Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
образовательная программа среднего профессионального образования программа подготовки специалистов среднего звена
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе ОП СПО ППССЗ
_____________Григорьева Л.Н.
«_____»____________20__ г.
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для оценки освоения образовательных результатов
учебной дисциплины ОП.15 Система управления базами данных
основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Чапаевск, 2017 г.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы учебной дисциплины ОП.15 Система управления базами данных.
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки освоения образовательных результатов в ходе рубежного контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОП.15 Система управления базами данных для специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Разработчик:
ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева преподаватель Л.Е.Суворова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Одобрено на заседании ПЦК математики, информатики и программирования
Протокол № __ от «___» ____________ 2017 г.
Председатель ПЦК: _______________ С.И. Цуканова
1. Паспорт комплекта оценочных средств |
3 |
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке |
3 |
3. Оценка освоения учебной дисциплины |
8 |
Формы и методы оценивания Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины |
8 15 |
4. Оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине |
17 |
5. Лист согласования |
23 |
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины ОП.15 Система управления базами данных обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы комплексы, следующими знаниями, умениями, которые формируют профессиональную компетенцию, общими компетенциями:
уметь:
У.1 - создавать объекты баз данных в современных системах управления базами данных и управлять доступом к этим объектам;
У.2 - формировать и настраивать схему базы данных;
У.3 - разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL;
У.4 - создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных;
У.5 - применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;
знать:
З.1 - основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;
З.2 - методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных;
З.3 - структуры данных в системах управления базами данных, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;
З.4 - методы организации целостности данных;
З.5 - способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;
З.6 - основные методы и средства защиты данных в базах данных.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК).
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
2. Результаты освоения МДК, подлежащие проверке
В результате аттестации по МДК осуществляется комплексная проверка следующих результатов обучения, а также динамика формирования общих компетенций, развитие профессиональных компетенций.
Таблица 2.1
Результаты обучения |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
У.1 - создавать объекты баз данных в современных системах управления базами данных и управлять доступом к этим объектам |
создает объекты баз данных в современных системах управления базами данных и управляет доступом к этим объектам |
- практические работы
|
У.2 - формировать и настраивать схему базы данных |
выполняет настройку схемы базы данных |
- практические работы
|
У.3 - разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL |
разрабатывает прикладные программы с использованием языка SQL |
- практические работы
|
У.4 - создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных |
создает хранимые процедуры и тригеры на базах данных |
- практические работы
|
У.5 - применять стандартные методы для защиты объектов базы данных |
применяет стандартные методы для защиты объектов базы данных |
- практические работы
|
З.1 - основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний |
знает основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний |
-тест - устный опрос |
З.2 - методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных |
знает методы описания схем баз данных |
-тест - устный опрос |
З.3 - структуры данных в системах управления базами данных, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров |
знает структуры данных в системах управления базами данных, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров |
-тест - устный опрос |
З.4 - методы организации целостности данных |
знает методы организации целостности данных |
-тест - устный опрос |
З.5 - способы контроля доступа к данным и управления привилегиями |
знает способы контроля доступа к данным и управления привилегиями |
-тест - устный опрос |
З.6 - основные методы и средства защиты данных в базах данных |
знает основные методы и средства защиты данных в базах данных |
-тест - устный опрос |
Таблица 2.2
Показатели оценки сформированности ОК
Общие компетенции |
Показатели оценки результата |
Форма контроля и оценивания |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Демонстрирует сформированные личностные и профессиональные качества; Демонстрирует интерес к будущей профессии |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
Владеет алгоритмом (технологией) организации собственной деятельности; анализирует и выбирает эффективные методы решения профессиональных задач в области дошкольного образования; оценка эффективности и качества выполнения |
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
Может исследовать, нестандартную ситуацию; Планирует и выполняет деятельность по решению нестандартной ситуации (проблемы); Оценивает результат деятельности по решению нестандартной ситуации в области дошкольного образования. |
|
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
Грамотно составляет запрос для поиска информации в различных источниках; Анализирует и выбирает значимую информацию; Сохраняет и оформляет информацию, согласно поставленным требованиям, целям, задачам профессионального и личностного развития |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Принимает участие в сетевых проектах; Владеет и использует пакеты прикладных программ для совершенствования профессиональной деятельности; |
|
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу договаривается о процедуре и вопросах для обсуждения в группе |
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
|
строит профессиональную деятельность согласно ее структурным компонентам; анализирует инноваций в области технологий и их использования в профессиональной деятельности |
Таблица 2.3
Показатели оценки формирования ПК
Профессиональные компетенции |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1 в. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных |
- - обоснованность выбора способов и методов работы с базами данных; - - обоснованность выбора типа запроса к СУБД в соответствии с условием задания. |
- защита практических работ; - тестирование; - зачет. |
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат результаты обучения: умения и знания, предусмотренные ФГОС по учебной дисциплине ОП 15 Система управления базами данных, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов:
- текущий контроль: устные опросы, тестирование, практические.
