Краеведение
Оценка 4.7

Краеведение

Оценка 4.7
docx
15.02.2022
Краеведение
МУРАВЬЁВ.docx

МУРАВЬЁВ
ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ

(1908 – 1988)

Инженер-механик. Лауреат Ленинской премии и лауреат Государственной премии СССР. Первый директор Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС).

 

По окончании Ленинградского Политехнического института в декабре 1936 года был направлен на Волховский алюминиевый завод имени С.М. Кирова.

  Работал заведующим производством ремонтно-механического цеха до мая 1937 года, затем начальником этого цеха. В августе 1939 года назначен главным механиком Волховского алюминиевого завода.

  В конце сентября 1941 года руководил демонтажём наиболее ценного оборудования завода и его эвакуацией на Урал. 5 октября главный механик ВАЗа Муравьёв с последним эшелоном оборудования уехал на Уральский алюминиевый завод, где до 1951 года работал главным механиком завода. После этого он становится ведущим специалистом в области создания советского ядерного оружия, работая в одной группе с выдающимися деятелями отечественной науки и техники – академиками М. Келдышем и И. Курчатовым.

  В 1966 году В.П. Муравьёв возглавил строительство Ленинградской АЭС. В его некрологе, напечатанном в газете «Ленинградская правда», есть такие слова: «Трудно переоценить вклад В.П. Муравьёва в создание флагмана советской атомной энергетики, на котором он проработал в течение двадцати лет».

Литература и архивные источники:

1.     «Ленинградская правда», 1988, 18 июня

2.     Астафьев В.В. Первый директор ЛАЭС // Астафьев В.В. тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 5 – Волхов, 2010, стр. 185 - 188

 

 

 

 

 

ВЛАДИМИРОВ

ВАСИЛИЙ  СЕРГЕЕВИЧ

(1923 – 2012)

Математик, академик Академии наук СССР (1970), дважды лауреат Государственной премии СССР (1953 и 1987 г.), Герой Социалистического Труда (1983). Автор целого ряда выдающихся научных исследований как в теоретических, так и в практических областях математики. Один из создателей современной математической физики.

 

Родился 9 января 1923 года в деревне Дяглево Волховского района в многодетной крестьянской семье. В 1937 году окончил неполную среднюю школу в селе Колчаново Волховского района.

  Затем учился на рабфаке в Ленинграде и на физическом факультете Ленинградского Государственного университета.  В годы Великой Отечественной войны служил рядовым в войсках противовоздушной обороны Ленинградского фронта.

  В 1945 году поступил учиться на математико-механический факультет Ленинградского Государственного университета, который окончил в 1948 году. В 30 лет стал кандидатом, в 37 лет - доктором физико-математических наук.

  С 1964 года – профессор Московского физико-технического института.

  Участник Международного конгресса математиков и Международных конференций по физике высоких энергий.

  Память о выдающемся учёном сохраняется на его родине. В деревне Дяглево 1 мая 2005 года на доме, где жил В.С. Владимиров, установлена мемориальная доска. О нём есть материалы в экспозиции историко-краеведческого музея в селе Колчаново.

 

Литература:

 

1.     Томилов Б. Математика – его жизнь // «Волховские огни», 1983, 10 сентября.

2.     Василий Сергеевич Владимиров (серия «Материалы к библиографии учёных СССР») – М., «Наука», 1987

АЛФЁРОВ
ЖОРЕС ИВАНОВИЧ

(род. в 1930 г.)

Физик, автор работ в области физики полупроводников, полупроводниковой и квантовой электроники. Участвовал в разработках первых отечественных транзисторов. Организовал Научно-образовательный центр Российской академии наук (1989 г.), директор Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе Российской академии наук (с 1987 г.). Лауреат Ленинской (1972), Государственной (1984) премии СССР. В 2000 году присуждена Нобелевская премия в области физики.

 

В 1939 – 1941 гг. Ж.И. Алфёров жил и учился в школе в посёлке Сясьстрой Волховского района, где в то время его отец работал директором Сясьского целлюлозно-бумажного комбината.

  В 2007 году Ж.И. Алфёров приезжал в город Сясьстрой в период компании по выборам в Государственную Думу. На территории целлюлозно-бумажного комбината состоялась встреча Нобелевского лауреата с сясьстройскими избирателями.

