КОС по основам социологии и политологии
Оценка 5

КОС по основам социологии и политологии

Оценка 5
Документация
docx
обществознание
Взрослым
22.02.2018
КОС по основам социологии и политологии
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика в экономике» (базовый уровень) программы учебной дисциплины «Основы социологии и политологии». Контрольно – оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины "Основы социологии и политологии». КОС включает контрольные материалы для дифференцированного зачета.
КОС СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ П1-15.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 «УТВЕРЖДАЮ» Зам. Директора по УР   отраслевых технологий и сервиса» ____________________ Д.А.Мартынов ГБПОУ   «Сахалинский   техникум «_______»____________2017 г. Комплект  контрольно­оценочных средств  по учебной дисциплине  ОГСВЭ 02 «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ» основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО  09.02.05 Прикладная информатика в экономике (базовый уровень) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017                                                                 Комплект   контрольно­оценочных   средств   разработан   на   основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего профессионального   образования   по   специальности   09.02.05   «Прикладная информатика   в   экономике»  (базовый   уровень)   программы   учебной дисциплины «Основы социологии и политологии». Разработчик: Сафина   В.Г,   преподаватель   ГБПОУ   «Сахалинский   техникум   отраслевых технологий и сервиса». Одобрено на заседании цикловой методической комиссии гуманитарных  дисциплин: Протокол № ____ от «____» _________ 20____г. Председатель ЦМК _________ /Л. И. Давыденко/ Одобрено Методическим советом техникума Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ.......................................................................................................3 1. Паспорт комплекта контрольно­оценочных средств.......................................4 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке...............5 3. Оценка освоения учебной дисциплины.............................................................6 3.1. Формы и методы оценивания................................................................6 3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины..........11 4. Контрольно­оценочные материалы для аттестации по учебной дисциплине ................................................................................................................................12 5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины.............................14 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 Паспорт комплекта контрольно­оценочных средств В результате освоения учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» обучающийся   должен   обладать   предусмотренными   ФГОС   по   специальности   09.02.05 «Прикладная   информатика   в   экономике»  (базовый   уровень)  следующими  умениями, знаниями и общими компетенциями: Контрольно   –   оценочные   средства   (КОС)   предназначен   для   контроля   и   оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины» Основы   социологии   и   политологии».   КОС   включает   контрольные   материалы  для дифференцированного зачета.  КОС разработаны на основании положений ППССЗ специальности  09.02.05 «Прикладная информатика   в   экономике»,  программы   учебной   дисциплины  Основы   социологии   и политологии. 1.Результаты освоения учебной дисциплины 1.1.Общие компетенции В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется  комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:                                                                                                                    Таблица 1. Общие компетенции ОК 1.   Определять исторические этапы  становления социально­политической мысли Показатели оценки результата Определение исторических этапов становление социально –политической  мысли Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 ОК 2. Характеризовать  методы социально­политических исследований, знать   функции социологии и политологии; характеристика методов  социально – политических исследований, знание функций социологии и политологии ОК 3. Знать политическую  систему общества в России и мире в целом; Знание политической системы общества  России и мира в целом ОК 4. Знать   сущность политической власти, институты государства; Знание сущности политической системы,  институтов государства ОК 5.Знать сущность гражданского общества, субъектов  политики; Знание сущности гражданского общества,  субъектов политики ОК 6. Знать специфику социологического  подхода к изучению личности и общества, их взаимодействие; Знание специфики социологического  подхода к изучению личности и общества, их взаимодействие ОК 7. Взаимодействие социальных общностей и групп, солидарных и конфликтных социальных отношениях,   механизме их регулирования; Определение солидарных и конфликтных  групп, механизмы их регулирования ОК 8. Уметь в целом понимать современную политическую ситуацию в  России и мире; Умение понимать и анализировать современную политическую ситуацию в  стране и мире. ОК 9. Знать   сущность политической власти, институты государства; Различие форм государственного устройства ОК10.Понимать значение демократии для  жизни общества Понимание значения демократии для жизни  общества ОК 11.Формировать собственную политическую культуру ОК 12.Методологически грамотно анализировать различные политические  процессы и социальные факты. ОК 13. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей  профессии, проявлять к ней устойчивый  интерес. ОК 14. Организовывать собственную Формирование собственной политической культуры Анализ политических процессов и  социальных фактов Понимание сущности и социальной значимости своей профессии Организация собственной деятельности, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 деятельность, выбирать типовые методы и  способы выполнения профессиональных  задач, оценивать их эффективность и  качество. ОК 15. Принимать решение в стандартных и  не стандартных ситуациях, нести за них ответственность  ОК 16. Осуществлять поиск и исполнение  информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,  профессионального личностного развития ОК 17.Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать  информацию с использованием  информационно –коммуникационных  технологий ОК 18.Работать в коллективе и команде,  эффективно общаться с коллегами,  руководством, потребителями. ОК 19.Брать на себя ответственность за работу членов команды, (подчиненных),  результат выполнения заданий. ОК 20. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием,  осознанно планировать повышение  квалификации. ОК 21.Ориентироваться в условиях частой  смены технологий в профессиональной  деятельности. ОК 22.Исполнять воинскую обязанность, в  том числе с применением полученных профессиональных заданий ( дляюношей) выбор типовых методов и способов  выполнения профессиональных задач. Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях Осуществление  поиска  и исполнения  информации, необходимой для  эффективного выполнения  профессиональных задач,  профессионального личностного развития Владение  информационной культурой,  анализ и оценка информации с  использованием информационно –коммуникационных  технологий Работа в коллективе и команде,  эффективное  общение  с коллегами,  руководством, потребителями. ответственность за работу членов команды, ( подчиненных), результат выполнения  заданий. Самостоятельное определение  задач профессионального и личностного развития, занятие  самообразованием, осознанное  планирование повышения  квалификации. Ориентировка  в условиях частой смены технологий в профессиональной  деятельности Исполнение  воинской  обязанности, в том числе с применением полученных  профессиональныхзаданий ( для юношей) 1.2.«Иметь практический опыт – уметь – знать»            В результате изучения дисциплины обучающийся должен:  Иметь практический опыт: ПО 1. Определять исторические  этапы становления социально­политической мысли Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 ПО 2. Характеризовать  методы социально­политических исследований, знать     функции социологии и политологии; ПО   3.  Взаимодействия   социальных   общностей   и   групп,   солидарных   и   конфликтных социальных отношениях,  механизме их регулирования;  Уметь: У 1. Уметь в целом понимать современную политическую ситуацию в России и мире; У 2. Различать формы государственного устройства; У 3. Понимать значение демократии для жизни общества; У 4. Формировать собственную политическую культуру; У   5.   Методологически   грамотно   анализировать   различные   политические   процессы   и социальные факты. У – 6  Уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать и оценивать различные позиции и идеологические воззрения. Знать: З 1. Знать политическую  систему общества в России и мире в целом; З 2. Знать   сущность политической власти, институты государства; З  3. Знать сущность гражданского общества,  субъектов  политики; З 4.  Знать   специфику   социологического   подхода   к  изучению   личности   и   общества,   их взаимодействие; 2. Формы контроля и оценивание дисциплины. Таблица 2. Дисциплина Основы социологии и политологии      Формы контроля и  оценивания Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет Текущий контроль Тестирование  Оценка выполнения практических заданий  Оценка выполнения самостоятельных работ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 2. Задания для оценки освоения теоретического и практического курса дисциплины  ( по темам)   Тема 1.1. Социология как  наука. Тест 1.                                    Вариант 1. Вопрос 1. Кто является основоположником социологии как самостоятельной науки? 1.    Платон. 2.    Огюст Конт. 3.    Карл Маркс. 4.    Макс Вебер. 5.    Эмиль Дюркгейм. Вопрос 2. Что относится к объектам социологического исследования? 1.       Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации. 2.         Личности,   социальное   взаимодействие,   социальные   отношения   и   способ   их организации. 3.         Социальные   общности,   социальные   связи,   социальные   отношения   и   способ   их организации. 4.       Социальные институты, социальные связи, социальное взаимодействие ,социальные отношения. 5.    Социальные институты, социальные общности, личности, социальные связи. Вопрос 3. Наилучшей формой правления Платон считал :  1.Олигархию; 2.Демократию 3.Аристократию 4.Тимократию.  Вопрос 4. Оппонент  ­ это: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 1.Возражающий в споре 2.Единомышленник 3.Человек далекий от социальных проблем  Вопрос 5. Социология относится к :  1.Естественным наукам 2.Техническим наукам 3.Гуманитарным наукам 4.Социальным наукам.  Вариант 2. Вопрос 1. Что является предметом социологического исследования? 1.    Социальные общности, социальные институты, социальные связи. 2.    Социальное взаимодействие, личности, социальные связи. 3.    Социальные институты, социальные общности, личности. 4.    Социальные отношения, личности, социальные институты. 5.    Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные институты. Вопрос 2. Какие из перечисленных функций не относятся к функциям социологии? 1.    Прикладная. 2.    Гуманистическая и идеологическая. 3.    Социального планирования и социального контроля. 4.    Познавательная и прогностическая. 5.    Все перечисленные функции относятся к функциям социологии. Вопрос 3. Какая из функций социологии способствует совершенствованию общественных отношений? 1.    Функция социального контроля. 2.    Функция социального планирования. 3.    Гуманистическая функция. 4.    Прикладная функция. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 5.    Идеологическая функция. Вопрос 4. К методам социологического исследования относятся:  1.Наблюдение. 2.Эксперимент. 3.Моделирование. 4.Анкетирование. 5.Интервью. 6.Анализ документов. 7.Все перечисленные методы.  Вопрос 5. К лидерам западноевропейской социологии  19 – 20 веков относятся:  1.Огюст Конт. 2.Карл Маркс. 3.Герберт Спенсер. 4.Эмиль Дюркгейм. 5.Макс Вебер. 6.Все перечисленные.  Основные требования к выполнению работы: При ответе на вопросы выберите один правильный ответ. Номер ответа занесите в таблицу: № вопроса № ответа 1 2 3 4 5 Критерии оценки Количество правильных ответов Оценка 5­6 4 3 5 (отлично) 4 (хорошо) 3 (удовлетворительно) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 2 2 (неудовлетворительно) ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ  № 1. Тема: 1.1. Социология как наука. Правила выполнения практических заданий 1. Необходимо строго выполнять весь объем домашней подготовки, указанный в описаниях практических заданий; 2.   Выполнению   каждой   работы   предшествует   проверка   преподавателем   готовности обучающихся к занятию; 3.   После   завершения   работы   обучающиеся   представляют   преподавателю   отчет   о проделанной   работе   (в   виде   таблицы,   тестов   и   т.   д.)   с   обсуждением   полученных результатов и выводов (в отдельно отведенных рабочих тетрадях). Задание 1 Платон считал, что знать необходимо лишить частной собственности, которая, по его мнению, развращает людей. К управлению обществом следует допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам. ­Как   вы   думаете,   следует   ли   сегодня   формировать   управленческий   аппарат   согласно требованиям Платона?  ­Возможно   ли   построить   «идеальное   государство»,   лишив   частной   собственности управленцев?  Задание  2 Как вы понимаете мысль Аристотеля, что законодатель должен стремиться не к всеобщему   равенству,   а   к   выравниванию   жизненных   шансов?   Актуален   ли   этот   взгляд сегодня?  Задание  3 Определите правильное соотношение суждений  и представителей социологии.                             Суждения Разработал теорию социального действия                            Представители  О.Конт К.Маркс Э.Дюркгейм М.Вебер Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 Своѐ учение назвал «социальной физикой» Разработал теорию социального факта Разделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику» Создал теорию об Общественно­экономических формациях Создал учение «об идеальных  типах» Обосновал теорию социального конфликта Разработал учение о разделении труда и социальной солидарности Немецкий учѐный Французский учѐный Подготовил возникновение теоретической социологии Задание 3 Заполните таблицу «Основные этапы  исторического развития социологической и политической мысли». Общая характеристика исторической эпохи основные представители Основные идей учений Этапы  исторического развития общественной мысли Критерии оценки Количество правильных ответов Оценка 5­6 4 3 2 5 (отлично) 4 (хорошо) 3 (удовлетворительно) 2 (неудовлетворительно) Тема 1.3. Социальное взаимодействие. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017                                             Вариант 1. Задание 1.Дайте определение понятию «социальное взаимодействие». Задание 2. Девиантное поведение, его виды. Задание 3. Причины социальных конфликтов. Задание 4. Роль социальных конфликтов в жизни общества.                                              Вариант 2. Задание 1. Назовите факторы социального поведения. Задание 2. В чем сущность социальных конфликтов? Задание 3. Типы социальных конфликтов. Задание 4. Назовите основные формы социального взаимодействия.  Тема 1.5. Общество как социокультурная система.       Практическое занятие № 2. Задание 1. Дайте определения для следующих понятий: социальная общность, социальная  группа, социальное движение. Чем различаются обозначаемые ими явления?  Задание 2. Определите, каким понятиям, перечисленным в левой колонке, соответствуют суждения из второй колонки. Социальная группа Малая группа Формальная группа Вторичная группа аутсайдер диада Интерактивная группа представляет собой разновидность малой группы В ней нет тесных взаимодействий между членами или  взаимодействия носят ограниченный характер Выделяется на основе общих признаков, присущих отдельным людям Лицо, которое обладает наименьшим авторитетом в группе Включает от 2 до 20 человек Ее члены в одинаковой степени участвуют в принятии Взаимодействие в ней определяется соответствующими правовыми актами (уставами, инструкциями, положениями) Задание 3. Приведите примеры формальных и неформальных, больших, малых и средних, реальных   и   социальных,   первичных   и   вторичных   групп,   а   также   интерактивных   и номинальных групп. Объясните, почему высчитаете свои примеры правильными. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 Задание 4. Какие из приведенных ниже суждений применимы к социальным движениям и являются правильными, а какие ­ нет? а) Социальные движения требуют формального членства.   