КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста
Оценка 4.6

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
музыка
Детсад
22.04.2019
КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста
Стихийность развития коммуникативных умений находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успевае-мости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников приобретает все большее значение в современном мире. Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Умения устанавливать взаимоотношения с другими людьми, вступать с ними в контакты, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребенка» [_А.Г. Рузская, с. 25 – потом заменится вся ссылка номер]. Высокий уровень общения выступает залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. На данном этапе полноценное общение невозможно без коммуника-тивных навыков, которые формируются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и развивать их надо еще в детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя. Особую важность эта тема приобретает в настоящее время, когда ком-муникативное развитие вызывает серьезную тревогу. Действительно, все ча-ще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения у детей. У многих детей возникают сложности в общении со сверстниками, они чувствуют себя некомфортно в группе и становятся агрессивными, неуправляемыми. Дети не могут занять в группе сверстников желаемого положения «на равных», они часто замыкаются, начинают сторониться и избегать детского сообщества» [ ].
КП Коммуникативные танцы.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Камышловский педагогический колледж Курсовой проект  по профессиональному модулю ПМ 02 Организция различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста 44.02.01 Дошкольное образование Исполнитель: Бобылева Е.С студентка  _________ Руководитель: Насонова И.А ____________ 1 Камышлов 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная…………………………………………….………………3 Актуальность, цель, задачи курсового исследования……………….3 Психолого­педагогические основы развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста ……………………………………….....8 Возможности   коммуникативных   танцев   в   развитии   коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста …………………………....16­20 Анализ   имеющегося   педагогического   опыта   использования коммуникативных   танцев   в   развитии   коммуникативных   умений   детей среднего …………………………………...................................21­24 дошкольного     возраста Анализ   образовательных   программ   ДО   с   позиции   выявления возможностей   использования   коммуникативных   танцев   в   развитии коммуникативных   умений   детей   среднего   дошкольного   возраста   …. …………………...24­29 Общая характеристика компонентов системы занятий с использованием коммуникативных   танцев   в   развитии   коммуникативных   умений   детей среднего дошкольного возраста, разработанной  на основе _______________ программы __________________……………………………………..……29­33 Обоснование способов оценки качества системы занятий по развитию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев ……………………………… …………...33­35 Планирование   системы   занятий   на   основе   ________программы «____________» по развитию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста посредством коммуникативых танцев………35­53 Список литературы………………………………………………….54­55 2 Приложение Пояснительная записка Актуальность, цель, задачи курсового исследования   Стихийность развития коммуникативных умений находит отражение в острых   проблемах   школьного   обучения:   в   значительном   разбросе успеваемости, несформированности учебно­познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Компетентность   и   грамотность   в   общении   сегодня   являются   одним   из факторов   успеха   в   любой   сфере   жизнедеятельности.   Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в   семье,   но   и   в   коллективе   при   совместной   деятельности.   Чтобы   быть успешным,   нужно   быть   более   коммуникативно­активным,   способным адаптироваться,   эффективно   взаимодействовать   и   управлять   процессами общения. Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников приобретает все большее значение в современном мире. Готовность   к   эффективному   коммуникативному   взаимодействию человека   с   людьми   в   настоящее   время   является   необходимым   условием развития личности уже в период дошкольного детства. Умения устанавливать взаимоотношения   с   другими   людьми,   вступать   с   ними   в   контакты, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе 3 будущий социальный статус ребенка» [_А.