Краеведение
Оценка 4.7

Краеведение

Оценка 4.7
docx
15.02.2022
Краеведение
ПРОКОФЬЕВ.docx

ПРОКОФЬЕВ

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

(1900 – 1971)

Русский советский поэт. В 1945 – 1948 гг. и 1955 – 1965 гг. избирался первым секретарём правления Ленинградской писательской организации. Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Сталинской премии (1946) и Ленинской премии (1961).

На родине А.А. Прокофьева, в селе Кобона, 4 декабря 1981 г. установлен его бюст работы скульптора М.К. Аникушина. В 1998 году губернатором Ленинградской области учреждена ежегодная литературная премия «Ладога», названная именем А.А. прокофьева.

 

Первая публикация поэта состоялась 13 июля 1919 года в газете «Новоладожская коммуна». Здесь, в Новой Ладоге, молодой Прокофьев проходил военную службу. В 1920 году заведовал гарнизонным клубом, который находился на берегу канала, в здании суворовских казарм. С января 1921 г. по январь 1922 г. Прокофьев служил военным цензором Новоладожского уезда.

  После первой публикации Прокофьев стал постоянным автором «Новоладожской коммуны». В этой газете было напечатано 33 его стихотворения.

  С 1922 года жизнь поэта проходила в Ленинграде, но любовь к родному Приладожью он сохранил до конца жизни.

Что весной на родине?

                                     Погода.

Волны неумолчно в берег бьют.

На цветах настоянную воду

Из восьми озёр родные пьют

«…»

Мне до тех озёр дорогой длинной

Не дойти.

              И вот в разбеге дня

Я кричу товарищам старинным:

«Поднимите ковшик за меня!»

Литература:

1.     Цветкова Г.П. След на земле. Литературно-краеведческие очерки Южного Приладожья. – СПб., 2009, стр. 39 - 50

2.     Александр Прокофьев. Ветер шёл, летел и плакал… - СПб., 2010, стр. 90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНИ

АНАТОЛИЙ ФЁДОРОВИЧ

(1844 – 1927)

Юрист, государственный деятель, сенатор, член Государственного совета, литератор, мемуарист, Почётный академик Петербургской Академии наук (1900), профессор, доктор уголовного права.

 

Строительство Волховской ГЭС регулярно освещала местная печать. 1 сентября 1920 года газета «Новоладожская коммуна» писала: «Строительство имеет клуб имени III Интернационала, библиотеку, устраивает лекции по разным отраслям знания, к которым привлекает видных литераторов Петрограда».

  Летом 1924 года с циклом лекций перед волховстроевцами выступал Анатолий Фёдорович Кони. Представитель старой гвардии русской интеллигенции, он был близко знаком с многими выдающимися деятелями отечественной культуры, о которых оставил яркие воспоминания.

 В годы советской власти он всецело отдался педагогической и лекторской работе. Читал лекции о Пушкине, Льве Толстом,  Пирогове, о воспитании детей, об этике общежития. «У него, - вспоминал Корней Чуковский, - было великое множество тем, но о чём бы он ни читал, всякая его лекция звучала, как моральная проповедь, всякая упорно твердила о том, как прекрасна человеческая совесть, сколько счастья в служении добру».

  О пребывании А.Ф. Кони на Волховстрое известно из его письма к московскому актёру и драматургу князю А.И. Сумбатову-Южину. 30 августа 1924 года Анатолий Фёдорович сообщил, что «провёл почти 3 недели на Волховстрое – удивительном месте по соединению ума, изобретательности, энергии и созидательству, столь редкому в наше время всеобщего разрушения. С большим душевным удовлетворением читал там лекции для «сознательных» рабочих… На Волховстрое написал свои студенческие и более ранние воспоминания о Малом театре…»

Литература:

1.     Кони А.Ф. Собрание сочинений в восьми томах, т.8 – М.. 1969, стр. 6, 322

2.     Сашонко В.Н. А.Ф. Кони в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. – Л., 1991, стр. 282

3.     Астафьев В.В. Вожди и писатели на Волховстрое // Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 5 – Волхов, 2010, стр. 125 – 127

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛАНСЕРЕ

НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

(1879 – 1942)

 

Архитектор, художник – график Серебряного века, представитель знаменитого семейства Бенуа – Лансере, из которого вышла целая плеяда талантливых деятелей русского искусства.

Историк архитектуры, автор построек в Эстонии, Курской губернии, Луге, Петербурге, храма под Ораниенбаумом.

После революции профессор Академии художеств Н.Е. Лансере проектировал промышленные здания, в том числе электролизный цех Волховского алюминиевого завода. Руководил проектной архитектурной группой на Свирьстрое -2.

 

Летом 1903 года, незадолго до окончания Академии художеств, Н.Е. Лансере совершил длительную поездку в Псковскую и Новгородскую губернии с целью изучения памятников древнерусского зодчества. Также он посетил Тихвин и, возможно, впервые побывал в Старой Ладоге.

  В 1914 году в круг его интересов попала старинная Никольская церковь, стоявшая на берегу Волхова вблизи села Гостинополье Новоладожского уезда. На заседании Императорской Археологической Комиссии, состоявшемся в декабре 1914 года отмечалось, что в этой церкви под малярной обветшавшей краской были открыты фрески XV века  хорошей  сохранности, и что «за восстановление фресок выступили князь А.А. Ширинский-Шихматов и Н.Е. Лансере». В качестве представителя Императорской Археологической Комиссии Лансере наблюдал за восстановлением этой древней чисто русской стенописи.