- рубежный контроль: контрольная работа
- промежуточная аттестация: дифференцированный зачет по учебной дисциплине проводится в форме устного опроса с блоком практических работ
Критерии оценки типов (видов) заданий для текущего контроля
№ |
Тип (вид) задания |
Проверяемые знания и умения |
Критерии оценки |
1 |
Тесты |
З. 1-З.6 |
«5» - 90 – 100% правильных ответов, «4» - 80-89% правильных ответов, «3» - 70-80% правильных ответов, «2» - 69% и менее правильных ответов. |
2 |
Устный опрос |
З. 1-З.6 |
«5» - ответ полный, правильный, понимание материала глубокое, «4» - материал усвоен хорошо, но изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в терминологии, выводах и обобщениях имеются отдельные неточности, «3» - ответ обнаруживает понимание основных положений темы, однако, наблюдается неполнота знаний; умения сформированы недостаточно, выводы и обобщения слабо аргументированы, в них допущены ошибки, «2» - речь непонятная, скудная; ни один из вопросов не объяснен, необходимые навыки, отсутствуют. |
4 |
Практические работы |
У. 1-У.5 |
«5» - 90-100% правильно выполненного задания, «4» -80-89% правильно выполненного задания, «3»-выполнение практически всей работы (не менее 70%) «2»- выполнение менее 70% всей работы. |
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Таблица 3.1
Элемент УД |
Формы и методы контроля
|
|||||
Текущий контроль |
Рубежный контроль |
Промежуточная аттестация |
||||
Форма контроля |
Проверяемые результаты |
Форма контроля |
Проверяемые результаты |
Форма контроля |
Проверяемые результаты |
|
Раздел 1. |
|
|
|
|
|
|
Тема 1.1. Основные понятия баз данных |
Практическая работа Тест |
З.1, У.1, ОК 1 – 9 ПК 4.1в |
Контрольная работа 1 |
У.1, З.1-З.4, ОК 1 – 9 ПК 4.1в |
|
|
Тема 1.2. Модели и структуры данных |
Практическая работа Тест |
З.2, З.3 У.1, ОК 1 – 9 ПК 4.1в |
|
|
||
Тема 1.3. Нормализация отношений |
Практическая работа Тест |
З.4, У.1, ОК 1 – 9 ПК 4.1в |
|
|
||
Тема 1.4. Современные средства разработки СУБД |
Практическая работа Тест |
З.1, У.1, ОК 1 – 9 ПК 4.1в |
|
|
||
Тема 1.5. Основные принципы проектирования |
Практическая работа Тест |
У.2, У.3, У.4 ОК 1 – 9 ПК 4.1в |
Практическая работа 1 |
У.1-У.5, З.5-З.6, ОК 1 – 9 ПК 4.1в |
|
|
Тема 1.6. Разработка и редактирование баз данных |
Практическая работа Тест |
У.1, У.3, У.4 ОК 1 – 9 ПК 4.1в |
|
|
||
Тема 1.7 Защита баз данных |
Практическая работа Тест |
У.1, У.5 З.5, З.6 ОК 1 – 9 ПК 4.1в |
|
|
||
|
|
|
|
|
Диф. зачет |
У.1-У.5, З.1-З.6, ОК 1 – 9 ПК 4.1в |
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины в ходе текущего контроля
Типовые задания для оценки умений
1) Практическая работа:
Тема: Создание запросов
Задание:
1. Связать таблицы Список группы ДБ-20 и Оценки ДБ-20 по ключевому полю - КОД.
Ход
работы:
1. На вкладке Работа с базами данных нажать кнопку Схема
данных.
