Тираспольско-Дубоссарская Епархия
Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г.Шевченко
Научно-практическая конференция
Покровские чтения
Секция: культурология
Кабанюк Л.П.
Краеведческий православный проект:
поиски и находки
Автор:
Кабанюк Людмила Петровна,
преподаватель литературы высшей
квалификационной категории
(ПГИРО, г.Тирасполь)
Тирасполь, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Как научиться создавать краеведческий православный проект
1.1 Типы проектов: цель, продукт, компетенция…………………………………….
1.2 Методы исследования…………………………………………………………………………
1.3 Этапы (шаги) проекта……………………………………………………
1.4 Оформление проекта …………………………………………………….
Глава 2. Краеведческий православный проект «В краю молитв и стихов, легенд и сказаний на берегу седого Днестра»………………………………
2.1 И образ твой для нас и свят и светел: образ Богородицы и поэтическая молитва (Логинова Лилиана, 11 класс МОУ «ТСШ № 12»)
2.2 Мой путь к православной культуре (Татаринцева Анна, 7 кл., гимназия «Талант»)
2.3 Вода как источник жизни и вдохновения сквозь призму философии и литературы, живописи и архитектуры. (Татаринцева Анна, 9 кл. МОУ «ТСШ № 9»)
2.4 «Важней всего погода в сердце…»: о творчестве Андрея Блинова.
(Кабанюк Л.П. , преподаватель литературы ПГИРО)
Заключение ………………………………………………………………………..……………………….
Литература …………………………………………………………………………………………………..
Введение
Целью данной работы является создание краеведческого проекта как один из приемов работы с текстом в православной парадигме.
Из данной темы исследования вытекают следующие задачи:
· сбор, анализ и систематизация материала;
· работа с первоисточником, т.е. его анализ в трех аспектах: историко-православном, этическом, литературном;
· раскрытие системы понятий в парадигме «В краю стихов, легенд и сказаний на берегу седого Днестра»,
· разработка методических приемов при изучении такого текста гуманитарного цикла.
Рабочая гипотеза состоит в том, что семантика слова – это семантика жизни как героя литературы, искусства, архитектуры, так и реального человека. Как благочестивы мысли и душа его, так и добры, светлы его поступки. Работа носит интегрированный характер.
Читая Библию, жития святых, пытаясь понять, чем они были важны и интересны нашим предкам, мы входим в мир русской святости. Для людей нашего века, далеких от идеального служения миру и Богу, редко заглядывающих в самих себя, этот мир, кроткий и миролюбивый, наполненный трудами, становится прекрасным и чудесным.
Методы исследования:
· биографический,
· сравнительно-описательный,
· анализ и синтез явлений, индукция и дедукция, наблюдение, эксперимент.
Композиция работы включает следующие компоненты: введение, 2 главы, заключение и список литературы.
Целью данного проекта являлось изучение и исследование родного края и популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание чувства любви к Родине.
Определяя в 2000 году содержательную сторону проекта мы, прежде всего, проанализировали имеющуюся базу: учащиеся средней школы № 19, Теоретического лицея № 2, гимназии «Талант». Проблемы нашей школы типичны: это и слабая материальная база, большой по площади микрорайон охвата школы. При определении форм работы по реализации проекта основное внимание мы уделяли индивидуальной работе с наиболее заинтересовавшимися краеведением учащимися.
В течение
всех лет его существования при нем работал «Театр нравственных миниатюр», клуб
«Что? Где? Когда?», литературное кафе для старшеклассников «Под крылышком
Пегаса», был собран большой фактический материал, который впитал в себя
документы, краеведческие материалы периодической печати и отдельных изданий,
касающихся истории края, семьи, школы. На I этапе проекта в 2001-2002
годах и был проведен анализ имеющихся материалов, поставлены задачи на II
этап.
Толчком в реализации задач II этапа – написанию страниц истории
края, стало празднование в 2002 году 210-летия города Тирасполя. К этой дате
был проведен сбор материалов по топонимике края, истории семьи каждого
ребенка. По мере прохождения отдельных этапов проекта были выявлены наиболее
заинтересованные в краеведческой православной работе учащиеся школы, которым и
были предложены разработки отдельных тем под руководством преподавателей. Кроме
этого целью стала подготовка участников городских и республиканских конференций
Исследовательского Общества Учащихся.
Учащиеся имели возможность защиты своих работ в качестве рефератов по географии
и истории, русскому языку и литературе, изо и музыке, ОПК. Примеры:
* И образ твой для нас и свят и светел: образ Богородицы и поэтическая молитва (Логинова Лилиана, 11 класс МОУ «ТСШ № 12»)
* Роль музыки в мире православного художественного произведения (Красносельская Женевьева, ученица 7 «А» класса)
* МОЙ ПУТЬ К ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ (Татаринцева Анна, 7 кл.)
* Вода как источник жизни и вдохновения сквозь призму философии и литературы, живописи и архитектуры. (Татаринцева Анна, 9 кл.)
* «Важней всего погода в сердце…» : о творчестве Андрея Блинова.
(Кабанюк Л.П. , преподаватель литературы ПГИРО)
В ходе выполнения этих работ ребята осваивали и практически использовали следующие уже названные методы.
Третий, завершающий этап был посвящен подготовке рукописи книги к изданию. Для его реализации были задействованы старшеклассники, владеющие основами компьютерной грамотности. Работа над набором текста позволила ребятам лучше освоить редактор Word For Windows, показала современные технические возможности компьютерной техники. Помимо набора текста это и его редактирование, форматирование, обработка и фотографии. На этом же этапе в ходе консультаций со священниками, краеведами, учеными гуманитарных областей, педагогами проводилась корректировка фактического содержания рукописи.
Первоначальный вариант главы рукописи на московской конференции МГУ (2009 г.) в номинации «Творческая работа» занял 1 место.
Самые большие трудности возникли при издании книги. Во-первых, надо было найти финансовые средства на типографские расходы, и, во-вторых, подготовить рукопись в электронном варианте, соответствующем типографским требованиям. Каковы же итоги реализации этого проекта?
Во-первых, мы сами себе и своим воспитанникам доказали, что при целенаправленной работе ничего невозможного не существует, в том числе и издания отдельной книги по результатам работы.
Во-вторых, при реализации данного проекта был выполнен целый ряд задач духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся.
