АФАНАСЬЕВ
ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ
(1864 - 1920)
Поэт Серебряного века.
Родился в Новой Ладоге. Отец принадлежал к дворянскому сословию, был сначала военным, имел звание подпоручика, а затем перешёл на гражданскую службу. В 1860-е годы он работал начальником Новоладожской телеграфной станции.
Формированием литературного вкуса Афанасьев был обязан матери, происходившей из старинной дворянской семьи. Не случайно, именно ей он посвятил своё первое опубликованное в печати (1883г.) стихотворение, которое начинается строками:
Когда молюсь я позднею порою
Пред образом Спасителя – Христа,
Моя душа полна одной тобою,
И о тебе лишь молятся уста…
Леонид Афанасьев получил образование и жил в Петербурге. Связь с его родиной, Новой Ладогой, чувствуется в его стихотворении «На берегу озера» (1887г.):
Любуйся картиной волшебной
отсюда,
Здесь озеро видно вдали
голубой…
На протяжении всей литературной деятельности произведения Леонида Афанасьева охотно печатали во всех журналах, которые предоставляли свои страницы поэзии. Его стихи включались в сборник «Перлы русской поэзии» (СПб., 1902). Его первая биография появилась в 1910 году в сборнике «Русские поэты за 100 лет в портретах, биографиях и образцах». Он выпустил отдельным изданием три сборника своих стихотворений: в 1896, 1901 и 1914 гг. Отмечая 25-летие его литературной деятельности, журнал «Нива» в 1908 году писал: «Как поэт, Л.Н. Афанасьев обладает весьма значительно развитым чувством музыкальности. Это поэт – музыкант, если можно так выразится, - поэт, заставляющий свои слова звучать настоящими гармоническими ладами. Его стихи необыкновенно певучи, и, конечно, этим и объясняется то обстоятельство, что очень многие из них положены на музыку».
В ближайший круг друзей и знакомых Леонида Афанасьева входили поэты Константин Случевский, Константин Фофанов, Игорь Северянин, Фёдор Сологуб, оставившие заметный след в русской поэзии Серебряного века.
Литература:
1. «Нива», 1908, № 11, стр. 216
2. Русские писатели 1800 – 1917. Биографический словарь. Т. 1 – М., 1989, стр. 124
3. Астафьев В.В. Забытый поэт Серебряного века // Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 1 – Волхов, 1996, стр. 89 - 94
ШАХОВА
ЕЛИЗАВЕТА НИКИТИЧНА
(1822 - 1899)
Одаренная поэтесса, которая в возрасте 15 лет за свой литературный талант была награждена золотой медалью Российской академии. Современники предсказывали девушке блестящее будущее, её стихи печатали журналы «Сын Отечества» и «Современник»- самые распространенные издания России того времени. Но в самом расцвете лет она покинула родной дом, удалилась в монастырь и стала прообразом Лизы Калитиной – главной героини романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Представительница старинного дворянского рода Елизавета Шахова провела в монастырях более 50 лет. Её духовным наставником был выдающийся богослов и просветитель Игнатий (Брянчанинов), которого Русская Православная Церковь причислила к лику святых. В 1853 году он совершил обряд пострижения Елизаветы Шаховой в монахини с именем Мария.
В 1873 году она приехала в Староладожский Успенский женский монастырь, где построила для себя отдельный домик-келью. В этом монастыре Шахова прожила до конца своих дней и была похоронена на монастырском кладбище. До глубокой старости она продолжала сочинять стихи, написала несколько поэм, в том числе «Древний монастырь Успения Богородицы в Старой Ладоге».
Многое из того, что она создала в этой обители, осталось в рукописях.
В 1911 году её родственник, Н.Н. Шахов, издал «Собрание сочинений в стихах Елизаветы Шаховой», а в 1917 году в Петрограде была напечатана пьеса драматурга П.М. Невежина «Елизавета Шахова. Историко-бытовая хроника в четырёх действиях», рассказывающая об удивительной и неповторимой судьбе этой женщины.
