Краеведение

  • docx
  • 15.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КРИВОШЕИН.docx

КРИВОШЕИН
ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
(1866 – после 1921)

Военный инженер, заслуженный профессор Николаевской инженерной академии, профессор Технологического института. Автор проекта (совместно с архитектором В.П. Апышковым) Большеохтинского (моста императора Петра Великого), Финляндского железнодорожного и дамбы Троицкого моста через Неву. Директор правления Путиловского и Невского судостроительного и механического заводов (1910 –е годы).

 

  В июле 1917 г. вместо правительственного Комитета по водопадам было образовано специальное Управление работами на реке Волхов, где запланировали строительство гидроэлектростанции. Главным инженером Управления был назначен Г.Г. Кривошеин, который до этого был начальником работ на водопадах реки Иматры в Финляндии, где царское правительство первоначально предполагало строить ГЭС для нужд Петрограда.

Временное правительство выделило для работ на Волхове кредит в размере 32 миллиона рублей, на которые Кривошеин начал закупать оборудование, строить склады для хранения и прокладывать грунтовые дороги к месту строительства. Однако после Октябрьской революции финансирование стройки прекратилось, работы остановились.

  15 июля 1918 г. Совет Народных Комисаров утвердил Г.Г. Кривошеина в должности  главного инженера Волховского строительства. Он руководил подбором кадров и изыскательскими работами. С января 1919 г. стройка развернулась широким фронтом. Однако, главный инженер Волховстроя столкнулся с неожиданной трудностью: политический комиссар Волховстроя стал вмешиваться во все финансовые, хозяйственные и технические вопросы и вёл, по словам Кривошеина, «чуть ли не полицейский сыск». После его обращения к члену Президиума ВСНХ Л.Б. Красину с просьбой об отставке незаконные действия комиссара прекратились.

На берегах Волхова строились мастерские, жилые дома и бараки, временная электростанция, столовая, больница и т.д.

В тот период Волховскую ГЭС планировали открыть к 1 января 1923 г.

Летом 1919 г. вокруг Волховстроя развернулась острая борьба – нашлись противники, требовавшие законсервировать и даже прекратить сооружение ГЭС. 5 ноября 1919 г. строительство вообще осталось без своего руководителя: Кривошеин был арестован Петроградскими чекистами и два с половиной месяца просидел в московской Бутырской тюрьме.

 

Он вышел из неё с сильно подорванным здоровьем, что лишило его возможности приступить к своим обязанностям с прежней силой. Так и не найдя взаимопонимания с советской властью Г.Г. Кривошеин в 1921 году эмигрировал в США.

Но его имя увековечено на бронзовой доске, прикреплённой к стене одной из башен Большого Охтинского моста через Неву – самого известного произведения Кривошеина, без которого уже нельзя представить величественную панораму невских набережных Петербурга.

 

Литература:

 

1.     Волховская гидроэлектрическая силовая установка и её сооружение. Бюллетень № 8 – Л., 1926, стр. 116

2.     Шкаровский М. Начало Волховстроя   «Волховские огни», 1989, 18 ноября

3.     Кириков Б.М., Гинзбург А.М. Архитекторы – строители Санкт – Петербурга середины XIX- начала XX века. Справочник. – СПб., 1996, стр. 178 - 179 

4.     Астафьев В.В. Сподвижники и помощники инженера Графтио. //  Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 5 – Волхов, 2010, стр. 103 - 104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРАФТИО
ГЕНРИХ ОСИПОВИЧ

(1869 – 1949)

Инженер – энергетик,  один из основоположников отечественного гидроэнергостроительства, академик АН СССР (1932).

 

В 1910 году в связи с проектом электрификации пригородного движения петербургского железнодорожного узла Графтио составил эскизный проект силовой установки и шлюза на Волховских порогах. В 1911 – 1912 гг. был выполнен подробный проект Волховской ГЭС. Плотина и шлюз были разработаны инженером Е. А. Палицыным, вся же силовая часть ГЭС, включая аванкамеру с ледозащитной стенкой и водоспусками, здание силовой станции с электромеханическим оборудованием, а также линия передачи в 110 000 вольт и понижающая подстанция в Петербурге – инженером Г.О. Графтио, предложившим то расположение сооружений Волховской ГЭС, которое мы видим сегодня.

   В 1914 году Графтио представил второй вариант силовой станции с одноколёсными вертикальными турбинами, к воплощению которого приступили уже после октября 1917 года.