В-третьих, был
собран, систематизирован богатый краеведческий материал, который будет
использоваться в дальнейшей практической работе.
И закончить свой рассказ я хотела бы строками стихотворения В.Овчарука
, в котором говорится о малой Родине и том, что она значит для нас и наших
детей.
ДЕНЬ ПОКРОВА (фрагмент стиха)
Гроздь винограда надо мной сверкает,
Так, словно с неба свесилась лоза,
И, радостно лучась, по ней стекает
Звезды слеза.
Многоголосьем предрассветным птичьим
В День Покрова Тирасполь пробужден,
И праздничный народ многоязычный
Встречает он.
Вдыхаю свежесть. Брызжут гроздья соком.
Так благодатна, так земля щедра!..
Твоя, благословляемая Богом,
У вод Днестра. День Покрова. День города.
День братства. Святых молитв, свершений и побед…
Глава 1. Как научиться создавать краеведческий православный проект
1.1. Типы проектов: цель, продукт, компетенция
Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата или цели, создание определённого продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам, срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Виды проектов:
Информационный проект
Цель: сбор, оформление и представление информации;
Продукт: брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете;
Компетенция: информационная.
Исследовательский проект
Цель: доказательство или опровержение гипотезы проекта.
Продукт:
Научные статьи, брошюры, модели или макеты, учебные фильмы или компьютерные презентации.
Компетентность: мыслительная.
Практико-ориентированный проект
Цель: освоение необходимых проектных знаний, умений и навыков
Продукт: материальный, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях.
Компетентность: деятельностная.
Творческий проект
Цель: создание произведения любого жанра.
Продукт: произведения искусства различных жанров или произведений, творческих мероприятий.
Компетентность: коммуникативная.
Игровые, ролевые проекты. Продукт: игра, дебаты.
1.2. Методы исследования
Основные методы научного познания
Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к
нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил
поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о
свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь,
освещающий путнику дорогу в темноте.
Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих
методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации
и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой
системе.
Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие
группы - на методы эмпирические и теоретические.
Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод
направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить
определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения
входят описание, измерение, сравнение.
Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от
наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует
на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления
ранее неизвестных свойств предмета.
Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение
целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это,
наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ
предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного
эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты
абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это
расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся
основы.
Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод
перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод
перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.
Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических
индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего,
одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на
поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития
исследуемой системы.
1.3. Этапы (шаги) проекта
Моя работа проходила такие этапы:
Подготовительный этап:
1месяц – Выбор темы и уточнение названия
6 месяцев – Сбор информации
Практический этап:
4 месяца – Эксперимент и анализ материалов
8 месяцев – Изготовление творческого продукта
Обобщающий этап:
1 месяц – Подготовка устного выступления
1месяц – Подготовка презентации проекта
1 месяц – Защита проекта
1.4. Оформление проекта
Введение Тема моего проекта ….. Я выбрал эту тему, потому что … Цель моей работы … Проектным продуктом будет … Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как … План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы)…..
· Выбор темы и уточнение названия…
· Сбор информации (где и как искал)…
· Изготовление продукта (что и как делал) …
· Написание письменной части проекта (как я это делал) …
Основная часть: Я начал свою работу с того, что … Потом я приступил к … Я завершил работу тем, что …
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами … Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)…
План моей работы был нарушен, потому что … В ходе работы я решил изменить проектный продукт, так как…
Но всё же мне удалось достичь цели проекта, потому что …
Заключение:
Закончив свой проект, я могу сказать, что не всё из того, что было задумано, получилось, например,…
Это произошло потому что … Если бы я начал работу заново, я бы … В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того чтобы … Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как …
Работа над проектом показала мне, что (что я узнал о себе и о проблеме, над которой я работал) …
Презентация: Главное: речь и регламент(7 -10 минут)
Глава 2. Краеведческий православный проект «В краю молитв и стихов, легенд и сказаний на берегу седого Днестра»
2.1 И образ твой для нас и свят и светел: образ Богородицы и поэтическая молитва (Логинова Лилиана, 11 класс МОУ «ТСШ № 12»)
Легенды рассказывают о происхождении первого прижизненного изображения Спасителя. Однажды Иисус умыл лицо, отерся чистым платом (убрусом), и на ткани проступил его лик. Впоследствии этот плат был отослан к больному проказой и тот исцелился.
В Новгороде «Спас Нерукотворный» (середина 12 века) – самая почитаемая икона. Она, возможно, создана греческим мастером.
Православная икона – явление совершенно уникальное в мировой культуре. Икона – это изображение Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а также событий из Священной и церковной истории. Она как чудесное оконце в чертоги Господни, вход из нашего, дольнего, мира в потусторонний, горний.
А зачем вообще нужны иконы? Конечно же, для молитвы. Ведь если мы кого-то о чем-нибудь просим, то делать это лучше всего, глядя на него. А если мы хотим попросить о чем-нибудь Бога, Богоматерь или святых, то лучше молиться, глядя на их иконы. Для православных людей икона в доме – не только главная святыня, но и самое драгоценное его украшение. Перед иконами совершаются все важнейшие события в жизни русской семьи – от рождения до смерти. Когда рождался младенец, заказывали “ родимую “ икону святого, имя которого будет носить ребенок.
Иконой родители благословляли жениха и невесту, а после венчания в храме за стекло этой иконы помещали витые, венчальные свечи. Когда один из супругов заболевал, перед ним зажигали эти свечи и молились перед иконой о его выздоровлении.
Перед иконами молятся не только утром и вечером, но и всегда, когда требует душа. Молятся перед началом важного дела, перед дальней дорогой и после благополучного возвращения, молятся перед трапезой и после нее, молятся в печали и радости. Поэтому старинные, семейные иконы, переходящие от поколения к поколению, часто называют намоленными, ведь они хранят все упования наших предков на помощь Божию.
Согласно Преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии.
Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории, прежде всего, обращается именно к Ней как своей управительнице и постоянной заступнице перед Господом и всегда получает помощь и защиту.
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Это великая, заветная святыня Русской земли. По преданию, она написана евангелистом Лукой на доске стола, на котором трапезовал Господь с Пречистою Своей Матерью и праведным Иосифом Обручником.