Вот одно её стихотворение, посвящённое археологу Н.Е. Бранденбургу (написано в Старой Ладоге не ранее 1886 года):
Развалины на берегу Волхова в Старой Ладоге
Века, не годы, протекали
Над этой крепостью глухой
Под грудой камней своды спали
Над исторической рекой;
Здесь, дикой зарослью повиты,
(Ещё исчез недавно след)
Чугунные торчали плиты,
С насечкой символов побед:
Мечи и панцыри гласили,
Что тут прах рыцарей зарыт,
И буквы стёртые носили
О них глагол, но смысл не вскрыт,-
Всё стерла давность! Нет сказаний
О чужестранных мертвецах,
На этом месте, - без преданий,
О здешних битвах и бойцах!
Но, в край забытый, муж учёный,
С заветной думою достиг,
И – замок, прахом поглощённый,
Как остов собранный возник!
Раскрылись грозные руины,
Бойницы, башни, тайники,
И встали древние картины
Времён минувших, у реки.
В них любопытный посетитель
Читает летопись побед,
Гадает, кто был победитель,
И как был смят и прогнан швед.
Отрыты внутренние сходы,
Колодец тайный, под стеной,
Ступени, стены, переходы, -
Громадных камней – ряд сплошной…
Как любо тут стоять, мечтая,
Так сердце млеет, ум парит!
Днесь*, о тебе, о Русь святая!
Здесь камень с камнем говорит…
*Днесь – ныне, сегодня.
Литература:
1. Голицын Н.Н. Библиографический словарь русских писательниц. – СПб., 1889, стр. 274-276
2. Астафьев В.В. Тургеневская героиня // Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 2 – Волхов, 1998, стр. 30 - 35
3. Афанасьев В. Схимонахиня Мария (Елизавета Никитична Шахова) // Журнал Московской Патриархии, 1995, №12, стр. 72-74
КОЛОКОЛОВ
АЛЕКСИЙ ПЕТРОВИЧ
(1836 - 1902)
Протоиерей Общины св. Георгия в Петербурге, проповедник, строитель нескольких храмов и основатель благотворительных учреждений в Новоладожском уезде.
Родился в селе Прусынская Горка Новоладожского уезда в семье священника. После окончания Петербургской духовной семинарии назначен в родной уезд священником села Хотово. За короткое время его заботами здесь были построены два храма, а сам он прославился подвижнической жизнью и стал известен далеко за пределами своего прихода. В 1871 году о. Алексий переехал в Петербург и стал настоятелем церкви св. Георгия одноименной Общины сестёр милосердия, деятельность которой занимала заметное положение среди благотворительных учреждений столицы.
Имея влиятельных и богатых прихожан, А.П. Колоколов значительные средства тратил на милосердные дела у себя на родине в Новоладожском уезде. На некогда пустынном островке, лежащем на р. Волхове, его усилиями был устроен целый комплекс благотворительных учреждений: церковь Успения Пресвятой Богородицы (от неё островок получил название «Успенский»), приют для детей – сирот, богадельня для инвалидов и престарелых крестьян ближайших к острову деревень, а также школа, амбулатория и больница.
С северной стороны к Успенской церкви примыкал большой двухэтажный каменный дом, в котором во время частых приездов жил о. Алексий и где он принимал многочисленных богомольцев.
О его кончине сообщила столичная пресса, отмечая, что А.П. Колоколов «принадлежал, несомненно, к самым выдающимся, наиболее самобытным лицам русского духовенства». При отпевании о. Алексия Св. Философ Орнатский сказал о нём: «Это был пастырь особенный и в своём роде единственный замечательный духовник, глубоко проникавший в сердца духовных чад, умевший и потрясать сердца, и умилять, и успокаивать их». Он был похоронен на острове в склепе под Успенской церковью.
В 1910 году к его гробу приезжал будущий всероссийский Патриарх Тихон. К сожалению, ныне от благотворительных учреждений на Успенском острове, переименованном после 1917 года в остров Октября, остались одни руины. Гроб самого о. Алексия в 1930-е годы был вынесен из склепа и захоронен подальше от людей, в двух километрах от острова. В 2001 году останки подвижника обрели последнее место упокоения на кладбище его родной деревни Прусынская Горка.