2. В появившемся окне выбрать нужные таблицы двойным щелчком.
3. Закрыть окно. Появится изображение.
4. Нажать левой клавишей мыши на поле «код» в левой таблице и, не отпуская,
потянуть на поле «код» в правой. Появится окно «Изменение связей». Поставить
галку в поле «обеспечение целостности данных». Нажать кнопку «создать».
Появится схема данных. Закрыть объект схема данных и сохранить его.
5. Связать также таблицы Список группы ДБ-20 и Оценки ДБ-20.
2. При помощи мастера запросов создать запрос – Оценки по математике группы ДБ-20. Создать отчет по созданному запросу.
Ход работы:
1-й
запрос.
Все друзья из ДБ-20.
Ход работы:
2-й
запрос.
Мобильные телефоны друзей, у кого 4 или 5 по математике из ДБ-20.
Ход работы: Создаем новый запрос в режиме конструктора. Выбираем
2 таблицы «Список группы ДБ-20» и «Оценки группы ДБ-20». Выбираем поля
Фамилия, Имя, Мобильный телефон, Друг или нет, Математика. В условии отбора
пишем Да в поле Друг или нет, в поле Математика >=4. Поле друг или нет
нам нужно для условия, а в запросе оно отражаться не должно, поэтому снимаем
галочку. Сохраняем запрос под именем «У кого списать математику».
3-й
запрос. Выбрать
всех мальчиков, у кого телефон начинается на 8-915…
Ход работы: Создать запрос. Выбрать поля Фамилия, Имя, Пол,
Мобильный телефон. В строке условие в поле Пол написать «м», в поле Мобильный
телефон написать “8-915*” (* - означает, что после 8-915 в поле могут быть
любые симолы). Поле Пол сделать невидимым. Сохранить запрос, назвать «Парни с
номером МТС».
4-й
запрос. Выбрать
девочек выше 170 см, вес меньше 60 кг. Назвать запрос «Стройные».
5-й запрос. Выбрать мальчиков весом больше 80 кг. Назвать запрос
«Солидные».
6-й запрос. Отобрать всех, чья фамилия начинается на К или на М.
Назвать запрос «На К или на М»
7-й запрос. Отобрать всех, кто родился до 1.06.93 года и у них по
Русскому <=3. Назвать запрос «Старые, но не умные»
8-й запрос. Отобрать всех, кто родился после 1.06.93 года и у них
по Русскому >=4 Назвать запрос «Юные и умные»
9-й запрос. Отобрать всех, чье имя заканчивается на «я». Назвать
запрос «на я».
Типовые задания для оценки знаний:
Варианты типовых теоретических заданий:
1) Устный опрос
Тема: Основные принципы проектирования
1. Назовите требования, предъявляемые к базе данных.
2. Опишите стадии проектирования и объекты моделирования.
3. Назовите цели, дайте краткую характеристику и результат на каждом этапе моделирования
4. Опишите модель «Сущность-связь». Дайте определение, назовите типы и виды сущностей свойств и взаимосвязей ER-диаграммы
5. Опишите нормальные формы ER-диаграмм.
6. Раскройте понятие и виды индексных файлов.
7. Раскройте понятие тега и индекса.
8. Опишите особенности построения сложных индексов. Открытие и закрытие индексного файла
9. Опишите активацию индекса, удаление индекса и индексного файла
10. Раскройте понятие переиндексирование: назначение и команда
2) Тест
Тема: Основные понятия БД
1. База данных – это?
a) набор данных, собранных на одной дискете;
b) данные, предназначенные для работы программы;
c) совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и обработки данных;
d) данные, пересылаемые по коммуникационным сетям.
2. Иерархическая база данных – это?
a) БД, в которой информация организована в виде прямоугольных таблиц;
b) БД, в которой элементы в записи упорядочены, т.е. один элемент считается главным, остальные подчиненными;
c) БД, в которой записи расположены в произвольном порядке;
d) БД, в которой существует возможность устанавливать дополнительно к вертикальным иерархическим связям горизонтальные связи.
3. Реляционная база данных - это?
a) БД, в которой информация организована в виде прямоугольных таблиц;
b) БД, в которой элементы в записи упорядочены, т.е. один элемент считается главным, остальные подчиненными;
c) БД, в которой записи расположены в произвольном порядке;
d) БД, в которой принята свободная связь между элементами разных уровней.