В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия Долгорукого – Андрея Боголюбского. В Вышгородском монастыре икона Пресвятой Богородицы трижды сходила со своего места. Сначала ее увидели стоящей среди церкви, взяли и перенесли на другое место. Второй раз увидели Пресвятую Богородицу, обратившуюся к алтарю лицом и говорящую, что Она хочет стоять в алтаре. Поставили икону за престолом, но в третий раз увидели Ее уже не у престола, а отдельно стоящую.
Вскоре дошел рассказ о чудотворной иконе, не желавшей пребывать на поставленном месте, до Андрея Боголюбского. И подумал князь: “ Не в суздальской ли земле угодно ей пребывать ? “ Князь уже давно замыслил удалиться в Ростовскую землю и там утвердить свое владение, независимое от Киева. Уйти он решился тайно, без согласия отца, взяв с собой икону – тоже тайком, ибо добровольно жители не расстались бы со своей святыней.
По пути к Суздалю князь Андрей не раз совершал перед иконой молебствия и видел от нее многие чудеса.
На реке Клязьме жители с великой радостью встретили прибывшего во Владимир князя, после чего он отправился в Ростов. Но примерно в 10 километрах от Владимира, вниз по течению Клязьмы, лошади, на которых везли чудотворный образ, вдруг остановились. Тогда запрягли других, но и те не стронулись с места. Дивились все этому чуду, князь приказал остановиться, раскинули шатер и расположились на ночлег. Ночью князь долго молился, а к утру уснул и удостоился чудесного видения: Пресвятая Богородица явилась к нему, держа в правой руке свиток, и повелела не вести Ее образ в Ростов, а поставить икону во Владимире. А на том месте, где князью было видение, построить каменную церковь во имя Рождества Богородицы и основать обитель для иноков.
Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав искусных иконописцев, повелел им изобразить Пресвятую Богородицу в том молитвенном виде, в каком Она явилась ему. Так было заложено село Боголюбово и построена богатая каменная церковь, в которой временно и поставили взятую из Вышгорода икону. Князь Андрей украсил ее золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом так богато, Князь построил во Владимире храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с золотым куполом, и поставили в том храме чудотворную икону Владимирской Божией Матери. В 1173 году, когда князь Андрей был злодейски убит, в Боголюбове и во Владимире начались распри и грабежи. Тогда священник Николай в полном церковном облачении и с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери прошел по улицам города, после чего беспорядки немедленно стихли. Владимирская икона Божией Матери – это великий символ, через который осуществлялось и будет вечно осуществляться связь между многими поколениями православных христиан
КАЗАНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
История обретения Богородичной иконы, получившей название “ Казанская “, восходит к царствованию Иоанна Грозного. Это случилось в июле 1579 года в Казани после сильнейшего пожара. Чудесным образом Богоматерь явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца, и повелела сообщить епископу Иеремии и градоначальнику, чтобы они достали из земли Ее образ. Богородица указала место, где лежит икона.
Идти Матроне с матерью было больше не к кому, и тогда они решили сами искать чудесно явившуюся икону. На погоревшем месте стали расчищать место для новой постройки, и 8 июля 1579 года Матрона с матерью пришли на пожарище, где уже собралось много народу. Многие приняли участие в поисках иконы и вскоре ископали много земли, но иконы нигде не было.
Начала копать и сама Матрона, и там, где прежде была печь, на глубине около полутора метров обрела икону Богоматери Одигитрии с Предвечным Младенцем на руках. Икона была завернута в ветхий суконный рукав, но сияла лучезарным светом, как будто только недавно была написана. Радости православных людей не было предела. Они преклонили перед иконой колени, лобызали ее и наперебой стремились прикоснуться к ней, чтобы получить чудодейственную благодать. Дала знать о находке архиепископу Казанскому воеводам, и по благословлению архиепископа вскоре зазвонили колокола. Когда священник увидел новоявленный образ, то сильно удивился, потому что никогда не видел икон такого чудного письма. Он упал на колени и с умилением просил прощения за свое неверие, а также и воеводы просили себе помилование.
Весть о явлении Казанской иконы Божией Матери вскоре разнеслась далеко за пределы города, прежде всего эту весть поспешили сообщить Ивану Грозному. С иконы был снят список и как драгоценное сокровище послан в Москву – вместе с описанием явления чудотворной иконы бывщих от нее чудес. Иван Грозный повелел немедленно воздвигнуть на месте ее обретения церковь в честь Одигитрии и устроить монастырь для 40 монахинь и там хранить икону. Матрона и ее мать стали первыми инокинями этого монастыря. К ним мы обращаем просящую молитву. Это молитва, просящая защитить всех нас от выпавших на долю невзгод:
П.Садовников «Молитва»
Все мы, как не были б круты,
Пред гранью вечного порога
Одно лишь имя вспомним – Бога!
И только здесь, в священном месте,
Мы вспомним о грехах своих.
Господь! Прости нас малых сих!
Ты защити нас, Божья матерь!
С «Молитвой» П. Садовникова сопоставима во многом «Материнская молитва» Владимира Полушина
Мать крестилась…
Иисусе!.. Беда!..
Пощади нас!
Двух кровинок ты взял в ангелочки.
Пусть тебе служат верно сыны,
Хоть отца не губи их! Нет мочи!
Бой затих, возвратился отец.
Возвратился из пасти дракона….
Лирическая героиня просит у Иисуса Христа вернуть мужа с войны живым. ”В воскресенье упала звезда”. Невольно хочется вспомнить самое заветное желание и одновременно мысленно видишь Вифлеемскую звезду – миг рождения Иисуса Христа. Сокровенной мечтой простой русской женщины было обратиться к Богу с просьбой о возвращении мужа с войны. Как вы думаете, какие строчки натолкнули меня на мысль, что молитва услышана?
”И ударили вдруг небеса,
Дуб от молнии надвое треснул…”
Ассоциации возникают как с древнегреческими мифами, так и со ”Словом о полку Игореве”. Молния – это знак свыше. Но есть еще и могучий дуб, который треснул именно на две части. ”Двух кровинок ты взял в ангелочки” (двух сыновей унесла война). А в мирное время, ровно через год, Всевышний подарил этой семье еще один шанс на счастье – сына.
Завершающим аккордом духовной поэзии Приднестровья нам видится стихотворение Я. Цацкина «Мать»:
Сирень согрела мрамор монолита.