Литература:
1. «Церковные ведомости», 1902, № 7, стр. 237 -247; № 23, стр. 748 – 750; №37, стр. 1274 – 1286
2. Полный православный богословский энциклопедический словарь (репринтное издание), т. 2 – М., 1992, столбец 1408
3. Астафьев В.В. Островок человечности // Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки. Вып. 2 – Волхов, 1998, стр. 76 - 87
4. Левшин Р., Фонькин В. Остров милосердия. – СПб, 2007
5. «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», вып. 37 – 38, СПб, 2009, стр.28 – 60
ЩУРУПОВ
МИХАИЛ АРЕФЬЕВИЧ
(1815 – 1901)
Академик архитектуры (1858), профессор Академии художеств (1861), скульптор, художник-прикладник, реставратор. Автор монастырского комплекса Свято-Троицкой Реконской пустыни в Тихвинском уезде, собора русского скита на Афоне в Греции, Воскресенского собора в столице Японии Токио и более сорока храмов в России.
В середине 1870-х годов М.А. Щурупов получил целый ряд заказов от духовенства Новоладожского уезда. В этот период здесь по его проекту в 1876 году была построена каменная церковь Успения Богородицы и ряд других построек на Успенском острове, а также реконструировано и перестроено несколько храмов (в Кобоне, Помялово и Немятово). Действующий храм Рождества Пресвятой Богородицы в Новой Ладоге своим изящным видом обязан Щурупову, который руководил его капитальной перестройкой. По проекту М.А. Щурупова к этой церкви с восточной стороны соорудили пристройку, за счёт понижения уровня пола и поднятия крыши увеличили её высоту, расширили окна, придав им форму дворцовых, и возвели новый большой купол. Снаружи церковь была пышно декорирована. В отчёте для Академии художеств за 1876 -1877 гг. архитектор писал: « В г. Новой Ладоге перестроил с основания каменную церковь во имя Рождества Богородицы с устройством нового иконостаса». После установки нового четырёхъярусного иконостаса, выполненного по рисункам Щурупова, храм был освящён и в таком виде сохранился до наших дней.
Есть основания предполагать, что и красивая винтовая лестница, ведущая к нише снаружи древнего Никольского собора, стоящего рядом с церковью, тоже выполнена по проекту Щурупова. Ниша, где находилась икона св. Николая Чудотворца, давно пустует, но старинная металлическая лестница, поддерживаемая стойками, выполненными с большим художественным вкусом, ещё радует глаз.
В самом конце 1880-х годов Щурупов выполнил свои последние проекты для Петербургской губернии – двух часовен: в Новой Ладоге и Усть – Ижоре. 25 августа 1891 г. Новоладожская часовня во имя св. Благоверного князя Александра Невского была освящена. Высокая (с крестом – 14 м), она стояла на очень выигрышном месте – на мысу между старым и новым Ладожскими каналами.
К сожалению, эта очень красивая постройка М.А. Щурупова не сохранилась.
Литература:
1. Гинзбург А.М., Кириков Б.М. Архитекторы – строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX века. Справочник. – СПб., 1996 стр. 345
2. Астафьев В.В. Зодчие Новой Ладоги // Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 2 – Волхов, 1998, стр. 65 - 67
3. Яковлев Н.А. Михаил Щурупов. – СПб., 2001, стр. 146 – 152, 166 - 168
ИНОСТРАНЦЕВ
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1843 - 1919)
Геолог, минералог. Член-корреспондент Петербургской Академии наук. Профессор (с 1873 г.), создатель геологического музея в Санкт- Петербургском университете. Один из основоположников отечественной геологической науки.
В 1878 году, во время прокладки новых Сяського и Свирского каналов, А.А. Иностранцев занялся исследованием неолита на южном берегу Ладожского озера.
На месте, где велись раскопки, им близ Новой Ладоги были найдены кости животных, а затем и орудия труда людей каменного века. Особый интерес привлекли остатки лодки, выдолбленной из ствола дуба.
На основе комплексного исследования этих памятников А.А. Иностранцев в 1882 году опубликовал монографию «Доисторический человек каменного века на южном побережье Ладожского озера», которая принесла учёному мировую известность.
Подлинный экземпляр этой книги сегодня можно увидеть в историко-краеведческой экспозиции «Истоки родной старины», находящейся в культурно-информационном центре им. А.С. Пушкина города Волхова.
Коллекция находок эпохи неолита, собранная А.А. Иностранцевым, хранится в фондах музея-заповедника «Старая Ладога».
Литература:
1. Лебедев Г.С. История отечественной археологии. 1700 – 1917. – СПб., 1992, стр. 139
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.