Г. Рузская, с. 25 – потом заменится вся ссылка номер]. Высокий   уровень   общения   выступает   залогом   успешной   адаптации ребенка в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. На   данном   этапе   полноценное   общение   невозможно   без коммуникативных навыков, которые формируются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и развивать их надо еще в детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя. Особую   важность   эта   тема   приобретает   в   настоящее   время,   когда коммуникативное развитие вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения у детей. У многих детей возникают сложности в общении со сверстниками, они чувствуют   себя   некомфортно   в   группе   и   становятся   агрессивными, неуправляемыми.   Дети   не   могут   занять   в   группе   сверстников   желаемого положения   «на   равных»,   они   часто   замыкаются,   начинают   сторониться   и избегать детского сообщества» [ ].  Значение   сформированности   коммуникативных   умений   становится более очевидным в среднем дошкольном возрасте, как отмечает М.И. Лисина, когда   отсутствие   элементарных   умений   затрудняет   общение   ребенка   со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно дошкольная ступень образования должна обеспечить   познавательную   мотивацию   и   интересы   ребенка,   готовность   и способность   к   сотрудничеству   воспитанника   с   воспитателем   и одногруппниками, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.    сформировать   основы   нравственного   поведения, Современная   педагогическая   практика   опирается   на   исследования, обосновывающие   сущность   и   значение   формирования   коммуникативных 4 умений   в   развитии   ребенка.   В   ряде   исследований   отмечается,   что коммуникативные   умения   способствуют   психическому   развитию   ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина), влияют на общий уровень его деятельности   Значение   сформированности (З.М.   Богуславская,   Д.Б.   Эльконин). коммуникативных умений становится очевидным на этапе перехода ребенка к обучению   в   школе   (Г.Г.   Кравцов,   Е.Е.   Кравцова,   Г.А. Цукерман).   Именно развитие   коммуникативности   является   приоритетным   основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности. В ряде нормативно­правовых документах, различных образовательных программах   дошкольного   образования   коммуникативные   умения,   умения взаимодействовать   друг   с   другом   выделяются   как   одной   из   приоритетных направлений   развития   ребенка   дошкольного   возраста.   Так,   согласно введенному   федеральному   государственному   стандарту   дошкольного образования   в   содержании   ООП   ДО   выделена   образовательная   область «Социально­коммуникативное   развитие».   Реализация   задач   и   содержания данной   области   в   образовательной   работе   с   детьми   призвано   обеспечить овладение   воспитанниками   практикой   конструктивного   общения   и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развитие у детей эмоциональной отзывчивости,   сопереживания,   формирование   уважительного   отношения   к сверстнику, овладению устной речью как основным средством общения []. В то же время, в образовательной практике вопросам формирования у детей   основ   культуры   общения,   коммуникативным   умениям   уделяется незначительное   внимание.   Педагоги   полагают,   что   ежедневная   практика общения между детьми естественным образом приведет к тому, что ребенок научится общаться. В то же время, характеризуя современного ребенка, Д.И. Фельдштейн   отмечает   такую   неблагоприятную   тенденцию   как   обеднение   и ограничение общения детей. Это может быть связано с множеством факторов: 5 родители, опасаясь за своего ребенка, ограничивают его в общении с другими детьми, дети стали зависимы от различных гаджетов, реальное общение им становится неинтересным.  Статистика показывает, что уже в младшем школьном возрасте у 25% детей   наблюдается   беспомощность   в   отношениях   со   сверстниками, неспособность   разрешать   простейшие   конфликты.   Поэтому   именно   в дошкольном   возрасте   должны   развиваться   коммуникативные   умения, строиться межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми. [ ]  Система дошкольного образования располагает многообразными, но не полностью   используемыми   возможностями   формирования   основ коммуникативных умений  детей старшего дошкольного возраста. Различные виды совместной деятельности в учреждениях дошкольного образования, где самореализация   и   самоопределение   дают   возможность   естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, есть способ формирования коммуникативной компетентности личности.  