б)   Численность   людей,   участвующих   в   социальных   движениях,   не   может   превышать тысячи человек. в) У людей, участвующих в социальном движении, должны быть общие цели. г) Основная цель социальных движений состоит в изменении культурных ценностей. д)   Самой   главной   целью   социальных   движений   является   изменение   государственного строя. е) Движение зеленых ­ это пример социального движения. ж)   Социальное   движение   может   быть   сосредоточено   вокруг   личности   или   какой­либо организации.  з) Политическая партия — это пример социального движения. Задание 6.  Определите, каким понятиям из левой колонки соответствуют суждения из второй колонки. Нуклеарная семья Эгалитарная семья Полиандрия Полигамия Это характеристика семьи по форме брака, в котором состоит более одного мужчины и более одной женщины Это может быть моногамным и полигамным Это может определяться по мужской и по женской линии В семье этого типа все члены имеют одинаковые права с точки  зрения принятия решений Запрет на некоторых Это форма семьи, включающая мужа, жену и Форма брака родословная несовершеннолетних детей Форма брака, в котором состоит одна женщина и несколько Это качество, по мнению некоторых исследователей, делает  человека человеком Тема 2.3. Политическая система общества. Вариант 1.  Задание 1. Выполните тест. Ответы занесите в таблицу. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 1. Совокупность структур, процедур, институтов, реализуемой в политической сфере:  A) Политическая система общества; B) Политический процесс; C) Политические отношения; D) Политическая идеология; E) Политическая культура.  2. Какая из формулировок характеризует такое понятие как диктатура? А) Неограниченная политическая, экономическая и идеологическая  власть, осуществляемая контроль строго ограниченной группой людей, во главе с лидером; В) Политический режим осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни;  С)   Режим,   характеризуемый   прямым   насилием   в   процесс   управления   обществом, отвергающий политические свободы;  D) Все перечисленные; E) Ни одно из перечисленных.  3. Какая из формулировок характеризует такое понятие как авторитаризм? А) Открытая террористическая диктатура, опирающаяся на тотальную  власть   государства,   милитаризацию   общества,   культ   силы   и   вождя;   один   из   видов идеологии;  В)   Принцип   государственного   устройства,   когда   власть   полностью   сосредоточена   в центральных органах управления;  С) Политический режим установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе;  D) Доктрина, провозглашающая создание бесклассового и без государственного общества;  E) Ни одна из перечисленных. 4. Какое из перечисленных понятий характеризует следующая формулировка: «Открытая   опирающаяся   на   тотальную   власть   государства, террористическая   диктатура, милитаризацию общества, культ силы и вождя; один из видов идеологии» ?  А) Авторитаризм; В) Тоталитаризм; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 С) Фашизм; D) Коммунизм; E) Либерализм.  5.Политическая система общества – это … А) Обязательно крупная этническая общность; В) Совокупность отношений по поводу участия в политической власти; С) Уровень и характер политических знаний. Оценок и действий граждан; D) Система социальных связей; E) Все перечисленные.  6. Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Таковыми являются …  А) Формирование политического сознания граждан; В) Политическая социализация; С) Артикуляция интересов; D) Политическая коммуникация; E) Все перечисленное.  7.Политическая система обеспечивает… А) Непрерывность, связь и координацию деятельности различных политических субъектов для осуществления целей; В) Контроль за соблюдением норм; С) Отношения между гражданами в политике; D) Внутреннюю и внешнюю безопасность; E) Все перечисленные.  8.Основной элемент политической системы: А) Государство;   В) Власть;   С) Индивид;   D) Политические партии; E) Политическая элита.  9. Совокупность правовых норм, устанавливающий порядок выборов главы государства:  А) Конституционное право; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 В) Гражданское право;   С) Избирательное право; D) Предвыборное право;         E) Электоральное право.  10. Назовите демократические принципы избирательного права: А) Всеобщность;  В) Равенство; С) Тайна выборов; D) Прямое голосование; E) Все выше перечисленное. 11.   Государственно–политическое   устройство   общества,   управленческие   функции   в котором основаны на признании народа в качестве источника власти, его праве участвовать в решении государственных дел…  А) Авторитарный; В) Демократический; С) Тоталитарный; D) Авторитарно–демократический; E) Национал–социалистический.  12.   При   демократическом   режиме   право   издавать   общегосударственные   законы принадлежит…  А) Парламенту; В) Партии; С) Народу; D) Президенту; E) Правительству.  13. Что является основой консервативных, демократических режимов? А) Конституция; В) Политические традиции; С) Политические партии; D) Моральные ценности; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 E) Все перечисленные.  14.  Режим основывающийся на догмах религии… А) Теократический;  В) Авторитарный; С) Военно–бюрократический (коммунистический); D) Демократический; E) Тоталитарный.  15. Политический режим, при котором существует принцип разделения властей…  А) Авторитарный; В) Тоталитарный; С) Демократический; D) Теократический; E) Военный. № вопроса № ответа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Вариант 2. Задание 1. Выполните тест. Ответы занесите в таблицу. 