4. Сетевая база данных – это?
a) БД, в которой информация организована в виде прямоугольных таблиц
b) БД, в которой элементы в записи упорядочены, т.е. один элемент считается главным, остальные подчиненными;
c) БД, в которой записи расположены в произвольном порядке;
d) БД, в которой принята свободная связь между элементами разных уровней.
5. Поле – это?
a) Строка таблицы;
b) Столбец таблицы;
c) Совокупность однотипных данных;
d) Некоторый показатель, который характеризует числовым, текстовым или иным значением.
6. Запись – это?
a) Строка таблицы;
b) Столбец таблицы;
c) Совокупность однотипных данных;
d) Некоторый показатель, который характеризует числовым, текстовым или иным значением.
7. Характеристики типов данных. Убери лишнее.
a) Текстовый; 6) денежный;
b) Поле MEMO; 7) словесный;
c) Числовой; 8) дата/время;
d) Функциональный; 9) поле NEMO;
e) Дата/число; 10) счетчик.
8. Форма – это?
a) Созданный пользователем графический интерфейс для ввода данных в базу;
b) Созданная таблица ввода данных в базу;
c) Результат работы с базой данных;
d) Созданная пользователем таблица.
9. Мастер – это?
a) Программный модуль для вывода операций;
b) Программный модуль для выполнения, каких либо операций;
c) Режим, в котором осуществляется построение таблицы или формы;
d) Режим, в котором осуществляется вывод таблицы или формы.
10. Конструктор – это?
a) Программный модуль для вывода операций;
b) Программный модуль для выполнения, каких либо операций;
c) Режим, в котором осуществляется построение таблицы или формы;
d) Режим, в котором осуществляется вывод таблицы или формы.
Типовые задания для самостоятельной работы:
1) Тема: Основные принципы проектирования
Выполните проектирование физической модели базы данных по заданной предметной области
3.2.2 Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины в ходе рубежного контроля
3.2.1. Типовые задания для оценки умений и знаний:
Контрольная работа 1
1) Перечень вопросов для подготовки к контрольной работе 1
1. Понятия баз данных, банка данных и системы управления базами данных
2. Понятия: объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, правило, ограничение, хранимая процедура, ссылочная целостность, нормализация, первичный, альтернативный и внешний ключи
3. Классификация баз данных
4. Линейные структуры: массив, последовательность, таблица.
5. Нелинейные структуры: списки, деревья, сети.
6. Иерархическая модель данных
7. Типы взаимосвязей в модели: «один-к-одному», «один-ко-многим» и «многие-ко-многим».
8. Реляционная модель данных.
9. Основные понятия реляционной модели данных: домен, отношение, кортеж, кардинальность, атрибуты, степень, первичный и внешние ключи
10. Требования, предъявляемые к таблицам
11. Реляционный подход к построению модели данных
12. Основные понятия реляционной модели данных: домен, отношение, кортеж, кардинальность, атрибуты, степень, первичный и внешние ключи.
13. Универсальное отношение.
14. Функциональная и многозначная зависимости.
15. Нормальные формы, процедура нормализации.
16. Приведение таблицы к требуемому уровню нормальности: первый, второй и третий уровни.
17. Пример проектирования реляционной БД.
18. Задание первичного, альтернативного и внешнего ключей
19. История развития СУБД.
20. Локальные СУБД.
21. Серверные СУБД.