Однако,   накопившихся   на   данный   момент   исследований   об   условиях развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования, практически нет. В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети   уже   в   4­5   лет   становятся   более   предпочитаемыми   для   большинства сверстников,   другие   ­   не   пользуются   особой   популярностью   ­   либо отвергаются,   либо   остаются   незамеченными.   Опыт   первых   контактов   со сверстниками   становится   тем   фундаментом,   на   котором   надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том,   что   влияет   на   развитие   коммуникативных   умений   и,   как   следствие, 6 положение ребенка  в  группе  сверстников, имеет исключительное  значение. Анализируя   качества   и   способности   наиболее коммуникабельных   детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми. Общение со сверстниками происходит в различных видах деятельности детей,   в   том   числе   и   музыкальной.   Особым   потенциалом   для развития навыков невербального общения обладают музыкальные занятия. В процессе музыкально­ритмического   обучения   дети   могут   научиться   понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. В   педагогике   музыкального   образования   вопросами,   связанными   с использованием элементов невербального общения в танцах, занимались А. И. Буренина, Л. В. Виноградов, Й. Вуйтак, В. А. Жилин, В. Р. Каневский, К. Орф, А. Остертаг, Е. И. Поплянова, И. Э. Сафарова, Т. Э. Тютюнникова. К. Орф   отмечал   необходимость   подбора   к   музыке   соответствующих настроению танцевальных движений.  Й.  Вуйтак  считал, что  танец является социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей. Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали:   в   этом   процессе   у   детей развиваются   определенные коммуникативные   умения,   необходимые   для общения   друг   с   другом, взрослым.   Очевидно,   поэтому   в   методике   музыкально­ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец», который, по мнению В. А. Жилина, является художественной деятельностью, включающей   направленных   на комплекс   определенных танцевальных   упражнений, формирование   коммуникативных   умений   и   установление общения   между детьми. 7 Несмотря   на   то,   что   все   авторы   подчеркивали   эффективность коммуникативных   танцев   в   развитии   коммуникативных   умений, коммуникативный танец недостаточно используется в практике дошкольных учреждений. Анализ изученной литературы позволил выделить противоречия:   между   достаточной   теоретической   изученностью   проблемы коммуникативных   умений   детей   среднего   дошкольного   возраста   и недостаточной   степенью   изученности   возможности   использования коммуникативного   танци   для   развития   коммуникативных   умений   детей среднего дошкольного возраста  между необходимостью формирования коммуникативных умений у   детей   среднего   дошкольного   и   отсутствием   исследований   об   условиях развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования.  между   эффективностью   коммуникативных   танцев   в   процессе развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста и недостаточным   применением   данного   метода   в   практике   образовательной деятельности ДОУ. Выявленные   противоречия   позволяют   выявить   проблему,связанную   с выстраиванием системы занятий с использованием коммуникативных танцев для   формирования   коммуникативных   умений   детей   среднего   дошкольного возраста. Данная   проблема   определяет   тему   исследования:«   Коммуникативные танцы   как   средство   развития   коммуникативных   умений   детей   среднего дошкольного возраста». Объект   исследования:   процесс   развития   коммуникативных   умений детей среднего дошкольного возраста. 8 Формой данного исследования выступают система занятий, в которую включены коммуникативные  танцы  для  развития  коммуникативных  умений детей среднего дошкольного возраста. Следовательно   сформулирована   следующая   цель: теоретическиобосновать возможности использования коммуникативных тацев в   системе занятий для развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. Задачи: 1) изучить   психолого­педагогические   основы   развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. 2) раскрыть   возможности   коммуникативных   танцев   для   развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. 3) проанализировать   имеющийся   положительный   педагогический опыт   использования   коммуникативного   танца   и   для   развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. 4) осуществить   анализ   образовательных   программ   ДО   с   позиции выявления   возможностей   использования   коммуникативного   танца   для коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. 