  В сооружении Волховской ГЭС – первенца государственного плана электрификации России – Генриху Осиповичу Графтио принадлежит первостепенная роль. В 1918 -1920 гг. он был помощником, а в 1921 – 1926 гг. – главным инженером строительства этой электростанции и его главной организаторской силой. В самые трудные для ГЭС периоды он напрямую обращался за помощью к председателю Совета Народных Комиссаров Владимиру Ильичу Ленину, который стал инициатором Волховстроя несмотря на разгар гражданской войны.

  Под редакцией Графтио публиковались бюллетени «Как строится Волховская ГЭС», а также «Материалы по исследованию р. Волхова и его бассейна» (1924 – 1929 гг.). Под руководством  Генриха Осиповича на Волховстрое начали свою трудовую деятельность многие инженеры, которые затем создавали фундамент отечественной гидроэнергетики. Для них Волховстрой стал инженерной школой, так как никакого опыта строительства подобных грандиозных сооружений в России не было.

  «Значительнейшим, - говорил Графтио, - если не решающим условием успеха работ Волховстроя был подбор сотрудников. Мной тогда приглашались люди с энергией, знаниями и талантами, хотя имена их до тех пор были не известны. Пройдя школу Волховстроя, они завоевали себе имена и образовали кадры опытных строителей».

 После окончания работ на Волхове Г.О. Графтио возглавил сооружение Нижне-Свирской ГЭС, которой в последствии было присвоено его имя.

  В городе Волхове он увековечен в названии улицы, в беломраморном бюсте, установленном в машинном зале ГЭС, и в памятнике возле электростанции.

Литература:

1.     Волховская гидроэлектрическая силовая установка и её сооружение. Бюллетень №8.- Л., 1926, стр. 116

2.     Строитель первых гирдоэлектростанций в СССР Г.О. Графтио. Его статьи и воспоминания о нём. – М., 1953

3.     Шевцов В.Н., Смирнов И.С. Генрих Осипович Графтио. – М. – Л., 1955

4.     Славентантор Д.Е. Человек, покорявший реки. – Л., 1965

5.     Первенец электрификации. К 50-летию Волховской ГЭС им. В.И. Ленина.- Л., 1976

6.     Карелин Н.С., Карелина Г.М. Свет Волховсроя. Учебное пособие по краеведению. – СПб., 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДЕНЕЕВ

БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ

(1885 – 1946)

Учёный и инженер-гидроэнергетик, академик АН СССР (1932), лауреат Сталинской премии (1943).

 

С августа 1920 г. до 1927 г. работал на строительстве Волховской ГЭС зав. гидротехническим отделом, начальником технического отдела и начальником работ.

  Являлся первым помощником главного инженера строительства Волховской ГЭС Генриха Осиповича Графтио в работе над проектированием основных сооружений Волховского гидроузла, состоящего из водосливной бетонной плотины длиной 200 метров, здания ГЭС, ледозащитной стенки, водосброса и судоходного шлюза.

  Изучение известняков в районе этих сооружений показало, что они водопроницаемы и в них возможна фильтрация. Чтобы избежать этого крайне нежелательного явления, Веденеев предложил произвести глубокую цементационную завесу в береговых массивах. Такие работы, выполненные под его руководством в сентябре – октябре 1923 года, были первые в России и сохраняют актуальность до наших дней.

  После пуска Волховской ГЭС (декабрь 1926 г.) Веденев уехал на строительство Днепровской  гидроэлектростанции.

  О его пребывании на берегах Волхова напоминает мемориальная доска, установленная 19 декабря 1951 года в машинном зале Волховской ГЭС.

Литература:

1.     Адамович А.Н., Складнев М.Ф. Академик Борис Евгеньевич Веденеев. Жизнь и деятельность. – М., 1976

2.     Первенец электрификации. К 50-летию Волховской ГЭС. – Л., 1976, стр. 127

 

 

 

 

 

БЕДНЫЙ ДЕМЬЯН

(Придворов Ефим Алексеевич)

(1883 - 1945)

Поэт, публицист.

 

В первые послереволюционные годы Демьян Бедный был культовой фигурой молодой пролетарской литературы. Его творчество называли образцом «политической поэзии», а самого Демьяна Бедного – «первым поэтом Октября», «большевиком поэтического рода оружия». В годы гражданской войны поэт-агитатор с разрешения В.И. Ленина разъезжал по фронтам на закреплённом за ним вагоне, который прикрепляли в конце состава. Этот вагон Демьян Бедный использовал до 1930 года во время частых поездок по городам нашей страны.