Ты вновь семью соединила, мать,
Над холмиком отца
Творя молитву,
Не для того, чтоб души волновать.
Ты памятью отца нас призывала
Хранить семьи высокое родство.
Всю жизнь ты детям
Сердце раздавала,
Себе оставив
Только боль его.
И образ твой для нас
И свят и светел.
И не случайно надмогильный клен
Сам по себе поклон тебе отвесил.
А может, то отец
Послал тебе поклон?
Метафора ”сирень согрела” памятную плиту на могиле павшего война, то есть стала живым невянущим букетом, что принесли его дети. И серые, холодные краски были разбавлены нежно – фиолетовыми цветами.
Тему красоты и теплоты души продолжили слова ”семью соединила, творя молитву”, повествующие нам о том, что нельзя забывать самого главного: ради чего погиб этот человек. И поступок матери помогает хранить высокие нравственные ценности – честь рода, зависящую не от высокого положения в обществе, а от чистоты сердец. ”Всю жизнь ты детям сердце раздавала…” – лирическая героиня после смерти мужа отдала всю себя воспитанию детей.
”И образ твой для нас // И свят и светел”.
Эти две строчки мне указывают на то, что эта земная женщина была настолько чиста перед Богом, что ассоциируется с Божьей Матерью, которая тоже всю себя посвящает своим детям. ”И не случайно надмогильный клен” преклонился перед земной матерью, поскольку люди, находясь перед иконой, склоняют голову, благодаря Богородицу за все, что она сделала для нас.
В стихах современных приднестровских поэтов ясно выражены элементы устоявшегося духовного стиха, а также православных молитв различного типа: благодарственная, охранительная, ходатайствующая, поминальная. Причем важно отметить, что всё это звучит в контексте Символа Веры.
И русская иконопись, и духовный стих являются разными гранями, воплощающими единое целое – молитву, обращенную к Богу, центром которой является Храм Божий. Всё, что создается иконописцами и поэтами, если они подлинно духовны и талантливы, - это и есть разговор с Богом.
2.2. МОЙ ПУТЬ К ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ (Татаринцева Анна, 7 кл.)
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе…. (Евангелие от Матфея 6,19)
Я помню свое детство очень четко с трех лет. И первое яркое воспоминание – это поездка в Почаевский монастырь. Когда меня разбудили в 5 часов утра, и мы вошли в Храм, я услышала пение мужского хора, как будто пели ангелы с небес. Бабулечка рассказывала мне, что я встала на колени и, как завороженная, слушала хор и смотрела на икону, которую спускали на голубых лентах. Потом мы поднимались высоко в гору и там нас обливали из источника Анны холодной водой.
Я всегда была с бабулей во всех ее поездках по святым местам, так я попала с ней на закладку камня будущего Храма «Сретения Господня». Мы вместе положили цементного раствора в основание камня. Это произошло 26 мая 2003 года. Епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан благословил ежедневное чтение акафистов, чтобы Храм строился с молитвой.
И мы с бабулей каждое утро (в семь часов) приезжали в парк им Кирова и пели вместе с прихожанами акафисты. Одну седмицу читал один священник, потом другой. Так целый год – и в дождь, и в холод. А строители рыли котлован. На этом месте было кладбище.
В городском архиве не сохранились записи захороненных там. Очень жаль. Я помню, как монахиня собирала косточки и складывала в ящик. А потом, когда котлован был полностью вырыт, этот ящик захоронили, Владыка отпел всех, лежащих на этом кладбище, и был поставлен большой красивый крест.
Закончили цокольный этаж к празднику «Сретения Господня» и была отслужена первая литургия. И уже 28 июня 2004 года был назначен указом № 24 настоятелем нашего Храма иерей Игорь Константюшко. Первый год я помню: как только пройдет дождь, так мы всей общиной черпаем воду. Мы, дети, тоже помогали выносить воду маленькими ведерками.
Наш батюшка – мужественный священник, и он говорил, что службы Господни нельзя пропускать, даже если с потолка льется вода и очень сыро и холодно.
А потом я ездила с бабушкой к руководителям предприятий и просила строительные материалы, чтобы сделать крышу. Батюшка написал листовку, добрые люди помогли ее напечатать и мы раздавали ее всем, чтобы все узнали – в нашем городе зажглась еще одна лампада – православный храм в честь «Сретения Господня».
Когда шло чтение Акафистов, в один из дней, пришла старушка (бабушка Мария), трудно сказать, что пришла: она жила около железнодорожного вокзала – это всего один квартал, но она шла целый час. Она плакала от счастья, что теперь сможет бывать на службах. Мы ее отвозили домой после службы. Она всю жизнь проработала на телетайпе, на вокзале. В последние дни перед смертью она буквально доползала до стен Храма, садилась на скамейку и улыбалась, что смогла еще раз дотронуться до стен Храма, назад мы ее увозили, и моя бабуля ворчала:
«Бабушка Мария, нельзя же так! », а она отвечала: «Теперь и умирать не страшно!..»
Встреча с Господом – для каждого человека важно, чтобы она произошла.
Наша мечта – это завершение строительства храма. Почему-то видится здесь деревянный Храм.
Молодые пары сначала венчаются, а потом приносят своих малюток (деток) креститься.
И каждое воскресенье приносят детей на причастие. Так делала моя бабушка с мамой, ни одного пропущенного воскресения, и я буду также делать со своими детками.
А сколько замечательных православных праздников есть.
Рождество – в Храме все празднично, стоят красивые ели, шалаш, в нем ясли, лампада, икона, в сене лежит барашек, петух и кажется, что ты сейчас увидишь маленького Христа. Мы, все дети, любили сидеть в этом шалаше, когда шла всенощная.
Троица – весь храм наполняется запахом свежего сена, Стоят маленькие деревца, словно в лесу, идет служба.
Пасха – праздник праздников. Мы все с упоением кричали: Христос Воскресе! (Кто громче.)
Строился Храм, и в нашей общине рождалось пополнение: у нас в семье родилась моя сестренка. В четырех семьях родились малыши – настоящие сретенцы.
Хочется обратиться ко всем жителям нашего города. Нас в городе 200000 , если мы все соберём по 1 доллару – это будет СВОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ХРАМ.