5) охарактеризовать   структуру   системы   занятий   с  использованием коммуникативного   танцв,   разработанную   на   основе   _____   программы __________   для   развития   коммуникативных   умений   детей   среднего дошкольного возраста. 6) обосновать   способы   оценки   качества   системы   занятий   по развитию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста с использованием коммуникативных танцев. 7)   разработать календарно–тематическое планирование занятий по развитию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста с использованием коммуникативного танца. 9 В   процессе   написания   курсового   проекта   для   решения   цели   и   задач были использованы теоретические методы исследования: анализ нормативно­   анализ правовых   документов, педагогического   опыта;   эмпирические   методы   исследования:   карта   анализ   методической   литературы, экспертной   оценки,   наблюдение,   диагностические   карты,   разработка конспектов занятий. Теоретическаязначимость заключается в анализе работ отечественных педагогов и психологов, а такжев выявлении значимости коммуникативного танцв   в   развитии   коммуникативных   умений   детей   среднего   дошкольного возраста. Практическая значимостьзаключается в планировании системы занятий с использованием коммуникативных танцев для развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. Психолого–педагогические основы развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста Прежде,   чем   перейти   к   характеристике   развития   коммуникативных умений   детей   среднего   дошкольного   возраста,   необходимо   представить сущность его ключевого понятия  «коммуникация». 10 О.Я. Гойхман и Т.М. Надеина утверждают, что слово «коммуникация» происходит   от   латинского   «communico»,   что   означает   «делаю   общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению), «коммуникабельный» (общительный),   а   также   слово   «коммуникативный»   (относящийся   к коммуникации) [ ]. С.Л.   Рубинштейн   называет   коммуникацию     сложным   многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми, порождаемым потребностями   в   совместной   деятельности   и   включающим   в   себя   обмен информацией,   выработку   единой   стратегии   взаимодействия,   восприятие   и понимание другого человека [ ]. По   мнению  А.А.  Бодалева,  коммуникация   является   информационной связью субъекта с тем или иным объектом ­ человеком, животным, машиной. Данная связь выражается в передаче субъектом  некой информации (знаний, идей, деловых сообщений, фактических сведений, указаний и т.п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать [ ]. И.М.   Михайлова   понимает   под   коммуникацией   умения   общения   с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющихся разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями [ ]. Е.В.   Семенова   определяет   коммуникативные   умения   как   качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально высоком профессиональном уровне [ ]. Н.М. Косова называет их   способностью   управлять   своей   деятельностью   в   условиях   решения коммуникативных задач [ ].  11 А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Л. В. Болотник под коммуникативными умениями понимают умения понимать точку зрения другого, объяснять свою позицию, извлекать информацию, данную в неявном виде, слушать и понимать [ ]. А.А.   Максимова   считает   коммуникативными   умениями     осознанные коммуникативные   действия   учащихся   (на   основе   знания   структурных компонентов   умений   и   коммуникативной   деятельности)   и   их   способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [ ]. С   точки   зрения   В.Д.   Ширшова,   коммуникативные   умения   –   это комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и   практической   подготовленности   личности   и   позволяющих   творчески использовать   коммуникативные   знания   и   навыки   для   точного   и   полного отражения и преобразования действительности [ ]. А.А. Вахрушев выделяет следующие виды коммуникативных умений: 1)   межличностная   коммуникация­   передача   рациональной   и эмоциональной информации. 2)   межличностное   взаимодействие   –   способность   к   установлению обратной связи. 3)   межличностное   восприятие   –   умения   воспринимать   позицию собеседника,   слышать   его,   а   также   импровизационным   мастерством,   что включает   в   себя   умение   без   предварительной   подготовки   включаться   в общение и организовывать его [ ]. А.