2) Задание к контрольной работе 1
Вариант- 1
1. Понятия баз данных, банка данных и системы управления базами данных
2. Реляционная модель данных
3. Серверные СУБД
4. Спроектируйте схему базы данных для библиотечного каталога. В базе данных должен храниться список комнат, в которых размещены книги. Поле с номером комнаты должно не допускать пустого значения. Для каждой комнаты должен храниться список книг, находящихся в ней. Описание книги состоит из:
- наименования;
- цены;
- автора;
- года издания
Вариант- 2
1. Понятия: объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, правило, ограничение, хранимая процедура, ссылочная целостность, нормализация, первичный, альтернативный и внешний ключи
2. Основные понятия реляционной модели данных: домен, отношение, кортеж, кардинальность, атрибуты, степень, первичный и внешние ключи
3. Локальные СУБД
4. Спроектируйте схему базы данных для хранения накладных
Вариант- 3
1. Классификация баз данных
2. Требования, предъявляемые к таблицам
3. История развития СУБД
4. Спроектируйте схему базы данных для хранения информации о договорах
Вариант- 4
1. Линейные структуры: массив, последовательность, таблица
2. Реляционный подход к построению модели данных
3. Задание первичного, альтернативного и внешнего ключей
4. Спроектируйте схему базы данных для хранения информации упаковочных ярлыков
Вариант- 5
1. Нелинейные структуры: списки, деревья, сети
2. Основные понятия реляционной модели данных: домен, отношение, кортеж, кардинальность, атрибуты, степень, первичный и внешние ключи
3. Пример проектирования реляционной БД
4. Спроектируйте схему базы данных для хранения накладных на внутреннее перемещение
Вариант- 6
1. Иерархическая модель данных
2. Универсальное отношение
3. Приведение таблицы к требуемому уровню нормальности: первый, второй и третий уровни
4. Спроектируйте схему базы данных для хранения накладных на внутреннее перемещение
Вариант- 7
1. Типы взаимосвязей в модели: «один-к-одному», «один-ко-многим» и «многие-ко-многим»
2. Функциональная и многозначная зависимости.
3. Нормальные формы, процедура нормализации
4. Спроектируйте схему базы данных для хранения распоряжений на отпуск потребителю
Практическая работа 1
1) Перечень вопросов для подготовки к контрольной работе 1
1. Требования, предъявляемые к базе данных.
2. Стадии проектирования и объекты моделирования (системный анализ, инфологическое проектирование, даталогическое проектирование, физические модели).
3. Цели, краткая характеристика, результат на каждом этапе.
4. Модель «Сущность-связь».
5. Определение, типы и виды сущностей свойств и взаимосвязей ER-диаграммы.
6. Индексы: простые и сложные, уникальные и регулярные, по возрастанию и убыванию.
7. Особенности построения сложных индексов.
8. Открытие и закрытие индексного файла.
9. Активация индекса.
10. Удаление индекса и индексного файла.
11. Переиндексирование: назначение и команда.
12. Назначение и структура файлов базы данных.
13. Создание и перемещение файла базы данных.
14. Создание новой таблицы.
15. Открытие, редактирование и модификация таблицы.
16. Форма как специальный объект: свойства, события и методы.
17. Виды отчетов.
18. Способы формирования отчетов: Мастер отчетов и конструктор отчетов. Редактирование отчета.
19. Размещение в отчете вспомогательных элементов.
20. Отчеты с группировкой и сортировкой.
21. Вывод отчетов на экран и печать.
22. Разработка и эксплуатация серверной части: создание, модификация и удаление таблиц, понятие индекса и ключа, создание, перестройка и удаление индекса
23. Планирование баз данных
24. Хранение зашифрованных данных
25. Основы доступа
26. Архитектура защиты Access
2) Задание к практической работе 1
Вариант 1
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Справочник абитуриента с полями Название вуза, Специальность, Конкурс прошлого года, Размер оплаты. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите данные о ВУЗе с максимальной оплатой за обучение. У каких ВУЗов такой же конкурс, что и у найденного. Опишите конструкцию SQL-запросов для ввода новых записей.
Вариант 2
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Записная книжка с полями Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, Телефон. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите адреса и телефоны людей, фамилии которых начинаются на букву «А» и «Я». Подсчитайте их общее количество. Опишите конструкцию SQL-запросов для вывода данных.
Вариант 3
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Каталог видеофильмов с полями Название, Кинокомпания, Страна изготовитель, Год выхода на экран, Рейтинг. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите названия и рейтинг, фильмов, которые сняты в России. Подсчитайте их общее количество.
Вариант 4
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Каталог видеофильмов с полями Название, Кинокомпания, Страна изготовитель, Год выхода на экран, Рейтинг. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите названия и кинокомпанию фильмов, рейтинг которых выше среднего. Выведите информацию о фильме с максимальным рейтингом.
Вариант 5
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Каталог видеофильмов с полями Название, Кинокомпания, Страна изготовитель, Год выхода на экран, Рейтинг. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите информацию о фильмах, вышедших на экран в 2000-ом и последующих годах. Выведите все фильмы, снятые любой из кинокомпаний.