А почему именно деревянный? – хотите спросить вы. А я отвечу историей из глубины веков.
Из глубины веков – в наши дни. Такие храмы возводились за сутки по обетам при избавлении селения, города, страны от того или иного бедствия, или в память победы над врагом, или там, где позднее предполагалось появление большого каменного храма. … Первый обыденный храм был поставлен еще в 996 году. Спасаясь от печенегов, великий князь Владимир со своей дружиной был вынужден укрыться под мостом, тогда он и дал обет – построить церковь, если будет избавление от опасности. Обыденные церкви в государстве Российском возникали повсеместно, особенно часто – в Новгороде и Пскове, примерно с конца ХIV и до середины ХVI веков. Многие деревянные храмы стояли десятки, а то и сотни лет. В их возведении участвовали все жители селения или города. Одни таскали бревна, другие рубили, третьи загодя занимались украшением – резьбой по дереву. Ночью, чтобы не останавливать работу, место строительства освещалось, а освящение самой церкви совершалось в те же сутки. Однако с течением столетий славная традиция стала забываться…
И вот сегодня «Российский клуб православных меценатов» россиянам возвращает традицию строительства обыденных храмов с использованием новейших технологий.
Сегодня с чистого листа
возрождается традиция, которой более тысячи лет. Конечно, в настоящее время
используются новейшие технологии строительства, но сама суть возведения
обыденного Храма остается прежней – тепло и любовь многих людей соединяются в
едином стремлении к Богу, и плодом этого соединения является Храм.. Основная
цель нашего Проекта (пишет в обращении председатель российского клуба Андрей
Поклонский) возрождения традиции Обыденных Храмов – это, прежде всего,
- ЗАЩИТА и ЗАБОТА!
ЗАЩИТА – наших детей, ведь Литургия, совершаемая ежедневно –
освящает пространство, и дети наши, гуляя на улице, невольно получают защиту и
станут очищаться нравственно, а, зайдя в Храм напротив своего дома, возможно,
придут к истинной вере.
ЗАБОТА – о наших бабушках и дедушках, о многодетных матерях и
инвалидах, которые, к сожалению, не могут позволить себе выехать в
большой Храм в центре города, а если это и делают, то только по самым большим
церковным праздникам. И естественно, когда напротив их дома стоит красавец Храм
– они неминуемо пойдут на службу, на Литургию, а бизнесмен, который дал
средства на его сооружение, и живущий в соседнем доме, вечером, после работы,
может зайти в полном смысле слова – в СВОЙ Храм – и помолиться О Здравии своих
родных и близких, друзей и партнёров по бизнесу. (так написал в своем обращении
Андрей Поклонский.
А нам в Приднестровье, почему не возродить эту прекрасную традицию, я слышала, что у вас на территории университета в прошлом году тоже был заложен камень храма святой Татьяны, покровительницы студентов.
Давайте организуем акцию и обратимся к жителям города – собрать средства на строительство деревянного храма. Если перечислить на строительство Храма «Сретения Господня » от каждой семьи 100 рублей ПМР, у нас будет СВОЙ ХРАМ. На это нам прямое указание в Библии есть:
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе…. (Евангелие от Матфея 6,19)
Каждый из нас может вознести молитву к Богу, и она обязательно будет услышана Господом.
Как возрадуются наши умершие близкие, если маленькую толику мы не пожалеем для их молитвы.
2.3. Вода как источник жизни и вдохновения сквозь призму философии и литературы, живописи и архитектуры. (Татаринцева Анна, 9 кл.)
Каждый человек, даже далекий от веры, слышал, что во многих религиях вода играла священную роль.
Вода святая — обыкновенная по составу, происхождению (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная) – чудесно приобретает освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.
Вкус воды познается тогда, когда мучает жажда. Всем нам знакома радость первых глотков – пил бы и пил. Но помните, у Пушкина? «Духовной жаждою томим...». Что же такое духовная жажда и как утолить ее нам?
«Агиасма» – слово греческое. Переводится оно, как «святыня». Именно так называется в Православной Церкви святая вода.
При вхождении в иудаизм человека «крестили», то есть окунали в специальную купель. Погружения в воду практиковали иудейские ессеи – аскетическое мессианское движение около христианского времени. К священным водам Нила в священные дни приходили египтяне, чтобы омыться и набрать воды. Индусы и сегодня миллионами стекаются к реке Ганг, чтобы окунуться в ее мутные страшно загрязненные разными стоками воды.
Религиоведы фантазируют, что эта «тяга к погружению» в воду, возможно, является следствием генетической памяти живых существ, помнящих, что все живое вышло из воды.
Психологи могут сказать, что в воду нас влечет подсознание, что это стремление к материнскому лону, околоплодной жидкости, в которой плавали мы 9 месяцев до рождения.
Вода… Ей посвящены стихи и песни, рассказы и научные работы. «Соком жизни» назвал воду величайший художник и мыслитель Леонардо да Винчи. Это определение верно, ведь жизнь зародилась в воде.
Почему? Однажды после завершения работы по теме «Семантика слова – семантика жизни» я листала книгу для детей «Анатомия человека» и меня поразил рисунок. Я увидела картинку: ребенок в утробе матери в воде. Почему? Как ребенок живет в воде? В мире ничего нет случайного. Значит, я должна разобраться в этом. Так я начала проект-исследование.
На уроках литературы, анализируя произведения классических поэтов и писателей, я обратила внимание, что вода описывается как образ какого-то таинственного живого героя. Меня всегда привлекали символы (культурные метафоры) в древнерусской культуре и литературе. В старинных мифах, преданиях, былинах реки почитались то ли богами, то ли мифическими богатырями (Нил в Египте, Ганг в Индии почитались священными), изображались в виде божеств. Древние предания тесно связаны с реками, вблизи которых издавна селился народ. В русском фольклоре река Волга называется матушкой, Днепр батюшка (в украинском), как живое существо, со своей волей и характером; она властительница и хранительница одновременно.
Поэтому высказывание «зачерпнуть шеломом воду из реки» (в «Слове о полку Игореве») имело далеко идущий смысл: оно означало приобщение к силе реки и ее покорение, а также овладение тем пространством, которое находится за рекой.