Н. Ксенофонтова обозначает коммуникативные умения следующими характеристиками: речевые умения, умение регулировать отношения, умение сочетать   требовательность   с   уважением,   умение   объективно   оценивать   ­ способ   выражения   идей,   мыслей,   чувств,   переживаний,   отношений,   способ воздействия на других и их преобразование [ ]. 12 А.В.   Мудрик   к   коммуникативным   умениям   относит   умения: трансформировать известные школьнику знания и навыки, варианты, решения, приемы общения в соответствии со спецификой новой ситуации;   находить решения   в   коммуникативной   ситуации   с   помощью   уже   известных   идей, знаний, навыков, приемов;  создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной ситуации и т.д. [ ]. А.А.   Вахрушев   утверждает,   что   одним   из   основных   критериев сформированности   коммуникативной   компетентности   личности   является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них [ ]. Л.Р.   Мунирова следующую   классификацию коммуникативных умений: группа информационно­коммуникативных умений,   предлагает   группа   регуляционно­коммуникативных   и   аффективно­коммуникативных умений [ ]. Группа информационно­коммуникативных умений состоит из умений: ­ вступать   в   процесс   общения   (выражать   просьбу,   приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение); ­ ориентироваться   в   партнерах   и   ситуациях   общения   (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; ­ соблюдать   правила   культуры   общения   в   отношениях   с товарищами,   учителем,   взрослым;   понять   ситуацию,   в   которую   ставятся партнеры, намерения, мотивы общения); ­ соотносить   средства   вербального   и   невербального   общения (употреблять   слова   и   знаки   вежливости;   эмоционально   и   содержательно выражать   свои   мысли,   используя   жесты,   мимику,   символы;   пользоваться 13 рисунками,   таблицами,   схемами,   группировать   содержащийся   в   них материал). Группа регуляционно­коммуникативных умений состоит из умений: ­ согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само­ и взаимоконтроля учебной и трудовой   деятельности,   обоснование   совместно   выполняемых   заданий   и операций   в   определенной   логической   последовательности,   определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий); ­ доверять,   помогать   и   поддерживать   тех,   с   кем   общаешься (помогать   тем,   кто   нуждается   в   помощи,   уступать,   быть   честным,   не уклоняться   от   ответов,   сообщать   о   своих   намерениях,   давать   советы   и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю); ­ применять   индивидуальные   умения   при   решении   совместных задач   (использовать   речь,   математические   символы,   музыку,   движение, графическую   информацию   для   выполнения   заданий   с   общей   целью,   для фиксирования   и   оформления   результатов   своих   наблюдений, целенаправленного   пользования   художественной, справочной литературой, словарем в учебнике);   научно­популярной, ­ оценивать   результаты   совместного   общения   (критически оценивать   себя   и   других,   учитывать   личный   вклад   каждого   в   общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному). Группа   аффективно­коммуникативных   умений   основывается   на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по   общению;   проявлять   чуткость,   отзывчивость,   сопереживание,   заботу   к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга [ ]. 14 Итак, под коммуникативными умениями мы вслед за А. А. Вахрушевым, Д. Д. Даниловым и Л. В. Болотником  будем понимать умения понимать точку зрения другого, объяснять свою позицию, извлекать информацию, данную в неявном виде, слушать и понимать.  Согласно   классификации   коммуникативных   умений   Л.Р.   Мунировой (группа   информационно­коммуникативных   умений,   группа   регуляционно­   они коммуникативных   и   аффективно­коммуникативных   умений) характеризуются   следующими   умениями:   вступать   в   процесс   общения; ориентироваться   в   партнерах   и   ситуациях   общения;   соотносить   средства вербального и невербального общения; согласовывать свои действия, мнения, установки   с   потребностями   товарищей   по   общению;   доверять,   помогать   и поддерживать тех, с кем общаешься; применять индивидуальные умения при решении   совместных   задач;   оценивать   результаты   совместного   общения; умения  делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по   общению;   проявлять   чуткость,   отзывчивость,   сопереживание,   заботу   к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга. Коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в контексте его общего развитии и тесно связано с ними. На протяжении всего дошкольного   детства   формируются   способы   чувственного   познания, совершенствуются ощущения и восприятие, а средством познания  становится речь.   