Вариант 6
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Животные с полями Название, Класс, Среда обитания, Тип питания, Континент. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите информацию обо всех хищниках на территории Евразии. Подсчитайте их общее количество. Опишите конструкцию SQL-запросов для группировки.
Вариант 7
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Животные с полями Название, Класс, Среда обитания, Тип питания, Континент. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Подсчитайте общее количество классов животных, представленных в таблице. Подсчитайте количество животных каждого класса.
Вариант 8
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Животные с полями Название, Класс, Среда обитания, Тип питания, Континент. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите название и континент животных Северной Америки. Выведите информацию обо всех травоядных животных.
Вариант 9
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Города с полями Название, Область, Страна, Континент, Население. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите информацию обо всех городах Самарской области. Подсчитайте их общее количество.
Вариант 10
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Города с полями Название, Область, Страна, Континент, Население. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите названия и страну городов находящихся в Европе с населением более 1000000 человек. Выведите информацию о городах, название которых начинается на «В» или «О».
Вариант 11
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Товары магазина с полями Название, Производитель, Дата изготовления, Дата окончания срока годности, Цена. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите названия и цену всех товаров, срок годности которых истек и подсчитать убыток.
Вариант 12
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Товары магазина с полями Название, Производитель, Дата изготовления, Дата окончания срока годности, Цена. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите названия и производителя товаров, цена которых ниже средней. Выведите самый дешевый и самый дорогой товар.
Вариант 13
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Город с полями Название, Мэр, Площадь, Дата основания. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите названия городов, основанных до 1900 года. Определите количество городов, численность населения которых выше среднего значения по таблице.
Вариант 14
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Город с полями Название, Мэр, Площадь, Дата основания. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите названия городов, мэры которых однофамильцы.
Вариант 15
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Город с полями Название, Мэр, Площадь, Дата основания. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Подсчитайте общее количество записей в таблице. Выведите названия городов, основанных более, чем 100 лет назад.
Вариант 16
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Склад с полями Товар, Количество, Цена, Страна изготовитель. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите названия товаров и их стоимость (цена*количество). Выведите названия товаров, цена которых ниже среднего значения по таблице.
Вариант 17
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Склад с полями Товар, Количество, Цена, Страна изготовитель. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите общее количество товаров для каждой страны изготовителя. Определите общее количество записей в таблице.
Вариант 18
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Склад с полями Товар, Количество, Цена, Страна изготовитель. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите название товаров, цена которых равна цене сметаны. Определите цену самого дорогого товара
Вариант 19
Выполните SQL-запросы для создания таблицы Склад с полями Товар, Количество, Цена, Страна изготовитель. Заполните таблицу, используя команды языка SQL. Выведите общее количество товаров. Выведите название страны, в которой производятся самые дешевые товары
4. Оценочные материалы для промежуточной аттестации по УД
Предметом оценки являются результаты обучения: умения и знания
Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: оценивание результатов тестирования, устного опроса, практической работы и тд.
Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение дифференцированного зачета.
Форма комплекта оценочных материалов
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП 15 Система управления базами данных основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы:
уметь:
У.1 - создавать объекты баз данных в современных системах управления базами данных и управлять доступом к этим объектам;
У.2 - формировать и настраивать схему базы данных;
У.3 - разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL;
У.4 - создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных;
У.5 - применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;
знать:
З.1 - основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;
З.2 - методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных;
З.3 - структуры данных в системах управления базами данных, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;
З.4 - методы организации целостности данных;
З.5 - способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;
З.6 - основные методы и средства защиты данных в базах данных.
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ / ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Инструкция для обучающихся
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – 60 мин
Задания
1) Перечень вопросов к дифференцированному зачету
1. Понятия баз данных, банка данных и системы управления базами данных
2. Понятия: объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, правило, ограничение, хранимая процедура, ссылочная целостность, нормализация, первичный, альтернативный и внешний ключи
3. Классификация баз данных
4. Линейные структуры: массив, последовательность, таблица.
5. Нелинейные структуры: списки, деревья, сети.
6. Иерархическая модель данных
7. Типы взаимосвязей в модели: «один-к-одному», «один-ко-многим» и «многие-ко-многим».
8. Реляционная модель данных.