  Материалы об отце и сыне Алфёровых размещены в музейных экспозициях по истории Сясьского ЦБК и города Сясьстрой.

 

Литература:

Филимонов Р.И. Бесценные экспонаты истории // Филимонов Р.И. Дорогие мои земляки - Волхов, 2008, стр. 178

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЮНИНСКИЙ

ИВАН ИВАНОВИЧ

(1900 – 1977)

Генерал армии (1955). Герой Советского Союза (1939), Герой Монгольской Народной Республики (1945).

 

Звание Героя Советского Союза получил за умелое командование мотострелковым полком и проявленные мужество и отвагу в боях против японских милитаристов на реке Халкин-Гол.

  С конца октября  1941 г. генерал-майор И.И. Федюнинский был командующим 54-й армии, войска которой обороняли город Волхов.

  В планах немецкого командования этому городу уделялось особое внимание. С его захватом гитлеровцы рассчитывали выйти к Ладожскому озеру, чтобы  окончательно изолировать Ленинград от страны и предельно усложнить возможность прорыва блокады.

  8 ноября 1941 года враг подошёл с юга к городу Волхову на расстояние нескольких километров. Ставка Верховного Главнокомандования утвердила указания командующего Ленинградским фронтом «по вопросам разрушения в Волховстрое алюминиевого завода, Волховской ГЭС, железнодорожного моста и затопления потерны плотины с возложением ответственности за это, а также за определение времени взрыва на командование 54-й армии». К этому времени электростанция и плотина были заминированы.

  Федюнинский вспоминал: « Упустить время взрыва означало отдать ГЭС противнику. Но и взрывать электростанцию прежде, чем исчезнет хотя бы малейшая надежда отстоять её, было бы преступлением».

  Натиск противника на Волхов не ослабевал. «Наша оборона,- вспоминал Федюнинский,- нигде не была прорвана, Но под ударами врага она выгибалась…  Наиболее остро складывалась обстановка в 310-й стрелковой дивизии. Здесь, в направлении разъезда Зеленец противник имел наибольший успех».

  Но гитлеровцы дальше не прошли; остановленные упорством обороняющихся частей они прекратили наступление. В начале декабря 1941 года ударная группа 54-й армии перешла в наступление. 21 декабря газета «Правда» под заголовком «Провал немецких планов под Волховом» сообщала об успехах, достигнутых советскими войсками на подступах к городу, и поместила фотографию командующего 54-й армией И.И. Федюнинского. Позже он напишет: «Вражеская группировка, угрожавшая Ленинграду вторым кольцом блокады, была разгромлена. Волховская ГЭС осталась далеко в тылу. Первенец Ленинского плана ГОЭЛРО продолжал выситься над Волховом, воды которого бились в бетонные устои сохранённой плотины…»

  После войны Иван Иванович Федюнинский несколько раз был гостем города Волхова. В 1966 году он посетил Волховский алюминиевый завод и подарил с автографом свою книгу «Поднятые по тревоге», посвящённую военным событиям. Сегодня она находится в экспозиции заводского музея. В 1970 году Федюнинский в числе первых был удостоен звания «Почётный гражданин города Волхова», в 1986 году его имя присвоили одной из новых улиц этого города.

Литература:

1.     Федюнинский И.И. Поднятые по тревоге. Изд. 2-е, испр. –М., 1964, стр. 65-88

2.     Герой Советского Союза. Краткий биографический словарь, т.2 – М., 1988 –стр. 648

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРИБУЦ
ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ

(1900 - 1977)

Советский военный деятель, адмирал (1943),  командующий Балтийским флотом в 1939 – 1947 годах. Его именем названы улица в Санкт – Петербурге и большой противолодочный корабль, входящий в состав Тихоокеанского флота России.

 

Когда Ленинград оказался в блокадном кольце, перед  командующим Балтийски флотом лежала задача по организации снабжения города по Ладожскому озеру – единственной (кроме воздушной) коммуникации, связывающей Ленинград с тылом страны. Ответственность за все перевозки и их обеспечение была возложена на Ладожскую военную флотилию, которую подчинили Балтийскому флоту.