1. Политическая система может быть… Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 А) Статичной и динамичной; В) Регулятивной и прогностичной; С) Аксеологической и мировоззренческой; D) Статичной; E) Динамичной.  2. Политическая система характеризуется как… А) Система социальных взаимодействий; В) Система интеграции прав человека; С) Система общественных наук; D) Все перечисленные; E) Ни одно из перечисленных.  3. К многопартийности относится форма правления: А) Монархическая; В) Демократическая; D) Военная; E) Тоталитарная.  4.  Политический режим – это:  А) Политическая форма организации общества, возникшая в результате  разделения общества на классы;  В) Совокупность приемов, способов и методов осуществления политической власти; С) Совокупность формальных и неформальных объединений людей, межличностных отношений, которые возникают вне рамок и без прямого участия государства;  D) Организованная на единой нормативно­ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом;  E) Добровольное признание и принятие власти. 5.  Что характеризует  политический режим в государстве:  А) Какими  методами и способами осуществляется власть; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017  В) Как распределяется собственность;  С) Административно­территориальное деление государства;  D) Структуру высших органов власти;  E) Уровень жизни населения. 6. Что политология не считает  политическим режимом:  А) Демократию;  В) Авторитаризм;  С) Бюрократию;  D) Тоталитаризм. 7. Тоталитаризм  – это:   А) Политический режим, при котором государство стремится к целостному, всѐ охватывающему контролю за жизнью общества и каждой личностью в отдельности;  В) Жѐстокое, деспотическое, единоличное правление тирана; С) Упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а  также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей;  D) Неограниченная власть одного лица или небольшой группы; E) Неограниченная власть деспота, опирающегося на широкий слой  государственных чиновников. 8. Как называются политический режим в государстве, при котором не допускается деятельность оппозиционных партий, движений в обществе установлена одна государственная идеология, нет демократических прав и свобод:  A) Конституционный;  B) Либерально ­ демократический; C) Либеральный;  D) Антидемократический; E) Демократический.  9. Кто впервые ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм»? Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 А) К. Маркс;  В) У. Черчилль;     С) В. Ленин;                  D) А. Гитлер;        E) Б. Муссолини. 10. Что из перечисленного не является характерной чертой тоталитаризма:  А) Одна правящая партия;  В) Одна общегосударственная идеология;   С) Одна общегосударственная религия;  D) Террор в отношении инакомыслящих;  E) Негосударственные средства массовой информации. 11. Фашизм как идеология возник в:  А) Германии;  В) Испании;  С) СССР;  D) Италии;   12.   Для авторитаризма характерны следующие черты:  А) Неподконтрольность власти гражданам;  В) Передача власти по наследству;  С) Отсутствие конституции и законов;  D) Использование силы для решения политических вопросов;  E) Сращивание правящей партии  с государственным аппаратом. 13. Какой термин в переводе с греческого языка означает власть народа?  A) Свобода;  B) Конституция; C) Равенство;  D) Республика; E) Демократия.  14. Где зародилась демократия? A) В Риме; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 B) В Египте;  C) В Африке; D) В Греции; E) В  Двуречье.  15. Назовите признаки демократии: A) Равноправие граждан;  B) Принцип большинства; C) Признание народа источником власти;  D) Наличие фундаментальных прав и свобод, их признание;   E)  Все выше  перечисленные. № вопроса № ответа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема 2.4. Политические институты.    Практическое занятие  № 3. Задание1. Охарактеризуйте основные теории происхождения государства:     Теологическая __________________________________________________________     Классовая     ____________________________________________________________     Патриархальная_________________________________________________________ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017     Договорная_____________________________________________________________     Теория насилия__________________________________________________________ Задание 2. Какие функции государства есть наиболее важные? Задание 3. Назовите основные отличительные признаки государства. Задание 4. Допишите недостающий элемент: Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное  обеспечить ее стабильность, нормальное функционирование. Сюда относятся: ­ Форма правления;                              ­ Форма государственного устройства;                               ­ _______________________________ Задание 5. Почему государство является основным субъектом политической системы? Задание 6. По форме правления различают такие государства:                    ( охарактеризуйте все известные вам формы правления) Задание 7. В чем отличия унитарного государства от федеративного? Задание 8.Охарактеризуйте данные виды монархий.   Абсолютная монархия дуалистическая Парламентская  Задание 9. Выберите правильный ответ:   Внутренне   строение   государственного   аппарата,   порядок   расположения   органов   государственной власти, их соотношение называется:  1) функциями государственного аппарата власти; 2)компетенцией государственного аппарата; 3)полномочиями государственного аппарата; 4)структурой государственного аппарата.  