9. Основные понятия реляционной модели данных: домен, отношение, кортеж, кардинальность, атрибуты, степень, первичный и внешние ключи
10. Требования, предъявляемые к таблицам
11. Реляционный подход к построению модели данных
12. Основные понятия реляционной модели данных: домен, отношение, кортеж, кардинальность, атрибуты, степень, первичный и внешние ключи.
13. Универсальное отношение.
14. Функциональная и многозначная зависимости.
15. Нормальные формы, процедура нормализации.
16. Приведение таблицы к требуемому уровню нормальности: первый, второй и третий уровни.
17. Пример проектирования реляционной БД.
18. Задание первичного, альтернативного и внешнего ключей
19. История развития СУБД.
20. Локальные СУБД.
21. Серверные СУБД.
22. Требования, предъявляемые к базе данных.
23. Стадии проектирования и объекты моделирования (системный анализ, инфологическое проектирование, даталогическое проектирование, физические модели).
24. Цели, краткая характеристика, результат на каждом этапе.
25. Модель «Сущность-связь».
26. Определение, типы и виды сущностей свойств и взаимосвязей ER-диаграммы.
27. Индексы: простые и сложные, уникальные и регулярные, по возрастанию и убыванию.
28. Особенности построения сложных индексов.
29. Открытие и закрытие индексного файла.
30. Активация индекса.
31. Удаление индекса и индексного файла.
32. Переиндексирование: назначение и команда.
33. Назначение и структура файлов базы данных.
34. Создание и перемещение файла базы данных.
35. Создание новой таблицы.
36. Открытие, редактирование и модификация таблицы.
37. Форма как специальный объект: свойства, события и методы.
38. Виды отчетов.
39. Способы формирования отчетов: Мастер отчетов и конструктор отчетов. Редактирование отчета.
40. Размещение в отчете вспомогательных элементов.
41. Отчеты с группировкой и сортировкой.
42. Вывод отчетов на экран и печать.
43. Разработка и эксплуатация серверной части: создание, модификация и удаление таблиц, понятие индекса и ключа, создание, перестройка и удаление индекса
44. Планирование баз данных
45. Хранение зашифрованных данных
46. Основы доступа
47. Архитектура защиты Access
2) Перечень практических заданий к дифференцированному зачету
1. Используя СУБД Access, создайте форму для ввода и редактирования записей таблицы базы данных «Студент» («Студент» имеет поля: фамилия, имя, отчество, группа, специальность).
2. Используя СУБД Access, создайте форму для ввода и редактирования записей таблицы базы данных «Студент» («Студент» имеет поля: фамилия, имя, отчество, группа, специальность).
3. Используя СУБД Access, создайте отчет, позволяющий вывести информацию о студентах, получающих стипендию. Таблица «Студент» имеет поля: номер, фамилия, имя, отчество, группа. Таблица «Сессия» имеет поля: номер, средний балл. Таблица «Стипендия»: средний балл, стипендия.
4. Используя СУБД Access, создайте форму ввода и редактирования записей таблицы базы данных «Студент». (БД «Студент» имеет поля: фамилия, имя, отчество, группа, специальность).
5. Поиск данных. Дана таблица БД Stud: фамилия, имя. число, месяц, год рождения, группа, специализация. Найдите фамилии тех студентов, которые родились до 25 января 1978 г. Решить задачу с использованием СУБД Access.
6. Создайте в СУБД Access запрос с использованием макрокоманд.
7. Создайте возможностями языка SQL таблицу «Успеваемость» и введите не менее 5 записей.
8. Используя СУБД Access, создайте пункты меню: Ввод новых записей, просмотр и корректировка, печать.
9. В СУБД Access создайте таблицу БД преподаватель с полями: фамилия, имя, отчество, предмет, категория, адрес. Выведите на экран содержимого файла БД: фамилию, предмет, категорию. При просмотре воспользуйтесь созданными кнопками просмотра
10. В СУБД Access создайте таблицу БД pred с полями: фамилия, имя, отчество, категория, предмет. Выведите на экран содержимого таблицы БД с кнопками просмотра: вперед, назад, переход на последнюю запись, переход на первую запись, добавление записи.
11. Покажите в среде Access использование фильтров данных. Пример фильтрации
12. Поиск данных. Дана таблица БД Stud: фамилия, имя, число, месяц, год рождения, группа, специализация. Найдите фамилии тех студентов, которые родились до 25 января 1978 г. Решить задачу с использованием СУБД Access.