Ребенок   учится   понимать   и   принимать   информацию,   переданную посредством   слова.   Он   активно   реагирует   на   образную   и   вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. К старшему дошкольному возрасту, дети начинают понимать и осознавать значимость таких понятий, как забота, доброта, сострадание и т.д., и, тем самым, развивают свою коммуникативную сферу [ ]. 15 В   сфере   общения   на   разных   этапах   дошкольного   детства   так   же   обеспечивающие   новые   возможности   для происходят   изменения, формирования коммуникативных умений детей.  Период среднего дошкольного возраста (пятый год жизни) имеет особое значение в психическом, личностном развитии детей. В это время в игровой деятельности   детей   появляется   ролевое   взаимодействие,   ролевой   диалог. (Л.С.Выготский, Е.О.Смирнова, Д.Б.Эльконин и др.) Это указывает на то, что дошкольники   начинают   отделять   себя   от  принятой   роли.  В  процессе   игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих,   а   ради   смысла   игры.   Происходит   разделение   игровых   и   реальных взаимодействий детей [ ].  Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7­8 названий предметов. Начинает   складываться   произвольное  запоминание:   дети  способны  принять задачу   на   запоминание,   помнят   поручения   взрослых,   могут   выучить небольшое   стихотворение,   а   также   способны   запомнить   определенный   ряд коммуникативных действий, который бы позволил им получить желаемое или договориться со сверстником.  Начинает   развиваться   образное   мышление.   Дети   оказываются способными   использовать   простые   схематизированные   изображения   для решения несложных задач.  Развивается   предвосхищение.   На   основе   пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.   Однако   при   этом   им   трудно   встать   на   позицию   другого наблюдателя   и   во   внутреннем   плане   совершить   мысленное   преобразование образа.  Появляется тенденция к осознанию своих действий, и как эти действия могут   повлиять   на   собеседника.   Продолжает   развиваться   воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. 16 Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Это   позволяет   детям   быстро   находить   различные   способы   привлечения внимания   сверстника   и   решения   конфликтных   ситуаций.   Увеличивается устойчивость   внимания.   Ребенку   оказывается   доступной   сосредоточенная деятельность в течение 15­20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких – либо действий несложное условие. Ребенок начинает не только   слышать   собеседника,   но   и   внимательно   слушать   его,   тем   самым способствует развитию умения вести диалог, не отвлекаясь на посторонние вещи.  В   среднем   дошкольном   возрасте   улучшается   произношение   звуков   и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса  животных,  интонационно   выделяют   речь   тех   или   иных   персонажей. Речь детей при взаимодействии друг с другом начинает нести ситуативный характер.   К   четырем   годам   основные   трудности   в   поведении   и   общении ребенка   с   окружающими,   которые   были   связаны   с   кризисом   трех   лет (упрямство,   строптивость,   конфликтность   и   др.),   постепенно   уходят   в прошлое, и ребенок начинает осваивать окружающий его мир предметов и вещей, а самое главное, мир человеческих отношений  [ ]. В 4 – 5лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами в любом виде деятельности, чем взрослый. В этом   возрасте   происходит   развитие   инициативности   и   самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками.  Дети   продолжают   сотрудничать   с   взрослыми   в   практических   делах (совместные   игры,   поручения)   и   стремятся   получить   от   взрослого информацию, которая бы удовлетворила их познавательный интерес. Общение со сверстниками по­прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности   (игрой,   трудом,   продуктивной   деятельностью),   однако   уже отмечаются и ситуации чистого общения. Продолжает развиваться речь, она 17 становится   более   связной   и   последовательной,   возникает   стремление   к разностороннему общению.  Для   поддержания   дружеских   отношений,   сотрудничества,   в   словаре детей   появляются   слова   и   выражения,   отражающие   нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учит   использовать   средства   интонационной   речевой   выразительности: регулировать   силу   голоса,   интонацию,   ритм,   темп   речи   в   зависимости   от ситуации общения [ ]. Поэтому, для того чтобы ребенок успешно овладевал   необходимо   строить разнообразными   коммуникативными   умениями, психологопедагогическую   работу   так,   чтобы   не   только   поддерживать предпосылки их развития, но и развивать их и переводить на самостоятельный уровень выполнения.  