  В 1918 - 1933 гг. жил в Кремле (Москва).

  14 октября 1923 года Демьян Бедный приезжал на строительство Волховской ГЭС. После детального осмотра работ, вечером в клубе, он выступил на митинге, встреченный бурными аплодисментами. В бюллетене «Как строится Волховская ГЭС» через месяц после его визита были напечатаны следующие строки: «Демьян Бедный, наш любимый пролетарский поэт, получил номер издаваемой на Волховстрое стенной газеты «Наша Красная Артель», в коей писалось «о хитрых брёвнах», невидимой силой плывших против течения и пристававших к плотам подрядчиков. По всей вероятности, такой единичный факт мог иметь место, и вот товарищ Демьян пишет следующее стихотворение, помещённое в «Московской правде» в 20-х числах августа».

  Далее приводится стихотворение Демьяна Бедного, которое заканчивается словами: «Почему растут к рассвету

                                              У подрядчиков плоты?

                                               Эй, пожалуйте к ответу

                                               Волховстройские плуты».

После стихотворения напечатана реакция строителей Волховской ГЭС: «Товарищ Демьян слово «плут» обобщил, и когда он сам приехал на Волховстрой посмотреть на работы и погостить у волховстроевских рабочих, в приветственных плакатах его призвали тоже «к ответу» следующим волховстройским стишком:

Демьян про нас в Москве писал,

Плутами всех нас называл,

А посмотрит бойкий труд

И забудет слово «плут».

Нас плутами не зови,

  Нам другие есть стихи,

     В тех стихах наказ иной:

                Кончить к сроку Волховстрой.

Пришлось Демьяну, почесав затылок, ответ держать и поправлять свою ошибку».

  «Мужик вредный» - так называл Демьян Бедный сам себя. Приезжал он и на Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат, открытие которого состоялось 3 ноября 1928 года. Увидев недоделки в монтаже оборудования и другие «болезни пуска», поэт опубликовал в газете «Правда» 21 марта 1929 г. стихотворение «Генеральная линия», в котором подверг резкой критике строителей первого в стране предприятие  целлюлозно-бумажной промышленности с законченным циклом производства.

Литература:

1.     Как строится Волховская ГЭС. Бюллетень №1, ноябрь, 1923 г. – Волховстрой, 1924, стр.72,73

2.     Демьян Бедный. Собрание сочинений в восьми томах, т. 6 – М., 1965, стр.262

3.     Воспоминания о Демьяне Бедном. – М., 1966, стр. 218, 235

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОЛСТОЙ

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1883 – 1945)

Русский советский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1939). Трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946).

 

В 1919 году эмигрировал (Франция, потом Германия), но летом 1923 года вернулся в СССР.

  Осенью того же года он приезжал на строительство Волховской ГЭС и 7 ноября опубликовал в газете «Петроградская правда» статью «Волховстрой», в которой поделился увиденным и услышанным на этой самой грандиозной стройке Советской России: «Поднимаетесь наверх по обледенелым тропкам. Во всю чёрную ночь горят огни Волховстроя. Глядишь и думаешь: Россия начала строить. Слова облеклись в плоть…»

  Толстой рассказал о том, как выглядит рабочий посёлок строителей на правом берегу Волхова и о проблеме, возникшей из-за сооружения плотины гидроэлектростанции: «На пароходике переезжаете на левую сторону. Два часа ночи: на берегу горит костёр. Трутся бортами лодки. По пояс в чёрной летящей воде стоят рыбаки в ушастых шапках и сачками ловят сигов. У огня двое сушат варежки.

     - Беда с этой плотиной. Не идёт сиг в пороги, хоть ты что… Оробел…

    - Да, сиг рыба осторожная… Нагородили тут чертовины. Разве он пойдёт…»

  Последние слова волховского рыбака оказались пророческими.

  Рыбоходный лоток для пропуска волховского сига, идущего на нерест в реки, впадающие в озёро Ильмень, оказался при эксплуатации неработоспособным, так как перепад уровней воды составлял 10 метров и был непреодолим для рыбы.

  Вскоре знаменитый своими вкусовыми качествами волховский сиг, который на Волховских порогах вылавливали сотнями тысяч штук в год, потерял здесь всякое промысловое значение.

Литература:

1.     Толстой А.Н. Волховстрой // Ладога. Писательские раздумья. Страницы истории. Взгляд в будущее (сборник статей). – Л., 1985, стр. 39 – 44


 

Посмотрите также