  Был он и на строительстве Волховской ГЭС, где сделал два рисунка: «Башня для электрической подвесной дороги» и

«Подвесная дорога». Под каждым из них стоит авторская подпись: «Волховстрой. 19 мая 1924 г.».

Литература:

1.                 Оль Г.А., Лансере Н.Н. Николай Евгеньевич Лансере. – Л., «Стройиздат», 1986

 

 

 

 

 

 

САМОХВАЛОВ

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

(1894 – 1974)

Живописец, график, художник театра. Заслуженный деятель искусств РСФСР.  Работал главным образом как портретист. Самая известная работа – «Девушка в футболке», которую стали называть «советской Джокондой». На международной выставке в Париже в 1937 году эта картина получила золотую медаль. Полотна художника имеются в Государственном Русском музее и многих музеях России.

 

В конце лета 1925 года А.Н. Самохвалов принимал участие в подготовке к реставрации церкви св. Георгия на территории крепости в Старой Ладоге. Позже художник вспоминал: «Ладога была сказкой времён варягов. Всё время казалось, что из-за косогора старого Волхова выплывает древний парус с воинственной дружиной Рюрика… Я был потрясён строгим пейзажем, развалинами крепости и седыми волнами Волхова. Хотя авторы книг о реставрации Георгиевского собора обходят молчанием моё имя, но я, на мой взгляд, сделал не меньше, чем реставраторы, так как они пришли на готовое. Снята была штукатурка из бетона, зажавшая собор в непроницаемую для дыхания коробку, что очень тяжело отразилось на стенах и фресках. Влага, которую брали стены из земли, могла испаряться только внутри собора. И испаряясь, оставляла прочный белый слой известковых кристаллов на фресках. Эти фрески, покрытые толстым слоем кристаллов, были не видны. Лишь едва намечались их признаки.

  Снятие бетонной штукатурки обнаружило окна и порядок их расположения как в боковых стенах, так и в алтарных апсидах, что открыло совсем другой язык архитектурных форм».

  В один из дней Самохвалов приезжал посмотреть на строительство Волховской ГЭС. В Старой Ладоге художник написал пейзаж «Ладога» и сделал эскиз для будущей картины «Семья рыбака».

Литература:

1.     Самохвалов А.Н. Мой творческий путь. – Л., 1977, стр.102 – 113

 

 

 

 

 

 

СВАРОГ

ВАСИЛИЙ СЕМЁНОВИЧ

(1883 – 1946)

 

Живописец, акварелист, рисовальщик. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1918 г.) и Ассоциации художников революционной России (с 1924 г.). Выступал как автор портретов, индустриальных пейзажей. Одним из первых деятелей культуры был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Произведения художника имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Центральном музее Вооружённых Сил и других музеях России. Участвовал в организации студии военных художников

им. М.Б. Грекова. Академик И. Э. Грабарь говорил о нём: «На протяжении всей своей жизни он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного события, откликаясь на него немедленно, молниеносно своими рисунками, акварелями, картинами. Такого трепетного схватывания действительности на лету, столь быстрой реакции на неё, какую мы знали и видели у Сварога, не было ни у кого».

 

В 1928 году В.С. Сварог посетил в Ленинграде выставку современного искусства, где были картины абстракционистов. Одна из таких работ называлась «Волховстрой». Многие посетители выставки расценили её как карикатуру на план ГОЭЛРО, подняли шум, требуя убрать «шедевр» с глаз долой.

 «Через день после такой выставки,- вспоминал В.С. Сварог,- я поездом отправился на Волхов». В 1931 году художник вновь приезжал на берега Волхова, чтобы повторно написать с натуры Волховскую ГЭС по заказу московского музея. Тогда же, возвращаясь на железнодорожный вокзал, он зарисовал двух молодых монтажников, работавших на верху стальной конструкции электроопоры.  Вернувшись домой, художник написал акварель «Арматурщики», о которой И.Э. Грабарь сказал, что это «живой кусок, схваченный из жизни».

Литература:

1.     Сварог В.С. (Вступительная статья И.Э Грабаря). – М., 1955, стр.5, 10

2.     Соколов В.А. Художник Сварог. – Л., 1986, стр. 143, 157


 

ПРОКОФЬЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (1900 – 1971)

ПРОКОФЬЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (1900 – 1971)

Поднимите ковшик за меня!» Литература: 1

Поднимите ковшик за меня!» Литература: 1

КОНИ АНАТОЛИЙ ФЁДОРОВИЧ (1844 – 1927)

КОНИ АНАТОЛИЙ ФЁДОРОВИЧ (1844 – 1927)

Астафьев В.В. Вожди и писатели на

Астафьев В.В. Вожди и писатели на

НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (1879 – 1942)

НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (1879 – 1942)

САМОХВАЛОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1894 – 1974)

САМОХВАЛОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1894 – 1974)

СВАРОГ ВАСИЛИЙ СЕМЁНОВИЧ (1883 – 1946)

СВАРОГ ВАСИЛИЙ СЕМЁНОВИЧ (1883 – 1946)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022