Вода — это один из первоэлементов, стихия воды почиталась главной. Ведь землю можно обработать, от ветра укрыться, а водная стихия почти всегда сильнее человека, это самая грозная стихия (она сравнима лишь с огнем). Чтобы утихомирить бурю на море в древности, бросали в воду людей — приносили жертву, дабы умилостивить божество. «Легенда о Садко» сохранила для нас следы этого обычая, Итак, водная стихия считалась живой в прямом смысле этого слова и символом жизни. В сказках встречается мертвая и живая вода: первая обычно сращивает у умершего порубленные части тела, а живая возвращает ему жизнь.
Реки считались дорогой в иной мир. Поэтому умерших пускали в ладьях по течению; такой обычай до сих пор существует в некоторых местностях в Индии. Поэтому, во времена Святого князя Владимира, свергнув деревянных идолов, которым киевляне раньше поклонялись, их сбросили в Днепр. Пришедшие в ветхость иконы не уничтожали, а пускали по воде.
Согласно Библии, рай окружают райские реки. В русских (и не только) народных сказаниях рай отделен огненной рекой, и грешник не может ее перейти (вспомните волшебные сказки). В древнегреческих мифах загробный мир отделен от нашего подземными реками. Очень часто тамошний мир виделся в океане. Таковы острова блаженных у греков.
В христианской литературе вода, река, озеро — символ жизни. В Похвале князьям Борису и Глебу они названы потоком, текущим от колодца живоносной воды, которая исцеляет верующих. О княгине Ольге говорили, что она, как губка, впитывала в себя христианское учение.
Вода играет огромную роль в обрядах и таинствах православия. Воду освящают, а затем кропят ею людей, вещи, дома для ограждения их от нечисти. В воде крестят, т. к. прохождение через воду у многих народов, в том числе и нехристианских, рассматривается как прохождение через иной мир, где человек обретает новое состояние, мудрость и силу.
О воде можно многое узнать— такой это распространенный и емкий символ. Разумеется, в древности люди прекрасно были осведомлены о практических свойствах воды: водой утоляют жажду, моются, по воде иногда легче передвигаться, чем по земле... Но насколько же богаче были у них представления, чем у современного человека!
В «Слове» есть такое место: «когда половцы наступают, реки мутно текут». Мутная вода — это символ половецкого наступления, т. е. поражения русичей (вспомните, в сказках: мутнеет или подергивается кровью вода, оставленная в кринке героем, значит, с ним случилась беда).
Вспомним еще одно сравнение: бурное море изображает жизнь, полную волнений и невзгод. Мутные реки и бурное море — это символы; поражение русских и бедственная жизнь — явления, связанные с символами. В этих примерах водная стихия как бы связана с людьми — так и полагали в древности.
Природа страдала и радовалась вместе с людьми. Когда князь Игорь разбит, клонятся трава и деревья («никнет трава от жалости, а дерево с тоскою к земле приклонилось»), Ярославна обращается к природным стихиям (ветру, реке, солнцу) с призывом разделить ее горе.
Завершив работу над проектом, я поняла, что узнала много о себе, о проблеме, над которой трудилась, много нового. Актуальность моего проекта-исследования состоит в том, что вода – величайшая ценность для всех жителей Земли. Главное то, что вода – величайшая ценность для всех жителей Земли и это Божий Дар, к которому мы привыкли и разрешаем себе относиться безответственно. Но Дар дается для добрых дел, если их не совершать, то можно его потерять.
Итогом любого проекта становится творческий продукт. Я с радостью представляю вам свой.
Тема исследования воды увлекла всю нашу семью, и моя младшая сестренка третьеклассница Настя, прочитав рассказ Инны Ищук «Радуга» (проза Приднестровья), нарисовала картину и подарила ее мне для проекта. Яркие краски лета и капельки дождя – это слова небес, обращенные к нам: «Любите этот мир, берегите его»
Листая сборники поэтов нашего края, я прочла строчки Л.Кабанюк и Л.Кудрявцевой, Н. Самоний и В.Пилецкой, А.Лосевой и А.Блинова.
И получилась картина-пейзаж «На берегу Днестра».
Каждый из нас любит гулять по родной столице, а я еще и фотографировать, так началась галерея «Серебряные струи любимой столицы».
Для старшеклассников нашей школы я разработала анкету о замечательных свойствах воды. Вот некоторые из ее вопросов:
ü Согласны ли вы с выражением "Вода – это сок жизни"
ü Знаете те ли вы, какой подарок сделал И.К Айвазовский жителям Феодосии?
ü Ваше мнение: Почему у различных народов и религий есть обряд погружения в воду?
ü Известен ли вам обряд освящения дома?
ü Знаете ли вы откуда пошло название Днестр?
Всем известны слова французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты – самое большое богатство на свете…»
Вода святая — обыкновенная по составу, происхождению (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная) – чудесно приобретает освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.
2.4. «Важней всего погода в сердце…» :о творчестве Андрея Блинова.
(Кабанюк Л.П. , преподаватель литературы ПГИРО)
Как мне близок и понятен
Этот мир – зеленый, синий,
Мир живых прозрачных пятен
И упругих гибких линий.
(М.Волошин)
Сознательно эпиграфом к статье о нашем земляке мы выбрали строки М. Волошина, который выделяет (при анализе палитры русских икон) три основных тона: красный, синий и желтый. Это деление цветов сделано поэтом согласно «теории цветов» Гете.
Читая стихи Андрея Блинова, наблюдаем интересный процесс восприятия окружающего мира, ландшафта, натуры – их преображения. Строки этого автора свидетельствуют о «победе» цвета над линией и объединяют душу человека и явления вселенной в единое целое. Цветовое и графическое воплощение пейзажа мы находим в них. А как складывался мир реальности для жителя из города Рыбницы? Прочтем несколько строк из автобиографии:
«Я родился в 1964 году в России, в том же году родители приехали в Молдавию. В 1993 году со мной произошло несчастье, в результате чего я остался без ног. Пережитый смертельный опыт ясно показал мне, что жизнь после смерти не заканчивается. Хорошо об этом сказал свт. Игнатий Брянчанинов: «Смерть - это рождение в вечность». После того, как я это понял, осознал, прочувствовал, мне стало страшно: как дальше жить? зачем жить и что «нужно делать, чтобы иметь жизнь вечную»? Вот то состояние, в котором проходит моя нынешняя жизнь, со всеми её ошибками, проблемами, удачами и неудачами. Этим духом пронизано моё маленькое творчество».