Адмирал Трибуц вспоминал: «Мы оказывали флотилии постоянное внимание, я и другие члены Военного совета часто, почти каждую неделю, а то и два – три раза на неделе, выезжали в Осиновец и Новую Ладогу, где находились её основные силы… Военный совет Балтийского флота приказал штаб флотилии перевести в Новую Ладогу, откуда шёл основной поток продовольственных грузов».

По приказу адмирала Трибуца на Ладогу из резервов Балтийского флота отправлялись зенитные пушки и пулемёты для вооружения боевых кораблей, озёрных буксиров и барж, сюда посылали людей, имевших боевой опыт командования кораблями и судами, экипажи усиливали военными моряками, создавая двух – и трёхсменные вахты. На аэродроме около Новой Ладоги базировалась истребительная группа авиации Балтийского флота, обеспечивая прикрытие Дороги жизни.

От непрерывной работы этой ладожской коммуникации зависела судьба Ленинграда, фронта и флота.

Очень важное положение на пути следования наших кораблей с грузами по трассе Новая Ладога – Осиновец занимал небольшой каменистый остров Сухо, где стоял маяк, служивший хорошим ориентиром для командиров и штурманов. Остров прикрывал вход в реку Волхов.         22 октября 1942 г. фашисты попытались захватить этот клочок суши. «Замысел врага, - вспоминал В.Ф. Трибуц, - заключался в том, чтобы внезапно высадить на остров десант, уничтожить гарнизон и маяк. Это, конечно, позволило бы ему получить возможность на некоторое время закрепиться на острове и контролировать этот важнейший район. В случае успеха гитлеровцев каждый наш корабль, шедший в Новую Ладогу или в Осиновец, подвергался бы воздействию противника, Фашисты перебросили на Ладогу десантные баржи с мощным артиллерийским вооружением, предназначавшиеся для вторжения в Англию. Итальянцы предоставили свои торпедные катера, укомплектованные личным составом; действовали и финские катера».

Когда завязался бой, адмирал Трибуц прибыл в Новую Ладогу, чтобы лично руководить операцией. Он отдал приказ поднять в воздух штурмовую авиацию Балтийского флота и выслать корабли навстречу противнику. Из командного пункта Ладожской военной флотилии в Новой Ладоге адмирал несколько раз по телефону докладывал обстановку начальнику Генерального штаба А.М. Василевскому.

Быстро оказанная помощь гарнизону острова Сухо, совместные удары авиации и кораблей сорвали оперативные планы фашистов. На другой день Советское информбюро сообщило: «22 октября до 30 десантных судов и катеров противника под прикрытием авиации пытались высадить десант на один из наших островов на Ладожском озере. Силами гарнизона острова, наших кораблей и авиации Краснознамённого Балтийского флота десант противника был разгромлен. В результате боя уничтожено 16 десантных судов противника и одно судно захвачено в плен. В воздушных боях в районе высадки сбито 15 самолётов противника. Наши корабли потерь не имеют».

До конца войны гитлеровцы так и не смогли организовать ни одного десанта на наш ладожский берег.

Литература:

Трибуц В.Ф., адмирал. Балтийцы сражаются. – М., Воениздат, 1985, стр. 189 -191, 196, 294 – 296


 

МУРАВЬЁВ ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ (1908 – 1988)

МУРАВЬЁВ ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ (1908 – 1988)

ВЛАДИМИРОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1923 – 2012)

ВЛАДИМИРОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1923 – 2012)

АЛФЁРОВ ЖОРЕС ИВАНОВИЧ (род

АЛФЁРОВ ЖОРЕС ИВАНОВИЧ (род

ФЕДЮНИНСКИЙ ИВАН ИВАНОВИЧ (1900 – 1977)

ФЕДЮНИНСКИЙ ИВАН ИВАНОВИЧ (1900 – 1977)

Ленинграду вторым кольцом блокады, была разгромлена

Ленинграду вторым кольцом блокады, была разгромлена

ТРИБУЦ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ (1900 - 1977)

ТРИБУЦ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ (1900 - 1977)

Фашисты перебросили на Ладогу десантные баржи с мощным артиллерийским вооружением, предназначавшиеся для вторжения в

Фашисты перебросили на Ладогу десантные баржи с мощным артиллерийским вооружением, предназначавшиеся для вторжения в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022