Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 13
КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : ковалентная (полярная и неполярная)
связь; понятие о валентности и степени окисления.
Т р е б о в а н и я : уметь определять ковалентный тип связи в
соединениях, валентность и степень окисления элемента в соединении.
О б о р у д о в а н и е : таблицы по теме «Типы химических связей».
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Опрос у доски – объяснить образование ионной связи на
примере NaCl (один учащийся). Выполнение упр. 2 на доске.
II. Объяснение нового материала.
– Итак, если встречаются атомы металла и неметалла, электроны от
металла переходят к неметаллу, образуются ионы, а между ними –
ионная связь.
А как поведут себя атомы неметалла при взаимодействии?
Рассмотрим самый простой пример – атом водорода, у него на
внешнем уровне 1ē, до завершения первого уровня ему не хватает 1 ē, но
«отобрать» его у точно такого же атома водорода он не сможет, потому
что электроны этих атомов с равной силой удерживаются ядром.
Поэтому здесь будет другой механизм завершения внешнего
энергетического уровня – обобществление электронов. Схематично это
изображают так:
Эта схема обозначает, что общая электронная пара в равной степени
принадлежит обоим атомам, то есть вокруг каждого атома вращаются 2
электрона, у каждого атома энергетический уровень завершен.
Химическая связь, образованная электронными парами, называетсяковалентной.
Одна общая электронная пара соответствует одной связи, такая
связь называется простой, или одинарной. Так как каждый атом
водорода с равной силой притягивает к себе электронную пару, связь
называется неполярной ковалентной. Механизм обобществления
электронов называется обменным.
Рассмотрим образование связи между молекулами фтора, кислорода,
азота, следуя алгоритму:
1) Записать знак элемента. Определить по номеру группы число
электронов на внешнем уровне.
2) Расставить по 4 сторонам по 1 электрону, оставшиеся электроны
ставить по 1 (снизу по часовой стрелке).
3) В зеркальном отображении изобразить такой же атом.
4) Обвести собственные электроны атома и неспаренные электроны
другого атома так, чтобы в комплекте оказалось 8ē. У второго атома –
так же.
5) В общей обводке окажутся общие электронные пары.
По числу общих электронных пар определяется кратность связи
(простая, двойная, тройная).
5) одна общая электронная пара – связь простая.
О т в е т ы :две общие пары – связь двойная
Эти же электронные формулы можно изобразить в виде
три общие пары – связь тройная
структурных формул.
Н – Н; F – F; О = О; N
Число общих электронных пар, которое может образовать атом,
N.≡
называется валентностью.
Валентность неметаллов определяется числом неспаренных
электронов, которое можно вычислить так: 8 – номер группы.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 10, упр. 2, 3, 4, 5.