И дом мой, и сердце открыты для всех,
Уставших от жизненных драм.
Кому не до смеха и разных утех,
И плачется по вечерам. («Тет-а-тет»)
Эти слова созвучны мысли, записанной когда-то Антуан де Сент-Экзюпери: «Истина это не то, что можно доказать. Истина это то, чего нельзя избежать». Истинным смыслом жизни для этого человека стали мужество и творчество, путь к свету:
Бесполезно, сердцу вопреки,
Строить цепи мёртвых предложений.
Я за то, чтоб красота строки,
Как заря весною у реки,
Радовала ясно. Без сомнений. («Муза»)
Говоря о смысле поэзии, мы различаем неповторимое содержание конкретного стихотворения, с одной стороны, и содержание большой темы, которую мы обозначили так - «Важней всего погода в сердце…», с другой стороны. Она так или иначе присутствует в каждом из 25 произведений, взятых нами для анализа.
Автор спрашивает, глядя в небо, на белые облака: «Что, скажите, нашло на
меня?» И сам отвечает, что хочется добиться в душе того, что есть в природе:
чистоты белого цвета, что включает в себя все остальные оттенки и «…скука прячется
умело// Под разноцветные зонты, // Точнее – зло конкретное – мы
сами // И хочется отмыться добела…». («Зима, плюс восемь»).
А потом « кружиться до истомы, // Под белый этот снегопад…»
(«Снегопад»). Всё это сменит «Зимний дождь навеет что-то, Вечно-новое
своё!» («Зимний дождь»). «И взамен бессмысленной хандре, // Сказочно-волнующей
метелью…» окажется «Мой город в серебре» («Метель»). Полутона пейзажа сменяются
легкими красками внутреннего монолога героя: «Я
всё забываю, душа моя белая,
Как вишня, в апреле цветёт…» («Дух
дышит, где хочет... Ев. от Иоанна»).
Перечитывая поэтические тексты Андрея Блинова, можно отметить следующие метафорические значения тонов. Красный соответствует всему земному, синий – воздуху, желтый – солнечному свету. Красный обозначает тело человека – плоть, кровь, страсть.
Жарко. Небо потеет
И две тысячи лет
Пот кровавый алеет,
Предвещая рассвет. («Жара»)
Скажу душе при
всякой непогоде:
Достойное приемлю по грехам! («Достойное приемлю по
грехам!»)
Слёзы
неба – дождём на стекле
Или поле вон, с красными маками,
Капли Бога, на память земле… («Слезы неба»)
А вот
у синего, холодного есть масса оттенков: голубых, небесных, даже серых. В них
дух, мысль, бесконечность, высокое неведомое, и лишь в одной строчке автор
скажет: «Высокое
небо
вчера, // Сегодня значительно ниже…». («Февральские
дуют ветра»). Отрывает человек глаза от бытовых забот, «заставляя сердца о
небесном вздыхать («Облака»). И читатель вместе с ним переживает самые
тонкие и глубокие чувства:
Пью я синее небо глазами…
С расцветающими берегами,
И мечта так ясна и близка… («Свежий ветер»)
И в этом полете мечты «Из груди в синеву сердце вырваться хочет» («Облака»), но кому-то очень грустно без любимой: «Сырое небо плачет надо мною, // Я целый день сегодня без тебя! (« Солнечная девочка»). Вполне естественно его обращение к высшим силам:
А, если вновь затянут тучи
Мой цвет любимый, голубой,
Пошли мне, Боже, сверху лучик («Лучик»).
Сам образ луча у
каждого из нас связан с теплым, желтым цветом, метафорический смысл которого –
свет, воля, самосознание, даже царственность. Думы поэта о любви, о самом
светлом: «И любовь, как немое кино,// Не покрылась туманами
пыли». («Улыбаются солнышку дети»). Он собирается долго и счастливо
жить в этом мире: «Может я, изменив одиночеству,// Что-то светлое
вам напишу». («Вышло солнышко»). И вдруг смена настроений и по контрасту: «На
душе – «девятый вал»… //Взгляды серые людей». («Туман»)
Но
надежда никогда не умирает, среди событий торопливых хочется «Всего
лишь светлых пять минут!»:
А мне бы пятнышко луча,
Что по утрам любовь рисует
Послушной ангельской рукой,
И молча душу мне целует,
Весёлый лучик золотой…
Среди событий торопливых… («Лучик»)
Где будет всё: и домик над рекою,
И солнечная девочка моя! («Солнечная девочка»)
В следующих строках поэт как бы обводит линиями разбросанные им красочные мазки, и пейзаж обретает вполне законченные контуры.
И, если есть печаль какая,
Всё забывается с грозой,
И вот, душа уже другая,
Ей легче дышится весной! («Гроза»)
Надеюсь, прочитанные фрагменты оставят в душе каждого читателя немного тепла. Краски имеют не только отношение к «натуре», различным формам существования воды: дождь, снег, туман, слезы, гроза. Они самостоятельны: важно не то, как выглядит цвет предмета в действительности, а то, что стремится сказать художник людям своей строгой палитрой: белый, вбирающий и красный, и синий, и желтый.
Средоточием
поэзии служит то чувство, которое можно определить как стремление к душевному
простору, так критик Киреевский писал о Н.Языкове, а мы попробовали сквозь эту
формулу пропустить стихи Андрея Блинова. При самых разнородных предметах лира
и Н.Языкова, и А. Блинова навсегда останется верной своему главному тону –
метафоричности, образности мысли: «И будет ночь
моих стихотворений,//
Всего лишь ночь, а в сердце - целый год». («Затмение» А. Блинова)
В человеческой судьбе бывают не только серые, но и черные полосы, и тогда с лирическим героем вместе даже небо плачет:
Врут всё люди, привычка
прескверная,
Волчьей стаей на одного,
Так надёжней, удобней, наверное, …
Хоть и больно, да ничего… («Слезы неба»)
Но это сильный, настоящий мужской характер. И душа его скажет: «Я видел, как глаза любили, // Неповторимо, просто так…» («Снегопад»). И ты пробуешь себя изменить, «чтобы дух воцарился над телом». («Улыбаются солнышку дети»). Пройдя через все времена года и жизни человека: «Среди трёх блуждая сосен, // Очутился в октябре. // И с тобой сидела осень, // На скамейке, во дворе…». («Туман»)
Трактовка, употребление фразеологизмов, как и цветовой гаммы – особенность стиля именно Андрея Блинова.