13. Дана таблица БД Studbibl: номер, ФИО автора, название, издательство. Вывести сведения о наличии книг данного автора.
14. Дана таблица БД Кварплата: год, месяц, газоснабжение, электроснабжение, отопление, холодная вода, горячая вода, канализация. Внести изменения в тарифы за последний год.
15. Даны таблицы БД посетители (ФИО, номер полиса, адрес, пол, дата рождения, дата посещения) и посещения (дата посещения, время, диагноз). Вывести больных с указанным диагнозом.
16. Создайте в СУБД Access запрос с использованием языка SQL.
17. Поиск данных. Дана таблица БД Stud: фамилия, имя. число, месяц, год рождения, группа, специализация. Найдите фамилии всех студентов, у которых фамилия начинается на М. Решить задачу с использованием СУБД Access.
18. В СУБД Access создайте таблицу БД преподаватели с полями: фамилия, имя, отчество, категория, предмет. Выведите на экран содержимого таблицы БД с кнопками просмотра: вперед, назад, переход на последнюю запись, переход на первую запись, добавление записи.
19. Создайте возможностями языка SQL таблицу «Классное руководство» и введите не менее 5 записей
20. Разработать базу данных «Сотрудники» с использованием следующих типов полей: текстовое, числовое, OLE, дата/время, МЕМО. Заполнить тестовыми данными. Для работы потребуются следующие сведения: Ид. Код., Фамилия, Имя, Отчество, дата рождения, пол, Адрес, тел., должность, оклад, фото, характеристика, код удержаний.
21. Построить SQL-запрос для выборки сведений из БД, содержащей таблицы: Stud (no_st, fio, spec, kurs, no_gr) — справочник студентов; Predm (no_pr, naim_pr, kol_chasov, kafedra, spec, kurs) — справочник предметов; Uspev (no_st, no_pr, ocenka, data_sdachi) — сдача конкр. студентом конкр. предмета. Сдача студентами предметов: фамилия студента, название предмета, полученная оценка (для студентов, не сдавших ни одного предмета, и предметов, не сданных ни одним студентом, — должны быть Null-значения)
22. Построить SQL-запрос для выборки сведений из БД, содержащей таблицы: Stud (no_st, fio, spec, kurs, no_gr) — справочник студентов; Predm (no_pr, naim_pr, kol_chasov, kafedra, spec, kurs) — справочник предметов; Uspev (no_st, no_pr, ocenka, data_sdachi) — сдача конкр. студентом конкр. предмета. Извлечь номера и названия предметов, сданных на "хорошо" и "отлично" всеми студентами первого курса специальности АСУ
Литература для обучающихся:
1. Фуфаев Э.В., Фуфаев Д.Э. Базы данных. [Электронный ресурс]: ученик, 10-е изд. - М.: 2015. — 320 с. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/comp4.htm
2. Федорова Г.Н. Информационные системы. [Электронный ресурс]: ученик, 3-е изд., стер. - М.: 2013. — 208 с. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/comp4.htm
Дополнительные источники:
1. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация, - СПб, : Питер, 2014, - 304с.
2. Кузин А.В., Демин В.М. Разработка баз данных в системе Microsoft Access: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015. – 224с.:ил.
3. Ревунков Г.И., Самохвалов Э.Н.,Чистов В.В. Базы и банки данных и знаний: Учеб. для вузов. - М.: Высш.шк., 1992. - 367с.
4. Цегелик Г.Г. Системы распределенных баз данных. - Львов: Свит, 1990. - 166с.
Шкарина Л. Язык SQL: учебный курс, - СПб.: Питер, 2014, - 592с
III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
III а. УСЛОВИЯ
Количество вариантов задания для дифференцированного зачета – 22 варианта
Время выполнения задания – 60 мин
Оборудование: ноутбуки с установленным программным обеспечением:, раздаточный материал
Экзаменационная ведомость
IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Оценка практической работы / устного ответа
«5» - 90 – 100% правильных ответов,
«4» - 80-89% правильных ответов,
«3» - 70-80% правильных ответов,
«2» - 69% и менее правильных ответов
Лист согласования
Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год
Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________
В комплект КОС внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ПЦК преподавателей общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей ОП СПО ППКРС_______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).
Председатель ПЦК ________________ /___________________/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.