Задание 10. выберите правильный ответ: В многопартийном государстве 7 % порог, необходимый для прохождения в450 местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами:  Партия А – 7 %, партия В ­ 10%, партия С – 20 %, партия Х 50 %. Какая избирательная система установлена в данном государстве: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 1)пропорциональная; 2)мажоритарная; 3)смешанная; 4)недостаточно сведений для определения типа избирательной системы.  Задание   11.   Что   называется   политическими   партиями?   Составьте   два   предложения, используя в них, названия любых политических партий современной России. Задание  12.   Выберите   правильный   ответ:   «Человек   сам,   лучше   любого   правительства, знает, что ему нужно» ­ этот принцип характерен для идеологии  1)либерализма; 2)коммунизма; 3)консерватизма; 4)фашизма.  Задание 13.Какие политические режимы вы знаете? Охарактеризуйте их. Задание 14. Найдите в приведенном списке черты гражданского общества:  1)экономическая самостоятельность граждан; 2)господство одной идеологии; 3)правовое оформление и государственная защита прав свобод граждан; 4)невмешательство государства в частную жизнь граждан; 5)господство государства над обществом; 6)реализация принципа федерализма;  Задание 15. назовите основные признаки правового государства. Задание 16. Вам предлагают вступить в политическую партию. Какие вопросы вы зададите прежде чем примите решение. Задание 17. Вы пришли на встречу с кандидатом в депутаты. На что из перечисленного вы обратите внимание:  1)как одет депутат; 2)его семейное положение; 3)его предвыборная программа; 4)источники финансирования его предвыборной кампании. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017                                                Тестирование .                                                  Вариант 1.  1. Геноцидом называется… А) Уничтожение или преследование людей по признаку определенной общности их происхождения;  В) Состояние нищеты значительной части населения; С) Принцип политического плюрализма; D) Крайняя форма национализма, разжигание национальной вражды и  ненависти; E) Ни один из перечисленных.  2. Причины возникновения межнациональных конфликтов... А) Политические; В) Исторические; С) Военные; D) Языковые; E) Все перечисленные.  3. Что понимается под этнической общностью? А) Совокупность людей, проживающих на определенной территории и  обладающих общими особенностями культуры и психики; В) Совокупность наиболее влиятельных и политически активных  представителей господствующего класса; С) Система политического общества, где граждане прямо, без  посреднической помощи решают все интересующие их проблемы; D) Совокупность людей, проживающих на разных территориях и  решающие вопросы другой страны;  E) Ни одно из перечисленных. 4. Что является принципами демократического регулирования межнациональных отношений? Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 А) Право на участие в политической жизни общества; В) Право нации на самоопределение; С) Равноправие наций и народностей; D) Право гражданина участвовать в политической жизни; E) Все перечисленное.  5. К международным организациям не относится… А) ООН; В) ЮНЕСКО; С) НАТО; D) ЕЭС; E) Все перечисленные   6. Мировая система это –   А) совокупность территорий или стран, объединенных экономическими  связями;  В) Человеческое общество в целом; Г) несколько территорий, объединенных военной и политической  властью; Д) Все ныне существующие на планете страны.                              Вариант 2.  1. Что означает понятие политический процесс? А) Изменение в системе образования;   В)Экономические реформы в определенной последовательности; С) Последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений; D) Отдельные политические события и явления; E) Совокупность последовательных действий для достижения какого–либо результата. 2. Главным звеном в системе регулирования международных  отношений есть:       А) ООН;        В) ОБСЕ; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017        С) МВФ  3. Понятие «геополитика» означает… А) Географические открытия; В) Поиск и освоение полезных ископаемых; С)   Обусловленность   политических   процессов   в   больших   социальных   системах географическим положением страны; D) Влияние транстационарных организаций на политику государства; E) Военные действия.  4. Международное право представляет собой: А)   Формальные   или   не   формальные   договоренности   между   государствами   по   вопросу сотрудничества или взаимопомощи в военной, экономической или политической сферах; В) Соглашение по культурному обмену, торговые соглашения, взаимные соглашения по безопасности, договоры об ограничении стратегических ядерных вооружений; С)   Совокупность   юридических   принципов   и   норм,   регулирующих   отношения   между государствами и другими участниками международного общения. 5. Кто определяет направления внешней политики РФ  А) Правительство; В) Парламент; С) Президент; D) Государственный секретарь; E) Министерство иностранных дел.  6. Международные отношения представляют собой:     А) Межгосударственную систему предотвращения конфликтов;     В) Сферу общения и взаимодействия людей на межгосударственном        уровне;     С) невоенные способы поддержания мира на континенте.  3.  Оценка теоретического курса дисциплины  в целом.   Проверяемые результаты обучения. ОК 1.   Определять исторические этапы становления социально политической мысли Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 ОК 2.  Характеризовать   методы социально­политических исследований, знать         функции социологии и политологии; ОК 3. Знать политическую  систему общества в России и мире в целом; ОК 4. Знать   сущность политической власти, институты государства; ОК 5.