Все стихи его, вместе взятые, кажутся искрами одного огня, блестящими отрывками чьей-то судьбы. Данная статья – это попытка передать глубокий смысл стихов, их задумчивость и драматизм, лиричность и трагизм, а также возможность выказать уважение, понимание, сопереживание и благодарность поэту, стремление понять, какими художественными средствами он переливает в строки эмоции, в ритмы размышления о себе и других людях. «И этот мир ещё прекрасен,// И существует благодать!» («Лучик»).
Заключение
В православном сознании существуют семь основных добродетелей — вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Святой апостол Павел пишет о том, что из всех добродетелей главные – вера, надежда и любовь, но именно любовь является совершенным исполнением всех добродетелей.
Поначалу
душе бывает трудно проявлять добродетель. И святые учат нас подражать ее
внешним признакам: если хочешь иметь любовь, то делай дела любви. Господь
увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.
Лучшие стихи, полотна живописи, фонтаны и фотографии целой плеяды художников и
скульпторов Приднестровья полны задумчивой печали и извечного вопроса нашего
бытия: в чем же он, смысл жизни? В этом особенность поэзии, ее настрой. Во
время тяжелых исторических испытаний любовь к спокойной красоте как бы
вычленена из окружающего мира. Грозная тема судьбы лежит за пределами
стихотворений, но она ощущается современниками.
Метафорична даже строка «Важней всего погода в сердце», а в самом творчестве есть радуга – благословение Богом человеческих дел и поступков. Любимый его мотив – природа, пейзажная зарисовка и чувства человека. Каждый творческий человек подчеркивает отличительные особенности той или иной ситуации как веточки древа жизни и мира. В целом творчество отмечено большой любовью ко всему мирозданию.
Творчество и молитва – это своеобразная беседа со Всевышним наедине. Каждый из нас создает свой Ноев ковчег среди бурь и повседневности мироздания, подобно монахам, ведающим о православии. Они пытаются донести до каждого, кто хочет услышать их голос, свою правду о бытие человека. Эта правда постигается каждым из нас, как и должно в православных традициях, через красоту и любовь к человеку, каждой частичке, разлитой во Вселенной. Есть одно таинство – таинство любви к человеку, к миру, к природе, к Богу. Поэтому творческая индивидуальность и устремлена к Божественному созерцанию всего.
Литература
1.Архимандрит Лазарь (Абашидзе) Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души. – М.: Изд.Сретенского монастыря, 2007. – 560 с.
2. Архимандрит Иоанн (Кретьянкина) Келейная книжица. – Свято-Успенский- Псков-Печерский монастырь , 2006. - 82с. («Наследный дар»)
3. Багнюк Благодатный путь: стихи и рассказы.- Тирасполь, 2007. -122с.
4.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423с.
5.Д.Н. Белова Образ Богоматери – эстетический идеал православия. - Вестник МГУ .Серия 7. Философия. №5, 2001. С. 84-94.
6. Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве.- М.: Олма Медиа Групп, 2007.– 605 с.
7. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. / Сост.протоиерей Серафим Слободский.-4 изд. – М, 1987. – 713с.
8. Земная жизнь Пресвятой Богородицы./Сост. С.Снессорева. – Ярославль: Верхняя Волга, 1997. – 460 с. ил.
9.Иванова С.Ф. Введение во Храм Слова: кн. для чт. с детьми в школе и дома.– М: Школа-Пресс, 1994-272с
10. Иеромонах Роман Пред всеми душа виновата. – Минск: Бел. эксзархат, 2006. – 92 с.
11. Кабанюк Л., Артюхова И. Духовный облик академика Д.С.Лихачева.– В кн.: Покровские чт.: Сб. докладов.– Бендеры: Полиграфист, 2003.– с. 103-110.
12. Казакевич А.Н. Символы Русской Православной Церкви. – М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 448 с. ил.
13.Как научиться понимать молитвы: утренние, вечерние и ко Святому Причащению. – М.: Изд. «Отчий дом», 2007. – 369 с.
14. Краткий церковно-богослужебный словарь. – М.: Благовест, 1997. – 317 с.
15.Краткое толкование псалмов, входящих в состав богослужения православной церкви.-М.: Благовест, 1997.
16.Митрополит Вениамин Беседы о литургии. М.: Правило веры, 2007. – 78 с.
17. А. Никольский, “Молитвослов с замечаниями о важности Молитв, о происхождении их и церковном употреблении” (Москва, 1884).
18.Непознанный мир веры. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2002.– 347 с.
19. А. Никольский “Молитвослов с замечаниями о важности Молитв, о происхождении их и церковном употреблении” - М, 1884.
20. Пасхальная память: Воспоминания об иеромонахе Владимире (Шикине). Авт.-сост. Ерофеева Е.В. – 3 изд., испр. доп. – М.: Изд-во храма Казанской иконы Божией Матери, 2003. – 478с.
21.Православный молитвослов.-М.: Москов.подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2003. – 284с.
22.Протоиерей Артемий Владимров Уроки жизни. – М.: Красное село «Серебряные нити», 2006. – 234с.
23. Рифма, обращенная к Богу: антология российской молитвенной поэзии к.19 – 1 пол.20 века. \ Сост.-вступ. Ст. В.Ш.Гороховского. – СПб.: Алетейя, 2005. – 336 с.
24.Рифма, обращенная к Богу: антология русской молитвенной поэзии .17 – 18 века. \ Сост.-вступ. Ст. В.Ш.Гороховского. – СПб.: Алетейя, 2005. – 304 с.
25. Русская иконопись. / кн .Евг. Трубецкой. Умозрение в красках (Вопрос о смысле жизни в древнерус. Религ. живописи).- М.: Бел. город, 2006. – 430 с.
26.Русские иконы./ Авт.-сост. Н. Будур. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 320 с.
27.Старец Иеросхимонах Серафим Вырицкий – М.: Изд.Братство Св.Алексия, 1997. – 144 с.
28. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х тт./ П.Я.Черных – 8 изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007. – 621с. (т.1)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.