Чтобы   ребенок   научился   правильно   оценивать   ситуацию,   сравнивать себя со сверстником, взаимодействовать с ними и общаться, необходимо не только учить его уважительно относиться к собеседнику и контролировать свои действия по отношению к нему, но правильно строить педагогический процесс. Очень важно создавать такие ситуации для ребенка, с которыми он бы мог столкнуться и в реальной жизни, опираться на свой жизненный опыт, для того, чтобы он смог проанализировать свои действия и действия другого ребенка, сравнить себя с ним, понять, как стоило или, наоборот, как не стоило поступать и что говорить в определенной сложившийся ситуации. Поэтому мы рассмотрим   коммуникативный   танец   как   один   из   компонентов педагогического процесса, как средство, с помощью которого можно развить ряд коммуникативных умений. Возможности коммуникативного танцв для развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста 18 Невербальное   общение и   танец   имеют   много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно­временную структуру, установление и регуляцию взаимоотношений. Невербальные   средства   общения   в   танце не   только   облегчают и взаимопонимание партнеров, но   взаимодействие   и       являются средствами художественной   выразительности.   Поэтому   стало возможным   появление   в   педагогике   музыкального   образования понятия «коммуникативный   танец» (В.   А.  Жилин,   А.   И.   Буренина,   И.   Э. Сафарова). Для   исполнения коммуникативного   танца не   требуется   специальной хореографической   подготовки,   и,   следовательно,   он   доступен   любому ребенку при введении его в процесс музыкально­ритмической деятельности. В   этих танцах   развивается динамическая   сторона общения ­   легкость вступления   в   контакт,   инициативность,   готовность   к общению.   Они   способствуют также развивают эмпатию   и   сочувствие   к   партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Выкрики приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помогают точно выполнять движения. Компоненты коммуникативного   танца   просты:   шаг,   бег,   скольжение, подпрыгивание,   кружение. Танцуя,   дети   внимательно   прислушиваются   к   Поскольку   музыка различным   элементам   музыкальной   структуры. повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные   Взаимодействие   с части   иллюстрируют   различное   движение. другими танцовщикамипомогает  ребенку ориентироваться  в пространстве и выстраивать   интересные   геометрические образования:   движения   по   кругу 19 вперед   или   боком,   параллельные   линии,   мельницу,   квадраты,   змейки. Разучивая танцы,  дети   познают   себя,  сверстников,  знакомятся   с  культурой различных   стран   и   открывают   для   себя   разнообразие   национальных характеров и традиций. Коммуникативные   танцы можно   использовать   в   различных   формах работы   с детьми:   на   музыкальных   занятиях,   на   праздниках,   в   свободной деятельности.   Ведь   их   разучивание   не   занимает   много   времени,   так как танцевальные движения   просты   и   повторяются   несколько   раз,   но обязательно с новым партнером. Можно предложить некоторым участникам исполнить аккомпанемент танца на шумовых и ударных инструментах Ценность коммуникативных   танцев   также   и   в   том,   что   они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно   в   детском   коллективе.  Поскольку   подобные танцы построены   в основном   на   жестах   и   движениях,   выражающих   дружелюбие,   открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных   отношений   между   детьми   и,   тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и   зрителей,   а   все   присутствующие   являются   участниками   и   создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце­игре. Такой   вид   деятельности   возможен   там,   где   все   присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно   актуально   это   при   проведении   совместных   праздников и развлечений для детей и их родителей. 20 Общение и   опыт   взаимодействия   со   сверстниками   очень   важны   для процесса развития   детей. Коммуникативный танец   может   стать   одним из средств развития навыков общения старших дошкольников. 21

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

КП Коммуникативные танцы как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019