Знать сущность гражданского общества,  субъектов  политики; ОК 6. Знать специфику социологического подхода к изучению личности и общества, их взаимодействие; ОК   7.  Взаимодействие   социальных   общностей   и   групп,   солидарных   и   конфликтных социальных отношениях,  механизме их регулирования; ОК 8. Уметь в целом понимать современную политическую ситуацию в России и мире; ОК 9. Знать   сущность политической власти, институты государства; ОК10.Понимать значение демократии для жизни общества ОК 11.Формировать собственную политическую культуру ОК   12.Методологически   грамотно   анализировать   различные   политические   процессы   и социальные факты. ОК 13. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 14.  Организовывать  собственную деятельность, выбирать типовые методы  и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 15. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность  ОК 16. Осуществлять поиск и исполнение информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития ОК   17.Владеть   информационной   культурой,   анализировать   и   оценивать   информацию   с использованием информационно –коммуникационных технологий ОК 18.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 19.Брать на себя ответственность за работу членов команды, (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК   20.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного   развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК   21.Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в   профессиональной деятельности. ОК 22.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных заданий ( для юношей) КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ  ЗАЧЕТА. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017   Зачет предназначен для контроля и оценки результатов освоения дисциплины « Основы социологи  и политологии».   Для этого используется  пакет с контрольными тестами по предмету в целом. Итогом зачета является выставление оценок обучающимся с учетом критериев: Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 90 ­ 100 80 – 89 70 – 79 менее 70 5 4 3 2                                         Текст задания .                                            Вариант 1. Тест 1. отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно 1. Социология – это наука о: а) истории развития общества; б) социальных общностях и закономерностях их развития; в) взаимодействии общества и природы. 2. Родоначальником социологии является: а) К. Маркс; б) О. Конт; в) А. Смит. 3. Методы исследования социологической науки: а) фундаментальные теоретические исследования; б) преимущественно эмпирические прикладные исследования; в) единство теоретических и эмпирических исследований. 4. Последовательность проведения социологических исследований: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 а) исследования начинаются с теории и заканчиваются практикой; б)   исследования   начинаются   с   теории,   потом   переходят   к   практике   и   заканчиваются теорией; в) исследования начинаются с практики и заканчиваются теорией. 5. Почему социология как наука стала востребованной только в середине XIX в.? а) это связано со значительным прогрессом в науке, технике, культуре; б) это обусловлено тем, что формируется гражданское общество; в) это обусловлено тем, что появляется правовое государство. 6. Общество – это: а) большая группа людей, имеющих общую религию; б) исторически сложившаяся общность людей; в) большая группа людей, объединенных общими законами. 7. Личность – это: а) человек, достигший гражданской зрелости; б) человек, обладающий особыми индивидуальными качествами; в) человек, обладающий социально значимыми качествами. 8. Социализация личности – это: а) процесс интеграции индивида в социальную среду; б) воспитание в человеке высоких моральных качеств; в) процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей. 9. Социальная стратификация – это: а) структурированная система социального неравенства; б) деление общества на бедных и богатых; в) дифференциация общества на социальные слои. 10. Что является объединяющим фактором для малой неформальной группы? а) общая территория, на которой формируется группа; б) общие интересы; в) единые правовые нормы. 11. Семья – это: а) малая социальная группа; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 б) малая группа и социальный институт; в) социальный институт. 12. Социальное неравенство – это: а) различия в умственных и физических способностях людей; б) различия в образовании и воспитании; в) различия в социальных статусах. 13. В социальной структуре российского общества самым многочисленным является: а) средний класс; б) низший класс; в) высший класс. 14. Высокая степень мобильности присуща обществу: а) авторитарному; б) демократическому; в) тоталитарному. 15. Предметом исследования социологии, политологии является: а) внешняя и внутренняя политика государства; б) система политической власти; в)   взаимоотношение   политического   и   социального,   формирования,   распределении   и использовании политической власти.  16. Политология использует методы:  а) собственные;  б) социологические;  в) математические.  17.   Изучение   политических   институтов,   а   также   содержания,   организации   и функционирования политической власти свидетельствует о:  а) деятельностном подходе;  б) институциональном подходе;  в) социологическом подходе.  18. Политика как общественное явление означает рассмотрение "политического" как:  а) уяснение сущности и форм проявления социальных отношений; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 б) формы деятельности субъектов;  в) пространственную обусловленность политических процессов.  