапуска
9. С помощью утилиты UninstallTool произведите деинсталляцию программы
10. С помощью служебных программ выполните дефрагментацию дисков
11. Настройте сеть для ОС Windows, используя Oracle VM VirtualBox
12. Создайте диск восстановления системы
13. Задайте задание на выполнение с помощью планировщика задания
14. С помощью панели управления измените персонализацию ПК
15. Выведите сведения о системе, установленной на ПК
16. Создайте новую учетную запись пользователя
17. С помощью программы Cclear выполните очистку диска
18. Установите общий доступ к папке
19. Измените настройки мыши (обменяйте назначение кнопок, измените вид курсора, определите действие для колесика)
20. Установите драйвер для устройства
21. Измените дату и время, часовой пояс
22. Настройте ПК на работу с пользователем с ограниченными возможностями
23. Создайте виртуальную машину в Oracle VM VirtualBox
24. Установите на виртуальную машину ОС Windows с помощью Oracle VM VirtualBox
25. Установите на виртуальную машину ОС Linux с помощью Oracle VM VirtualBox
3. Список источников и литературы для обучающихся
Основные источники
1. Операционные системы и среды: учебник для студ.учрежденийсред.проф. образования/ А.В.Батаев, Н.Ю.Налютин, С.В.Синицын.-2-е изд., стер.-М.: издательский центр «Академия», 2015. 272 с.
2. Иртегов Д.В. Введение в Операционные системы – спб.: БХВ – Петербург, 2014.
3. Гордеев А.В, Молчанов А.Ю. Системное программное обеспечение. Учебное пособие.– СПб.: Питер, 2016.
Дополнительные источники
4. Операционные системы. [Электронный ресурс] // Интернет-Университет Информационных Технологий http://www.INTUIT.ru (30.08.08)
5. Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки: [Текст]: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 400с Степаненко О.С. Настройки персонального компьютера. Установки BIOS. [Текст]: самоучитель. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2014. – 336 с.
III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
III а. УСЛОВИЯ
Количество билетов для экзамена - 30
Время выполнения задания – 40 мин.
Оборудование: персональные компьютеры с установленным программнымобеспечением (операционная система Windows), билеты
IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Тесты:
«5» - 90 – 100% правильных ответов,
«4» - 80-89% правильных ответов,
«3» - 70-80% правильных ответов,
«2» - 69% и менее правильных ответов.
Практические задания:
«5» - 90-100% правильно выполненного задания,
«4» -80-89% правильно выполненного задания,
«3»-выполнение практически всей работы (не менее 70%)
«2»- выполнение менее 70% всей работы.
Лист согласования
Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год
Дополнения и изменения к комплекту КОСна __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________
В комплект КОС внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ПЦК преподавателей общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулейОП СПО ППКРС_______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).
Председатель ПЦК ________________ /___________________/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.