19. Эффективность политики зависит от того, насколько она  а) реалистична;  б) идеалистична;  в) одновременно реалистична и идеалистична.  20. Легитимность политической власти – это:  а) законность власти;  б) общепризнанность власти;  в)   признание   гражданами   за   субъектом   власти   права   господствовать   и   принимать управленческие решения и своей обязанности добровольно им подчиняться.  21. Вера в обязательность легального установления власти (на основе действующего закона и деловой компетентности) – это:  а) харизматический тип легитимности власти;  б) традиционный тип;  в) легальный тип.  Вариант 2.                                                        Тест 2.  Выберите наиболее подходящий вариант ответа на предлагаемые вопросы. 1. Наиболее характерным типом семьи для развитых стран является: а) многопоколенная семья; б) нуклеарная семья; в) патриархальная семья. 2. Семья как социальный институт: а) существовала всегда; б) возникла на определенном этапе развития общества естественным образом; в) это искусственное образование, придуманное людьми. 3. По мнению Аристотеля: а) на ранней стадии развития общества существовал матриархат; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 б) патриархат был изначально задан и является вполне закономерным; в) имели место и патриархат, и матриархат. 4. Моногамная семья возникает: а) с возникновением первобытного общества; б) с возникновением частной собственности и государства; в) в период становления буржуазных отношений. 5. Семья это: а) малая социальная группа; б) и малая социальная группа, и социальный институт; в) социальный институт. 6. Основные функции патриархальной семьи: а) супружеская любовь в браке; б) домохозяйство; в) рождение и воспитание детей. 7. Назовите одну из основных причин возникновения политики: а) усиление власти родоплеменных вождей; б) социально­классовое расслоение общества; в) желание людей иметь сильную централизованную власть. 8. Какой слой населения, по мнению Аристотеля, обеспечивает стабильность государства? а) высший; б) низший; в) средний. 9. Как называется труд Т. Гоббса, в котором он изложил идею«общественного договора»? а) «О государстве»; б) «Левиафан»; в) «О гражданстве». 10. Какова роль среднего класса в обществе? а) из него формируется политическая элита; б) он составляет основу гражданского общества; в) это самый передовой класс в обществе. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 11. Одной из черт плюралистической демократии является:  а) разрешение деятельности оппозиции, если она лояльна к системе;  б) уважение к оппозиции, ее праву критиковать и сменить правящее  большинство;  в) однопартийная система.  12. Избирательная система страны – это:  а) политический институт;  б) политическая система;  в) политическая организация.  13. Обеспечение исполнения основных функций государства является  прерогативой:  а) законодательной власти;  б) исполнительной власти;  в) президента.  14. Важнейшим отличительным признаком государства является:  а) суверенитет;  б) разделение властей;  в) легитимность.  15. Государственный аппарат – это:  а) лица, принимающие государственные решения;  б) члены правительства;  в) лица, готовящие политические решения и организующие их  выполнение.  16. Общественно­политические организации – это:  а) профсоюз;  б) Гринпис;  в) политическая партия.  17. Основными субъектами международного политического процесса  являются: а) политические партии; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 б) суверенные государства;  в) социальные группы.  18. Выработка и проведение в жизнь политики и реализация политических  интересов – это:  а) политическое поведение;  б) политическая деятельность;  в) политическое решение.  19.  Несоответствие   между   властью   и   ответственностью   социального   субъекта свидетельствует о наличии:  а) политического конфликта;  б) ролевого конфликта;  в) административного конфликта.  20. Понятие М. Вебера "харизматический лидер" – основано на:  а) вере в святость традиций;  б) законности и разумности существующего 21. Одним из атрибутов федеративного государства является:  а) децентрализация управления, исключая некоторые властные  полномочия;  б) строгий административный контроль центральных органов власти над местными;  в) полная независимость субъектов федерации.  4. Ответы к тестам. Тема 1.1. Социология как наука.                     Вариант 1.         1 2 3 4 5 2 5 3 1 4 Тема 2.3. Политическая система общества.                              Вариант 2 1 2 3 4 5 5 5 1 7 6 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017                     Вариант 1.         1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 А Д Е В В Е Е А А Е В А А А С Тема 3.1. Мировое сообщество.                     Вариант 1.         1 2 3 4 5 6 А Е А Е Е Д Итоговое  тестирование по предмету:                     Вариант 1.         1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а б в а а б в в в б                              Вариант 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Е Е В В А С А Д В Е Д Е Е Д Е                              Вариант 2 1 2 3 4 5 6 С А С С С В                              Вариант 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 б б а б в б б в а б Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05  – УМК­ ОГСВЭ 02­2017 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 в в б б в б а в в а а 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 б а б а а в б б в а а

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии

КОС по основам социологии и политологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018